Из провинции в провинцию или история большой ошибки

По разным причинам отваживаются люди на переезд… Моя причина — не оригинальна. Как-то всё наскучило в родном Томске, где родилась и прожила 29 лет. Рассталась с супругом (хотя это был скорее положительный момент), жилья собственного не было (жили с бабушкой, а родственников, как известно, лучше любить на расстоянии), добираться на работу приходилось с пересадками (несмотря на то, что город относительно небольшой)… Короче, пришло полное ощущение, что определённый этап жизни пройден, и надо срочно что-то менять.

На ловца, как известно, и зверь бежит. Ровно в момент осознания необходимости перемен друзья знакомят меня с нынешним супругом. Он оказался жителем одного из райцентров Томской области — рабочего посёлка Белый Яр.

Белый Яр

Белый Яр. Фото by АНТОХА_007 (http://photo.sibnet.ru/users/AHTOXA_007/)

Белый Яр — «столица» Верхнекетского района, приравненного по условиям к крайнему северу. То есть не вечная мерзлота, но довольно фигово. Посёлок основан в 1930 году. Район огромный, лесной. Это место ссылок, и отправляли сюда далеко не только «политических»… Население — потомки этих самых ссыльных, да те, кто в советское время приехал сюда за длинным рублём и вовремя не успел смотаться.

Лесная промышленность развалилась сразу после распада СССР. Частников, которые довольно хорошо зарабатывали на богатствах района, в начале двухтысячных добил Лесной кодекс, принятый в 2007.

Фото by АНТОХА_007 (http://photo.sibnet.ru/users/AHTOXA_007/)

Осталась пара-тройка кое-как держащихся на плаву предпринимателей-лесников, но это — не масштаб, не масштаб. Был лисятник, где разводили чернобурых лис. В 90-е там просто раскрыли двери и выпустили производителей ценной пушнины на волю. Жрать нечего стало.

Работать здесь негде. Ну, разве что в бюджетной сфере. Это администрация, школы-садики, ЦРБ, РОВД. Ну, можно ещё барыгой или полы мыть. На этом — всё. Никаких производств, кроме нескольких лесопилок, где работа чрезвычайно сезонна. Неделю есть работа — месяц нету.

Томск, как известно — тупиковая ветка Западно-Сибирской железной дороги. Так вот, Белый Яр — тупик тупика. За нами дорога заканчивается. Отсюда многие проблемы. Были бы мы транзитными, и жизнь, глядишь бы…слегка забурлила. В планах протянуть ЖД ветку до Красноярска. Но я этого точно не застану.

Итак. Я приехала впервые в гости к жениху). И была ОЧАРОВАНА Белым Яром. Честно. Покой. Чистый (как я тогда думала, но об этом позже) воздух. ЛЕС!!!! Везде. А я любитель тихой охоты))) (грибов, кстати — навалом). И НЕБО! Поезд прибывает в Белый Яр ночью. Я взглянула на небо, и сначала не поняла — почему оно такое большое. От горизонта до горизонта…Потом дошло — домов высоких нет. И освещения, кстати, тоже. Только две центральных улицы. Стоит свернуть — и темнота — хоть выколи глаз…

Одна из двух центральных улиц - Свердлова

Одна из двух центральных улиц — Свердлова. Фото by АНТОХА_007 (http://photo.sibnet.ru/users/AHTOXA_007/)

Не стоит думать однако, что Белый Яр — деревня. Если вам так показалось — вы не видели деревень. Как-то отправилась я по заданию редакции (да, там есть даже газетёнка, об этом тоже после) по деревням района. Тут я, городской житель, деревни-то и нюхнул… Один магазин типа «сельпо», маленькая деревянненькая школка, фонарик по ночам освещает лишь крыльцо администрации. Дороги, покрытие которых — грязь. Покосившиеся чёрные домики и сараи… Зимой люди живут в летних кухнях, потому что дом топить дорого… Это в лесном-то районе.

