Юго-Восточный округ Москвы

Юго-Восточный округ Москвы
Юго-Восточный округ Москвы

Юго-Восточный округ Москвы глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в округе. Плюсы и минусы жизни в Юго-Восточном округе. Отзывы жителей и переехавших.

Общая характеристика округа: имидж решает все… 

Уж так угодно было судьбе, что Юго-Восточный административный округ стал наименее привлекательным местом столицы. Начиная с географического положения: здесь, в районе Бесединского моста на границе районов Братеево и Капотни, расположена самая низкая точка города. И протекает по ней Москва-река, собирающая все столичные стоки, отчего напоминает большой коллектор.

Бесединский мост

Бесединский мост

Но злая шутка географии над Юго-Восточным округом на этом не заканчивается: дело в том, что преобладающие в Москве ветры тоже дуют на восток, принося на территорию ЮВАО токсичные продукты деятельности многочисленных промышленных объектов, расположенных по соседству.

К слову, даже без «помощи» соседних округов ЮВАО уверенно держит пальму первенства как наиболее экологоопасный промышленный анклав столицы. Чего стоит один только нефтеперерабатывающий завод в Капотне, простое упоминание о котором вселяет первобытный ужас в сердце каждого второго москвича.

НПЗ в Капотне как главная «достопримечательность» ЮВАО

НПЗ в Капотне как главная «достопримечательность» ЮВАО

Еще со времен средневековья, когда Москва была деревянной, именно на ее юго-восточной окраине, с подветренной к городу стороны, размещались все пожароопасные промыслы, от кузнечного дела до гончарного производства. И этой традиции следовали многие поколения, веками локализуя промышленные угрозы любого характера именно на юго-востоке столицы.

Поэтому современный ЮВАО отличается не только количеством промышленных объектов, но и их «качеством», бьющим все рекорды по превышению в почве и воздухе предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Сегодня ЮВАО – самый крупный промышленный округ Москвы. Общая площадь его промзон составляет более 40 кв. км, или 35% от всей территории, а предприятия округа выдают более 12% от общего объема производимой в Москве продукции.

Промзона Южный порт

Промзона Южный порт

Причем специфика преобладающих производств – нефтеперерабатывающих, химических и машиностроительных, – часто представляет реальную угрозу для окружающей среды и здоровья местных жителей. Поэтому с точки зрения обывателя Юго-Восточный округ – это, прежде всего, зона экологического бедствия.

Если продолжать двигаться дальше по стандартным критериям оценки территории, то Юго-Восточный округ будет терять баллы практически в каждой номинации. Здесь один из самых высоких по Москве уровней уличной преступности и криминализации населения, самые проблемные в столице автомагистрали с точки зрения загруженности трафиком, самый непривлекательный жилой фонд, почти половину которого составляют 5-этажные хрущобы, а многие районы округа москвичи именуют не иначе как рабочими окраинами.

Кузьминки – территория хрущоб

Кузьминки – территория хрущоб

А есть ли что-то обнадеживающее в облике Юго-Восточного округа? Вопрос этот далеко не риторический, но все же достоинства отыскать можно. И самым главным преимуществом ЮВАО перед другими столичными округами является небывалая доступность жилья. Именно поэтому округ не жалуют многие застройщики, сетуя на невысокие нормы прибыли, а более 70% новостроек Юго-Восточного округа представляет собой социальное жилье.

Однако многие «понаехавшие» из других регионов, продавшие там свои квартиры и мотивированные на покупку жилья в Москве, оказываются перед «выбором без выбора»: московские цены на недвижимость на порядок выше, чем в любом другом городе страны. Поэтому большинству из потенциальных столичных новоселов, обычно не имеющих особых сбережений, и рассматривать-то особо нечего, кроме дешевых квартир в ЮВАО или откровенной «московской» глубинки в виде псевдо-городских замкадных районов.

И все разговоры про неважную экологию, пробки на дорогах и нездоровый социальный климат Юго-Восточного округа быстро сходят «на нет» после беглого изучения конъюнктуры рынка столичной недвижимости. Кстати, спрос на квартиры в ЮВАО остается высоким всегда, даже во времена пресловутого кризиса. Поэтому, как говорится, welcome. Добро пожаловать в реальный мир.

Впрочем, в ЮВАО можно найти весьма неплохие варианты для проживания: Марьино и Печатники имеют протяженные выходы к воде, и по всему округу множество современных микрорайонов с продуманной инфраструктурой. Конечно, стоит сделать большую скидку на экологию и, мягко говоря, не лучшую криминальную обстановку в целом по округу. С другой стороны, ну где в Москве сегодня спокойно?

Современный жилой район Марьинский Парк

Современный жилой район Марьинский Парк

Более того, намечаются и положительные сдвиги. Например, Генплан развития Москвы обещает к 2025 году ликвидировать половину промзон округа, вынеся вредные производства за городскую черту, что должно существенно усилить шаткие позиции ЮВАО на фоне более интересных для проживания округов. Правда, тот же документ предусматривает строительство в Капотне мусоросжигательного завода, так что снова выходит палка о двух концах.

Экология округа: в зоне повышенного риска

Описывать экологическую обстановку ЮВАО одновременно и просто, и горько. Потому что на символической чаше весов со значительным отрывом перевешивают негативные факторы, благодаря которым Юго-Восточный округ заслуженно считается самым загрязненным округом столицы. По причине того, что преобладающими отраслями в ЮВАО являются нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, здесь не только самые низкие экологические показатели, но и наибольший уровень опасности техногенных катастроф.

Как известно, основными загрязнителями атмосферы являются автомобильный транспорт и промышленность. По каждому из этих параметров ЮВАО занимает лидирующие позиции. Транспортная обстановка в округе оценивается как критическая. Начиная от высокопробочных магистралей – Рязанского и Волгоградского проспектов, – и заканчивая недостатком парковочных мест в жилых зонах.

«Мосэкомониторинг» регулярно отмечает 2-3-кратное превышение предельных концентраций СО, окислов азота, формальдегида и других токсичных выбросов в районе крупных транспортных артерий округа, при этом основной экологический удар принимают на себя жилые строения, расположенные в непосредственной близости от проезжей части.

Каменные джунгли вокруг Волгоградского проспекта

Каменные джунгли вокруг Волгоградского проспекта

Несмотря на то, что автотранспорт создает около 90% от совокупного загрязнения среды обитания, все же в общественном сознании выработался четкий стереотип, что именно промышленные предприятия округа – главные виновники того, что ЮВАО слывет самым загрязненным округом Москвы. И людей можно понять.

Во-первых, практически в каждом районе ЮВАО присутствуют предприятия-загрязнители окружающей среды. Во-вторых, округ «славится» двумя столичными фаворитами по токсичности: Московским нефтеперерабатывающим заводом в Капотне и Люблинским сталелитейным заводом.

