Одиссея: из Йошкар-Олы в Дубну, из Дубны — в Киров

Сегодня я расскажу вам удивительную историю, настоящую Одиссею, о том, как мой родной муж ехал ко мне целых три года. Сама я живу в Кирове, а он метался между тремя городами — Дубной, Кировом и родной Йошкар-Олой.

Все началось с того, что я забеременела. Тогда мой муж моментально решился на переезд из Йошкар-Олы. Ему тогда было 18, то есть — ни образования, ни квартиры, ни хотя бы машины. Жить негде, кушать нечего. Свет в конце туннеля забрезжил лишь тогда, когда мужу внезапно предложили высокооплачиваемую работу в одном из далеких городков Московской области. И причем — работу не простую, а такую, о которой Марк мечтал всю свою сознательную жизнь.

Неутвержденный герб города Дубна

Неутвержденный герб города Дубна

По жизни Марк всегда был очень легким на подъем, но при этом обожал играть в компьютерные игры. И вот ему предоставилась возможность жить играми — работать видеомонтажером в офисе одного из крупнейших игровых изданий. Это было настолько великолепно, что не верилось. Зарплату обещали 25 тысяч. При том, что в Йошкар-Оле, своем родном городе, в 2009 году мой муж не мог заработать и 10 тысяч.

Дорога на вокзал в Дубне. Автовокзал - перед железнодорожным

Дорога на вокзал в Дубне. Автовокзал — перед железнодорожным

Наукоград Дубна 

На собеседование Марк поехал в Дубну, не имея лишней копейки в кармане и понадеявшись на русский «авось». Однако все сложилось как нельзя лучше, ему даже оплатили гостиницу за счет фирмы. И отправили за вещами. Насчет жилья обещали помочь. Я тоже радовалась, что у мужа сбываются мечты, и не хотела им мешать. Потому сидела дома и рыдала в подушку, ибо из-за своего состояния ехать в чужой город без прописки и перспектив работы я не могла.

Когда Марк вернулся в Йошкар-Олу, он очень быстро собрался. В Йошкар-Оле, хоть и были друзья, своя жизнь, но оставаться там и зарабатывать 6-8 тысяч рублей за 12-часовой рабочий день не представлялось возможным. Чтобы переехать в Дубну, понадобилась очень большая сумка — одна, и билет на поезд. На этом все, переехал муж без проблем.

Памятник паровозу перед вокзалом. Около него вечерами катаются скейтеры

Памятник паровозу перед вокзалом. Около него вечерами катаются скейтеры

Дубна — маленький тихий городок. Как написано на здании вокзала «Наукоград Дубна». Здесь расположены институты, где развивают российскую ядерную физику. Работает здесь и мини-коллайдер. Может, из-за радиации у мужа часто болела голова, а может, и по иным причинам.

Офисное здание, в котором работал мой муж

Офисное здание, в котором работал мой муж

В Дубне работа мужа за 25 тысяч рублей, а потом и за 45, считалась крайне престижной, достойной и денежной. Люди там радуются зарплате в 15-17 тысяч (данные на 2011-2012 годы).

Многие работают за меньшие деньги. Некоторые тратят 5 часов в день, чтобы съездить в Москву и обратно. От Дубны до первопрестольной, до Савеловского вокзала — 2,5 часа езды на электричке, 2 — на экспрессе и чуть больше полутора часов на машине. Люди из Дубны работают в Москве (из-за зарплат), ездят туда развлекаться.

В самой Дубне отдыхать особо негде. В 2011 году работал один кинотеатр в Институтской части, и один — на Левом берегу Волги. В Институтской части кинотеатрик был уютный и небольшой, там стояли диванчики, на которые можно с удобством было усесться вдвоем и насладиться фильмом практически в обнимку. Муж ходил туда с коллегами по работе, и, естественно, обнимашки были некстати.

Левый берег, или "тридцатку", хотели отнести к городу Клин

Левый берег, или «тридцатку», хотели отнести к городу Клин

Потом этот кинотеатр закрыли. Остался тот, что на Левом берегу. Этот район, кстати, считают «очень криминальным», и ходят слухи, что там постоянно тусуются то ли маньяки, то ли гопники — в общем, маргинальный элемент. Однако при личном осмотре Левобережья я ни одной подозрительной личности не обнаружила. На улочках даже ночью довольно пустынно. Небольшое скопление бритоголовых людей в спорткостюмах было замечено как раз у кинотеатра — видимо, им больше негде было собираться, так как улицы в Дубне, если они не центральные, освещены не очень хорошо.

