Есть ли жизнь после Крыма?

Вот так, друзья, вот так. И из Крыма уезжают люди. Нет, в принципе тут ничего неординарного нет, люди отовсюду уезжают. Но, когда ты несколько лет активно думаешь «Да ну его в болото, этот холод! Хочу жить на море!» и вдруг предоставляется такая возможность, а потом все же приходится уехать обратно — это, знаете ли, как пыльным мешком. Честное слово. Я потому так долго и собиралась с мыслями и все оттягивала эту статью. Потому что в голове сумбур, за окном мороз, а во сне — Севастополь. Ах, любимый Севастополь…

Но обо всем по порядку. Я не буду подробно рассказывать предысторию, лучше прочитайте все тут. Там наиподробнейшим образом описаны наши семейные скитания по Крыму и мои душевные терзания.

Итак, что мы имеем. Севастополь — герой и красавец. Чудная съемная квартира на Античном проспекте с видом на море и Херсонесский маяк. Работа мужа в Симферополе. И волшебная осень, когда в начале ноября было +20, когда порой штормит, когда воздух ежедневно пахнет морем, когда при первой же возможности я рвусь с ребенком гулять и гулять (и чаще на набережную). И вдрух — бах! Отключают свет.

Туманный город

Туманный город

Я еще в прошлый раз писала, что нельзя жить в мечте, потому что, во-первых, так не бывает. Во-вторых, даже если и бывает, то это уже не мечта, а реальность, и обязательно начнешь мечтать о чем-то другом. Хорошо, что со мной не случился второй сценарий.

Свет отключили внезапно ночью и во время шторма. Ничего неожиданного не было, мало ли, провода оборвало ветром. Ветра, кстати во время штормов, на Античном (может, и в других районах города) стоят знатные и весь дом в прямом смысле чуть ли не пляшет, грохот от плохо прикрученных металлических козырьков стоит нереальный, порой даже спать мешает. Окна в новых домах тоже поставлены не качественно, очень дует. На следующее утро свет появился, но лифт в доме так и не заработал. Поползли кое-какие слухи о каком-то взрыве на территории Украины. В общем, история не нова, все знают и так. Свет отрубили, какая подлая выходка.

Севастополь без света

Со стороны, наверное, кажется, что не так это и страшно — остаться без света. Жили же как-то древние люди. Но на деле все оказалось совсем не так. Долго время свет нам давали только по 4 часа в день. С 10 до 12 и с 18 до 20. Сначала давали еще и ночью, и холодильник худо-бедно держал холод, но потом ночное освещение отменили и холодильник стал просто большим белым шкафом. Можно сложить продукты на балконе — да, если бы квартира не была на солнечной стороне и если бы в Севастополе было гораздо меньше солнечных дней (о, нет, не надо!). Так что приготовить еды впрок на два дня уже стало не возможно.

Мы перестали покупать кисломолочные продукты, т.к. и холодильники в магазинах тоже не внушали доверия. Например, в «Веллмарте» температура в них была +7, а сметану и творог хранят не выше +4. Если бы у меня не было ребенка, я бы, может, и не обратила на это особого внимания, но мамочкам точно не позавидуешь.

Еще к вопросу маленьких детей. Мы привыкли жить по режиму, а когда  на мой режим накладывается еще режим подачи электроэнергии — становится ну совсем туго. Например, утренний свет с 10 до 12 мы почти всегда пропускали, потому что в это время у нас прогулка. А после 12 — обеденный сон.

Оставался только свет с 18 до 20. Который иногда обрубали раньше. В эти нерезиновые два часа нужно было запихать массу всего: постирать, помыть посуду (т.к. горячая вода у нас в доме зависела тоже от наличия света), помыться в ванной самой, искупать ребенка, поужинать (режим) и вообще сделать какие-то домашние дела, которые в темноте не сделаешь. А темнело тогда уже рано. В 16-30 уже был полумрак. В 17-00 мы зажигали свечи и фонари.

