Краснодар
Численность населения: ↗ 899 541 чел. | Территория города: 339,31 км2 |
Часовой пояс: UTC+3 | Телефонный код: +7 (861) |
Почтовый индекс: 350000 | Стоимость жилья за м2: 54800 руб. |
Дек. | Янв. | Фев. | Мар. | Апр. | Май. | Июн. | Июл. | Авг. | Сен. | Окт. | Ноя. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
+2.1° | +0.6° | +1.1° | +5.5° | +12.2° | +17.2° | +21.3° | +24.1° | +23.7° | +18.5° | +12.3° | +6.1° |
Краснодар глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Краснодаре. Отзывы жителей и переехавших в город.
Общие сведения и история
Расположенный на правом берегу р. Кубань, всего в 150 км от обоих морей — Черного и Азовского — Краснодар сейчас является столицей Кубани, крупным административным центром Юга России и по факту — «воротами Кавказа».
Чуть больше 200 лет назад это был даже не город, а небольшая военная крепость. И называлась она Екатеринодар — в честь царицы Екатерины II, пожаловавшей в дар казакам всю территорию, между р. Кубань и Азовским морем. Подарок в виде столь обширных и плодородных земель был поистине царским. Но Екатерина была женщиной умной и дальновидной, поэтому, подписывая щедрой рукой Жалованную грамоту, одним подарком «убивала двух зайцев»:
- в первую очередь, свое всегда защищать сподручнее, чем казенное. Потому и обороняли казаки, принадлежащий им городок и обширные кубанские земли до последнего вздоха, а за южно-российские границы Екатерина могла быть спокойна.
- во-вторых, полученная в дар земля превратила вечно недовольных и доставляющих российской Короне массу неприятностей казаков, в замечательно послушный и искренне благодарный народ. Осев на жирных кубанских землях, обзаведясь хозяйством и семьями, вольное братство подостыло и успокоилось — смуты можно было не бояться.
Екатеринодар благополучно просуществовал как заштатный провинциальный городок вплоть до 1920 года, когда нагрянувшие «красные» лихо переименовали столицу Кубани в нынешнее название. Так город и называется по сей день, несмотря на регулярно возобновляемые попытки властей вплотную заняться переименованием кубанской столицы.
Климат и экология Краснодара
В бытностью свою Екатеринодаром, город отличался умеренным климатом со снежной зимой. Но хотя официально климат Краснодара и сейчас классифицируется как умеренный, на самом деле умеренностью здесь и не пахнет — годовой перепад температур зашкаливает далеко за 50.
В январе столбик термометра может опуститься до −15…-25◦С, при том что снег вовсе не обязательный атрибут зимнего сезона.
Зато августовская жара уже который год стабильно переваливает за отметку +41◦С, в сочетании с характерной для региона повышенной влажностью, обеспечивая городу эффект сауны.
Круглосуточно надсадно гудят сплит-системы, к семи часам утра сдвигается начало рабочего дня строительных бригад, а офисный персонал старательно замеряет температуру воздуха в помещении — если столбик термометра показывает больше 28,5 по цельсию жаркий офис можно покинуть на час раньше. Хуже всего приходится сердечникам — врачи настоятельно не рекомендует краснодарским гипертоникам выходить из дома после 10 утра.
Лучше всего в Краснодаре весной, которая обычно начинается в последних числах февраля. Небо наливается синью, ветер явственно пахнет весной, в считанные дни зеленеют и наливаются соком почки сирени. Но самый верный признак наступающего тепла — оголенные животы, ноги и плечи краснодарских девушек. В первые же погожие дни марта дубленки, пуховики, джинсы и сапоги сменяются умопомрачительными мини, шортами, укороченными модными курточками и другими деталями типично весеннего туалета. Снять с сумасшедших модниц однажды надетое мини не способны ни ледяные мартовские ветры, ни коварные апрельские заморозки.