Когда в Белом Яре открылся супермаркет «Холди», с периферии (так тут деревни называют) хлынул поток в банки (!!!), люди брали кредиты, чтобы еды накупить!!!!!!!!!! В день открытия лезли по головам, чтобы скорее нахапать…Как же это унизительно…жить в деревне в районе, приравненном к крайнему северу….

Свершилось — переезжаем

Итак, вернёмся к переезду, в далёкий уже 2007 год. Подружив населёнными пунктами несколько месяцев, обдумывая, куда же всё-таки переехать — будущему мужу ко мне, или мне к будущему мужу, я-таки решилась перебраться поближе к земле)))) Основным условием переезда была покупка благоустроенной квартиры, ибо топке всяких печек я обучена не была, и заниматься этим в мои планы не входило. Супруг нашёл отличный вариант — трёхкомнатная довольно большая квартира в двухэтажном кирпичном доме, с центральным отоплением, участком земли (2 сотки) прямо за домом и гаражом с погребом. Стоило всё это удовольствие на тот момент всего 500 тысяч. К слову сказать, через месяц цена нашей квартиры составляла уже 1 млн. Так что повезло, в принципе.

Фото by АНТОХА_007 (http://photo.sibnet.ru/users/AHTOXA_007/)

Я собрала пожитки (диваны, холодильник, швейную машинку, всякое тряпьё, посуду и несколько мешков книг), погрузили мы всё это хозяйство в вагон-базу (так называется грузовой вагон нашего поезда) и помчалась я на всех парусах к новой жизни.

Работу, к слову сказать, я нашла сразу. Местная газета «Заря Севера» с радостью распростёрла свои объятия профессиональному журналисту. Зарплата меня, мягко скажем, не порадовала. Если в Томске на тот момент я зарабатывала от 15 до 20 тысяч (с колымами) в месяц, то здесь мне предложили 8. Но это полбеды. Информационное наполнение этого издания повергло меня в уныние. Здесь, например, существовал обычай — травить местного мэра. А вот главу района, напротив, превозносить. То есть, что бы ни случилось — мэр в любом случае — козёл… Никакой отрицательной информации, если она, конечно, не касалась мэра… Содержание номера: кипучая жизнь местного клуба (самодеятельность), отчёты администрации о своих достижениях, новости из сельских поселений (где какую яму выкопали и почему до сих пор не закопали) и самая любимая — четвёртая полоса — кто, где и почему помер, а так же кто, где и что продаёт.

В городе я имела полную свободу. Что хочу, то и пишу. В смысле, я могла выбирать любую тему. Разумеется, вся информация проверялась, брались комментарии у умных людей… Это новшество я попыталась внедрить и в «Заре». В принципе, почти получилось. Запрет был один — на критику работы администрации района. Что ж, тоже хлеб. Со временем моя зарплата достигла 9,5 тысяч. И это был потолок. Но, поскольку супруг трудился в структуре МВД, а там доходы даже тогда были много достойнее, нас это не пугало.

Место в садике для средней дочери добыли путём подключения связей. В посёлках тоже есть очереди. Старшая осталась в Томске (слава богу, хватило ума не выдёргивать её из языковой гимназии в поселковую школу). Да и смысла не было, поскольку планировали задержаться здесь года на два, не больше, а вышло вон оно как….Средняя уже в 5 классе, младшей — 6 лет…А мы всё здесь.

Прелести жизни «на природе»

Порхала и радовалась жизни я примерно года два. Какая лепота — можно ходить пешком на работу! Хоть и три километра, но они — в радость. Вокруг — тишь да гладь… Большая уютная квартира. Дом наш расположен очень удачно. Вроде и не не в центре, но за 15 минут дотуда очень легко дойти. И при этом дороги — далеко, я без опаски отпускаю детей погулять. До Томска — 300 км. Часа за 4 спокойно можно доехать, если дороги прогрейдировали)))

Конечно, природа здесь красивая. Повторюсь — вокруг леса…Посёлок стоит на высоком берегу реки Кеть. Красотишша. Ягоды-грибы-кедровые орешки. Дичь. Лоси-олени. Рыба. Чистые, прозрачные озёра.

