Почему я уезжаю из Калининграда

Я собираюсь переезжать из Калининграда. Постараюсь рассказать о городе свое видение, а дальше смотрите сами, стоит ли сюда ехать.

Моя семья перебралась в Калининград 18 лет назад. Первым впечатлением от самой западной области после любимого, но все-таки хмурого северного Питера был восторг — зелень, море, солнце. Огромные клумбы роз и тюльпанов, реликтовые деревья на ул. Кутузова — ну где еще можно просто на обычной улице увидеть уникальный клен или гингко? Прямо в черте города можно было увидеть сову или почти ручную белку, в кустах шуршали ежики. Но все это в прошлом.

Калининград. Памятник Кутузову на одноименном проспекте

Калининград. Памятник Кутузову на одноименном проспекте. Фото Виктора Ожогина (http://fotki.yandex.ru/users/viktor-ozhogin/)

К сожалению, в последующие годы количество зелени в городе катастрофически уменьшилось, прежде всего из-за практики точечной застройки, когда каждый островок зелени стал просто землей, на которой можно воткнуть дом. Клумбы исчезли, и только в последние несколько лет их кое-где начали возрождать, уже не такие прекрасные как раньше, но все-таки хоть что-то. Скверы остались, и даже кое-где разбиты новые, но сложно воспринимать островок 10 на 10 м как сквер, даже если ему дано такое гордое название. Есть парки, в приемлемом состоянии — не облагороженные толком, но и не совсем запущенные, гулять с детьми можно.

Калининград.Парк Юность

Калининград.Парк Юность. Фото by USTAS_39RUS (http://fotki.yandex.ru/users/orlow1968/)

Климат мягкий, сезоны смазаны, хотя случаются и настоящие зимы, и жаркое лето. Из-за близости моря зима наступает позже, чем в центральных регионах, дождь на Новый год абсолютная норма. Чаще всего зима держится до марта, весна тоже приходит позже обычного. Сказать, что город дождливый нельзя, солнечных дней достаточно. Из-за высокой влажности воздуха тяжело переносится и жара, и мороз. Здесь при −20°C ощущения те же, что при — 45°C в Москве, то же самое летом. Очень много ветренных дней, нередки ураганы, причем смена погоды, шквалистые порывы ветра накрывают и прекращаются очень резко. Поэтому людям пожилого возраста, метеозависимым стоит хорошо подумать, прежде чем выбирать Калининградскую область для переезда из более благополучных в этом смысле регионов.

Воздух назвать чистым сложно, но и по сравнению с промышленными городами загазованным тоже не назовешь. Портят картину: ЦБК в стороне проспекта Победы с постоянно тлеющими отходами — десятки лет складировали и утрамбовывали кору и др. отходы в глубокий котлован, он в жару горит, весь остальной год тлеет, полностью затушить невозможно.

Любимые немцами в довоенные годы пруды и ручьи давно превратились в зловонные водоемы, на километры вокруг распространяющие стойкий запах канализации. Часть из них, в основном в местах проживания наиболее обеспеченной части населения и чиновников, более-менее приводят в порядок, но остальные просто клоака.

Канализационный коллектор, отводящий сточные воды от города, еще немецкий, состояние его плачевное, если едете в сторону Светлого-Балтийска, имеете возможность в полной мере ощутить его «аромат» на много километров.

Огромное количество машин на улицах, большая часть — ржавое железо из-за границы, стоит оно недорого, во многих семьях по 2-3 таких машины. В итоге пробки на дорогах, которые хоть и не идут ни в какое сравнение с московскими или питерскими, но с каждым годом все больше усложняют жизнь горожан, т.к. в старой части города улицы узкие, состояние дорог хоть и не самое плачевное, но местами затрудняет движение, плюс безграмотное планирование городского движения и развязок — недавно введенный в эксплуатацию новый мост через Преголю загрузил эту часть города так, что участок дороги, по которому в свободное время можно проехать за 10 минут, в час пик превращается в часовую пробку.

Фото by mih771 (http://fotki.yandex.ru/users/mih771/)

Фото by mih771 (http://fotki.yandex.ru/users/mih771/)

Есть окружная дорога, которая толком не спасает положение, т.к. есть очень узкие участки, к примеру, в районе Васильково двухполосный мосток, на котором машины не всегда могут разъехаться, постоянные аварии и все намертво встает, т.к. даже съехать некуда, других дорог нет. В городе проблема со светофорами, даже на улицах с очень интенсивным движением много нерегулируемых переходов, поэтому если у вас дети будут ходить в школу, обратите на это внимание.

