Санкт-Петербург. Московский район
Московский район Санкт-Петербурга глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в районе. Плюсы и минусы жизни в Московском районе. Отзывы жителей и переехавших в район.
Общие сведения и история района
Московский район Санкт-Петербурга, который открывает южный въезд в город, как административная единица был основан в 1919 году. История района берет свое начало с одной из городских застав Петербурга – Московской заставы (отсюда и название района), которая была основана в 18-м веке в месте пересечения Царской перспективы (Царскосельского проспекта, ныне Московского проспекта) с Лиговским каналом. Через два десятилетия после Отечественной войны 1812 года в память победам русских воинов в персидской и турецкой войнах в 1826-1829 на окраине заставы были установлены Московские триумфальные ворота, вокруг которых была образована одноименная площадь, которая стала форпостом въезда в город с его южной стороны. У площади стояли две караульных будки, и у всех въезжающих в город проверяли подорожные документы и взимали сборы.
В 20-х гг. район Московской заставы стал менять свой облик: Лиговский канал засыпали и по его протяжению проложили Лиговский проспект, район стал активно расширяться и застраиваться. Со второй половины 30-х гг. Московский проспект стал считаться парадной магистралью Ленинграда, так как были планы переноса административный центр города в Московский район. Планы не были осуществлены, но в результате район превратился в важнейшую и красивейшую южную артерию города. Через весь район проходит одна из основных и старейших городских магистралей — Московский проспект (в разные годы он носил названия Московский тракт, Забалканский проспект, Международный проспект, Проспект Сталина). Московский проспект переходит в автомобильные шоссе, связывающее город с югом России – Московское, Пулковское, Киевское (в том числе по этим же шоссе жители попадают в города-спутники Петербурга — Пушкин, Павловск, Колпино и другие). Также не территории района находится международный аэропорт «Пулково».
Экология района
Экологическое состояние района в целом удовлетворительное, но неравномерное в зависимости от квартала. В целом его северная часть, примыкающая к Обводному каналу, в силу граничащих с районом предприятий Кировского и Адмиралтейского района, а также розы ветров, более неблагоприятна с экологической точки зрения, чем южная. Уровень загрязнений почв в северной части колеблется – в некоторых местах он признан очень опасным. Однако в остальной части района состояние жилых кварталов приемлемое. Радиационный фон не превышает нормы, за исключением улицы Типанова, где фон значительно превышает допустимые нормы. Одним из загрязняющих район предприятий является АООТ «Фармакон», дающий выбросы четыреххлористого углерода.
Уровень шума повышен на Московском шоссе, Пулковском шоссе, конце улицы Типанова, площади Победы. В остальных районах жилой застройки уровень шума в норме.
Московский район считается зеленым: в нем много небольших скверов, зеленых дворов, а также на территории района находятся двадцать бульваров и три парка: Московский Парк Победы, Парк Авиаторов и относительно недавно заложенный Парк Городов-Героев, каждый из которых занимает значительную площадь. Также постоянно озеленяется Московский проспект.
Водные объекты на территории района загрязнены также неравномерно: водоемы в парке Авиаторов и в парке Победы загрязнены, по данным экологов, «умеренно», и для Питера это очень хороший показатель. Остальные водные объекты (Обводный канал, Лиговский канал, Волковка) признаны «грязными» и даже «очень грязными».
Население района
Население района разнородно и составляет около 300 000 человек. Если условно делить на зоны, то у метро «Парк Победы» сосредоточены студенты (рядом находится студенческий городок), центральная часть района – это обеспеченные жители с достатком выше среднего, в южной и восточной частях района (спальные районы) живут среднеобеспеченные, но социально благополучные петербуржцы. Есть также не слишком «интеллигентные» кварталы – в основном это «хрущевки» за площадью Конституции и у проспекта Юрия Гагарина. Шушары, в силу крайне низкой цены на жилье, могут стать кварталами, населенным бедными жителями и выходцами с северного Кавказа.
Муниципальное разделение района и цены на недвижимость
Цены на недвижимость в Московском районе различны и зависят от местоположения, но в целом стоимость квадратного метра выше, чем по городу. Традиционно этот район считается престижным. На середину сентября 2012 года средняя цена квадратного метра составляла 90-120 тысячи рублей.
Самой дорогой и престижной частью района (и даже города) считается район сталинской застройки от парка Победы до Московской площади. Согласно Генеральному плану 1935 – 1939 гг., здесь планировалось создание нового общегородского центра. Была заложена огромная Московская площадь, монументальное здание Дома Советов, элитные номенклатурные дома. Именно эти квартиры и являются самыми дорогими. Стоимость «сталинской квартиры» в районе метро «Парк Победы» или метро «Московская» выше на 20%, чем «сталинки» в других районах города. Эту стоимость не снижает даже шум Московского проспекта.
