Есть ли жизнь после Крыма?
Вот так, друзья, вот так. И из Крыма уезжают люди. Нет, в принципе тут ничего неординарного нет, люди отовсюду уезжают. Но, когда ты несколько лет активно думаешь «Да ну его в болото, этот холод! Хочу жить на море!» и вдруг предоставляется такая возможность, а потом все же приходится уехать обратно — это, знаете ли, как пыльным мешком. Честное слово. Я потому так долго и собиралась с мыслями и все оттягивала эту статью. Потому что в голове сумбур, за окном мороз, а во сне — Севастополь. Ах, любимый Севастополь…
Но обо всем по порядку. Я не буду подробно рассказывать предысторию, лучше прочитайте все тут. Там наиподробнейшим образом описаны наши семейные скитания по Крыму и мои душевные терзания.
Итак, что мы имеем. Севастополь — герой и красавец. Чудная съемная квартира на Античном проспекте с видом на море и Херсонесский маяк. Работа мужа в Симферополе. И волшебная осень, когда в начале ноября было +20, когда порой штормит, когда воздух ежедневно пахнет морем, когда при первой же возможности я рвусь с ребенком гулять и гулять (и чаще на набережную). И вдрух — бах! Отключают свет.
Я еще в прошлый раз писала, что нельзя жить в мечте, потому что, во-первых, так не бывает. Во-вторых, даже если и бывает, то это уже не мечта, а реальность, и обязательно начнешь мечтать о чем-то другом. Хорошо, что со мной не случился второй сценарий.
Свет отключили внезапно ночью и во время шторма. Ничего неожиданного не было, мало ли, провода оборвало ветром. Ветра, кстати во время штормов, на Античном (может, и в других районах города) стоят знатные и весь дом в прямом смысле чуть ли не пляшет, грохот от плохо прикрученных металлических козырьков стоит нереальный, порой даже спать мешает. Окна в новых домах тоже поставлены не качественно, очень дует. На следующее утро свет появился, но лифт в доме так и не заработал. Поползли кое-какие слухи о каком-то взрыве на территории Украины. В общем, история не нова, все знают и так. Свет отрубили, какая подлая выходка.
Севастополь без света
Со стороны, наверное, кажется, что не так это и страшно — остаться без света. Жили же как-то древние люди. Но на деле все оказалось совсем не так. Долго время свет нам давали только по 4 часа в день. С 10 до 12 и с 18 до 20. Сначала давали еще и ночью, и холодильник худо-бедно держал холод, но потом ночное освещение отменили и холодильник стал просто большим белым шкафом. Можно сложить продукты на балконе — да, если бы квартира не была на солнечной стороне и если бы в Севастополе было гораздо меньше солнечных дней (о, нет, не надо!). Так что приготовить еды впрок на два дня уже стало не возможно.
Мы перестали покупать кисломолочные продукты, т.к. и холодильники в магазинах тоже не внушали доверия. Например, в «Веллмарте» температура в них была +7, а сметану и творог хранят не выше +4. Если бы у меня не было ребенка, я бы, может, и не обратила на это особого внимания, но мамочкам точно не позавидуешь.
Еще к вопросу маленьких детей. Мы привыкли жить по режиму, а когда на мой режим накладывается еще режим подачи электроэнергии — становится ну совсем туго. Например, утренний свет с 10 до 12 мы почти всегда пропускали, потому что в это время у нас прогулка. А после 12 — обеденный сон.
Оставался только свет с 18 до 20. Который иногда обрубали раньше. В эти нерезиновые два часа нужно было запихать массу всего: постирать, помыть посуду (т.к. горячая вода у нас в доме зависела тоже от наличия света), помыться в ванной самой, искупать ребенка, поужинать (режим) и вообще сделать какие-то домашние дела, которые в темноте не сделаешь. А темнело тогда уже рано. В 16-30 уже был полумрак. В 17-00 мы зажигали свечи и фонари.
Да, жили мы на 7-ом этаже, обзор сверху шикарный. Но подниматься с двухлетним ребенком на 7-ой этаж — не самое простое занятие. Так что прогулки пришлось сократить с двух до одной. Два раза гуляли только, когда мужу не надо было на работу.
А какие веселые стали детские площадки у нашего дома! Столько детворы! Дет.сады не работали, мамам (да и многим другим) дали неоплачиваемые отпуска и дети резвились по сумрачным песочницам. Правда-правда, я такого количества детей на нашей площадке не видела ни в один выходной, пока был свет. Все-таки и плюсы есть. Люди стали больше общаться живьем, вылезли наконец-то из своих пещер, закрыли ноутбуки. Интернета, кстати, тоже без света не было, а мобильный интернет в Крыму практически отсутствует. К тому же и сотовая связь тоже без света сильно хромала.
Зато дома каждый вечер царила романтическая атмосфера — свечи, полумрак. Ребенок был в восторге.
К сожалению, закрыли музеи. Закрыли многие магазины и другие заведения. А многие обзавелись генераторами. Сегодня у меня в Твери за окном раздался такой до боли знакомый звук генератора, я прям Крым с теплотой вспомнила. Вот уж точно звук уходящего 2015-го года… Генератор — чудная штука, только заправлять успевай. Но грохот от него тот еще. В доме напротив у нас был продуктовый магазин, у них был генератор. Магазин работать практически не переставал, но я искренне не завидую тем, кто жил над этим магазином. Шум постоянно, а света нет.