Но если климат Краснодара вполне можно назвать неординарным, то экология города типична для любого мало-мальски крупного административного центра. Основной источник загрязнения воздуха — автотранспорт. На каждую тысячу жителей по статистике приходится порядка 300 автомобилей. Учитывая младенцев и глубоких стариков. Летом ситуация осложняется гигантским грузопотоком курортников — через город транзитом на побережье Черного и Азовского моря проезжают около 2 млн. машин.
Среди стационарных источников загрязнения воздуха лидирует Краснодарская ТЭЦ, ОАО «МЖК «Краснодарский», ОАО «Краснодартеплоэнерго» и ОАО «М. Холодцов-мясокомбинат». Но если аэрозольные выбросы Краснодарской ТЭЦ практически не заметны для рядовых граждан и фиксируются только службой экологического контроля, то выбросы масложиркомбината ощущаются даже на расстоянии нескольких километров от завода — неаппетитный запах, гарь и копоть периодически провоцируют местное население на написание очередной жалобы в администрацию. Тем более что в районе масложиркомбината (в простонародье МЖК) расположен достаточно большой жилой район, цены на квартиры в котором, во многом из-за неприятного соседства с заводом, одни из самых низких в городе.
Оставляет желать лучшего и экологическое состояние главное реки города — Кубани. Порыбачить в Кубани еще можно, но купаться не рекомендуется. Городские пляжи уже который год закрыты для купальщиков, так как воды р. Кубань по заключению Роспотребнадзора «не соответствуют требованиям безопасности по микробиологическим и паразитологическим показателям».
Население Краснодара
По официальным данным население Краснодара составляет почти 900 тыс человек (на начало 2018 года — 899 541). Однако город уже имеет официальный статус «миллионика», о чем в сентябре 2018 года сообщило краевое Управление Росстата.
Официальная статистика свидетельствует о неуклонном приросте населения с 2001 г., который в основном идет за счет приезжих из северных регионов. По этому поводу не слишком воспитанные краснодарцы чванливо цедят расхожую в столице фразу: «понаехали тут». Видимо забывая, что с учетом строительного бума, «понаехавшие» трудовые мигранты обеспечивают город дешевой рабочей силой, а отпахавшие свое северяне — неплохими инвестициями в строительную отрасль.
Рождаемость в городе достаточно высока, хотя в борьбе с естественной убылью населения побеждает она с переменным успехом. Притом, что разница между количеством мужчин и женщин в городе до неприличия высока — женщин на 10% больше. Но зато и число разводов на 1000 браков рекордно низкое — всего 520!
«В ажуре» Краснодар и с точки зрения образования. Во-первых, по количеству выпускников, набравших 100 баллов на первом ЕГЭ в 2011 году, город и вся Кубань в целом выбились во всероссийские лидеры.
Во-вторых, в городе 34 высших учебных заведения на любой вкус и кошелек. Поэтому и получение высшего образования считается чем-то вроде обязательного пункта в программе воспитания полноценного члена общества. Особенно это заметно в мае-июне, когда толпы станичников, фермеров и хуторян свозят в Краснодар своих отпрысков. Первый год юные колхозники смешно гхэкают, теряются в городе и выглядят как…как колхозники. Но уже на втором-третьем курсе настолько здорово ассимилируются с городским населением, что отличить выходца из хутора «два дома на три улицы» от коренного краснодарца становится практически невозможно.
Глянцево-ажурную ситуацию с образованием слегка портит неприятно высокий уровень коррупции в краснодарских ВУЗах, но регулярные показательные отловы профессоров-взяточников за последние годы позволили более-менее стабилизировать ситуацию.
Районы и недвижимость Краснодара
Изначально Краснодар строился вдоль правого берега р. Кубань. С развитием железнодорожной сети город протянулся далеко на север, постепенно затягивая внутрь городской черты пригородные поселки и хутора.
Сегодняшний Краснодар делится на 4 административных округа: Прикубанский, Центральный, Западный и Карасунский. Логика распределения округов столь сложна и запутана, что рядовые краснодарцы не пытаясь ее понять, условно делят весь город на 37 районов. При этом столь детальное районирование носит неофициальный характер, впрочем, как и названия самих районов, зачастую обозначаемые аббревиатурам — КСК, ГМР, РМЗ и прочие.
