Еще не столица, но уже не провиниция: качество и стоимость жизни в Подольске

Прелесть жизни в городе, граничащем с Новой Москвой, состоит прежде всего в близости к столице России. Туда многие жители Подольска каждое утро едут на работу на автомобилях или комфортабельных поездах электричек, ставших частью МЦД-2 (линии Московских центральных диаметров). А по вечерам по Варшавскому или Симферопольскому шоссе возвращаются из мегаполиса домой.

Состояние дорожного полотна этих трасс в принципе хорошее, чего не скажешь об улицах и проспектах Подольска. И да, вдоль шоссе стоят множество камер, контролирующих скоростной режим. Поэтому быстро доехать из столицы домой не получится.

Итак, проблема отсутствия работы по месту жительства и адекватной оплаты труда легко решается благодаря тому, что Москва (на минуточку — самый богатый субъект федерации) находится рядом. Зарплата того же учителя в школе Подольска в 1,5-2 раза ниже, чем в Щербинке или Южном Бутово. Поэтому педагоги и другие квалифицированные специалисты предпочитают трудиться в округах и районах Москвы, не жалея полутора-двух часов своего времени для поездок на работу в один конец.

Подольск

Да, такова жизнь в «замкадье» — за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги, расстояние от которой до въезда в Подольск составляет 10 км. Ну а если вы живете в отдаленном от центра Климовске, районе, находящемся на юге города, то и все 20-22 км.

Люди едут из регионов в столицу в отпуск, чтобы посмотреть город и достопримечательности, пройти уникальные медицинские обследования или оформить визы. Подольчанам для этого не нужно тратиться на дорогу и проживание в одном из самых дорогих мегаполисов мира.

Кроме того, столичная жизнь манит музеями и театрами, которые находятся, пусть не в шаговой, но все же доступности, близостью к Подольску двух международных аэропортов — Внуково и Домодедово. На этом, пожалуй, для меня плюсы жизни в этом подмосковном городе и заканчиваются.

Психологи говорят, что часто наши недостатки становятся продолжением достоинств. Это утверждение справедливо не только в отношении людей. Столь манящая близость Подольска к Москве имеет массу минусов. Прежде всего — стоимость недвижимости и, в целом, жизни.

Тут, на мой взгляд, злую шутку сыграло расширение столицы и включение некогда областных городов, той же соседней Щербинки, в состав Новой Москвы. То есть вы, имея регистрацию в Подольске, не можете пользоваться благами столичной прописки, например, бесплатным проездом в метро для пенсионеров или скидками в аптеках по «Карте москвича». Но при этом платите за соседство с мегаполисом дорогую цену. Ваши ежемесячные расходы сопоставимы с тратами среднестатистического москвича.

Если кто-то думает, что сможет существенно дешевле, чем в районах внутри МКАДа, купить квартиру в Подольске, он ошибается. Цены на недвижимость кусаются, а процент по ипотеке, понятное дело, в банках по всей России плюс-минус одинаковый.

Восприятие Подольска как ближайшего Подмосковья сказывается и на остальных аспектах жизни. Так, цены в «Пятерочке», «Дикси» и других сетевых магазинах такие же, как и в сердце нашей Родины. А коммуналка даже выше! На этом вопросе стоит остановиться отдельно.

Москва в виде Департамента ЖКХ и других структур субсидирует своим жителям оплату горячей и холодной воды, отопления и прочих услуг. То есть коммуналка в трехкомнатной квартире на Мичуринском проспекте будет стоить в полтора раза дешевле, чем в трешке на проспекте Ленина в Подольске.

Столица постоянно прирастает новыми микрорайонами и жилыми комплексами на местах заброшенных промышленных территорий, которые подверглись реновации. Следовательно, вся инфраструктура для ЖКХ является новой и создается с учетом модных энергосберегающих технологий. Это позволяет не только экономить ресурсы, но и не отключать на лето во многих районах Москвы горячую воду: новые отопительные линии проведения ежегодной профилактики не требуют.

