Ярославская область
Общие сведения о Ярославской области
Ярославская область занимает 36 тысяч квадратных километров в европейской части России, на северо-западе Центрального федерального округа, непосредственно гранича с Московской областью. Ну а поскольку Москва у нас является точкой отсчета для многих понятий, можно смело сказать, что Ярославская область лежит практически в центре России (если не брать в расчет географический центр). Не самая большая область, прямо скажем, есть области — и много — гораздо больше по площади, но и 36 тысяч — немало. Немного больше, чем, скажем, Бельгия.
Гор нет, впадин нет, есть большая река (Волга) с небольшими притоками, холмы, болота, леса. Рельеф в принципе удручающий, однако с другой стороны — ни катаклизмов тебе в виде землетрясений, ни резких погодных сдвигов. Абрис области довольно плавный, представляет собой окружность, слегка выдающуюся на юго-восток.
История
Люди на территории нынешней Ярославской области жили давно. Очень давно. Собственно говоря, никто точно не знает, с каких пор на берегах Волги обитали некие племена, ловившие дичь, рыбу и поклонявшиеся медведям. Ну а кому ещё было поклоняться, фантазия бедная у людей была, а медведь — ещё не самый худший вариант, согласитесь, все же лучше, чем, скажем, бобер или карась. Как-то раз в рамках своего тура по Волге в поддержку славян проезжал мимо Ярослав Мудрый, медведя зарубил, город основал, назвал своим именем, и, довольный, уехал. Зарубил он его секирой, что и нашло отражение в гербе города — медведь с секирой в лапах. А было это ни много ни мало, а в начале 11-го века, т. е. тысячу лет назад. Вообще города по области древние, историей своей гордятся и свысока смотрят на всех соседей, которым меньше тысячи лет, ну а те, кому меньше 300 — вообще за города не считают.
История основания Ярославля, конечно, далеко не достоверна, однако факт остается фактом — город зародился где-то в это время. Условия для развития и процветания были отличные, вскоре появилось Ярославское княжество. В 13-м веке, как и многие другие государства, княжество подверглось нападению татаро-монгольских армий. Сам Ярославль был полностью разрушен, равно как и другие города княжества. Некоторые — по нескольку раз. Однако починились, отстроились, восстановили и жили дальше.
В 15-м веке княжество присоединилось к Московскому, и на тот момент экономически, да и географически Ярославль по значению ничуть не уступал нынешней столице России, а кое-где и превосходил её. А в 17-м веке Пожарский отправился освобождать Москву от поляков именно из Ярославля, и с войском, набранным на деньги ярославских бояр. В 17-18 веках благосостояние Ярославля продолжало расти быстрыми темпами, соседние города также развивались, хоть и с меньшей скоростью, и в конце 18-го века вошли в сформированную Ярославскую губернию. К концу 19-го века Ярославль входил в десятку наиболее важных промышленных центров России.
С приходом Советской власти границы бывшей губернии несколько раз перекраивались, пока в 1944 году область не была окончательно утверждена в нынешних границах. Немецкие войска хоть и не докатились до области, изрядно её побомбили, плюс истощили людские и промышленные её ресурсы. В течение послевоенных пятилеток промышленность не только была восстановлена, но и поднята на новый уровень — по всей области были запущены предприятия, производившие необходимую и важную для страны продукцию.
Перестройка, приватизация, крушение Госплана погубили большую часть этих предприятий. В первую очередь это коснулось производств, расположенных в сельской местности и малых городах, а так же моногородах (каковым являлся на тот момент Рыбинск). Промышленный потенциал области снизился в несколько раз. Сельское хозяйство, брошенное на произвол судьбы, также сократило объемы производства, население начало уезжать из сел в города области. На данный момент ситуация в области далека от благополучной, что нисколько не идёт в разрез с общей картиной по России.
Климат
Климат по области умеренно-континентальный, без каких-либо колебаний. Зимы довольно комфортные, бывают морозы за −30, но не часто, бывает и жара летом. Немного сбивает погоду наличие под боком крупного водоема (Рыбинское водохранилище), да периодические камлания погоды в столице, приносящие в область дожди и облака.