Да, еще нюанс. Во многих новостроях автономное отопление — исключительно удобная вещь. Но вот только работает от электричества. Так что горячая вода и отопление без света тоже отсутствовали. Приплюсуйте к этому частые осенние шторма и плохо поставленные окна, и станет совсем не до смеха. Я уже не говорю о тех, у кого в квартирах стоят электрические плиты и кто живет на 14-м этаже… (такой дом был виден у нас из окна).
Еще отсутствовало уличное освещение. Полностью. И почему-то в городе такая особенность — пешеходные переходы во многих местах обозначены только знаками, а не зебрами на дороге. Из-за этого людей на них практически не видно. А темнеть, напомню, начинало рано. Встречные фары слепят, и кругом темнота.
За те недолгие, но на всю жизнь, наверное, запомнившиеся мне 2 месяца в Севастополе, я наконец-то была на своем месте. Я каждый день видела море, радовалась ему. Муж уезжал на работу, а мы с сыном ездили гулять. Это было не удобно без машины, с маленьким ребенком, порой с коляской, порой без нее (и половину пути сына приходилось нести на руках), на общественном транспорте. Казалось бы, после одной такой прогулки вряд ли захочется через два дня повторения, но мне хотелось. Я все не могла надышаться морским воздухом и никак не могла насмотреться на колонны домов, на Памятник затопленным кораблям. Хорошо, что я не сидела на месте!
В Севастополе у меня наконец-то появилось желание что-то делать (которого не было в Симферополе), я начала писать книгу (пыталась это сделать уже лет 8, наверное) и вот в Твери опять забросила… Не знаю, как местных жителей, но меня Севастополь как-то встряхнул по-хорошему, дал мне того нужного «пинка». Бытие определило сознание. В Севастополе нельзя хандрить и бездельничать.
И как я ни старалась сохранять бодрый образ жизни, без света это становилось все сложнее и сложнее. У меня были планы до весны, но бОльшую часть из них реализовать уже не получалось. А сколько продлиться эта энергоблокада никто не знал. В новостях давали срок месяц, но это было довольно сомнительно и больше похоже на «успокоительное». К слову, настроение в городе было очень боевое, в хорошем смысле этого слова. Люди помогали друг другу, как могли. На некоторых остановках устроили пунты зарядки мобильников. Работали больницы и другие подобные учреждения. Конечно, не обошлось и без тех, кто пытался нажиться на проблеме. Многие «предприниматели» продавали генераторы втридорога. А людям деваться было некуда. Не у всех была возможность съездить на материк и купить самостоятельно по значительно более низкой цене.
И так, пожив в суровых уловиях, обсудив все за и против между собой и с руководством мужа, обоюдно было принято решение о нашем возвращении обратно в Тверь. Головой я понимала, что уезжать надо. Что жить в Севастополе стало очень сложно и нет смысла растягивать это до весны, ведь весной все равно уезжать. Но душа моя уезжать не хотела.
Вещи собирались уже абы как, в темноте, без сортировки. Взяли с собой только самое необходимое в дорогу и на первое время в Твери, остальные вещи транспортной компанией. Я уезжала со смешанными чувствами. Мой дорогой Севастополь.
Я видела уже немало городов, но только этот так сильно меня впечатлил. Я думаю, тут все дело в его невероятной энергетике и истории. Каждая улица носит имя Героя. Буквально каждый метр этой земли пропитан кровью и любовью. Для меня Севастополь останется осенним, теплым, штормовым, белым и бесконечно любимым городом. И пусть говорят о его проблемах, о свалках, о ценах, о дорогах, о чем угодно. Это город, у которого есть душа и в котором живут очень добрые и отзывчивые люди, простые и настоящие.
Обратно
И вот паром, и вот уже нас принимает порт Кавказ. Ветер, холодно. Снова дорога с четырьмя ночевками. Прошлы раз она была такая длинная и такая увлекательная. Мы ехали в Крым! А теперь мы ехали домой. Странно. Сейчас вообще порой кажется, что этой поездки не было, что мы никуда и не уезжали.
Станица Голубицкая на Азовском море и тот же самый гостевой домик, где мы останавливались в прошлый раз. Даже тот же самый номер. Так странно видеть маленькие курортные места зимой без туристов. Они действительно как будто вымирают. Потом ростовские Шахты с жуткими посуточными квартирами (прокуренными и грязными). Пришлось остановиться в гостинице. Потом Воронеж и снова та же самая квартира, что и летом. А потом Серпухов. Можно был и не делать эту остановку, а махнуть до Твери, но спешить уже было некуда. Заодно мне нелишний магнит на холодильник.
И вот она, Тверь
Мы приехали месяц назад, но у меня до сих пор такое чувство, что я теперь не тверичанка. Но и крымчанкой я тоже не стала. Ни два, ни полтора. Как будто теперь у меня нет привязки к какому-то одному месту, как будто теперь у меня родина не Тверь, а вообще вся Россия. Большая у меня Родина.
