Железногорск

Рейтинг города
(3,22 из 5.00)
Оценить город
Численность населения: 84 144 чел. Территория города: 456,60 км2
Часовой пояс: UTC+7 Телефонный код: +7 (3919)
Почтовый индекс: 662970 Стоимость жилья за м2: 46400 руб.
Средняя температура в городе по месяцам:
Дек. Янв. Фев. Мар. Апр. Май. Июн. Июл. Авг. Сен. Окт. Ноя.
-13.4° -15.5° -12.8° -5.7° +2.5° +10.9° +16.2° +19.1° +15.7° +9.9° +2.0° -7.2°
Железногорск
Железногорск

Железногорск глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Железногорске. Отзывы жителей и переехавших в город.

Общие сведения и история Железногорска

Девятка, «П/я 9», Красноярск-26, Соцгород, Атомград, Заколючинск, Железногорск. Этот достаточно крупный город в Красноярском крае имеет несколько названий, но еще совсем недавно его жители не имели права конкретизировать место, где они живут, и на этот вопрос должны были отвечать уклончиво или использовать официально разрешенный для открытой переписки вариант — Красноярск-26. К слову сказать, немногие красноярцы знали о таком соседстве, хотя расстояние между этими двумя городами совсем невелико – достаточно проехать около 50 км от столицы краевого центра на север.

Здесь на восточном берегу Енисея в предгорьях Атамановского хребта среди заросших тайгой сопок расположился уютный город Железногорск, являющийся центром ЗАТО. Кроме него в состав закрытого административно-территориального образования входят поселки Додоново, Подгорный, Тартат, Новый Путь и деревня — Шивера. Такой статус эти территории получили в связи нахождением здесь военно-промышленных объектов с особым режимом. В их числе Горно-химический комбинат (ГХК).

Приказ о строительстве в Сибири комплекса для выработки оружейного плутония подписал в 1950 году Сталин. Место для расположения выбиралось с учетом максимального удаления от авиабаз возможных противников. Шла так называемая холодная война, и руководство страны решало задачу по реализации ядерных оружейных программ. В самые короткие сроки силами заключенных была построена железнодорожная ветка от станции Базаиха Красноярской железной дороги до Соцгорода (это название сохранилось сегодня как наименование остановочного пункта городской электрички в Железногорске), и по ней направлялись грузы на строительные площадки.

Одновременно в том же году началась подготовка горнопроходческих работ в скальном массиве, чтобы там «в горе» разместился объект, изначально значащийся под номером 815. Теперь он известен всем как Горно-химический комбинат.

Обелиск «Строителям города»

Обелиск «Строителям города»

ГХК уже давно выполнил миссию по созданию ядерного щита страны. Аналогов этому предприятию нет. Люди работают под землей на глубине 200-300 метров. По протяженности система производственных и транспортных тоннелей сопоставима с длиной линий московского метрополитена. Степень надежности при проектировании рассчитывалась так, чтобы даже ядерный удар не мог нарушить работу комбината.

С 1995 года государственный заказ на производство плутония был снят. Сегодня ГХК работает с отработанным ядерным топливом энергетических реакторов.

Предприятие послужило началом строительства города и причиной его секретности. Во времена СССР этот населенный пункт нельзя было встретить на географических картах, а современное название города — Железногорск — тогда использовалось исключительно в закрытой переписке. Только после распада Советского союза список ЗАТО нашей страны был рассекречен, а города, входящие в него, вместо цифрового обозначения получили свои названия. Так Девятка (по названию почтового ящика №9), она же — Красноярск-26 — стала Железногорском.

Климат и экология Железногорска

Климат здесь резко континентальный. Мороз и жара переносятся достаточно неплохо за счет того, что нет большой влажности.

Лето жаркое и короткое. Самый теплый месяц – июль. Средние дневные температуры +20 — +24°С. Иногда градусник может показывать более 30 градусов жары. По ночам столбик термометра опускается до +7 -+14°С.

Зимы раньше считались суровыми. Мороз в отдельные дни достигал 50 градусов. Но после постройки Красноярской ГЭС и появления Красноярского водохранилища такие морозы ушли в прошлое, хотя иногда столбик термометра может опускаться вплотную к сорокаградусной отметке. В самое холодное время года в январе-феврале преобладающие дневные температуры -4°С — -16°С, ночью понижение до -22°С.

