Потерянный Омск

Можно бесчисленное количество раз менять города, искать лучшую долю, сравнивать между собой Москву и провинцию. Кто бы, что не говорил, а лучший город – это город детства. Именно он снится нам по ночам, когда мы ворочаемся на постели в душном дешевом отеле или очередном съемном жилье. Именно в город детства мы хотим вернуться, когда нам плохо или одиноко.

Прощай, оружие

Так уж случилось, что мой родной город – Омск. Жили мы там не в новостройках, а в самом что ни на есть центре города. На картинке изображен дом: улица Серова, 13. Сюда меня принесли из роддома. Это была квартира маминых родителей. Дед ее получил, когда стал командовать цехом на заводе Октябрьской революции, где в свое время делали танки и трактора.

Серова, 13 - мой родной дом
Серова, 13 — мой родной дом

Когда то завод был паровозоремонтным, но научно-техническая революция, а так же война, поставила сначала крест на мирной продукции предприятия, а затем и на паровозе, как на машине. Начиная с 40-х годов, здесь выпускали танки. Знаменитые Т-шки. В 90-е годы промышленный гигант не смог пережить переход на рыночную экономику. Танки новой стране в таком объеме, как раньше, были уже не нужны, а трактора и сеялки проигрывали по характеристикам конкурентам. Сначала с завода продали всё, что можно продать, а потом попытались признать предприятие банкротом.

Вот так на заводе когда-то собирали танки
Вот так на заводе когда-то собирали танки

Это удалось лишь отчасти. До сих пор несколько цехов завода еще функционируют. Вот только эта работа похожа скорее на предсмертные конвульсии, чем на нормальный труд.

На самом деле в Омске многие промышленные мощности пришли в негодность за последние десятилетия. Одним заводом дело не ограничилось. Исчез с лица Омска знаменитый завод Электроточприбор, производивший измерительную аппаратуру и приборы автоматики. Теперь в его корпусах располагаются офисные центры, филиал какого-то университета, автомойка, оптово-розничные магазины, несколько ресторанов и даже самый популярный в городе ночной клуб.

Ночной клуб Атлантида занял главный корпус Электроточприбора
Ночной клуб Атлантида занял главный корпус Электроточприбора

Там где когда-то ковалась мощь советской оборонной промышленности, делались передатчики для авиации и флота, теперь пьяные девицы и юноши прожигают свою жизнь и тратят родительские деньги.

Завод «Полет», выпускавший самолеты Ан, коробки передач для автомобилей «Москвич» и кучу разных деталей для советской авиации, теперь сократился до размера нескольких цехов. Ни о какой авиации здесь уже и не помышляют. При прошлом губернаторе жителей Омска ежегодно кормили завтраками, мол, вот-вот и «Полет» встанет с колен. Рассказывали про огромные заказы, по которым уже достигнута предварительная договоренность. На деле же никаких заказов и контрактов не было. Большинство работников уволили, кто остался – работают четыре дня в неделю и получают за это мизерные деньги. До сих пор сотрудникам «Полета» предоставляют один день в неделю для поиска работы. Предприятие – обуза для города, а сотрудники – обуза для предприятия. Такой вот затейливый круговорот получается.

О былом величии «Полета» напоминает только стела перед главным входом.
О былом величии «Полета» напоминает только стела перед главным входом.

Руководство завода большую часть своей огромной территории сдало мелким и средним предпринимателям под склады. На незастроенной земле «Полета» в настоящий момент возводят микрорайон «Космос». Квартиры там продаются неохотно. Райончик не близкий, публика рядом проживает сомнительная, до работы ехать далеко.

Рядом с «Полетом» находится еще один промышленный гигант – конструкторское бюро имени Баранова. Это предприятие сейчас входит в холдинг, объединяющий российские предприятия космической отрасли. На заводе имени Баранова раньше выпускали различные агрегаты для спутников, космических кораблей и прочей высокотехнологичной техники. Ныне, время от времени, предприятие что-то производит, вот только эта продукция, в основном, штучная и нерентабельная. Молодых людей на завод силком не затянешь, собственно как и хороших специалистов.