Присутствие Московского НПЗ ощущается за несколько километров характерным устойчивым запахом углеводородов, от которого даже здоровый человек испытывает серьезный дискомфорт, а уж гражданам, например, с проблемами органов дыхания, появление в этих местах вообще категорически противопоказано. Не говоря уже о том, что окна домов в радиусе нескольких километров от Московского НПЗ регулярно покрываются значительным слоем гари. Несмотря на это, санитарно-защитная зона вокруг НПЗ, и так составляющая изначально всего 1 километр, сейчас сокращена до 200 метров, а в ближайшем будущем вообще планируется к упразднению.

Руководство города и округа объясняет это необходимостью расширения площади земель, доступных для строительства, и модернизацией завода (на которую выделено 66 млрд. руб., или более 2 млрд. долларов!) Однако сами чиновники, принимающие подобные решения, селиться рядом с Московским НПЗ почему-то отказываются.

Другим крупным загрязнителем, по мнению «Мосэкомониторинга», является Курьяновская станция аэрации. Это крупнейшая в Европе система очистки сточных вод, поступающих с доброй половины Москвы. Поэтому специфический запах из гигантских отстойников распространяется порой отсюда на расстояние более5 км, покрывая зловонным шлейфом жилые кварталы соседних районов Марьино и Люблино.

Обманчивая идиллия Курьяновских очистных сооружений

Обманчивая идиллия Курьяновских очистных сооружений

Стоит ли говорить, что прилегающая к очистным сооружениям территория, и в первую очередь грунтовый слой, оказываются до предела насыщены всеми мыслимыми и немыслимыми токсинами, начиная от метана и углекислого газа, и заканчивая тяжелыми металлами, фосфатами и хлорсодержащими соединениями.

Кстати, неудовлетворительное состояние почвы отмечается экологическими службами во многих местах ЮВАО, и в первую очередь – на месте бывших Люблинских полей аэрации, где сейчас находится современный жилой район Марьинский парк. А у его восточной границы расположено внушительное шламохранилище – полигон захоронения токсичных отходов после рекультивации бывших полей аэрации, огороженный высоким забором. Далеко не лучшее соседство для плотно застроенного жилого микрорайона.

Шламохранлище в Марьино: опасное соседство

Шламохранлище в Марьино: опасное соседство

Химически опасным объектом, расположенным на территории ЮВАО, является также ЗАО «Микояновский мясокомбинат», общие запасы аммиака на котором превышают 85 тонн. Возможные аварии на этом предприятии могут привести к химическому заражению местности сильнодействующими ядовитыми веществами с площадью зоны возможного заражения более 2 кв. км.

Худшими (даже – экологически опасными) районами для проживания являются Капотня, Марьино и Люблино. Именно там находятся описанные выше монстры химической и металлургической промышленности. Беспокойство с точки зрения экологии вызывают также Печатники, где промышленными объектами занято более 70% территории, включая упомянутые выше Курьяновские очистные сооружения.

Неблагоприятное состояние окружающей среды ЮВАО, загрязнение воздуха, воды и почв округа находит свое подтверждение и в неутешительной медицинской статистике. Так, продолжительность жизни в ЮВАО на 2,5 года ниже, чем в среднем по Москве, а среди детей отмечается повышенный уровень смертности от врожденных пороков развития. Юго-Восточный округ занимает первое место в Москве по уровню смертности мужчин трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, а также по общей первичной заболеваемости подростков.

Вместе с тем, некоторое оздоровление в общую экологическую обстановку привносят зеленые массивы, которых на территории округа также немало: парки и зоны рекреации занимают в общей сложности около 20% от площади ЮВАО.

Кузьминский лесопарк: зеленые легкие ЮВАО

Кузьминский лесопарк: зеленые легкие ЮВАО

Наиболее значимыми среди них являются Кузьминский лесопарк, Люблинский парк культуры и отдыха, парк «Кусково» и др. Благодаря этому условно пригодными для проживания являются районы Кузьминки и Выхино-Жулебино, примыкающие непосредственно к Кузьминскому лесопарку и потому отличающиеся большей экологичностью.

Население округа: вышли мы все из народа

Численность населения Юго-Восточного округа по состоянию на 1 января2012 г. составляет 1,33 млн. человек. Из них:

  • трудоспособного населения – 54% (720 тыс. чел.);
  • пенсионеров – 23% (300 тыс. чел.);
  • детей до 15 лет – 19% (260 тыс. чел.);
  • подростков – 4% (50 тыс. чел.).

Плотность населения Юго-Восточного округа составляет порядка 10 тыс. чел. на 1 кв. км, что соответствует средним показателям по Москве. Социальный состав населения можно назвать условно однородным. Преобладающий контингент – рабочие и служащие промышленных предприятий округа.

Условия проживания в округе соответствующие: здесь практически отсутствует жилье бизнес-класса, и преимущественными жилыми строениями являются панельные 9-этажки устаревших серий и 5-этажные дома хрущевского периода. По этому показателю безусловным лидером в ЮВАО является район Кузьминки, занимающий по Москве (и, скорей всего, по всей России) уверенное второе место после знаменитых Черемушек по числу хрущоб на душу населения.

Районы Текстильщики, Кузьминки и Выхино в 1960-1970-х годах приняли в свои новостройки большое число очередников города, преимущественно по программе расселения коммунальных квартир из центра Москвы. А в Марьино и Печатниках примерно в те же годы получили квартиры очередники промышленных предприятий. Районы Капотня и Люблино вообще возникли на месте бывших рабочих поселков.

Дело в том, что среди жителей ЮВАО со значительным перевесом преобладают приезжие. До середины 1950-х годов из всех современных районов округа в состав Москвы входили лишь территории районов Нижегородский, Лефортово и Южнопортовый.

Однако даже в этих старых районах коренное население Москвы составляет менее 20%. Основная масса жителей – переехавшие в Москву из российских регионов поднимать столичную промышленность в эпоху интенсивной индустриализации 1950-1980-х годов. Через определенное число лет самоотверженного труда эти люди согласно очереди получали от родных предприятий свое законное жилье, а с ним – и долгожданную московскую прописку.

Впрочем, в течение последнего десятилетия ЮВАО постепенно начал избавляться от имиджа «пролетарского» округа. Это связано с тем, что в округе появляется все больше покупателей коммерческого жилья, что вносит некоторое оздоровление и в социальный климат. Ряды жителей округа активно пополняются молодежью с активной жизненной позицией и средним достатком.

Среди новых жителей округа много молодых семей, имеющих целью увеличение жилплощади «за те же деньги», и перебирающихся в ЮВАО из более дорогих московских районов. Также агентства недвижимости отмечают большой приток в Юго-Восточный округ предпринимателей из регионов с достатком выше среднего, желающих «зацепиться» в столице.

Географическое разделение: поиски при небогатом выборе

В состав Юго-Восточного округа входят 12 районов, один из которых, Некрасовка, является эксклавом столицы внутри подмосковных Люберец. Географический интерес представляет и Выхино-Жулебино – это единственный московский район, который оказался рассеченным пополам Московской кольцевой автомобильной дорогой. Остальные же районы ЮВАО лежат внутри привычных границ Москвы, ограниченных МКАДом.