В зимний период возможен временами сильный ветер со скоростью более 10 м/с, но обычно в любое время года этот показатель около 3 м/с.

Роза ветров такова, что в направлении Железногорска ветер несет значительную часть промышленных выбросов Красноярска. Интересно, что главную опасность в экологическом плане для железногорцев представляют именно они, а совсем не радиация, несмотря на непосредственную близость к ГХК. Спасает жителей Железногорска то, что лесные массивы, в окружении которых находится город, поглощают вредные вещества из воздуха.

Что касается радиационного фона, то его показатели в четыре раза меньше предельно допустимых норм и составляют обычно 13-15 мкр/час. Это можно увидеть на специальных табло. Одно из них расположено на административном здании ГХК.

По итогам регулярных замеров мощности гамма-излучения в городе нет места, которое можно было бы назвать опасным в этом плане.

Содержание радионуклеотидов в продуктах питания (говядина, молоко, овощи), производимых в расположенных неподалеку от комбината населённых пунктах, не отличается от подобных показателей в среднем по России.

В 2012 году — ЗАТО город Железногорск занял 2 место в конкурсе «Самый чистый город России» среди средних муниципальных образований.

Население Железногорска

Город  обнесен по периметру почти в 50 км колючей проволокой. В некоторых местах такое заграждение является многорядным. Проход предусмотрен через КПП (контрольно-пропускные пункты), которые пронумерованы. Каждый взрослый житель закрытой территории имеет пропуск с фотографией, по которому может пройти через КПП после проверки документов сотрудниками охраны.

Жители ЗАТО приучены к порядку. Никто из них не покинет закрытую территорию без пропуска, поскольку без него будет невозможно попасть назад. Даже собираясь на дачный участок, если он находится за периметром, это первое, что берется с собой. Для пропуска детей предъявляются свидетельства о рождении.

Те, кто не имеет прописки, могут попасть в Железногорск только после того, как на них будут оформлены временные пропуска. Заказывают их заранее для своих гостей жители Железногорска с подробным указанием паспортных данных приезжающих, времени посещения и цели приезда.

Главный КПП стоит на автодороге, ведущей в Красноярск.

КПП-1. Основные ворота города для связи с внешним миром. Около небольшой будки справа охранницы проверяют документы водителя и обычно просят открыть багажник, чтобы в нем не провезли кого-либо без разрешения.

КПП-1. Основные ворота города для связи с внешним миром. Около небольшой будки справа охранницы проверяют документы водителя и обычно просят открыть багажник, чтобы в нем не провезли кого-либо без разрешения

Проход через него — процедура достаточна быстрая. Гостям города, если они пользуются междугородним автобусом, нужно выйти из него перед закрытыми воротами, пройти в небольшое здание и предъявить там свой паспорт. Женщин-охранниц до сих пор называют дубачками, это тюремное словечко закрепилось со времени постройки города заключенными лагерей. Милая девушка в форме среди своих бумаг находит пропуск на нужное имя, делает в нем отметку — и тогда путь в Железногорск открыт. Но надо поторопиться, чтобы успеть снова занять свое место в автобусе, который отвезет в жилой массив города, поскольку от самого КПП до него еще приличное расстояние.

Найти свежую информацию о количестве жителей и демографической ситуации в Железногорске оказалось непросто. Википедия указывает более 85 тысяч жителей города на 2014 год.

При этом существуют данные о том, что с 1993 года общая численность населения ЗАТО вместе с данными близлежащих поселков превысила 100 тысяч человек и существенно не меняется. Эта стабильность объяснялась на стыке тысячелетий естественной убылью населения и положительным сальдо миграционного потока.

Доля работающего населения в 2002 году составляла 52%. Существует тенденция к увеличению количества пенсионеров.

Анализ демографической ситуации говорит о том, что в 2004 -2005 годах в ЗАТО Железногорск количество умерших превышало количество новорожденных в полтора раза. Последнее время рожать стали больше. Если в 2004 году насчитывалось 835 родившихся, то в 2012 году их было более тысячи. Это самый высокий показатель для Железногорска за последние 20 лет. До этого всплеск рождаемости приходился на восьмидесятые годы.

При анализе данных интернет-источников о продолжительности жизни жителей города с 1950 года по 2010 год получены следующие сведения

— уровень смертности мужчин в г. Железногорске выше, чем женщин, также как и по России,

— женщины умирают преимущественно в возрасте от 71 до 80 лет, а мужчины — от 61 до 70 лет.

