Мой Владивосток

Очень далеко

Если попытаться проехать на автомобиле между этими городами, то при соблюдении всех правил, без длительных остановок и других задержек, таких, как выплата дани доблестным сотрудникам полиции, время в пути составит без малого пять суток (расстояние по дорогам общего пользования – 9035км). При этом приведенный автоматизированной системой данный расчет на практике вряд ли применим, так как не учитывает даже обязательных для сна и перерывов на прием пищи остановок. Если подойти более реалистично к расчету подобного путешествия, то оно займет более одной недели и вряд ли может вызвать практический интерес. Единственный разумный способ транспортного сообщения по такому маршруту – авиаперелет. Воспользовавшись интернет-сервисом, предлагающим соответствующие услуги по поиску билетов, несложно выяснить, что стоимость такого вояжа туда и обратно в определенный период составит 22 000 рублей, время в пути около восьми часов при расстоянии 6416 км. Для сравнения возьмем подобные данные по маршруту Владивосток – Пекин. Итак, расстояние между этими городами 1336 км можно преодолеть на самолете за полтора часа, затратив на поездку туда и обратно 7600 рублей.

Владивосток

Скажете, длинная преамбула, затянутое вступление – вовсе нет. Этот набор цифр нагляднее всего иллюстрирует вынесенную в заголовок фразу, точно отображая реальность оторванности нашего кусочка земли «от материка», что бы ни говорили возражающие.

Добавлять дополнительные аргументы по поводу важности данной удаленности можно достаточно долго. Так, только одна разница в семь часов времени по отношению к московскому, если рассмотреть ее подробнее способна не менее ярко, чем физические расстояния подчеркнуть оторванность Владивостока от России. Представьте себе ситуацию, когда все руководство страны, большое и малое, только собирается на работу утром. Именно в это время владивостокские боссы уже завершают свой многотрудный рабочий день. Согласование любого рабочего вопроса оперативно в таком режиме – это перекройка временного графика, либо вообще невозможность принятия решения вовремя и грамотно.

Даже сегодня, несмотря на все объединительные тенденции современного мира,  точно так же как и всегда огромную роль играют простые физические величины, время и расстояние. Эти факторы приходится брать во внимание, каким бы бурным ни было развитие интернета и других коммуникационных технологий.

Немного истории

Определившись с местоположением, пойдем дальше. Если не углубляться слишком в исторические факты, то стоит отметить только несколько моментов. Первые упоминания этой географической территории относятся к Х веку. Различные племена, названия которых никому ничего не говорят, «чжурчджени» например, монголы и манчжурцы. Местечко-то исторически было достаточно глухое. Более или менее интересные и значимые документы и соответствующие действия появляются только в XIX веке. Официальное оформление земель и передача их из совместного с Китаем пользование во владение России произошло в 1860 году. Тогда же и был заложен Владивосток, который поначалу выполнял функции небольшого военного поста. Еще большую чем сегодня роль в ту пору далекую играли расстояния. Несмотря на невысокую сравнительно с современными возможностями скорость передвижения один из будущих правителей Российской империи, Николай II, будучи еще царевичем, посетил город проездом (1891 г.). Результатом того визита было начало строительства железной дороги, вокзала и сухого дока, предназначенного для корабельного ремонта. Прямое ж/д сообщение с Москвой было открыто уже в 1903 году.

Советский период. Крупнейшая база военно-морского флота. Масштабное строительство жилья и инфраструктуры, различных промышленных и стратегических объектов. С 1958 года Владивосток был закрыт для посещения иностранцами. Один из показателей развития любого города – это рост численности его населения. 1939 – 1956 г.г., 17 лет, включая период великой Отечественной войны и руководство Иосифа Виссарионовича – количество жителей увеличилось на 60 млн. человек. 1962 – 1970 г.г., 8 лет, немного «оттепели» и расцвет Брежневского «застоя». Рост — 116 млн. человек. К 1992 году во Владивостоке проживало 648 млн. человек, а в 2005-м – их осталось только 587 млн. (минус 61 млн. за 13 лет).

