Барнаул — город, достойный симпатии

«Барнаул. Город, о котором так мало знают за его пределами

и который так любят те, кто хоть однажды в нем побывал»

Источник: http://nesiditsa.ru/discovery/moy-barnaul

Уважаемый автор, слова которого я привёл в эпиграфе, написал свою замечательную статью почти пять лет назад. Тогда же я впервые сюда приехал и могу засвидетельствовать, что картина достаточно изменилась, а город всё-таки достоин обновлённого рассказа о себе.

Барнаул, столица Алтайского края, относится к Юго-Западной Сибири. Когда-то, глядя с Донбасса, я с этим спорил, ибо какая же это Сибирь, когда тут ни тайги, ни медведей, но теперь почти смирился.

Об истории

«Радостный и окрыленный, с великолепными архитектурными памятниками своего славного прошлого, этот чудесный город известен несвойственной мегаполисам тишиной и покоем, чистотой и порядком, комфортом и достатком, богатейшим культурным наследием, вековыми традициями, большинство из которых живут и поныне, дружелюбием своих обитателей и самой спокойной криминогенной обстановкой».

Эти слова не о Барнауле. Но каждый эпитет, которым щедро наградили баварский Мюнхен в рекламном проспекте, в некоторой мере относится и к нашему герою, при совсем иных истории, географии, климате и действующих лицах. Город – детище Советского Союза, достался большевикам погорельцем с почти что уничтоженным жилым фондом (см. Барнаульский пожар 1917 года), и получил мощный толчок развития во время и после Великой Отечественной Войны, став промышленным центром региона. Сейчас инерция тех могучих времён подошла к концу и большинство проблем города связано с тем, что на любимый вопрос кадровиков «кем вы себя видите через пять (десять, двадцать) лет?» Барнаулу ответить непросто. Впрочем, в городской истории это уже бывало.

Набережная Оби

Набережная Оби, речной вокзал и ЖК Адмирал в апреле

О климате

Я человек южный, для меня мороз -25 был удивительным, редким явлением, которое следует превозмогать. Но свой первый январь в Барнауле, в 2013 году, с морозами до -40 я пережил в своём обычном пуховике, докупив здесь лишь шапку и варежки. Гораздо более неприятна бесконечность зимы, которая вполне себе растягивается на пять месяцев, когда я уже в марте привык встречать первые цветы на лужайках и открывать купальный сезон в начале мая. Остальное вряд ли удивит приезжего россиянина (украинца, белоруса, а также жителя других стран бывшего СССР). Зимний рассвет в девять утра? Нет, это тоже часто бывает в российских городах, кроме украинского Донецка с его киевским часовым поясом и ещё может быть нескольких счастливчиков. Сейчас счастливчиков меньше, мятежные республики живут по Москве…

Летом здесь и вовсе жарко, может лишь немного прохладнее чем на югах. Но жаркое лето – период достаточно короткий, уже в августе куртку одевать придётся часто. Относиться к этому можно по-разному, мне после донецкой жары весьма комфортно.

Главная улица Барнаула

Эклектика архитектуры, взгляд с главной улицы. Середина октября

О народе

«Вообще, люди здесь достаточно отзывчивые и по-сибирски щедрые. Если попадете в сложную ситуацию, вам обязательно помогут и поддержат».

Подтверждаю. Люди конечно разные, народ и впрямь кажется добрее, чем на родном Донбассе. Ничего плохого не скажу о своей малой родине, но здесь было несколько поводов приятно удивиться человеческому благорасположению. Культурным шоком была вежливость водителей, пропускающих (!!!) людей на пешеходных переходах. Тем не менее, на это не следует рассчитывать в тёмное время суток, когда кроме в общем то аккуратных таксистов по улицам ездит немало лихачей, уровень адекватности которых вызывает сомнения.

По данным на 2017 год население Барнаула составляет порядка 630 000 человек, что позволяет ему занимать 21-е место по численности населения в России, располагаясь между Ижевском и Ульяновском. Всего же у нас вообще-то 170 немалых городов (с населением более 100 тысяч), и примыкать к первой двадцатке всё-таки неплохо. И таки новые дома появляются целыми кварталами, что для меня как жителя Украины было откровением.

Что касается районов, то я их сильно не выделяю. Сам живу на Потоке и от всей его былой опасной славы наблюдаю лишь троицу забавных ребят, иногда сидящих кружочком на кортах в одном из соседских дворов. Ребятам лет по тридцать и они спокойно беседуют друг с другом не обращая внимания на прохожих. Выделю лишь несчастный район ВРЗ и то лишь по причине его ограниченной транспортной доступности из-за малого количества маршрутов автобусов. С противоположной стороны – большой квартал Попова – Власихинская – Павловский тракт, который активно застраивается новыми домами (плюс ещё несколько таких кварталов и ещё точечная застройка).

