Брянск: уехать нельзя остаться. Где поставить запятую?
Сколько раз не ездил по городам, пожалуй, нет столь неоднозначного города как Брянск. Судьба занесла меня сюда, но вот надолго ли, этого не могу сказать. Скажем так, по семейным обстоятельствам застрял в Брянске на год. Именно застрял, как в былое время чужеземцы застревали в болотах Брянщины.
Из истории мы знаем, что ранее Брянск называли Дебрянск, что является производных словом от слова дебри. То бишь непролазные места и леса, вот как раз это и можно назвать визитной карточкой местности, на которой расстилается город Брянск.
Что я могу сказать, если в прошлом году, когда сюда переехал, я ещё был под впечатлением лета. Часто ездил купаться, загорать, много есть таких мест в черте города. По чистоте вроде относительно сносно, обычно это было либо на реке Десна, либо на пруду Орлик. Леса, озёра, воздух сосновый — всё это в изобилии присутствует как в черте города, так и в области.
О районах Брянска
Слишком часто я слышу, как от приезжих, так и от местных, что в принципе Брянск это не город, а несколько деревень и посёлков, которые объединили в один.
Я могу с этим согласится, так как ни планировка города не говорит о каком-то едином целостном пространстве, ни наличие как такового центра города. Такого здесь нет. То есть, в принципе, центра два. Это в Бежицком районе и в Советском. Хотя «центрее» считается Советский район, место под названием «Площадь партизан».
Разрозненные поселения административно объединили в один город, из него можно выделить четыре района:
- Володарский. Неудобных во всех планах, полрайона промзоны, остальная часть это частный сектор ну и как всегда мешанина из хрущёвок и новостроек. Даже есть здесь такой микрорайон под названием Новостройка;
- Фокинский. Знаете, это простой отдельный город. Ну вот никак он не связан с Брянском, только дорогой, а так это просто жилая застройка образца 70-80-ых годов: хрущевки, девятиэтажки, панельки. Серо и скучно, обычный спальный район;
- Бежицкий. Или Бежица, Бежка. Когда сюда приезжаешь, то непременно возникает ощущение чего-то по истине совкового, казалось бы давно уже прошли и 90-е, и двухтысячные. Вот только Бежка замерла, в каком-то 75 или 82 году. Ничего современного, кроме парочки небольших ТЦ здесь нет. Хрущёвый рай, а также очень много общежитий, заводов и прочего индустриально устарелого пространства;
- Советский. А также называют Совок. Название само говорит за себя, Советский район — это столица, центр совковой территории в Брянске. Здания Администрации, УМВД, Драмтеатр, площадь, парк, бульвар и… всё. Вот стандартный набор даже не для города. Больше для посёлка. А Брянск как раз город, сделанный из посёлков.
Про интересные места
Да, сейчас кто-то скажет, что это скучная набережная или какой-нибудь музей. Нет. Я расскажу про те места, которые обычно посещают жители города. Кстати, за год я уже устал от посещения этих двух мест в Брянске — это Курган Бессмертия и ТРЦ Аэропарк.
Стандартно, на вопрос куда поедем на выходных, многие отвечают: «По Аэропарку походим» или же на Кургане погуляем. Ну давайте остановимся на этих местах.
Если Аэропарк это средней руки достаточно типовой по ассортименту ТЦ, то Курган это достаточно большой парк, где можно погулять в теплое время, посидеть на лавочке и покататься на аттракционах старой советской закалки. На этом всё. Через час чувствуешь в этом месте, какое-то уныние, хочется спать и ничего не делать. Вот сколько раз замечал, такая энергетика у этого места.
Ничуть не лучше на этом фоне второе. А может даже и первое по значимости место для Брянска — Аэропарк.
Федеральные сети одежды и техники, небольшие магазинчики, где шмотьё такое же во многом как и на рынке, только в два раза дороже. Как обычно фудкорт, есть различные развлекухи для детей. Рядом пристройка стройгипермаркета Оби. Ну и всё. Ах, ну да, забыл. Огромная неудобная парковка с противоестественным выездом на дорогу, лужи, грязь и постоянный ветер, потому что Аэропарк по местным слухам построили в поле на месте сгоревших дач.