— смертность здесь ниже, чем в среднем по Красноярскому краю,

Можно сделать вывод о том, что продолжительность жизни населения города говорит о положительной социально-экономической ситуации в г. Железногорске.

Население Железногорска изначально понимало, что живет оно в специально созданных условиях. На работу сюда приглашались грамотные специалисты, лучшие умы страны. Надо отдать должное советскому руководству, создавая «закрытые» города, они прилагали массу усилий для того, чтобы люди, работающие там, и их семьи, могли комфортно существовать, и у них было желание качественно выполнять поставленные перед ними задачи. И жители ЗАТО привыкали гордиться своим городом, работой, ценить красоту природы вокруг себя и беречь ее.

Раньше закрытые города имели особое снабжение. В их магазинах можно было найти в свободной продаже товары, которые считались вечным дефицитом в Советском союзе. Уделялось особое внимание благоустройству ЗАТО, их социальной сфере. Поскольку существовал строгий контроль за тем, кто может попасть на эту закрытую территорию через ограниченное количество контрольно-пропускных пунктов (КПП), то в таких городах был значительно более низкий уровень преступности. И сегодня здесь родители без опаски отпускают на прогулку своих детей, а автовладельцы практически не пользуются платными автостоянками, оставляя свои машины под окнами домов. Здесь на улице не встретишь бомжа, а пьяный дебошир – большая редкость.

Сказать, что по улицам города ходят медведи, было бы неправильно. Но факт остается фактом: бывают единичные случаи, когда на территорию жилых массивов забредают эти животные в связи с увеличением их популяции. Летом 2005 года такая встреча одной из любительниц пробежек по утрам в удаленной части города закончилась смертью женщины.

Жители достаточно толерантны. Опять же, в силу закрытости города здесь нет такого количества приезжих из южных областей бывшего постсоветского пространства, как в Красноярске.

Большинство населения – русские, среди религий явный лидер – православная вера. Но люди в основной своей массе ходят в церковь только по большим праздникам. Правда, если раньше большинство населения относило себя к атеистам, то теперь люди склонны при опросах говорить о том, что они верующие. Православный «Собор Михаила Архангела» красив сам по себе, а также достоин внимания как один из городских ориентиров в новой части города.

Церковь Михаила Архангела на улице 60-летия ВЛКСМ

Церковь Михаила Архангела на улице 60-летия ВЛКСМ

В поселке Подгорном строится Храм Воскресения Христова. У христиан Веры Евангельской своя церковь — «Оливковая ветвь».

Районы и недвижимость Железногорска

Город обычно делят на старую и новую части. Все, что находится восточнее городского озера, -район улиц Ленина и Горького – центр, и, соответственно, здесь располагаются  более старые здания. Они представлены сталинками с высокими потолками и, построенными чуть позже, обычными пятиэтажными хрущевками. Говоря про новый район, всегда упоминается Ленинградский проспект. Если человек живет на Ленинградском (микрорайоны 3 и 4), то вероятнее всего, высотность его дома превышает пять этажей. Обычно здания 12-тиэтажные.

Карта Железногорска

Карта Железногорска. Цифрами отмечены: 1 — Девятый район, 2 — п.Заозерный, 3 — Ленинградский, 4 — Центр

Официально существует деление на микрорайоны, но им в разговоре между собой горожане не пользуются. В качестве ориентиров выступают улицы. Ленинградский проспект, улица 60 лет ВЛКСМ, проспект Курчатова, улицы Саянская и Восточная. Исключение составляет Девятый микрорайон, спрос на который при покупке жилья минимален, поскольку расположен он «на отшибе».

Сегодня в Железногорске много новостроек. Квартиры здесь стоят дешевле, чем в Красноярске. При желании купить здесь жилье и отсутствии друзей, которые смогли бы оформить приглашение на въезд в город, вопрос решается с агентством недвижимости. Где предпочесть квартиру: в старой части города или в новой – вопрос спорный. Кому-то по душе старые дома и близость к большинству объектов инфраструктуры, кому-то — новостройки по Ленинградскому проспекту, с удобной планировкой комнат и большими кухнями.

В новой части города в последнее время идет активная застройка места между улицами Мира и Юбилейной. Ранее там был кусочек леса. Появились дома и по другую сторону Ленинградского проспекта. В том числе полюбившиеся планировкой жителям Железногорска «трехлистники».

