Моя «сибириада»: часть вторая

Дорога – мой дом, небо – моя тетрадь … 

Однажды, году этак в 2005, я спросила мужа, который на тот момент уже изрядно покатался по просторам нашей Родины с командировками, в каком городе он хотел бы жить.

«Томск или Владимир» — ответил он, не раздумывая. Поговорили и забыли.

Но, видно в тот день Небесная Канцелярия не дремала, и наш невинный разговор был принят как руководство к действию.

Потом последовал очень интересный период нашей жизни, описанный мною в предыдущем моём повествовании. Кратко напомню: жили в Барнауле, работали, мечтали, растили сына, учили английский язык, строили планы, карьеру и с оптимизмом смотрели в будущее.

И вот настал июль 2010 года. Работа мужа позвала нас в Томск. Он выиграл конкурс на руководителя Томского отделения в компании, где он работал.

На все мои запросы относительно Томска, поисковики в инете мне упорно твердили: «Место ссылки, начиная с Петровских вплоть до Советских времён» и выдавали фото полуразрушенных деревянных хибар. Картину дополняли, на тот момент, не важные показатели работы Томского отделения, с чем необходимо было как-то разобраться моему мужу.

Ну, ссылка, так ссылка! Не Колыма и на том спасибо!

С собой взяли только личные вещи и самое необходимое на первое время. Хорошо совпало, что сын на тот момент гостил у родителей мужа в Алматы. Оставили кота и квартиру на попечение родственников и отправились в путь.

На подъезде к городу нас встретили сослуживцы и разместили в гостинице. Был прекрасный солнечный день. Мы поужинали в ближайшем суши — баре и пошли спать.

На следующий день муж поехал на работу, а я пошла на поиски жилья. Сидела в сквере на скамейке и звонила по объявлениям. Все квартиры сдавались через агентства. Услышав мои пожелания по квартире, на том конце провода меня уверяли, что только у них есть эксклюзивные варианты квартир, перечисляли адреса, бесконечно мне перезванивали и назначали встречи. На следующем номере повторялось то же самое. Тоже эксклюзивные варианты по тем же адресам и заверения, что только они мне смогут помочь. Отдав дань самым проворным, я договорилась о просмотрах квартир. Каждый час у меня было по квартире.

Эх, ребята, какое же это всё-таки увлекательное занятие – выбирать квартиру!

Исходя из должности,  мужу была назначена внушительная сумма компенсации на жильё. Поэтому смотрела я в основном элитки в центре. Приобретя карту города, я – любительница пеших прогулок, просто порхала от квартиры к квартире,  как бабочка порхает от цветка к цветку, по залитому солнечным светом Томску. С каждым шагом я всё больше влюблялась в этот город. Всё здесь казалось мне каким-то необычно-красивым и гармоничным. Каждая квартира была по-своему хороша. Полностью мебелированные, со всей бытовой техникой. Заходи с одним чемоданчиком и живи. На третьем или четвёртом адресе познакомилась с молодыми риэлторами, девчонками моего возраста. Они меня повозили ещё по нескольким адресам, и выбор был сделан.

Трёшка в самом центре за филармонией в Пионерском переулке. В пользу этого варианта был огороженный двор с детской площадкой. Хозяин живёт в Москве, квартирой занимается его отец – пожилой учитель, но довольно бодрый дедушка. На следующий день мы уже переехали.

Утром муж уезжал на работу, я мыла окна, раскладывала вещи и шла гулять по городу. Я бродила часами, восхищённо рассматривая эти, непохожие друг на друга дома – памятники деревянного зодчества. Мне так хотелось увидеть их изнутри! Я облазила все переулки и закоулки в центре. Загадочность усиливал ландшафт местности, холмы и овраги. И все эти таинственные названия районов: Юрточная гора, Верхняя и Нижняя Елань, Татарская слобода, Каштаки в конце концов. Я обошла все музеи, разыскала информацию,  какую только могла найти о городе и была в полном восторге. Некоторые знания об истории города я подчерпнула от мужа, которому по приезду коллеги устроили экскурсию с профессиональным гидом.