Экология
Экологически область также не выделяется на фоне других регионов — экологических катастроф вроде бы не наблюдается, но и всероссийской здравницей назвать трудно. Многочисленные когда-то леса (изначально сосна/ель, сейчас по большей части береза, лиственница) сокращаются в площади, благодаря вырубке и пожарам, восстанавливают их редко. Главная водная артерия — Волга — когда-то служившая связующей нитью между Новгородом и Киевом, ныне совершенно запружена гидроузлами (на территории области 3 водохранилища: Угличское, Рыбинское, Горьковское), дно заилено и замелено из-за медленного течения, вода загрязнена практически на всем протяжении промышленными стоками. Удивительно ещё, что рыба пока осталась и даже с положенным количеством плавников.
С загрязнением воздуха также не все здорово. Промышленные выбросы в атмосферу сократились «благодаря» спаду производства, но резко возросли выбросы от автомобильного транспорта. Одно другого стоит. Ну и антропогенный фактор также не стоит списывать — люди также не слишком заморачиваются сбором мусора и поддержанием в чистоте окружающей природы.
Свалки, санкционированные, не очень и вообще нелегальные, сбросы в притоки Волги, захоронения токсичных отходов и утечки ядовитых веществ — все это периодически всплывает в прессе, позволяя предположить процент не попавших в прессу случаев… При всем этом ещё раз повторю, что экологической катастрофы по области пока нет — все эти вещи укладываются в рамки российских стандартов использования природных ресурсов («после нас хоть потоп»), которые ничего общего не имеют с мировыми экологическими стандартами.
Население
Население области по данным переписи составляет 1 млн. 271 тыс. человек. Если сравнивать этот показатель с соседними областями или регионами ЦФО, можно сказать, что (если сразу откинуть Москву и МО, идущие вне конкуренции по многим показателям) по численности населения область занимает позицию в первой половине списка, уступая областям юга ЦФО (Тула, Тверь, Белгород, Воронеж), а из соседей — только Владимирской области. Однако при этом демографически область потеряла за 20 последних лет почти 200 тысяч населения.
Надо отметить, что показатель этот отнюдь не уникален по ЦФО, да и всей России за несколькими исключениями (сами знаете какими, да же?) Причин этому несколько — отрицательный баланс смертности и рождаемости, который не может выправиться до сих пор, несмотря на все усилия по стимуляции рождаемости; миграция населения в Московскую и Питерскую агломерации; миграция трудоспособного населения в более перспективные регионы (есть несколько их) и старение оставшегося контингента, снижение среднего возраста жизни (несмотря на все уверения правительства в обратном). Если бы не приток мигрантов из других регионов (скромный) и т. н. «ближнего зарубежья» (нескромный), то демография вообще переплюнула бы военные годы. Для Ярославии приток в основном обуславливается пресловутой близостью Москвы, многие рассматривают её как промежуточный пункт на пути к «московской мечте». Наиболее привлекательна для мигрантов зона, охватывающая облцентр, а также юго-восток области (на границе с МО).
Соотношение городского и сельского населения также наводит на печальные размышления. Наметившаяся тенденция оттока сельского населения в города в середине 90-х перешла в массовый исход, причём исход именно трудоспособного населения и молодежи — на селе сейчас остаются люди за 50, которым уже слишком сложно сменить сельский дом на городскую квартиру и которые привыкли к трудным условиям выживания на селе, в которые их поставило наше государство.
Национальный состав области остаётся довольно стабильно мононациональным (по крайней мере, по данным госстатистики — которой слабо верится на рынке или вокзале любого города), 96% населения составляют русские.
Инфраструктура
Через область проходит северная ветвь железнодорожной Транссибирской магистрали направлением от Урала на Архангельск, Воркуту, обслуживает её Северо-Западная железная дорога. Ярославль и Данилов представляют собой крупные железнодорожные узлы.
Федеральная автотрасса М8 «Москва-Холмогоры» нанизывает всю территорию области в направлении юго-восток — северо-запад, соединяя центральные области ЦФО с Северо-западным федеральным округом, проходя, естественно, через Ярославль и оставляя в стороне другие города области.
Периферийная автотранспортная сеть развита довольно хорошо, однако во всем доверять автомобильному атласу не стоит — не все дороги поддерживаются в достойном состоянии.
