Абакан — уютный город из советского детства
Вступление
Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего сайта! Как я и обещал, прошел год моей жизни в столице Хакасии городе Абакан, поэтому спешу поделиться с вами моими впечатлениями об этом славном месте, которое меня приютило. Начну с того места, где я закончил свой первый рассказ.
Итак, вещи погружены, поезд Минеральные Воды — Красноярск укатил в депо. Мы с семьей на машине брата супруги едем в Абакан.
Трасса по дороге из Красноярска очень красивая, по сторонам высятся горы и леса. В силу того, что приехали мы 4 октября, осень была в самом разгаре, вид из окна машины потрясающий. Если честно, было ощущение, что едешь по трассе где-нибудь в Канаде на фоне гор и лесов. Погода была прохладной, это тебе не Грузия, где к тому времени было градусов 18. По дороге шел снег, и мы зябли весь путь, даже включив печку.
Доехали до Абакана часов в 8 вечера, искупались, поели и спать.
Климат и экология столицы Хакасии
По результатам года могу сказать, что климат Хакасии мне по душе. Осень 2018 года выдалась вообще шикарной, весь октябрь было тепло, и я даже в один момент подумал, что байки про 6-месячную зиму — это очередная страшилка местных жителей. Доходило до +18 градусов тепла, народ шутил, что я приехал из Грузии и привез с собой тепло ))).
В принципе такая погода осенью редкость. В основном температура колеблется от +5 до +10 градусов. Сентябрь теплее. Бывает так называемое бабье лето всего неделю, но все же.
В ноябре пошел снег. Я, конечно, сначала был шокирован, но потом вспомнил, где нахожусь и успокоился. А потом начался декабрь, и я понял, что такое морозный ад ))). Неделю температура держалась в районе -38 градусов, и это, я вам скажу, полный трэш. Заходишь с улицы, а лицо как будто после анестезии. Если кто-то на улице позвонит по телефону и не дай бог взять трубку без перчаток, через минуту пальцы опухают и краснеют.
Я не знаю, как вам, уважаемые сибиряки, но мне этот ледяной ад не нравится. Уж лучше дожди и слякоть, чем такой мороз, хотя это мое субъективное мнение. Возможно, кому-то именно такая зима по душе.
Пару раз падал на пятую точку, было неприятно. Потом сделал резиновые набойки на ботинки с шипами, вроде стало полегче.
В целом зима длится до конца марта, хотя морозы под минус 20 уже переносятся мной хорошо. Перестали замерзать пазухи носа, наверное, адаптировался. Как говорит дядя моей жены, сибиряк — это не тот, кто тут родился, а тот кто теплее оделся ))).
В мае один день шел снег. Не сказать, что я чуточку охренел, но было очень странно.
Лето прошло прохладное, по крайней мере, так говорят местные жители, жара именно в том понимании, к которому я привык, была всего дня три. Стояла духота около 33 градусов. В целом лето прошло в колебаниях от +15 до 25. По мне это не лето, местные балдеют.
Кстати, заметил удивительную особенность россиян. С тех пор, как я приехал, только и слышу нытье, что холод всем надоел, но стоило температуре перевалить за +28, как все сразу начали ныть, что жарко и плохо, хоть бы было прохладнее ))) Ребята, хотите, чтобы весь год было +25? Живите на Бали или Гаваях. Определись какая температура для вас комфортная, летом вам жарко, зимой вам холодно. Впрочем, учитывая менталитет, я совсем не удивлен ))) В России вообще любят поныть на любую тему.
До сих пор не могу привыкнуть к двум вещам. Первое — это мат, всегда и везде от лиц любого пола. И второе — это постоянные жалобы на все, в остальном я вполне успешно адаптировался. Можете закидывать меня помидорами )))
Что мне реально нравится в Хакасии, это то, что тут очень солнечно, хотя даже тут местные постоянно жалуются, что в Абакане пасмурно. Нет, ребята, вы не были в более влажных странах, где небо чаще всего под тучами.
Меня очень радует, что дождей почти не бывает, климат сухой и воздух всегда свежий. Ночью, даже после 22-00 всегда очень светло, в Грузии после 20-00 вечера хоть глаз выколи. Кто-нибудь, объясните мне, с чем это связано?
Экология мне нравится, я не ощущаю какой-то загазованности или спертого воздуха. Разве что зимой все топят печи углем, и над городом стоит небольшой черный смог, но это явно не критично. Хотя, возможно, я не профессионал и могу ошибаться. Экологи, поправьте меня ))) Или позовите Грету Тунберг ))). Абакан в целом очень зеленый город, это очень большой плюс.
Население Абакана
Статисты дружно рапортуют, что в городе живет 187 000 жителей. Честно вам скажу, я им не верю. Конечно, до полумиллионика Абакану далеко, но тут явно больше 200 000 жителей, учитывая всех прибывших. Город — это центр притяжения всех районов Хакасии. Многие приезжают из деревень, а учитывая маятниковую миграцию из Черногорска, Усть-Абакана и Минусинска, то население города днем в будни спокойно переваливает за 220-230 000 человек.