Возвращаясь к криминогенной обстановке — Барнаул в целом город спокойный и самые резонансные происшествия – это дорожно-транспортные. Как говорится, до чего довела власть людей, что на своих спорткарах им приходится гонять по городским улицам…

Проспект Ленина

Проспект Ленина — главная улица. Нормальная октябрьская погода

О качестве городских дорог

«Как и везде в России, в Барнауле существуют две извечные проблемы».

А вот и нет. В 2017 году ремонт дорог достиг выдающихся размеров, и жаловаться на плохие дороги сегодня – значит не замечать очевидного. Техника замечена даже в тех местах, которые годами считались забытыми и пущенными на самотёк. Я и раньше не считал дороги Барнаула плохими (местные нытики похоже не видели по-настоящему плохих и разбитых дорог), а сейчас и вовсе они тянут на пять с минусом. Разумеется, местные со мной не согласятся и да, сам я машины не имею.

Пробки в городе с 2012 года конечно усугубились, но всё также являются заторами перед светофором. Власти борются расширением улиц (на десяток сантиметров), организацией движения в полосах и… установкой новых светофоров. Эти полезные меры позволяют понять, что радикально лучше в городе станет очень не скоро.

Ливневая канализация работает с переменным успехом, ситуация постепенно улучшается, «моря» становятся мельче.

Улица Чеглецова

Третьеразрядная улица Чеглецова в середине апреля

Общественный транспорт

Трамвайное, троллейбусное и автобусное сообщение развито хорошо. Почти всегда можно добраться без пересадок. «Китайское метро», то есть забитый салон, встречается редко, я бы сказал — не встречается вовсе, но всё таки утром в центр можно и не уехать сразу. Правда мне так не доводилось и салон со свободными сидячими местами мне лично более типичен.

По ценам: трамвай, троллейбус – 19 рублей наличными, 18 по транспортной карте; автобусы и маршрутки – 20 рублей.

Некоторые большие автобусы носятся как истинные шумахеры. С одной стороны это удобно, доезжаешь как на телепортаторе, с другой – периодические падения пассажиров, а порой и наезды на людей. Такси от 49 рублей, весьма многочисленное и удобное. Самые плохие машины  – это праворульные японцы из 90-х, о копейках, самарах и даже десятках в такси барнаульцы давно и прочно забыли.

Деревянный дом

Один из чудных деревянных домов исторического центра

О жилье

В городе есть немалые сектора с частными домами, двухэтажные деревянные старички, старички построенные пленными японцами, крепкие сталинки, пятиэтажные хрущёвки, советские и постсоветские девятиэтажки и современные высотки вплоть до 25 этажа с зоной отдыха на крыше. Сам я пожил в гостинке 8 кв.м, переделанной их кухни за 8000 рублей в месяц, однушке 31 кв.м в хрущёвке 1966 года постройки за 10000 в месяц, а после мы приобрели эту самую однушку за 1300000 в ипотеку. При двух работающих в семье платить её не особо накладно, перехода на роллтон не наблюдается. Но машину купим не скоро.

Новая набережная

Строительство новой набережной в рамках программы туристического кластера

Об экономике

Барнаул славится невысокими зарплатами. Думаю, именно это вкупе с немалым количеством образованной молодёжи стало причиной размещения в городе колл-центров различных банков и операторов связи.

Про производство мне говорить трудно, ничем славным оно не блещет и скорее увядает, чем развивается. Работу найти можно, 25 тысяч будет уже неплохой зарплатой выше средней по городу. Большинство вакансий связаны с торговлей.

Торговых центров – куча. Их даже больше, чем кажется разумным. Апофеозом стали огромная «Арена» на выезде из города (в сторону Павловска) и чуть менее огромная «Галактика», разместившаяся на проспекте Строителей на месте целого советского завода. Обилие пустых помещений в этих центрах также говорит само за себя.

Лестница ВДНХ

Знаменитая теперь лестница ВДНХ. Пока особо никуда не ведёт, но сделана с размахом

О достопримечательностях и местах для прогулок

В старой части города деревянных зданий немного (вспоминаем про пожар 1917-го), зато есть здания постройки чуть ли не 18-го века у старого сереброплавильного завода, который лежит в руинах и запущении, но…

В городе реализуется программа создания туристического кластера, благодаря которой уже сейчас исторические места стали более интересными и многолюдными. Гостей города можно смело тащить на новую лестницу старого ВДНХ и стесняясь – на набережную Барнаулки, будем надеяться, что она станет больше и симпатичней.