На дальних рубежах все спокойно

Цифры и расчеты скучны только на первый взгляд. Даже не будучи бухгалтером и не являясь заслуженным работником статистического управления, можно многое прояснить для себя, опираясь на эти сухие данные. Большие расстояния и реальное уменьшение количества населения. Не надо обязательно быть апологетом параноидальных и конспирологических настроений, но даже при поверхностном анализе вышеприведенных открытых данных становится понятнее настроение некоторых политиков, их конкретные действия. Когда Медведев начинает вызывающе отважно прогуливаться по самому дальнему уголку острова Кунашир, а в ответ слышит грозные покрикивания японских «товарищей», то понятны и действия – переброска на Курилы бригады ПВО и установка там же противокорабельных ракет типа «Яхонт».

Хоть и далек Владивосток от спорных территорий, зато близок и к Китаю, и к Японии, и к Южной Корее. Маршировали по этим улочкам в свое время войска бравого императора из Страны восходящего солнца, да и других желающих отхватить кусочек России в разные времена хватало.

Но вернемся во время настоящее. На первый взгляд, описанные выше страхи совершенно беспочвенны. «Броня крепка и танки наши быстры…». Нельзя не вспомнить эту цитату, когда прочитаешь данные о том, что Владивостокская крепость является самым мощным фортовым сооружением в мире. Увы, все это только отголоски былого могущества и возможностей. Сегодня форты и опорные пункты, артиллерийские батареи и береговые защитные капониры являются только историческим памятником военного зодчества, не более того.

Прошлое и настоящее. Культурные ценности

Владивостокская крепость. Здесь интересно побродить по уцелевшим от набегов времени и перестройки сооружениям. Любители подземных лабиринтов и слегка заржавевших орудий могут найти для себя здесь немало интересного, тем более, что один из фортов, седьмой, отдан сейчас в аренду казачкам Уссурийского войска, которые поддерживают его в более-менее нормальном состоянии, проводят там экскурсии и зарницы (если еще кто-то помнит, что это такое).

Вообще-то различных музеев во Владивостоке хватает. Самый главный, довольно большой и наполненный экспонатами – это Приморский государственный им. В.К. Арсеньева. Есть несколько мемориальных подводных лодок и кораблей, некоторые из них являются не только памятниками, но и все теми же музеями, свободными для их посещения.

Владивосток – морской город. Поэтому и достопримечательностей соответствующих здесь хватает. Желающие полюбоваться на красоты подводного мира могут посетить океанариум на ул. Батарейной. Разноцветные рыбки и дивные кораллы, актинии и раковины. Все это многообразие живет и передвигается, открывает рты и шевелит щупальцами весьма эффектно. Вся техника в этом заведении японская, поэтому функционирует исправно и живность себя чувствует под водой великолепно, размножается и радуется жизни. Лежит там отдельно и череп стеллеровой коровы. Говорят, что это большая редкость, но выглядит он довольно непрезентабельно, так что удовольствие такое скорее на любителя.

Кстати, по поводу рыбок. На острове Русском, если проехать туда по вновь открытому самому большому и замечательному подвесному мосту, можно обнаружить не открытый, но уже строящийся Приморский океанариум. Судя по внешним размерам и тому, что все объекты на этом островке строятся с размахом и удалью, то и этот может в будущем заткнуть за пояс тот, что описан, с черепом коровы. Общая площадь этого должна составить 35 000 м. кв., а планируемый объем воды 25 000 тонн (самый большой в мире, расположенный в США — 30 000 тонн). Помимо маленьких рыбок здесь предусмотрены места и для размещения дельфинов, и научные центры, и трибуны для зрителей. Подводные тоннели и движущиеся дорожки, диковинные морские обитатели и отделение дельфинотерапии, есть и такое. Когда все это чудо на самом деле заработает, то черепу стелларовой коровы явно не устоять.

Время перемен

Но, вернемся к реалиям. Победное шествие перемен начала 90-х годов прошлого века достаточно быстро докатило свой каток и до Владивостока, несмотря ни на какие большие расстояния. Борис Николаевич, не успев толком закрепиться в статусе президента, пробормотал что-то о «Кемской волости» и город открыли в 1991 году для приезда и пребывания в нем всех желающих, в том числе и иностранцев. Находившиеся там большие производственные предприятия были очень быстро разукрупнены. Появились сотни малых, маленьких и микроскопических контор и ремесленных мастерских, акционерных и смешанных предприятий, с участием зарубежного капитала. В общем, в этот период местная жизнь ничем не отличалась от той, что и во всей стране. Единственное стоит отметить, что те факторы, которые назывались выше, огромные расстояния и разница во времени, проявились с большей силой.