Мне нравится Абакан тем, что он небольшой, но не мертвый, как Ульяновск. В нем есть жизнь, проводятся культурные мероприятия. Выходишь на улицу, гуляет молодежь. Бывают концерты под открытым небом, мамаши с детьми в парках. Нет ощущения, что ты попал в провинциальный городишко. В первое время он даже казался мне очень большим, может с непривычки, а может в силу того, что он все же больше моего родного Рустави. Теперь то я привык и понимаю, что Абакан не гигант.
По большому счету в городе очень комфортно жить, вот честно вам скажу, будь он поближе к Грузии (где-нибудь около того же Ульяновска), то цены бы ему не было.
Менталитет местных мне в целом нравится. Абаканцы не злые, не быдло, всегда помогут если что-то спросишь, нет какого-то особого негатива, город из уютного советского детства. Живут очень много национальностей, в связи с чем нет какого напряжения по признаку религии или происхождения.
Я подметил, что многие местные русские какие-то при азиатичные что ли, не знаю как выразить, много метисов детишек. В автобусе из 10 человек всегда минимум трое-четверо — это местные азиаты (хакасы, тувинцы, буряты). Кавказцев в городе не так уж и много и ведут они себя в основном спокойно и мирно, нет лезгинок в центре города. Потому могу посоветовать этот город тем, кто ищет спокойно место без национальных заморочек.
Хакасы в большинстве своем мирные и спокойные, многие уже не знают свой язык, что немного удивляет и печалит. Тувинцы кстати их за это недолюбливают, шепчутся, что они продались русским ))) Хотя говорят, что с ними лучше не пить алкоголь, так они от него дуреют, лично я бывал в компаниях хакасов, и мы отдыхали без эксцессов.
У меня появилось много друзей и знакомых разных наций, и я не разу не испытывал дискомфорта по этническому происхождению, возможно это еще связно с тем, что я сам довольно успешно влился в местный колорит.
Город идеально подходит для пенсионеров с более холодных регионов, климат мягче, люди степенные, инфраструктура на нормальном уровне. Этакая золотая серединка Сибири.
Районы и недвижимость Абакана
Город можно условно разделить на «Нормальные» районы, районы в стиле «Жить можно» и районы типа «Я бы там не советовал жить». На карте они показаны, зеленым, желтым и красным цветом, соответственно.
Какого-то особенно ужасного контраста между центром и окраинами как в других городах тут нет, возможно в силу небольшой величины.
«Нормальные» районы я для себя выделяю так: Центр (Улицы Щетинкина, Чертыгашева, Вяткина, Ленина, Кирова.
Районы жить можно, в порядке убывания по шкале моей симпатии: 4 Микрорайон, Арбан — Некрасова, Полярка (особенно ее новая часть с свежей застройкой), МПС (в границах улиц Аскизской и Стофато), Нижняя Согра если у вас есть свой автомобиль, так как добираться до других районов города сложнее и дольше. Если есть авто, то это самое что надо.
Районы, где я бы не рекомендовал жить: район Северного рынка, Гавань, Космос.
Теперь по порядку.
Центр — он и есть центр, тут основная масса магазинов, культурная жизнь города, администрация, почта, на улицах чисто и спокойно. Сам снимал жилье сначала на Щетинкина, сейчас на Чертыгашева. Очень был доволен всем. Единственный минус, и я думаю все это понимают, это цены на жилье, особенно в новостройках. Однушки от 1,5 миллиона за нормальный вариант (плюс вы еще вложите пол ляма на ремонт и технику). Двушки от 2,5 миллиона (ремонт так же). Трешки от 3,5 (ремонт так же).
Естественно, если поискать, то можно найти и однушку за миллион в убитом состоянии, и вы все равно вложите в нее кучу денег. Я здесь вам описываю средние цены, поэтому спрячьте свои помидоры ))).
4 микрорайон — отличная альтернатива центру, особенно новая его часть. Много новостроек на любой карман, очень молодой район, нормальная транспортная доступность, но желательно иметь машину. Для молодых семей — это самое то, что надо. Кстати, именно тут находится самое дорогое жилье в Абакане — это жилой комплекс ОТРАЖЕНИЕ, можете посмотреть его в интернете. Это комплекс из четырех 16 этажных зданий, построенных по Красноярскому проекту. Однокомнатные квартиры стоят от 4 миллионов рублей! Есть даже пентхаусы от 120 до 200 квадратов по цене 12 миллионов рублей, как вам, а? 12 лямов, КАРЛ! И это в Абакане! Но взамен вы получаете полный фарш от охраняемых подъездов со всех сторон, до видеокамер, 24 часовой консьержки, ковров в коридорах и прекрасного вида на город. Сам внутри не был, но были знакомые ребята. Сказали, что в коридорах среднестатистический россиянин может вполне спокойно жить ))
Все квартиры практически выкуплены, это к слову о том, что у нас в России все плохо, и мы мрем с голоду (я вас прошу, поплачьте в комментариях и назовите меня лгуном). Но, черт возьми, в 180-тысячном Абакане раскупили все однушки за 4 миллиона и пентхаусы за 12 миллионов, как мне после этого верить, что у нас все плохо, а?