Очень часто говорят про этот ТРЦ, что некоторые люди помогали освоить застроенную старыми дачами землю под застройку, при помощи канистры бензина и зажигалки. Такая вот история происхождения Аэропарка.
Кстати, кроме этого ТРЦ, в Брянске больше ничего похожего нет. То есть это в городе с населением свыше 400 тыс. жителей. Это очень странно, потому как даже в соседнем Смоленске есть как минимум два очень современных торговых центра — Макси и Галактика. Причин для этого нет, тем более жители города часто говорят, мол, конечно, город у нас не очень, но зато в Орле и в Смоленске ещё хуже. Ну это как сказать, в любом случае в Брянск нужно приехать зимой, так как летом в любом городе хорошо. И только в период с ноября по апрель Брянск предстаёт во всей своей… Вот тут пытаюсь подобрать слово. Ладно, не буду.
Особенно стоит отметить, что, несмотря на летнюю красоту города, в осенне-зимний период Брянск превращается в серое болото, очень много луж, грязи, тротуаров нет. Просто ад для пешеходов, однако и для автомобилистов дороги не лучше.
Про жильё
Его в Брянске и так много, но зачем-то продолжают строить ещё. Ценник на новостройки, как и на вторичку, довольно заманчивый. Я-то думал, что в России уже лет 5 таких цен на квартиры нет.
Конечно, для меня это было сюрпризом, однако не могу для себя отметить каких-то интересных новых районов, в которых бы приятно было находиться. Это просто массовая застройка, просто, чтобы людям продать квартиры.
И строят жилые комплексы абсолютно во всех районах. Много в Володарском районе, достаточно удалённом от центра.
Есть и в Советском районе очень на мой взгляд странные жилые комплексы. Это всем известный «Солнечный» в пятом микрорайоне. Знаменит он высокой плотностью застройки, отсутствием парковок для машин и отсутствием здравого смысла застройщика. Второй в рейтинге странных новостроек Брянска — это ЖК на Флотской. То есть, как они сделали. Просто на пустыре, где в радиусе плюс-минус пару километров толком ничего нет. Так вот, именно там понастроили панельных девятиэтажек. Очень много говорят в соцсетях о тех проблемах жителей Брянска, кто поверил в обещания застройщиков о том, что будет благоустройство, социальные объекты, а в итоге люди купили недорогих квартир в новостройке, но ни садика ни школ там нет и не будет, да и в принципе никакой инфраструктуры.
Ну что могу сказать, люди-то берут. Ведь только в Брянске ещё осталось жильё в новостройках по 28-30 тыс. за квадрат. Я думаю, что цена тут вполне должна соответствовать качеству.
Ещё на что я обратил своё внимание, это количество общежитий. Вряд ли в каком другом городе с подобной численностью вы увидите такой обширный выбор комнат на продажу по цене от 250 тыс. руб. Это очень дёшево. Как будто все куда-то уезжают из Брянска. Закономерный вопрос тогда, куда? Ведь для кого то же строят новые жилые комплексы на пустырях. Рискну предположить, что это для приезжих. А ведь и догадаться-то легко. Потому как такого количества северян можно увидеть, пожалуй, только в Белгороде. Но где Белгород и насколько там благоустройство развито, и где Брянск. Однако его относительная близость к Москве, Украине и Белоруссии видимо способствует динамике и мобильности населения. Так что Брянск можно сказать это город приезжих.
Сразу скажу, что аренда жилья довольна дешёвая. Выбор есть на любой вкус.
О работе
А вот здесь мне как-то поплохело. Искренне и честно я подумал, что зарплаты в любом городе хоть немного, но выросли, а в Брянске их как будто бы ещё и понизили. Рынок труда завален спросом, но предложений по работе совсем немного.
Что я заметил, так это всеобщую какую-то природную хитрость работодателей. То есть в вакансии указывают 20-30 тыс. Но нигде, абсолютно нигде это не соответствовало действительности. В лучшем случае говорили, поработайте за 12-15 тыс. рублей пару месяцев, а мы на вас посмотрим. Именно такая постановка вопроса, то есть барин посмотрит, подходит ему холоп или нет.
