Череповегас изнутри: живем за счет Фосагро и Северстали

Вступление

Я являюсь коренным жителем Череповца: родился и вырос здесь. За свою жизнь я часто менял своё отношение к городу, но на это были веские причины. На данный момент Череповец у меня ассоциируется с неким подобием рабочего города, который окружен заводами. Но всё по порядку.

Череповец

Фото из группы Череповец (https://vk.com/public152024833)

Географическое положение

Череповец я могу назвать больше северным городом, чем центральным, даже его относительная близость с Питером уже намекает на это.

Кстати, о Питере, очень часто череповчане уезжают отдыхать в северную столицу нашей страны. Что самое интересное, город находится на пересечении нескольких рек. При этом в Череповце на данный момент два моста, но уже летом 2022 года будет открыт новый мост, соединяющий Зашекснинский район и Заягорбский. Мост будет называться «Архангельским». На мой взгляд он решит большую проблему транспортной системы города, но об этом позже.

Череповец входит в состав Вологодской области. Конечно, путешествовать тут особо негде, да и к тому же Череповец находится на одном уровне с областной столицей — Вологдой, поэтому в основном все люди из маленьких городков и деревень съезжаются именно сюда.

Климат

По поводу климата у меня в принципе особых претензий к городу нет. Что я имею ввиду: у меня был горький опыт празднования Нового года в Санкт-Петербурге, но что же я получил, а получил я зелёную траву в канун праздника и слякоть. В Череповце же новогодняя ночь была как в сказке: снегопад, мороз, чудеснейшая выставка ледяных фигур и узоров в центре города, в общем полное ощущение праздника.

Осень и весна вполне приемлемы. Лето довольно жаркое, но жара сменяется очень частыми дождями.

Больше всего я конечно люблю именно зимний период, красота на улицах неимоверная: всюду снег, в небе кружатся снежинки, все суетятся, спешат куда-то, а в центре всего этого ты, думающий о своих делах.

Однако иногда мороз бывает очень серьёзным. Бывали случаи, когда температура доходила до 40 градусов ниже нуля. В связи с этим, некоторые владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой запуска двигателя. Но такие ситуации очень редки.

Заводы

Заводы, на мой взгляд, играют очень большую роль в жизни города. Я бы даже сказал, это основополагающий фактор развития Череповца. Постараюсь объяснить понятно и доступно.

На данный момент в городе большое количество различных предприятий, но из всех особенно выделяются два: Северсталь и ФосАгро. Северсталь — это завод-металлург, который имеет очень длинную историю в сравнении с ФосАгро. Эти предприятия находятся в черте города, то есть требуемая дистанция в 50 км не соблюдается. Очень интересная картина складывается утром, когда я выхожу на самый длинный проспект города — проспект Победы, и свободно вижу вдали трубы и дым от заводов, что немного нагнетает.

Буквально за последние 20 лет отстроили новый Зашекснинский район, который якобы дальше от заводов, и воздух там чище. Но увы, ветром вредные вещества, выделяемые в атмосферу, уносятся гораздо дальше.

То есть, что я хочу сказать: эти два больших предприятия очень сильно влияют на городской воздух, а если выехать за пределы города и посмотреть на Череповец издали, это будет видно очень даже хорошо.

Другой факт в том, что большинство жителей города именно заводчане, начиная от молодых девчат и юношей, заканчивая пожилыми пенсионерами. Абсолютно все трудятся на благо Северстали и ФосАгро. Последняя совсем недавно начала готовить будущих работников с юного возраста, взяла на попечительство одну из школ города с углублённым изучением предметов и один химико-технологический колледж.

О череповецком транспорте

Череповец делится на 4 основных района: Северный («Фанера»), Индустриальный (Центральный), Заягорбский («Заречье») и Зашекснинский (все его зовут «104»).

Если первые три связаны между собой мостом и другими путями, то «104» связан Октябрьским мостом лишь с Индустриальным районом, что создаёт огромную проблему всей транспортной сети Череповца.