Районы, относящиеся к центру города расположены по обе стороны от ул. Красной, протянувшейся на 5 км. с юга на север Краснодара. К «центру» относят собственно сам район Старого центра, Аврору и ЦМР (Центральный микрорайон). Здесь расположены преимущественно исторические здания, «сталинская» постройка и редкие вкрапления «хрущевских» шедевров.
На расстоянии двух-трех кварталов от Красной сохранилась частная застройка, типичная для всего города в целом. Цены на недвижимость в центральных районах вполне приемлемые — однокомнатная квартирка в «хрущевке» стоит от 1700 тыс. рублей, а саманная хатка в «шанхайчике» площадью от 25 до 35 кв. м. может стоить порядка 1500 тыс. Без земли, естественно.
Кстати, «шанхайчики» — уникальное, присущее, наверное, только Краснодару явление. Типичный «шанхайчик» представляет собой кирпичный барак или небольшой саманный (сделанный из глиняно-соломенных блоков) домик, который за десятки лет своей жизни достраивался, пристраивался, перестраивался, в итоге обзаведясь несколькими отдельными входами, верандами, этажами, лестницами, санузлами, кухнями и, соответственно, владельцами. Таким образом, в одном дворе размещается невообразимо хаотичная постройка, рассчитанная на нескольких хозяев.
Располагаются «шанхайчики» по большей части в центре, хотя этот извращенный вариант коммуналки можно встретить и на окраинах.
Ближайшие к центру районы — ЗИП и ФМР (Фестивальный микрорайон). Последний — типично спальный район, образованный пятиэтажными и девятиэтажными панельными домами. Активно ведется строительство новых жилых комплексов, а на окраине района расположена элитная частная застройка — в простонародье «Поле Чудес». Здесь действительно можно найти дома, вполне заслуживающие статуса «чудо архитектуры» — двух-, трех- и даже четырехэтажных монстров в стиле «я его слепила, из того что было».
Стандартные квартиры в ФМР стоят примерно столько же, сколько и в центральных районах города. А вот цены на дома «Поля Чудес» начинаются от 9000-12000 тыс. рублей.
ЗИП — район, в советский еще период, построенный для работников завода измерительных приборов. Сам завод канул в лету, а добротный, зеленый и довольно-таки уютный район пятиэтажных кирпичных домов сейчас считается одним из самых престижных — центр рядом, транспортная сеть развита отлично, вблизи есть несколько ВУЗов, большой парк и больничный комплекс с одноименным названием. Цены на невидимость на ЗИПе практически не отличаются от ценового диапазона, характерного для жилой недвижимости в центре города.
Самые крупные районы юго-восточной части Краснодара — ХБК (Хлопчатобумажный комбинат), ТЭЦ, КСК (Камвольно-суконный комбинат), КМР (Комсомольский микрорайон) и ПМР (Пашковский микрорайон).
ХБК, ТЭЦ и КСК некогда были районами, образованными крупными промышленными предприятиями. На сегодня из полноценно функционирующих осталась только ТЭЦ — теплоэлектростанция.
Районы состоят сплошь из панельных домов и сейчас активно застраиваются и облагораживаются.
Озеленены микрорайоны вполне достойно, но особым спросом жилье здесь не пользуется — от центра далековато, а с общественным транспортом в этой части города сложно. Оставляет желать лучшего и инфраструктура. Поэтому и цены на квартиры в ХБК, КСК и на ТЭЦ хоть ненамного, но ниже средних по городу. Небольшую студию непосредственно от застройщика можно купить за 800 тыс. руб.
Комсомольский микрорайон уже давно не микро и не комсомольский — название осталось лишь как дань последним годам советской власти, когда и начиналась активная застройка района. Один из самых удаленных от центра районов, КМР, тем не менее, пользуется популярностью. Секрет прост — между КМР и центром расположена огромная территория оптовых баз, складов и торговых площадей.
Основная застройка — высотные дома улучшенной планировки. Соответственно и стоимость недвижимости немного выше среднегородского уровня — однокомнатная улучшенной планировки при 34 кв. м. жилой площади обойдется в 1800 тыс. рублей.