Ранее имевший большое значение водный транспорт постепенно утрачивает свое значение. Большое количество шлюзов не позволяет сколь-либо быстро доставлять грузы по Волге, притоки её на территории области несудоходны. Также имеет место быть кризис подвижного состава речного транспорта, не хватает ни средств, ни возможностей для капитального ремонта судов. Про постройку новых речь идёт лишь в отношении частных яхт.
Авиатранспорт ограничен единственным на всю область аэропортом «Туношна» в пригородах Ярославля (место для аварийной посадки под названием аэропорт «Староселье» вблизи Рыбинска закрыто), который может принимать не все и не всякие самолёты, и должен рассматриваться как последняя альтернатива в целях перемещения грузов и пассажиров. Не могу не упомянуть катастрофу самолёта ХК «Локомотив» в 2011 году. Расследование показало, что аэропорт никак на аварию не повлиял, тем не менее…
Резюмируя, можно сказать, что транспортная инфраструктура ЯО развита в достаточной степени и вполне удовлетворяет требованиям в отношении грузовых и пассажирских перевозок.
Экономика
Ресурсами область небогата. Ни тебе залежей руд, ни угля на поверхности, ни нефти под местными болотами. Не свезло. Что есть? Есть торф с болот, есть глины и строительные пески в руслах рек, есть донный ил сапропель. Да, ещё минералку из недр можно выцедить. Собственно, все. Продать задорого каких-нибудь ништяков и жить на эти деньги припеваючи не получится. Поэтому приходится выживать за счёт промышленности, сельского хозяйства, малого предпринимательства или федеральных грандов. Рассмотрим все эти источники дохода более пристально.
Ну, малое предпринимательство — это вообще не наше, видимо. Разучились мы руководить своими свечными заводиками уже лет 100 как. А кто не разучился — давно бросил, ибо правительство наше полагает, что малый бизнес — очень удобная дойная корова и пытается крепкой рукой взять с него долю немалую. Предприниматели считают ровным счетом наоборот и всеми силами пытаются выгадать хоть какую-то прибыль от бесконечных налоговых (и других, надо сказать) поборов. В этой кольцевой гонке победителей нет, так что малый бизнес не играет роли в наполнении бюджетов сейчас и не будет её играть в ближайшем будущем.
Сельское хозяйство также сильно изувечено как постсоветским колхозным экзорцизмом, так и нынешним законодательством, не позволяющим слишком-то уж много зарабатывать на выращивании пшеницы и скота с птицей. Также в минусы надо добавить острый кадровый голод, явившийся прямым следствием оттока населения в города, и привлечь людей на село — задача на сегодняшний день, мягко говоря, нелегкая. В общем, объёмы сельхозпродукции от года к году сокращаются, так что и эта статья доходов невелика.
Промышленное производство — вот та статья, от которой по идее область должна получать большую часть доходов. На начало 90-х Ярославская область была одним из самых индустриальных регионов страны советов, с потенциалом для дальнейшего развития. Перестройка здорово ударила по всему производственному парку области. Далеко не все предприятия пережили её. Например, Рыбинский авиастроительный гигант так и не смог выправиться, несмотря на все попытки исправить положение — на данный момент производство распалось на несколько более мелких, ориентированных на разные отрасли. Другие предприятия Рыбинска также пострадали (вплоть до банкротства и ликвидации, как электромеханический завод «Магма»).
Переславский комбинат «Свема» загнулся как в результате кризиса, так и ввиду невостребованности продукции (пленка для кино и фотоаппаратов). Углич и так был небогат на промышленность, а ныне производство наручных часов «Чайка» также сбросило объемы и перешло на работу под заказ. В Ростове сроду ничего не производилось, оптико-механический ушёл на военные заказы, «Автодизель» ликвидировался и перевелся в Ярославль. Про Гаврилов-Ямский текстиль упомянуть можно, пожалуй — но лишь упомянуть, так как остался лишь бренд, массовое производство отсутствует.