Не так давно в значительной близости от городского озера в западной его части был застроен небольшой сектор, где расположились особняки. Дома на продажу там выставляются крайне редко. И немногие могут позволить себе купить жилье площадью 400 кв. м. и участком в 7 соток более чем за 20 миллионов.  В прежние времена элитным районом особняков руководителей города значилась улица Горького. Постепенно он потерял свою престижность.

Частный сектор поселка Заозерный, рядом с которым находится пляж под названием Элка, наиболее демократичный из вариантов приобретения жилья, но многие домики там используются только как летний дачный вариант.

Центр Железногорска

Центр Железногорска

Ленинградский и район между проспектом Курчатова и улицами восточной и Саянской

Ленинградский и район между проспектом Курчатова и улицами восточной и Саянской

Однокомнатная хрущевка на улице Восточной стоит полтора миллиона рублей.

Однокомнатная на Ленинградском проспекте уже 1,9 миллиона. Практически столько же стоит однушка в центре.

В среднем цена за квадратный метр составляет около 35 тысяч рублей. Но все зависит от состояния жилья. Пожалуй, сложно сказать, что квартиры в одной части города намного дороже и престижнее, чем в другой.

За 2012 год на территории ЗАТО в эксплуатацию были введены 26 тысяч кв.метров жилья: более 360 квартир и 30 индивидуальных домов. В планах на ближайший год сдать 40 тысяч кв.метров жилья.

Особенностью данного города является то, что при постройке жилых зданий здесь старались максимально сохранять деревья. В итоге сегодня во дворах многоэтажных домов растут таежные сосны, город зеленый и очень красивый, много мест для прогулок и отдыха, а не сплошная застройка коробками зданий с запоздало высаженными потом вокруг надоевшими всем тополями.

Практически любая семья в Железногорске имеет дачный участок. Прелесть ситуации в том, что до него можно добираться самостоятельно (машиной или даже велосипедом) или общественным городским транспортом. Времени на дорогу уходит совсем немного. Дачи могут быть расположены как внутри периметра, так и за его пределами. Те, которые не попадают в охранную зону, соседствуют с детскими оздоровительными лагерями. Садовые участки часто подходят вплотную к лесу, в котором в сезон можно собирать грибы и ягоды.

Состояние инфраструктуры города

Город отличается хорошо развитой инфраструктурой.

Коммунальные платежи сопоставимы с красноярскими, но в домах действительно тепло. Понятно, что новостройки доставляют коммунальщикам меньше проблем, чем жилой фонд, возраст которого перевалил за полвека. Кстати, в центре города в зимний период стоит опасаться падения сверху сосулек.

Много мест, где приятно гулять с детьми. В старой части города это скверы и парк, во дворах домов-новостроек устанавливаются детские площадки. Но здесь внутри микрорайона не увидишь хоккейно-футбольную коробку. Такое чувство, что мальчишки не играют в футбол!

Состояние дорожного покрытия в городе нареканий не вызывает, пробок внутри города тоже не наблюдается, в силу того, что он невелик. Но вот при выезде из Железногорска в сторону Красноярска особенно в утренние и вечерние часы буднего дня будьте готовы потерять время в автомобильном заторе. Значительная часть железногорцев ездит в краевой центр на работу. Нередки на этой трассе, именуемой еще «дорогой жизни», аварии, преимущественно из-за превышения скорости. По пятибальной шкале дороге можно поставить твердую четверку. Качество покрытия ухудшается с приближением к Красноярску.

Когда делался проект города, все основные медицинские здания объединили в единый комплекс – больничный городок – Центральную медико-санитарную часть. Детская и взрослая поликлиники и больницы, хирургический корпус, тубдиспансер, инфекционное отделение, СЭС, гаражи скорой помощи – все расположено в одном месте. А для того, чтобы мамам из новой части Железногорска не нужно было так далеко ходить с малышами на плановый осмотр и на прививки, выделили в одном из жилых домов несколько квартир на первом этаже для этих целей.

