Жуковский
Численность населения: ↗ 108 187 чел. | Территория города: 47,229 км2 |
Часовой пояс: UTC+3 | Телефонный код: +7 (49848) |
Почтовый индекс: 140180 | Стоимость жилья за м2: 86900 руб. |
Дек. | Янв. | Фев. | Мар. | Апр. | Май. | Июн. | Июл. | Авг. | Сен. | Окт. | Ноя. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
-8.0° | -10.0° | -9.0° | -4.0° | +6.0° | +13.0° | +17.0° | +19.0° | +16.0° | +11.0° | +4.0° | -2.0° |
Жуковский глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Жуковском. Отзывы жителей и переехавших в город.
Общие сведения и история Жуковского
Всем, кто любит и восхищается величественными самолетами и вертолетами, знаком город Жуковский, который находится на юго-востоке в 25 км от Москвы. Ведь именно в нем каждый нечетный год на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова проводится авиашоу «МАКС» – международный авиационно-космический салон. Многие любители стальных птиц мечтают туда попасть, чтобы вблизи посмотреть на легендарные русские «Витязи» и «Стрижи», а также всю мощь российской авиации.
Еще в начале XX века на месте сел Колонец и Новорождествено хотели построить город, в котором будет работать второй Казанский вокзал. Но задумка не воплотилась в жизнь из-за начавшейся войны. И городу было суждено зародиться и развиваться по пути, связанному с авиастроением. Здесь в 1933 году подготовили площадку для грандиозной стройки Аэрогидродинамического института.
Институт постепенно расширялся, сюда приезжали работать ученые и инженеры, для них строились дома. Так появился поселок Стаханово, названный в честь известного трудолюбивого шахтера. А в 1940 году не менее знаменитый советский летчик и профессор ЦАГИ разработал проект уже упомянутого Летно-исследовательского института, где впоследствии начались исследования и испытания авиационной техники.
Через семь лет Стаханово стало городом Жуковский, ведь имя основоположника науки аэродинамики как нельзя лучше подходило к авиационному городу. В 1992 году впервые была проведена Авиационно-космическая выставка, а в 2007 году Жуковский получил статус наукограда, хотя, таковым по своей сути он был и раньше. Это сейчас в Жуковском может поселиться кто захочет, но не так давно он был закрытым из-за секретности авиационных предприятий.
Климат и экология Жуковского
Жуковский находится в местности, благоприятной для жизни. Климат здесь умеренный, зима мягкая (-10ºС средняя температура января), а лето нежаркое (+18ºС средняя температура июля). В городе легко дышится благодаря многочисленным деревьям, хвойным и лиственным, сразу заметно, что он очень зеленый. Вблизи от города протекают реки Москва, Пехорка и Быковка, а также много озер.
Жуковский окружен лесами – это спасает его от экологических угроз. А они, конечно же, есть: выхлопы автомобилей; смог, который доносит ветром из Москвы; а еще непосредственная близость аэродрома и промышленных предприятий. И для многих самым большим экологическим минусом, с которым сложно бороться, является постоянный шум от самолетов.
Жуковский стал центром внимания различных экологических организаций в связи с вырубкой памятника природы – Цаговского леса. Эта ситуация вызывает неприязнь многих горожан к визитной карточке города – аэрошоу «МАКС», ведь именно под строительство более удобной трассы для проезда к месту его проведения беспощадно вырубаются многолетние деревья.
Реки, протекающие рядом, к сожалению, не отличаются чистотой. Наиболее чистым для купания называют Лыткаринский карьер, но до него не очень удобно добираться. А в районах города, близких к промышленным зонам, значительной долей загрязнения обладает еще и почва. Самыми благоприятными зонами считаются те, которые находятся далеко от заводов и аэродромов, и близко к природным объектам. К счастью, таких мест в городе немало.
Население Жуковского
Количество жителей города пока еще не сильно прирастает, это можно отметить и по небольшому количеству новостроек, по сравнению с другими городами Подмосковья. Наверное, на это влияет авиационная специфика города и довольно высокие цены на жилье. На начало 2014 года численность горожан составляла около 107,5 тысяч человек, причем в течение десяти лет она увеличилась всего на 8 тысяч.
