Северный округ Москвы
Северный округ Москвы глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в Северном округе. Плюсы и минусы жизни. Отзывы жителей и переехавших в округ.
Общие сведения об округе: островки интеллигенции и недоступные окраины
Северный административный округ можно смело назвать северными воротами столицы. Санкт-Петербургский тракт, наследником которого является Ленинградское шоссе, на протяжении многих столетий был основной транспортной артерией, соединявшей Москву со столицей Российской империи – Санкт-Петербургом. Новая история не отступила от старинных традиций: уже более 50 лет Северный округ связывает Москву с международным аэропортом Шереметьево – одним из крупнейших аэропортов Европы.
Основные транспортные магистрали округа – Ленинградский проспект, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, – обеспечивают около 20% всех грузов, поступающих на территорию Москвы. В первую очередь это ощущают жители домов, расположенных вдоль указанных проспектов. Впрочем, ни один из них не переполняется гордостью за родной округ, а в разговорах о наболевшем легко переходит на ненормативную лексику.
Общая экологическая обстановка в Северном округе также близка к напряженной. Помимо постоянных пробок на Ленинградке, Волоколамке и Дмитровке, масла в огонь добавляют многочисленные промышленные объекты, от ТЭЦ-21 до химического завода им. П.Л. Войкова. В округе расположено 8 крупных промзон, занимающих значительную площадь. Правда, многие из них ожидает реорганизация, а на освободившихся территориях планируется возвести более 2 млн. кв. м жилплощади.
Однако у такой глубокой индустриализации есть и свои плюсы: Северный округ занимает второе место в Москве по объему производимой продукции, а на его производствах и в смежных областях занято около 500 тыс. человек, что составляет почти половину численности населения САО.
Северный округ часто называют родиной жилищно-строительных кооперативов. Еще в 1921 году профсоюз научных и творческих работников «Сокол» получил здесь земельный участок, на котором возник первый в Москве кооперативный поселок. Да и впоследствии на территории будущего Северного округа много представителей интеллигенции получили свои законные квадратные метры. Именно благодаря такому контингенту в отдельных районах округа сохранились нетронутые временем участки образцового содержания домов, дворов и подъездов, где рука не поднимется бросить мимо урны лишний окурок.
Впрочем, побродив по окрестным дворам вокруг любой из станций метро, вы снова почувствуете себя в окружении привычного российского хаоса, неизменными атрибутами которого являются отходы в радиусе 10 метров мусорки, «убитые» подъезды, лица бомж и пациенты на последней стадии алкоголизма во дворах, бродячие собаки и крысы, считающие дворовые территории своим ореолом обитания.
В Северном округе насчитывается 16 районов, имеющих четко выраженную характеристику с точки зрения престижности. Пропорция по этому показателю составляет 1:4. Районы Беговой, Хорошевский, Аэропорт и Сокол – неизменно элитные территории. Их отличает максимальная приближенность к центру, отличная транспортная доступность, включая метро, благополучный социальный климат и высокое качество жилищного фонда. Старые постройки представлены в основном добротными «сталинками», а среди новостроек преобладает жилье бизнес- и премиум-класса.
Остальные районы характеризуются большим числом пятиэтажек сносимых серий и точечным строительством домов эконом-класса, что усугубляется серьезными транспортными проблемами. Всем известна печальная слава «Ленинградки» как самой пробочной магистрали Москвы. Вдобавок к этому шесть районов округа, притом расположенных по соседству, вообще не имеют станций метро.
Подобные крайности сформировали весьма широкий ценовой диапазон на недвижимость Северного округа: здесь можно встретить как элитные коттеджи по заоблачным ценам, так и неприлично экономные предложения на рынке вторичного жилья «спальных» и труднодоступных районов.
Экология округа: ударим автопробегом…
Непривлекательная экологическая обстановка – самое слабое звено Северного округа. Причины этому традиционно для Москвы две: автомобильные пробки и экологоопасные производства в черте города. По первому показателю САО находится «впереди планеты всей», особенно территории, вплотную прилегающие к Ленинградскому проспекту и шоссе, в меньшей степени – Дмитровскому шоссе. Помимо собственного столичного транспорта, эти магистрали несут повышенную нагрузку за счет областных, а в большей степени – транзитных автомобилей, держащих путь на северо-запад страны и обратно.
Перегруженная трафиком Ленинградка к тому же много лет находится в затяжном состоянии реконструкции. Многие аналитики называют проект «Большая Ленинградка», призванный обеспечить безсветофорное движение от Тверской улицы до МКАД, самой затянувшейся дорожной стройкой Москвы. Это создает дополнительные помехи и без того плотному движению, в результате чего Ленинградка стоит почти круглые сутки, нанося непоправимый урон экологии близлежащих территорий.
В дополнение к этому, по Северному округу катастрофически не хватает парковочных мест, в результате чего автотранспортом оказываются заставлены многие дворы: ночью – автомобилями жителей, днем – работников близлежащих фирм и предприятий. Их выхлопы систематически отравляют внутренние пространства дворов и детских площадок, на которых, кстати, проводит много времени подрастающее поколение.
Не таким угрожающим, но все же значительным фактором, ухудшающим экологическую обстановку в округе, являются промышленные предприятия. Территории промзон имеют порой весьма внушительные размеры и составляют до 70% площади целых районов (например, в Западном Дегунино).
Наиболее опасными с точки зрения экологической обстановки являются ТЭЦ-21 и Лианозовский электромеханический завод в Дмитровском районе, ОАО «Аурат» (бывший Химический завод им. Войкова) в Головинском районе, Бусиновский мясоперерабатывающий комбинат и рыбокомбинат ОАО «Меридиан» в Западном Дегунино и другие. Большинство этих предприятий используют в технологических процессах аммиак и хлор – химические вещества повышенного экологического риска. Усугубляется ситуация тем, что на отдельных предприятиях до сих пор используются устаревшие производственные технологии, отсутствуют современные установки очистки отработанных газов и отходов, не проводятся экологосберегающие мероприятия.