Но, чем дальше мы удаляемся от Московского проспекта, тем все больше падают. Район делится на несколько совершенно разных зон:
1. Ближняя Рогатка — самая северная часть Московского района, которая граничит с Адмиралтейским районом на севере, спальным Фрунзенским на востоке, промышленным Кировским на западе и с юга ограничена улицами Благодатной и Решетникова. Жилых домов здесь немного, в основном вдоль Московского проспекта, и в основном это старый фонд в плохом состоянии. Двухкомнатную квартиру здесь можно купить за 4 500- 5000 тысяч рублей.
2. Центральная часть района – середина Московского проспекта, от улицы Благодатной до Площади Победы — это «лицо» района и его визитная карточка. Немаловажно, что в 90-е годы, в силу престижности, почти все сталинские дома были расселены «новыми русскими», что еще больше увеличило цены на эту недвижимость. «Двушка» в сталинском доме, если удастся ее найти, будет стоить 8000-9000 тысяч рублей, и даже малюсенькая «однушка» в двадцать семь квадратных метров, в «брежневском» доме с окнами на Московский проспект, но рядом с метро «Московская» — стоит 3000 тысячи.
3. Восточнее проспекта Юрия Гагарина – район граничит со спальным Фрунзенским районом, ограничен Дунайским проспектом на юге (район складских терминалов). К этому же району относят новостройки вокруг парка Городов-Героев. В основном жилой фонд этого района составляют панельные пятиэтажки, однако в силу большой озелененности, удобного транспортного сообщения и общей благоустроенности среди районов массовой застройки 50-60х гг этот — самый дорогой и пользуется популярностью у среднего класса. Цены очень разные – однокомнатную квартиру можно купить и за 2700 тыс.руб, и за 6000 тыс.руб. – все зависит от типа дома.
4. Западнее Варшавской железной дороги
Это часть района, которая граничит с «Ближней рогаткой» вдоль улицы Благодатной на севере, на востоке проходит по Варшавской улице и граничит с центральной частью Московского района. Южная граница проходит по развивающейся промышленной зоне вдоль улицы Костюшко. В районе идет активное строительство, в том числе и транспортное (пробивка новых транспортных магистралей от центра города на юг). Тем не менее этот район не очень популярен, и лишь район Ленинского проспекта выше в цене. Объяснить это можно соседством железной дороги и неоднородностью социального состава жителей. Цены также не отличаются единообразием – есть и «хрущевки», и элитные квартиры в домах новой застройки.
Коммерческая недвижимость в районе представлена в основном помещениями на первых этажах зданий вдоль Московского проспекта и является очень дорогой. Также идет развитие бывших промышленных территорий (пример – торговая зона в районе метро «Электросила»), очень активно застраивается зона Пулково и Пулковского шоссе.
Инфраструктура района
С точки зрения развития транспортного сообщения, Московский район имеет более развитую транспортную инфраструктуру, чем близлежащие районы. Основная ось транспортная доминанта – Московский проспект – связывает одну из главных трасс Северо-Запада «Россия» с центром города. По этой же магистрали легко и быстро можно попасть в международный аэропорт «Пулково», а под землей вдоль всего Московского проспекта проходит линия метрополитена (шесть станций метро). Хорошо развита сеть наземного транспорта, а с вводом в эксплуатацию новых станций метрополитена в соседнем Фрунзенском районе загруженность метро и наземного транспорта Московского района значительно уменьшится. В дополнение к имеющимся проспектам и шоссе городом строятся трассы-дублеры (Митрофаньевское шоссе), на юге района есть развязка с КАД.
Имеются и железнодорожные станции: «Купчино», «Воздухоплавательный парк», «Проспект Славы». Ветки железной дороги, идущие от центральных вокзалов города через этот район, дают жителям возможность легко добраться до дворцово-парковых комплексов Павловска, Пушкина, Стрельны, Петергофа. Также городом планируется пуск наземного аэроэкспресса, который свяжет аэропорт «Пулково» с центром города (площадь Восстания и Московский вокзал).
Также планируется подключение города (и московского района) к основным федеральным дорогам России. Для этого будет построена I очередь Южного участка ЗСД и II очередь КАД от магистрали «Россия»(Пулковское шоссе) до автодороги «Нарва» (Таллинское шоссе). Таким образом, ситуация с транспортом в районе очень благоприятна и динамично развивается.
