Ишимбай

Рейтинг города
(3,24 из 5.00)
Оценить город
Численность населения: 65 422 чел. Территория города: 103,47 км2
Часовой пояс: UTC+5 Телефонный код: +7 (34794)
Почтовый индекс: 453200 Стоимость жилья за м2: 32200 руб.
Средняя температура в городе по месяцам:
Дек. Янв. Фев. Мар. Апр. Май. Июн. Июл. Авг. Сен. Окт. Ноя.
-11.7° -15.0° -12.0° -6.8° +3.3° +12.7° +18.6° +20.3° +17.9° +11.7° +3.6° -6.1°
Ишимбай
Ишимбай

Ишимбай глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Ишимбае. Отзывы жителей и переехавших в город.

Общие сведения и история Ишимбая

До 1930-го года прошлого столетия Ишимбай был отсталой деревушкой, затерявшейся среди башкирских земель. Деревня эта звалась Ишимбаево, и ничего тут интересного не происходило долгое время. Но в начале тридцатых геологи обнаружили здесь нефть. Сразу же понаехала различная техника и куча специалистов, и на территории нынешнего города начали бурить скважины, одна из которых, №702 и стала знаменитой на всю Россию. Именно она дала результаты, «черное золото» полилось рекой. Отцом этой самой скважины стал известный на всю страну ученый Алексей Блохин, прославивший город.

Стоит сказать, что именно ишимбайская нефть стала родительницей нефтяной промышленности Башкортостана. Так, у Ишимбаева резко изменилась судьба, и суждено было захудалой деревеньке превратиться в крупный город…

Стела в честь основания города Ишимбая

Стела в честь основания города Ишимбая

А начиналось все так: на местные нефтепромыслы стали съезжаться охотники за большими деньгами – нефтяники. Началось масштабное строительство нефтеперегонного завода, крупнейшего во всей России. Со временем приезжих стало так много, что их некуда было селить. Ишимбаево и все соседние деревни были переполнены нежданными визитерами. Так, по ходу дела началось строительство поселка для нефтяников.

Кстати сказать, промышленные дела здесь развивались быстрее, нежели жилищные. Условия для людей были просто ужасные. Дома сооружались абы какие, лишь бы было, где ночевать. Вскоре Ишимбаево начало наступать своими территориями на близлежащие деревни, которые было решено включить в границы рабочего поселка. Ирек, Кызыл Батыр, Юрматы, – все они стали частью быстро разраставшегося поселения. Кстати, поселение получило новое название, правда, лишь слегка отличавшееся от предыдущего – Ишимбай.

В 35-ом году наконец заработал нефтеперегонный завод. Уже была построена железная дорога, соединявшая Уфу и Ишимбай, а также нефтепровод, гонявший нефть в столицу республики. К 37-ому году здесь действовали три самостоятельных промысла, а также отдельно бурение, транспорт и строительство ТЭЦ. Стерлитамак, управлявший Ишимбаем, не стал справляться со столь обширным хозяйством, поэтому местные власти решили добиваться независимости. И добились-таки: был образован Ишимбайский район, совсем небольшой, но зато уже ничейный.

Спустя пару лет Ишимбай захотел большего, видел он свои городские перспективы. Администрация старалась показать высшему начальству, что из поселка выйдет отличный город. Даже улицы стали строить не хаотично, а в каком-никаком порядке. А также были построены больница, роддом, десяток школ и почти три десятка улиц. После многих ходатайств и прошений, Москва все же «дала добро» и в 1940-ом Ишимбай стал городом. Плюс к нему присоединились еще несколько деревень, такие как: Смакаево, Буранчино, Кусяпкулово, а чуть позже Кузьминовка и Термень-Елга.

В военные годы в Ишимбай по волею случая ворвалась новая отрасль промышленности – машиностроение. Огромный механический завод был эвакуирован сюда из Баку (сегодня он называется ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод»). В 42-ом по таким же обстоятельствам заработал здесь Маслоабсорбционный газолиновый завод № 1 Грознефтекомбината. Чуть позже тут построили свой газолиновый завод, производящий высококлассный бензин. Спустя годы его переименовали в «Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод». Помимо перечисленных, здесь также работали на полную мощь кирпичный и карбидный заводы. В конце сороковых недалеко от Ишимбая, всего в семи километрах решено было строить нефтехимический комбинат №18. Он положил началу новому городу, именуемый сегодня Салаватом.

Наряду с освоением тяжелой промышленности, город начал познавать легкую. Так, в 56-ом открылась нынешняя «Ишимбайская чулочная фабрика», а спустя десять лет начала шить одежку как для местных, так и иногородних граждан страны Ишимбайская трикотажная фабрика (сегодня «Ишимбайская фабрика трикотажных изделий»). Кстати, как и много лет назад, продукция этих предприятий распространяется во многих городах. И качество, сказать, хорошее, пользуется спросом и сегодня, не смотря на высочайшую конкуренцию. Носочки-чулочки, а также майки, футболки, халаты и многое другое, производимое ишимбайцами, имеет сравнительно невысокую цену. А это сегодня немаловажный факт для массового потребителя.