Зеленые массивы занимают лишь 10% общей площади округа, и это предпоследнее место по Москве. Наиболее значимыми из них являются: в Тимирязевском районе – парк сельскохозяйственной академии Тимирязева, в Левобережном районе – парк Дружбы, в Ховрино – часть Химкинского лесопарка. Именно эти районы и считаются более экологичными относительно остальных территорий САО. И все же в целом по округу остро стоит проблема расширения площади зеленых насаждений, что позволит хотя бы частично компенсировать негативное влияние автомагистралей и промышленности на экологическую картину округа.
Население округа: лучшие люди отечества
На территории Северного округа наблюдается высокая плотность населения: порядка 30 тыс. чел. на кв. км без учета площади промзон и зеленых насаждений. По этому показателю САО занимает пятое место, пропуская вперед лишь округа, лежащие восточней, от СВАО до Южного округа. Это указывает на достаточно плотную жилую застройку и большое число многонаселенных квартир, что оказывает повышенную нагрузку на инфраструктуру округа.
Самым густонаселенным является район Восточное Дегунино. Рядом с ним по плотности населения стоят Ховрино и Западное Дегунино, где отмечаются рекордные по округу объемы сноса пятиэтажек и возведения новостроек эконом-сегмента. За темпами строительства жилья не успевает социальная инфраструктура, поэтому жители указанных районов испытывают серьезные трудности, например, с устройством детей в детские сады и школы.
Социальный состав Северного округа отличается неоднородностью. В этой связи районами с образцовым социальным климатом являются все те же Аэропорт и Сокол. Еще с первых лет установления Советской власти сюда начали селить представителей творческой интеллигенции: писателей, поэтов, художников, публицистов и пр. Эти места и сегодня населяет большинство их потомков, представляющих собой рудимент уходящей эпохи – поколение настоящих москвичей, выделяющихся высокими манерами и умением держать лицо, никогда не жалующихся и никого не ругающих, кидающих мусор в урны и притормаживающих перед лужей, рядом с которой идет пешеход.
Население более отдаленных от центра районов представлено в основном рабочими промышленных предприятий. Впрочем, среди них много инженерно-технических и научных работников, поскольку одной из доминантных отраслей промышленности САО является авиастроение, где задействовано много специалистов высокой квалификации.
По данным Мосгорстата, на 1 января 2012 г. население Северного округа составляет 1,12 млн. человек. Цифра хоть и внушительная, но в масштабе Москвы САО – самый малочисленный из семи округов – миллионников. Прирост населения – порядка 10 тыс. чел. в год. Трудовые, в том числе нелегальные, мигранты не являются для САО фактором риска, как, к примеру, в Восточном или Юго-Восточном округах. Однако следы их пребывания здесь встречаются повсеместно, как и в любом другом уголке Москвы.
В Северном округе максимальная концентрация мигрантов отмечена в Западном и Восточном Дегунино, районах Аэропорт и Головинский. В основном это выходцы из Китая, Вьетнама, Украины и Молдовы. Сферы их деятельности – строительство, торговля и транспорт (нашумевшие «маршрутки»).
Географическое разделение: калейдоскоп Северного округа
Западный округ по праву считается одним из самых «старых» на современной карте Москвы. Большинство его районов были сформированы достаточно давно и имеют высокий уровень развития инфраструктуры и транспорта. Исключением является северо-восточная часть округа, жители которой более 50 лет не могут дождаться заветных станций Московского метрополитена и чувствуют себя некими изгоями на современной карте столицы.
Хорошевский район является самым близким к центру, это его основное достоинство, которое в первую очередь нашло отражение в высоких ценах на жилье. Хотя и качество последнего весьма достойное: среди новостроек очень много жилых комплексов бизнес-класса, самыми известными из которых являются ЖК «Гранд-Парк» и ЖК «Триумф-Палас», современная копия сталинской высотки, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса как самое высокое жилое здание в Европе.
«Точкой сборки» современного Хорошевского района еще с царских времен служило Ходынское Поле: здесь часто устраивались массовые зрелища и народные гуляния. Но история Ходынки в сознании потомков связана с трагическим эпизодом коронации императора Николая II, окончившейся массовой давкой простого люда, падкого на царские подарки. Еще до советской власти на Ходынском Поле был построен первый в Москве Центральный аэродром, впоследствии передавший эстафету международному аэропорту Шереметьево.
А в наше время на месте бывшего аэродрома им. Фрунзе возникли крупнейший в Европе Дворец ледового спорта «Мегаспорт» и жилой квартал «Гранд-Парк» на 400 тыс. кв. м жилой площади, в составе которого есть «дом-ухо» (ЖК «Гранд-Парк») и «дом-расческа» (ЖК «Северная корона»), названные так за полукруглое расположение и характерную многоярусность монолита. А на противоположной стороне Ходынского поля активно строится торгово-развлекательный комплекс «Авиапарк», также обещающий стать самым крупным в Европе.
Несмотря на обилие предложений жилья бизнес-класса стоимостью 200-270 тыс. руб. за 1 кв. м, экология в Хорошевском районе далеко не «хорошевская»: треть его площади занимают промзоны «Магистральные улицы» и «Улица Зорге», что для многих представителей деловой элиты несовместимо с определением престижного района. Более того, его неудобным соседом является ТЭЦ-16, словно специально занимающая стратегическую высоту западней Хорошевского района. А это не только «красочные» урбанистические пейзажи из видовых квартир элитных ЖК, но и 90% загрязнений атмосферного воздуха, переносимого западными московскими ветрами на территорию района.
К безусловным плюсам района, помимо максимальной приближенности к центру и отличной транспортной доступности, относятся развитая социальная инфраструктура и приличное качество вторичного жилищного фонда, при всем его разнообразии от пафосных сталинок с лепниной до стандартных серийных многоэтажек.