А что же Ярославль? Ярославские заводы довольно неплохо перенесли 90-е, не в последнюю очередь благодаря губернатору области Анатолию Ивановичу Лисицыну, который находился у руля области с 1991 по 2007 годы. Многие жители Ярославской области неоднозначно относятся к фигуре этого политического деятеля (ныне являющегося представителем ЯО в Совете Федераций), однако невозможно отрицать тот факт, что большая часть промышленных предприятий Ярославии («Славнефть», «Ярпиво», Шинный завод, дизельное производство, «Лакокраска») неплохо перенесла кризис 90-х и даже начала наращивать темпы производства; к середине 2000-х область занимала 1ое место в ЦФО (опять-таки, за исключением МО и Москвы) по объёмам промышленного производства. Сборы в областной бюджет позволили области стать донором.
Сказка закончилась во второй половине 2000-х, когда в результате процесса централизации, а точнее — скупки предприятий холдингами («Ярпиво» было выкуплено «Балтикой», а «Славнефть» вошла в состав «Газпрома») поток налогов в казну области резко сократился. Промышленные предприятия Рыбинска давно были выкуплены московскими компаниями и не несли в местный бюджет ни копейки. В 2007 году Лисицын покинул пост губернатора (кстати, на его место сел С. А. Вахруков, в пожарном порядке уволенный с поста в мае 2012, после публикаций в прессе о деятельности сыновей его, посаженных папочкой на весьма «вкусные» должности в разных структурах области), ну а в 2008 грянул кризис, в результате которого областную промышленность кинуло в другую крайность — в 2009 году спад производства был максимальным по ЦФО, да и по сей день докризисные объемы производства не восстановлены и будут ли восстановлены — большой вопрос, учитывая невеселые прогнозы экономистов. Итак, в итоге получаем, что бюджет области зияет нехилыми такими дырами, которые надо-таки чем-то закрывать. Чем? Первое, что приходит в голову — федеральными дотациями.
Федеральных денег области за последние 15 лет было выделено воз и маленькая тележка. Под празднование 1000-летия Ярославля на различные работы по обустройству города было выделено несколько десятков миллиардов рублей. Эти деньги ушли не только по прямому назначению, как показало расследование Счетной палаты в 2011, что и не удивительно — как можно удержаться от нарушений при строительстве таких денежных объектов, как Концертный зал или Перинатальный центр. Некоторые объекты, кстати, до сих пор не достроены. Миллениум города отметили пышно, отметили всей страной, пригласив президента Медведева; да что там — всему миру показали, что не лыком шиты.
Однако, праздник праздником, а наступившие суровые будни принесли следующий вывод — на федеральные деньги в больших количествах в ближайшее время можно не рассчитывать. Придётся подтягивать бюджетные штаны повыше и как-то выживать.
В последние годы в область активно привлекаются зарубежные инвесторы. Мера неоднозначная, так как иностранное инвестирование имеет много минусов. Однако, если это поможет вытащить экономику области — будет только хорошо.
Подводя итог, можно констатировать следующее. Промышленная база, сельскохозяйственная отрасль в области хоть и существенно сократились в объеме, все ещё сохраняют свой потенциал, и при правильном управлении могут обеспечить бюджет области в достаточном объеме. Однако если не изменится политика централизации, при которой все крупные налогоплательщики забираются в столицы, да и сами собираемые налоги также взимаются в федеральный бюджет, оставляя местному лишь крохи — быть областному бюджету пустым и впредь. А это значит сокращение финансирования социальной поддержки населения — речь о которой ниже.
Здравоохранение, образование
Система здравоохранения по области с доперестроечных времен находилась на довольно высоком уровне. Развитая сеть медицинских учреждений позволяла пациентам получить медицинскую помощь практически на любом уровне, от элементарных профосмотров до сложнейших операций на мозге, проводимых в клинических больницах Ярославля. Каждое село области было охвачено тем или иным лечебно-профилактическим учреждением.