В семидесятые преимущество встало за машиностроением. Многие нефтеперерабатывающие предприятия позакрывались, зато родились новые. Это Ишимбайский экспериментально-механический завод (преобразованный в «Промышленное нефтегазовое объединение»), завод транспортного машиностроения (сегодня «Машиностроительная компания „Витязь“») и завод нефтепромыслового оборудования (ООО «Идель Нефтемаш»). Воодушевление 70-80-ых оборвала перестройка 90-ых. В планах у начальников было дальнейшее индустриальное развитие города. Ишимбай был готов к новым победам, но все вдруг заглохло. Все крупные проекты, начерченные на бумагах, так и не были реализованы. Хотя в том же злополучном периоде, в 92-ом году ввели в работу крупный завод по производству кранов-манипуляторов (ЗАО «ИНМАН»).

Ишимбай все же поумерил свой пыл. К тому же, как и везде по России, в годы кризиса двухтысячных годов один за другим «умерли» многие заводы, дававшие жителям города огромные надежды на светлое будущее. Конечно, в последнее время появлялись небольшие предприятия, но слава успешного города осталась у Ишимбая в мечтах. К тому же в 2006-ом жителей огорошили: в связи с проводившейся тогда реформой Ишимбай «понизили в должности». Теперь он стал всего лишь городским поселением. Но для многих, он остался все же городом, с интересной и бурной историей, со своей жизнью и своим будущим. Язык не поворачивается называть его поселком, поэтому, дабы не делать больно тем, кто любит Ишимбай, будем величать его гордым словом «ГОРОД».

Климат и экология Ишимбая

Ишимбай построен в низине, в болотистой местности. Когда едешь в сторону города, по обеим сторонам дороги растет камыш и ива. В огромных количествах. Периодически встречаются небольшие озерца, пересыхающие летом, и мрачные, горланящие лягушками болота. Климат здесь весьма мягкий, какой и присущ северо-лесостепной зоне. Конечно из-за того, что город находится в впадине, здесь достаточно влажно осенью, холодно и снежно зимой, тепло и сыро летом. Нередки туманы, особенно при въезде в город и промышленной зоне.

Ишимбай с одной стороны огибает река Белая, а с другой – река Тайрук. Белая, когда-то широкая, полноводная, бурлящая жизнью, сегодня изменилась до неузнаваемости. Особенно это видно в той части, где проложен мост. Сегодня река очень сильно обмелела и заросла травой. Нет в ней многочисленной рыбы, отчасти она исчезла от огромного количества химических отходов множеств местных предприятий. Заражена оказалась не только вода, но и почва берегов.

Да, Ишимбай страдает от деятельности заводов, не только своих, но и Стерлитамакских и Салаватских. Помимо воды и почвы, загрязнен здесь и воздух. Экологическая ситуация складывается весьма неудачно, отчасти из-за неудачного расположения жилых массивов. Часто, горожане чувствует в воздухе резкий запах серы и нефтепродуктов. А порой даже висит над городом густой синий смог. Особенно страдают жители южной части города, ведь именно там расположена промзона. Когда ветер дует с юго-запада, город окутывает промысловый аромат, плохо влияющий на самочувствие жителей. ООО «Агидельнефтепродуктсервис», «Тайга», «ХимТЭК», «Ремстройсервис» и другие – являются для города главным источником всех проблем со здоровьем. Иногда загазованность достигает таких пределов, что кажется, на этих предприятиях вовсе не соблюдают экологические предписания. Некоторые, похоже, работают вообще без очистных сооружений.

Так это или нет, но проблема грязного воздуха повисла над городом огромной серо-синей тучей. Жители и рабочие некоторых городских предприятий пишут жалобы в нужные инстанции, но толку от их бумажек мало. Замеры производят редко, в газетках публикуют сообщения, что все в порядке.

Смог в Ишимбае

Смог в Ишимбае

Нет, конечно, за экологической ситуацией в городе и районе все же следят. Целых два человека. Один следит за городом, другой – за районом. Стерлитамакское территориальное отделение Министерства природопользования и экологии РБ, где работают два этих человека, пытается держать под контролем состояние атмосферного воздуха, водопользование, отходы, а также охраняемые природные территории. Вот именно, что только пытаются. Ну как могут успеть за всем всего лишь два человека?! Служба эта даже проводит экологические субботники, участвуют в котором все ишимбайцы. А еще осуществляет плановые и неплановые проверки, в ходе которых выявляет злостных нарушителей и пугает их, мол и «наказать можем».