С точки зрения развития торговой, экономической и социальной инфраструктуры район также весьма развит. В районе действуют более сорока школ, несколько колледжей и техникумов, более семидесяти детских дошкольных учреждений.
Также в московском районе несколько больниц, две стоматологии, детский театр «Сказка», Дворец молодежи, более десятка библиотек, выставочный зал, спортивно-концертный комплекс, несколько подростковых центров и клубов, есть две музыкальные и одна художественная школы, пять стадионов, три бассейна, множество теннисных кортов и спортивных залов. На территории района также расположился большой студенческий городок (у ст.метро Парк Победы).
Предприятия и работа
Московский район сочетает в себе как жилую, так и промышленную застройку. Еще в середине 19-го века на его современной территории возник ряд промышленных предприятий: завод «Ретшке» (сейчас это «Вагонмаш» им. Егорова – основной поставщик вагонов для петербургского метрополитена), товарищество Санкт-Петербурского механического производства обуви (ныне фабрика «Скороход»), Общество русских электротехнических заводов (в наше время один из крупнейших заводов «Электросила»), мыловаренный завод Жукова (АО «Аист») и другие.
В наши дни на территории района действуют почти пятьдесят крупных промышленных предприятий, в основном они сосредоточены на севере района, который и является практически сплошной промышленно зоной, за исключением участков жилой застройки вдоль Московского проспекта и Обводного канала. Эта территория простирается до метро «Электросила». Центральная же часть района почти полностью является жилой.
На юге сосредоточился ряд предприятий агропромышленного толка: ОАО «Петмол», Мясокомбинат «Самсон», комбинат «Пищевик», комбинат «Мельничный», заводы «Кока-кола» и «Ригли» и другие. Большинство предприятий юга района находятся вдоль Пулковского и Московского шоссе, и сейчас этот район активно растет и видоизменяется, так как территории вдоль шоссе по направлению к аэропорту и выезду из города застраивается мегамоллами, т.е. огромными торгово-развлекательными центрами, а также автосалонами, бизнес-центрами, гостиницами. Можно сказать, что с экономической точки зрения этот район – один из самых перспективных в городе.
Если говорить об экономической составляющей с точки зрения отраслей, то тяжелая промышленность района представлена объединением «Ленинец», объединением «Электросила», вагоностроительным заводом имени Егорова. Легкая промышленность – это швейное объединение «Маяк», обувная фабрика «Скороход», фабрика изделий из искусственной кожи «Пролетарский труд», фирма «Мелодия». Химическая промышленность — АО «Аист», АООТ «Фармакон»
Также в районе имеются научно-исследовательские учреждения (например, Пулковская астрономическая обсерватория) и высшие учебные заведения, а также дворцы культуры (имени Ильича, имени Капранова).
Московский район динамично развивается и является очень перспективным с экономической точки зрения. Сотни инвестиционных проектов (жилищное строительство, торговые и бизнес центры, промышленное строительство) на территории района находятся в различных стадиях – от разработки до реализации. Наиболее перспективными зонами считаются зона Пулково, Кубинской улицы, а также промзона «Предпортовая». Жилищное строительство в основном развивается на востоке и юге района. Однако все проекты сталкиваются с тем, что не везде инженерная инфраструктура благоприятна. Район считается «условно обеспеченным» инженерными сетями, и это обеспечение зависит от микрорайона. Например, Ближняя Рогатка (север) изначально была промышленно-складской зоной вдоль водной магистрали – Обводного канала.
Но к концу 20-го века большинство предприятий было закрыто по причине морального и физического устаревания, поэтому встал вопрос перепрофилирования этих земель, что само по себе является весьма дорогостоящим процессом. К началу 21-го века этот район, по причине близости к историческому центру, стал неудобным для промышленного строительства, а преобразование в общественно-деловую зону означает огромные затраты для инвестора (так как инженерные сети изношены до аварийного состояния, почвы загрязнены, транспортное сообщение внутри микрорайона затруднено, за исключением областей, непосредственно прилегающих к Московскому проспекту, отсутствие социально-бытовой инфраструктуры). Поэтому инвестиционная активность в районе Ближней рогатки в данный момент низка и зависит от того, будет ли принята общая концепция развития микрорайона, будет ли развиваться территория приграничного Кировского района (сейчас она занята подъездными железнодорожными путями ныне не действующего Варшавского вокзала). В данный момент основные инвестиционные проекты в микрорайоне – это создание бизнес-центров класса С, а также склады и небольшие производства. Район не считается благоприятным для жилищного строительства, так для его осуществления требуются огромные затраты по расчистке территории, которые по силам только городу, а не частным инвесторам.