Подольск в советские времена был промышленным городом. Все котельные и линии электропередач были спроектированы и построены с учетом потребностей заводов и фабрик в энергетических ресурсах. Предприятия закрылись, а котельные с их мощностью остались. Стоимость ресурсов и обслуживания оборудования раскидали по нашим платежкам.

Изменить ничего нельзя. Поэтому жители нашей трехподъездной многоэтажки вынуждены оплачивать отопление небольшого цеха завода «Зингер», закрытого в начале 2000-х. Я, конечно, утрирую, но по сути это так. А цены на ЖКХ по всей стране продолжают расти…

Не все так плохо в промышленном секторе. Некоторые предприятия все же остались и работают, например, цементный завод в Быково, построенный в далеком 1949 г. Как живут и чем дышат люди, у которых квартиры в этом поселке, мне страшно представить. Каждый раз, проезжая мимо Быково на машине, задаюсь этим вопросом.

Кстати, о дорогах. Крупный населенный пункт Подольского уезда был спроектирован и построен в 1780-х. Проспекты и улицы внутри города сегодня с обилием машин не справляются, особенно в часы пик или в пятницу. Объездные дороги эту проблему не решают. Так что, приехав в Подольск, будьте готовы к пробкам и заторам разной степени сложности.

В целом, его транспортная инфраструктура и экология, в том числе из-за выхлопных газов автомобилей, оставляет желать лучшего. Исторический центр Подольска расположен вдоль реки Пахры, которая протекает в глубокой низине. Поэтому свежести воздуха, как в других подмосковных городах, тут нет и не будет.

Как и нормального радиационного фона. На том же «Зингере», находящемся в центре Подольска, уровень ионизирующего излучения, несмотря на прекращение деятельности вредных производств, ранее расположенных в его цехах, зашкаливает. Городской воздух отравляют, кроме строительного, завод цветных металлов, машиностроительный и другие предприятия. Ситуацию не спасают лесные насаждения, находящиеся рядом с поселком Ерино, в Дубровицах и на юго-западе, на границе с Варшавским шоссе.

Теперь несколько слов о социальной инфраструктуре. В Подольске есть как старые, то есть построенные при СССР, поликлиники, больницы, детские сады и школы, так и новые. Образовательные учреждения в разное время были открыты в ЖК «Родники», территориально находящемся в Подольске, но относящимся к Москве, в районе Красной горки и в других местах.

В городе имеются как государственные, так и частные школы, лицеи и детсады. Здесь также открыто множество спортивных секций, бассейнов, курсов иностранных языков, колледжей и других образовательных учреждений. А значит без места в школе и садике, как в Краснодаре или других густонаселенных городах, ваш ребенок точно не останется.

Жителям оказывают медицинские услуги по ОМС и в частном порядке. В Подольске есть оборудованные по последнему слову техники поликлиники, больницы и роддом. Из частных медицинских центров высоким сервисом и доступными ценами на услуги отличается сеть «Жемчужина Подолья». Я с удовольствием лечу зубы у местных стоматологов, делаю у наших специалистов маникюр и педикюр, отдаю подшивать шторы в городские ателье и пуховки в химчистку. Сервис, говоря административным языком, предприятий бытового обслуживания Подольска — на высоте!

Криминогенная обстановка в городе нормальная, хотя гостей с бородами и в хиджабах из бывших союзных республик в последние годы прибыло. В школах численность ребят славянской национальности пока выше, чем детей из Таджикистана и других азиатских стран. В Подольске есть множество православных храмов, работает мечеть «Нур», стоящая вдоль Домодедовского шоссе.

В целом, коренные жители и приезжие мирно существуют друг с другом. Этот факт не менее важен для комфортной жизни, чем уровень цен на недвижимость, развитая транспортная и социальная инфраструктура. Поэтому перед переездом на ПМЖ в Подольск хорошо взвесьте все за и против, учитывая мои критические замечания и наблюдения старожила, отдавшего этому городу без малого 25 лет.