Такая особенность, впрочем, никаких удивлений и не вызывает. Достаточно вспомнить знаменитое «берите суверенитета столько, сколько пожелаете» от все того же господина первого президента, чтобы понять, как это отразилось на местном уровне. Виктор Черепков, первый избранный всенародно мэр Владивостока. О нем ходили анекдоты и складывались легенды. Пожалуй, только упомянутая удаленность от Центра способствовала тому, что он не переплюнул в популярности бывшего столичного градоначальника. Скандалы и силовые отстранения от власти, обвинения в нарушениях действующего законодательства и в наличии коррупционных схем. Правду сказать, официально ничего компрометирующего так и не нашли, а ради объективности надо отметить и некоторые положительные для Владивостока моменты. Так, при Черепкове, были построены многие инфраструктурные объекты, дороги  и автомобильные развязки. Он же ввел бесплатный проезд в муниципальном общественном транспорте и именно при нем появилась, пусть и только одна, но действующая , линия троллейбусного маршрута.

Следующая смена и действия глав города наглядно иллюстрируют без добавления лишних подробностей жизнь Владивостока. 1999 – 2004 г.г. Избранный мэр – Юрий Копылов. Осужден в 2007 году на 4 года и 6 месяцев (условно) за махинации с бюджетными средствами при строительстве колумбария. Если коротко, то сумма более чем на 3 млн. долларов США была перечислена на счет некого ООО «Сирояма» без конкурса и соответствующих согласований. Он же во время своего хозяйствования пропагандировал возведение канатной дороги, которая соединила бы достаточно востребованным маршрутом два берега владивостокской бухты Золотой Рог. Начинание это так и не было воплощено в жизнь.

2004-2007 г.г.  Избрание мэром Владимира Николаева. Связи с криминальным миром, обвинения в угрозе убийством, 1,5 года предыдущего тюремного заключения за нанесение тяжких телесных повреждений. Финал подобный – судебное решение о 4 годах условного лишения свободы, побег из России. По данным некоторых средств массовой информации (впоследствии опровергнутым) был задержан Интерполом. Владимир Николаев – кандидат юридических наук, член (бывший) президиума главной партии России, владелец значительных пакетов акций в ряде крупнейших предприятий Приморского края. Известен в криминальных кругах под кличкой «Винни-Пух».

В 2008 году главой администрации стал Игорь Пушкарев. Рекламные заявления – масштабное строительство детских садов, которых в городе не хватает и развитие транспортной сети общего пользования с применением электротяги. Конечно же, эти обещания были забыты мгновенно после вступления в должность, последний трамвайный маршрут уже закрыт, постепенно и неуклонно сокращается количество действующих пока еще троллейбусов.

Когда пробегаешь взглядом события последних лет, с начала «мэрских» изменений, то еще раз убеждаешься в нетленности классических произведений литературы. Сразу приходят на ум многочисленные отрывки из «Золотого Теленка», деятельность «Рогов и Копыт», зицпредседатель правления Фунт…

Захватывающие дух перспективы

Перейдем ко дню сегодняшнему. Мало ли чего было на Руси и во Владивостоке в частности за долгое время. Сегодня не особо принято рассуждать о минувшем. Темп современной жизни слишком ускорился и всем интересно только то, что происходит здесь и сейчас. Запреты на ввоз праворульных автомобилей и переезд пенсионеров в Китай для проживания в связи с более низкими ценами на продукты питания, жилье и коммунальные услуги. Обучение молодых ребят, студентов в институтах Пекина. Расширение деятельности китайских предпринимателей и плохо контролируемый вывоз рыбы за рубеж, без уплаты соответствующих пошлин. Отсутствие детских садов и многотысячные очереди в них.

Неужели все так плохо? Конечно, нет. Если оставить прошлое прошлому и посмотреть в будущее, то перспективы его самые радужные, и зависят они во многом самого главного и знакового мега события — саммита АТЭС (1-8 сентября 2012 года).