В конце 2011 года, или где-то даже в начале 2012, был открыт кинотеатр 3D в ТРЦ «Маяк». Он был недалеко от жилья мужа, и, когда я приезжала, мы частенько ходили туда. Да и всех своих приезжих гостей Марк также туда отводил. В ТРЦ — уютные кафешки, а еще — привлекательный продуктовый магазинище сети SPAR на первом этаже. Больше всего мне нравилось там покупать выпечку и разные готовые блюда. В моем родном Кирове тогда особо больших магазинов не было, да еще чтобы с кулинарией-столовой вместе, сразу. Потому я очень любила ходить в ТРЦ «Маяк». Напротив него расположен бар с дешевой выпивкой и чипсами — муж туда захаживал иногда посидеть. А сзади «Маяка» раскинулся чудесный парк с прудом, фонтаном, дорожками, клумбами.

Парк

Парк

Жилье в наукограде Дубне — особая проблема. Комнатку в отдаленных частях небольшого, но растянутого в длину города можно снять за пять тысяч рублей (2009-2010 год). Муж по приезду так и поступил. В деревянном доме в трехкомнатной квартире жили: профессор-пьянчуга с женой и двумя детьми, в другой комнате — его бывшая жена с мужем и ребенком, а в третьей — мой муж. И постоянно в этой санта-барбаре возникали скандалы. Муж очень уставал на работе, и ему очень, очень тяжело приходилось и на месте жительства.

Во-первых, он оказался один в городе. Друзей не было, компьютера первое время не было, только чужие, агрессивно настроенные люди. И еще жена, то бишь я, постоянно звонила и устраивала истерики. До сих пор себя в этом виню, но тогда, когда я была беременна и потом — с малышкой на руках, я практически не могла себя контролировать в эмоциональном плане. Мне тоже было тяжело.

Да, и еще — комната была в Институтской части, а работал Марк на БВ — в районе «Большая Волга». Автобусы по Дубне ходят, но рабочий день чаще всего заканчивался около 10-ти вечера, потому постоянно приходилось брать такси — за 50 рублей. Или идти пешком около часа.

После полугода житья в таком личном мини-аду, Марк нашел новое место жительства, буквально в паре минут от работы. В деревянном доме, снова в трехкомнатной квартире. В одной комнатке — профессор-старичок, тихий, никому не мешающий божий одуванчик. В другой — два то ли молдаванина, то ли узбека. Работали они на стройке. И все было бы хорошо, если бы через месяц в доме не завелись мыши.

Мыши — это жесть. Особенно ночью, когда они скребутся под полом, и кажется, что это вовсе не мыши, а чьи-то когти. Жить так тоже невозможно. К тому же, на работу в фирму, где вкалывал муж, приехал еще один «гастарбайтер» — парень из Казахстана, и он подселился в комнату к Марку.

Пожили так не больше месяца, до первой зарплаты того мальчика, и нашли двухкомнатную квартиру-сказку. Тут же, на Большой Волге, в минуте ходьбы от работы. За квартиру приходилось платить 18 тысяч рублей в месяц, но на двоих было нормально. Две изолированные комнаты, большая кухня, балкон и возможность курить, не вставая из-за компа, ходить в магазин в одних трусах (он был на первом этаже) — по этому всему мой муж скучает даже сейчас, живя со мной.

Мой муж Марк

Мой муж Марк

Все это время муж раз в два месяца на 3-4 дня приезжал ко мне с дочкой, в Киров. Иногда бывало и чаще, и я радовалась, как ребенок. А когда он уезжал, почему-то все время ревела. В 2012 году я начала к мужу ездить сама. Одно время я собиралась переезжать, и даже жила в Дубне пару недель.

Это, можно сказать, был медовый месяц. У нас его просто не было, а тут — без ребенка, отдых, самостоятельность. Я тогда уже нашла работу фрилансером, и от места моего пребывания работа никак не зависела.

Тогда же я обнаружила, что продукты в Дубне — очень дорогие. Если сравнить с Кировом, то раза в полтора-два дороже. Единственное что — семечки дешевые, рублей 30 за полкило. И то, потому что там недалеко их производят. Те самые, которые «Бабкины». Пачка пельменей, к примеру, в Дубне в 2012 году стоила от 250 рублей, банка хорошей тушенки — от 100. Молоко — где-то рублей тридцать с копейками, хлеб чуть дешевле. А что было с мясными продуктами — так это ужас. В районе БВ был один магазин со свежим мясом, в котором, кстати, мясо свежим считалось дней 5-10. У нас в Кирове свежее мясо — это сегодняшнее, и я была немного в шоке. Кстати, и двухнедельное молоко в Дубне тоже свежее. У нас в магазинах уже трехдневное не берет никто.