Центральная часть Московского района – это совсем другой инвестиционный профиль. Так как изначально это был район элитной сталинской застройки, то в настоящее время квартиры в этом микрорайоне очень дороги, но при этом пользуются большим спросом. Это можно объяснить социальной однородностью жителей, хорошей транспортной доступностью, развитой инфраструктурой. Однако и здесь есть свои ограничения для инвестиций, и главное – это отсутствие свободных «пятен» для застройки. Если освобождается свободная территория для строительства, то с вероятность в 99% это будет жилье, так как это очень рентабельно для застройщика.
В восточной части Московского района инвестиционная деятельность направлена в основном на строительство жилья (как типового, так и высшего класса) и торговых комплексов, так как это «спальный» район.
Западная часть Московского района, особенно в районе площади Конституции, позиционируется как общественно-деловая, поэтому основными направлениями инвестиций там является жилищное и деловое строительство.
Район Средней Рогатки в основном развивается как нежилая промзона, район складских комплексов и логистических терминалов (восточнее Пулковского шоссе). В районе Шушар планируется строительство крупного логистического терминала, однако в том же районе ведется массовое жилищное строительство эконом-класса. Территория западнее Пулковского шоссе (улицы Кубинская, Предпортовая) будет развиваться адресно, в том числе за счет города.
Самая южная часть Московского района – Пулково – занята аэропортом. Авиагородком, Пулковской обсерваторией. Однако этот район является наиболее динамично развивающейся территорией района, о чем уже говорилось выше. Потенциал территории очень большой, это огромная коммерческая зона, находящаяся на стыке всех путей района.
Криминальная обстановка
С точки зрения криминогенной обстановки район можно отнести к относительно благополучным, по сравнению с другими районами города, так на территории района нет железнодорожных вокзалов и социально неблагополучных жилых районов. В основном преступления, совершаемые на территории района — это угоны автомобилей и уличные кражи и грабежи.
Достопримечательности района
Как уже говорилось выше, в районе нынешних Московских ворот когда-то располагалась городская застава, откуда начиналась дорога на Москву – то есть это место было знаковым. Еще в 18-м веке здесь хотели установить триумфальные каменные ворота, однако этот проект был реализован только в 30-х годах 19-го века, когда, после побед в персидской и турецкой войнах, а также подавления польского восстания Николай I отдал приказ установить триумфальные ворота на въезде в город по московскому тракту. Одновременно было решено основать в этом же месте площадь, и в итоге известный архитектор В.П. Стасов (автор Нарвских ворот) разработал эскиз ворот, которые решено было построить из чугуна (Московские ворота являются самым крупным в мире сооружением из чугунных деталей).
12 января 1834 года, после того, как окончательно было выбрано место для установки ворот, на новой площади был установлен макет памятника в натуральную величину. Николай I произвел осмотр модели и площади и утвердил памятник и место его установки. Ворота отливал из чугуна, меди и железа на Литейном заводе, мастера которого имели богатый и успешный опыт работы с металлом. Архитектор Стасов лично присутствовал на производстве и руководил рабочими. Уже в августе начали работы по укладке фундамента, который состоял из каменных блоков и плит, а 14 сентября 1834 года Московские ворота были торжественно заложены. В знак памяти на дно котлованы положили монеты из драгоценных металлов с инициалами высокопоставленных лиц и архитектора Стасова. Но только в 1836 году Московские ворота стали собирать воедино из отлитых частей, а полностью они были собраны и покрашены весной 1838 года. Скульптурное убранство ворот создал известнейший скульптор Б.И. Орловский (автор памятников Кутузову, Барклаю-де-Толли и других), который работал над эскизами моделей для Московских ворот до последних дней своей жизни (поэтому не все запланированное им было окончено). Посвятительную надпись на воротах составил лично император Николай I, и звучит она следующим образом: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». Торжественное открытие Московских ворот произошло 16 октября 1838 года, и обошлись они казне в 1 180 000 рублей. Их высота 24 метра, длина — 36 метров. Московские ворота — последнее крупное сооружение, созданное архитектором В. П. Стасовым. Однако история Московских ворот на этом не заканчивается. В сентябре 1936 года они были разобраны в связи с масштабной реконструкцией Московского проспекта. При городском планировании 30-х годов центр города собрались переносить на юг, и, по замыслу планировщиков, Московские ворота должны были украсить собой один из новых парков ( современный парк Победы). Но планы эти не были реализованы из-за Великой Отечественной Войны, и чугунные детали ворот были временно переданы на хранение музеям. Невероятно, но в 1941 году эти детали были использованы в противотанковых сооружениях! К счастью, в 1961 году, после длительной работы по восстановлению утраченных деталей и фигур, Московские ворота были установлены на своем прежнем месте, а в 2000-2001 они были отреставрированы. Интересная деталь – в наши дни надпись на воротах пришлось согласовать с Министерством иностранных дел.