Жилье является самым дорогим по округу. Арендовать квартиру в Хорошевском районе можно в среднем за 30, 40 и 50 тыс. за 1-, 2- и 3-комнатное жилье. Купить квартиру – еще более недешевое удовольствие: однушка в среднем стоит 8,7 млн. руб., двушка – 13 млн., трешка – 20 млн. рублей.
Удивительно, но по таким космическим ценам закрываются сделки: имея в кармане $300 тыс., а уж тем более $600 тыс., экономически разумней купить роскошный особняк в Испании, Португалии или Болгарии и спокойно вести свой бизнес из-за границы, а не дышать отходами ТЭЦ за свои же кровные.
Район Беговой вплотную примыкает к центру города. Здесь пролегает Третье транспортное кольцо и берет начало Ленинградский проспект, благодаря чему район высоко котируется, несмотря на постоянные пробки, затрудняющие движение. Полчаса пешей прогулки отделяют жителей района от Красной площади, однако эпицентр столичной жизни открывается намного раньше, на улице Тверской-Ямской. Несмотря на небольшие размеры, в Беговом целых 4 станции метро и прекрасно организованный наземный общественный транспорт.
Достопримечательностями района являются Московский ипподром, Боткинская больница и машиностроительный завод, собирающий истребители МиГ. Несмотря на достаточное количество зеленых насаждений, Беговой относится к самым загазованным московским районам, виной чему высокая пробочность основных и второстепеных магистралей: Ленинградки, ТТК, Новой Башиловки, Нижней Масловки и др.
Новостроек в Беговом практически нет, его архитектурный облик был сформирован за вторую половину ХХ века. Неоднородность жилищного фонда обуславливает достаточно большой разброс цен на жилье. Так, однокомнатные квартиры продаются от 5 до 9 млн. руб., двухкомнатные – от 7 до 11 млн. руб., трехкомнатные – от 11 до 15 млн. руб. По аренде ситуация схожая: 30-45 тыс. за однушку, 40-60 тыс. за двушку, 50-75 тыс. за трешку.
Савеловский район, несмотря на близость к центральной части города, имеет плотную жилую застройку, характерную больше для удаленных спальных районов. Здесь неплохая транспортная доступность и развитая инфраструктура, от детских садов и школ до сетевых магазинов эконом-класса и Торгового комплекса «Бутырский» – продуктового и вещевого рынка с дешевыми ценами под одной крышей.
Отрицательным фактором является все та же экологическая ситуация: наибольший вред причиняет Третье транспортное кольцо и близость Савеловского вокзала, являющегося к тому же рассадником мошенников и бомжей. Также на территории района находится ряд крупных промышленных предприятий: фабрика «Свобода», НПО «Наука» (авиационно-космическая промышленность) и др. Вдобавок здесь почти нет зеленых насаждений, общая площадь которых составляет менее чем шестую часть от всей территории района.
Зато стоимость квартир в Савеловском районе ниже, чем в среднем по Москве, что при близости к центру и большому выбору мест трудоустройства склоняет многих покупателей и арендаторов к выбору именно этого района для проживания. Купить здесь можно даже комнату в трехкомнатной квартире примерно за 2 млн. руб. Однушка будет стоить 4,8-5,5 млн., двушка – 6,5-7 млн., трешка – 8-9 млн. руб. Аренда обойдется в 20-25 тыс. за однушку и 30-35 тыс. за двушку. Трехкомнатную квартиру найти в Савеловском непросто.
Район Сокол считается одним из самых престижных не только в САО, но и во всей Москве. Во-первых, коренное население района является более чем благонадежным: это творческая интеллигенция, в основном художники, высокие военные чины, научные работники и профессорско-преподавательский состав расположенных поблизости многочисленных вузов, НИИ и конструкторских бюро.
Правда, подрастающее поколение не всегда продолжает былые традиции отцов, и «на районе» можно попасть в неприятную ситуацию, особенно передвигаясь в одиночестве в темное время суток. Но вероятность этого намного ниже, чем в откровенно криминализированных рабочих окраинах.
Преобладающим типом застройки Сокола являются солидные сталинские дома, высоко котирующиеся, несмотря на свой почтенный возраст. Есть здесь и своя архитектурная изюминка: уникальный поселок дачного типа «Сокол», который все называют «Поселок художников». Прямо посреди мегаполиса в зелени аллей утопают милые домики, многим из которых более 70 лет. Счастливым обладателем особняка на 8 сотках московской земли здесь можно стать за какие-то 2 млн. долларов.
Все улицы поселка носят имена известных художников, и даже засажены определенными породами деревьев: улица Шишкина – ясенями, улица Брюллова – кленами, улица Сурикова – липами. Это был первый опыт кооперативного строительства, реализованный в 1920-х годах по модной в те времена концепции «города-сада». Несомненно, поселок придает сегодня колорит всему району, являясь вдобавок его «зелеными легкими».
Сокол славится отличной экологией: здесь благоприятная роза ветров и множество рекреационных территорий. Вдобавок в Соколе отлично развита инфраструктура: здесь много школ, в том числе с углубленным изучением иностранных языков, математики, литературы, три музыкальных и две спортивных школы, а также известные частные школы и образовательные центры: Гуманитарная гимназия Натальи Нестеровой, «Пушкинская школа» и др.
В Соколе располагаются известные московские вузы: МАИ, Московская академия пищевых производств и Художественно-промышленный университет им. С. Строганова. Сферу здравоохранения представляют четыре поликлиники и восемь медицинских центров. В общем, идеальное место для проживания и мечта многих столичных жителей.