Проспект Боголюбова - центральная улица Дубны с магазинами

Проспект Боголюбова — центральная улица Дубны с магазинами

Так вот, вернемся к колбасным обрезкам, в которых я ничего не понимаю. Колбасу можно купить от 150 рублей, но это будет такая соевая каша, которая во рту напоминает бумагу. По консистенции и цвету, кстати, особенно живо. Нормальная колбаса, но тоже с огромным содержанием сои — от 360 рублей, сыр — от 300.

Спасались тем, что куру в Дубну возят из Твери — и она свежая там, как и яйца, и недорогая вообще, где-то в пределах 100-120 рублей за кг.

Моя проблема при жизни в Дубне не отличалась оригинальностью: я панически боюсь газовых плит. Всю жизнь жила в доме с электроплиткой, а тут — открытый огонь! Хоть пожарников вызывай. Первое время плитку зажигал исключительно муж. Потом и я приноровилась. Но духовкой все равно не осмелилась пользоваться.

Идиллия раздельного обитания (муж — в Дубне, я с дочкой — в Кирове, гостевой брак на недолгое время) могла бы длиться долгое время, но в компании, где работал муж, начались проблемы. Сократили финансирование. Стоял выбор — снова получать по 20 тысяч рублей в месяц или кого-то уволить. Муж уволился. И, поскольку его теперь ничего уже не держало — в Дубне была только работа, друзья — только по работе (обычных завести не удалось), и холостяцкая жизнь — сразу же решил уезжать оттуда.

Переезд в Йошкар-Олу 

Но почему-то муж решил переехать не ко мне, в Киров, а в Йошкар-Олу. Не знаю, чем было продиктовано это решение. Может, тем, что мы тогда поссорились и собирались разводиться, может — его желанием устроить себе небольшой отпуск на родине, на которой он бывал всего раз в год и очень по ней скучал.

Фасад здания правительства Марий Эл. Его показывают всем туристам

Фасад здания правительства Марий Эл. Его показывают всем туристам

Так или иначе, снова помог счастливый случай. У коллеги Марка по работе нашелся знакомый, который ехал в Чебоксары (этот город находится в часе езды от Йошкар-Олы). И за перевозку Марка — опять же всего с одним вместительным баулом — попросил 8 тысяч рублей. Это было дороговато. Марк решил ехать до Нижнего Новгорода. Там у него были друзья, следовательно, было где заночевать, плюс там у одного хорошего человечка был замечательный праздник — День Рождения. И экономия (5 тысяч рублей взяли), и развлечение какое-никакое. Позволяет отвлечься от мрачных мыслей о тяжелом совместном будущем.

После праздничка марка усадили на маршрутку до Йошкар-Олы. Он Нижнего до Йошкар-Олы — всего каких-то 5-6 часов и 500 рублей (2012 год). За баул пришлось заплатить еще 500. Но это ничего, это ерунда.

Прибыв в родной город, мой муж долгое время наслаждался беззаботной и безработной жизнью, поселившись у родителей. Но потом заметил, что те не испытывают особой радости от содержания его на шее, да и самому совесть не позволяла так жить.

Я в то время наведывалась в Йошкар-Олу через неделю, ибо от Кирова до Йошкар-Олы — всего 300 километров и 5 часов на газельке. Ну, или 600 рублей (2013 год). Постоянное искушение добраться до мужа и потусить с общими друзьями соблазняло меня. Опять я задумалась над переездом в родовое гнездо мужа.

В природном парке под Йошкар-Олой устраивают экскурсии гостям из столицы. Я примеряла доспех марийского воина (справа)

В природном парке под Йошкар-Олой устраивают экскурсии гостям из столицы. Я примеряла доспех марийского воина (справа)

А что, развлечений в столице республики Марий Эл — довольно много. Тут тебе и театры, и кинотеатры отличные, и на гастроли артисты приезжают, и до казани с Чебоксарами рукой подать — полтора часа езды. Там уже куча ТРЦ, магазинов, аквапарки, заливы и прочее. Продукты дешевые — теперь уже в полтора раза дешевле, чем в Кирове. Колбаса за 150 рублей — просто отличная, сплошное мясо. И молоко козье продается пастеризованное, мое любимое. В Кирове я его опасаюсь покупать, поскольку покупка возможна лишь с рук, а в Йошкар-Оле все время пила. Опять же, в Йошкар-Оле много знакомых и друзей. Красота, а не жизнь.