Да, жили мы на 7-ом этаже, обзор сверху шикарный. Но подниматься с двухлетним ребенком на 7-ой этаж — не самое простое занятие. Так что прогулки пришлось сократить с двух до одной. Два раза гуляли только, когда мужу не надо было на работу.

А какие веселые стали детские площадки у нашего дома! Столько детворы! Дет.сады не работали, мамам (да и многим другим) дали неоплачиваемые отпуска и дети резвились по сумрачным песочницам. Правда-правда, я такого количества детей на нашей площадке не видела ни в один выходной, пока был свет. Все-таки и плюсы есть. Люди стали больше общаться живьем, вылезли наконец-то из своих пещер, закрыли ноутбуки. Интернета, кстати, тоже без света не было, а мобильный интернет в Крыму практически отсутствует. К тому же и сотовая связь тоже без света сильно хромала.

Штормит

Штормит

Зато дома каждый вечер царила романтическая атмосфера — свечи, полумрак. Ребенок был в восторге.

К сожалению, закрыли музеи. Закрыли многие магазины и другие заведения. А многие обзавелись генераторами. Сегодня у меня в Твери за окном раздался такой до боли знакомый звук генератора, я прям Крым с теплотой вспомнила. Вот уж точно звук уходящего 2015-го года… Генератор — чудная штука, только заправлять успевай. Но грохот от него тот еще. В доме напротив у нас был продуктовый магазин, у них был генератор. Магазин работать практически не переставал, но я искренне не завидую тем, кто жил над этим магазином. Шум постоянно, а света нет.

Генераторы вокруг нас

Генераторы вокруг нас

Да, еще нюанс. Во многих новостроях автономное отопление — исключительно удобная вещь. Но вот только работает от электричества. Так что горячая вода и отопление без света тоже отсутствовали. Приплюсуйте к этому частые осенние шторма и плохо поставленные окна, и станет совсем не до смеха. Я уже не говорю о тех, у кого в квартирах стоят электрические плиты и кто живет на 14-м этаже… (такой дом был виден у нас из окна).

Еще отсутствовало уличное освещение. Полностью. И почему-то в городе такая особенность — пешеходные переходы во многих местах обозначены только знаками, а не зебрами на дороге. Из-за этого людей на них практически не видно. А темнеть, напомню, начинало рано. Встречные фары слепят, и кругом темнота.

Пожалуй, самое красивое небо я видела в Севастополе. Шторм накануне нашего отъезда

Пожалуй, самое красивое небо я видела в Севастополе. Шторм накануне нашего отъезда

За те недолгие, но на всю жизнь, наверное, запомнившиеся мне 2 месяца в Севастополе, я наконец-то была на своем месте. Я каждый день видела море, радовалась ему. Муж уезжал на работу, а мы с сыном ездили гулять. Это было не удобно без машины, с маленьким ребенком, порой с коляской, порой без нее (и половину пути сына приходилось нести на руках), на общественном транспорте. Казалось бы, после одной такой прогулки вряд ли захочется через два дня повторения, но мне хотелось. Я все не могла надышаться морским воздухом и никак не могла насмотреться на колонны домов, на Памятник затопленным кораблям. Хорошо, что я не сидела на месте!

В Севастополе у меня наконец-то появилось желание что-то делать (которого не было в Симферополе), я начала писать книгу (пыталась это сделать уже лет 8, наверное) и вот в Твери опять забросила… Не знаю, как местных жителей, но меня Севастополь как-то встряхнул по-хорошему, дал мне того нужного «пинка». Бытие определило сознание. В Севастополе нельзя хандрить и бездельничать.

Вид с Малахова Кургана

Вид с Малахова Кургана

И как я ни старалась сохранять бодрый образ жизни, без света это становилось все сложнее и сложнее. У меня были планы до весны, но бОльшую часть из них реализовать уже не получалось. А сколько продлиться эта энергоблокада никто не знал. В новостях давали срок месяц, но это было довольно сомнительно и больше похоже на «успокоительное». К слову, настроение в городе было очень боевое, в хорошем смысле этого слова. Люди помогали друг другу, как могли. На некоторых остановках устроили пунты зарядки мобильников. Работали больницы и другие подобные учреждения. Конечно, не обошлось и без тех, кто пытался нажиться на проблеме. Многие «предприниматели» продавали генераторы втридорога. А людям деваться было некуда. Не у всех была возможность съездить на материк и купить самостоятельно по значительно более низкой цене.