Район до сих пор активно застраивается, попутно налаживая вполне достойную инфраструктуру. Но вот до центра действительно далеко. А типичные для Краснодара утренние и вечерние пробки на основных магистрах, связывающих спальный КМР с деловой частью города, несколько портят ситуацию.
ПМР — деревня. Настоящая деревня, несмотря на трамвай и связывающую город с аэропортом магистраль.
Основная часть застройки — частные дома. Совсем немного блочных пятиэтажек и десятиэтажек.
В конце 90-х ПМР, в простонародье Пашковка, вообще считалась гиблым местом, и наряду с Фестивальным позиционировалась как один из самых криминогенных районов Краснодара. Сейчас в Пашковке вопрос с криминалом стоит не столь остро, а вот обеспеченность района элементарными благами минимальна. Убитые дороги и тротуары, постоянные проблемы с уличным освещением, минимум детских садов, школ, магазинов и прочих благ цивилизации.
Соответственно и цены на недвижимость в Пашковке далеки от заоблачных — домик можно прикупить всего за 4000 тыс. рублей, а однокомнатная квартирка на вторичном рынке жилья обойдется в 1500 тыс. рублей.
Восточнее Пашковки — район аэропорта. Относительно новый, он представлен в основном высотками и строится до сих пор. Жилые сектора перемежаются территориями небольших цехов, гаражными комплексами и складами. Имеется и сектор частной застройки, но постепенно индивидуальные домовладения вытесняются жилыми комплексами — с точки зрения близости к аэропорту район считается перспективным. Хотя и не очень удобным в плане транспортной обеспеченности и инфраструктуры.
На юго-западе от ПМР находится один из самых старых спальных районов города — ГМР (район гидростроителей). Район совершенно ничем не примечателен и, судя по внешнему виду, сделан по популярному в 70-е штампу — буро-зеленые и болотно-пятнистые блочные пятиэтажки и девятиэтажные…
В последние годы ГМР пережил второе рождение — обнаружились неиспользованные ранее пятачки земли, которые сейчас активно застраиваются новыми высотками. В плюс району неплохо развитая инфраструктура и большое количество транспорта.
На юге Краснодара, непосредственно к руслу Кубани примыкают два старых района — ЧМР (попросту Черемушки«) и Горгаз (Горогороды). Но если Черемушки от центра далековато, то из Горогородов добраться до центральных улиц можно и пешком.
Кардинально отличаются друг от друга эти два района и по типу застройки. Черемушки — типичный спальный район с блочными пятиэтажками и стандартными нарезками улиц. Тогда как Горогороды представляют собой странной сочетание прогресса и регресса. Привычные «шанхайчики» на узких не асфальтированных улицах соседствуют с закованным в стекло и бетон элитным торговым комплексом «Сити Центр», внушительными двухэтажными домами и обшарпанными ЖАКТовскими коммуналками.
Ценовой диапазон на недвижимость в этих районах достаточно широк, в связи с чем нет смысла приводить даже ориентировочную стоимость квадратных метров.
ШМР (Школьный), ККБ (район Краевой больницы), Российская, Красная, Авиагородок, МХГ (Микрохирургия глаза) и ЮМР (Юбилейный) — классические спальные районы, представляющие собой скопления отдельно стоящих высоток и крупных жилых комплексов. Помимо того, что все они до сих пор активно застраиваются, эти районы роднят еще и довольно высокие цены на жилую недвижимость, что не всегда обосновано.
ЮМР, например, находится на отшибе, добираться до него проблематично даже на собственном авто (пробки, плохое качество дорожного покрытия, отсутствие нормальных развязок), хаотично и беспорядочно расположены дома, улицы и проспекты. Не радует и практически полное отсутствие зеленой зоны — район построен на песчаных дюнах у самого берега р. Кубань. И в ветреную погоду песок скрипит на зубах, забивается в глаза, волосы, уши и другие укромные места.