Каменная архитектура есть дореволюционная и советская, присутствует несколько достойных современных зданий, центральная улица – проспект Ленина – имеет трёхкилометровую аллею для прогулок (пожалуй, старейшее место для прогулок города). Параллельный ей Социалистический проспект также порадует старой и новой архитектурой, но конечно в целом привлекательность исторического центра ещё развивать и развивать, благо сейчас идёт движение в верном направлении.

Новый город (а это вся западная половина и даже чуть больше) радует симпатичными, пусть и небольшими, парками и тенистыми аллеями, по которым можно пройти несколько километров, добавьте только удобные переходы между зелёными зонами.

Вид с лестницы ВДНХ

Часть вида с лестницы ВДНХ с развязкой Нового моста и оригинальным архитектурным комплексом из      старого и нового

О минусах

Местами чувствуются задворки цивилизации и/или наследие 90-х. Вот здесь никогда не было тротуара и люди поколениями топчут землю и когда не повезёт с погодой – грязь, вот здесь пешеходный переход упирается в куст и никого это не заботит. Здесь была дорожка, но кусты вымахали настолько, что по ней уже не пройти. Благо сейчас городские власти взялись за благоустройство и этих мест становится всё меньше. Я сам причастен к благоустройству города, чувствую это движение вперёд и верю в лучшее. Да, гулять по Северо-Западной или Советской Армии так себе удовольствие и пока там останется частный сектор с его заборами, прижатыми к проезжей части, лучше картина не станет. Огромный Юбилейный парк, запущенный и привечающий всякую дрянь тоже не красит город. Пока у города руки до него не дошли. Когда доведут до ума – будет отличное место отдыха с очень удобным расположением.

Гораздо менее радужный вопрос зарплаты. В принципе это главный недостаток города. Несмотря на обилие хороших автомобилей на улицах – народ беднеет, что заставляет магазины одежды уступать место пивнушкам, а то и вовсе оставлять пустые площади.

Выезжать из города на правый берег Оби позволяют два моста, причём Старый – находится в удручающем состоянии. Сейчас его перевели в федеральную собственность, дабы невозбранно откапиталить. Ну и тихой сапой ведутся подготовительные работы к строительству третьего моста – для объездной дороги. Надеемся и ждём.

Холодные и снежные зимы. Они могут вас беспокоить мало, если вы не имеете машины и живёте в многоквартирном доме. Они могут заставить вас проклинать всё на свете, если заставят заниматься снегоборьбой пять месяцев в году. Я отношусь к первой группе.

Небольшое количество мест для купания. Да, есть городской пляж. Но Обь не отличается чистой водой, и народ едет по открытым бассейнам и всяким прудам наподобие Ляпихи или Правдинского водохранилища. Но 40 км до Правдинского… нет, я не привык считать это небольшим расстоянием.

Огромные расстояния Алтайского края. Субъективный минус, сущая чепуха для уроженца Сибири, но жителю густонаселённого региона будет странно ехать в деревню 300 с гаком км. Или 50 км на дачу.

Выехать на море – сравни подвигу Геракла, учитывая размер зарплаты и цены на билет. Зато в Горный Алтай съездить в отпуске вполне можно, в последнее стало больше предложений для нашей бедности.

Фонтан "Космос"

Фонтан «Космос» на площади Ветеранов. Посвящён уроженцу края Герману Титову

О плюсах

«На самом деле – это замечательный и уютный город, где очень интересно, хоть порой и непросто жить. Но если все же отбросить всю эту сиюминутность и заглянуть городу в душу, то вы обязательно увидите, что он вас очень любит и ждет, чтобы вы привнесли в его жизнь хоть немного тепла и добра».

Я не знаю, как город ответит на любимый вопрос кадровика, но видна работа, чтобы сделать его удобнее и комфортнее. Барнаул – город достаточно красочный, я не знаю ни единого района, где он показался бы серым. Передвигаться по нему почти всегда удобно и быстро, выбраться есть куда и постепенно с этим становится всё лучше. Город делают люди и тут это особенно заметно во дворах новых и старых домов, которые под заботливыми руками становятся как игрушечки. Что бы не говорили, начинать следует с себя и заниматься тем, до чего возможно дотянуться.

В сравнении

В первый приезд Барнаул мне показался похож на Харьков. Вероятно цветами зданий, характером советской архитектуры, компоновкой улиц. Но Харьков кажется более обустроенным и цивилизованным. Я надеюсь, алтайская столица к этому придёт, она уже к этому идёт.

Что здесь есть, чего нет там: Новые жилые кварталы. Больше автомобилей. Больше женщин за рулём. Больше торговых центров. Горный Алтай.

Что есть там, чего нет здесь: Лето пять месяцев, абрикосы, черешня, слива, шелковица, персики, орехи и т.п. Море в паре часов. Города ближе друг к другу. Больше коррупции. Более изношенный фонд чего-либо. Хуже дороги.

Перейти в полный режим