Квартиры в Соколе, несмотря на высокую стоимость, востребованы всегда. Здесь много домов с индивидуальной планировкой, а также построенных по спецпроекту для членов ЦК, работников Союза архитекторов, высшего генералитета. Однокомнатная квартира будет стоить 8-12 млн. руб., двушка – 10-15 млн. руб., трешка – 15-25 млн. руб. Правда, при определенных стараниях можно найти бюджетные 1-, 2-комнатные квартиры за 6-8 млн. руб., но они будут требовать серьезного ремонта.
Цены на аренду также «кусаются»: за однушку придется отдать минимум 30 тыс. (а в среднем – 35 тыс.), за двушку – 40-45тыс. и за трешку – от 45 тыс. рублей. Однако если удастся объединить свои усилия с другими понаехавшими, найти подходящих хозяев и снять приличную квартиру вскладчину, тогда столичная жизнь в пафосном месте может показаться слаще меда.
Район Аэропорт замыкает четверку престижности Северного округа. Это классический островок интеллигенции, выделяющийся своим однородным социальным составом на фоне других районов округа. С 1950-х годов его преобладающими жителями являются литераторы, кинематографисты, журналисты и другие представители творческой интеллигенции, благодаря чему Аэропорт относится к самым образцовым районам с точки зрения содержания и благоустройства территории.
Район характеризуется плотной жилой застройкой и развитой инфраструктурой. Достопримечательности района – старейший в Москве стадион Динамо и Петровский дворец, воспетый в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон…
Очевидными минусами Аэропорта являются плохая экология и сомнительная транспортная доступность. Район пролегает вдоль загруженного Ленинградского проспекта, который обеспечивает лишь высокую загазованность вместо возможности быстрого проезда как в центр, так и вглубь округа. Вместе с тем, Аэропорт располагается на стратегическом северном направлении, вдобавок имеет 3 станции метро вдоль Ленинградского проспекта.
Стоимость жилья сильно зависит от местоположения: наименее привлекательными являются дома, стоящие непосредственно на Ленинградке, из-за высокого шума и загазованности. Стоимость 1 кв. м жилья составляет примерно 170 тыс. руб., так что однушку в панельной пятиэтажке можно найти и за 5 млн. руб. Однако в основном продаются квартиры бизнес-класса, ценник на которые уходит за 10 млн. рублей.
Аренда квартир в районе Аэропорт аналогична соседнему району Сокол, ну разве что удастся найти более простой вариант подешевле на пару-тройку тысяч: «экономическая» однушка стоит 25-30 тыс., двушка – 35-40 тыс., трешка – порядка 50 тысяч рублей.
Район Войковский – достаточно старый район, совмещающий тихие дворы и скверы с промзонами и серьезными транспортными проблемами. Войковский район имеет выход на Химкинское водохранилище и соседствует с крупными парками, и все же его экологическая обстановка является одной из самых напряженных в Северном округе.
Среди объектов инфраструктуры – достаточное число детских садов и школ, более 50 магазинов шаговой доступности, нет недостатка в поликлиниках и аптеках. В прошлом Войковский был одним из научно-промышленных центров, поэтому среди его коренного населения много научно-технических работников. Правда, по сравнению с районами Сокол или Аэропорт, здесь все, мягко говоря, скромней. Вблизи Ленинградского проспекта – грязненько, особенно вокруг станций метро, а во дворах часто встречаются неухоженные личности с непонятными жизненными целями.
В Войковском районе преобладает застройка 1960-1980-х годов, преимущественно кирпичные и блочные многоэтажные дома. Стоимость квартир ниже, чем в более престижных районах, но выше средней стоимости по округу. Однушка стоит около 7 млн. руб., двушка – 8,5-10 млн. руб., трешка – 11-13 млн. руб. Арендовать жилье можно за 25-30 тыс. (однокомнатную квартиру), 35-45 тыс. придется отдать за двушку и 45-55 тыс. – за трешку.
Район Коптево, вопреки ожиданиям, не оправдывает своего названия, считаясь чуть ли не экологически благополучным относительно остальных территорий Северного округа. Здесь располагаются Академические пруды, много зеленых насаждений. И хотя в районе нет крупных лесопарковых зон, в непосредственной близости находится Тимирязевский парк.
Кроме неплохой экологии, Коптево может похвастаться развитой социальной инфраструктурой: детские сады и школы, магазины шаговой доступности, аптеки и отделения банков, кинотеатры и дома культуры находятся здесь почти на каждом шагу. Существенным недостатком Коптево является отсутствие станций метро, поэтому приходится рассчитывать на наземный общественный транспорт, который, впрочем, неплохо справляется с нагрузками.
Выбор жилья в Коптево достаточно широк: от многоэтажных новостроек до сталинских домов и хрущевских пятиэтажек. Надо сказать, что жители Коптево неохотно переезжают на новое место. Даже жильцы снесенных хрущоб, получившие квартиры в других районах, стараются вернуться в Коптево, иногда готовые меняться на менее привлекательные варианты ради полюбившегося района.
Средняя стоимость однушки в Коптево составляет 4,5-5 млн. руб., двушки – 7 млн. руб., трешки – 9 млн. руб. За 20-25 тыс. можно снять однокомнатную квартиру, за 30 тыс. – двухкомнатную, трешки стоят от 35 тыс. рублей в месяц.
Тимирязевский район – самый зеленый на территории Северного округа и последний цивилизованный оплот его восточных границ, обеспеченный станциями метро. Серпуховско-Тимирязевская ветка, проходя вдоль всего района, берет круто вправо на территорию СВАО, обделяя расположенные северней спально-промышленные окраины Бескудниково и Дегунино.
В Тимирязевском нет промышленных предприятий, зато обилие рекреационных зон: Тимирязевский парк, Академический пруд, парк Дубки и пр. Самым известным объектом является Московская государственная сельхозакадемия им. Тимирязева, занимающая почти треть площади района. Наиболее развитой является восточная часть Тимирязевского: там пролегает метро и располагается единственная транспортная магистраль – Дмитровское шоссе.