В МХГ и ШМР с зеленью ситуация не лучше, да и с обеспеченностью районов благами цивилизации не все гладко.
Пожалуй, в самом выгодном свете предстают лишь районы Авиагородка, Российской, ККБ и Красной площади, хотя и здесь все мало-мальски подходящее для строительства пространства постепенно застраивается, бетонируется, отводится под гаражи.
Окраинные районы СМР (Славянский микрорайон) и Ипподром — сплошная частная застройка. Немногим ранее в СМР частный сектор перемежался полями и колхозными садами, но со временем и то и другое ликвидировали, отдав землю под застройку индивидуальными домовладениями. СМР чем-то неуловимо напоминает Пашковку — частный сектор в стиле «кто на что горазд». При этом тесное соседство с самым крупным в городе кладбищем не добавляет Славянскому очарования. Кое-где здесь строятся и современные жилые комплексы, но слава унылого и плохо обжитого района серьезно отражается на ценах — ценовая политика местных застройщиков позволяет купить однокомнатную квартиру по спецпроекту всего за 1200 тыс. руб.
На Ипподроме действительно есть ипподром, но наиболее примечателен этот район тем, что несколько десятков лет назад здесь были дачи. Потом на дачах разрешили прописку и нежданно-негаданно дачники стали обладателями полноценных частных домовладений. Особым шиком этот район не отличается, по-прежнему сохранив дачную атмосферу и инфраструктуру соответствующего уровня.
Аналогичная история и у района «Сады Калинина» — бывшие дачи, ставшие полноценной городской территорией. Почти полноценной, потому что ситуация с транспортной сетью, магазинами, детскими садами и школами хуже некуда. На «Западном обходе» немногим более благоустроено — район только начинает застраиваться многоэтажными жилыми домами и комплексами. Соответственно и цены на жилье пока вполне доступны — от 22 тыс. руб. за м. кв.
Пригородные поселки «Северный» и «Немецкая деревня» — районы совершенно особые. Здесь тоже превалируют индивидуальные домовладения, но совсем другой категории. В «Северном» строятся преимущественно добротные дома, особняки, коттеджи и таунхаусы. Тогда как в «Немецкой деревне» — престижный особняки, дуплексы, виллы и даже резиденции.
«Немецкая деревня» — российско-германский проект, который считается уникальным для Краснодара. Образцом для подражания стал очаровательный немецкий Баден-Баден. Но сочетание немецкой практичности с типично русской ориентацией на «авось», привели к тому, что цены на квадратные метры в «Немецкой деревне» взвинтились до космического уровня — средний домик в 270 кв.м. без внутренней отделки тянет на 9,5 млн. руб.
СХА (Сельхоз) и Рубероидный — одни из самых старых специализированных жилых районов города. СХА был построен для работников КГАУ (сельскохозяйственного ВУЗа), а Рубероидный, соответственно, для специалистов рубероидного завода. Оба застроены кирпичными и блочными пяти-девятиэтажками. В СХИ несколько кварталов представлены частным сектором. Оба района отлично озеленены и обеспечены налаженной за годы инфраструктурой.
Другое дело, что с транспортом и у того и другого не совсем благополучно. Зато СХА считается самым удачным с точки зрения экологии местом — он соседствует с огромной зеленой территорией аграрного ВУЗа и большим Ботаническим садом. Цены на жилье в обоих районах средние, хотя СХИ, пожалуй, подороже будет. Жилье здесь активно покупают и арендуют студенты ВУЗа — спрос всегда есть. И немаленький.
Инфраструктура города
Инфраструктура Краснодара не относится к числу сильных сторон города. Но и критической ситуацию не назовешь.
ЖКХ вполне справляется со своими функциями:
- отопление включают вовремя (при среднесуточной температуре +8◦С).
- аварийные отключения электричества случаются лишь в сезон повышенного энергопотребления (летом).
- водоснабжение горячей и холодной водой круглосуточно. Исключением являются пара-тройка районов города, в которых летом на две недели отключают горячую воду для проведения профилактических работ.
- придомовые территории в новых районах и центральной части города постепенно благоустраивают, устанавливая детские площадки, новые источники уличного освещения и латая тротуары.