Потом, когда к нам приезжали друзья и родственники, мы им устраивали экскурсии. Возили по городу и наперебой рассказывали об истории Томска и интересных фактах. Ещё мы узнали, что большая часть Томской области это Васюганские болота, где добывают нефть и газ. Эти огромные по площади болота влияют на всю экосистему планеты, так же как ливневые леса в Бразилии. Я ужасно гордилась ))) Вот в каком значимом месте мы живём! Ещё мне почему-то казалось, что мы находимся почти на краю цивилизации. Поэтому по выходным я просила мужа возить меня в отдалённые районы города, чтобы как-то победить это чувство.

Однажды воскресным утром я повезла мужа на экскурсию в одно из самых злачных мест Томска район Черемошники.

«Под покровом ночи туда зайти не моги!» — зловеще сказала я в начале путешествия. Мы сели в трамвай рядом с домом и поехали, озираясь по сторонам. Сначала муж плевался, потом присмирел от безысходности, а потом даже заинтересовался. И вот уже внутри печально известного района в трамвай вошли две дамы, изрядно потрёпанные жизнью, подсвечивая себе фонарями из-под обоих глаз. Бутылки пива в руках красноречиво говорили, что субботний вечер удался.

— Рассчитываемся! – сказала кондуктор.

Дамы судорожно начали шарить по карманам.

— Рассчитываемся или пшлии вон! – повторила она.

Мы уже собирались заткнуть уши как, к нашему удивлению, услышали от дам примерно следующее:

— Пардоньте, сударыня! Конфуз вышел. Ретируемся незамедлительно!

И вышли на ближайшей остановке.

Вот он Томск – образованный город!

«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше!» — этот клич вождя пролетариата с детских лет мозолил мне глаза при входе в родную школу и таки внедрился в моё подсознание, не оставив место сомнениям в целесообразности данного утверждения.

Ну, где ещё учиться как не в Томске, городе студентов! И я решила продолжить изучение любимого мною английского языка в стенах старейшего за Уралом Императорского, а ныне Томского Государственного Университета.  У меня уже имелось два диплома, с коими я себя слабо ассоциировала, т.к. давно поняла, что моё призвание исключительно гуманитарные дисциплины.

На факультете Иностранных языков я собиралась получить дополнительное образование по специальности переводчик. Обучение предполагалось дневное с очень удобным графиком занятий. В неделю необходимо было посетить определённое количество часов по каждому предмету и на выбор несколько вариантов времени посещений. Нужно было сдать экзамены по всем предметам и через два с половиной года защитить диплом.

Если когда-нибудь бабушки у подъезда начнут вам рассказывать, что раньше трава была зеленее, вода мокрее, а молодёжь сейчас вообще вся снаркоманилась – не верьте! Есть ещё достойные отроки и отроковицы в нашем Отечестве, по крайней мере, в Томске. Эрудированные, воспитанные, весёлые, с горящими глазами, полными надежд и ожиданий! Наверное, и мы такими были!

Престарелых студенток как я, на нашем курсе было ещё несколько. Мы жадно «грызли гранит науки» и боялись провалиться на экзаменах. Все остальные были молодые ребята студенты,  параллельно обучающиеся на других факультетах. Разница в 12 лет только сближала меня с ними. Мне так было интересно снова окунуться в этот уже подзабытый мною яркий мир студенчества! Им была интересна моя взрослая жизнь. У нас был предмет «Лексика», где нужно было говорить по-английски на заданные темы. Какие мы там интересные дискуссии устраивали, периодически в пылу спора переходя на русский язык!

Один умный человек сказал моему мужу: «Дэн, будь осторожен! Здесь народ грамотный. Могут так подставить, мало не покажется!»

