Мой Череповец

Раскинувшийся по обоим берегам реки Шексны – притока Волги – мой родной город Череповец первым упоминаниям обязан воздвигнутому в 14 веке в этой холмистой местности Череповецкому Воскресенскому мужскому монастырю. Река, широкая, полноводная, издревле славилась рыбой, намек на что можно углядеть в гербе города. Рельефность местности, по мнению исследователей, послужила  основой самого названия города, раньше известного как «Череповесь», что значит «деревня на возвышенности». И действительно, прогуливаясь по Советскому проспекту, от которого веет чем-то европейским, вскоре обнаруживаешь себя поднявшимся на Соборную горку, увенчанную тем самым Воскресенским монастырем, который, по легенде, основал в благодарность Господу купец, чудом спасшийся при крушении своего судна.

Может, нынешний Череповец и нельзя обозначить как «архитектурную жемчужину» Вологодской области, но на звание индустриальной столицы региона город притязает на всех основаниях.

Главной «достопримечательностью» Индустриального района является лес труб, и еще на подступе к городу бросается в глаза валящий из них дым. Здесь находится металлургический комбинат; черная металлургия определяет экономический потенциал Череповца, но также является основным источником загрязнения окружающей среды. Статистика весьма печальна: выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от неподвижных источников по Череповцу за 2009 год — 304,5 тысяч тонн, или около 1 тонны на 1 чел./год. В середине-конце 90х. пляжи Шексны и Ягорбы еще кишели желающими бросить вызов жаре, окунувшись в волны, вызываемые регулярно курсирующими катерами «Заря» и «Метеор», сейчас, однако, вследствие повышенного уровня загрязнения воды жаждущих окунуться значительно поубавилось.

Череповец

«Публика» в 314 683 человек здесь, разумеется, не такая разношерстная, как в городах, насчитывающих миллионы. Бытует мнение, что финно-угорские племена, некогда тут осевшие, чуть ли не в каждом третьем череповчанине оставили каплю своей крови. Не берусь утверждать ничего на этот счет, но как человек с лингвистическим образованием скажу, что культовое «оканье» –  реликт именно этой группы языков.

Я бы описала череповецкий ритм жизни как размеренный. Быть может, у кого-то это определение не вяжется с образом заводского города, но разве понятие «сумасшедший ритм» соответствует городу, где в качестве средства езды на работу все чаще используется велосипед? Размеренно ездят трамваи, размеренно сидят неформального вида подростки в парке имени Гоголя… А на ночь для молодежной аудитории открывают свои двери ночные клубы – сравнительно недавно внедрившееся в жизнь города явление.

Пара слов о погоде, потому что череповецкие зимы, морозные и снежные, неизменно сопровождаемые северными звездными ночами, вряд ли изгладятся в моей памяти. Многочисленные елочные базары в предновогодний период придают городу еще больший колорит. Летом преобладает жаркая погода, порой термометр зашкаливает за +35, так что раскаленный асфальт, прорезанный трамвайными путями, типичными для Череповца, создает эффект марева. Кроме того, сезон дождей не является здесь редкостью. «От Первомайской до Ткача – не дорога, а река», — приходится порой слышать.

Любой рассказ о городе, регионе или стране подразумевает главным образом создание картинки перед глазами читателя, и мне, уроженке Череповца, хотелось бы  не ограничиваться статистическими данными о городе на Шексне, а набросать  его внешний портрет, каким я его знаю и помню.

Через этот портрет наискось пролегает 11-километровый Проспект Победы, берущий начало у западного края города, у трамвайного депо, и простирающийся вплоть до Индустриального района.

Индустриальный район по-простому называется «Город», и, как следует из официального названия, промышленная жизнь города сосредоточена, главным образом, здесь. Это – домицилий ведущих предприятий города – ОАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий «Азот». Металлургический характер города дает о себе знать – тут и стадион «Металлург», и улица Металлургов, и памятник металлургам – довольно неоднозначного вида монумент, изображающий отца-металлурга и шагающего по направлению к металлургическому заводу малыша в каске.

Однако ошибочно думать, что Индустриальный район представляет собой лишь набор реквизитов для киноленты о техногенной катастрофе. Находящийся на территории района Парк культуры и отдыха, иначе именуемый Соляной сад, со своими аттракционами советских времен и густой зеленью настраивает на несколько меланхолический лад, ну а прогуляться по уже упомянутому Советскому проспекту к храму с изумрудными куполами, а затем спуститься к Речному вокзалу, где пароходики ежечасно приглашают на свои палубы любителей водных прогулок – неоспоримое удовольствие.