Арбан — Некрасова. Хороший район, недорогое жилье, относительно спокойно на улице. Из минусов — не очень развит транспорт, особенно в Арбане, близость промзон в стиле Базы Весты и рынков накладывает свой отпечаток на местный контингент. Но в целом очень даже достойное место жительство. Хороший рабочий район.
Полярка. Когда-то это была криминальная часть города, сейчас те, кто мог, уже умер или сел. Район застраивается и растет, относительно недорогое жилье, в центр очень удобно ездить. Особенно интересны улицы Маршала Жукова, Тараса Щевченко и Крылова.
МПС — здесь в Абакане почему-то все рассматривают его как что-то отдельное от основной части, возможно, они и правы, но мне он нравится. В районе много новостроек, широкие улицы, полная автономность. Из минусов: долго ехать до центра.
Нижняя Согра — далеко от центра города, плохая транспортная доступность, но при наличии авто все минусы нивелируются. Из плюсов — самое дешевое жилье в Абакане (трешки можно купить за 2 миллиона), рядом гора Самохвал и Минусинский Бор. Район спокойный, гуляют мамаши с детьми, много пенсионеров. Особенно мне нравится новые трехэтажные дома ЖК Нижняя Согра.
Верхняя Согра — все то же самое, только уехать до Центра еще сложнее, и жилой фонд потрепан. В целом это уже и не Абакан, а пригород какой-то.
Северный рынок — грязно, неухожено, много наркоманов и алкоголиков, плюс еще общаги для студентов из деревень, и вы получаете тот самый полный фарш городских окраин. Мне лично очень не нравится этот район. Не спокойный он какой-то.
Гавань и Космос — классика жанра: бараки, ветхий жилой фонд, полно мигрантов, которые, кстати, мне тоже не очень по душе. Пивные точки, криминал.
Инфраструктура
По своему опыту могу сказать, что на фоне других городов инфраструктура Абакана на нормальном уровне. Дороги практически везде в достойном состоянии, и их каждое лето ремонтируют. Горячую воду отключают летом на неделю. Городские службы работают неплохо.
Я снимал жилье на улицах Щетинкина и Чертыгашева, когда возникали проблемы, звонил старосте дома, она все регулировала, оперативно приезжали службы и делали свое дело. В частности, перегорала лампочка в подъезде, и один раз испортился магнит от входной двери в подъезд.
Заметил особенность старых советских домов, в них топят гораздо жарче, чем в новостройках. Приходилось даже открывать окна, чтобы не потеть, как черти. Мне кажется это перебор, зачем тратить столько тепла? В идеале надо, чтобы каждая семья сама могла регулировать свою температуру. После Грузии, где все ставят обогреватели самостоятельно, а газ очень дорогой, соответственно дома приходится держать температуру не больше 15 градусов и ходить в теплой кофте, жара в российских квартирах мне поначалу казалось чем-то очень странным. Сейчас привык и даже не могу подумать, как можно ходить дома в кофте зимой. Жена говорит, вот поедешь в Грузию, испытаешь тот же шок, что и я, когда только к вам приехала.
В целом Абакан ухоженный город, как я уже и говорил ранее, статус столицы Республики и отсутствие больших городов рядом не дают ему деградировать, потому и в сфере ЖКХ пусть не все идеально, но вполне себе приемлемо.
Вот где реально все печально, так это медицина. Нормальных врачей в городе по пальцам перечесть, и все более или менее серьезные заболевания лечат либо в Красноярске, либо в Новосибирске с Томском. Я сам уже год бегаю по гастроэнтерологам, поменял целых 5, но ни один ничего нормального сделать не смог.
Экономика
Многие говорят, что Абакан город торгашей. Частично это так, но в нем есть и производства, с многими из которых по долгу службы я столкнулся.
Пивной завод АЯН, о котором вообще никто ничего не знает, говорят там хорошие зарплаты, но конкретной информации нет.
Абаканвагонмаш, теперь является частью РМ Рейл и принадлежит Дерипаске. Мне довелось там поработать, зарплаты белые от 25 000 до 50 000 для специалистов среднего звена. Начальство получает от 100 000 до 300 000.
МАВР — бывшее производство колбас и сосисок нынче дышит на ладан и уже обанкротилось.
Завод Алешина по производству сладостей. Я пытался устроиться туда на работу, но за хорошие должности люди держатся зубами, а работать на 25 000 простым рабочим я не пойду, уж извиняйте. В целом говорят, что там неплохо.