В городе на 2011-2015 годы утверждена программа «Экология и природные ресурсы городского поселения г. Ишимбай». В ходе нее должны ввести новый полигон отходов, сооружения очистки воды, а также сделать еще много чего. Ну, например, внедрить новые технологии по переработке отходов, рационально использовать природные ресурсы, озеленить территории города… В общем, планы наполеоновские. Естественно, все эти мероприятия не сделают воздух в городе чистым, но жители его надеются на лучшее.

Население Ишимбая

С первого взгляда Ишимбай может не понравится. Заезжий гость не найдет для себя ничего интересного и с сожалением, отправится восвояси. Однако, стоит только познакомится с местными жителями, которые обожают свою небольшую, но как им кажется, самую лучшую родину, и вы решите остаться. Сегодня в Ишимбае по разным подсчетам проживают 68-71 тысяча человек. Из-за острой проблемы с нехваткой рабочих мест очень много тех, кто уезжает из родного гнезда за лучшей жизнью. Ишимбай – совсем не перспективный город. Но есть и патриоты, до одурения любящие свой дом и не желающие срываться в дальние края. У каждого ишимбайца есть в городе свое любимое место, куда он незамедлительно вас отведет. Любой прохожий поможет вам советом, если вы ненароком заблудились. Есть даже такие, кто пишут о своем городе и его проблемах в многочисленных городских форумах, создают группы в соцсетях, сочиняют несложные стишки, хваля в них свою отчизну. Бывает монологи выливаются в письменные споры и баталии. Где- где, а уж здесь особенно любят обсудить насущные проблемы города. Если уж что не понравилось, пишут жалобы в местную администрацию, не выясняя причин. Чтоб нервы лишние не тратить.

Основная масса населения – русские. Следом за ними идут башкиры и татары. Есть и другие нации, но таковых здесь единицы. Так вот, все между собой дружны. Как и в большой семье, никто не враждует, а наоборот, живет себе спокойной общей жизнью. Люди, здесь живущие, добрые и спокойные. Молодежь не бандитская, пенсионеры не нервные. Так, бывает, конечно, поспорят между собой, да и разойдутся.

Уж неизвестно почему в Ишимбае практически развлекательных мест для молодежи. Каждый вечер у молодых людей встает вопрос: «Куда пойти отдохнуть?». А пойти-то и некуда. Вот и приходится шататься по убогим рощицам-паркам и пить пиво. Отдыхать ведь надо! Летом, конечно, все проще, необязательно тратить деньги в кинотеатре или где-либо еще. Летом, молодежь отдыхает на местном пляже. Ишимбайский пляж реки Тайрук в жаркие знойные дни усыпан беззаботными горожанами. Весело резвится ребятня, плавятся на солнцепеке взрослые. И что за ишимбайский народ – добрый мудрый – его совсем не смущает близкое соседство с плавающими в тех же самых тайрукских водах коровами. Нет, правда они, коровы, не всегда там отдыхают. Но впечатление от вполне людского отдыха портят. Правда и без живности берег реки наводит на грустные мысли: когда-то здесь лежало подобие песка, сегодня все заросло травой и бесконечным, неконтролируемым мусором. А люди здесь терпеливые, молчаливые, ничего не видящие, не замечающие. Ну и пусть бутылки повсюду, главное ведь компания.

Тайрук

Тайрук

Вечерами людно на площади Первооткрывателей башкирской нефти. Здесь легко и приятно находиться, среди неугомонной детворы и подростков, катающихся на роликах и скейтах. Кто-то просто ведет светские беседы, кто-то смеется. И находясь в такие моменты в немногочисленном кругу ишимбайцев, кажется, что нет в этом городке своих проблем, что все тут весело и беззаботно живется.

Районы и недвижимость Ишимбая

Ишимбай – очень маленький город. Его площадь составляет всего лишь 103 квадратных километра. Вдоль и поперек его можно обойти минимум за 25 минут, объехать – за десять. Территориально город поделен на кварталы и микрорайоны. Кварталов здесь всего девять, названий у них нет, они просто обозначены цифрами. Все они составляют центральную часть города. К микрорайонам относятся все присоединившиеся к городу вследствие его расширения деревушки и поселочки. Таковых пруд пруди.

Карта Ишимбая

Карта Ишимбая

Алебастровый, Буранчино, Заливной, Бурводстрой, Восточный, 2-й Восточный, Железнодорожный, Кузьминовка, Кусяпкулово, Майский, Перегонный, Новостройка, Речной, Смакаево, Термень-Елга, Старый Ишимбай , Юрматы – все они настолько одинаковы, что отличить один район от другого только и можно, что по названию. Есть и промышленные кварталы, которыми считаются Левобережная, Южная и Северная промзоны, где сосредоточены все крупные городские предприятия.