Находится на территории Индустриального района и ряд учебных заведений, в том числе и Череповецкий Государственный Университет и Череповецкий Военный Институт Радиоэлектроники, а на городском Колхозном рынке летом всегда можно прикупить только что доставленные из леса грибы и ягоды.

Ну и, пожалуй, главный символ города – открытый в 1978 году Октябрьский мост через Шексну соединяет Индустриальный и Зашекснинский районы. Это первый крупный вантовый мост в России, и решивший «покорить» пешком его почти километровую длину получит стойкое ощущение, что мост ходит ходуном.

Мой родной Заягорбский район, в народе именуемый Заречьем, в народе же считается спальным районом, однако оживленный Проспект Победы, большая часть которого приходится именно сюда, этот статус отнюдь не подтверждает. Проспект по обе стороны усеян множеством торговых центров, офисов, контор, ну а еще издалека, при путешествии на трамвае по направлению к «Городу», по левую сторону материализуется кирпичное здание довольно  нескладного вида – ДК «Аммофос» – центр массовых мероприятий.

Признаюсь, что с Череповцом у меня неизменно связаны советские торты, которые, судя по их количествам и вариациям, еще в середине двухтысячных не стали тут раритетом; бесчисленное количество уличных котов и почти бесчисленное количество детских садов с характерными названиями вроде «Колокольчик» и «Кораблик»; и невероятное множество грибов, избравших своей обителью, как ни странно, эти самые детские сады. Грибы также облюбовали спускающуюся к Шексне рощу Заречья. Очень сомневаюсь, что, принимая во внимание экологическую ситуацию в городе, местные грибы годятся к употреблению, однако отлично помню утренние квесты отчаянных старушек  в поисках заветных шляпок. Позже шляпки во всей красе ожидали покупателей на Заягорбском или городском Колхозном рынке.

Желающим ярко провести выходные с детьми или друзьями Заречье предлагает Парк 200-летия в Череповце. Выбор аттракционов настолько велик, насколько громки крики катающихся на «Веселых горках».

Помнится, в детстве меня необъяснимо привлекал Зашекснинский район, в обиходе просто «Простоквашино». Может, известный мультик так захлестывал детское воображение, или то, что район расположился в противоположном конце города, да еще и по ту сторону реки. Район являет собой современную блочную застройку, перемеженную торговыми центрами, однако сельское прозвище оправдывает себя начинающимися практически сразу к западу от Октябрьского моста дачными участками, да и просто деревенскими поселениями. Здесь эдакий лесной край, который любопытно наблюдать со стороны давно застроенного бетонного Заречья.

По северную сторону от череповецкого вокзала находится небольшой спальный район, который так и называется – Северный. Череповчане знают его как «Фанера», благодаря находящемуся на территории района Череповецкому фанерно-мебельному комбинату. Фанерное производство, объясняемое, в том числе, привязкой города к лесным ресурсам, является одним из столпов (помимо металлургии), на которых держится череповецкая промышленность. Фанера здесь – перспективнейший строительный материал, который стяжал себе славу своим качеством, прочностью и легкостью, широким ассортиментом.

Я уже упомянула Череповецкий железнодорожный вокзал – комплекс бело-бирюзовых зданий с часовенкой, который для меня, часто совершавшей путешествия по маршруту Москва–Череповец–Москва, является символом города. История вокзала насчитывает более ста лет, а началось все с того, что стараниями местных властей Череповец стал пунктом на железнодорожном пути Санкт-Петербург – Вологда.

К чести хорошо развитого транспортного сообщения стоит сказать, что автобусные маршруты, такие, как, например, Череповец–Кириллов, доставят путешественников в разбросанные по всей Вологодской области города, интересные с культурной и исторической точки зрения. Всего 100 километров отделяют Череповец от Кириллова с его мощными стенами Кирилло-Белозерского монастыря. Вся эта область на перепутье дорог между Москвой и Санкт-Петербургом пронизана неким паломническим духом.

Кому-то атмосфера в Череповце может показаться угнетающей, кому-то – притягивающей, но в моем случае, случае человека родом из этого города – красота в глазах смотрящего.

Череповец