По коммуникациям… это городская боль. Если в новые районы еще подводят новые коммуникации, то в старых районах вся точечная застройка врезается в уже существующие трубы, которые в итоге не выдерживают и жильцы имеют регулярно затапливаемые канализационными стоками подвалы. Есть районы, в которые до сих пор не подведен газ, топят по старинке углем. Очень во многих районах вода с трудом поднимается выше 3-4 этажа, а состояние труб такое, что подкачку подключить невозможно, посыпется все. Приличная часть коммуникаций еще довоенные немецкие, и тут самая серьезная проблема, т.к. все архивы потеряны во время войны, и где проходят эти самые коммуникации, как они устроены вообще неизвестно, все на авось. До сих пор нет схемы расположения старого канализационного коллектора на территории города, были случаи, когда в неожиданном для всех месте люди проваливались при обрушениях его прогнившего свода.

Квартирная плата намного выше, чем в центральной части России, и сравнима с московской. Разумеется, никаких двухфазных счетчиков и тому подобного — такие приборы не запрещены, но и зарегистрировать их нереально, платим за все по полной. Отключения горячей воды летом сейчас на 2 недели, но крайне редко они не затягиваются на месяц и дольше. С электрическим обеспечением все более-менее, но если будете искать жилье в старом районе, особенно в частном секторе, обязательно поинтересуйтесь у будущих соседей по этому поводу, есть немало улиц, где скачки напряжения почти что норма, без дополнительного оборудования выгорает вся техника и добиться компенсации еще никто не сумел.

Жилье далеко не дешевое по сравнению с другими регионами, и цены постоянно растут, т.к. идет большой приток из других регионов. Кроме того, есть большой приток людей из бывших союзных республик, привлеченных заявленной переселенческой программой, которая по факту не работает. Море приезжих в итоге заселяются в хибары в садовых товариществах, больше не могут себе ничего позволить. Обещание обеспечить работой остается обещанием, так что устраиваются как придется, надеясь только на себя.

Транспортное обеспечение очень приличное, лучше чем во многих городах, но хотя заявлено время с 6 утра до 23 вечера, можно запросто никуда не уехать и после 22 часов, и рано утром — маршруты регулярно отменяются под благовидными предлогами.

С детскими садами большая проблема, на очередь становятся в первые дни жизни ребенка, так есть шанс успеть все-таки попасть в детский сад до школы. В последние год-два ситуация чуть улучшилась, бывает, что и в 3 года получают место в детском саду, но это лишь результат второй волны демографической ямы. Есть частные детсады, которые мало кому по карману. Много частных обучающих дошкольных центров без пребывания. Школ достаточное количество, но сразу смотрите их расположение, особенно в районах старого города с малой этажностью и в новостройках. Можно оказаться в микрорайоне, из которого до ближайшей школы придется ехать и переходить несколько оживленных улиц без светофоров.

Новостройки на улице Зелёной

Новостройки на улице Зелёной. Фото by skarachin (http://fotki.yandex.ru/users/skarachin/)

Состояние медицины уже не столь катастрофическое, как было несколько лет назад, когда незабвенная г-жа Клюйкова уничтожила все, что удалось уничтожить, обеспечивая почву для собственного бизнеса от медицины. Но 2 года назад люди вышли на улицы с митингами и пикетами, и только вмешательство администрации Президента обеспечило хоть какие-то сдвиги к лучшему. Сейчас к хорошо обеспеченному Перинатальному центру присоединился и Кардиоцентр, наконец появилась возможность спасать жизни и взрослых, и малышей. В планах постройка Онкологического центра, но кроме планов никаких подвижек нет.

Хотя ситуация с онкологией в области тяжелейшая, т.к. та же Клюйкова закрыла Онкологический диспансер, осталось только отделение в областной больнице. Онкологических больных очень много, и среди взрослых, и среди детей, а по официальной статистике обстановка благополучная. Причина в том, что больным ставят любой диагноз кроме онкологии, есть ощущение, что это неглавный приказ, слишком все стандартно. Добиться квоты на лечение в других городах почти нереально, те, кому это удается в итоге, редко доживают до ее реализации. Оборудование в больнице допотопное, квалифицированных врачей остались единицы.

Отвратительная ситуация с детской медициной. Персонала не хватает, в половине поликлиник нет основных специалистов, запись на обследования на месяцы вперед. В области нет программы обеспечения медицинских работников жильем, поэтому притока врачей почти нет, дорабатывают в основном пенсионеры. Очереди в поликлиниках километровые. На серьезные обследования и лечение приходится выезжать за пределы области, что не так просто из-за нашей анклавности.