Кроме недостатка детских садов, в Тимирязевском не наблюдается особых проблем и с объектами инфраструктуры: 9 школ, 5 вузов, 6 поликлиник и множество торговых точек, включая торговые центры «Депо-молл» и «Метромаркет», а также бюджетный рынок «Петровско-Разумовский».
Эксперты отмечают в Тимирязевском большой процент ветхого жилья, подлежащего ремонту и реконструкции. Среди застройки преобладают хрущевки, встречаются и современнее многоэтажные панельные дома. Самые экономичные варианты покупок составляют 5 млн., 6 млн. и 7 млн. за 1-, 2- и 3-комнатные квартиры. Аренда составит 20-25 тыс. за однушку и около 30 тыс. за двухкомнатную квартиру.
Головинский район относится к числу спальных с присутствием большого процента промышленных объектов, что вообще характерно для САО. Его отличает старый жилой фонд 1950-1970 г.г., представленный в основном хрущевками. Серьезное удаление от центра сглажено наличием ж/д ветки Лениградского направления на востоке и станции метро Водный стадион на западе, что является для Головинского благословением и перспективой одновременно.
Согласно планам реконструкций промышленных зон, освобождаемые в будущем территории представляют интерес для девелоперов, в первую очередь анализирующих транспортную доступность осваиваемых территорий. Плюсом к этому, в Головинском отлично развита социальная инфраструктура, что делает его интересным вариантом вложения для инвесторов и является гарантом серьезного развития в будущем.
На фоне достоинств Головинского его экология считается не лучшей из-за множества промышленных предприятий, расположенных на территории района. Однако здесь достаточно разгруженная транспортная ситуация и много парковых зон, так что основные факторы загрязнения окружающей среды отсутствуют. Поэтому ценность района на рынке явно занижена, что на руку жителям: здесь дешевле, чем в других районах САО, стоимость потребительской корзины, а цены на жилье – одни из самых низких по округу.
Стать владельцем однокомнатной квартиры можно, имея в наличии от 4 млн. руб., двухкомнатная квартира стоит в среднем 6,5 млн. руб., трехкомнатная – от 8 млн. руб. Средние цены на аренду жилья: однушка – 20 тыс., двушка – 30 тыс., трешка – 40 тыс. в месяц.
Район Левобережный раскинулся, как ясно из его названия, на левом берегу Химкинского водохранилища, где располагается Северный речной вокзал, Северный речной порт и Московское речное пароходство. Кроме того, на его территории находится парк Дружбы, парк Северного речного вокзала, а на северо-восточной границе – Химкинский лес. Станция метро Речной вокзал существенно улучшает статус района, граничащего со МКАД. Благодаря этому добираться в центр хоть и долго, но просто, тем более с конечной станции метро.
В Левобережном огромное количество магазинов самого разного профиля, кафе, ресторанов и даже 3D кинотеатр IMAX. Вдоль всего района проходит Ленинградское шоссе, обеспечивая, хоть и пробочную, но транспортную доступность. Однако большинство жителей района предпочитают перемещаться на метро.
Квартиры в Левобережном, несмотря на удаленность от центра, пользуются постоянным спросом. Однокомнатное жилье можно купить от 4,5 млн. руб., двушка обойдется примерно в 6,5 млн. руб., трешка – 8 млн. руб. Средняя цена аренды составляет 25 тыс., 30 тыс. и 40 тыс. за 1-, 2- и 3-комнатные квартиры. Предложений на рынке достаточно много, поэтому имеет смысл потратить свое время и подобрать нужный вариант, устраивающий как по условиям, так и по цене.
Районы Северного округа, примыкающие к МКАД, исключая Левобережный, имеют общий существенный недостаток: полное отсутствие станций метро, что в разы снижает их привлекательность и популярность как мест постоянного или временного проживания. Для московских реалий это обстоятельство приравнивается к стихийному бедствию, в состоянии которого жители примкадных районов САО пребывают десятилетиями и отчасти смирились с неизбежностью.
Ховрино открывает список неудачников Северного округа по части отсутствия станций метрополитена. Компенсируется этот недостаток железнодорожной платформой Ховрино и развитой сетью городского транспорта, связывающей район с метро Речной вокзал.
Несмотря на удаленное положение, район стал для многих тихим и привлекательным местом жительства, в основном благодаря неплохой экологии: здесь много зелени и полностью отсутствует промышленность. Также отлично развита инфраструктура, включая инженерные коммуникации. Несмотря на это, в Ховрино более 60 домов ветхого фонда запланировано к сносу, и на их месте ожидается возведение современных многоэтажек.
Стоимость 1 кв. м жилья на вторичном рынке Ховрино составляет около 135 тыс. руб., однокомнатные квартиры стоят около 5 млн., двушки – 7 млн., трешки – 9 млн. руб. Арендные ставки – 25 тыс. за 1-комнатную, 30 тыс. за двухкомнатную и 40 тыс. – за трехкомнатную квартиру.
Дмитровский район – пожалуй, самый удаленный от центра, не считая анклавный Молжаниновский район. Его положение усугубляется промзонами с десятком действующих предприятий, оказывающих негативное влияние на экологию района. Самыми опасными из них являются ТЭЦ-21, Лианозовский комбинат строительных материалов и ОАО «Радон», занимающееся вывозом радиоактивных отходов.
Однако на территории района находится несколько природно-парковых зон с прудами, освежающих сложную экологическую ситуацию, что является приоритетной задачей управы района. Жители Дмитровского района также испытывают лишения в связи с отсутствием своей станции метро. Да и перспективы ее открытия достаточно туманные: ориентировочно лишь к 2020 году планируется запуск Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. А сколько реально ждать этого радостного события, не рискнет сказать никто.
Дмитровский район является самым дешевым и в Северном округе, и в масштабе Москвы. Однокомнатная квартира найдется здесь за 3,5-4 млн. руб., двушка – за 5-6 млн. руб. А поселиться в съемной однушке можно за 15-20 тыс. руб. в месяц, на 5 тыс. дороже будет стоить проживание в двушке.