Нельзя сказать, что здесь особо качественное медицинское обслуживание, скорее оно не успело еще стать таким, как везде. Ранее в городе, где значительная часть взрослого населения работала на предприятии Минатома со всеми вытекающими последствиями (в первую очередь с воздействием ионизирующего излучения), особо пристально следили за здоровьем людей. Регулярные обследования, направление в профилактории и т.д. Данные медицинской статистики никогда не подлежали широкой огласке, но уровень заболеваемости населения высок. В 2004-2005 годах в структуре детской инвалидности более четверти случаев составляли аномалии развития. Работа в горе не проходит совсем бесследно. Люди периодически узнают о том, что у кого-то из знакомых или у их детей обнаруживается онкология. И эта ситуация похожа на лотерею, когда каждый может только молиться, чтобы судьба была к нему и его близким благосклонна.

С устройством малышей в детские сады у местных родителей особых проблем не возникает. В Красноярске о таком могут только мечтать. Здесь достаточно встать в очередь на получение места в детском дошкольном учреждении после рождения ребенка, желательно, не откладывая этот вопрос надолго. Может быть, в ясли с двух лет попасть удастся не всем, но к трем годам малыш будет точно иметь возможность ходить группу детсада неподалеку от дома, а мама – выйти на работу. Внешне муниципальные детские сады выглядят очень прилично, и не возникают как грибы тут и там частные группы для малышей. В Подмосковье, например, их сегодня пруд пруди.

Школьники Железногорска не знают, что такое вторая смена. Интересно, что учебные заведения пронумерованы не по порядку №1, №2, №3, и так далее, а имеют номера, начиная с 90-го, и переваливают за сотню. Это отголоски былой секретности, чтобы даже по номерам школ нельзя было догадаться, что они находятся в отдельном городе.

После школьных занятий ребят ждут Городской дворец творчества детей и молодежи, станция юных техников, детская школа искусств им. М. П. Мусоргского, детская художественная школа, станция юных натуралистов и три детско-юношеских спортивных школы.

В Железногорске работает более двадцати лет «Школа космонавтики». Это краевой государственный общеобразовательный интернат для работы с одарёнными детьми. Его выпускники получают возможность поступления по целевому набору от крупнейших предприятий Красноярского края в лучшие вузы страны, расположенные в Москве, Петербурге, Томске, и, конечно же, в таком близком Красноярске.

Последние годы здесь появились филиалы высших учебных заведений: Сибирского Федерального университета, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Сибирского государственного аэрокосмического университета.

Транспорт Железногорск стоит разделить на внутренний и внешний.

К внутреннему относится городская электричка. Она используется только для доставки людей на работу на ГХК. Служебный спецпропуск служит проездным билетом. Казалось бы, обычная электричка, но из 30 км ее пути пять проходят под землей. Она въезжает с открытого пространства прямо в гору и напрашивается сравнение с метро, на станцию которого очень похож конечный пункт назначения. Говорят, что высота некоторых подземных залов превышает 50 метров, а по «улицам» могут свободно разъехаться два автомобиля. Невольно возникает ассоциация с гномами и их королевством из «Властелина колец» Толкиена.

Если пройти по этой улице до конца, то окажитесь у станции городской электрички Соцгород

Если пройти по этой улице до конца, то окажитесь у станции городской электрички Соцгород

Добраться из одного места города в другое можно при помощи городского транспорта. В его роли выступают автобусы. С пятого января 2013 года цена за проезд составляет 15 рублей для тех, кто не попадает под льготные категории. Предусмотрены автобусные маршруты для проезда людей на садовые участки.

Для связи с внешним миром ходят междугородние автобусы, которые за час с небольшим доставляют своих пассажиров в Красноярск. Много лет ведутся разговоры о пуске внешней электрички из столицы Красноярского края до Железногорска, которая была бы удобна еще и сосновобрцам (Сосновоборск расположен километров на 15 ближе к краевому центру, чем Девятка), но пока дальше обсуждений плюсов и минусов дело не зашло.

На самом деле в этом закрытом городе прекрасно жить детям и пенсионерам, но с работой там очень непросто даже специалистам. И многие отправляются каждое буднее утро в Красноярск. А к ним добавляются многочисленные студенты, общежитие для которых красноярские ВУЗы предоставляют не ранее окончания первого курса. Некоторые молодые люди снимают квартиру поближе к своему учебному заведению и приезжают к родителям только на выходные, а некоторые мотаются ежедневно туда-сюда и читают лекции и учебники прямо в автобусе, чтобы не терять время.

Предприятия и работа в Железногорске

Теперь о том, какого рода специалисты требуются Железногорску и какие предприятия там расположены.