Такие крепостнические штуки в Брянске не редкость. Давно уже никто не стесняется кидать на зарплату, нарушать Трудовой кодекс. Это обычное дело и все уже давно привыкли. И когда я послушал местных, где и как они работали, я подумал, что мне ещё повезло. Ведь я просто был безработный, какое-то время, а многие и бесплатно работали несколько месяцев.
Так что, если надумаете искать работу в Брянске, будьте осторожны, так как у работодателей прослеживается средневековый крепостнический подход к челяди. Ох, простите, я хотел сказать к соискателям вакансии.
Заключение
Вот в принципе и всё, что могу казать о Брянске. Как можно переехать в Брянск? Только случайно, как это сделал я и, кстати, многие из моих местных знакомых. Это в основном приезжие из области или много с Севера: из Воркуты, Норильска и подобных городов, откуда спасаются бегством. И мне, конечно, жаль этих людей, ведь они бежали от тяжелых погодных условий и невыносимости жизни там, на их родине и попали… в Брянск. Город, где выживать не легче.
Много проблем, и с работой, с убитым дорогами, с низким уровнем жизни жителей города. Перечислять можно бесконечно. А жить-то надо. Вот и живут в Брянске терпеливо и неторопливо.
Тем не менее, не могу сказать про Брянск ни плохого, ни хорошего. Хотя если здесь остановиться на пару месяцев, то можно увязнуть в этом спокойном болотном унынии и не захочется больше ничего.
Почему-то у меня такое впечатление о городе, который скроили из посёлков и деревень, как лоскутное одеяло. Как место для бегства Брянск, наверное подходит больше всего, в этом есть его главный смысл. Не город, а дебри, в которых можно спрятаться от других. Вот такие у меня по-местному партизанские мысли о моей временной родине — городе Брянске.
Комментарии:
5 Фев 2020 в 12:20
Отчет ценный, потому что дает представление о специфике жизни города «изнутри», а не как любят некоторые — немного статистики из Интернета и все. Спасибо автору
5 Фев 2020 в 12:42
«не город, а дебри, в которых можно спрятаться от других»
Тонко написано, автор. Ведь впервые город упоминается в Ипатьевской летописи как «Дебрянск»
5 Фев 2020 в 13:24
Хороший стиль, легко читается.
Автор, Вы запятую поставили или Вам подсказать?
5 Фев 2020 в 14:14
Антон, мне про Вас ничего не известно. Вы не указали возраст, материальное и семейное положение, обеспеченность нормальным жильём, место нахождения самых близких людей, темперамент, любите ли Вы большие/тяжёлые города, какой климат подходит.
Буду знать (хотя бы в общих чертах) — подскажу.
Брянск неплохо расположен относительно Москвы — несколько часов на поезде.
Летом не во всех городах хорошо и красиво.
Зимой, поздней осенью и ранней весной в большинстве городов на улице делать нечего.
Я переезжал из практических, материальных, климатических, ментальных соображений.
5 Фев 2020 в 15:25
Брянск, Орел, Смоленск, Иваново, Вологда, Пенза, Псков, Новгород. а скоро еще — Саратов, Самара, Волгоград. это все экономические ДЫРЫ в самом прямом смысле этого слова.
5 Фев 2020 в 15:59
ОРСА, а как Белгород и область?
Что в смысле экономики можете написать про Курск, Тулу, Липецк, Калугу, Воронеж, Тамбов, Ярославль?
5 Фев 2020 в 21:29
А Самара то чё дыра? Норм город по нашим меркам.
6 Фев 2020 в 23:20
Из Вашей статьи очевидно, что Брянск абсолютно нормальный город для жизни. Я раз шесть был на вокзале в Брянске, последний раз месяц назад, но в город никак не получается выехать.
7 Фев 2020 в 14:58
Цены на недвижимость, как правило, прямо пропорциональны зарплатам в городе. Данный пример — лучшее этому доказательство.