Район Западное Дегунино протянулся от МКАД на 7 км в глубину Северного округа. Это еще один спальный район, лишенный метро, но, в отличие от Дмитровского, имеющий относительно приемлемую экологию. Инфраструктура района также вполне удовлетворительная, а планируемая реконструкция и снос значительного числа ветхих строений обещает серьезно усилить его позиции как перспективной развивающейся территории. Тем более метро ждать здесь по всем прогнозам раза в 3 меньше, каких-то пару-тройку лет.
Жилье здесь крайне дешевое, однокомнатная квартира стоит в среднем 4 млн., двухкомнатная – 5,5 млн., трехкомнатная – 7 млн. рублей. Аренда соответствующих квартир обойдется в 20 тыс., 25 тыс. и 35 тыс. руб. соответственно.
Район Восточное Дегунино – это восточная окраина всего Северного округа. Здесь самая высокая в округе плотность населения, обостряющая актуальные для всего САО вопросы благоустройства дворовых территорий и организации дополнительных парковочных мест. Несмотря на плотность застройки, на территории района нашлось место и промзоне, знаковым объектом которой является Лианозовский молочный комбинат – Вим-Биль-Данн. Однако пользы он приносит больше, чем неудобств, являясь местом трудоустройства многих жителей соседних микрорайонов.
Экологическую ситуацию в Восточном Дегунино не назвать катастрофической, тем более что на его восточной границе располагается достаточно цивилизованный парк «Северные Дубки», а в соседнем районе Лианозово – обширный Лианозовский лесопарк. Стоимость жилья и его аренды аналогична Западному Дегунино.
Район Бескудниково, восточный сосед Западного Дегунино, отличается от последнего лишь более проблемным социальным климатом, что связано с массовым переселением сюда маргинальных элементов из центральных районов Москвы перед Олимпиадой-1980. В основном ряды жителей в те далекие годы пополнил неблагонадежный контингент Марьиной Рощи – по тем временам самого криминогенного района столицы, — да так здесь и осел, прижился, дав многочисленные побеги подобных себе потомков.
В остальном Бескудниково повторяет плюсы и минусы Западного Дегунино: неплохая экология и инфраструктура и катастрофическая транспортная доступность. Жилье здесь немного дороже, чем в Западном Дегунино, в основном за счет наполовину реализованной программы сноса ветхих строений и замены их новостройками: однушка – 4,5 млн., двушка – 6,5 млн., трешка – 8 млн. Аренда одно-, двух- и трехкомнатных квартир – 25 тыс., 30 тыс. и 40 тыс.
Молжаниновский район – это затерянный остров далеко за МКАД, волей судеб ставший частью Москвы в составе Северного округа. Войдя в состав города только в 1992 году, он и по настоящее время представляет собой огромную деревню с населением всего 2 тыс. человек. Говоря проще, здесь никто не живет. Район рассматривается как территория перспективного развития, однако грандиозным планам пока не дано было свершиться.
Строительство на территории района так и не началось, хотя местные жители с надеждой смотрят в будущее, сулящее неплохую прибыль от казалось бы ни к чему не пригодных покосившихся деревенских хибар. По одной из версий, здесь планировалось создание центра нанотехнологий со всей подобающей современному району инфраструктурой. Другая гипотеза утверждает, что на месте Молжаниновского района будет построена трасса Формулы-1.
Однако пока ничего кроме гадания на кофейной гуще Молжаниновский район миру не преподнес. Так что дешево купить здесь участок в надежде в будущем разбогатеть вряд ли получится, сами ждем-с, да и жить в таком месте в ожидании чуда можно долго. Поэтому в Молжаниновском нет предложений ни на покупку, ни на аренду жилья.
Инфраструктура Северного округа
Жилищный фонд: и ветхо, и тесно
Северный округ – самый старый в Москве, что нашло свое отражение в качестве жилищного фонда. Районы, поэтапно присоединяемые к городу, застраивались еще в 1930-1950-е годы, и наследие прошлой эпохи до сих пор напоминает о себе целыми кварталами ветхого жилья. Прилегающие ко МКАД районы округа также старше своих периферийных соседей из других округов: активная застройка окраин САО прошла еще в 1980-е годы, тогда как по другим направлениям примкадья не было и намека на цивилизацию.
Естественно, состояние коммуникаций в старых районах оставляет желать лучшего, и впереди большая работа по реконструкции и сносу ветхих строений. Еще одной специфической проблемой Северного округа является большое число коммунальных квартир и общежитий, в которых со времен царя Гороха на вполне легальных основаниях проживают коренные москвичи.
Эти дома стоят на балансе заводов и фабрик округа, многие из которых прекратили свое существование, породив серьезные жилищные проблемы: ветхий фонд, бюрократические коллизии и армию очередников города. Ежегодно по округу ликвидируется и расселяется более 1 тыс. коммунальных квартир, но края этому процессу пока не видно.
Транспорт: Ленинградка — не панацея
В Северном округе особенно остро ощущается дефицит транспортных выходов из Москвы. Северо-запад – пожалуй, самое стратегическое направление для исходящих и входящих транспортных потоков столицы. И весь этот объем «тянет» Ленинградское шоссе, испытывающее колоссальные перегрузки. На этом направлении давно уже назрела необходимость строительства дублирующих вылетных магистралей, вместо этого сама Ленинградка находится в состоянии вечной реконструкции, что еще больше усугубляет проблему, близкую к транспортному коллапсу.
Еще одной актуальной проблемой округа является серьезный дисбаланс между плотностью застройки и транспортной обеспеченностью территории. Дорожная сеть округа недостаточно развита для того, чтобы справляться с возросшей автомобилизацией населения. Средняя скорость автомобильного сообщения на территории округа составляет 15 км/ч, что даже для Москвы является наихудшим показателем. Вместе с тем, многие аналитики достаточно высоко оценивают локальное транспортное сообщение внутри районов округа и организацию работы общественного транспорта.