Статус города как центра авиастроения и наукограда повлиял и на социальный состав жителей. Значительная часть жителей здесь связаны с авиацией. В Жуковском еще с советских времен проживали и работали десятки Героев СССР, РФ и Социалистического труда. Здесь больше всего мальчиков (а еще и девочек) мечтающих стать летчиками. Среди жителей даже ходит легенда, что если посчитать все арки в старых домах города (а таких зданий с арками в Жуковском особенно много) и пройти через одну из них, то точно станешь пилотом.
Летчиков здесь по-особому ценят, уважают и гордятся ими. Город идеально подходит для тех, кто хочет работать в этой сфере. Здесь есть простор для развития ученых, связанных с авиацией. И вообще уровень образования в Жуковском считается одним из лучших. Город небольшой, но в нем много профессиональных и высших учебных заведений. А средние школы Жуковского всегда были на высоте.
Районы и недвижимость Жуковского
Город Жуковский зародился как авиастроительный город, а поэтому значительную часть города занимает главное градообразующее предприятие – Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). А также на структуру города повлияло то, что его изначально застраивали вдоль Казанской железной дороги, и одна из его границ сейчас проходит именно там.
Жуковский подразделяется только на мелкие микрорайоны, некоторые из них называются просто цифрами (например, микрорайон 6). Сейчас город застраивается новостройками, и микрорайоны 5 и 5А состоят практически полностью из новых домов. И также есть различные места в Жуковском, которым жители дали свои неофициальные названия. Например, их называют по расположению на этом месте каких-либо организаций или предприятий (Больничный городок). Также названия отдельным территориям дают по имени некоторых улиц: Лацково (ул. Лацкова), Гудки (ул. Гудкова).
Центральной частью города считается территория, где проходит пешеходная улица Маяковского, которая в народе называется «Бродвей» и, соответственно, по ней вечерами с удовольствием прогуливается молодежь. На одном конце улицы находится Дворец культуры и стоит памятник Н.Е. Жуковскому. Правда, вид, который открывался с «Бродвея» на ДК значительно испортился из-за новой высотки, которая теперь так негармонично выглядывает из-за крыш Дворца.
Эту высотку жуковчане не любят и называют «монстр». Зато квартиры в этом доме – одни из самых дорогих по городу. И за квадратный метр придется заплатить более 130 000 рублей. Все из-за удобного расположения дома, ведь находится он в самом центре, и относится к категории жилья «бизнес-класса».
А если пройтись в другую сторону, то можно дойти до красивого спорткомплекса «Метеор», в котором есть хороший стадион и неплохо оборудованные помещения и площадки для занятия различными видами спорта. Рядом с «Метеором» начинается Парк культуры и отдыха, довольно просторный и зеленый. Он также традиционно считается одним из самых популярных мест для прогулок.
Рядом с парком находится печально известный Цаговский лес, который называют вторым Химкинским лесом. Его так же беспощадно вырубают под постройку дороги, не обращая внимания на акции возмущения местных жителей и московских активистов. Люди все еще продолжают организовывать пикеты и митинги, но вырубка уже идет полным ходом.
Там же, рядом можно погулять по «Треугольнику» между улицами Гарнаева, Туполева и Амет-хан Султана или закупиться в ТЦ «Навигатор». Если же от «Бродвея» двигаться на восток, то мы попадем в рекреационную зону города. Тут расположены больничный городок и несколько крупных санаториев. В этом же районе можно закупиться в городском оптово-розничном рынке или в ТЦ «Жуковский пассаж» (тот же самый рынок, но в симпатичном здании). Эта часть города, как и территория рядом с Парком культуры и отдыха, засажена множеством деревьев, хвойных и лиственных. Тут же работает и детский оздоровительный лагерь «Кратово», неподалеку от которого находится живописное Кратовское озеро и проходят пути детской железной дороги.
Если двигаться севернее «Бродвея», то можно попасть в производственную зону Жуковского. Там находится Теплоцентраль, который занимается снабжением города теплом и горячей водой; рядом с ним работает Хлебозавод; далее расположена территория бывшего Домостроительного комбината; а также Жуковский машиностроительный завод и другие предприятия.
Домов в этом районе мало, и большая их часть относится к ветхому жилью, там стоят старые двухэтажки и пятиэтажки, а новые дома здесь строить невыгодно из-за близкого расстояния от различных производственных мощностей.