Вообще, касаемо зарплат (сейчас в комментариях начнется вселенский российский вой, конечно ))) скажу мое субъективное мнение. В Абакане, наверное, так же как и везде есть три вида заработной платы:
- бюджетная, которая делится на хорошую и плохую. Хорошая это: полиция, ГУФСИН, МЧС, Администрация. Зарплаты в них от 30 до 70 даже для простых сотрудников. Плохая — это все остальное: здравоохранение, ЖКХ, образование (кроме ХГУ. где лектора могут получать и по 100 000), оплата от 15 000 до 25 000;
- средняя зарплата вне бюджета, на которую работает основная часть города, в том числе и я. Состоит из белой части (обычно 10 000-20 000) и серой, от 15 000 до 50 000. Скажу так, можете верить, можете не верить, но в моем окружении практически все мужчины получают от 40 000 до 70 000. Девушки зарабатывают поскромнее: от 15 000 до 40 000. Я не знаю, откуда в средних городах вы берете зарплаты в 8 000. Как говорится, говорю что вижу. В целом средняя реальная ЗП по Абакану выглядит так: мужчины 35 000 — 45 000, женщины 25 000 — 35 000. Это вам не Росстат ))) Я взял очень усредненные показатели по городу, и хотя вы тут в России никогда никому не признаетесь в своих реальных доходах (что я до сих не могу понять), большинство из вас именно на эти деньги и работает. А истории про ЗП в 8 000 и квартиры с машиной оставьте своим соседям на лавочке, ок? )))
- доходы от бизнеса, которые так же могут варьироваться от 30 000, если вы держите небольшой магазинчик и сами там вкалываете. До 300 000, если вам удалось раскрутить очень хорошую идею. Понятно, что крупный бизнес (Хакас косметика, ДЖЕМ, ПРЕМЬЕР, ЕРМАК, Абаканские полуфабрикаты и тд), который развился еще в 90-ые годы, я в счет не беру. Сейчас вообще стало очень модно пытаться открыть что-то свое, но в Абакане с этим сложно, так как рядом сразу появляются аналогичные точки
Криминал
Скажу, но вы не поверите, Абакан очень спокойный город. Даже, пожалуй, поспокойнее моего родного Рустави. Если соблюдать элементарные правила безопасности, в стиле не шастать ночью на окраинах города среди бараков одному, то можно тихо прожить жизнь ни с чем не столкнувшись.
Никаких громких преступлений, грабежей, убийств и т д. Бывают рядовые эксцессы по-пьянке, но в целом все мирно. Если меня спросить, то Абакан именно тот город в плане уровня криминала, с которого должны брать пример другие города.
Досуг
В городе есть где провести время: несколько театров, шикарный музей, зоопарк, несколько больших парков и зона отдыха. Любителям клубный жизни есть несколько приличных заведений. Я лично советую клуб Крылья или РокНРолл бар. Много ресторанов и кафешек на любой кошелек. Летом многие жители ездят за город в Минусинский бор, на шашлыки.
Природа и Абакан неразрывны, город очень зеленый и мне это очень нравится
Заключение
Абакан мне нравится, как бы это смешно не звучало, но он стал мне родным. Он был бы идеальным городом, если бы не два НО: он слишком далек от Грузии, и мне не удобно и дорого ездить домой. Уровень медицины, даже платной, оставляет желать лучшего. В остальном замечательный город, я советую сюда переезжать, особенно людям старше 30 лет, которые уже знают, чего хотят от жизни. Молодежь возможно привлечет миллионник.
Всем мира и добра, россияне!! Поменьше нойте! Больше улыбайтесь и развивайтесь!
Автор фотографий: Денис Мукимов
Комментарии:
10 Фев 2020 в 19:04
Спасибо за статью! Читала ваш отзыв о городе, когда вы приезжали в Абакан впервые, а сейчас уже могу поздравить свой родной город с пополнением:)
Статья хорошая и объективно-радостная. Если город оставляет впечатление зеленого и цветущего, это замечательно. Очень много было сделано командой покойного ныне мэра: новое здание музея, несколько школ, дворец молодежи, новые троллейбусные маршруты… Но более цветущим и зеленым он всё-таки был в моем советском детстве, которое прошло в центре, где жили бабушка с дедушкой: действующие фонтаны во дворах, много цветов не только на площадях и улицах, а во дворах, спортивные плошадки, а рано утром выезжали поливальные машины… Сегодня благоустройство коснулось нового, а вот старый фонд… К слову, недвижимость купить легко, а вот продать непросто: рынок перегрет, цены стоят на этом уровне уже лет пять, а то и больше.
Новое жилье в своем большинстве почему-то несообразно многоэтажное, аляповатое, точечное, съедающее все мыслимые подъезды к нему, возможности парковок… Новая застройка в центре — просто беда: натыкано как попало и без учета архитектуры центра. Зачем? Ответа нет. Даже не задаюсь вопросом, как учитывается сесмичность региона: небольшие землетрясения случаются, пару лет назад родным пришлось менять потолок на натяжной: после «качания» потолок потрескался, местами осыпался. Впрочем, открытая добыча угля, о которой сломано немало копий, не добавляет радости местным жителям.
Назвать экологически чистым можно относительно: грязных совсем производств не осталось, Саянский алюминиевый завод в 100-километровой зоне, но там, утверждают, сплошная польза. Минусы: пыльно, угольное отопление, открытая добыча угля, низменное расположение и плохое проветривание города зимой. Соседний Минусинск сильно выигрывает. Большая беда — квалифицированная медицинская помощь. Зарплата медиков такова, что на прием к узкому специалисту можно попасть через месяц и больше, узких специалистов мало, а толковых еще меньше. Если нет проблем, всё ок, но если нужна технологичная помощь, то на каждое обследование, вмешательство надо получать направление как минимум в Красноярск (хорошо, если так).