Состояние дорожного покрытия по округу оценивается как хорошее. Регулярные ремонтные работы проводятся не только в районах, примыкающих к Ленинградскому шоссе, но и в удаленных Тимирязевском, Коптево, Ховрино, Западном Дегунино. Больше всего проблемных участков на второстепенных дорогах отмечается в Войковском районе, также неудобство его жителям доставляют узкие тротуары. Таким образом, Войковский является аутсайдером по состоянию дорожного полотна. Лучше всего положение дел в Хорошевском, Беговом и районе Аэропорт.
Социальная инфраструктура: все под рукой
Северный округ – явный лидер по уровню развития социальной инфраструктуры среди всех административных округов столицы. Причем относится это как к объектам образования и здравоохранения, так и спортивным, развлекательным учреждениям и объектам общественного питания. Характерной особенностью САО является равномерное распределение объектов и учреждений по всей его территории, включая далекий Молжаниновский район, так что любой спальник округа отличается высоко развитой инфраструктурой.
По числу спортивных объектов и организаций Северному округу нет равных, и по этому показателю САО занимает первое место в столице. Здесь расположены более 1000 спортивных сооружений, самыми крупными из которых являются универсальные спорткомплексы Динамо, Юность и ЦСКА, Московский ипподром, Ледовый дворец «Мегаспорт», стадионы Динамо, ЦСКА, спортивный комплекс Крылья Советов, Водный стадион Динамо.
Обеспеченность округа ресторанами, кафе и барами также одна из лучших по Москве и составляет примерно 6 объектов на 10 тысяч человек, что является вторым местом после Центрального округа. А по числу общедоступных столовых и закусочных округ уверенно лидирует, так что без обеда здесь не останется ни одна категория граждан.
Благоприятная ситуация также сложилась в сфере образования и здравоохранения: ни один район округа не вызывает тревог, связанных с недостатком дошкольных учреждений, школ, поликлиник, травмпунктов и больниц. По числу детских садов и школ на душу населения САО также занимает первое место в Москве, поэтому жителям округа неведомы проблемы, как пристроить свое чадо в образовательное учреждение.
Экономика округа: от былого величия
Северный округ имеет высоко развитую научно-производственную базу. Здесь представлены практически все отрасли промышленности и функционируют более 170 НИИ и конструкторских бюро. И все же преобладающей отраслью является авиастроение. В первую очередь, это известные заводы и КБ, выпускающие весь российский авиапарк (ОАО «РСК МиГ», ОКБ им. Сухого, ОКБ им. Яковлева, авиационный комплекс им. Ильюшина). А также производственные площадки (МПО им. Румянцева, топливная аппаратура для реактивных двигателей, НПО «Наука», системы кондиционирования и жизнеобеспечения), научно-исследовательские центры (НИИ Гражданской авиации) и образовательные учреждения (МАИ, Университет гражданской авиации, Военно-воздушная академия им. Жуковского).
Наиболее значимыми машиностроительными предприятиями являются заводы «оборонки»: Лианозовский электромеханический завод (производство радиолокационной техники), Машиностроительный завод «Авангард» (производство ракетных комплексов для систем ПВО и ПРО), НПП «Алмаз» (производство зенитно-ракетных комплексов), ФГУП НПП «Дельта» (системы ориентации космических кораблей). К сожалению, эти предприятия отличает старая система управления, сформировавшаяся с советских времен и неадекватная современным экономических реалиям, и невысокие зарплаты. В жестких конкурентных условиях многие заводы выживают лишь благодаря госзаказам.
Пищевая промышленность округа представлена Лианозовским молочным комбинатом (Вим-Биль-Данн), Бусиновским мясоперерабатывающим комбинатом, рыбокомбинатом «Меридиан», кондитерской фабрикой «Большевик». Для указанных предприятий характерна большая текучка кадров, невысокие зарплаты и условия труда, рассчитанные в основном на трудовых мигрантов, которые не станут отстаивать свои права ввиду отсутствия регистрации. Однако сделать карьеру здесь также возможно, но для этого мало обладать выдающимися способностями, придется пройти через многие «круги ада», на что у многих достойных сотрудников не хватает запаса прочности.
Современный Северный округ имеет богатое промышленное наследие советских времен. Однако многие производственные гиганты полностью прекратили свое существование и сдаются в аренду. Например, Московская макаронная фабрика «Супермак», Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева (в народе – просто «Петрашка»), которая более 160 лет являлась флагманом российской легкой промышленности, и др. Сдавать в аренду офисные и складские помещения в стратегических местах оказалось намного выгодней, чем поддерживать производство, требующее серьезной реорганизации и перевооружения.
Но многие предприятия остались на плаву. В Головинском районе работает ОАО «Аурат», бывший Химический завод им. Войкова, выпускающий химические реактивы, соединения драгоценных металлов, компоненты лекарств и др. А в районе Левобережный располагается винно-коньячный завод «КиН», известный многим россиянам по напитку «Коньяк Московский» и не менее известному «русскому йогурту» — водке в пластиковых стаканчиках и с крышкой из фольги.
Главным предприятием ювелирной промышленности САО является ОАО «Алмазный мир», образованное на базе известного государственного завода «Кристалл». Основным профилем его деятельности является производство бриллиантов. Помимо этого, многие производственные и офисные площади бывшего завода «Кристалл» сдаются в аренду. Таким образом, даже бриллиантовый бизнес не смог устоять перед соблазном получения быстрых и постоянных доходов от арендаторов.
Северный округ знаменит не только широким спектром производственных объектов. В последнее десятилетие вдоль Ленинградского проспекта активно формируется столичный центр деловой активности. Связано это, в первую очередь, с развитой инфраструктурой и прямым доступом к международному аэропорту Шереметьево, одному из крупнейших бизнес-порталов для российского и международного делового сообщества.
