Мой Калининград
Отрезанный ломоть
Когда пели «От Москвы до самых, блин, окраин», как раз одной из окраин именовали Калининград и окружающую его область. Дальше уже Западная Европа. Калининградская область – земля русская, то есть немецкая, ставшая русской после Второй Мировой войны. Как бы контрибуция за то, что немцы, они же фашисты, столько горя и страданий народу советскому принесли. Как говорится, с паршивой овцы хоть Кёнигсберг. Да, именно так Калининград до 1945 года назывался. Город строгих форм, классической готической архитектуры и западной культуры. Оно и понятно, в 1945 году здесь 370 тысяч немцев жило, пока Потсдамская конференция не постановила передать эти земли Советскому Союзу во временное пользование. Но не знали они, что у нас все временное сразу же постоянным становится.
Так и вышло. Была северная часть Восточной Пруссии, а стала западная Калининградская область нашей Родины. И немцы поразъехались. Оставили только 20 тысяч специалистов, да и тех потом, в 1949 году, не стало. Нет, не подумайте плохого, никто их не расстреливал, как у нас при Сталине было заведено. Массовым порядком всех депортировали на историческую родину в Германию. Оно и правильно. После такой войны к немцам у нас отношение было соответственное.
А Калининградом город наименовали в июле 1946 года, сразу же после смерти Михаила Ивановича Калинина, называемого народом всесоюзным старостой. Калинина у нас уважали, это был третий город, названный в его честь. Сначала, еще при его жизни, был переименован в Калинин старинный город Тверь, потом Калининградом назвали Королев, город в Подмосковье. Теперь-то они снова стали Тверью и Королевым, а Калининград – единственный город, носящий фамилию Михаила Ивановича, не считая городских районов, площадей и улиц в разных концах страны.
Калининград – город, находящийся на особом положении, в связи со своим географическим положением. Поезд, вроде бы едущий из одного российского города, например, Москвы, до другого российского города Калининграда, пересекает другую страну, и все пассажиры вынуждены проходить несколько раз таможню, как будто едут за границу. Увы, такова специфика жизни калининградцев.
Особое положение Калининграда накладывает свой отпечаток на его взаимоотношения с заграницей. В городе, как ни в одном другом, куча представительств и генеральных консульств. И белорусы, и немцы, и поляки, и литовцы, и латыши, и кого только нет. А что поделаешь, земля пограничная, отрезанный ломоть.
Точка на карте
С детства все помнят, что выборы в Калининграде заканчиваются на час позже, чем в Москве. И вся страна переживает лишний час, выбрали ли Путина или нет. Мало того, что место особое, так еще и время. Это подчеркивает статус Калининграда. Уже, вроде, не Россия, но и до Европы не дотянули. Да и калининградцы себя также ощущают. Мы, типа, европейцы. Культура, мультура, Гольфстрим, Атлантический океан. Многие даже предлагают опять город в Кёнигсберг переименовать, чтобы немцы больше любили. Как бы вообще снова к Германии не прибились. Как в анекдоте, объявит Калининградская область в полном составе войну немцам и тут же в плен сдастся. И пиши пропало. На одну область в России меньше станет. Да еще японцы Курилы оттяпают, осетины – Северную Осетию, белые медведи – все заполярные области, абхазы – Сочи с Адлером… А Калининград – кусок лакомый. Места красивые, памятные, климат неплохой, зима теплая, лето благостное, осень с весной долгие. Красота, одним словом.
Особая зона (экономическая)
Полуэксклав – так называют Калининградщину. Обособленный кусок территории, живущий практически по своим законам. Главное преимущество, конечно, что Калининград является морским портом. И товары всякие в Европу и обратно, и рыба особенно. А главное, нефть по жилам трубопроводов по всей Европе растекается. Как говорит все знающая статистика, более двух миллионов тонн нефтепродуктов на экспорт через Калининград проходит! Вот где жила нефтеносная, и региону процентик остается. Так можно самим ничего не производить, только за транзит дань собирать и жить припеваючи. Правда, не всем, но кое-кому перепадает.
А порт Калининградский примечателен тем, что не замерзает круглый год. Причем, он такой единственный во всей России на Балтийском море. Чем, конечно, эффективно и пользуются, без перерыва на ледовые походы.
Вообще, надо признать, что особое географическое положение заставило создать мощнейшую транспортную инфраструктуру. Поезда, самолеты, автобусы, велосипеды и самокаты и даже инвалидные коляски постоянно пересекают Калининград в разных направлениях. Надо было Остапу Бендеру в свое время не через Румынию эмигрировать, а через Кёнигсбергскую таможню. Культурно, цивилизованно, и таможенникам бы перепало, и ему бы пара цацок осталась.