Криминальная обстановка сложная. Хотя в последние годы стало поспокойнее в плане распространения наркомании, уничтожены поселки-рассадники, мимо которых можно было рискнуть проехать только на танке, но в целом эта проблема остается очень серьезной, даже в самом благополучном районе можно нарваться на наркомана «на промысле», особенно в темное время суток. Соответственно, и квартирные кражи постоянная проблема. Машины уводят, но меньше, чем в большой России — границы кругом, вывезти сложно, поэтому большей частью угоняют на запчасти. Криминальную обстановку в последние годы сильно ухудшили хлынувшие в область средне-азиатские работнички, каждый самолет в Калининград наполовину ими заполнен, работы на всех не хватает, но возвращаться они не стремятся, и это уже становится проблемой.

Еще одна беда области — коррупция. Малый бизнес практически задавлен, пробиться можно лишь имея бульдожью хватку и умение идти по головам, либо при наличии связей с чиновниками администрации, процветают в основном их родственники и приближенные. Таможни работают избирательно, «свои» давно наплевали на законы, «не свои» имеют большие проблемы, если не платят «на лапу» на каждом шагу.

С работой в области не густо, уровень безработицы высокий. Зарплаты как и в других городах невысокие, 20 тыс. считается очень хорошей зарплатой. А цены выше из-за границ вокруг, все товары едут к нам долго и с проблемами. Поэтому уровень жизни в целом ниже, чем во многих сравнимым по размерам городах.

Многие ездят за вещами и продуктами в Польшу, благо теперь для жителей области можно оформлять не визу, а упрощенный документ для приграничной зоны.

Очень сильно чувствуется оторванность области от большой России, выехать проблематично. Поезд на Петербург ходит 2 раза в неделю, на Москву есть ежедневный, и летом число рейсов увеличивается. Ж/д билеты дорогие. Плацкарт редко удается купить даже заранее, билеты выкупаются посредниками под предлогом туристического передвижения, а по факту для перепродажи. Купе стоит в сезон порой дороже, чем самолет. Поездов на другие направления единицы. Купить билет по интернету не удастся, только в кассах и заранее, т.к. для проезда по территории Литвы требуется получение УПЖД минимум за 29 часов до отправления. Или виза. Для проезда на автомобиле оформляется УПД, заранее и за существенные деньги. Выехать в Беларусь или в любую другую страну, с которой у нас безвизовое сообщение, как это могут себе позволить в любой момент жители большой России, для нас только с литовской транзитной визой. Многие хитрят — берут билет не до Минска, а дальше, до ближайшего уже российского города, а выходят в Беларуси, но на этом начали ловить, чревато большими штрафами и проблемами в будущем. Самолетов летает много, гоняют порой полупустые, но цены не снижают. Т.н. «льготный» билет обходится в 3700р., их количество ограничено. Средняя же цена — 5,5 тыс. в одну сторону.

В общем, думайте сами, ехать сюда или нет. Город красивый, посмотреть есть что, море опять же, дивная Куршская коса… Но не зря сейчас очень многие уезжают из области, т.к. отдыхать тут прекрасно, а жить среднестатистической семье далеко не подарок, есть масса других городов, аналогичных по размеру, но гораздо более привлекательных для жизни. Здесь неплохо для тех, кто имеет стабильный высокий доход — рядом Европа, можно на выходные прокатиться в Польшу, Литву, Германию и т.д. Можно и детей отправить учиться за границу, если есть на что, т.к. в области выбор высших учебных заведений ограничен, а от других регионов страны мы оторваны, выбора как у остальных жителей страны нет. Для обычной семьи минусов больше, чем плюсов.

Куршская коса

Куршская коса. Фото by Marsi (http://fotki.yandex.ru/users/marina-ngty/)

Ну и теперь главное. Если вы переезжаете в нашу область, хорошо подумайте, а если все-таки решились, то возьмите за правило — во-первых, сохраните опись всех вещей, с которыми вы въезжаете в область, во-вторых, на все свои покупки сохраняйте товарные чеки, не только на технику, а на все — мебель, носильные вещи, посуда, книги и так далее. Так как въехать сюда легко, а вот выехать без потерь почти невозможно, если не подготовиться таким образом. Обосновывая тем, что у нас ОЭЗ, таможня не дает добро на вывоз любых вещей, от мебели до ношеных носков. Либо на все чеки, либо 50 кг на человека при предоставлении документов о выезде на ПМЖ и по 4 евро за 1 кг на все, что сверху. Абсолютное большинство отбывающих вынуждены распродавать свое добро на месте и уезжать с чемоданчиком. С этой проблемой особенно часто сталкиваются военнослужащие, которые прибывают с контейнером скарба, а при переводе в другие регионы вывезти свои вещи уже не могут.

Вот примерно так.

Мы уезжаем, и многие наши друзья тоже. Советовать приезжать или нет, не берусь, тут каждый решает за себя, я лишь постаралась передать объективную картину, а дальше смотрите сами.

Перейти в полный режим