На юге Московского района расположен один из красивейших архитектурных ансамблей города – площадь Победы, который встречает въезжающих в город с юга. Площадь является местом схождения воедино Московского проспекта, улиц Краснопутиловская, Орджоникидзе и Галстяна, Московского и Пулковского шоссе.
Архитектурный ансамбль площади Победы включает в себя Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», комплекс жилых домов у площади, гостиницу «Пулковская» (ныне Park Inn) и универмаг «Московский. Наибольший интерес, разумеется, представляет монумент «Героическим защитникам Ленинграда», построенный в 1975 году, автором которого являются архитекторы С.Б. Сперанский и В.А.Каменский, ленинградские скульпторы М.К.Аникушин и Ю.С.Тюкалов. Мемориал посвящен героической обороне Ленинграда в Великой Отечественной войне и прорыву блокады и производит огромное впечатление на зрителей. В состав монумента входят стела, скульптурные композиции перед стелой и перед музеем, расположенный под землей музей, вечный огонь и гранитное разорванное кольцо как символ прорыва блокады. Этот мемориал стал одним из символов Ленинграда. В праздники и даты, связанные с блокадой, на площади у мемориала проходят торжественные мероприятия. К музею ведет подземный пешеходный переход (от Московского проспекта).
Еще одна достопримечательность, посвященная победе русского народа в Великой Отечественной Войне — это Московский Парк Победы, расположенный у Московского проспекта в районе метро «Парк Победы». Его создание началось уже в октябре 1945 года, сразу вскоре после окончания войны. Были осушены болота, расчищена местность (во время войны здесь находился полуразрушенный кирпичный завод), силами жителей посажено около 17 тысяч деревьев. Пруды и протоки были образованы на месте воронок от взрывов, таким образом парк – это живое напоминание о прошедшей жестокой войне, которая стала причиной смерти миллионов русских людей. Также в парке установлены бюсты-памятники героям войны и труда (Аллея Героев).
В настоящее время Парк является не только мемориалом, но и излюбленным местом отдыха петербуржцев (на территории парка действуют аттракционы, прокат лодок, каток и т.д.)
Весьма необычная по архитектуре и очень красивая, Чесменская церковь, хотя и находится вдали от основных магистралей, является настоящей жемчужиной Московского района. Построена она в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна в 1780 году по проекту придворного архитектора Екатерины II Ю.М.Фельтена, недалеко от распологавшегося в те времена путевого дворца императрицы. Одновременно с основным названием церкви было дано имя «Чесменская» в память о победе русского флота над турецким в бухте Чесме 26 июня 1770 года.
Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими». После торжественного освящения церкви, в присутствии Екатерины II и наследника цесаревича Павла, императрица стала регулярно посещать церковь со свитой и иностранными гостями по пути в свой путевой дворец.
Воскресенский новодевичий монастырь относится к Санкт-Петербургской епархии и украшает собой Московский проспект. История его ведется еще с тех времен, когда императрица Елизавета Петровна в 1746 году своим указом основала Смольный девичий монастырь, который был упразднен и восстановлен только в 1849 году императором Николаем I на новом месте, в районе Московской заставы. Монастырский комплекс был обширным и грандиозным, включая в себя пятипрестольный Воскресенский собор, Афонская церковь, Церковь трех святителей, Казанская церковь, церковь Марии Магдалины, четырехярусная монастрыская колокольня, свои видом напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, церковь Иконы Божьей Матери, а также Новодевичье кладбище.
К сожалению, не все постройки дожили до наших дней. Великолепная колокольня, встречавшая въезжающих в город, была взорвана в 1920-х годах в связи с глобальной перестройкой Московского проспекта, также был снесен ряд церквей и построек. Сам монастырь был упразднен большевиками в 1918 году, но церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась только в 1937 году. В советские годы в монастыре размещался советский оборонный НИИ, и только после перестройки началось постепенное восстановление монастыря, в настоящее время часть церквей уже восстановлена и действует, часть еще реставрируется. Но уже можно сказать, что в целом Новодевичий монастырь действует и радует своим великолепием.
Отзывы и вопросы о городе:
18 Мар 2023 в 15:46
Хочу валить из Санкт-Петербурга… Как по мне ужасный город, климат, экология, И.Т.Д.
Оценка города: (3.21 / 5.00)