Несколько портит, в общем-то, благополучную ситуацию неразбериха с ТСЖ. Мало кто из краснодарцев ориентируется, что за «зверь» этот ТСЖ и как с ним управляться. Поэтому и цены на коммунальные услуги довольно сильно разнятся по городу, в зависимости от того, кто, как и насколько грамотно управляет делами вверенного ему дома.
В среднем, владелец однокомнатной квартиры площадью 30-35 кв. м. ежемесячно отдает за коммунальные услуги от 1500 до 1800 руб.
Ключевой проблемой города являются дороги, которые сносны только в центральной части Краснодара. И то, сносным можно назвать только дорожное покрытие. Сами дороги узки и не рассчитаны на столь активный грузопоток, которым в последние годы отличается Краснодар. Более того, стоит отъехать на пару кварталов от ул. Красной, и вот уже днище скребет по буграм, а колеса проваливаются в ямы.
Совсем невмоготу становится передвигаться на авто или общественном транспорте, когда на Краснодар ополчается природа. Любой мало-мальски приличный ливень вводит в дорожный ступор весь город — ливневка не справляется. Но настоящий экстрим наступает зимой, когда за одну ночь выпадает 5-7 см. снега. Для Краснодара столько снега — это противоестественно! Поэтому все авто выстраиваются в очередь, плетущуюся по городским улицам со скоростью5 км/ч. Еще бы, зимнюю резину для трех-пяти снежных дней в году практически никто не покупает! Вот поэтому, когда неординарный климат Краснодара выкидывает подобный фортель, сэкономившие на зимних шинах автовладельцы либо пересаживаются на общественный транспорт либо, судорожно вцепившись в руль, тащатся по заснеженному городу, молясь Богу и кляня погоду.
С общественным транспортом в Краснодаре обстановка неоднозначна. С одной стороны радуют относительно невысокие цены на проезд и разнообразие общественного транспорта: троллейбусы, трамваи, гибридные экобусы, автобусы разных типов вместимости, маршрутные такси. Трамвайно-троллейбусная сеть охватывает практически весь город. Маршрутки курсируют по пригородам и окраинным районам, но… То ли расписания нет, то ли работники транспортных служб его попросту не придерживаются. Особенно это актуально дли жителей окраин.
И уж совсем не радует время работы краснодарского транспорта — в 20.00 большинство маршруток, троллейбусов и автобусов сходят с маршрута. В связи с чем после 20.00 добираться в спальные районы города приходится одним из двух способов: терпеливо ожидая курсирующую раз в час, а то и два дежурную маршрутку, или вызывая такси.
Помимо дорожной проблемы, крайне остро в Краснодаре обстоит дело с детскими садами. Чтобы устроить ребенка в муниципальный детский сад, необходимо встать на учет в управлении образования в течение месяца после рождения малыша. Но не факт, что к трехлетию ребенка в детских садах района будут места! Поэтому чаще всего проблема решается с помощью спонсорского взноса. При этом ясельные группы переполнены в 1,5-2 раза сверх нормы. А младшие и средние группы детских садов насчитывают в некоторых МДДОУ до 45 детей.
В городе есть несколько частных детских садов и школ, в том числе и элитных. Имеются образовательные центры дошкольной подготовки и раннего развития, функционируют и пользуются немалым спросом детские музыкальные и художественные школы. Во дворец спорта «Динамо» громадная очередь в детские группы на плавание, восточные единоборства и гимнастику. Практически в каждой школе функционируют дополнительные кружки и спортивные секции, так что краснодарцам жаловаться на то, что детям в городе нечего делать — грех.
Предприятия и работа в Краснодаре
Сектор образования и развлечений в Краснодаре развит неплохо. А вот с промышленностью сложнее. Градообразующих предприятий как таковых нет, зато много представителей малого бизнеса и небольших производственных компаний.
Из гигантов в Краснодаре стоит отметить ЗАО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод — Краснодарэконефть», ОАО «Филип Моррис Кубань» (табак и табачные изделия), ОАО «Компрессорный завод», ЗАО «Александрия» (крупное швейное производство), комбайновый немецкий завод Claas, Краснодарскую ТЭЦ.