Центром сосредоточения всех усилий по подготовке к этому эпохальному событию стал остров Русский, площадью 97,6 кв. км. Здесь планируется проведение самого мероприятия, для чего производится строительство соответствующих объектов, которые впоследствии будут переданы Дальневосточному федеральному университету. Чтобы гости саммита могли без проблем добраться до острова построен вантовый мост, имеющий самую большую длину пролета в мире (1104 метра) и самые высокие пилоны (324 метра). Общий список объектов, строительство которых было приурочено к проведению саммита и соответствующих действий впечатляет. Помимо упомянутых выше  — это мостовой переход через бухту Зологой Рог, а также реконструкции и возведение: автомобильных дорог, магистралей, аэропорта, двух отелей Hyatt, инфраструктурных и коммуникационных сетей, очистных сооружений и канализации, многого другого. Только для размещения журналистов было запланировано подогнать к пирсам два круизных лайнера высшей ценовой категории, так как гостиниц все- таки по расчетам не хватит на всех желающих.

В общем, масштабы инвестиций и усилий впечатляют. Что-то из объектов введено в строй, другие спешно доделываются. В любом случае дело идет к завершению, поэтому и результаты некоторые уже видны. По официальным предварительным данным проведение саммита обойдется в сумму около 10 млрд. USD, причем, как всегда на практике расходы реальные могут существенно возрасти. Только один мост на остров Русский вместе с подъездной дорогой к нему обошелся в 2 млрд.USD, причем затраты на эти объекты еще не закончены. В конце 2011 года на мосту через бухту Золотой Рог был пожар, а в июне 2012 года во Владивостоке был дождь, довольно сильный, но ничем не напоминающий стихийное бедствие. Часть суперсовременной дороги, построенной в качестве подъездной к мосту, попросту смыло. Некоторые эксперты говорят, что о недостатках именно этого строительства предупреждали, но кто это знает? Восстановили достаточно быстро, ведь на проверку готовности объектов прибыл лично новый премьер, а комментарий министра по развитию Дальнего Востока по этому случаю был попросту гениален: «Ну, ничего страшного. Бывает. Восстановили и все. Самое главное, чтобы в других местах не было…». Эк, заинтриговал. Знать бы, где они еще сюрприз подготовили.

Ну да ладно. Саммит пройдет. Гости и высокие чины разъедутся, а что-то ведь Владивостоку и останется. Мост, тот который уже погорел, сейчас восстановлен и на самом деле пригодится жителям, тем более, что планировали его построить еще в XIX веке, так что ожидания явно несколько затянулись. Комплекс очистных сооружений, ремонт зданий вдоль основного маршрута проезда высоких гостей, модернизация коммуникаций и инженерных сетей, перевод ТЭЦ на газ, свалка бытовых отходов, или как принято говорить сегодня красиво – полигон. Многие из этих объектов на самом деле нужны городу, некоторые критично, что вполне понятно даже из простого перечисления их названий. Если они не сгорят или не будут смыты очередным дождиком, то и польза от них будет вполне ощутимой.

К другим грандиозным сооружениям вопросы все-таки имеются. Сам остров Русский раньше использовался в основном в военных целях, и проживало там всего около 5000 человек в лучшие годы. Построенные для проведения недельного саммита корпуса, будут переданы Дальневосточному федеральному университету, что вызывает некоторые вопросы, хотя бы потому, что там планируется обучение до 40 000 студентов, которых и набрать столько трудно, да и зачем это количество на небольшой регион непонятно. Также не совсем ясно, с какими целями возводился слишком крупный аэропорт, настоящий хаб (транспортный авиационный узел), предназначенный для перевозки до 2-х миллионов пассажиров в год, что примерно равняется количеству проживающих во всем Приморском крае.

Возможно, все перечисленные сомнения не имеют под собой никаких оснований. Нужно даже надеяться на это. Ведь проведение саммита может стать только началом к революционным изменениям, которые полностью преобразят не только улицы во Владивостоке, но и весь край. Будет построен космодром Восточный, новые судостроительные цеха. Пятизвездочные гостиницы будут заполнены постояльцами. Сюда потянуться со всего мира инвесторы и иностранные туристы, желающие посетить такой прекрасный город. Когда-нибудь здесь будет проведен межгалактический шахматный турнир, и столица страны будет перенесена в Нью-Васюки… Стоп. Это опять что-то из классики.