Тверь за недолгое время нашего отсутствия похорошела. Появилось много красивых новогодних украшений, отремонтировали центральный пешеходный бульвар Радищева, убрали оттуда уродливые ларьки. Их вообще по всему городу, кажется, демонтировали. Многие исторические здания в центре отремонтировали, а так же сделали ремонт на вокзале. Пустили новые современные трамваи, часть путей вообще демонтировали (наконец-то это сделали на Советской, но жаль, что не по всей длине). На некоторых улицах установили доп. светофоры, что облегчило движение. Машин стало значительно больше. Я вот тут всегда удивляюсь, когда люди говорят о каком-то кризисе, а машины кто тогда покупает?
В Твери нам тоже предостояло найти квартиру в аренду. И мы, имея неплохой опыт поиска жилья, нашли квартиру без агентов с первого же раза. Так что кто бы что ни говорил, а на юге риэлторов на порядок больше, чем в других регионах. Однушка без мебели с косметическим ремонтом на 5 этаже нестарого дома в тихом районе и всего за 10 000 руб. + к/у. Вот только сегодня платили за квариру, коммуналка вышла 1800 р., свет еще не считали. И наличие ребенка тут тоже никого не волновало (не то, что в Симферополе).
Тверь понятная, Тверь родная. Тут можно с закрытыми глазами (образно говоря, конечно же) ездить за рулем. Я знаю, где что купить, если мне вдруг приспичило что-то исключительно конкретное. Я знаю, в какой аптеке продают мою любимую зубную пасту, где свежее купить творожки ребенку и где они точно будут. Все здесь настолько налажено за 20 с лишним лет… Тверь — это дом. Дом, который строится сейчас моим мужем. И наконец-то закончатся наши скитания по съемным квартирам.
В прошлой статье я убедилась, что больше никуда переезжать не хочу. Мне вообще нравится порой следить за ходом своих мыслей, потому что вернувшись в Тверь я поняла, что жить тут довольно тоскливо. Я съездила погулять в центр, да, красиво. Я побывала в Парке Победы и в мыслях сравнивала его с Парком Победы в Севастополе. Ну, тут, наверное, и комментировать не надо. Я за две недели в Твери солнце видела только два раза! Еду как-то за рулем, серость, сырость, морось. Дворники гребут по лобовому стеклу, а видно все равно плохо. Не понимаю, в чем дело. Только потом дошло, что это просто за окном так серо и уныло, а не стекло грязное. Зима в этом году задержалась, в декабре +7 было. Мне в эту температуру было комфортно, я все себя в Севастополе пыталась представить. А потом морозы ударили. Но я упорно носила осенние ботинки, пока не свалилась с простудой. Нет, тут не Севастополь.
Сейчас за окном -20, снежок, антициклон, солнечно. Чтобы выйти погулять с ребенком мне нужно одеть на себя и на него СТОЛЬКО одежды, сколько нам не нужно было в Севастополе на всю осень для всей семьи. И я все время мерзну. У меня сердце сжимается, когда я думаю о том, что скоро в Севастополе миндаль зацветет, а я его так и не увижу. Не говоря уж о лебедях в бухте, которых я тоже так и не успела увидеть.
И у меня снова есть кое-какие выводы. Наша (семейная) жизнь очень непредсказуемая, у нас семь пятниц на неделе. Взяли и внезапно сорвались пожить в Крым. А потом взяли и экстренно вернулись. Я не исключаю, что в будущем возможны еще подобные авантюры, в какие-нибудь другие места, Россия большая. Но дом — это дом. Должно быть место, где стоит твоя кровать, где лежат твои коврики и где все сделано твоими руками, посуда, из которой ешь только ты и так далее. Не съемное, не чужое, а свое. Мне лично этого очень не хватает. А еще мне так же не хватает путешествий и перемещений в пространстве. И месяца не прошло, а я уже планирую наши дальнейшие «экспедиции». Уже не с целью переспективы переезда, а с целью повышения количества нейронных связей в мозгу. Хотя, кто его знает, как сложится жизнь? Пока что я поняла для себя (тут можно начинать смеяться, потому что, кажется, именно эти слова были и в прошлой статье):
- Дом есть дом. Как это это было в английской поговорке? Home is best. Проверено на себе.
- В идеале обзавестись какой-нибудь недвижимостью в Севастополе или его пригороде, уж очень меня зацепили те места. И жить там вне туристического сезона, а летом сдавать. Лето замечательное и в Твери, а вот поздняя осень мне больше понравилась в Крыму.
- Ни в коем случае не засиживаться на месте.
Вот, пожалуй, как-то так. Снова сумбурно и снова больше самокопаний, чем информации о городах. Но, видимо, пройдя столько переездов, сборов и разборов вещей, уже не особенно обращаешь внимание на то, что раньше казалось крайне важным.
Этот переезд дал нам колоссальный жизненный опыт, прекрасную переоценку ценностей и здорово расширил наш кругозор. Постараемся не останавливаться на достигнутом!