Главная проблема, из-за которой Калининград и область вокруг него считаются особой экономической зоной, это, безусловно, проклятый транзит. Уже восемь лет Литва и Польша в Европейском союзе подъедаются, а калининградцы из-за этого страдают. Попробуй теперь проедь к ним или от них. Обязательно нужно иметь заграничный паспорт и визу литовскую. Да еще вести себя как арестант в поезде должен. Сиди тихо, в литовских городах не выходи, даже в окошко не высовывайся, а то тут же арестуют и за нарушение визового режима посадят. Вот такие чисто внутрироссийские проблемы. А литовцам в кайф над нами, россиянами, поиздеваться. Отомстить за долгие годы рабства в составе Советского Союза. Хотя они и тогда жили припеваючи, но неприятия своего к русским никогда не скрывали. А теперь и подавно. Их, ежели что, большой брат из Евросоюза защитит.
Особая зона (культурная и архитектурная)
Обособленное географическое положение влияет практически на все отрасли жизни в Калининграде. Посудите сами, в городе с населением немного больше 400 тысяч человек – 21 высшее учебное заведение. Практически каждый калининградец, включая учащихся школ для детей с задержками в развитии, может получить диплом. А все почему? Чтобы удержать молодежь в своем регионе. И это правильно, потому что из других мест сюда точно не попрутся. Вон, Алик Газманов, супруга Путина, Наташа Ищенко, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, другие известные товарищи как выехали, так их тут и видели.
Город один из старейших в России, исполнилось Калининграду 755 лет, что, безусловно, должно откладывать отпечаток на его архитектуру и культуру вообще. Должно, но практически не откладывает. А все война, проклятая. В 1944-1945 годах весь исторический центр Кёнигсберга разрушила английская и американская авиация. Американцев же хлебом не корми, а дай побомбить. Они даже если нет никакой войны, тут же ее придумают, лишь бы создать полигон для испытания своей военной техники. То Вьетнам, то Ирак, то Сербия. А во время Второй Мировой и выдумывать ничего не надо было. Подождало американское военное руководство, пока советские войска ход войны переломили и фашистов погнали, тут же и подключилось, как будто постоянно рядом стояло. Чего ж не добить раненого врага, тем более, если события далеко от своих границ происходят.
Так вот, констатируя сей прискорбный факт, следует сообщить, что от исторического центра Кёнигсберга к концу войны практически остались только руины и развалины, которые потом еще лет тридцать расчищали советские граждане. Так что город, которому перевалило за 750 лет, был в пятидесятые годы отстроен заново. Наши любимые спасительные хрущевки, многоэтажные панельные дома-коробушки, ширпотреб в строительном деле. Кое-где на окраинах сохранились дома немецкой застройки, но их процент сегодня настолько мал, что и говорить-то не о чем.
Это уже после того, как советская власть приказала нам всем долго жить в ее отсутствие, как-то вспомнили, что город был немецким, католическим, и что неплохо бы восстановить кое-какое сохранившееся наследие. Поэтому выделили средства на реставрацию нескольких немецких зданий. Среди них бывшее здание кирхи королевы Луизы, давно ставшее кукольным театром, здание кирхи Святого Семейства, использовавшееся в качестве концертного зала. А Дворец культуры моряков, где когда-то зажигал со своим ансамблем юный Олег Газманов, до 1945 года был Кёнигсбергской биржей. Самое веселое, что Кёнигсбергский собор служил крупным торговым центром, что вообще было в стиле большевиков. Хорошо еще, что не склад овощей.
Кафедральный собор – это вообще отдельная тема. То, что его восстановили и устроили в нем культурно-религиозный центр, стало знаменательным событием для современного Калининграда. Два великолепных органа, концерты духовной музыки, православная и католическая часовни в его башнях, исторические экспозиции.
А Свято-Никольский собор, который до войны был Юдиттен-кирхой, уникальное сооружение. Раньше в нем молились католики, а теперь православные. Интересно, бог хоть понял, что произошло. Впрочем, все мы – дети божьи, а то, что крестимся по-разному или даже вообще не крестимся, Богу, говорят, это до лампочки. Лишь бы не убивали друг друга и не ели.
Кёнигсберг, как и многие другие города, с момента рождения был крепостью. Иначе в средние века строиться смысла не было. Кругом враги, и без крепостных стен и рвов перед ними выжить было невозможно. Исторически известный Второй вальный круг сохранился частично и до наших дней. Среди его сооружений оборонительные башни, городские ворота, оборонительная казарма, Астрономический бастион. А башни крепостные служат сейчас музеями и символами старины. Музей янтаря расположили в башне «Дона». Королевские ворота вообще признаны символом города. И форты сохранились, что особенно приятно.
Вообще, скажу я вам, крепости разрушать нельзя. Спокойнее с ними как-то. Врагов кругом хватает, так что, как говорится, береженого бог бережет. Пусть пока музеями послужит. Но помните песню про военный паровоз, который стоит на запасном пути? Вот именно, пусть стоит, смазанный и заправленный. Ракеты ракетами, а крепости тоже пригодятся.
И немного о калининградских кинотеатрах. Всего их двенадцать, а кино показывают в четырех. Остальные используются не по назначению. Торговые ярмарки, магазины, рынки, что говорит о растущем благосостоянии торговцев барахлом, чего и вам желаем.
Кто ж его посадить может, он же памятник?