Схема районов ЮВАО

Схема районов ЮВАО

Общий для столицы принцип «чем ближе к центру, тем престижней» по отношению к ЮВАО не срабатывает: здесь вообще трудно выделить какой-то определенный район, подходящий под описание элитного. Даже наиболее близко расположенные к центру районы Лефортово, Нижегородский и Южнопортовый оказались отягощены промзонами и вечно загруженными магистралями, отчего их имидж не дотягивает даже до уровня устойчивого «середнячка».

Одним словом, территория Юго-Восточного округа представляет собой некий симбиоз спальных районов с квадратными километрами промзон. Однако условия проживания здесь могут кардинально отличаться даже для двух домов, расположенных на одной улице, не говоря уж про жилые кварталы и районы. Так что на карте округа, даже в непривлекательных районах, можно найти и спокойные, и уютные места. Следует лишь запастись терпением и не жалеть времени, чтобы изучить все «за» и «против» будущего предполагаемого места жительства.

Уютные места для отдыха в Некрасовке

Уютные места для отдыха в Некрасовке

Лефортово – наиболее близко расположенный к центру район Юго-Восточного округа, однако не всякий назовет его комфортным, несмотря на наличие величественных сталинок, Лефортовского парка, нескольких памятников архитектуры и объектов культурного наследия.

Набережная Яузы в Лефортово

Набережная Яузы в Лефортово

Дело в том, что больше половины площади района занимают различные промзоны, а по его границам проходят транспортные артерии: на западе – набережная реки Яузы, на юго-западе – железнодорожная ветка Курского направления, а на северо-востоке – Казанского направления, усложняющие и без того непростую транспортную обстановку в районе.

К тому же самая крупная магистраль Лефортово – шоссе Энтузиастов, – является и самой загруженной, отчего создает повышенную нагрузку на инфраструктуру и экологию района. Поэтому с точки зрения транспортной доступности Лефортово не может считаться идеальным местом, во всяком случае – для наземного транспорта. Да и станция метро здесь всего одна – Авиамоторная, расположенная на самой восточной границе района. Чтобы добраться до нее, жителям южной и северной части Лефортово приходится проделывать немалый путь сквозь московские пробки.

Здесь также проходит Третье транспортное кольцо, правда, его основная часть пролегает под землей в виде Лефортовского тоннеля – сооружения столь же масштабного (его длина 3,2 км), сколь и опасного из-за высокого числа случающихся там ДТП. Отчего среди московских автолюбителей за ним закрепилось название «тоннеля смерти». Зато прокладка под землей значительной части Третьего транспортного кольца, обошедшаяся городской казне в 1 млрд. долларов, позволила сохранить исторический район Лефортово и памятники архитектуры, расположенные в нем.

В Лефортово достаточно старый жилой фонд: много кирпичных зданий постройки 1920-1950-х годов, а преобладающая застройка представлена панельными домами 1950-1970-х годов.

Здание военных казарм в Лефортово

Здание военных казарм в Лефортово

Строительство нового жилья в районе практически не ведется, и квартиру можно купить только на вторичном рынке.

Район отличается неплохо развитой социальной инфраструктурой: на 91 тыс. жителей здесь более 20 детских садов, 15 школ, 22 вуза, 14 поликлиник. Также широко представлены торговые точки, от крупных ТЦ «Город», «Ашан», до сетевых «Седьмой континент», «Пятерочка», «Дикси» и других магазинов шаговой доступности.

Стоимость жилья в Лефортово выше, чем по Юго-Восточному округу, но ниже, чем в соседних районах, граничащих с ним. Однокомнатная квартира стоит в пределах 5-6 млн. руб., двухкомнатная – 7-9 млн. руб. Аренда жилья достаточно дорогая, сказывается близость к центру: однушка – 30-35 тыс., двушка – 35-45 тыс., трешка – 45-55 тыс.

Район Нижегородский – бывшая промышленная окраина Москвы. Сегодня он граничит с ЦАО, но отличается плохой транспортной доступностью, в основном из-за отсутствия своей станции метро, и неважной экологией. В 2015 году ожидается открытие станции метро «Нижегородская», пока же население района вынуждено довольствоваться соседней станцией «Волгоградский проспект», расположенной рядом с западной границей района.

Вдоль и поперек район пронизан железнодорожными путями, создающими немало трудностей для автомобильного транспорта, особенно в часы пик. Тем более что все его основные магистрали, от Третьего транспортного кольца до Рязанского и Волгоградского проспектов, часто оказываются блокированы километровыми пробками.

Район стопроцентно рабочий, с множеством действующих предприятий, обеспечивающих рабочими местами не только население Нижегородского. Самыми крупными промышленными объектами в его границах являются Карачаровский механический завод, производящий лифты и башенные краны, Микояновский мясокомбинат, Таганский мясоперерабатывающий завод, Деревообрабатывающий комбинат №3 и др.

Вместе с тем многие дворы Нижегородского района отличаются ухоженностью и большим наличием зеленых насаждений, что в сочетании с неплохо развитой социальной инфраструктурой создает благоприятное впечатление обжитого района. В Нижегородском берут свое начало Волгоградский и Рязанский проспекты, и до Таганской площади отсюда – менее 2 км.

Район характеризуется давно сформированным жилым фондом преимущественно устаревшей застройки. Основной спецификой жилых кварталов является их расположение вперемежку с промзонами, что уменьшает стоимость квартир, но создает не лучшую среду для проживания.

Район Карачарово – добротные, но старые двухэтажки

Район Карачарово – добротные, но старые двухэтажки 

Стоимость однокомнатной квартиры составляет порядка 5 млн. руб., что для района, граничащего с ЦАО, является своеобразным рекордом. Двушка стоит в среднем 6,5-7,5 млн. руб., а стоимость трехкомнатной квартиры начинается от 8 млн. руб. Аренда жилья в Нижегородском районе обойдется примерно в 30 тыс. за однокомнатную, 40 тыс. за двухкомнатную и 50-55 тыс. за трехкомнатную квартиру.

Южнопортовый район замыкает тройку самых близких к центру районов Юго-Восточного округа. Несмотря на небольшую площадь (всего 4,5 кв. км), здесь расположены целых четыре станции Московского метрополитена, что делает его наиболее комфортным с точки зрения транспортной доступности.

Наряду с метро, в Южнопортовом прекрасно развита транспортная сеть: радиальные магистрали Симоновский Вал, улица Дубровская и Волгоградский проспект соединяются друг с другом 3-м Крутицким переулком, улицами Мельникова, Новоостаповской и Третьим транспортным кольцом. Поэтому для объезда пробок у автомобилистов на территории района есть множество вариантов.