Однако в течение последних 5-7 лет департамент здравоохранения области (понукаемый, надо сказать, министерством здравоохранения, которое, в свою очередь, сотрясают пертурбации и постоянные смены курса) проводит совершенно непопулярные изменения в системе здравоохранения, кидаясь из одной крайности в другую. Например, и здесь идет процесс централизации, в результате которой сокращается число лечебно-профилактических учреждений, ликвидируются койки в стационарах, некоторые виды узкоспециализированной медицинской помощи переносятся в областной центр, фактически лишая больных возможности быстро получить эту помощь. В то же время, мало что делается в решении вплотную уже подошедшей проблемы кадрового голода отрасли; с каждым годов число специалистов уменьшается, а приток молодых специалистов не так велик, зачастую они выбирают частные лечебные учреждения, так как в муниципальных им не могут предложить достойные условия работы и оплаты. Из положительного отметить можно лишь федеральный проект «Здоровье», по которому поставляется новое медицинское оборудование, однако остается открытым вопрос, зачем нужно оборудование, если на нем некому работать.
Кадровая проблема столь же остро стоит и в сфере образования. Молодые педагоги зачастую просто не хотят, скажем, ехать учить в село за предлагаемые деньги (да и с жилищными условиями тоже всегда проблемы). Кстати, вот ещё причина оттока населения из сельской местности — все труднее становится получить более-менее приличное образование и медицинскую помощь.
Система школьного и дошкольного образования по области развита хорошо, но подвержена тем же проблемам, которые мучают и другие регионы России. Мест в садиках не хватает, но число мест растет и эта проблема будет решена. Притча во языцех последних лет — ЕГЭ, постоянные поборы с родителей «на развитие сада/школы» (куда же уходят деньги, выделяемые на те же цели бюджетом?), информатизация школ и учителя советской эпохи, которые только учатся работать на компьютере, постоянные нагрузки учителей какими-то мероприятиями по контролю их работы и повышению качества обучения, оставляющие мало времени на собственно работу с детьми — все эти беды, конечно, мешают нормально учиться, однако выучить школьника/дошкольника при всем при этом не так уж сложно.
ВУЗов по области в принципе тоже хватает, получить достойное образование вполне возможно. Большая часть их расположена в Ярославле, по 1 — в Рыбинске и Переславле. Уровень предоставляемого образования пока довольно высок. Пока — потому, что назревает очередной «прорыв» в системе высшего образования, нашлись в стране нерентабельные ВУЗы и кому-то захотелось их закрыть или объединить. Ничего хорошего, кроме падения уровня образования и ужесточения условий приема, из этого выйти не может.
Города Ярославской области
Ярославль. Население 600 тыс. человек, областной центр. Расположен по берегам Волги, обладает 1000-летней историей; центр города красив, можно полюбоваться на Кремль, сохранилось много построек 17-18-19 веков. Расположен в основном на правом берегу Волги, с левобережными районами соединен 2мя мостами. По одному проходит федеральная трасса М8, захватывая часть города.
Рыбинск. Население 200 тыс. человек. Расположен на Волге, в границах города — Рыбинский гидроузел, шлюзы и дамба Рыбинского водохранилища. Основная достопримечательность — городской собор и здание городского музея, которые хорошо смотрятся с реки или недавно отремонтированной набережной. Отличная охота в районе города, рыбалка на водохранилище.
Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Тутаев. Население от 42 до 32 тыс. человек. Все города с богатой историей, все когда-то имели гораздо большее значение, чем сейчас, во всех есть множество памятников архитектуры разных веков (особенно в этом плане отметим Ростов и Углич). В то же время, практически полностью отсутствует какая-либо производящая промышленность, города существуют на дотации областного бюджета. Большим подспорьем могла бы стать туристическая индустрия, но увы — не умеют на Руси правильно сохранять и презентовать исторические памятники… было когда-то Золотое кольцо, и эти города в него входили, да где оно сейчас…
Гаврилов-Ям, Данилов. Население от 17 до 15 тыс. человек. В принципе вышеописанное можно перенести и сюда, только трубы пониже да дым пожиже. В Гаврилов-Яме располагается льнокомбинат, выпускающий замечательные ткани, а Данилов — крупный узел ж/д и автомобильных дорог. Собственно, и все.
Комментарии:
21 Апр 2015 в 17:58
ХОРОШАЯ ПОДБОРКА, АВТОР — МОЛОДЕЦ. ВСЕ ТАК. ХОТЯ МОЖНО И ДОБАВИТЬ НЕГАТИВА. НО КОМУ ОН НУЖЕН?
14 Июл 2023 в 10:09
Статья интересная, подробнее других. Соответствует действительности, хотя с 2003 г там не гостил)