Однако опять остро встал вопрос с жильем. Жить в комнатушке 2 на 2 метра с ребенком не представлялось возможным. Снимать квартиру за 6-7 тысяч рублей в месяц можно, но не факт, что зарплаты хватит на все.

В Йошкар-Оле после ливня

В Йошкар-Оле после ливня

И еще, самое главное — в Йошкар-Оле с садиками просто бардак. Дети до 7 лет сидят дома. Очереди страшные, берут только по блату или за взятки. Ни блата, ни лишних денег у нас тогда не было. Еще одна причина, сыгравшая против Йошкар-Олы — там я вечно была бы вынуждена работать на фрилансе, поскольку работы для журналиста там нет. Один телеканал, пара газет, при этом одна — на марийском. И все места заняты. И снова — только по блату.

То есть, думать о том, чтобы зарабатывать больше 10 тысяч рублей в месяц, мне даже думать не следовало в Йошкар-Оле. Потому я выбрала свой родной город.

Киров — это конец

Киров — небольшой городок областного значения. Он очень похож на все северные провинциальные города. У нас здесь своя атмосфера, своя архитектура. Очень много красивых старинных домов, и наша гордость — Трифонов монастырь, постройка 1347 года.

Трифонов монастырь

Трифонов монастырь

Жить в целом средне. Почему-то все кировчане очень любят ворчать, что Киров — это задница мира, и дыра. Ласково называют город «Дыров». Я так не считаю. Киров — может быть, это и конец, но когда это сосознаешь, то понимаешь, что это еще и возможность. Возможность реализовать себя там, где ты хочешь, потому что все доступно и открыто. Все понятно, и можно зарабатывать столько, сколько ты хочешь. Главное — уметь работать правильно.

Средняя зарплата в Кирове по статистике — 17 тысяч рублей. Но люди на заводах работают 8 часов и за 12. Квартиры снимают за 10 тысяч «однушку», за 14 — «двушку». В центре — подороже.

Ночной Киров

Ночной Киров

Продукты довольно дешевые, хлеб 24 рубля, молоко столько же, колбаса нормальная — от 200 рублей. Отличное у нас сливочное масло, мороженое и майонез.

Из развлечений — то же самое, что и в Йошкар-Оле, но даже разнообразнее. У нас около 20 музеев, где проходят интересные выставки. Один из музеев — палеонтологический, здесь у нас скелеты уникальных ящеров — парейазавров. Три театра, один из них детский. Кинотеатров около десятка, есть три крупнейших ТРЦ и пара «Макдональдсов».

Потому мы подумали, и я решила, что муж переедет к нам с дочерью, в Киров. Который, стати, я предпочитаю называть «Вяткой». Это старинное название города, по названию реки.

Муж в то время не мог устроиться на работу в Йошкар-Оле. Там с этим сложнее, чем в Кирове. Везде нужен свой человек для устройства. Он подрабатывал разнорабочим, доходило до того, что ездил собирать грибы, там платили 500 рублей за поездку. Были варианты устройства продавцом, за те же 10 тысяч рублей.

И в один прекрасный день, когда, видимо, родители окончательно «вынесли мозг» моему благоверному, он решил отправиться в Киров. Собрал тот же бессменный баул и двинулся. Сначала хотел ехать на машине друга, да вот беда — жена последнего запросила за поездку 4 тысячи рублей. Тогда, в период безденежья, мы оба не могли потянуть такую роскошь. Потому ехал Марк на маршрутке, в 2012 году еще ходили «частники» — просили не 600 рублей, как на вокзале, а 500. И за дополнительное место деньги не взяли, потому что народу ехало мало, три человека.

В Кирове ему помог добраться до нашей сегодняшней квартиры друг. И вот так, спустя три года, мы начали жить вместе. В совместной жизни есть много минусов, но плюсов несоизмеримо больше. Теперь мы — настоящая семья.

Кировский центральный ЗАГС - "Дворец бракосочетания". В нем мы с мужем в 2010 году регистрировали свадьбу

Кировский центральный ЗАГС — «Дворец бракосочетания». В нем мы с мужем в 2010 году регистрировали свадьбу

Кстати, работу в Кирове Марк сразу же себе нашел, без блата, без взяток и без подпольных интриг. Просто разослал резюме по телеканалам, и три из них согласились взять его видеомонтажером. Сегодня в Кирове специалист такой профессии зарабатывает 17 тысяч рублей. И это хорошо. Дочку я устроила в частный садик, на 4 часа в день. И в эти 4 часа я работаю в офисе, зарабатывая примерно столько же, сколько и муж. Так что Киров — не такая уж и дыра, как все думают. И уж точно — не конец!