Вообще, попадая в город впервые, можно решить, что о планировке улиц и районов здесь никто никогда и не думал. Традиция строить дома где попало осталась еще со времен возведения Ишимбая. Здесь нет четкого разграничения на зоны, да и сами жители толком не знают, где заканчивается один район и начинается другой. Ограничения носят чисто интуитивный характер. В городе можно легко заблудиться: улицы неожиданно начинаются и также неожиданно заканчиваются, дороги часто упираются в беспорядочно построенные дома, пятиэтажки соседствуют с частными покосившимися домишками. На ум приходит слово «хаос».

Исторический центр города, разделенный на кварталы — самый благоустроенный и живописный. Это и понятно, здесь сосредоточены все главные достопримечательности и необходимые для граждан учреждения. Местная администрация, кинотеатр, детские сады и школы, торговые и развлекательные центры находятся именно здесь. К тому же старинные улочки, плавно переходящие в небольшие опустевшие парки, вызывают положительные эмоции.

Центральная площадь в Ишимбае

Центральная площадь в Ишимбае

К центральной площади, прямо к администрации и памятнику Первооткрывателям башкирской нефти приводит одна из первых в городе улица Ленина, по праву считающаяся зеленой зоной Ишимбая. Аллеи вдоль дорог укутаны в нежную многочисленную листву деревьев и кустарников. Поэтому, жилье поближе к центральной части пользуется у местных хорошим спросом. Дома здесь тоже старинные, двух-трех, а порой даже четырехэтажные, с высокими потолками и узкими окнами, с кое где потрескавшейся штукатуркой. Небольшие, но достаточно уютные дворики, где все друг друга знают и, как говорится, «провожают всем двором» и встречают тоже сообща.

Типичная ишимбайская улица

Типичная ишимбайская улица

Стоимость недвижимости прямо в сердце Ишимбая смехотворная. Однокомнатную квартиру в одном из многочисленных низкорослых домов можно купить всего за 500 — 600 тысяч рублей, смотря в каком состоянии. А новые дома в этой части города практически не строят, не хотят нарушать общий архитектурный ансамбль, так хорошо сохранившийся и похоже оставшийся здесь навечно.

Несмотря на явное инфраструктурное преимущество центра, престижным все же считается район «Южный», где в последние годы ведется активное строительство жилых домов. Южный располагается в промышленной части города, рядом с заводами. До недавнего времени, кроме невысоких многоэтажек, здесь не было совершенно никакой инфраструктуры. Ни спортивной площадки, ни хороших магазинов, ровном счетом ничего. Да и находится он далековато от центра, где есть все. Молодежи, да и вообще всем там проживающим делать там совершенно было нечего. К счастью, в последнее время цивилизация добралась и до этого места. Жилье в Южном дороже, чем в других районах. Это и понятно, ведь квартиры здесь новой планировки, дома красивые, опрятные, ухоженные, учреждения, наконец выстроенные в последнее время, свежие, современные. Район, явно указывающий на прогресс, и то, что город все же не умирает. Стоимость жилья – 700-1100 тысяч за квартиру в около сорока квадратных метров. Двушку можно приобрести на 200-300 тысяч дороже.

С Южным соседствует один из самых перспективных микрорайонов города – Юрматы. Местность, где располагается район – историческая, она имеет важное значение для башкирского народа. Микрорайон в свою очередь поделен на две части Юрматы-1 и Юрматы -2. Это районы малоэтажной застройки. Здесь ведется строительство красивых одно-двухэтажных коттеджей на условии долевого участия. Юрматы — современный микрорайон с развитой инфраструктурой. Тут есть все необходимое для комфортного житья-бытия. Поэтому и цены в таком хорошем благополучном месте высокие. Не каждый может позволить жить здесь.

В западной части, прямо на въезде в город находится район Старый Ишимбай. Именно на его территории раньше находилась деревня Ишимбаево, с которой начался город. Сегодня, как и тогда, здесь стоят свои дома, с покосившимися крышами и ставнями. Тут нет ничего примечательного и занимательного, этот район считается самым первым, самым старым и самым грустным на взгляд живущих там. Район давно не обновлялся и не облагораживался. Примечательно, что на его территории есть несколько озер с небольшим уже количеством рыбы. Местная фауна скудеет с каждым годом, и все из-за того, что эта местность сильно страдает от загрязнений рядом стоящих предприятий.

Рядом со Старым Ишимбаем находится микрорайон (такая же ничем не примечательная деревушка) Железнодорожный, знаменитый тем, что там находится станция Ишимбаево. В юго-западной зоне, правее от Старого Ишимбая — территория микрорайона Перегонный. Именно там был построен первый в Башкирии Нефтеперегонный завод. Сегодня поселок массово застраивается, ведется здесь возведение частных домов. В Перегонном много зелени, природа там очень красивая. Поэтому желающих жить неуемно растет. Здесь налаженная инфраструктура, есть даже своя школа и магазин.