И так, пожив в суровых уловиях, обсудив все за и против между собой и с руководством мужа, обоюдно было принято решение о нашем возвращении обратно в Тверь. Головой я понимала, что уезжать надо. Что жить в Севастополе стало очень сложно и нет смысла растягивать это до весны, ведь весной все равно уезжать. Но душа моя уезжать не хотела.

Вещи собирались уже абы как, в темноте, без сортировки. Взяли с собой только самое необходимое в дорогу и на первое время в Твери, остальные вещи транспортной компанией. Я уезжала со смешанными чувствами. Мой дорогой Севастополь.

Такая родная Омега

Такая родная Омега

Я видела уже немало городов, но только этот так сильно меня впечатлил. Я думаю, тут все дело в его невероятной энергетике и истории. Каждая улица носит имя Героя. Буквально каждый метр этой земли пропитан кровью и любовью. Для меня Севастополь останется осенним, теплым, штормовым, белым и бесконечно любимым городом. И пусть говорят о его проблемах, о свалках, о ценах, о дорогах, о чем угодно. Это город, у которого есть душа и в котором живут очень добрые и отзывчивые люди, простые и настоящие.

Обратно

И вот паром, и вот уже нас принимает порт Кавказ. Ветер, холодно. Снова дорога с четырьмя ночевками. Прошлы раз она была такая длинная и такая увлекательная. Мы ехали в Крым! А теперь мы ехали домой. Странно. Сейчас вообще порой кажется, что этой поездки не было, что мы никуда и не уезжали.

Держим путь в порт Крым

Держим путь в порт Крым

Станица Голубицкая на Азовском море и тот же самый гостевой домик, где мы останавливались в прошлый раз. Даже тот же самый номер. Так странно видеть маленькие курортные места зимой без туристов. Они действительно как будто вымирают. Потом ростовские Шахты с жуткими посуточными квартирами (прокуренными и грязными). Пришлось остановиться в гостинице. Потом Воронеж и снова та же самая квартира, что и летом. А потом Серпухов. Можно был и не делать эту остановку, а махнуть до Твери, но спешить уже было некуда. Заодно мне нелишний магнит на холодильник.

И вот она, Тверь

Мы приехали месяц назад, но у меня до сих пор такое чувство, что я теперь не тверичанка. Но и крымчанкой я тоже не стала. Ни два, ни полтора. Как будто теперь у меня нет привязки к какому-то одному месту, как будто теперь у меня родина не Тверь, а вообще вся Россия. Большая у меня Родина.

Тверь за недолгое время нашего отсутствия похорошела. Появилось много красивых новогодних украшений, отремонтировали центральный пешеходный бульвар Радищева, убрали оттуда уродливые ларьки. Их вообще по всему городу, кажется, демонтировали. Многие исторические здания в центре отремонтировали, а так же сделали ремонт на вокзале. Пустили новые современные трамваи, часть путей вообще демонтировали (наконец-то это сделали на Советской, но жаль, что не по всей длине). На некоторых улицах установили доп. светофоры, что облегчило движение. Машин стало значительно больше. Я вот тут всегда удивляюсь, когда люди говорят о каком-то кризисе, а машины кто тогда покупает?

В Твери нам тоже предостояло найти квартиру в аренду. И мы, имея неплохой опыт поиска жилья, нашли квартиру без агентов с первого же раза. Так что кто бы что ни говорил, а на юге риэлторов на порядок больше, чем в других регионах. Однушка без мебели с косметическим ремонтом на 5 этаже нестарого дома в тихом районе и всего за 10 000 руб. + к/у. Вот только сегодня платили за квариру, коммуналка вышла 1800 р., свет еще не считали. И наличие ребенка тут тоже никого не волновало (не то, что в Симферополе).