Комментарии:
16 Янв 2016 в 9:23
Хорошая статья, правдивая и без понтов. Сами одно время загорелись переехать в Крым. Мол новый регион, перспективы, мост через Керченский пролив, после строительства которого регион безусловно выйдет на новый уровень развития. Но… Начав более углублённо изучать информацию и анализировать ситуацию поняли, что мы торопим события. Всё там начиная с недвижимости, непонятно как и на кого оформленной, неопределённым рынком труда и заканчивая социалкой, нужно приводить в порядок ещё не один год. И то, при условии, что порядок этот будет наводиться реально, а не в патетических отчётах чиновников. Полностью согласен с автором статьи по поводу отключения электроэнергии. Мы сейчас живем в пародоксальной эпохе, когда от кучки подонков, ради игрища подорвавших опоры ЛЭП в «степи под Херсоном», зависит без преувеличения жизнь целого региона. Да всё это проходящее, всё это наладится, но когда? Не хочу быть пророком, но думаю, что даже с введением в эксплуатацию последней очереди энергомоста Кубань — Крым, проблемы не будут решены. Это и не удивительно: ведь по сути более двадцати лет Республика была фактически на положении колонии у «нэзалэжной». А красоты там действительно потрясающие. Согласен с автором, что каждый метр буквально пропитан кровью, любовью и той бешеной энергетикой великих людей и грандиозных событий.
16 Янв 2016 в 12:55
Вы 20 лет жили в Крыму? Написали, что за 20 лет в Твери многое изменилось.
16 Янв 2016 в 13:37
«.»Тверь за недолгое время нашего отсутствия похорошела…»
Вот видите, как хорошо то, когда домой вернёшься! :))
16 Янв 2016 в 15:14
Евгения, обязательно возвращайтесь к написанию книги, Вас удивительно легко читать. Вот вроде бы и ничего особенного не написано, и Севастополь меня не очень-то интересует, а начинаешь читать ваш рассказ — и не можешь оторваться. Удачи Вам в новых путешествиях.
16 Янв 2016 в 16:01
Умница! Очень интересный рассказ. Предлагаю сайту взять Евгению в штат, отправлять её в разные города — и пусть пишет сидит о них. А мы читать с удовольствием будем.
16 Янв 2016 в 16:40
Здравствуйте, Елена!
Я была уверена, что Вы полюбите Севастополь. Потому что не любить его нельзя.
Вы потом будете внукам рассказывать о тех героических временах, когда Крым вернулся в Россию, когда его пытались поставить на колени, отключая свет, воду… И Вы в это время находились там, и Вам пришлось хлебнуть трудностей.
Севастопольцы-самые настоящие патриоты. Нам есть чему у них поучиться.
Удачи Вам и новых впечатлений!
16 Янв 2016 в 18:51
Конечно, Евгения. Извините за описку.
16 Янв 2016 в 20:54
В Севастополе кроме моря кстати не очень чистого смотреть не чего, старый убитый город, такое впечатление что живут одни пенсионеры. После наших современных городов Севастополь смотрится убого да все Крымские города, Ну почему тем же хозяевам разных фирм и магазинов самим не сделать хотя бы фасад своих зданий все такое печальное серое
16 Янв 2016 в 21:22
Прочитала про Севастополь бедствующий без света, а думала про Владивосток 90-х. Свет был по часам, 3 года. Люди готовили ужин на кострах во дворе многоэтажных домов. Прибавить к этому, что Владивосток вообще не газифицированный город, понятно, что электрические печи стояли, как и холодильники и стиральные машинки, просто никчемной мебелью. И ещё мы работали, никаких отпусков, даже неоплаченных, а производство работало ночью. Дети уроки делали при свечах и в классах вторая смена училась при свечах. Вот как выкручивались, не знаю, но выдержали. Вся страна даже и не знала, да и знать-то не хотела, свои, перебьются.
16 Янв 2016 в 21:26
Севастополь — герой и красавец. Города -порты, это особенные города. Особенные, динамичные люди. Море- это сгусток энергии. Не могу без моря жить, не знаю, как люди не видят его годами.
17 Янв 2016 в 4:45
Евгения, сайт с вами побывал уже и в Симферополе, и в Севастополе. Спасибо за интересную прогулку по городам Крыма 🙂
На самом деле лично в моём выборе ваши описания сыграли свою роль. У нас была мысль переехать жить в город моего рождения — Севастополь. Но прослеживая жизнь в Крыму на протяжении многих месяцев и из новостей, и из ваших рассказов, и из высказываний других людей, мы отбросили такие намерения.
И решились окончательно на переезд в Геленджик. В Крым можно в отпуск съездить… но проходить все трудности становления экономики в Крыму на протяжении нескольких лет… это только, как мне кажется, либо для молодых и горячих, либо у кого есть перспективы личного развития в которых нет сомнения.
Нам, привыкшим к своеобразному комфорту, будет, наверное, трудней, чем коренным жителям Крыма переносить всевозможные лишения.