Ежедневно в районе моста складывается пробка из заводчан, которым нужно через весь город проехать, чтобы добраться до работы. То есть весь район едет по одной траектории, что создаёт затор и на других развилках. Но, как я уже говорил, в 2022 году будет открыт новый Архангельский мост, который свяжет «Заречье» и «104». Мне кажется совсем проблему это не решит, но частично поможет навести порядок.

Что касается общественного транспорта, то тут критичных проблем нет, можно из любой точки, практически одним маршрутом добраться до любой другой. Сама траектория маршрутов построена очень грамотно. Но, увы, доехать можно лишь либо на трамвае, либо на автобусе. В городе нет троллейбусов.

Что касается автобусов, то тут всё неоднозначно. Существует две основные организации общественного транспорта: «Автоколонна 1456» и «Новотранс». Первая является государственной организацией, и почему-то автобусы у неё очень старые, разбитые, за качеством и ремонтом салона не следят. Хотя совсем недавно пришла колонна новых автобусов, безответственный подход к их уборке скоро приведёт новенькие машины к состоянию старого хлама.

У «Новотранса» всё в разы приличнее, автобусы ходят новые, чистые, тёплые зимой, а летом хорошо работают кондиционеры. Стоимость проезда при этом одинаковая.

Сеть трамвайных путей оставляет желать лучшего. Сами пути разбиты, ремонтируются ужасно, я бы сказал, что они даже в аварийном состоянии, по крайней мере некоторые участки, где всё живёт на «святом духе». Сами трамваи очень старые, разбитые, хотя этой осенью привезли несколько новых, но ходят они редко.

Архитектура города

Естественно, новые районы не отличаются от обычных коробок, застроенных повсеместно. Но вот центр города, на мой взгляд, может выглядеть очень привлекательно для туристов. Вторая Мировая Война практически не тронула старые дома, включая даже те, которые были построены во времена основания города. Но в чём же проблема?

Во-первых, дома не реставрируются, кровля в ужасном состоянии, нужно всё обновлять, тогда дома будут иметь очень красивый вид. Во-вторых, реклама на этих домах, а точнее её нерациональность, всё пестрит, светится, господи, как же это ужасно смотрится. На мой взгляд нужно просто сделать один шрифт для всех рекламных объявлений и делать лишь надписи заведений, а не что-то вроде огромного светящегося баннера.

Однако, даже в центре города полно деревьев, они идут прямо параллельно дороге, смотрится очень красиво. При этом, летом за деревьями следят, окрашивают их, некоторым подрезают крону.

О зарплатах и ценах

Уровень жизни в городе, по-моему мнению, средний. В городе определённо есть деньги, которые получают от прибыли заводов. К примеру, средняя зарплата на Северстали начинается от 70 тыс. рублей. Но так далеко не у всех. Если же человек не трудится на заводе, то зарплата довольно низкая, около 20 тыс. рублей.

Снять квартиру в городе можно за абсолютно разные деньги, всё зависит от района, но минимальная стоимость в районе 10 тыс. рублей. Плюс примерно 5 тыс. рублей за все услуги ЖКХ, но это у меня была трёхкомнатная квартира и на 3 людей.

Цены на продукты питания и одежду невысокие. Чтобы питаться одному человеку хватит примерно 8 тыс. рублей, я имею ввиду только на еду.

Недвижимость

Стоимость квартиры зависит от выбранного района. Квартиры в «104» практически все стоят очень дорого, в «Заречье» цены более-менее адекватные, на «Фанере» наиболее дешёвые. А вот в Индустриальном районе всё сложнее. Чем ближе к заводу, тем дешевле. Некоторые стоят вообще копейки.

В среднем квартиру можно взять за 3 млн рублей, это я про трёхкомнатную квартиру 75 кв. м. Но если смотреть новостройки в «104», то там ситуация другая: однокомнатная квартира на 42 кв. м. стоит в районе 2,5 млн рублей. Как понимаете, цены рознятся.

Подытожу

Череповец — не самый лучший город для проживания. В этом большую роль сыграли заводы. Плюсом ко всему Череповец входит в 10-ку самых загрязнённых городов России. Но сюда тянется молодёжь из деревень, а городская молодёжь в свою очередь уезжает в другие крупные города: в Питер или Москву.