Иркутск: как выжить на МРОТ при столичном уровне цен и добраться до дома по бездорожью через километровые пробки

Иркутск — город контрастов. Я живу здесь уже 15 лет, начиная со студенчества. За это время город сильно преобразился как в положительную, так и отрицательную сторону.

Сколько нужно денег чтобы прожить достойно?

Много. Будучи в командировке в Москве, я заметила, поход магазин за простой продуктовой корзиной оказался несколько дешевле, чем на родине. И это при наличии собственного производства мясной, молочной продукции и сельского хозяйства.

Удивление вызывают и цены на бензин, которые выше, чем в других городах Восточной Сибири, расположенных южнее. Между прочим, в Иркутской области есть нефтеперерабатывающие заводы и добыча нефти. Качество бензина часто оставляет желать лучшего, даже на крупных автозаправках.

Необоснованный и регулярный рост цен происходит при любой «непонятной» ситуации, будь это политические встряски в стране либо локальная нестабильная ситуация. Например, наводнение в области, после которого жители подтопленного региона ринулись в город, а предприимчивые иркутяне резко подняли цены на недвижимость, дабы нажиться.

Стоимость жилья для такого города очень высокая. Один квадратный метр на сегодняшний день составляет около 100 т. р., даже за вторичное жилье, «убитую» квартиру на отшибе.

Нижняя набережная в Иркутске. Место спуска от памятника Афанасию Белобородову

Нижняя набережная в Иркутске. Место спуска от памятника Афанасию Белобородову. Фото by @lisa_karandina

Высокая стоимость услуг ЖХК в связи с длительным отопительным сезоном и самоуправством в этой области. Часто возникают разбирательства и скандалы между управляющими компаниями и собственниками многоквартирных домов. Плюс лишь в стоимости электроэнергии, в сравнении с другими областями она значительно ниже.

Уровень заработной платы не способен покрыть всех расходов. Большинство горожан трудятся на мелкий или средний бизнес, где нет отпускных, северных и других надбавок. Если повезет попасть в крупную организацию (промышленность, строительство, железнодорожный и авиатранспорт, силовые структуры) жить можно. В основном, все же это торговля и сфера услуг, где нужно «пахать» за сущие копейки.

Бизнес имеет место быть, и те, кто сумел раскрутить свое дело и пережить кризис живут очень даже неплохо. Однако бизнесмены в Иркутске это либо представители стран Ближнего зарубежья, гости из Восточной Азии или «хозяева» со столицы. Для обычных горожан пробиться шансов остается немного.

Жители города и уровень культуры общения

Большое количество таджиков и азербайджанцев, приехавших как на заработки, так и на ПМЖ. Последние ведут себя, мягко говоря, не очень прилично. Лучше не встречаться с ними на дороге, на случайной разборке в баре. А еще лучше, если русский ребенок не попадет в класс, где много таких иностранцев, иначе постоянные конфликты и травля обеспечена.

Постоянный поток китайских туристов и скопление их земляков в центре города также настораживает. Пренебрежительное отношение к природе, шумность и отсутствие любви к чистоте создает впечатление, что это ты у них в гостях, а не они.

Сами же жители Иркутска в целом доброжелательны. Вместе с тем часто натыкаешься и на тот еще контингент: алкоголиков, бездомных, наркоманов. Среди людей некоторая озлобленность и напряженность, все хорошо, пока дело не доходит до выяснения отношений.

Инфраструктура

Большой плюс — много зелени, водоемов, рек. Пока еще можно пить воду из крана, но есть чувство, что это временно. Загрязнение и, по слухам, захоронение ядерных отходов недалеко от города уже делают свое дело. В некоторых микрорайонах то и дело бежит плохая вода. А на берегах самого водохранилища купаться стало небезопасно, вода не соответствует санитарным нормам.

Через город проходит железная дорога, на окраине находится аэропорт. Имеется судоходство, до Байкала можно прокатиться на ракете или катере.