Переехали мы в мае. Было довольно холодно, что нормально для этих краёв. А как только стало теплее, на улицу стало просто невозможно выйти. Это без преувеличений. То лето я практически полностью просидела дома. Из-за гнуса невозможно было дойти пешком до магазина, который находился в двухстах метрах от дома. Вдыхаешь воздух — и у тебя полный нос и рот мошки. Детей это не останавливало. Помню, поддавшись на уговоры ребятишек, приехали купаться на Светлое озеро. Я даже из машины не вышла. Четырёхлетняя дочка выныривает из воды, а у неё кровь струёй льётся по лицу. Мошки напали… Кричу — поехали домой!!!! А она — НЕЕЕЕТ!!!

Бывает, конечно, гнуса и не так много. Но это — слабое утешение. Чтобы выйти в огород, приходится обливаться с ног до головы репеллентами. Если для мошки не погода, то, стало быть, для комаров — в самый раз. И наоборот. Не теряются и пауты (оводами их в других местностях зовут). Осенью хорошо… Почти никого нет. Но осень здесь недолгая… А вот зима — напротив. Кстати, приняла окончательное и бесповоротное решение о переезде я прошлым летом. Когда до 14 июня проходила в куртке и демисезонных сапогах. А 15 началось самое настоящее пекло. Короче — для метеозависимых людей просто рай земной)))))))

21035979

Бонусы

Небольшие плюсы всё-таки есть. Ну, к примеру, прибавка к зарплате за проживание в этих богом забытых местах, оплата раз в два года проезда к месту отдыха (окромя редакции)))), учителям возвращают деньги за коммуналку (мы за свою квартиру платим 6 тыс. в мес.). Охота — рыбалка шикарные. Вот, пожалуй, и всё.

Нравы

Но всё бы это было ничего, ко всему, как известно, такое животное, как человек, привыкает. Нехай бы с этим гнусом, и с семимесячной зимой…Но живёшь-то в итоге всё равно — с людьми. И хотя я человек самодостаточный, и с самой собой мне не скучно, и семья моя прекрасная, и даже нескольких верных и хороших друзей завели…но! К сожалению, этим круг общения работающего человека не ограничивается…

В газете я проработала в общей сложности года два. Перед последним полугодием был трёхлетний перерыв, связанный с рождением ребёнка. Даже сидя дома (!!!!) я «умудрялась» дать местным кумушкам повод для сплетен. Ну как же!!! Такого завидного жениха увела… И вся грязь, которая только может быть с этим связана, выливалась регулярно…не мне на голову, нет. Меня это до поры до времени просто веселило. Моя персона, жизнь моей семьи, наш отдых, наши покупки обсуждались всеми, кому было только не лень.

Я — человек мирный, на конфликт первая сроду не пойду, но ведь всякому, даже самому ангельскому терпению рано или поздно приходит конец… С некоторыми приятелями-знакомыми распрощались навсегда, ибо они тоже, как выяснилось, не гнушались ножик в спинку исподтишка воткнуть.

К тому же, я являюсь обладателем одного неудобного качества — у меня обострённое чувство справедливости… Ну, не люблю я, когда при мне унижают людей. За себя постоять могу…оказывается, не всем это под силу. Короче, когда в очередной раз на летучке главная редакторша «Зари» начала орать, не выбирая выражений, на пожилых сотрудников редакции, к тому же — мужчин, к тому же, ранее занимавших высокие посты, и пришедших в редакцию ради того, чтобы не заплесневеть на пенсии, к тому же, очень воспитанных и порядочных, я не выдержала. Я поинтересовалась, не считает ли она нас здесь холопами, сообщила, что крепостное право давно отменили, а нормальный человеческий язык никто не отменял. Вся редакция потупила глазки, и промолчала. Поорать — не единственная шалость этой дамы. Мы не имели права ходить на больничные. Ходить-то ходили, но их никто не оплачивал. Не смотря на то, что раз в два года нам (как жителям района, приравненного к крайнему северу) обязаны были оплачивать проезд к месту отпуска, никто разумеется за этим даже не обращался….и т.д. и т.п. Короче, ушла я оттуда, напоследок так долбанув дверью, что там, наверное, ещё неделю штукатурка сыпалась)