Плюсы. Город компактный, развивающийся, есть хорошие вузы: ХГУ, Политехнический, спортивные центры, современные сады и школы. Торговля сильно шагнула вперед. Отдых в окрестностях стал более разнообразным и комфортным.
Возможности трудоустройства и дальнейшего роста сильно зависят от сферы и связей. Можно быть очень хорошим специалистом, но занимать должность заместителя, п.ч.начальником будет жена / сестра / брат… Город маленький, ничего не поделаешь.
10 Фев 2020 в 19:42
Хорошая статья, комментариев конечно будет меньше чем про Ульяновск. Критические статьи, репортажи дают большую дискуссию:) Ожидал еще сравнения с соседним городами, так же ситуации в городе с транспортом, образованием.
10 Фев 2020 в 20:42
«Все квартиры практически выкуплены, это к слову о том, что у нас в России все плохо, и мы мрем с голоду (я вас прошу, поплачьте в комментариях.»
Ну, если разрешили, то. начнём; Выдержка из государственных (а значит приукрашенных) стат да нных:».Средняя зарплата в Республике Хакасия по данным исследования РИА Рейтинг … Около 2% жителей зарабатывают более 100 000 рублей в месяц, у 20% граждан заработок не превышает 15 000 рублей.» Жаль не сказано сколько получают от 15 000 до 20 000руб.
10 Фев 2020 в 21:32
Всё же, Россия матушка, Вас мой старый друг маленько изменила, риторика стала более сдержанный, а критика мягче. Удачи на новом месте.
Всем остальным, кто ищет райское место, для сладостного проживания остатка жизнь, советую двигаться в тот город, из которого Автор прибыл в солнечный Абакан
11 Фев 2020 в 5:55
Здравствуйте. Моя знакомая уехала жить в Саяногорск… с Казахстана. В Казахстане у нас промышленная центральная область, ближеик столице: уголь, руда, металл итд. И зона выживания от холода в 25−30 м/ сек. леса нет, ветер сносит.
Ей понравилось в Саяногорске, рассказала, показала по видео и фото. Мне тоже понравилось, т.к. мы переезжали жить в Иркутск. Очень понравилось жить в Иркутске, скучаем. Хоть и жили 6 мес.там. 3 раза еще потом приезжали гостить. но уехали, потому что там отрыв от цивилизации… нет для детей ничего, а что есть, то оч дорого. Шоппинг дико дорого. Нет шмоток Польши и Турции, Китай гАлимый. Природа, красота и отсталость. Хотели ближе перебраться, в Омск, там шикарные торговые центры и продукты хозяйка купит и вещи детям и себе наряды, просто шикарно!!! Все бренды одежды, золота, всё для дома, стррйматериал, инструмент, всё для животных, сумки, кожа, обувь, но цены кусаются на жилье и наркоманы… все там как прошли через наркоту, чтоли… вообщем ездили с таксистами и говорили по душам, говорят, был город ниформалов и наркоты валом любой, но много сдохло. По жилью, 52 кв.м.небольшая 2 комнатная в более менее норм районе, 3.5 млн руб с ремонтом обычным, и 2200 примерно в черновой район Меги или Ленты. Домофонд открыла, шикарные конечно квартиры, даже с простым ремонтом, при их выборе товара, как игрушки.
Открыла Абакан, нашла пару стильных квартир, остальное совдеп, как жили при СССР. Расхотелось переезжать, боюсь застойности… чего — то провинциального не хочется. Типо пятиэтажка 60 х годов постройки и ремонт в ней 90 х годов.
В Абакане, так и есть или там есть куда сходить, типо торговый центр с макдональдсами, каток, бутики, ашан итд. Или этого ничего нет? И еще, что нового строят? Дорогу, вроде, какую- то строят, по которой пойдет движение и лучшится ассортимент товаров и цены на стройматериал ??? Просвятите, люди, пожалуйста. Хотим переехать и так не хочется в застой и «перестроечного» типа город, уже привыкли жить в новом веке. Я не знаю, поймете ли вы меня, я немного не русская, немцы Казахстана, ;))), пыталась описать крик души женский. Не хочеться, как- то, попадать туда, где нет сетевых магазинов, где полная тишина и совдеп.
11 Фев 2020 в 6:05
Ещё, кстати, красивые квартиры в Калининграде. Близость Европы, наложило отпечаток на ассортимент. Шикарные предложения, как игрушки, прям Европа…
Но в Калининград не поедем, там сноха, говорит з/ п смешная, темнеет рано, вода ужасная, а мы в Иркутске с крана пили. В Калининграде, просто, одна красота и живут те, кто продает собак для немцев и Поляков. А также, кто с морем связан. Остальные, одни официанты и бармены. З/ пл потолок 40 тысяч это считается красотаааа. Мы в Казахстане получает муж 120 тысяч рублей за месяц, я перевела на рубли/ тенге. В Казахстане бы остались жить, но экология оч плохая, мы уже Россияне.