Но чуть дальше от Теплоцентрали уже начинается микрорайон №2, большую территорию которого занимает здание Московского физико-технического института, а точнее факультета аэромеханики и летательной техники. Рядом с ним – ПТУ №49, где раньше готовили специальных слесарей для последующей работы в ЦАГИ, а теперь выпускают просто слесарей и электромехаников.
Жилые дома в этом микрорайоне не в лучшем состоянии – в основном это четырехэтажки, построенные под общежития. Зато там можно купить комнату всего за один миллион. Но чаще всего там комнаты сдают в аренду, а не продают.
Двигаясь отсюда ближе к ЦАГИ, мы попадем в более благоустроенный и приспособленный для жилья микрорайон №1. Здесь жилье представлено пятиэтажками не худшего качества, а также девятиэтажками, квартиры в них часто продаются с неплохим ремонтом. Из-за того, что дома расположены в непосредственной близости от ЦАГИ и главной магистрали города – улицы Гагарина, квартиры здесь продаются по несколько завышенной цене, от 80 000 за квадратный метр и дороже.
Далее расположен микрорайон №4 и район, который жители называют «Колонец» – здесь выбор жилья очень большой, есть и пятиэтажки, и девятиэтажки, и высотки. На этой территории много магазинов, деловой центр и можно сходить в кино или поиграть в бильярд в КРЦ «Взлет».
Практически на окраине города находится МЖК – молодежный жилой комплекс, состоящий из новостроек. В комплексе есть своя поликлиника, и квартиру можно купить по программе «молодая семья». А рядом – микрорайон № 6, где располагается большой и многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Авиатор». Хотя район относится к окраине, но он довольно комфортный для жилья. Рядом протекает река, и дальше начинаются зоны частных домов, поэтому здесь экологически чисто и спокойно.
А немного дальше застраиваются микрорайоны № 5 и № 5А, в которых наибольшее количество новостроек. Квартиры здесь распродаются с огромной скоростью, ведь дома новые, а цена на них не самая высокая. Например, квартиру в строящемся доме можно купить от 60 000 рублей за квадратный метр. А еще рядом с микрорайоном № 5 находится Воронцовский парк, в котором еще сохранилась постройка усадьбы Воронцова – уникального исторического памятника архитектуры.
Инфраструктура города
В Жуковском есть все самое необходимое и в достаточном количестве для комфортной жизни: транспорт, магазины, больницы, школы и т.д. Основные магистрали города – улица Гагарина, перетекающая в улицу Туполева, а также улица Чкалова поддерживаются в отличном состоянии. Да и остальные дороги вполне сносного качества, хуже они становятся ближе к окраине и промышленным зонам. Пробки в городе зачастую образуются из-за того, что к жуковчанам добавляются жители соседнего Раменского, которые едут в Москву.
Также и во время проведения авиашоу «МАКС» проезд затрудняется тем, что некоторые улицы перекрываются и к тому же в городе собираются автомобили со всей области, а еще из других городов. Но чтобы решить эту проблему, строится трасса через Цаговский лес. Также водители, приезжающие на авиашоу жалуются, что в городе не хватает указателей и тому, кто приехал сюда впервые, сложно найти нужный заезд/выезд и сориентироваться.
Проблем добавляет еще и то, что по одному из границ города сплошь проходит железная дорога и чтобы заехать в Жуковский с этой стороны, приходится стоять в пробке перед переездом.
Различные районы города отличаются по благоустроенности и проблемам ЖКХ. Хуже всего приходится тем, кто живет поблизости с предприятиями. Например, на улице Заводская стоят старые двухэтажные дома, относящиеся к ветхому жилью. И через узенькую дорогу, буквально в нескольких метрах от домов развернулось производственное предприятие, шум и загрязнения от которого мучают жителей. Однако новостройки строятся с заранее продуманной инфраструктурой.
С общественным транспортом ситуация тоже вполне сносная. По городу регулярно курсируют автобусы и маршрутки, до Москвы (станция Выхино) тоже можно доехать на них. Также возможно ездить на электричке с платформы «Отдых» и до Казанского вокзала, весь путь займет около часа. Только важно не перепутать платформу «Отдых» с «Ильинской», потому что выглядят они одинаково, и можно по ошибке выйти раньше.