Ишимбай. Микрорайон Перегонный

Ишимбай. Микрорайон Перегонный

Юго-восточную часть города занимают микрорайоны-поселки Алебастровый, Майский и Смакаево. Последний считается одним из самых благополучных в плане развития. Вообще Алебастровый и Смакаево отличаются от всех многочисленных поселков, наводнивших Ишимбай. Эти два района тесно связаны между собой, к тому же они входят в общественное территориальное самоуправление «Смакай». Несколько лет назад здесь воссоздали Совет аксакалов, который занимается важнейшими вопросами, как своих районов, так и всего города в целом. Здесь следят за экологией, здоровьем, нравственным поведением молодежи. Кажется, здесь живут своими законами, до сих пор пашут землю и занимаются пчеловодством.

Перечислять все деревни, входящие в черту города и называющие себя сегодня микрорайонами, можно до бесконечности. Все они живут своей деревенской жизнью, городом там и не пахнет, а пахнет скотом, травой и пылью. Цивилизация в них присутствует в виде общественного транспорта, который проезжает по главным улочкам раз в час и везет жителей в центр города, за развлечениями, одеждой и продуктами.

Инфраструктура города

Когда строители взялись за строительство Ишимбая, они четко видели будущий город. Сначала в своих светлых умах, а потом на листах генплана. Ровненькие небольшие кварталы должны были расти вперемешку с чудными парками-скверами, где так хорошо отдыхать летом. И город так рос, вперемешку. Зелени здесь было навалом, в каждом закоулке был маленький, но чистый и ухоженный парк с каким-нибудь памятником посреди. Вдоль главных (и не главных) улиц в шеренгу стояли деревья и цветастые кустарники. Сегодня, то ли от бесчеловечности, то ли от острой нужды в новых домах, парки эти обезличились и опустели.

Действительно, да простят нас жители Ишимбая, но так и есть, заброшен оказался город, иссох, исхудал. Как выразился один из местных журналистов, город становится «спальным». Тем местом, где культура и ценности как будто исчезают. Много парков и скверов уже нет, те памятники великим людям, которые еще остались, забрызганы грязью и отходами голубей. Парк около «Вечного огня» давно требует уборки. Страшно и стыдно смотреть, не только гостю, но и любому жителю на сломанные скамейки, разбитые фонари, кучи мусора прямо среди городских достопримечательностей. Много зеленых зон умерло в связи с рождением на их месте жилых массивов, которые здесь ценятся больше, чем окружающий мир. На парки тратиться нынче не хотят. Затратно слишком. Во дворах ситуация такая же, если не хуже. Деревья вырубили, мест для машин нет, паркуются где могут. А могут только на газонах и детских площадках.

Вообще, проезжая по городу, даже в его самом центре кажется, что находишься где-то на окраине. Такое впечатление создает хаотичная планировка городских массивов и достаточно низкая этажность жилых домов.

Сначала о планировке: в границы города входят несколько деревень, где цивилизация осталась на уровне «скамейка — бабки – семечки». Как ни крути, до города еще расти и расти. Старые обветшалые деревенские дома стоят рядом с городскими трехэтажками, которые хоть как-то дают понять, что ты в городе. К тому же частный скот пасется прямо здесь, перед домом, за пределы Ишимбая не удаляясь. Получается «картина маслом» – бродящие по городским улицам коровы и гуси, слившиеся с местным пейзажем намертво. Теперь о домах: выше пятого этажа здесь не строят. Исключение составляют несколько девятиэтажек на въезде в город, да парочка в противоположной стороне Ишимбая. В основном живут здесь в трех-четырехэтажках.

Центральная улица Ишимбая

Центральная улица Ишимбая

Зимой на улицы города приходит беда — лед. Обилие льда на тротуарах поражает точно так же, как и то, что его никто и никогда не убирает. В лютый, зимний период граждане города больше похожи на уток, пытающихся мелкими шажками преодолеть ледяные тротуары. Песочек здесь мало посыпают, авось лишнего кинут. Так что пешее передвижение по улицам очень опасно. И не пешее тоже – на дорогах такие же бугры да колдобины  Не знай, как в России,а в Ишимбае главное наказание – дороги. Ездить по ним совершенно невозможно. Того и глядишь, машина целой не доедет. Кочки, рытвины, неправильно заделанные «лежачие полицейские» мешают нормально передвигаться. А внутри дворов тяжело стало не только машинам, но и людям.

После хорошего дождя из дома можно не выходить. Если, конечно, нет высоченных сапог. Дороги, если так их можно назвать, превращаются в реки грязной воды. Огромные глубокие лужи не просыхают неделями. По таким препятствиям не только ездить страшно, но и ходить. Правда ситуация немного исправляется. По какой-то там целевой программе, в 2011-ом республиканский бюджет выделил Ишимбаю 10 миллионов рублей. Сумма, не ахти, если говорить о ремонте дорог. Но власти города постарались ее потратить как можно результативнее. В кое каких дворах многоквартирных домов ремонт дорожного покрытия все же произвели. Как говорят в самой администрации, Ишимбай давно не видел такого хорошего асфальта. В нынешнем году ремонт продолжается. И будет он еще масштабнее, нежели в прошлом. Может и по улицам города скоро можно будет ездить, не боясь «сесть в яму».