Остальные регионы и города, не смотрим, рассматривали, но там люди не устраивают, те кто в сторону Москвы и Челябинска, слева от Казахстана. Справа рассматриваем, там сибиряки, Омск итд
11 Фев 2020 в 8:58
Два раза перечитал. Честно :не захотелось переехать))).Меня до сих пор сшибает с ног мат «всегда и везде от лиц любого пола».поэтому и живу на Северном Кавказе. В упомянутом не к столу Ульяновске тоже резал ухо мат… там вообще на нём разговаривают. В Нальчике лучше: Грузия рядом, зелёный. чистый, многонациональный уютный город, ни комаров, ни мошек. жильё (сестра жены купила осенью 2019 г. четырёшку за 2.5 млн. без ремонта) дешевле. С медициной нормалёк, курортный город. До моря на машине через Шаумяновский перевал чуть дольше, чем из Краснодара (я ехал 200 км. почти пять часов) или ночь поездом. На Каспийское — 350−380км.В Аджарию чуть дальше и дольше, и тоже ездят. Но за белой зарплатой 25−30 тыс. выстроится очередь.Желаю вам с семьёй всё же когда-нибудь перебраться на юг России. Спасибо за статью (ждали год))) и успехов Вам !
11 Фев 2020 в 11:05
Отвечу по порядку))) сначала для немцев из Казахстана))) чем мне и понравился Абакан, он не скучный, не депресивный. Уж поверьте мне я тоже в этом очень привередлив. Как бы вам это выразить, вот чувствуется когда город живет, растет, он как подросток который тянется ввысь, и также чувствуется как город умирает, он как старик, увядающий день за днем медленно медленно. Так вот Абакан это скорее подросток. Он не большой, но живенький такой, бодренький. Много ресторанов очень хорошего уровня на любой кошелек (Гренка, Лимерик, Огни Баку, На Углях) есть хорошие клубы (Крылья, РонРолл Бар). Театр, взрослый и детский (Хакасский кукольный театр Сказка например один из лучших в России считается). Кинотеатры с 3D фильмами. Лазертаг для детей. Не плохой зоопарк, прекрасные Сады Мечты и Зона Отдыха. Из фаст фудоф более менее международно известных есть KFC и Dankin Donats. Макдональдса нет. По одежде есть много брендов приличных на ваш вкус, Адидас, Глория Джинс, Зара и тд. А вот с торговыми центрами не очень. Строят большой Т. Ц. Ролби скоро уже сдадут, есть Т. Ц. Калина. Поверьте мне для 200 000 города все очень прилично, нет этой провинциальности так сказать. По квартирам вы зря сказали, новостроек куча. Но если прям ищите что-то особенное то это Отражение, есть еще строят рядом с перинатальным центром новостройки по испанскому проекту забыл название, квартиры там дорогие, но зато все из кирпича и с очень интересным видом фасада. Единственное что меня удивило это ваша зарплата))) ваш муж конечно врят ли найдет что-то за 120 000 (хотя смотря кем он работает) хорошие врачи и очень мошьные програмисты так и получают у нас. Если уж совсем уникальная работа у него то даже в Абакане можно найти ЗП в 200 000 все зависит от опыта и востребованности. Тут полно немцев кстати ваших))) Милеры, Герцы, Немкофы и тд)) много встречал
11 Фев 2020 в 11:42
В Абакане была проездом.
Некоторые время он у меня на слуху был. Красивая природа, есть интересные озёра.
Из плюсов в сравнении с более крупными городами Сибири (Томск, Новосибирск) лучше климат. Больше солнца, менее влажно, морозы есть, снега меньше.
Растут абрикосы и вкусные помидоры)) писала о них в какой-то теме года 2−3 назад.
Думаю, хорошие с/х продукты, не хуже, чем на юге России.
Из минусов очень маленький, глубоко провинциальный город.
Шахты, разрезы это уже из прошлого, к тому же для экологии жирный минус угольная пыль, радиация.
Расположен недалеко от ГЭС, которая якобы может затопить город.
11 Фев 2020 в 11:46
Пару строк о купленной недвижимости «на стадии котлована»: такие масштабные вложения делают разные бизнес-группы (нередко из других регионов и даже из-за границы) для вложения денег и зарабатывания на рознице (рассрочки, кредиты. ипотека и т.п.).Это «длинные»деньги, не многие на это идут, но раз идут, значит покупается, значит выгодно. Не «сгорят» хотя бы. Простые россияне тоже покупают, но их мало. По рассказам знакомых подрядчиков, простых покупателей всего 10−30%%.А за 12 лямов можно купить новый большой дом в КАВМИНВОДАХ со всеми удобствами.отделкой.садом и гаражом.
11 Фев 2020 в 18:33
Хорошая статья! Побольше бы таких на сайте!
Что касается Абакана и рядом находящегося Минусинска, то это одни из самых благоустроенных городов Сибири.
Туда стремятся ребята -пенсионеры из Норильска, их там немало.
Автор, а вы на Празднике Помидора были в Минусинске?
Сьездите в этом году, не пожалеете!)
11 Фев 2020 в 19:02
Не провинциальным назвать Абакан можно с очень большой натяжкой. Возможно на фоне провинциальных городов Грузии? Какие признаки «непровинциальности» присущи Абакану? Развития в городе нет. Отток населения довольно существенный и едут оттуда уже давно. Даже Томск на фоне Абакана почти Москва)) Абакан — город, который является столицей довольно бедной национальной республики- банкрота с туманными перспективами. Даже знаменитый брэнд Абаканские (Минусинские) помидоры давно освоен китайцами, которые застроили своими теплицами все вокруг.