ФГУП «Горно-химический комбинат». Это градообразующее предприятие находится в подчинении госкорпорации «Росатом». В наши дни здесь занимаются созданием полного технологического комплекса, цель которого замыкание ядерного топливного цикла. В основу положены современные инновационные технологии. Основа комбината — три завода по обращению с ядерными материалами: реакторный, радиохимический и изотопно-химический. Попасть туда на работу непросто. Люди оставляют свои резюме в отделе кадров, но решающим моментом обычно оказывается знакомство или рекомендация того, кто уже работает на предприятии.

Второе градообразующее предприятие — ОАО «Информационные спутниковые системы». Сегодня занимает позицию отечественного лидера спутникостроения, поскольку именно здесь производится 70% всех наших спутников гражданского назначения.

В свое время им руководил ученик С.П. Королёва Михаил Федорович Решетнёв. В городе ему установлен памятник.

Памятник М.Ф. Решетнёву

Памятник М.Ф. Решетнёву

А за его спиной здание, в котором академик проработал 36 лет. Он был основателем и до самой смерти руководителем предприятия, которое до марта 2008 года носило название «Научно-производственное объединение прикладной механики». И в разговоре между собой местные жители старшего поколения продолжают называть его аббревиатурой НПО ПМ. Это только читать ее страшно, а потом она становится совершенно обыденным словом в разговорах железногорцев.

На личном счету Михаила Федоровича более двух сотен научных трудов и изобретений. Под руководством Решетнева или при его непосредственном участии были разработаны около 30 типов космических комплексов и систем. А количество спутников, выведенных с 1959 по 1996 гг. на орбиту, превышает 1000 единиц.

Мемориальная доска М.Ф. Решетневу

Мемориальная доска М.Ф. Решетневу

Сегодня штат предприятия насчитывает свыше 8200 человек. Средний возраст – 43 года. Этих людей можно смело причислять к высоколобой элите. Среди них доктора технических наук, профессора, доценты, а кандидатов наук и аспирантов можно считать десятками. Люди, работающие здесь, вызывают уважение у окружающих, а результаты их труда высоко ценятся не только в России, но и за ее пределами. Хотя зарплату рядового сотрудника нельзя назвать слишком большой. Складывается ощущение, что народ трудится во имя идеи. Видимо, им действительно интересно заниматься космической темой.

Центр космической связи ОАО «ИСС». При помощи этих антенных систем контролируются и управляются спутники

Центр космической связи ОАО «ИСС». При помощи этих антенных систем контролируются и управляются спутники

Стоит добавить, что на территории Железногорска располагается несколько военных частей. Их задача – охрана режимного объекта. И если возможность пробраться в город через дырку в ограждении все-таки существует (охранять площадь более 450 квадратных километров с периметром около 50 км в виде многорядных проволочных заграждений дело непростое), то любая попытка попасть на ГХК изначально обречена на провал.

Раньше строительством в городе и за его пределами занималось Строительное управление «Сибхимстрой». Оно было создано для возведения промышленных объектов, а также жилого сектора. Но в связи с сокращением объемов работ, финансируемых за счет федерального бюджета, для предприятия наступили тяжелые времена. Итогом стала реструктуризация и разделение на ООО «Атомстрой» и ФГУП УССТ № 9. Основной объем работ строители сегодня выполняют за пределами г.Железногорска – в Иркутской и Новосибирской областях. В родном городе ими возводятся жилые дома. В прошлом году строители завершили строительство Гальвано-химического цеха для ОАО «Информационные спутниковые системы».

Железногорск — единственный город в нашей стране, где градообразующими предприятиями являются два крупнейших представителя госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос». Краевые власти делают упор на то, что ГХК и ИСС при ставках на инновации будут занимать позиции лидеров в своих отраслях. Тогда руководство края будет поддерживать инфраструктуру города на должном уровне – начиная от строительства дополнительных энергетических мощностей, и заканчивая хорошими дорогами (видимо, речь идет об автодороге до Красноярска), а также строительством нового жилья и мест для проведения досуга. В планах создание ресурсного центра для подготовки высококвалифицированных кадров по востребованным в Железногорске специальностям. Подготовку инженеров должны взять на себя Сибирский федеральный и Сибирский аэрокосмический университеты.

Из всего перечисленного выше, не умаляя заслуг ГХК и ИСС, наиболее реально сегодня выглядит только подготовка кадров, которая всегда велась на базе Красноярского государственного университета и ВТУЗа. Просто эти учебные заведения сегодня сменили названия.