Завод имени П.И. Баранова мало изменился с советских времен
Завод имени П.И. Баранова мало изменился с советских времен

В 60-е годы прошлого века для работников заводов «Полет» и «имени Баранова» был спроектирован специальный микрорайон – Чкаловский. По своей сути Чкаловский район представляет город в городе. От Омска его отделяют огромные территории заводов: Шинного, «Полета», «КБ имени Баранова». На Юге к Чкаловску примыкают Сажевый завод, а на севере ТЭЦ-5. С точки зрения экологии это самый неблагоприятный район для жизни в Омске. Что Шинный, что Сажевый заводы, что ТЭЦ регулярно производят выбросы вредных веществ в атмосферу. Жителей Чкаловска пеплом, падающим с неба, уже не удивишь. Они круглый год живут, как у подножия вулкана Везувия.

Географически Чкаловский район напоминает гигантский вытянутый спальник. Вдоль центральной улицы – Космического проспекта, тянутся ряды пяти- и девятиэтажных зданий. Выезда из района всего два. В час пик там всегда пробки, если верить Яндексу – от семи и до восьми баллов. Как говорят старики: «В наше время такого не было».

В былые годы не удавалось всех работников предприятий Чкаловска поселить непосредственно внутри района. Десятки автобусов привозили каждое утро сотрудников завода из других частей города. Данное направление было самым нагруженным в советском Омске. Для того, чтобы разгрузить улицу Богдана Хмельницкого и Лизы Чайкиной, от постоянных пробок, хотели даже строить метро. План метро утвердили еще в 80-е. В 2007 в городе открыли метромост. Только вот незадача, никто изменившихся реалий не заметил. По плану метро проходит по улицам, которые были перегружены в советские годы, сейчас основной поток транспорта движется совсем по другим артериям.

К юбилею города обещают открыть две станции омского метро. Одну с одной стороны метромоста, другую – с другой. Если на правом берегу у моста еще людное место, то слева находится поселок Рыбачий с частным сектором. Ветхие старые дома хотят снести, но когда до этого дойдут руки? Пока расчистили не более четверти бывшей деревни. На это ушло пять лет. Сколько еще понадобится времени? Одному Богу известно, да и он уже, наверное, теряется в догадках.

Как в Омске убивали транспортную сеть

Каждому школьнику известно, что дорожная сеть крупных городов предполагает наличие дорог-дублеров. Если один проезд занят, например, по причине аварии, то машины могут спокойно объехать по соседней улице. В Омске так сделать проблематично. У главных дорог либо совсем нет дублеров-помощников, либо они малопригодны для езды по причине ненадлежащего качества дорожного покрытия, узкой проезжей части и т.д. и т.п.

Возьмем за пример Проспект Маркса. Улица тянется от Железнодорожного вокзала до моста через реку Омь, что у площади Ленина. По этой транспортной артерии стекаются в центр города большинство его жителей с южных окраин. Порядка сотни тысяч человек ежедневно курсируют по многострадальному Проспекту Маркса взад и вперед. Что утром, что вечером, улица беспросветно стоит. Восьми-девяти бальные пробки по шкале Яндекса здесь совсем не редкость. Когда выпал первый снег, то и все десять баллов были суровыми буднями омской магистрали. Объехать Проспект Маркса почти нереально. Существует параллельная улица – Иртышская Набережная, но она заканчивается тупиком. С нее неизбежно приходится съезжать на проспект. Проспект стоит в пробке, вереница ожидающих проезда машин растет и, как результат, застревает не только Проспект Маркса, но и Иртышская Набережная. В самых «пиковых» местах никто центральную магистраль не страхует.

Такая же беда и дальше, с улицей Красный Путь и проспектом Мира. Омск уникален тем, что построен вдоль, по сути, одной улицы, которая копирует береговую линию Иртыша. Улица эта, правда, имеет три разных названия (вышеупомянутые Проспект Маркса, Красный Путь, Проспект Мира), но, по сути, является одной. Расстраивать магистрали вширь уже невозможно. По строительным нормам проезжая часть должна находиться на расстоянии не менее 2,5 метров от жилых зданий, а при наличии пешеходной зоны, еще и ограждаться заборчиком. Расширять транспортные артерии в Омске некуда. Они попросту упрутся в здания. Остается только развивать альтернативные виды транспорта – трамвай, метро, монорельс.