12 Фев 2020 в 5:29
Автор, ну, а сами Вы сколько зарабатываете и кем устроились?
12 Фев 2020 в 19:11
я конечно там не был. но уверен что эта дыра не лучше многих других дыр в сибири. и это может понравиться лишь беженцам и людям из сел и деревень умирающих
13 Фев 2020 в 7:36
Это хорошо, когда у человека все удачно складывается на новом месте, наверное и восприятие окружающей действительности оказывается более оптимистичным) Но вчера, в новостях, на местном радио, рассказывали о задержке заработной платы учителям, и это не единичный случай, не позднее чем в октябре-ноябре была такая же ситуация…
13 Фев 2020 в 9:10
Даешь больше срача в комментариях! Хотелось бы вступиться за мистера Андерсона)). Некоторые забывают, что он не пишет научный труд по экономике, демографии, социально-культурной сфере и состоянию медицины Абакана, а просто излагает личные впечатления, основанные на его опыте и опыте его знакомых. Этот опыт может чего-то не учитывать, но это не кандидатская диссертация. И, наверное, ни один вменяемый человек не побежит, теряя тапки на ходу, переезжать в Абакан, только прочитав отзыв мистера Андерсона, а изучит информацию из разных источников, примерит ее к своей профессии и т.д. Тем более, некоторым нравятся небольшие города (я не из их числа, но это дело вкуса).
13 Фев 2020 в 9:25
Эти рейтинги, как оценки в школе, очень субъективны! Весь ли бизнес «оголяется» перед этими рейтингами?
13 Фев 2020 в 9:56
Да вы правы у нас в городе очень большие проблемы! Караул! Ужас! Не буду с вами спорить. И вообще мы мрем с голоду))) Кстати согласно рейтингам у нас в стране самые хорошие регионы во многих аспектах это Чечня и Ингушетия))) а еще согласно этим рейтингам средняя зарплата в Сибири стремительно приближается к 50 000))) и вообще рекомендую всем смотреть первый канал. Я просто в шоке от людей которые убеждают меня в том что все что я вижу перед своим носом оказывается просто сон))) надо вообще сдать анализы вдруг я не человек, а гардероб))) но я об этом еще не знаю))
13 Фев 2020 в 10:12
Задержка зарплат в бюджетной сфере свойственна практически всем городам России это не показатель одного Абакана. Я не настаиваю что Хакасия это Швейцария и что живем мы в раю, есть регионы и побогаче. Но на уровне среднего по России Абакан нормальный город. Касаемо моего окружения, это не директора банков, но и не грузчики в пятерочке. У меня среднее окружение, обычные россияне. А по поводу удачи это бред! Каждый из нас делает свою судьбу сам. Удача тут не при чем. Мне чтоб выбить себе место под солнцем до сих пор приходится работать в двух местах, но я не ною и жалуюсь и уж тем более не сваливаю все на удачу или неудачу. Хотите зарабатывать удачно?))) Поднимите попу, учитесь, развивайтесь, вкалывайте и вот тогда вам повезет))) ваша професия плохо оплачивается? Меняйте род деятельности! Не умеете? Научитесь! Я уже столько наслушался этого вселенского плача от продавцов пива или консультантов по нижней одежде что аж тошнит.
13 Фев 2020 в 10:21
Id многоцифр, даже любимая вами (и мной) Зубаревич говорит то, что мы видим в статистике не отражает действительность, учитывая, так сказать особенности ведения налогового учёта бизнесом.
А климат, природа много значит, конкурентное преимущество))
14 Фев 2020 в 17:10
Насчет Красноярска наверное нужно будет писать отдельную статью. В целом я не против Красноярска. Для кого-то этот город эталон развития и тд. Ядерная клоака имелось ввиду ужасное экологическое состояние города. Когда у тебя вода из-под крана бежит желтым цветом, а небо почти всегда либо серое либо черное начинаешь задумываться над многими вещами. Прибавьте к этому еще и отсуствие метро, дикие пробки и совсем не высокие зарплаты по сравнению с Новосибирском. Красноярск в целом приводился в пример, исключительно для сравнения двух Сибирских столиц. Бываю в обоих из них. Новосиб однозначно круче (субьективное мнение). Evgen я вас прошу поищите в моей статье орфографические ошибки, точки там или запятые… вы мне не сказанно поможете ну и заодно самоутвердитесь))) браво!!! Браво!!!))) насколько вы мелкий человечек даже не представляете… эх…эх
14 Фев 2020 в 18:09
MrAnderson, у меня философский вопрос, что первично яйцо или курица.
Если отбросить наличие условно «достойной» зарплаты в Абакане, и предположить такую же финансовую составляющую в Грузии под каким другим предлогом смог бы уехать? Я про то, что в основе деньги, иных причин для переезда, я так понимаю не было.