Южнопортовый район ЮВАО

Южнопортовый район ЮВАО

На территории района расположены многочисленные НИИ и объекты промышленности, самым крупным из них является Первый государственный подшипниковый завод ГПЗ-1. Сейчас он находится в стадии разрухи, а в свое время это был флагман советского машиностроения, поставляющий свою продукцию во многие отрасли промышленности, от оборудования подъемников метрополитенов до программ освоения Луны.

Кинотеатр Свобода в Южнопортовом

Кинотеатр Свобода в Южнопортовом

Высокоразвитая социальная инфраструктура является достоинством Южнопортового района. Здесь расположены 13 детских садов, 12 школ, 5 поликлиник и 3 больницы. Район вмещает в себя 4 рынка, из которых один – автозапчастей, а 2 являются вещевыми. Однако наличие рынков привлекает на территорию района в качестве их неизменного атрибута большой поток нелегальных трудовых мигрантов, что отрицательно сказывается на имидже района, его благоустроенности и криминальной обстановке.

Жилой фонд района представлен кирпичными домами постройки 1950-1960 г.г. и панельными – 1980-1990 г.г. Стоимость квартир характерно низкая для ЮВАО и составляет порядка 5,5 млн. за однокомнатную, 6,5 млн. за двухкомнатную и 8-9 млн. за трехкомнатную квартиру. Арендовать жилье тоже можно достаточно бюджетно: за однокомнатную квартиру попросят 25-30 тыс. рублей, порядка 30-35 тыс. за двухкомнатную и 40-45 тыс. – за трехкомнатную квартиру.

Печатники являются самым протяженным районом Юго-Восточного округа, своей западной границей повторяя изгибы Москвы-реки. Пожалуй, близость к воде начинает и заканчивает достоинства этого района, основной достопримечательностью которого все же являются промзоны, занимающие более 60% его территории. Считается, что уровень загрязнения воздуха в Печатниках ничем не уступает печально известной Капотне.

Южную часть района занимает промзона «Курьяново», главным объектом которой являются Курьяновские очистные сооружения общей площадью380 га. Непередаваемые «ароматы» этой станции аэрации окутывают близлежащие территории и еще больше ухудшают экологическую обстановку района.

Печатники. Промзона Курьяново

Печатники. Промзона Курьяново

Добраться сюда автомобильным транспортом представляет серьезную проблему. Несмотря на невысокую плотность населения, здесь регулярно образуются пробки, поскольку единственными выездами из района являются улицы Шоссейная и Южнопортовая, имеющие изначально невысокую пропускную способность.

Вопреки очевидной логике, именно здесь, а не в Южнопортовом районе, находится Южный речной порт. Также район известен заводом АЗЛК, выпускавшим «Москвичи». Сейчас бывшая территория завода поделена между крупными и мелкими арендаторами, а из производства остался лишь бывший моторный завод, именуемый ныне «Автофрамос» и занимающийся сборкой автомобилей Renault.

Акватория Южного порта

Акватория Южного порта

Социальная инфраструктура довольно слабая. На весь район  всего две больницы, три поликлиники, 30 образовательных учреждений, включая детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения. В Печатниках нет крупных торгово-развлекательных центров, торговые организации представлены супермаркетами и небольшими коммерческими магазинами.

Новое жилье сейчас в Печатниках не строится. Цены на квартиры не дороже, чем в среднем по ЮВАО. Однокомнатную квартиру здесь можно приобрести за 4,7 млн.руб., двухкомнатную – за 6 млн.руб., а трехкомнатную —  за 7,5 млн. рублей.

Выхино-Жулебино — самый большой по численности населения район ЮВАО с хорошо развитой инфраструктурой.  Здесь действуют 120 медицинских, 100 общеобразовательных учреждений, более 10 торговых центров. Район сформирован в 1995 году. Сейчас на площади 1,5 тыс. га проживают около 190 тыс. человек. Высокая плотность населения влечет за собой большую перегруженность транспорта. Эта проблема одна их самых болезненных в районе.

Государственный университет управления в Выхино-Жулебино

Государственный университет управления в Выхино-Жулебино

Станция метро “Выхино” расположена недалеко от крупного автовокзала, где делают пересадку не только жители района, но и жители близлежащих городов, а также замкадного района Косино, где вообще нет ни одной станции метро. Поэтому определение “вечная давка” наиболее точно характеризует ситуацию вокруг  метро “Выхино”.

Основные автомагистрали района Выхино-Жулебино: МКАД, Рязанский и Волгоградский проспекты, — постоянно перегружены. Машины стоят в огромных пробках. Это влияет на экологию района. Загазованность исходит в основном от переизбытка транспорта. Хотя, по сравнению с другими районами Москвы, Выхино-Жулебино относительно чистый район.

Выхино-Жулебино

Выхино-Жулебино

Географически район наиболее удален от центра, что накладывает свои особенности. Цены на жилье в Выхино-Жулебино одни из самых доступных. Однокомнатную квартиру здесь можно купить в среднем за 4,8 млн. руб., двушка потянет на 5,9 млн. руб., ну а трешку в панельном доме 85 кв.м можно купить за 8,4 млн. руб.

Аренда жилья в районе также одна из самых дешевых. Однокомнатную квартиру можно снять за 23 — 25 тыс. руб., двухкомнатную — за 29-35 тыс. руб.

Капотня — самый непрестижный и неблагополучный по экологии район Москвы. Рабочая окраина…  Головная боль московских властей… Это сюда переселяют всех злостных неплательщиков ЖКХ.

Урбанистические пейзажи Капотни

Урбанистические пейзажи Капотни         

Капотня давно уже стала именем нарицательным. Главный виновник всех нареканий — Московский нефтеперерабатывающий завод. Именно он в районе — источник гари и копоти. Люди страдают от неприятных запахов и болеют от ядовитых выбросов.

Капотня. Московский НПЗ

Капотня. Московский НПЗ

Единственным достоинством района, пожалуй, является мощная производственная база. Не зря район называют “пролетарским”. В Капотне более 100 предприятий, а это создает огромное количество рабочих мест. Работу здесь найти довольно легко.

На этом плюсы заканчиваются, начинаются проблемы. Одна из них — транспортная недоступность. В Капотне нет метро. Сюда трудно ездить из других мест. Люди добираются  на работу автобусами порой с несколькими пересадками.

Капотня — наименее  привлекательный  и самый дешевый район столицы. Новое жилье здесь не строится, и вторичный рынок довольно слабый. Основную площадь занимает производственная зона, а из жилых — всего два микрорайона.

Квартиры в Капотне покупают очень неохотно, в основном те, кто не могут себе позволить купить что-нибудь приличней. Кому совсем уж некуда деться, выбирая между съемом квадратных метров и хоть какой-то своей жилплощадью, селятся в Капотне.  Как правило, это не москвичи. Также на территории района до сих пор много общежитий.