Такое очевидное обычному обывателю решение, как оказалось, омским властям стало костью в горле. Начиная с конца 90-х, когда мэром в Омске стал господин Рощупкин, городскую сеть принялись крушить. В былые времена сибирский город плотно соединялся трамвайными путями. Звенящие вагоны бегали от улицы Труда чуть ли не до Нефтезавода. Маршрут проходил и на Левый Берег. В огромном городе практически не оставалось мест, куда нельзя было бы добраться на трамвае. Ситуация просто отличная. Крепкий хозяйственник, коим по идее и должен являться мэр, за подобную инфраструктуру должен цепляться руками и ногами, холить ее и лелеять. Посудите сами, трамвай хоть и уступает автобусам по скорости, но ему не страшны заторы и пробки. Езжай – не хочу. В настоящее время трамваи вытеснены на окраины и большой популярностью не пользуются. Маршруты их не востребованные, а вагоны старые, холодные и неудобные.

Омский трамвай выдворен на городские затворки
Омский трамвай выдворен на городские затворки

Автобусная сеть, как и трамвайная, в последние годы, тоже претерпела серьезную реорганизацию. Многие маршруты закрыли, на других уменьшили количество автобусов. Осенью 2012 года в одном из городских ПАТП сгорели 12 автобусов. Вину за происшествие на себя никто не взял. Согласно официальной версии транспорт претерпел самовозгорание. Такая вот мистика. Омичи такой чертовщины не боятся. Для них гораздо страшнее, что глава департамента транспорта пообещал поднять цены на проезд, с 12 рублей до 21. Любопытно, автобусы будут старыми, кондуктора точно так же будут хамить пассажирам, как и сейчас, автопарк не увеличится, а проезд почему-то будет дороже. Неужели главе департамента старый коттедж стал мал? Наверное, замок себе построить хочет.

Прощай, Омск Архитектурный!

Трудно сказать, был ли Омск когда-то образцом архитектуры. Учебники по регионоведению твердят, что был. Когда гуляешь по городским улицам – верится в это слабо. Некогда главную омскую улицу – Любинский проспект, не только испортили названием, переименовав в улицу Ленина, но и наводнили магазинами. Огромные витрины и красочные вывески закрыли собой весь фасад старых зданий, принадлежавших когда-то владельцам заводов, квартир и пароходов.

Современный Любинский проспект
Современный Любинский проспект

К сожалению, с помощью современной фототехники невозможно передать весь ужас сложившейся ситуации. Представьте сами, на чудесной улице, полной памятниками архитектуры стоит магазин, где старьевщики продают бывшую в употреблении бытовую технику.

Ненавистный омичам магазин в историческом центре города
Ненавистный омичам магазин в историческом центре города

Безобразия в образ города добавляют не только местные частные предприниматели, но и архитекторы. Посмотрите, какую гадость они настроили.

Театр кукол Арлекин
Театр кукол Арлекин

Чисто визуально театр неплох. Он бы мог адекватно смотреться среди авангардных построек. Может быть, кто-то даже назвал бы его красивым, но в Омске Арлекин стоит на проспекте Маркса и через дорогу от него находится цирк, построенный много лет назад совсем в другом стиле.

Омский Цирк
Омский Цирк

Весь этот ансамбль в сборе создает потрясающую какофонию на омских улицах. Как будто их внешним видом занимаются не профессиональный архитекторы, а юные профаны. Еще одним примером полнейшей безвкусицы является новое здание Концертного зала. Это здание стало своеобразным дембельским аккордом бывшего губернатора Омской области Леонида Полежаева. Полежаев находился у власти более двадцати лет, уходя на пенсию, он сделал подарок горожанам – открыл реконструированное здание Концертного зала.

Теперь Концертный зал выглядит именно так
Теперь Концертный зал выглядит именно так

Не страшно, что главная концертная площадка омской филармонии выглядит, как пожизненный мавзолей бывшему губернатору Полежаеву. Печалит, что через дорогу находится красивейшее здание постройки конца 19 века – Омский кадетский корпус.

Главный корпус Омского кадетского корпуса
Главный корпус Омского кадетского корпуса

Зачем Полежаев реконструировал концертную площадку? Для чего? Воткнул в самый центр города ужасный, безвкусный архитектурный выродок. У здания совершенно нет лица. Весь фасад заделан ужасной мрачной плиткой, а наверху изображен огромный красный скрипичный ключ. Что хотел сказать архитектор? Какие изобразительные приемы он использовал? Отмыли деньги, сделали и перекрестились.

Дорогие друзья, не судите, пожалуйста, мои опусы строго. Это всего лишь проба пера, испытание жанра «Городские недовольства». Оставляйте комментарии под текстом, и тогда я смогу понять стоит ли лить желчь на свой родной город дальше. Если вам интересно, то я расскажу, как в Омске сгубили все городские деревья, почему в реке упала вода и кто делает ее грязной и т.д. и т.п.