Чем Жуковский действительно может гордиться, так это обеспеченностью больницами и хорошими учебными заведениями. Учреждения здравоохранения в основном сконцентрированы в Больничном городке, где есть больница экспертизы летного состава, городская больница, роддом и поликлиника. Такая обеспеченность связана, конечно же, с авиационной направленностью, ведь за здоровьем летчиков необходимо постоянно следить. Поэтому также прямо в черте города построены хорошие санатории.
О качестве средних школ уже было сказано, а учреждения высшего образования в городе представлены факультетами Московского авиационного института и Московского физико-технического института, а также филиалами других московских вузов. Детских садов в Жуковском всегда было достаточно, но в связи с модным беби-бумом возникла острая нехватка мест. Впрочем, такая ситуация характерна для всей Московской области.
Предприятия и работа в Жуковском
Основную экономическую мощь Жуковского на протяжении долгих лет составляли авиационные научно-производственные предприятия. Они и сейчас не теряют своей значимости, хотя на протяжении нескольких лет испытывали затруднения в связи с резким упадком количества госзаказов. Ситуация улучшается благодаря целевым федеральным программам и собственным усилиям руководства предприятий, но точно оценить будущее российской авиации на сегодняшний день сложно, и у многих эти оценки совсем не оптимистичные.
Главные и старейшие градообразующие предприятия – это, конечно же, ЦАГИ, а также ЛИИ им. Громова. На них, к счастью, все еще ведутся исследования и разработки, специалисты регулярно участвуют в конференциях и семинарах и даже время от времени повышается зарплата. Сейчас доля молодых специалистов, трудящихся в ЦАГИ уже составляет 23%, но не хватает работников среднего возраста, так как они уволились оттуда в кризисные 90-е.
В ЛИИ, где находится самая длинная взлетная полоса Европы, также все еще проводятся испытания, подготавливаются летчики-испытатели и организуются коммерческие авиаперевозки. При любви к авиации, вариант устроиться на работу в эти предприятия должен быть весьма привлекательным, ведь там вполне реально получать зарплату более 40 000 рублей.
В комплекс авиационных предприятий Жуковского, помимо двух упомянутых, еще входят такие организации как: Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева, НИИ Авиационного оборудования, Центр научно-технических услуг «Динамика», НИИП им. В.В. Тихомирова и другие. Статус наукограда помогает Жуковскому получать хоть какую-то государственную поддержку для своих предприятий.
Однако в Жуковском можно найти работу и не связанную с авиационной и оборонной промышленностью. Например, в городе расположен филиал «Нестле». А также развита сфера услуг.
В Жуковском предостаточно торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, филиалов банков и т.д. Много в городе и офисных центров: несколько на улице Гагарина и среди них «Деловой мир», «Орбита плюс»; торгово-офисные центры «Полет» на Амет-хан Султана и «Техатом» на Лацкова. Немало среди горожан и тех, кто работает в Москве, хотя добираться туда по пробкам бывает не очень приятно.
Криминал
В 90-е годы в Жуковском, как это было принято почти во всех российских городах, были свои группировки. Но они не завоевали особой популярности, так как подавлялись более крупной и активной Люберецкой ОПГ. Ее лидеры в основном и контролировали все коммерческие структуры города, хотя их было немного. А жуковские группировки больше промышляли хулиганством и разбоями.
Сейчас город также не отличается ужасающим уровнем криминала. Здесь он такой же, как и везде, среднестатистический. Значимые преступления совершаются в основном в сфере недвижимости, но простой обыватель на эту ситуацию никак повлиять не может. А по большей части новости криминала составляют грабежи и драки, инициаторами которых становятся наркоманы и любители спиртного. Среди недавних происшествий, значимых на федераль ном уровне, следует назвать конфликты защитников природы с представителями ОМОНа, и вообще вся эта ситуация с вырубкой Цаговского леса у многих вызывает сомнения в ее законности.
В целом в городе относительно спокойно, хотя недавно переехавшим лучше не ходить лишний раз по темным улочкам промышленных районов и по лесу.
Достопримечательности города Жуковский
Одно из достоинств Жуковского как города для жизни – обилие красивых уголков природы, где можно насладиться прогулкой. Рядом с Парком культуры и отдыха расположена большая зеленая зона из хвойных и лиственных деревьев и Цаговский лес, не очень далеко от города Москва-река, Кратовское озеро и другие водоемы. На территории Жуковского несколько прекрасных санаториев.