Стоимость квадратного метра в Капотне в среднем составляет менее 110 тыс. руб., что на 7% ниже, чем по округу. Самый бюджетный вариант однокомнатной квартиры обойдется в 3,8 млн.руб.,  двухкомнатную можно купить за 5,5 — 6 млн. руб., трехкомнатную — за 6 — 7,5 млн.руб.

Кузьминки — самый удобный спальный район ЮВАО с хорошо развитой инфраструктурой. Здесь практически полностью отсутствуют промышленные предприятия, поэтому экологические проблемы стоят не так остро, как в соседних районах.

Новые Кузьминки. Жилой комплекс

Новые Кузьминки. Жилой комплекс

Кузьминки — тот редкий район, в котором хорошо развит транспорт. Две станции метро “Кузьминки” и “Волжская” вполне удовлетворяют потребностям населения в подземном транспорте. Конечно, в часы пик и здесь не протолкнуться, но есть вариант воспользоваться множеством маршрутов наземного общественного транспорта.

Основная крупная автомагистраль района — Волгоградский проспект. Здесь транспортная нагрузка огромная, многокилометровые пробки — обычное явление. Связано это с большой плотностью населения: вдоль трассы расположены густонаселенные жилые кварталы, к тому же через Кузьминки добираются на работу и жители соседних районов.

Это один из самых престижных районов округа. Здесь созданы  все условия для комфортной жизни: много лечебно-оздоровительных учреждений, спортивно-развлекательных комплексов, кинотеатров, торговых центров. В Кузьминском парке самые излюбленные места для отдыха местных жителей.

Кузьминский пруд

Кузьминский пруд

Особенно благоприятные условия в Кузьминках созданы для молодых семей с детьми. Куда ни глянь — везде школы, детские сады, библиотеки, центры творчества. Здесь находится известная музыкальная школа имени Аренского, школа конного спорта, Московский казачий кадетский корпус имени Шолохова.

Жилой фонд в Кузьминках увеличивается с каждым годом, дома растут с космической скоростью. Купить здесь квартиру считается выгодным вложением денег. Стоимость квадратного метра в новом доме составляет 115-120 тыс. руб. Купить однокомнатную квартиру на вторичном рынке жилья можно за 5,1 млн.руб., двухкомнатную — за 6,2 млн.руб., а за трехкомнатную просят 8,7 млн.руб. В аренду сдаются в основном квартиры 70-80-х годов постройки. Однокомнатную квартиру можно снять за 25-30 тыс.руб., двухкомнатную — за 30-40 тыс.руб., трехкомнатную — за 35-45 тыс. рублей.

Марьино — один из самых престижных и привлекательных районов округа с хорошо развитой инфраструктурой. Здесь почти нет промышленных предприятий, за исключением двух заводов.

Большая плотность застройки лишает горожан возможности наслаждаться обилием парков и зеленых насаждений внутри кварталов. Местная достопримечательность – живописная набережная вдоль Москвы-реки и два красивых парка: имени Артема Боровика и в честь 850-летия Москвы.

Марьино. Панорама Парка им. Артема Боровика

Марьино. Панорама Парка им. Артема Боровика

В Марьине хорошая транспортная доступность. По территории района проходит железнодорожный транспорт, Люблинская ветка метро имеет две современные станции — “Марьино” и “Братиславская”, многочисленные маршруты автобусных и троллейбусных линий развозят население района во всех направлениях.

С севера на юг Марьино пересекает крупная автомобильная артерия — Люблинская улица. Движение на ней очень плотное, пробки постоянные. Одним словом, автомобильными дорогами район явно обделен.

Еще  один минус Марьино — нездоровая экологическая обстановка. Ситуацию усугубляет близко расположенный нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Ветер оттуда порой доносит  все “ароматы” вредного производства.

Сейчас Марьино хорошеет день ото дня. Обустроенная инфраструктура ориентирована на молодые семьи с детьми. 43 детских сада, 33 школы, поликлиника, кинотеатр, крупные торговые центры, такие как «Ашан», «БУМ», а также Ледовый дворец создают все условия для комфортной жизни.

Аквапарк в Марьино

Аквапарк в Марьино

Жилье в Марьино отличается хорошим качеством. Район начал сильно застраиваться в 90-х годах. Это были в основном панельные дома разной этажности. Но сейчас строительство почти не ведется. Квартиры продаются хорошо. Однокомнатную можно купить за 4,8-6 млн.руб., двухкомнатную — в пределах  6,2-8,5 млн.руб., а современная трехкомнатная квартира  будет стоить от 10,1 млн.руб. Снять жилье в Марьино проще простого, так как предложений очень много. Однокомнатная квартира обойдется в 25-27 тыс.руб., а двухкомнатная — в 32-36 тыс. рублей.

Люблино —  один из самых красивых районов столицы. Когда-то он был дачным поселком, а теперь это спальный район с хорошо развитой инфраструктурой. Это быстро растущий и развивающийся район.

Парковая зона в Люблино

Парковая зона в Люблино

На его территории  действуют много промышленных предприятий, среди которых Литейно-механический и Энергомеханический заводы, Оргнефтехим и другие. Несмотря на это, работу в Люблино придется поискать.

Район характеризуется плохой транспортной доступностью. Здесь ситуация чрезвычайно напряжена. Единственная станция метро “Люблино” не справляется с пассажиропотоком, да и наземный транспорт не спасает: если через Люблинскую улицу выехать Волгоградскиий проспект, то можно надолго застрять в пробке. В центр Москвы из Люблино добраться проблематично, в районе дефицит транзитных путей.

По северу Люблино граничит с Кузьминским парком, что влияет на хорошую экологическую обстановку, но, передвигаясь к югу, пограничная Капотня со своим огромным промышленным потенциалом сводит на нет все экологическое благополучие.

Торгово-ярмарочный комплекс «Москва» в Люблино

Торгово-ярмарочный комплекс «Москва» в Люблино

Инфраструктура района развита хорошо. В Люблино 20 учебных заведений, 6 больниц, 14 детских садов. Рядом со станцией метро “Люблинская» расположился крупный торгово-ярмарочный комплекс “Москва”. Здесь все сделано для удобства покупателей, и если уж вы сюда приехали, без покупки никогда не останетесь. Его огромная территория включает в себя сеть ресторанов и кафе, удобную парковку много развлекательных центров.

Жилые дома в Люблино строятся на любой вкус и пользуются повышенным спросом. Цены средние по округу или чуть выше. Самый бюджетный вариант однокомнатной квартиры стоит 4,1 млн.руб, двухкомнатную можно купить за 6 млн.руб. и выше, а трехкомнатные начинаются от 9,5 млн.руб.

Вариантов на аренду жилья в Люблино немного, поэтому цены здесь “кусаются”. Снять  однокомнатную квартиру можно от 27 тыс.руб., двухкомнатную — от 40 тыс. руб., трехкомнатную — от 50 тыс. рублей. 