Последние года было построено много новых микрорайонов, новостроек. Если выбирать постоянное место дислокации в городе, то к вопросу нужно подойти тщательно. Проблема качества новых застроек стоит остро во многих районах города. Существуют проблемы с транспортом, канализацией, дорогами, состоянием новых домов. Пугающее количество долгостроев и самовольно возведенных многоэтажек, которые потом заставляют дольщиков через суд сносить за свой счет.

Центр города не совсем похож на центр. В одну кучу смешались бараки и новые застройки, рынок с китайцами и отдельно стоящие павильоны, большая транспортная развязка с кучей маршруток. Гораздо приличнее на набережных и парках, они обустроены лучше всего в городе.

В микрорайонах жизнь также отличается. Есть районы больше похожие на промышленную зону, а есть и такие, как на берегу моря.

Все они похожи лишь одним — везде грязно. Ощущение, что живешь на мусорке. Горожане «гадят» нещадно, а ЖКХ и администрация не стремятся наводить порядок. Грязно везде, даже на детских площадках, находящихся зачастую в плачевном состоянии. Повсюду собачьи экскременты. Любителей собаководов развелось немало, а убирать за своими питомцами никто не желает. Относительно чисто только на культурно-досуговых площадках, набережных.

Ко всему прочему самая глобальная проблема: дураки и дороги. Вечный ремонт дорог, ежегодно смываемый дождями и стаявшим снегом. Ямочное латание дыр в сырую погоду, отсутствие нормальных стоков в дождливую погоду. Вследствие чего частые аварии на дорогах, злые водители и нескончаемые пробки.

Люди выбирают свой автомобиль, поскольку общественный транспорт это скорее поле боя, чем дорога домой или на работу. Перевозчики не обновляют и не ремонтируют свой автопарк десятилетиями. Разваливающиеся на ходу автобусы уходят с остановок переполненными, иногда даже с трудом закрывая дверь от набившегося народа. Новые маршрутки «газели» не справляются с количеством пассажиров. Транспорта в час пик откровенно не хватает. Водители в большинстве случаев таджики, по вине которых произошла не одна страшная авария.

Из плюсов: в каждом микрорайоне, за исключением нововозведенных, есть свой торговый центр, супермаркет, рынок с различной местной продукцией, детские сады и школы. В муниципальный детский сад попасть сложно, очередь можно ждать до школы. Свои услуги предлагают частные заведения и няни.

Часть городских жителей обосновалась в пригородных поселках, обустроив там свои дома с участком. Добраться до них теперь тоже сложно, нужно пройти огонь и трубы в виде длиннющей пробки.

Медицина

Однозначно сказать об этой сфере сложно. Главная проблема нехватка персонала в поликлиниках, скорой помощи. При возникновении большой загруженности есть риски оказаться без медицинской помощи в неотложной ситуации. Сами больницы больше похожи на госпитали после войны. Средний медицинский персонал неприветливый, врачи через одного не всегда знают, что и как правильно лечить. Частные центры, лаборатории и врачи — все имеется, главное найти адекватного доктора. В случае серьезных проблем люди уезжают за медицинской помощью в другие города.

Качество продукции и питания

Приобрести свежее мясо, молочную продукцию не представляет труда. Много своих фирм. Для самых маленьких есть детская молочная кухня. Комбинат питания производит натуральные полуфабрикаты для детских садов и школ. Большое количество подсобных хозяйств в прилегающих окрестностях. Выбор велик, главное быть уверенным в поставщике. Известная фирма отличного мороженного радовала нас до недавних пор. К сожалению, была закрыта из-за новшеств, введенных для бизнеса. Если так пойдет и дальше, останемся и без того что есть, будем питаться «полезной» и «вкусной» пищей из Поднебесной. Их теплицы и поля под Иркутском уже давно пугают местных жителей. На месте грядок и теплиц земля еще долго стоит как обожженная, а в прилегающих водоемах обнаруживают вредные химические вещества. Пластмассовую капусту и помидоры жители стараются обходить стороной.

Итак, как выжить в Иркутске на МРОТ при столичном уровне цен и добраться до дома по бездорожью через километровые пробки. На мой взгляд, найти для себя более благополучное место для проживания и воспитания детей, благо страна у нас большая.