Архангельск: город доски, трески и тоски – осталось последнее
Вот уже четыре десятка лет я живу в этом северном городе. Могу отметить перемены, происходящие в нём на протяжении этих лет.
Наш город нельзя назвать мегаполисом, ведь численность его населения на 2021 год составляет приблизительно 350 тысяч жителей. Многочисленные крупные предприятия, которые обеспечивали работой горожан, прекратили своё существование. Закрыты огромные лесозаводы, снабжавшие весь северо-запад и даже другие страны пиломатериалами, а население топливом. В Архангельске ещё много деревянных двухэтажных и частных домов, отапливаемых печами. Этим постройкам восновном более шестидесяти лет! Сегодня участился их сход со свай.
Наш траловый флот, снабжавший архангелогородцев дешёвой рыбой (треска, палтус, зубатка, сельдь, мойва, навага), сменил форму собственности, и теперь он не принадлежит Архангельску, а следовательно и рыбка стала менее доступна. Нынешние собственники предпочитают отправлять её за границу.
Закрылся зверосовхоз, где выращивали норок, и меховая фабрика «приказала долго жить». Нет теперь крупной обувной фабрики «Северянка», много десятилетий производившей добротную и качественную обувь. Такая же участь постигла и швейников, вязальщиц. Во времена СССР город имел в этих отраслях промышленности большие предприятия.
Горожан не радует закрытие местной птицефабрики и других сельхозпредприятий. Соседние регионы теперь обеспечивают нас яйцом, мясом, овощами. Зато у нас большое количество аптек и винных магазинов – гуляй народ!
Работу в Архангельске теперь можно найти в других отраслях: в торговле (в городе открылось множество сетевых магазинов, таких как «Пятёрочка», «Магнит», «Макси», «Бристоль» и т. д.), в учреждениях системы образования, здравоохранения, ЖКХ, социальной сферы. Молодёжь находит себя в индустрии развлечений. Набирает обороты ресторанный бизнес, особенно сервис доставки готовой еды и продуктов на дом. Открываются новые салоны сотовой связи, большие магазины и сетевые кинотеатры. Можно трудиться на многочисленных стройках – в Архангельске активно ведётся строительство жилья и различных торгово-развлекательных центров. Правда последних уже достаточно, а вот с доступным новым жильём дело обстоит хуже.
Жильё в Архангельске достаточно дорогое, если учитывать тот факт, что средние заработки, если сравнивать с другими городами, не велики. Это примерно 25-30 тысяч рублей в месяц, с учётом северных надбавок и районного коэффициента. Можно купить квартиру на вторичном рынке: надёжные, но старые «хрущёвки», «брежневки», таких пятиэтажек ещё много в центре города. Их средняя цена – 61000 рублей за кв/м, подальше от центра – 54000. Если рассматривать дома, которые относятся к новостройкам, то это будет цена порядка 80000 рублей за квадрат. А если рассматривать покупку на первичном рынке – средняя цена в 94000 рублей за метр становится явно недосягаемой.
В связи со сложившейся ситуацией, многие горожане имеют возможность купить себе жильё, лишь прибегнув к услугам банков. Кругом ипотека!
Более дешёвое деревянное жильё к покупке советовать невозможно, ведь в городе участились пожары в старых зданиях, да и деревянный фонд на севере быстро становится аварийным. Получить квартиру собственникам домов, которые сошли со свай, очень сложно, ведь очередь на социальное жильё большая, а строится его мало. Не выгодно застройщикам возводить бюджетные социальные метры. Охотниками на старые деревянные дома становятся в основном жители окрестных деревень, либо люди с островных территорий города. Их жильё пришло в негодность, работы там нет, транспортное сообщение только по воде.
Наш Архангельск включает в себя несколько островов, где приходит в упадок инфраструктура, построенная в Советском Союзе. Вот и пытаются люди выбраться оттуда, пусть и в деревяшку. Цена вопроса – приблизительно от 15 до 40 тысяч за метр квадратный.
Город в основном обслуживают частные автоперевозчики. Теперь здесь нет трамваев и троллейбусов: наследия прошлого века. Бесчисленные «пазики» доставляют нас на работу. Надо сказать, что и новые большие автобусы есть на маршрутах (почему-то они не пригодились в Москве и достались нам). Стоимость проезда по городу – 29 рублей.