Рязанский — развитый жилой и промышленный район ЮВАО с высокой численностью населения. Своей инфраструктурой район может гордиться: здесь расположены 14 детских садов, 11 школ, поликлиники, 2 больницы, предприятия бытового обслуживания, крупные торговые центры и другие социальные объекты, обеспечивающие достойный уровень жизни. К крупным учреждениям культуры относятся кинотеатр “Восход”,  Дворец культуры имени 40-летия Октября, музыкальный театр.

Особенность Рязанского района — его развитая промышленность. На территории района расположено 12 научно-исследовательских организаций, много промышленных предприятий, в том числе ремонтный завод «Мосэнерго», машиностроительный завод «Молния», Светотехнический завод “Сатурн“,  завод опытных изделий и конструкций и другие.

В районе хорошая транспортная доступность. Станция метро «Рязанский проспект», железнодорожная станция «Вешняки», многочисленные автобусные маршруты решают все проблемы связи с другими районами.

Основная автомагистраль Рязанский проспект имеет небольшую нагрузку по сравнению с другими крупными магистралями. Пробок здесь намного меньше, чем, например, на соседнем Волгоградском проспекте. Да и с парковочными местами здесь намного свободнее.

Рязанский проспект

Рязанский проспект

А вот с экологией есть проблемы. Жители постоянно жалуются на запах сероводорода по ночам. Причиной этому — незавидное соседство с нефтеперерабатывающим заводом в Капотне, вредные выбросы от которого ветер разносит по всем соседним районам. Люди страдают от головных  болей, тошноты и удушья.

Рязанский район сегодня считается перспективным и быстро набирающим популярность на рынке недвижимости. Спрос на квартиры здесь растет быстрыми темпами, что объясняется их сравнительно невысокой ценой. Стоимость 1-комнатной квартиры на Рязанском проспекте начинается от 4,9 млн.руб., двухкомнатные квартиры стоят от 5,9 млн.руб., а трехкомнатные начинаются от 7,3 млн.рублей. Аренда однокомнатной квартиры — от 27 тыс.руб., двухкомнатной — от 40 тыс. рублей.

Некрасовка — один из самых отдаленных, но перспективных районов ЮВАО с большим количеством новостроек.  Он имеет много зеленых зон и активно развивающуюся инфраструктуру.

Самое крупное предприятие на территории  Некрасовки — станция аэрации, входящая в систему “Мосводоканал”. Она создает в районе сложную экологическую ситуацию. Неприятный запах, который доносится оттуда, чувствуется далеко за пределами очистных сооружений. В скором будущем здесь планируется строительство завода по изготовлению вещества для обеззараживания воды, что еще более усугубит экологическую ситуацию.

Транспортная обстановка в Некрасовке имеет ряд недостатков. Прежде всего, это отсутствие в районе станции метро. До ближайших станций “Выхино” и “Люблино” можно добраться автобусами. В 2016 году планируется провести сюда ветку метрополитена и построить свою станцию.

Зато наземный транспорт развит хорошо. Железная дорога связывает район с Казанским вокзалом. На электричку можно сесть на станции в Люберцах.

С 2005 года в Некрасовке началась активная реконструкция жилого фонда. Снесли много ветхого жилья “хрущевского” периода. Новостройки тогда росли как грибы. Сейчас строительство пока не ведется, но в перспективе район ожидает “строительный бум”, планируется масштабная застройка жилых кварталов.

Некрасовка находится за пределами МКАД, поэтому цены на квартиры здесь низкие. Однокомнатную квартиру в здесь можно купить за 4,3 — 4,5 млн.руб., двухкомнатную — за 6-6,9 млн.руб., трехкомнатную — от 7,5 млн.руб. Аренда жилья вполне доступная. Однокомнатную квартиру можно снять за 20-22 тыс.руб., двухкомнатную — за 27-30 тыс.руб., трехкомнатную — от 32 тыс.рублей.

Текстильщики —  современный городской район ЮВАО с давно сложившейся и хорошо отлаженной инфраструктурой. В районе высокая транспортная доступность. Две линии метрополитена с двумя станциями «Текстильщики» и «Волжская» вполне справляются с нагрузкой. Железнодорожный транспорт  имеет одноименную станцию и дополняет возможности перевозки пассажиров.

Волгоградский проспект – самая крупная автомобильная магистраль района. Он разделяет его пополам. Пробки здесь, как и везде, частое явление. Но где их нет? Многочисленные автобусные маршруты связывают жителей со всеми районами столицы.

Панорама района Текстильщики

Панорама района Текстильщики

Текстильщики – район промышленный. Когда-то здесь находились текстильные фабрики (отсюда и название) — ситцевая, шерстопрядильная и др., а теперь треть района занимают промышленные предприятия. Их в районе 13, среди которых Московский жировой комбинат,  аэрогеодезическое предприятие, завод экспериментальных машин, АО «Спецэлектрод», ОАО «Связьтранснефть» и другие.

Несмотря на большое количество промышленных предприятий, экологическая ситуация в Текстильщиках не безнадежная. Этому способствует близкое расположение природно-исторических памятников соседних Кузьминок и Люблино. Их обширные зеленые зоны оздоровляют экологию района.

В Текстильщиках созданы благоприятные условия для жизни. Здесь много медицинских учреждений, 9 школ, 20 детских садов. Особое внимание в районе уделяется физическому здоровью и спорту. Для этого здесь есть все возможности: на его территории находится известный на всю страну спортивный комплекс «Москвич», который включает в себя Ледовый дворец, теннисные корты, один из самых крупных в мире биллиардный клуб и многое другое.

Район активно застраивался в 60-е годы. Сейчас здесь действует программа сноса и реконструкции ветхого жилья. Строятся новые современные дома повышенной комфортности, облагораживаются жилые кварталы. Купить однокомнатную квартиру в Текстильщиках  можно за 4,7 млн.руб. и выше, двухкомнатную от 5,8 млн.руб., а трехкомнатные начинаются от 7,9 млн.руб. Снять однокомнатную квартиру можно в среднем за 30 тыс.руб.,  двухкомнатную – за 38 тыс.руб., трехкомнатную – от 55 тыс.рублей.

Инфраструктура ЮВАО 

Городской транспорт представлен в округе в полном объеме: от метро до всех видов наземного транспорта. На территории ЮВАО действуют 17 железнодорожных станций. Кстати, по этому показателю округ занимает первое место в Москве. Жители без пересадок свободно могут добраться электричкой  до центра столицы. Только вот в часы пик оказаться в вагоне пригородного поезда не пожелаешь врагу: и тесно, и, как говорил классик, “воруют”.

Перегруженность автомобильных дорог в ЮВАО, пожалуй, бьет все рекорды даже по Москве. Многократное превышение всех разумных пределов нахождения грузового и легкового автотранспорта на основных автомагистралях —  Волгоградском и Рязанском проспектах, 10-километровом участке МКАД, — способствует образованию “вечных” пробок на всех направлениях округа. Самые пробочные места отмечаются на шоссе Энтузиастов, улице Люблинской и в районе Лефортово.