Не слишком повезло и со следующим местом работы — школой. Вообще, меня, конечно, предупреждали, что женский коллектив — это  отвратительная помойная яма. Но мне как-то не верилось. Работая в Томске в нескольких редакциях, я ни разу не сталкивалась ни со сплетнями, ни с подлянками, как-то везло… Всегда попадались дружные и весёлые коллективы.

Когда я устраивалась в школу, я сразу предупредила директора о своей неудобной черте характера. Что под хвостик целовать никого не буду, но работу свою буду исполнять честно. Итак, в 2012 году я стала преподавателем русского языка и литературы. В январе этого года я ушла. В подробности вдаваться не буду. Работа мне очень нравилась. Детей обожаю, они, не стану скрывать, относятся ко мне так же. До сих пор несколько раз в неделю приходят делегации попить чайку))))) С родителями — прекрасные отношения. Да даже с коллективом всё было в рамках. Исключение — руководство. Всё-таки под хвостик целовать — оказалось необходимым условием. А иначе — зарплата — минимальная, премия — минимальная, и всякие выволочки. В большинстве своём без малейшего повода. А я, не забывайте, не холопка))))))))))

Если вам показалось, что я сгущаю краски, то вам, действительно, это показалось. Люди, действительно, очень тяжёлые. Съездили отдыхать?! Готовьтесь к месячному перемыванию костей. «Откуда у них деньги?! Взятки берут!» Машину купили — та же песня. Даже когда мы поставили новую теплицу на огороде…соседи, которые лет 20 садили помидоры в старые завалюшки, побежали приобретать поликарбонатные хоромы))) Была несколько раз свидетелем: чирикают училки, любезностями обмениваются, только одна за порог — другая тут же окружающим все подробности общественной и личной жизни «подруги» выложит. Не знаю, может это в порядке вещей, но меня такой порядок не устраивает.

Откуда ноги

Причина, в принципе, понятна. Посёлок небольшой. Развлечений никаких. Даже ресторанчика сносного нет. Есть клуб (тот, где самодеятельность, а не тот, где ночные увеселения). Людям скучно. Но так опаскудиться от скуки…

К тому же, не нужно забывать о происхождении и корнях местного населения. Ссыльные, зэки, раскулаченные….впоследствии обнищавшие и состарившиеся гонцы за длинным рублём…(ну, ещё такие дуры, как я))))))))

Ещё один аспект — окружающая среда. Вокруг помимо лесов — масса болот. Может, это их дыхание отравляет воздух вокруг? Не случайно среди местного населения велик процент колдунов. Не знахарей, а именно колдунов. Это кроме шуток. Колдуют, колдуют и ещё раз колдуют друг на друга….

В болота, километрах в двухстах от Белого Яра падают ракетные ступени. И клюква там размером с полукультурку. Может, радиация медленно, но верно разъедает мозги?

Вместо эпилога

Вот сижу я сейчас перед ноутом, пишу историю своей восьмилетней жизни в «райском уголке». Безработная) Неунывающая журналистка, теперь ещё и учитель, мать троих детей. Жена хорошего мужа. И мечтаю о ближайших жизненных переменах.

Цель моего рассказа: с одной стороны предостеречь страждущих спокойной жизни в провинциальной глуши, с другой стороны — если вы не обладаете гипертрофированным чувством справедливости, и умеете абстрагироваться от окружающей одушевлённой и неодушевлённой среды, работу найти — не проблема. Жить можно. Только нужно ли.

В августе мы с супругом едем на разведку. Место переезда уже определено. И всё у нас обязательно будет прекрасно.