9 Фев 2020 в 4:35
Беда нашей страны — хорошие зарплаты у нас только в Москве, которая не резиновая, а также в некоторых местах, где жить очень тяжело, дорого, а ездить очень далеко. У меня в Южно-Сахалинске зарплата под 100 штук, но в Европейской части России хорошо если 25 будет. И то, фиг устроишься, все по блату.
А вся Средняя полоса — это зона бедности, куда не переедешь, все одно, разница несущественна. Провел несколько лет во Владимире — Боже, какая там нищета!
9 Фев 2020 в 21:48
Не вводите людей в заблуждение, это уже псевдоМосква.
10 Фев 2020 в 3:38
Автор, не согласен я с оценкой Володарского района, «полрайона — промзоны», это вы загнули. Таковой разве что можно считать территорию заводов Термотрон и Ирмаш, но и это окраина района и небольшая относительно него территория. Володарка как раз самый зеленый и тихий район города, настоящий спальник. Да, много частного сектора, но по мне это плюс. Нет дурацких новостроев с высотками-муравейниками, кроме, разве что, Ж. К. Речной, но к Володарке он относится чисто номинально, располагаясь за пределами района в голом, можно сказать, поле. Вообще все три района примерно равноудалены от «центрального» Советского, нет какого-то особо «отшибленного». А промзоны — это в Бежице. Сталелитейный завод, БМЗ, БАЗ и т.д., с соответствующей экологией.
10 Фев 2020 в 12:52
Я объездила много российских (и не только) городов. Брянск — один из немногих, которые даже мне не нравятся. Описание автора адекватно. Нормального центра нет, причём буквально. Выйдя из вокзала, на вопрос, как проехать в центр, услышала удивлённое: «Какой центр?!»
Дополню автора вкратце своим субъективным мнением о Брянске.
Минусы: разбросанность, некрасивая, в самом плохом смысле «совковая» архитектура, базарная реклама, неухоженность и вообще внешний вид как в девяностых. Серенькая «белорусская» погода. Положение вблизи Украины, которое раньше обеспечивало бурную транзитную деятельность, а сейчас превратило область в тупик. В области много депрессивных городков, сильно разрушенных войной и затронутых Чернобылем.
Плюсы: шикарные леса вокруг, красивое местоположение над Десной, наличие хоть каких-то архитектурных памятников (несколько старинных храмов и видовой Свенский монастырь). Природа, кажущаяся более южной, чем есть (соответствует самой благодатной полосе Украины, дом или дача — в радость). Близость к Москве и промышленной Калужской области. Простые и доброжелательные люди.
Перспективы: я вообще оптимистка насчёт будущего России, и конкретно для Брянска вижу пути благоустройства. Его сильно пересечённый рельеф (из-за чего он и разбросан) ещё можно обыграть, посносив старьё и построив в видовых точках современные комплексы. Есть где сделать настоящий центр, набережные и пляжи.
Можно ли жить в Брянске? Я бы не жила (для меня важна эстетическая составляющая и компактность). Но коллеги-переселенцы с Украины считают иначе, и Брянск у них популярен. Их устраивает климат, дешёвое жильё, возможность ездить к украинской родне, а также на вахты в Москву и Подмосковье. Пенсионеры с Севера тоже всё больше понимают, что средняя полоса — хорошая альтернатива крайнему югу. То же касается удалённо работающих. Поэтому Брянск не обезлюдеет. Хотя и голубой мечтой быть не может.
10 Фев 2020 в 15:50
Нина_Б, а в каких городах центральной России Вы бы жили, кроме Тамбова?
Простые, доброжелательные люди — это очень важно. «За это можно всё отдать…».
10 Фев 2020 в 16:01
В интернете есть сайт Бориса Мавлютова «Велосипедные прогулки по городам» с фотографиями.
Рекомендую полистать.
На мой вкус, из центральной России Брянск, Белгород, Орёл и Курск выглядят наиболее симпатично.
10 Фев 2020 в 17:15
Жил в тех краях — там откровенная бедность. Власти экономят на освещении, люди овеваются в одежду из 70х-90х, в городских муниципальных организациях отключают за неуплату телефоны и т.д.