Для большинства жителей ЮВАО спасением от транспортного коллапса является метро, но в целом высокоскоростной транспорт развит недостаточно. По ЮВАО проходят самые загруженные линии метрополитена  — Таганско-Краснопресненская и Люблинская. Из 14 станций метро повышенную напряженность испытывают «Выхино», «Кузьминки» и «Текстильщики», через которые ежедневно проходят более 400 тысяч человек.

К методам разрешения транспортной нагрузки на высокоскоростных магистралях можно отнести  открытие в 2013 году новых станций метрополитена «Жулебино», «Лермонтовский проспект» и «Котельники» по Таганско-Краснопресненской линии, что значительно повысило транспортную доступность жителям этих районов.

Парковка на 5000 мест в ЮВАО

Парковка на 5000 мест в ЮВАО

Ситуация с парковочными местами в округе крайне неудовлетворительная. Трудности с парковкой в ЮВАО испытывают не только гости, но и коренные жители. Округ перенасыщен автомобилями, пассажиропоток огромный.

Во время активной застройки рабочих поселков более 50 лет назад, узкие улочки тесных кварталов не предполагали такого бурного роста автотранспорта, и сейчас водителям надо иметь немалую сноровку, чтобы отыскать заветный парковочный пятачок и еще умудриться втиснуться на него.

Чудеса парковки в ЮВАО

Чудеса парковки в ЮВАО

Медицина в ЮВАО имеет вполне приемлемый уровень. Качественную медицинскую помощь население округа получает в 46 поликлиниках, 13 больницах, 8 диспансерах, 5 родильных домах. Многопрофильные медицинские центры оснащены современным оборудованием, внедряются новые современные методы работы. Так, в 2012 году начала применяться массовая электронная регистрация пациентов.

Стоматология на Рязанском проспекте

Стоматология на Рязанском проспекте

На территории округа расположен всемирно известный Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко — колыбель больничного дела. Поистине чудеса медицины демонстрировали врачи госпиталя на протяжении более чем 300-летней истории.

Для экстренной помощи пострадавшим в любых чрезвычайных ситуациях госпиталь оснащен высокотехнологичной летающей операционно-реанимационной лабораторией “Скальпель”, благодаря которой только за последнюю чеченскую компанию были спасены жизни более 3000 солдат.

В плане образования ЮВАО также есть куда развиваться. Сейчас на территории округа действуют 290 детских дошкольных учреждений, 120 общеобразовательных школ и 6 ВУЗов. По субъективной оценке населения, этого недостаточно. Особо остро стоит вопрос нехватки мест в детских садах. Эта проблема имеет давние корни, когда в 90-х годах из-за проблем в демографии большая часть детсадов была отдана коммерческим структурам. Этот «пережиток прошлого» долго еще будет аукаться молодым семьям…

Тем не менее, только за 2012 год на территории ЮВАО было открыто 13 детсадов и 3 школы, построено более 100 спортплощадок. И темпы строительства этих объектов в ЮВАО намного выше, чем в других столичных округах. 

Экономика округа: рабочие места для всей Столицы

Исторически так сложилось, что ЮВАО имеет статус рабочей окраины крупного мегаполиса. Это самый промышленный округ столицы. По объему выпускаемой продукции ЮВАО занимает ведущее место в городе. Мощный промышленный потенциал включает в себя крупные производства машиностроительной, приборостроительной и химической отраслей, нефтепереработки, металлургии и строительства.

В настоящее время на территории округа расположены 123 крупных и средних промышленных предприятия, и более 2000 предприятий малого бизнеса. Свыше 100 тысяч специалистов разного профиля работают на заводах и фабриках ЮВАО. Хоть и бытует мнение, что “Москва не резиновая…”, но к ЮВАО это не имеет отношения — количество рабочих мест здесь постоянно растет.

К гигантам общероссийского значения относятся предприятия ОАО “Автофрамос” (бывший АЗЛК), АО “Москабельмет”, заводы “Серп и молот”, “Московский подшипник”, Стальпромсиндикат, нефтеперерабатывающий в Капотне, шинный и другие.

Одним из старейших в округе является завод “Серп и молот”, расположенный в районе Лефортово.  Он выпускает продукцию листопрокатного производства, трубы, проволоку, изделия из стали. В цехах этого металлургического исполина когда-то сталь лилась через край, но сейчас завод переживает не самые лучшие времена: темпы производства снижены значительно, территория завода имеет заброшенный вид, в цехах разруха. Но, несмотря на это завод работает, продает свою продукцию и ждет новые молодые кадры.

Заводская территория ММЗ «Серп и молот» имеет плачевный вид

Заводская территория ММЗ «Серп и молот» имеет плачевный вид       

В районе станции метро Текстильщики на Волгоградском проспекте  расположено крупнейшее предприятие автомобильной отрасли ОАО “Автофрамос”. До 1992 года это был знаменитый завод АЗЛК, выпускавший с 1956 года известные всему миру автомобили марки “Москвич”. Только в 2010 году он был снят с производства, и в настоящее время в цехах ОАО “Автофрамос” осуществляется полномасштабная сборка автомобилей марки Рено, включающая сварку, штамповку и окраску  кузова. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать ежегодно свыше 175 000 автомобилей в год.

Масштаб такого производства предполагает привлечение большого числа специалистов. На заводе всегда много вакансий. Однако настоящие специалисты, как обычно, в цене. Заработки невысокие, в среднем 30 тысяч рублей, но много других плюсов. Например, всем желающим предлагается бесплатно изучить французский язык. На заводе созданы все условия для карьерного роста, введены дополнительные отпуски за стаж работы, доступны все социальные пакеты.

ОАО «Автофрамос» - наследник АЗЛК

ОАО «Автофрамос» — наследник АЗЛК

Самая больная тема в ЮВАО — деятельность нефтеперерабатывающего завода в Капотне.  Предприятие работает круглосуточно. Вредные условия работы компенсируются повышенной зарплатой, льготным питанием, санаторно-курортным лечением, полным социальным пакетом.

Правительство Москвы предпринимает меры по снижению вредных заводских выбросов. Так, в 2011 году начались активные работы по реконструкции производства. Были построены механические очистные сооружения закрытого типа, установлено новое оборудование по производству серы, которое призвано значительно уменьшить испарения и способствовать устранению неприятного запаха.

Вместе с тем, НПЗ в Капотне вызывает у подавляющей части населения больше негатива. Однако если задать вопрос о пользе завода в лоб любому работнику этого предприятия, то вы услышите ответ, прямо противоположный общественному мнению. Еще бы, ведь размер заработной платы, получаемой некоторыми «обычными» рабочими нефтеперерабатывающего завода, недоступен даже многим московским предпринимателям.

Важнейший фактор развития округа — высокий научный потенциал. Это более 80-ти научных и проектно-конструкторских организаций, таких как “Энергия”, “Стекло”, “Синтез” и другие. Активно работают частные коммерческие фирмы, деятельность которых сосредоточена в сфере торговли и пищевого производства.