14 Фев 2020 в 18:22
Забыл добавить, у меня ситуация обратная, я вынужден уезжать из Грузии, из-за периодически накапливающихся дел, фактически это деньги, они заставляют меня уезжать из Грузии, и хоть я и не местный и тем более не Грузин, после того как проезжаю арку дружбы народов я мягко говоря начинаю расстраиваться, а жена рыдать. По этому я не могу понять, что чувствует Азербайджанский грузин на северах, вырванный из такого райского места. Был такой фильм «паспорт» там это состояние, грузинской души чётко передано
14 Фев 2020 в 18:46
я человек южный и очень теплолюбивый, для меня Воронеж уже и сибирь и север. Снег люблю исключительно как развлечение и покатушки, по этому езжу на него смотреть и на нём кататься, за что кстати готов платить. Но его наличие у меня на улице и тем более во дворе за бесплатно, это шок и трагедия для меня.
14 Фев 2020 в 19:18
Ну уж если совсем коротко то при наличии такой же зарплаты как у меня в Абакане (которая кстати совсем не заоблачная) в Грузии мягко выражаясь я жил бы в шоколаде (как минимум это отдельная квартира, авто у меня и у жены) отдыхи в Турции и тд. По меркам же России я зарабатываю чуть выше среднего. Если честно возможно многие будут смеяться, но я полюбил Россию. иногда самому удивительно в этом признаваться, но это так… особенно этот холодный край Сибирь, может быть потому что я сам такой хороший или быть может народ тут довольно интересный))) но Россия определенно меня сильно изменила в лучшую сторону (я стал шустрее, умнее, решительнее и независимее). В Грузии при всей моей любви к родине у меня такого чувства не было… вот вам и перлы про любовь от Кавказца к матушке России)))
15 Фев 2020 в 0:25
Есть какое-то очарование провинциальное в Абакане. В Минусинске живут родственники, обожаю там лес — без комаров, что редкость для Сибири. Но выбираю Ставрополь- при сопоставимых ценах на жилье и зарплаты (разве что бюджетники за счет северного коэффициента отличаются), он несравненно привлекательнее. Красноярск- ужасно не экологичен, но как раз с питьевой водой, там все неплохо).
15 Фев 2020 в 11:44
Всем спасибо за комментарии. Пришлось обратиться к администраторам сайта так как мне стали угрожать некоторые личности. Всех призываю писать о ваших городах, так как благодаря нашим с вами статьям многие люди смогли обрести новый дом. Не бойтесь никого! Администрация сайта при вашем обращении оперативно отреагирует. Наш сайт очень полезен! Всем мира и добра!
15 Фев 2020 в 12:07
Всем угрожающим, необходимо доизучить законодательство, а не владеть им поверхностно, ибо ряд слов попадают под несколько статей, к примеру «разжигание межнациональной розни» Статья 282 УК Р. Ф. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. И достаточно сурово карается. Интернет более не свободное пространство, так что, поосторожней многоуважаемые Дамы и Господа.
15 Фев 2020 в 12:09
вот для пущего убеждения.
«1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть „Интернет“, лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.»
15 Фев 2020 в 17:53
Любая статья — это субъективное мнение ! Поэтому всегда будут стычки, на любую статью.
17 Фев 2020 в 12:47
Статья написана конечно очень интересно, но с экологией я бы поспорила точно. Из-за угольных разрезов, Абакан и вся Хакасия — задыхается! Дышать нечем, особенно в последнее время. Если интересно посмотрите ролики в инстаграм #дышихакасия.
17 Фев 2020 в 12:50
а еще улыбнуло про шикарный музей)))))
21 Фев 2020 в 7:55
Был в Абакане в командировке два дня, понравились новые большие дома и особенно большие парковки возле этих домов, широкие новые проспекты. И какая то обстановка спокойствия.
21 Фев 2020 в 8:41
Я и пытался это объяснить что не смотря на вроде не большие размеры в Абакане спокойно и в тоже время нет ощущения глухомани. Он не напрягает ни шумом, но и не наводит скуку тишиной.
21 Фев 2020 в 8:50
Насчет экологии не соглашусь, мне почему-то постоянно пытаются здесь в комментариях приводить примеры каких то роликов, статистику и тд… мне важно мое собственное ощущение… почему людям кажется что им со стороны через графики и таблицы виднее какая ситуация в городе, чем тому кто здесь живет и каждое утро выходит на улицу?))) Логика на грани фантастики. По вашему выходит что я живу как бы в матрице)) оправдывая мой ник Mr Anderson (так звали Нео из одноименного фильма если помните). Дышу воздухом ужасным и задыхаюсь, но при этом не замечаю этого))) Конечно тут вам не Швейцария я и не претендовал что воздух в Абакане сравним с Алтаем например. Но то что экология в городе далека от критической знаю точно уже есть с чем сравнить с тем же Красноярском или Кемерово к примеру. Музей кстати и правда отличный (да он строился с большими скандалами как и везде наверное по России с большими проектами за федеральные деньги), но выглядит он очень колоритно, в национальном стиле. Мне лично очень нравится.
24 Авг 2020 в 13:20
А в Хакасию без проблем можно въехать? Сейчас ищу новости на эту тему, но может жители подскажут.