17 Янв 2016 в 10:52
Все понятно: тест на то, чтобы стать НАСТОЯЩИМИ севастопольцами не пройден! Намотались сопельки на кулак и поехали в Тверь (как в песне: домоооййй!) Ну, там и оставайтесь! Света не было, и они манатки уже собрали. Вы, ребята, не знали как мы все эти 23 года боролись и, кстати, свет у нас очень часто, особенно в девяностые обрубали. Но это были еще цветочки. Не буду описывать все «радости» жизни с хохляндией и всю бытовуху. Но, именно так, если хочешь быть севастопольцем, ты не должен относиться к этому городу потребительски: ах, море, воздух, климат. Да, да, Севастополь, прежде всего, город — герой! Уверенна, что автор бы на митинг не пошла, видимо с коляской спуститься было бы сложно или книжечки бы писала.
Вот почему многие, приезжающие летом, говорили: да вы в раю живете и искренне не понимали что нам не нравилось. Вот оно то самое, но манатики из-за света ни кто не собирал.
Хорошо, что уехали в свою тверскую губернию. Произошел естественный отбор. Счастливой жизни в Твери!
17 Янв 2016 в 11:35
Евгения, спасибо большое за рассказ! Вы здорово пишете! Мне, кстати, тоже в Крым совсем не надо, но после вашего рассказа прям хочется)) уж посмотреть-то точно) Продолжайте писать, продолжайте путешествовать, пусть вам и вашей семье сопутствует удача!
17 Янв 2016 в 15:51
Я просто удивляюсь. Какая разница город герой или просто город, если мы говорим об обустройстве жизни. Ну тогда переезжайте жить в музей.
Главное, чтобы человеку было удобно и комфортно жить, а с этим у нас во всей стране проблемы. А патриотизмом сыт не будешь.
17 Янв 2016 в 19:21
Грустно всё очень изложенно ! Народу с материка много отправилось на ПМЖ в 2015 г. ладно свет вырубили ато так и пёрлись бы туда … делать там не чего ! Вот Вам пример, Evgenia !
17 Янв 2016 в 23:26
Евгения, отличная статья! Вы изложили как вы все видели своими глазами.
мне лично было интересно читать. Думаю вам действительно стоит подумать о написании книги. Может вы уже отвечали на этот вопрос. Но я так понял в Ялте, Большой Ялте вы не были или были. Как там жизнь, может что слышали. И как переносится жара, сколько она длиться. И говорят что жара у моря эта не та что на материке. Как люди в возрасте переносят, дети. Спасибо.
18 Янв 2016 в 0:12
Вот капец. Пока у нас будут люди, которые ни на что не жалуются, терпят, до того не будет нормального уровня жизни в государстве.
90-е эток вашему сведению время геноцида нации, и сколько «не пережило» никто не считал. И я например, не собираюсь терпеть еще аналогичные времена.
И насмехаться над женщиной, ухаживающей за ребенком-цинизм. Это извините очень нелегкий труд.
18 Янв 2016 в 0:17
Во всем мире свободная миграция людей внутри государства нормальное явление. Уровень жизни позволяет свободно перемещаться. Это у нас из-за дороговизны всего переезд целая проблема, перелом в жизни семьи
18 Янв 2016 в 0:32
Евгения! Не обращайте внимания на злые и раздраженные комментарии крымчан, проживающих вынужденно в Москве.
18 Янв 2016 в 2:15
Я тоже очень хорошо помню 90-е годы, рождение моего первого сыночка, которому сейчас 24 года. Помню все трудности и лишения. И возвращаться опять в то время, даже в теплом Крыму, нет желания. Этот путь уже пройден, зачем на него вставать заново.
И вполне естественно, что человек ищет, где лучше. А Юлия Товбер видимо нашла себя в профессиональной сфере не в героическом Севастополе, а в Москве, да и в плане комфорта поняла, что вернувшись в Крым «придется очень от многого отказаться к чему привыкла в повседневной жизни в Москве».
К чему тогда весь этот пафос и вызов в сторону Евгении?
18 Янв 2016 в 8:41
Евгения. Случайно увидела в другой теме ваше сообщение от 03.02.15 г. «мы живем в Твери, и мне почему-то на ум приходит сравнение нашего города с выгребной ямой (пардон) Москвы. Сюда сливается все, что не нужно. Образно конечно) Все самое худшее оседает тут. «
Сейчас вернулись в Тверь. Ваше отношение к жизни в городе поменялось? Не восторженные воспоминания -» ах, эта улица, ах, этот дворик», а именно как перспектива проживания, связанная с комфортом, работой, развитием инфраструктуры, обучением ребенка.
Боюсь оказаться в ситуации, что «большое видится на расстоянии», минусы старого города на самом деле жирные плюсы.