Криминал

В настоящий момент информация отсутствует, раздел находится в стадии наполнения. Если Вы владеете какой-то информацией по криминальной обстановке в городе, убедительно просим отставить Ваш комментарий!

Достопримечательности Железногорска

Железногорск проектировался питерскими строителями, этим объясняется красота его площадей, улиц, домов. Особенно заметно это в старой части города. Среди топонимов встречаются проспект Ленинградский и множество магазинов с вывеской «Балтийский». Отдельной группой названий подчеркивается связь города с космическими исследованиями: проспект им. Курчатова, улица Королева, улица Решетнева.

Рукотворное озеро является центром города. Строители и первые жители города когда-то добровольно вышли на несколько субботников, чтобы расчистить место для его будущего дна. А потом при помощи дамбы и шлюзовых камер вода реки Кантат наполнила естественную чашу.

Пляж на Элке

Пляж на Элке

Сегодня озеро постепенно зарастает в мелких местах, есть необходимость чистить его дно, но оно по-прежнему очень красиво. Летом на его пляжах приятно провести время. Для мам с маленькими детками больше подходит Элка. Там пологий вход в воду и песочек. Пляж, примыкающий к городскому парку, выбирает молодежь.

Скульптура «Богатыри России» около парка

Скульптура «Богатыри России» около парка

Про парк нужно говорить отдельно. Большой массив тайги был изначально оставлен для отдыха горожан и лишь немного благоустроен. Сегодня там стоят фонтан, аттракционы, небольшие павильоны, где можно перекусить, и проложены асфальтовые дорожки. Если придется побывать в Железногорске с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста, то непременно стоит сходить в местный зоопарк. Вскоре он, кстати, будет отмечать полувековой юбилей. Здесь в открытых и закрытых вольерах можно увидеть сотни представителей фауны различных широт от тундры до тропиков и пустынь. Медведи, рыси, верблюд, страусы, обезьяны, рептилии разного рода, як, олень, волки, лисы, коршуны, павлин, цесарки и т.д. Но почему-то всегда при посещении зоопарка все задаются вопросом о том, а как здесь живется крокодилу. Он обычно проводит время, неподвижно замерев в одной позе. Местные шутники даже намекают на то, что это муляж.

Вход в городской парк

Вход в городской парк

Жители города достаточно спортивные люди. Практически в каждой семье есть велосипеды и беговые лыжи. И, что приятно наблюдать, не только подростки и молодежь, но и люди старшего поколения с удовольствием катаются по проложенным лыжным трассам и приходят на ледовый каток. Вход на последний со своими коньками всегда был бесплатным, и только этой зимой за это удовольствие стали брать небольшую плату.

Спроткомплекс «Радуга»

Спроткомплекс «Радуга»

Есть в черте города даже своя горнолыжная трасса с двумя бугельными подъемниками.

Местный боулинг для любителей отдыха на американский манер рассчитан на 4 дорожки. Горожане всех возрастов любят посещать бассейны – их здесь три, а также ходить в  кино. Местный кинокомплекс «Космос» имеет два зала. И здесь демонстрируются фильмы в 3D.

Кинокомплекс «Космос»

Кинокомплекс «Космос»

Есть в Железногорске свой театр. Его красивое здание располагается на главной площади города.

Театр на площади Ленина

Театр на площади Ленина

А разместившаяся рядом городская администрация скромно стоит от него с правой стороны.

Здание городской администрации

Здание городской администрации

На площади зимой устанавливают горки для детей и красивые ледовые скульптуры.

Здесь же можно увидеть дом с необычным часовым циферблатом. Это не знаки зодиака, как может показаться сначала.

Любому, кто побывал здесь, хочется возвращаться сюда еще и еще. Да что там! В этом городе хочется жить! Хочется, чтобы нашей стране были нужны предприятия, от которых когда-то зависела мощь страны. Но сегодня надежда только на то, чтобы именно это место выбрали для захоронения своих радиоактивных отходов зарубежные партнеры. Тогда у ГХК будет работа, а Железногорск получит шанс не превратиться в город пенсионеров. Однако иметь рядом с собой могильник (даже самый современный для безопасного — по заверениям специалистов — захоронения на многие десятки лет высокоактивных и среднеактивных отходов) отважится далеко не каждый.