Уже сейчас кое где можно найти вполне приличное дорожное полотно, на въезде в город, например. Правда самым «больным», требующим скорейшего ремонта остается мост через Белую. Он давно находится в аварийном состоянии, пешеходная часть и вовсе непригодна для эксплуатации. Многие ишимбайцы пользуются общественным транспортом, хотя, кажется, пешком добраться до места можно быстрее. Но ехать – лучше, чем идти, поэтому автобусы все-таки в привилегии, даже не смотря на то, что и к этой стороне общественной жизни много претензий. Ну, во-первых, приходится очень долго ждать нужную маршрутку, минут двадцать-тридцать, а то и больше. Все дело в том, что строгого графика движения транспорта по городским маршрутам собственно нет. Во-вторых, частники и гос.машины ездят когда хотят и как хотят. Маршруты составлены очень неудобно, получается, что все автобусы ходят кругами, и чтобы попасть в центр приходится еще идти около километра. Для многих это очень проблематично, но выхода нет. В-третьих, основная часть автотранспорта сильно изношена. Старенькие, аварийные Нефазы и газели отбивают всю охоту прокатиться с ветерком. Есть конечно и новые автобусы, но их часть ничтожно мала.

Неизвестно точно, все ли местные службы работают здесь на благо людям. Кто-кто, а жилищники взялись за образование своих подопечных основательно. Теперь ЖКХ воспитывает жителей домов. Объясняет им наглядно, так сказать «не делом», а красноречивым словом, что именно собственники жилья должны смотреть за своим домом, холить его и лелеять. И что кровля, подвал и подъезд – тоже их забота. За воспитание, кстати, взялись серьезно. Во-первых, выбрали достойных управдомов, которых сейчас натаскивают на предмет пропаганды среди жильцов мысли о том, что кроме них самих никто ничего ремонтировать не будет. В городе даже был создан Совет управдомов (ныне Городской совет председателей советов МКД и правлений ТСЖ). Вот и перебирают в народе, мол, работы сотрудники ЖКХ стали производить меньше, ну не видит людской глаз никакой заботы, а денег дерут уйму.

Часто возникают споры из-за неправильных расчетов за воду или газ. Ведь, как и везде сегодня в России, счетчики стоят, а суммы другие приходят. От этого повышается квартплата, которая здесь не особо, но для местных провинциалов высока (примерно полторы тысячи за однокомнатную и две пятьсот за двушку). Нет, конечно, жилищники все же работают, облагораживают, медленно, но верно, городские дворы, красят дома, ремонтируют подъезды. Действительно за последние два года внешний вид многоэтажек преобразился, похорошел. И внутренний, кстати, тоже: заменяются устаревшие лифты, проводится ремонт. Все это жилищники делают, но требуют и от жильцов какой никакой инициативы. И она проявляется: кто расписывает и украшает подъезды, кто сооружает подобие клумб во дворах. К тому же, чтобы хоть как-то задействовать ишимбайцев, в городе придумали конкурс на самый благоустроенный двор. Теперь активисты-квартиросъемщики украшают и облагораживают свои дворы не за просто так, а за почетную грамоту.

Предприятия и работа в Ишимбае

Первоначально экономику города сформировало развитие здесь нефтяной промышленности. Нефть дала городу жизнь и благополучное существование на многие годы. Городу пророчили великую славу, но в одночасье, со сменой власти об Ишимбае все забыли. Когда-то, до начала восьмидесятых, Ишимбай жил, дышал полной грудью. Люди, обычные трудяги, добывали нефть, строили танки и другую боевую технику… Позже все это стало ненужным для государства. Город попытался переквалифицироваться. Нефть как-то незаметно отошла на второй план, и наступило господство машиностроения. Так, когда в тяжелой технике отпала нужда, на машиностроительном заводе стали производить то, что пользовалось спросом.

Сегодня ОАО «Витязь» (именно так сейчас величают завод) в почете у потребителей. Он один из главных в этом городе. Завод завоевал огромную популярность, начав выпускать вездеходы и другой транспорт высокой проходимости. Такая техника нужна для перевозки грузов и людей в труднопроходимые районы. «Витязь» дал вторую жизнь экономике Ишимбая, тем самым обеспечив людей работой и достойной зарплатой. Конечно не получают здесь миллионов, но для жизни хватает. А куда деваться?

«Витязь»

«Витязь»

Несколько лет назад на базе старых производств был создан «Башнефть-Ишимбай», который возродил переработку башкирской нефти. К сожалению, запал минувших лет прошел, нет здесь бурлящих потоков черных рек, радостных криков «Ура!». Просто работа, как и везде.