18 Янв 2016 в 9:34
Интересно было статью почитать, а комментарии ЕЩЕ интересней. Если бы у меня была возможность летом отдыхать, а лучше вырасти в Крыму, а работать в Москве-вот это жизнь!!! Вот только в реальности я море недавно увидел, и в Крым собираюсь сьездить… но главное, остался добрым, милым человеком… Сколько злобы, желчи, у некоторых патриотов…
18 Янв 2016 в 13:20
Евгения спасибо за ответ. Слушайте уж не хотел во все это вписываться, но вот я например отношу себя к человеку мира. И статья Евгении мне в этом близка. Да я люблю свой дом, улицу в которой вырос. Но это не означает что я теперь буду жить только здесь и работать и учиться. Мне может понравиться и Москва, Лондон или Рио де Жанейро или Майами. Вот где понравиться там жить и буду. Не пойдет, правильно пишет Евгения всегда должен быть дом, город где ты чувствуешь себя дома, куда ты всегда можешь вернуться. Но сидеть там всю жизнь, если это какой-нибудь еще и периферийный город. Зачем. Этот дом может возникнуть и на новом месте. А он может и вообще не возникнуть. И одному надо съездить посмотреть, пожить, вернуться, уехать. А потом вообще что-то сделать другое. Может у него и мнение поменяться в конце концов. Мне было удивительно и где-то смешно читать вот эту критику людей. Это скудное мышление. Человеку и дана жизнь чтобы он что-то пробовал, учился ездил, жил и познавал этот мир. И делился своим опытом. И потом через много лет он не сожалел что что-то он не сделал в своей жизни, просидел, прозавидовал и что-то прошло мимо него.
18 Янв 2016 в 14:57
Вот вот Димон, очень с вами согласна. Желаю нам всем исполнения желаний и наличия средств на них?
18 Янв 2016 в 17:25
Автор, спасибо за честную статью, интересно было прочитать. Читала с интересом и вашу предысторию. Но трудностей вы все-таки побоялись, увы. Насколько я поняла, главные трудности автора все же детско-мамские, Все верно, людям с детьми в таких условиях ой как несладко. Но поскольку я, к моему огромному счастью, бодрая тётенька сорока лет без всяких детей, то эти проблемы мне не грозят. Переехать в Крым я решила давно, еще когда он был украинским. Я ощущаю это место как «свое», вне зависимости, находится ли оно в составе Украины, России или Уругвая. А в прошлом году я взялась за осуществление мечты. Совершенно непонятны мне комментарии в стиле «Там все еще так запутано и сложно, вот пройдет пара-тройка лет, когда они там (!) все наладят, тогда можно и нам переезжать». Вот уж где потребительство! Трудности в Крыму были всегда — проблема найти работу, маленькие зарплаты, запущенная инфраструктура — это я знала заранее, и этого я не боюсь. А вот то, что описала Евгения… Не работает лифт, плита, холодильник? Эх, Евгения! В сентябре прошлого года я выставила на продажу свое единственное жилье, скромную однушку в Ростове-на-Дону. Все три месяца, что квартира продавалась, я прожила без холодильника и печки. Вообще. Старые вышли из строя, покупать новые не было смысла. Ничего, не сдохла. Продукты приходилось покупать каждый день по минимуму, на один раз и сразу съесть. Это некомфортно, но не смертельно. Лифт? А вот сломался, или запланирована замена, но не поделила что-то управляющая компания с подрядчиками — и стоит лифт месяцами, а люди ходят пешком. Случается, знаете ли. А потом квартира продалась, и в декабре мы с любимым поехали в Ялту подыскивать квартиру для покупки. Крымчане вообще молодцы, стойкие ! На улицах вежливые, доброжелательные люди, всегда помогут. Генераторы жутко ревут, ничего не поделаешь, зато магазины работают, люди обслуживают покупателей и зарабатывают на жизнь. Днем общались с риэлторами, смотрели квартиры. Темнело с 17 часов, в съемной квартире темно и нечего делать — гуляли по городу, по набережной с ручным фонариком, как местные и отдыхающие, которых, кстати, немало. Но на улице холодно, долго не погуляешь. Коротала вечера в съемной квартире в темноте, в холоде — в спортивном костюме, завернувшись в 2 одеяла. Это некомфортно, но не смертельно. Желания переехать ничуть не убавило. Мы интересовались — работу в Ялте нашли бы оба, с небольшой зарплатой, но нашли бы. Но на беду, Ялта город дорогой, и денег от продажи моей однушки на скромное жилье просто не хватило (покупать совсем уж развалюху-клоповник здравомыслящий человек не станет). А поскольку купить новое жилье необходимо было срочно, пришлось купить в Сочи — там оказалось дешевле. И вот меньше месяца я в Сочи. Здесь тоже тепло и есть море, чему я несказанно рада. Вот только не ощущаю я этот город «своим». Душа плачет кровавыми слезами по ставшей уже родной Ялте. Ничего, поработаем здесь, подкопим денег и все же переедем в любимый и желанный город. Жизнь иногда вносит коррективы в наши планы. А Ростов, в котором я родилась, выросла и прожила всю жизнь… С его зимним холодом, снегом, свинцовым небом, продуваемый насквозь степными ветрами, обледенелым асфальтом, который не чистят коммунальные службы, с сухой жарой и пыльными бурями летом… нет, не дом, никогда я не чувствовала себя там как дома. По Ростову не скучаю и никогда не вернусь. Но безусловно, он станет любимым городом для кого-то другого.
Автору удачи в исканиях! Крымчанам сил и терпения! Мир!