На улицах стало много личных автомобилей, правда существует большая проблема с парковками.
На острова летом люди добираются на буксирах, паромных переправах, частных моторных катерах. А вот зимой налаживаются пешие переправы, которые состоят из разборных деревянных трапов. Русло Северной Двины судоходное и требует частого прохода ледоколов. В периоды распутицы попасть на некоторые острова просто не возможно.
С другими городами нас связывают железная дорога и авиация.
Если посмотреть на дороги города, то тут нам хвалиться нечем. Ремонт конечно производят, но даже центральные улицы выглядят печально, что уж говорить о дворах, проулках и менее важных дорогах. С ямами постоянно борются, но они побеждают. Кое где можно обнаружить даже деревянные тротуары! Вот федеральные трассы радуют – понятно, другой бюджет!
Цены на продукты питания в Архангельске, в сравнении с другими городами, высокие, ведь много товаров у нас привозные. Количество продуктов от местных производителей не велико. Дорого обходится мясо: говядина — 450-600 рублей, свинина – 240-450 рублей, кура – 150-240 рублей за килограмм. Рыба просто дорогая – 300 рублей за кило трески отдать жалко! Рыбный ассортимент у нас скуден, да и качество оставляет желать лучшего. За яйцо придётся заплатить в среднем 80 рублей. Молоко покупаем за 60-75 рублей. В августе поднялись цены на хлеб, сахар, крупы. Да, ищем акции в магазинах и радуемся!
Цены на непродовольственные товары тоже выше средних по другим регионам, но это ещё терпимо, ведь можно воспользоваться интернет-магазинами и существенно сэкономить. Конечно одежда и обувь стоят прилично – местного нет, да и потребность в тёплых вещах выше, чем в других климатических условиях.
Большую часть наших доходов «съедают» коммунальные платежи. За свою «двушку» в 44 квадратных метра я плачу в среднем 8000 рублей, ведь тарифы немалые. Киловатт электроэнергии стоит 5.87 рублей, за кубометр газа нужно отдать 67.8 рублей, горячая вода – 41 рубль за куб. Особенно «прожорливая» статья расходов – отопление! В зимний период счёта за него достигают 4000-4500. Но не факт, что за эти деньги в квартире будет тепло. Зимы-то здесь холодные, а теплосети старые и часто в мороз не выдерживают. Аварии на водопроводе и теплотрассах – обычное дело. Остаться зимой без воды и тепла – то ещё удовольствие. Починят, конечно, но не быстро, наберитесь терпения.
Наши коммунальщики ещё те работники, платят им мало, да и персонала явно не хватает. В подъездах грязно, помойки чистятся плохо, дворники есть не везде. А окраины Архангельска вообще задыхаются от коммунальных бедствий, и правды найти не возможно. Бездействие властей просто поражает. Меняются губернаторы и мэры, в составе местной городской думы появляются новые лица, а воз и ныне там! Бардак во всех отраслях местной экономики!
На мой взгляд у Архангельска нет серьёзных перспектив. Регион стал дотационным, климатические условия суровые, экология плохая. Наиболее толковая молодёжь старается получить высшее образование где-нибудь в Питере или Москве, чтобы там и осесть. Они хотят получать достойную зарплату, а в нашем городе не видят для себя ничего подходящего.
Люди среднего возраста тоже ищут возможности уехать, например в среднюю полосу. Там климат лучше и жильё подешевле. Уезжает народ-то!
Вот и получается: доски почти нет, треска народу не по карману, а тоска остаётся – на неё никто не покушается.
Комментарии:
2 Сен 2021 в 13:34
Про коммуналку и продукты — на Юге России те же цены. Всю страну загоняют в кредитное рабство.
2 Сен 2021 в 13:43
«за кубометр газа нужно отдать 67.8 рублей, горячая вода — 41 рубль за куб.» — по газу цену в 10 раз не завысили случайно? А вот вода горячая поразительно дешева на этом фоне.