Тверь понятная, Тверь родная. Тут можно с закрытыми глазами (образно говоря, конечно же) ездить за рулем. Я знаю, где что купить, если мне вдруг приспичило что-то исключительно конкретное. Я знаю, в какой аптеке продают мою любимую зубную пасту, где свежее купить творожки ребенку и где они точно будут. Все здесь настолько налажено за 20 с лишним лет… Тверь — это дом. Дом, который строится сейчас моим мужем. И наконец-то закончатся наши скитания по съемным квартирам.

Лето 2015, б-р Радищева, Тверь

Лето 2015, б-р Радищева, Тверь

В прошлой статье я убедилась, что больше никуда переезжать не хочу. Мне вообще нравится порой следить за ходом своих мыслей, потому что вернувшись в Тверь я поняла, что жить тут довольно тоскливо. Я съездила погулять в центр, да, красиво. Я побывала в Парке Победы и в мыслях сравнивала его с Парком Победы в Севастополе. Ну, тут, наверное, и комментировать не надо. Я за две недели в Твери солнце видела только два раза! Еду как-то за рулем, серость, сырость, морось. Дворники гребут по лобовому стеклу, а видно все равно плохо. Не понимаю, в чем дело. Только потом дошло, что это просто за окном так серо и уныло, а не стекло грязное. Зима в этом году задержалась, в декабре +7 было. Мне в эту температуру было комфортно, я все себя в Севастополе пыталась представить. А потом морозы ударили. Но я упорно носила осенние ботинки, пока не свалилась с простудой. Нет, тут не Севастополь.

Сейчас за окном -20, снежок, антициклон, солнечно. Чтобы выйти погулять с ребенком мне нужно одеть на себя и на него СТОЛЬКО одежды, сколько нам не нужно было в Севастополе на всю осень для всей семьи. И я все время мерзну. У меня сердце сжимается, когда я думаю о том, что скоро в Севастополе миндаль зацветет, а я его так и не увижу. Не говоря уж о лебедях в бухте, которых я тоже так и не успела увидеть.

Нет у меня свежих фотографий Твери. В теплых варежках много не наснимаешь

Нет у меня свежих фотографий Твери. В теплых варежках много не наснимаешь

И у меня снова есть кое-какие выводы. Наша (семейная) жизнь очень непредсказуемая, у нас семь пятниц на неделе. Взяли и внезапно сорвались пожить в Крым. А потом взяли и экстренно вернулись. Я не исключаю, что в будущем возможны еще подобные авантюры, в какие-нибудь другие места, Россия большая. Но дом — это дом. Должно быть место, где стоит твоя кровать, где лежат твои коврики и где все сделано твоими руками, посуда, из которой ешь только ты и так далее. Не съемное, не чужое, а свое. Мне лично этого очень не хватает. А еще мне так же не хватает путешествий и перемещений в пространстве. И месяца не прошло, а я уже планирую наши дальнейшие «экспедиции». Уже не с целью переспективы переезда, а с целью повышения количества нейронных связей в мозгу. Хотя, кто его знает, как сложится жизнь? Пока что я поняла для себя (тут можно начинать смеяться, потому что, кажется, именно эти слова были и в прошлой статье):

  1. Дом есть дом. Как это это было в английской поговорке? Home is best. Проверено на себе.
  2. В идеале обзавестись какой-нибудь недвижимостью в Севастополе или его пригороде, уж очень меня зацепили те места. И жить там вне туристического сезона, а летом сдавать. Лето замечательное и в Твери, а вот поздняя осень мне больше понравилась в Крыму.
  3. Ни в коем случае не засиживаться на месте.

Вот, пожалуй, как-то так. Снова сумбурно и снова больше самокопаний, чем информации о городах. Но, видимо, пройдя столько переездов, сборов и разборов вещей, уже не особенно обращаешь внимание на то, что раньше казалось крайне важным.

Этот переезд дал нам колоссальный жизненный опыт, прекрасную переоценку ценностей и здорово расширил наш кругозор. Постараемся не останавливаться на достигнутом!