18 Янв 2016 в 22:26
А вот книгу однозначно нужно писать в Крыму. Коктебель, Гурзуф, Бахчисарай, где буквально каждая травинка, каждый камень напитаны творчеством великих людей нашей истории. «Я помню море пред грозою, как я завидовал волнам, летевшим дружной чередою с любовью пасть к её ногам…» (А. С. Пушкин)
Удачи, Вам, в жизни и успехов в творчестве!
19 Янв 2016 в 3:26
Автор. Вы молодец, человеку дана только одна жизнь и я не понимаю людей которые вас еще и оскорбляют, это слабые люди, нет это зомби-люди! Рабы! Привет вам из солнечного Лиссабона)
19 Янв 2016 в 14:25
Хорошая статья.
19 Янв 2016 в 19:50
Кто там писал насчет «какая зима в Ростове»? Очень даже такая, хоть и 2 недели. Тот комментатор удалился, что ли? Скажу для всех: люди все разные. Для сибиряков Ростов теплый. А я мерзляк по жизни и хотела еще теплее. Сейчас в Ростове метель и лёд, а я в Сочи, тут дождь, но 6, чего мне и надо. В Крыму, похоже, то же самое. Тут некоторые говорили про мою «агрессию» в комментариях. Правда??? Если да, я исправлюсь)))
20 Янв 2016 в 18:33
Я в шоке от комментариев! Друзья, мне просто стыдно за всех вас. Никакого воспитания вообще!
Девушка съездила в город, описала свой опыт, написала трудности (поддерживаю ее — это действительно все очень трудно переживать с ребенком), написала самые положительные и сердечные отзывы про город.
Чем вы все недовольны вообще? Какие к ней претензии, особенно у коренных жителей? Вам обидно что вы эти трудности проходите без нее? Вам хочется чтобы люди приезжали обязательно на ПМЖ и больше никуда никогда не уезжали?
читаю и просто одна мысль — позорище всем вам за ваши гнойные комментарии! Вы обидели человека, который ровным счетом ничего плохого никому из вас не сделал.
В очередной раз убеждаюсь, что в России безкультурье начинается с самих людей. Сами между собой как собаки, причем ни за что. Эх вы!
Пы.Сы. Особенно порадовали так называемые «мужчины», которые считают что спускаться и подниматься каждый день на 7 этаж с ребенком и коляской для женщины должно быть нормой.
просто нет слов (((((
22 Янв 2016 в 8:12
Евгения, все правильно сделали, что описали свою историю. Тем более в этот период, информация из СМИ это по-другому воспринимается, а вот слова конкретного человека, его впечатления от происходящего, это очень ценно. Даже по комментариям видно что многих зацепило, и люди увидели многие вещи под другим углом. А по отношению к месту где живешь я считаю так, если кто считает что его место жительства «помойка», то он на «помойке» и живет, в отличие от остальных. И очень часто этому человеку и переезд не помогает, везде ему плохо. Я знаю что говорю, много ездил, много где жил, и в бараках, и в хороших квартирах, и людей встречал разных. Например долгое время жил в маленьком поселке на Кр. Севере, мне очень нравилось, несмотря на все сопутствующие трудности, но некоторые ныли «дыра, холодно, некуда сходить, грязь и т.д.» Думается что и переехав на материк они также недовольны своим местожительством, а жизнь одна и она проходит, и получается что человек с таким отношением так и прожил на «помойке» всю жизнь. А переезжать нужно, если кто задумал, это же интересно.
29 Фев 2016 в 5:55
O.D., боже!, как же вы точно описали Владивосток 90-х, особенно «костры во дворах многоквартирных домов, где жильцы готовили еду», вы забыли добавить, что на этих кострах они готовили припозднившихся прохожих и пойманых в подвалах кошек и собак, и спали тоже на земле у этих костров.
21 Апр 2016 в 16:35
Евгения, читаю повесть (а это уже повесть!) о вашем переезде просто запоем))) Вы умница, пишете хорошо, — правда хорошо, такой складный слог, — честно, со вкусом. Спасибо вам за ваши описания. Еще больше захотелось уехать в Крым))) Трудности не пугают — крымские перипетии по сравнению с моими трудностями просто цветочки))) Действительно, каждому своё, и верно — должно быть место, которое можно назвать — мой Дом. Единственное, что хочется сказать — не вам, а всем, кто хочет переехать, — место, в которое вы стремитесь, должно схватить за душу сразу. Тогда наверное все сложится. А бытовые мелочи и привычки — они со временем создадутся. Говорю так, потому что успела пожить (не побывать, а именно пожить) во многих городах. Рано или поздно возникает своя зона комфорта в любом городе, появляются друзья, знакомые, начинаешь знать места — где чего купить подешевле, к какому врачу и в какой день пойти, и прочее. И ооочень сложно эту зону комфорта покинуть. Поэтому и живём, как гуси с подрезанными крыльями, смотрим в небо с тоской, а улететь не можем. Не бойтесь летать, люди. Себе в первую очередь это говорю)
27 Апр 2016 в 20:45
Евгения-умница, ей честь и хвала. От себя скажу, если Вы житель мегаполиса или где-то близко к этому и не пенсионер-не переезжайте в Крым. Довольствуйтесь поездками на автомобиле. Без транспорта Вы ничего не увидите или траты будут весомыми. Жить в Крыму нужно в Симферополе. Утверждаю как человек, живший в Ялте, Алуште, Симферополе. Город-сказку с прекрасными людьми оставьте на праздничные и выходные дни. Он прекрасен славный Севастополь. Люди в Крыму умные, цепкие и если Вы-волжане, уральцы, сибиряки, дальневосточники, то Вам будет сложно встроиться. Менталитет в Крыму особенный, не украинский и не российский. Не теряйте время на адаптацию, лучше постарайтесь приобрести небольшое жилье в субтропиках (Ялта, Алушта) и приезжайте к себе на море. Не умаляю достоинства крымских городов, но после субтропиков Севастополя даже Ялта и Алушта для меня стали не интересны. Подводя итог после года жизни в Крыму, единственным городом для постоянного проживания я бы рекомендовал Симферополь. Уберут мусор, сделают одностороннее движение на некоторых городских улицах и будет отличный город с на самом деле удивительным воздухом. Будут вопросы-задавайте, отвечу без прикрас и фальши.