Итак, жили мы себе, не тужили. Привезли сына и кое-что из мебели из Барнаула, договорились со школой и ждали начало учебного года. Лето подходило к концу. И в один прекрасный день дедушка, отец хозяина квартиры привёл покупателей,  и квартира была продана. «Позвольте, сударь, а как же мы? Мы только что заплатили за второй месяц проживания…» На что он стал дико извиняться, говорил, что не понимает сегодняшнюю жизнь и сына бизнесмена. Он вернул деньги за второй месяц и разрешил нам остаться пока не найдём квартиру. Потом он мне по секрету  рассказал, что у его сына в Томске 25 квартир, которыми с ним рассчиталась за землю строительная фирма. Квартиры были дорогостоящие и этот «олигарх местного разлива, проживающий в столице» одновременно их продавал и сдавал. Я встретилась с девчонками-риэлторами, одна из которых была юристом. Но оказалось, что эта бумажка – договор на 11 месяцев годилась только для гигиенических целей. Арендаторы, как и арендодатели, практически не защищены друг от друга и в этом вопросе «как повезёт,  и на кого нарвёшься». Но, забегая вперёд, скажу, что все остальные хозяева квартир, в которых мы жили, были людьми порядочными. И мы тоже вели себя достойно по отношению к ним.

Мы снова кинулись на поиски квартиры, но не тут-то было. Город уже заполонили студенты со всей Сибири, Казахстана, Тывы и Хакасии. Не осталось даже самых дорогих вариантов. Нам предлагали такое убожество!

Но кто ищет, тот всегда найдёт! И мы нашли квартиру ещё лучше прежней, в самом хорошем районе города, районе Буфф-сада. Муж работал, ездил по командировкам,  я бегала в Университет. Убегала – прибегала, кормила сына, помогала ему делать уроки, уводила в школу, делала свои домашние задания. Несколько раз, когда муж был в командировке,  я брала сына с собой на вечерние занятия. Было забавно! Студентка на занятиях с девятилетним сыном. Так прошёл год.

Как-то тёплым весенним днём, мы возвращались с одного загородного мероприятия, где мужу по долгу службы, нужно было двинуть речь, и от нечего делать я начала расспрашивать его о футболе в Томске.

На тот момент я была абсолютно равнодушна к большому спорту. Но мы жили вблизи городского стадиона на улице Белинского и, когда играла «Томь», это было событием, которого было невозможно не заметить. Перекрывались улицы, прилегающие к стадиону, а по округе ходили болельщики с разрисованными под символику клуба лицами и скандировали свои речёвки. Муж мне рассказал, что «Томь» — единственная в Сибири футбольная команда, входившая на тот момент в Премьер-Лигу и как-раз сегодня они играют на нашем стадионе с Питерским «Зенитом». И я поняла, что это круто, и я никак не могу пропустить  это событие! Компания, где работает мой муж, спонсор Российского чемпионата по футболу, поэтому у него было два абонемента в vip-зону на весь сезон.

Итак, мы на стадионе. В vip-зоне собирается очень интересная публика, в основном мужички в возрасте из городской элиты. Они попивают коньячок из серебряной стопочки, передавая её по кругу всем присутствующим, шутят, матерятся по-доброму, обсуждают матч и игроков. Т.е. моему взору предстало сразу два увлекательных зрелища: интересное общение обитателей vip-зоны и собственно сам матч.

Трибуны ревут, фанаты неистовствуют, мы обнимаемся и целуемся с рядом стоящими, слёзы на глазах, эмоции захлёстывают, всеобщее ликование сотрясает Томский стадион! Мы победили! Мы победили чемпионов России – Питерский «Зенит»!

Потом подряд сыграли вничью с Московским «Локомотивом» и «Спартаком», что тоже очень хорошо. А вот потом как-то не очень…

Но я благодарю «Томь» именно за эту победу и желаю им снова занять утерянные позиции и вернуться в Премьер-Лигу!

Достаточно быстро мы поняли, что через какое-то время муж сможет продолжить своё продвижение по карьерной лестнице. Когда появились первые «звоночки», я ему сказала, что непременно поеду за ним в любой город и все бытовые тяготы возьму на себя, а он может спокойно заниматься любимым делом.

— Если будет нужно, я оставлю свою учёбу – сказала я, искренне не веря, что через несколько месяцев мне придётся сдержать данное слово.

Мы любим приезжать в Томск, хотя у нас никого там нет, кроме коллег мужа по работе. И как же было необыкновенно приятно, что после того как мы покинули город, именно Томские коллеги номинировали мужа на награду «Лидер перемен», которую он заслуженно получил. Значит, мы не зря там жили, что люди вспоминают нас добрым словом!

И мы будем туда приезжать, какой бы длинный путь ни пришлось для этого проделать!

Но это уже другая история…

Продолжение можно прочитать здесь