Важное для города значение имеет работа ЗАО «ИНМАН». Предприятие совсем молодое, ему всего около двадцати лет, но оно упрочило экономическую стабильность, как городу, так и району. Гидроманипуляторы, так нужные России, дали стране огромное преимущество. Ишимбайцы гордятся такими показателями.

Одной из опор здешней экономики является приборостроительная отрасль. Старейшее тут предприятие ОАО «ИМЗ» не загнулось, как многие его соседи-заводы. И сегодня здесь ремонтируют, проектируют, производят оборудование для тяжелой промышленности. Запчасти расходятся по всей стране, в места, где добыча черного золота идет полным ходом. «Сургутнефтегаз», «ЮКОС», «Лукойл», «Татнефть», «Башнефть» — все они являются постоянными заказчиками предприятия. Странно даже, как такие громадные нефтяные империи зависят от небольшого завода башкирской провинции.

Легкую промышленность, приносящую неплохую прибыль в городской бюджет представляют «Фабрика трикотажных изделий» и «Чулочная фабрика». Кстати сказать, эти швейные предприятия в свое время прошли огонь и воду, выживая в сложные кризисные годы. Они – одни из немногих, уцелевшие в жесткой конкуренции.

Ишимбайский район возрождает сельское хозяйство. В свое время была проведена тяжелая работа по реформированию районного АКП. Дело было сделано, и из этого дела получились весьма неплохие результаты: организовались новые фермерские хозяйства и коллективные предприятия. Фермеры, увеличивающиеся год от года, кормят своих жителей…

На заводах работать нынче не денежно. Может поэтому все кинулись в торговлю. Думают, уж здесь-то денег можно заработать. Один за другим начали открываться магазинчики продуктового и хозяйственного содержания. Потом город атаковали предприимчивые владельцы розничных сетей, таких как «Магнит», «Монетка», «Матрица». К тому же город, как и всюду по России наводнили сети магазинов бытовой техники. «Корпорация Центр», «Белая техника», «Техно» и многие другие известные по всему региону бренды стали известны и здесь.

Потребности жителей не заставили долго себя ждать любителей торговли. Есть здесь где одеться и обуться. Одним из крупных торговых точек считается здешний центральный городской рынок «Шатлык». Кстати совсем недалеко от него (как и все в этом городе) работает двухэтажный центр «Ишимбай». Есть в городе ТСК «Гостиный двор», но в нем практически ничего не осталось, очень скудный ассортимент, по сравнению с двумя предыдущими.

Застой Ишимбая не сказался, к счастью на строительстве. Город растет в южном направлении. Строятся новые жилые дома и офисные центры. Особенно в последние годы. Хотя, проезжая по городу, найти стройплощадку трудновато. Но, по сравнению с тем, что было, это все же прогресс, ведь осваиваются не только новые территории, но и улучшаются старые. Районы уплотняются за счет новых, приличного вида и качества пятиэтажек. Как говорилось, в черте Ишимбая много индивидуальных застроек. Частное жилье строится быстрее городского.

Город развивается, растет, решает немаловажные проблемы. Пытается следить за ремонтом и строительством социальных объектов. Недавно, например, сделали капитальный ремонт в одном из детских садиков, а также отремонтировали школу №10. А еще в проектах у администрации много всякой всячины: строительство нового детсада, роддома, фельдшерско-акушерских пунктов, ремонт лыже-роллерной базы… Перечень планируемого, естественно, намного обширнее того, что уже сделано.

Как ни печально, все же Ишимбай потерял свое индивидуальное будущее. Практически все предприятия города уже не принадлежат ему. В свое время их повыкупили москвичи, челябинцы и другие богатые хозяева, сделав из огромной промышленной площадки филиалы и подразделения. Люди, работая здесь, каждый день боятся быть сокращенными. Поэтому зависит Ишимбай от других городов и чужих дядей, правящих на его территориях. А чужим не особо важна забота о благоустройстве и развитии Ишимбая. Средства уже не тратятся на возрождение и поддержание грустных мелких улочек. А ведь совсем недавно, десять лет назад Ишимбай бился за победу в конкурсе «Самый благоустроенный город России». И даже получил почетный диплом. Сегодня ему далеко до конкурсов.

Криминал

В Ишимбае не всегда все спокойно. Впрочем, как и в любом другом крупнонаселенном месте. И здесь есть своя криминальная статистика. Кражи, побои, хулиганство, ДТП, мошенничество – основные виды здешних преступлений. Воруют телефоны, сумки, смешно сказать, двигатели, а также деньги и квартиры. Причем воры тут бесхитростные, прикарманивают любую мелочь, например продукты или вещи. Многих незадачливых воришек легко и быстро находят по «горячим следам», некоторые умело скрываются.