28 Апр 2016 в 7:10
Жил у родственников, потом снимал жильё. После сибирского мегаполиса как-будто попал в СССР, многие вещи откровенно удивляли. Работу нашел по интернету будучи у себя дома. Но 30 очень мало. Земляки нашли нишу в строительстве-получается. Свой бизнес организовать-жить можно сносно. Только то, что неведомо местным коммерсантам. Желания вернуться не было, особенно когда в Москве из-за метели вылет задержали на час в январе, а в Симферополе по прилёту 10, в Севастополе стоит зелёная трава и чуть-ли не цветет миндаль. Так как был на транспорте объездил и исходил весь ЮБК. Купальный сезон с середины июня до октября (в аномальном 2015 30.09 было 30, вода 26). Изначально планировал строиться по линейке Лозовое-Перевальное, дачку на выходные-восточная набережная Алушты. Вторая задумка была линейка -строительство дома южный заезд в Севастополь, дачку в Батилимане. Почему мне импонирует Батилиман, потому, что когда гололёд и метель в Алуште и Ялте, то начиная с Паркового и далее на запад не было ни дождинки, ни снежинки (лично по-темноте проверил когда мало кто по трассе рисковал ездить). Если бы сезон был более полгода, имел бы смысл переезда навсегда. В теплый год на себе ощутил плюсы и минусы климата и погоды. Для себя решил, что жить в Крыму нужно на пенсии, имея небольшую квартирку только! в Ялте. В другом месте некомфортно, но это моё мнение. В Сибири плохо только в январе-марте и в середине июня-середине августа из-за гнуса. Но в городе хорошо, комаров почти нет. Ягода, грибы, рыба-это интересно. В Крыму скученность, только на Караби чувствуется простор. Если Вам и Вашей семье, Евгения, комфортно в Крыму-пробуйте осуществить своё желание. Но другим советую только в Симферополь. Ездил в Ростов и Волгоград, изучал как там. После Крыма зимой не Айс. Сам буду приезжать в Кастрополь в летний период, после НГ -в Севастополь. До пенсии далеко, поэтому буду пока в Сибири, но лет через 5 может ситуация изменится и мысли, действия будут иные.
22 Май 2016 в 8:04
Спасибо, Евгения, за замечательную статью!
Глаз почему-то зацепился за фразу о кризисе и автомобилях)) Не был в Твери, быть может, там всё это иначе, а у нас в сибирской глуши количество автомобилей объясняется просто: кредиты. Процентов 90 авто приобретаются в кредит, причем чем больше понтов, тем тяжелее этот кредит выплачивать. Себе брал хоть и простую иномарку с пробегом по Японии, но 5 лет выплачивать кредит тяжеловато, убедился. Особенно с нашими низкими зарплатами и сибирскими холодами. Вы пишете про зимнюю одежду в Твери — но вам там её хоть не так долго носить… Когда снег ещё может выпасть в мае (а изредка и в начале июня), а осенью начинается в середине октября — он становится просто злейшим врагом, как и зимняя одежда. Поэтому тоже мечтаю о переезде, хотя с нашими доходами и низкими ценами на квартиры (в моем городке трешку можно за 1 млн 400 тыс купить) это очень и очень непросто. Еще раз спасибо за ваши статьи, их действительно приятно читать!
22 Май 2016 в 9:05
Отличная статья — и эта и все предыдущие! Нравится читать ваши эмоции от происходящего, мы с вами похоже. Мне кажется вы Весы по гороскопу)))
Немного вправили мозги, но в каких то вопросах теперь я еще больше запуталась
Одно поняла четко — не надо бояться переезжать, любой опыт будет полезный. Вообще не надо бояться менять что в своей жизни. Жизнь короткая, надо успевать жить!
Подскажите, действительно ли цены на жилье в Крыму приравниваются к московским. Смотрю в основном Авито. 1 ком кв — 3−4 млн. Непонятно откуда такие цены? Или на самом деле можно купить дешевле?
Как местные молодые семьи покупают жилье при низких зарплатах???
Как вообще можно ипотеку взять при ежемесячных взносах в 40−50 тыс? Это официальный доход получается около 80 тыс должен быть?