Криминал в Юго-восточном округе Москвы 

Какие три ассоциации приходят в голову среднестатистическому москвичу при упоминании Юго-Восточного округа? Капотня, пробки, криминал. И полицейская статистика подтверждает повышенную криминогенность округа. Причин тут несколько: во-первых, в массе своей население округа представлено далеко не интеллигенцией, во-вторых, в округе зафиксирована повышенная концентрация нелегальных трудовых мигрантов.

Этих двух факторов вполне хватает для того, чтобы обычные жители не без оснований опасались за свою собственность, здоровье и жизнь. Особенно в вечернее время. И даже квартира давно перестала быть крепостью, поскольку в округе неутешительно растет статистика квартирных краж.

В неофициальный рейтинг десяти самых опасных районов Москвы попали два района ЮВАО. Во-первых, это Кузьминки, «прославившиеся» толпами алкоголиков и наркоманов, свободно разгуливающими по дворам. Этим асоциальным элементам, давно поправшим нормы не только морали и нравственности, но и уголовного кодекса, ничего не стоит совершить особо тяжкое преступление за дозу или бутылку водки.

Следующим неблагополучным районом признаются Текстильщики. Большое число заброшенных промышленных зданий на территории этого района дало приют армии нелегальных мигрантов, превратившихся в людей, без жилья и средств к существованию. Единственным занятием этих робин-гудов становится скользкая дорожка грабежей и разбоя, поскольку терять им в общем уже нечего.

После закрытия в 2009 году Черкизовского рынка тысячи мигрантов из Восточного округа Москвы плавно, но верно перекочевали в ЮВАО на рынок «Садовод» на границе МКАД, добавив неблагополучия и без того проблемной Капотне. Теперь, вместо сельскохозяйственного и строительного рынков, эта местность стала новой провинцией Китая в границах Москвы. К тому же бывать в этих местах стало далеко небезопасно.

Достопримечательности Юго-восточного округа

На территории ЮВАО расположены уникальные историко-культурные памятники. Их, конечно, немного, но они есть. Наиболее примечательным из них считается дворцово-парковый ансамбль “Кузьминки” — бывшая усадьба князей Голицыных. Этот памятник входит в список культурных объектов ЮНЕСКО.

Посетители усадьбы имеют возможность почувствовать атмосферу того времени, увидеть интересные интерьеры усадьбы, посмотреть на быт дворян XIX века. Это прекрасное место для отдыха и прогулок в красивейшем парке с вековыми деревьями и проточными прудами.

Усадьба князей Голицыных в Кузьминках

Усадьба князей Голицыных в Кузьминках

Сейчас здесь работают аттракционы, можно покататься на лошадях и вездеходах, поучаствовать в разнообразных костюмированных интерактивных программах.

Одно из самых интересных и тихих мест округа — историко-архитектурный ансамбль ХVIII века “Рогожская слобода”. Это один из немногочисленных островков старообрядцев по всей стране. Главный храм этой старообрядческой общины — Покровский собор с богатейшим собранием старинных русских икон, сохранившихся до наших дней. Храм пользуется большой популярностью у верующих, богослужения здесь проходят ежедневно.

К уникальным достопримечательностям округа относятся Николо-Перервинский монастырь XVII века в Печатниках, 20 православных храмов, в т.ч. церковь Петра и Павла в Солдатской слободе, усадьба “Люблино”, дворцово-парковый ансамбль в Лефортово.

Поражают воображение живописные пейзажи в долинах рек Яузы и Пономарки. Лучшие места для отдыха расположены в лесопарковых массивах в Лефортово, Люблино, в саду в Капотне.

Культурная жизнь в ЮВАО, несмотря на имидж «пролетарского» округа, довольно разнообразна. Среди 86 учреждений культуры большой популярностью пользуются музеи и выставки. Например, интереснейший Зоологический музей в Выхино-Жулебино, литературный музей имени К.Г. Паустовского в Кузьминках, Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов в Люблино, Выставочный зал на Крутицком Валу, где представлены работы художников различных направлений современного искусства — от реализма до авангарда.

В любой день жители и гости города могут посетить театры, которых на территории округа насчитывается пять. Три из них находятся в Кузьминках. Это широко известный Московский драматический театр имени А.Н Островского, театр Русский балет и детский театр-студия На Семи Холмах, а также театр под руководством Г.Чихачева в Рязанском районе ЮВАО и Московский Театр Фантастик на улице Южнопортовой.

В сеть учреждений культуры входят многочисленные кинотеатры, самые крупные из которых — “Высота” в Кузьминках, “Молодежный” на улице Люблинской, “Факел” и “Кронверк Синема” на шоссе Энтузиастов. Поход в кино вам обойдется от 100 до 500 рублей. Во всех кинотеатрах есть залы для показа кинофильмов в 3D формате, удобные кафе, обустроенные парковки.

Для любителей шопинга тоже есть, где порадовать себя. В основном на территории округа вы найдете множество торговых центров эконом-сегмента. Самый крупный мега-молл ЮВАО, к тому же расположенный в самом сердце мегаполиса, — торговый комплекс «Город» в Лефортово. Здесь находится гипермаркет Ашан, где вас в любое время ждут не только огромный выбор товаров и привлекательные цены, но и традиционные 20-метровые очереди на кассах. А также строительный гипермаркет «Леруа Мерлен», хоккейный комплекс «Град» и сотни больших и малых магазинов и салонов.

Торговый комплекс «Город» не помещается в кадр с любой точки съемки

Торговый комплекс «Город» не помещается в кадр с любой точки съемки

В 5 минутах ходьбы от станции метро “Люблино” расположен один из крупнейших в столице торгово-ярмарочный центр “Москва”. Его можно назвать образцом современной оптовой и розничной торговли. Близость к МКАДу и метро создает особые удобства для жизни жителям спальных районов Марьино и Кузьминки. Огромные площади, богатейший ассортимент товаров. Далеко ехать не надо — все можно купить в одном месте.

В крупнейшем в России развлекательном семейном центре Фэнтези парк, что на улице Люблинской, разместился аквапарк и разнообразные развлекательные площадки, где устраивают детские водные развлечения, отмечают дни рождения и корпоративные праздники. К слову, собственным аквапарком не может похвастаться почти ни один из административных округов Москвы.

К активным  видам молодежного отдыха можно отнести новомодную игру в лазертаг — новая версия пейнтбола в развлекательном центре CosmoZar (ТЦ Рогожская застава на шоссе Энтузиастов).

В ресторане торгового центра Наманган в Люблино вы приятно проведете время с хорошей компанией. Здесь можно поиграть в бильярд, боулинг, посетить ночной клуб и сауну, а блюда азиатской и кавказской кухни удовлетворят запросы самых требовательных гурманов.

ТРЦ «Наманган» - изЛЮБЛИНОе место отдыха

ТРЦ «Наманган» — изЛЮБЛИНОе место отдыха