Стремительно развивается и продолжает наращивать динамику строительная отрасль. В Краснодаре вот уже несколько лет длится строительный бум, который, судя по всему, в ближайшие 10 лет не собирается сбавлять обороты. По объемам вводимого в эксплуатацию жилья, Краснодар входит в пятерку всероссийских лидеров наряду с Москвой и Питером. В превосходной степени можно отзываться и о сфере торговли.
Более того, на сегодняшний день город является лидером в России по числу гипермаркетов и торговых центров на душу населения.
Учитывая динамичное развитие экономики Краснодара, вполне объясним и один из самых низких в России уровней безработицы в городе. Средняя зарплата сотрудников среднего звена (менеджеры, бухгалтера, секретари, продавцы) 14000-18000 руб. При этом соцпакеты не отличаются разнообразием. Максимум, что может предоставить работодатель — оплачиваемые отпуск, больничный и декрет, отчисления в социальные фонды, амортизация авто и оплата мобильной связи.
Самые крупные компании обеспечивают персоналу вахту. Оплачиваемый фитнес, помещения для отдыха, компенсация обедов или корпоративные пенсионные программы в Краснодаре у работодателей не приняты.
Зарплаты у бюджетников так же низки, как и по всей России.
Но работу даже при отсутствии опыта найти можно. Особенно, если в процессе поиска ориентироваться на законопослушные предприятия, работающие под госзаказы.
Криминал
В настоящий момент информация отсутствует, раздел находится в стадии наполнения. Если Вы владеете какой-то информацией по криминальной обстановке в городе, убедительно просим отставить Ваш комментарий!
Места отдыха и достопримечательности Краснодара
Основные достопримечательности города сосредоточены на самой старой улице Краснодара — Красной. Кроме зданий, которым присвоен статус памятников архитектуры, большая часть достопримечательностей Краснодара — новодел.
В самый разгар кризиса возведена Триумфальная арка, строительство которой вызвало всплеск народного негодования — выплаты по госзаказам в этот период городские власти безбожно задерживали, оправдываясь нехваткой денег в бюджете. А арку и фонтан со св. Екатериной возвели в рекордно короткие сроки:
На углу ул. Мира и Красной есть памятник собакам в качестве иллюстрации к стихотворению Маяковского, писавшего о Краснодаре «…это ж не собачья глушь, а собачкина столица»;
У администрации края возведен Памятник кубанскому казачеству. У памятника постоянно дежурят казаки в парадной казачьей форме. Казачество в Краснодаре активно поддерживается властью и пропагандируется с целью возрождения его исторической значимости.
К более старым достопримечательностям относится Шуховская водонапорная башня (местный аналог Эйфелевой башни), Ботанический сад им. Косенко (один из самых крупных Ботсадов ЮФО) и несколько исторических зданий — памятников архитектуры 19-го века.
На Красной сконцентрированы не только основные достопримечательности города. Эта улица является наиболее популярным местом времяпрепровождения краснодарцев всех возрастов. В выходные и праздничные дни часть Красной перекрывают для личного и общественного транспорта, и толпы гуляющего народа растекаются по проезжей части.
Кроме Красной, к числу любимых горожанами мест отдыха относятся: Центральный парк «Городской сад», «Солнечный остров» с самым большим в городе сафари-парком и сквер им. Жукова. Брачующиеся оккупировали «Мост Поцелуев» и соседний с ним парк им. 30-летия Победы, а «Чистяковская роща» и Ботанический сад пользуются повышенным спросом у беременных и семей с детьми.
Весной и летом многие краснодарцы выезжают на выходные на побережье Черного моря (1,5-2 часа езды) или в лес — ближайшие крупные лесные массивы и горные ландшафты расположены в часе езды от города.
Продвинутая молодежь по вечерам предпочитает встречаться в ночных клубах и ресторанах, коих в городе пруд пруди.
Отзывы о городе
Последние комментарии