Много людей страдает в дорожно-транспортных происшествиях. Вообще, ДТП здесь не редкость. Скорее всего, это вызвано отвратительно выстроенной транспортной системой. Улицы и дороги вдоль них построены хаотично, без какой-либо последовательности, поэтому машины часто вылетают с побочных дорог внезапно, стремительно, налетая на проезжий транспорт. Еще одной причиной множественных столкновений является плохая уборка дорог, особенно в зимнее время. Сугробы и заносы делают свое неблагодарное дело. Но люди страдают здесь не только от чужих рук. Еженедельно сводки УВД пополняются новыми фактами самоубийств и попыток суицида. Причем, возраст, желающих уйти из жизни достаточно небольшой, всего лишь 10-13 лет. Конечно, к таким детям относятся с осторожностью, наблюдают за ними и стараются помочь разобраться с причинами их девиантного поведения. Еще одним грехом ишимбайцев уже многие годы остается наркомания. Наркоманов здесь много: одни просто употребляют, другие же еще и распространяют всякую «дурь». С распространителями смертоносных веществ у местных правоохранителей жестокая борьба, которая, к сожалению, никак не заканчивается.

Достопримечательности Ишимбая

Жители Ишимбая гордятся своим домом, хоть и любой приезжий не увидит здесь ничего, собственно гордого. Ну это как посмотреть. Гордость здесь есть, правда тихая, иногда незаметная, ничем не примечательная, сравнимая с сотнями таких милых провинциальных городков.

Жители стараются помнить свою прародительницу – нефть. Именно ей посвящены большинство местных достопримечательностей. Одна из главных, и, наверное, самая весомая, расположилась на главной площади города, прямо напротив администрации. Огромный памятник первооткрывателям башкирского черного золота.

Памятник первооткрывателям

Памятник первооткрывателям

Центральная площадь, скорее всего, вызовет у туриста наиболее сильные впечатления. Довольно большая по своим размерам территория окружена административными зданиями, построенными в стиле начала прошлого столетия. Здесь приятно бывать, особенно ближе к вечеру, когда солнце скользит по старинным зданиям, когда собирается молодежь и влюбленные парочки, когда еле слышно кузнечиков и рокот, проезжающих вдали машин. Это поистине уютное и славное место, отличающее Ишимбай от других городов.

На улице Первооткрывателям башкирской нефти еще красуется мемориальный комплекс «Скважина №702» — легендарная нефтяная вышка, которая дала на этих землях первый фонтан нефти. Комплекс прозвали «Вышкой-бабушкой» — такое ласковое название отражает огромное уважение и гордость к делам давно минувшим, но таким важным для ишимбайцев. В самом начале улицы Ленина, прямо рядом со стадионом «Нефтяник» несколько лет назад открыли аллею героев Отечественной войны. Там установили восемь бюстов и стелу, с именами погибших в сражениях, а также скульптурную группу.

Ишимбай не может похвастаться многочисленностью учреждений культурно-массового или увеселительного характера, но таковые все же имеются. Пусть и в единичном экземпляре. Для молодежи есть два развлекательных центра «Спутник» и «Аура», напоминающие сельские клубы, для любителей поесть ежедневно открыт единственный здесь ресторан «Панорама».

Есть здесь свой дворец культуры, обшарпанный кинотеатр «Икар», картинная галерея, школа искусств, музей и великолепный, помпезный, выстроенный за счет городского бюджета, Свято-Троицкий храм, расположенный на Советской. Уж что-что, а он – выше всяких похвал. Удивительная красота храма восхищает глаз, на него смотрящий. Так и хочется прикоснуться к религии и переступить порог сего дивного места, очутиться в приятной атмосфере мирного покоя.

Свято-Троицкий храм в Ишимбае

Свято-Троицкий храм в Ишимбае

Окрестности Ишимбая богаты живописными пейзажами. Природа здесь чудная, умиротворяющая, спокойная, нежная, расслабляющая. Березовые рощи, маленькие речушки, озерца, поля, с пасущимися табунами коров и лошадей, гора Торатау. Гора, кстати тоже является исторической ценностью для местного народа. Она входит в цепочку гор «Шиханов», которые проходят мимо Стерлитамака и Ишимбая. Еще недавно стоял вопрос о начале разработки горы на известняк, который необходим предприятию ОАО «Сода», расположенному в Стерлитамаке. Но «зеленые» отстояли гору, теперь она неприкосновенна для каких-либо работ. А еще прекрасный вид открывается с горы «Маяк». Все местные жители знают ее. Сейчас там находится телестанция «Арис». Ишимбай, как на ладони. Звездное небо, миллионы огней, озаряющих город, небывалый простор.

Гора «Торатау»

Гора «Торатау»

Ишимбай – хороший добрый городок. Где почти все знают друг друга. Где нет суеты, пробок. Где приятно разок побывать. Скорее всего Ишимбай для людей старшего возраста, когда уже хочется жить в покое и провинциальной полудеревенской безмятежности.