Красивый в тех городах только центр. По окраинам облезлые панельки, бабушкин частный сектор, разрушенные промзоны и миллиарды ворон и галок.
Актуальное, а не туристическое представление о тех краях — haydamak.livejournal.com
10 Фев 2020 в 19:07
Автор. Я тя хочу огорчить ((По поводу зарплат в Брянске. Это происходит не только в Брянске, а по всем регионам страны. Они пишут типа мол от 20 тыс руб, от 30 тыс руб и так далее, а на самом деле это все ПОКАЗУХА !!! Нашим чиновникам надо же статистику отправлять на верх, типа мол вот смотрите, экономика выросла, зарплаты возсрали, а на самом деле то как были то от 15 до 18 тыс руб, так и остались, а президент потом такой смотрит и говорит с телека, что доволен работой правительства и все большие молодцы и орден вручает. ПОКАЗУХА !!! И да на зарплату кидают часто. Я вот для себя решил, что к частнику я больше ни ногой! Работаю себе спокойно на заводе за оклад и работаю. Больше ни какой сделки без труд договора! Кидалово 100 пудов. Так что это не только в Брянске. Вон посмотри вакансии и зарплату в Саратове. Тоже самое!
10 Фев 2020 в 19:31
Ребята, давайте определим города, в которых реальная, подходящая для среднего гражданина РФ, зарплата — за работу, на которую можно устроиться, и все туда дружно переедем.
13 Фев 2020 в 16:13
Ну так и жить надо в центре, а не в трущобах каких-то, и переезжать туда, где хватает денег на центр или хорошие районы (я не говорю о столицах). Это ведь качество жизни на много лет. А то, скажем, тут отписывался человек, как он из Москвы выгодно переехал в центр Перми, где имеет все возможные красоты и удобства, а ему: а вот пожили бы Вы на пролетарских окраинах, тогда бы знали! С какой радости ему жить на пролетарских окраинах? В лучших городах мира есть ужасные районы, и везде люди стремятся из плохого района в хороший. И да, что бы ни говорили про распил и пр., но благоустройство городов сейчас движется заметно.
19 Апр 2020 в 1:45
Переехал в Брянск почти три года назад. Согласен с автором про районы города. Это как отдельные города. И соединины между собой они не очень удачно. И почти всё завязано на Советском районе. Хорошо, что начали строительсво новой дороги между Володарским и Фокинским районом. А в прошлом году расширили дорогу между Советским и Бежицким районом, правда остался еще небольшой узкий участок, который в ближайшее время планируют расширить.
Да, зарплаты действительно низкие. Пока я работал в Москве не ощущял нехватки денег. Но работая теперь в Брянске за 22 тыс. и выплачивая кредит, понимаю, что денег остается только на коммунальные и еду. Можно найти работу за 25 — 30 тыс., но очень тяжело. А за10−15тыс. работы полно. Но в области ситуация ещё хуже.
Жилье действительно дешевое, поэтому я здесь и купил квартиру. С тех пор цены на квартиры выросли. Если три года назад я купил однушку за 1300 тыс. в хорошем районе недалеко от Кургана за месяц до сдачи дома, то теперь уже на этапе фундамента стоимость подобных квартир начинается от 1600тыс. Строится действительно очень много, а спрос не очень большой. У людей просто нет денег. В основном люди берут ипотеку. Многие перезжают в город из области.
Еще у местных пользуются популярностью парк Толстого, бульвар Гагарина и Набережная.
В городе реальная проблема с тротуарами. Про медицину не могу сказать ничего хорошего и плохого. Лечили бесплатно, как и в моем родном городе. А так, вроде жить можно.
Плюс в том, что город последние несколько лет стремительно развивается: запустили новые автобусы и маршруты, строятся новые дороги и расширяются старые, строят школы, дет. сады, дворец единоборств и тд. Жаль только что многие известные фабрики и предприятия находятся в плачевном состоянии и просто выживают. Однако, такая картина по всей стране.
В городе хороший климат, много деревьев, вокруг леса, растет почти всё. Вот если была бы хорошая работа и достойная зарплата, хотя-бы 30 тыс., то никто бы не уезжал от сюда.