В районе Ленинградского проспекта действует более 70 крупных бизнес-центров общей площадью 1 млн. кв. м, и половина из них была возведена за последние 5 лет. Самыми крупными из их являются «Сокол Плейс», «Меридиан», «Метрополис», «Капитал Плаза», «Авиатор», «Линкор» и др. Кроме сверхприбылей девелоперским компаниям, эти многочисленные БЦ обеспечивают местом работы десятки тысяч представителей офисного планктона. Не говоря уж о том, что попутно с арендаторами разного калибра перетягивают на Ленинградку эпицентр деловой жизни Москвы.
Криминал округа: опасайтесь окраин
Северный административный округ – относительно благополучная территория, не отягощенная криминалом. Конечно, не стоит сравнивать обстановку на улицах округа с тихими сибирскими городками, но в сводках МВД и многочисленных неформальных рейтингах неблагополучных районов Северный округ практически не упоминается.
Не последнюю роль играет в этом благоприятная социальная среда округа, формируемая научно-техническим контингентом и творческой интеллигенцией. Также по САО отмечается значительно меньший процент социальных слоев, относящихся к криминальной группе риска: нелегальных трудовых мигрантов, выходцев из малообеспеченных семей, экстремистских молодежных организаций. Самыми благополучными являются центральные районы округа, где даже преступления средней степени тяжести являются большой редкостью.
Согласно статистике УВД по САО, большинство преступлений на территории округа совершаются выходцами из бывших союзных республик, находящимися в Москве без определенного рода занятий или разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления. Как правило, злоумышленники действуют в составе малых преступных групп, занимаясь угоном автомобилей, квартирными кражами и уличным грабежом. Чаще всего подобные правонарушения фиксируются в отдаленных районах округа, примыкающих к МКАД.
Единственным районом, попавшим в рейтинги по высокому числу квартирных краж, является Тимирязевский. Возможная причина этого – близость Тимирязевского парка, являющегося дополнительным путем отхода для злоумышленников. Однако и здесь район САО лишь двадцатый и «пропускает вперед» менее благонадежные районы Восточного, Южного и Юго-восточного округов.
Самым ярким криминальным событием, произошедшим в САО, всколыхнувшим всю российскую общественность и привлекшим внимание высшего руководства страны, стало убийство болельщика Московского «Спартака» Егора Свиридова в декабре 2010 г. То, что он оказался футбольным фанатом, стало случайностью: убийство произошло на национальной почве.
Вечером 6 декабря на остановке общественного транспорта в Головинском районе САО произошла драка между выходцами из Дагестана и группой молодых людей, среди которых находился Егор Свиридов. В ходе драки, развязанной дагестанцами, ранее судимый Аслан Черкесов смертельно ранил Свиридова из травматического пистолета, остальные друзья Егора также получили травмы различной степени тяжести.
Благодаря акциям памяти, организованным футбольными болельщиками, которые прокатились по многим городам России и переросли в беспорядки на национальной почве, уголовное дело получило широкий общественный резонанс. Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром, лично посетил могилу Егора Свиридова, а на встрече с футбольными фанатами назвал это убийство атакой на всех болельщиков России и «большой трагедией».
В октябре 2011 г. суд присяжных признал Аслана Черкесова виновным в совершении убийства из хулиганских побуждений. Черкесов получил наказание в виде 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима, пятеро его соучастников – по 5 лет лишения свободы.
Достопримечательности САО: на любой вкус и цвет
Северный округ не испытывает недостатка в местах массового отдыха. Почти в каждом районе САО имеется более-менее облагороженная зона рекреации. Самыми излюбленными местами жителей округа являются Химкинское водохранилище, парк Дубки, Головинские пруды, Тимирязевский парк, парки «Березовая роща», «Дружба», Химкинский лесопарк и др.
Самым интересным и необычным местом в САО для посещения с детьми является музей занимательных наук «Экспериментариум», расположенный в Савеловском районе на ул. Бутырской. Представленные здесь интерактивные экспонаты в увлекательной форме знакомят посетителей с законами механики, акустики, электричеством и магнетизмом. В музее постоянно проводятся конкурсы, практические эксперименты и опыты, в которых могут принять участие все желающие.
Среди мест семейного отдыха также большой популярностью пользуется Детский развлекательный Центр XL, расположенный в цоколе одноименного Торгово-развлекательного комплекса на Дмитровском шоссе. Помимо представлений, игр и конкурсов, здесь можно найти и множество развивающих занятий для ребенка. В штате центра – профессиональные няни, с которыми можно оставить свое чадо, что дает возможность совместить детский отдых с шоппингом или посещением кафе и ресторанов.
Любители культурной жизни также найдут в Северном округе множество достойных мест отдыха: здесь расположены 8 музеев и 6 театров, среди которых всемирно известный цыганский театр «Ромэн», Государственный Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева, театр «Вернисаж». Для изысканной и богатой публики в районе метро Сокол работает Джаз-клуб Игоря Бутмана с приятной атмосферой и регулярными живыми выступлениями самых известных музыкантов со всего мира.
Ночная жизнь САО проходит вдоль Ленинградского проспекта. Здесь находится огромное количество баров, ресторанов и ночных клубов, самыми известными из которых являются Manhattan, Трели, Кактус, Бездна, стриптиз-клуб Golden Girls.
Отзывы и вопросы о городе:
9 Ноя 2024 в 0:01
Все шикарно
Оценка города: (5.00 / 5.00)
10 Сен 2023 в 21:42
Живем на севере Москвы, недалеко от Войковской. Нам нравится транспортная инфраструктура, зелень, достаточно тихо, если дом не выходит на Ленинградку — там, конечно .день и ночь машины…
Оценка города: (4.54 / 5.00)