2 Сен 2021 в 15:09
Печально, конечно… Сочувствую, хотя и живу на юге. О том, что в Архангельске становилось жить хуже, стал догадываться лет 7−8 назад, когда участились переезды из Архангельска на юг активных жителей этого старинного города… Они честно признавались, что делать там уже нечего…
Архангелогородцам можно пожелать не терять надежду — в новых, торговых условиях, жить в общем-то можно… Трудно именно в период перемен… 30 лет назад и у нас закрылись практически все крупные предприятия, на которых работали немало краснодарцев… Ничего, перестроились-адаптировались…
2 Сен 2021 в 17:17
Очень многие регионы в одночасье стали нерентабельными (читай — дотационными) как раз тогда, как только РАО ЕЭС возглавил «товарищ Анатоль»…Ему даже товарищ Каданников пенял по этой теме. что «с приходом Чубайса в энергетику. энергетическая составляющая автомобилей ВАЗ достигла 70% «. Так что… ждите. когда они всем скопом отправятся в рай. Не раньше этого события Россия начнёт работать и зарабатывать.
2 Сен 2021 в 20:25
Слог мне не понравился, некоторые вещи притянуты за уши — например, что траловый флот ТЕПЕРЬ не принадлежит СМП… он не теперь не принадлежит, а уже 30 лет не принадлежит — треска сначала едет в Мск, а потом обратно, цена соответствующая. И ряд других мелких недочётов, но всё это не имеет значения — всё так, Архара в предсмертной агонии. И объективных предпосылок для её реинкарнации нет.
С точки зрения истории — это естественный процесс. Был нужен уголь — жила Воркута. Сейчас там квартиры за так раздают. Детройт. Сколько их по всему миру и стране, чья функция перестала быть нужной? Архангельск — это не город трески и доски, это порт. ЕДИНСТВЕННЫЙ в Российской империи до начала 20 века. Когда-то вся Красная пристань была как муравейник, ВСЯ Северная Двина в районе морского-речного была заставлена судами на рейде в ожидании разгрузки. Вот тогда Архангельск и жил. Больше такое не повторится. Се ля ви.
Лес. Изначально он шёл на постройку судов. По мере наращивания объемов производства и торговли за бугор, делянки отодвигались всё дальше и дальше от Архары по Двине. Процесс растянулся почти на 100 лет — когда всё вырубили вдоль Двины (шибко углубляться в лес от реки не рентабельно — это тундра, болота, вывоз возможен только по зимнику), то сплав стал не нужным. И перешли на автотранспорт и вырубку вдоль М8. С Архангельска на юг, с Вельска на север. Фенита 6ля комедия — всё, встретились, рубить больше нечего, только вглубь. Что очень затратно. Ну и потребление леса — Европе лес больше не нужен. Мировые импортёры леса — США и Китай.
Архбум (Архангельский ЦБК, г. Новодвинск) — я не знаю в чём точно дело (почему нельзя обновить оборудование), в суть не вникал (работал на ЦБК как представитель подрядчика), но факт — на ЦБК загружали картон (гофр и тетрадки — вот и вся его продукция), везли его в финку, финны из овна делали конфетку и обратно в РФ везли уже бобины с первоклассной глянцевой бумагой для журналов. Это были 2000е, сейчас без понятия.
Алмазы — на территории АО, т.е. к самому Архангельску они постольку поскольку, какая копеечка перепадает, но не более.
Северодвинск — имхо, это будет последним гвоздем в гроб. Когда (если) следующий глава государства решит, что лодки больше не нужны (либо по экономическим причинам, что уже было при ЕБН, либо изобретут что-то более эффективное — человечество всю свою историю изобретает вундервафли), то Севску конец. А без Севска и Архара в полную нищету скатится. Может это произойдет при наших детях, может при внуках или правнуках, но это должно когда-нибудь произойти, не вижу причин, чтобы не произошло.
пс. для интересующихся — замечательный фильм Дмитрия Васюкова «Поморы»из цикла «Счастливые люди» (в который входят не менее замечательные Енисей и Алтай). И книга Т. И. Трошина «От Петра 1 до Сталина. Социальная история Русского Севера» (Поморский университет, 2009).
7 Сен 2021 в 23:29
Если нет предприятий и есть только торговля… Друг другу чтоль? В общем не понятно за счёт чего тогда живёт город. Звучит печально.
8 Сен 2021 в 0:12
К сожалению так и есть.
12 Сен 2021 в 8:39
Была одна знакомая с Архангельска, не хотела туда возвращатся.
12 Сен 2021 в 22:12
Значит, валить надо оттуда, пока по новому не закрепостили на своих местах. Пока еще есть свобода передвижения по стране надо на юг смещаться. Солнце пока еще бесплатное.