Особого внимания заслуживает Воронцовский парк, ведь в нем находится уже упомянутая и еще не полностью разрушенная усадьба, очень красивая и величественная. В парке приятно прогуляться, хотя расстраивают проделки вандалов, которые вредят и без того готовому рассыпаться памятнику архитектуры.
Еще одна потрясающая постройка находится совсем рядом с Жуковским, в соседнем Быково – это Владимирская церковь. Она очень необычная, не похожа на большинство русских церквей и выполнена в готическом стиле. Построена она в конце XVIII века и ее архитектором, скорее всего, был Баженов. Поговаривают, что место это проклятое, но это просто слухи.
Стандартный набор развлечений современного жителя также доступен для жуковчан – кинотеатры, ночные клубы, боулинг и бильярд в городе присутствуют в нескольких районах. Самые популярные ночные клубы – «Нео Васюки», «Клетка» и «Экватор». А среди кафешек неплохими считаются «Оливка», «Маликон», «Халиф», «Бонжур» и «Лайм». Подобных заведений в городе довольно много.
Жуковский, как и многие небольшие российские города, полон противоречий. У него есть свои неоспоримые достоинства, вызывающие любовь местных жителей и желание здесь жить, но также хватает и проблем. Будущее города полностью зависит от молодого поколения, от тех, кто будет способен взять в свои руки пока еще не потерявшие мощь и гордость предприятия с великой историей, и вернуть Жуковскому реальный статус центра авиации не только российской, но и мировой.
Отзывы и вопросы о городе:
8 Окт 2024 в 14:25
живя 15 лет в жуковском, узнала историю города и примечательности
Оценка города: (4.29 / 5.00)
19 Май 2024 в 10:49
В Жуковском мне очень нравится!)
Оценка города: (4.42 / 5.00)
28 Апр 2024 в 12:22
Была возможность купить квартиру в Жуковском, но передумал. Уехал в Крым и не жалею.
Город раньше в начале нулевых, когда я учился в Жуковском, был другим. Сейчас плохое с каждым разом. Дороги убитые. Приезжих очень много и плюс близость с Москвой, что не радует. Авиационные предприятия почти не работают. В том же ЦАГИ снимают цеха в аренду и производят другую продукцию. Аэропорт вообще бесполезен. Некогда хороший город превращается в не пойми что.
Оценка города: (3.63 / 5.00)
9 Апр 2024 в 19:19
Я родилась в Жуковском 70 лет назад. Люблю его таким, каким он был, есть и будет.
Оценка города: (4.17 / 5.00)
11 Фев 2024 в 15:21
Живу, нравится
Оценка города: (4.00 / 5.00)
7 Янв 2024 в 16:52
Нормальный город, тихий, есть школы и магазины, активно развивается инфраструктура
Оценка города: (4.08 / 5.00)
4 Фев 2023 в 15:21
Город небольшой, тихий, деревьев много, лес (который постоянно вырубают), набережная. Есть дк, один-два музея, парк культуры и отдыха с отракционами. Из плюсов на этом все.
Постоянно расширяющиеся дороги, развязки. Помойка, куда свозят мусор из Москвы находится очень близко к городу, в периоды летней жары — тянет помойкой на окраине города, где набережная. Самолёты. Они постоянно летают очень низко над городом — если к этому привыкнуть — не мешает, но все же, с открытием нового аэродрома (который совершенно бесполезен — летать на некоторых «ведрах» вообще опасно), бонусом хочу добавить — мерия никогда не слушает жителей, и несмотря на мирные митинги, с большой долей вероятности будут строить склады для производств и предприятий. Не для предприятий города. Из-за этого и так не очень хорошая экология, которую уже зелёные насаждения не спасают, будет только ухудшаться — постоянные строительные работы и грохот от машин, выхлопы. «Криминал» возрастёт, так как приедет ещё большее количество рабочих из ближнего зарубежья. Также постоянно растёт количество многоэтажек, которые строятся криворукими людьми, плюющими на все проекты и общий ансамбль города, строя 26 этажные здания (больше похожие на пизанские башни), лишённые света во дворе. При этом новых дет. садов и школ не подразумевается. Одни только торговые центры строятся. Ну хоть два института есть Фалт МФТИ и филиал МАИ.
Оценка города: (3.08 / 5.00)