Памятников в городе много, но их можно разделить на две группы. Первая группа – памятники, поставленные немцами до начала Второй Мировой войны. Они хоть и были почти все разрушены, но в конце двадцатого века восстановлены точными копиями. Тут, конечно, много известных людей, имевших непосредственное отношение к Кёнигсбергу. Увековечены такие господа, как Иммануил Кант, герцог Альбрехт, Фридрих Шиллер.
Послевоенные памятники разнообразием не впечатляют. Ленин, Сталин, Калинин, эти ребята по всей матушке России немым укором за разрушенную советскую власть стоят. Пушкин, огорченный тем, что поэзию у нас уважать перестали. Но есть несколько любопытных современных памятников. Увековечены такие люди, как Высоцкий Владимир, Лётчики Балтики, Моряки Балтики, Александр Маринеско, командир знаменитой подводной лодки, лётчики эскадрильи «Нормандия-Неман», Николай Коперник и многие другие. Есть что посмотреть, не правда ли.
А среди музеев стоит выделить Историко-художественный и Музей янтаря, да Художественную галерею.
Скажи мне, кто здесь жил
Для членов партии «Единая Россия» этот список можно ограничить супругой Владимира Путина. Кстати, школа, в которой она училась, отремонтирована для желающих прикоснуться к святыне.
Для всех остальных сообщим, что родом из Калининграда четыре космонавта, Сергей Снегов – фантаст, Газманов Олежка, Гришковец Женя, замечательный поэт Роберт Рождественский и много других хороших и разных людей.
Отдельно стоит рассказать о Иммануиле Канте, всемирно известном философе. Трудно представить, что его космогоническая теория, написанная в середине восемнадцатого века, описывающая происхождение Солнечной системы, до сих пор актуальна. Профессор Кёнигсбергского университета, философ, математик, физик. Аскет, построивший свою жизнь на строгом соблюдении разработанных им же правил. Кант имел слабое здоровье, но пережил всех сверстников, потому что соблюдал жесткий режим. Свое долголетие Кант связывал с отсутствием семьи. Он шутил, что в молодости хотел жениться, но не на что было содержать семейство, а в старости средства появились, но жениться уже желания не было. Да, в женитьбе без желания делать нечего. Могила Канта находится в Калининграде, его именем назван крупнейший в городе университет.
Эх, дороги
В славном городе Калининграде вы нигде не обнаружите дорожную разметку. Вот где раздолье водителям и пешеходам. Все движутся хаотически, разворачиваются, где надо и не надо, где можно и нельзя. Впрочем, а как понять, где нельзя, если нет той самой разметки? И рядность соблюдать не надо, раз рядов нет. А вот парковаться надо по правилам. Даже в платный туалет не успеешь отойти, как машину твою эвакуируют. Ищи, свищи. А найдешь, такую сумму зарядят, что можно и без последних штанов остаться.
А дорожная сеть в Кёнигсберге, то есть в Калининграде развита хорошо. Почему оговорился? Да потому что проектировали и строили ее немцы. Во времена советской власти дороги в городе практически не строили, пользуясь довоенными. Вдоль всех дорог посажены деревья, создавая вид аллей. Иногда деревья даже образуют над дорогами сводчатые укрытия своими сходящимися кронами. Эти деревья не только создают красивый вид, но и служат для укрепления грунта вдоль дорог. Местные водители дали этим деревьям название «последние солдаты Вермахта». Многие нынешние лихачи в последний миг своей жизни видели эти деревья. Главные дороги имеют ответвления к поселкам и хуторам, многих из которых уже нет. Вот парадокс, населенных пунктов нет, а дороги, построенные немцами, сохранились практически в первозданном виде. Многие километры участков булыжного мощения, которые становятся скользкими в дождь и в минусовую погоду.
Европейский менталитет отложил свой отпечаток на поведении калининградцев. Они ведь думают, что имеют право переходить по пешеходным переходам в любое время. Поэтому, водители, будьте внимательны, в этом городе пешеходов надо пропускать. И ради бога, не превышайте скорость. Вы будет здесь в одиночестве, поэтому тут же нарветесь на штраф. А если собрались попутешествовать по Калининградской области, запаситесь бензином, питьем и едой. Вряд ли вы найдете все это уже на некотором отдалении от областного центра.
Калейдоскоп событий
Ни один город не может похвастаться тихим укладом жизни. Да и как иначе. Люди живут разные, менталитет, экспрессия, взгляды, образование и материальное положение накладывают свой отпечаток. Вот и в славном Калининграде не все спокойно и гладко.
Вот, например, какой-то шутник нанял группу темпераментных старушек, которые изо дня в день атакуют судно «Виктор Пацаев», названное в честь летчика-космонавта. Видите ли, там, на судне, занимаются каким-то непотребством, шумят, пьют горькую, девок щупают. Завидно бабулькам, что на их честь никто не посягает, что никто на корабль их силком не затаскивает, не щупает и спиртными напитками не поит. Конечно, обидно.
А тут вообще случай произошел, просто неслыханный. Несколько богатых владельцев особняков, красующихся на улице Гоголя, скинулись помаленьку и выкупили кусок проезжей части по улице Тургенева, которая прилегает к их домовладениям. Мало того, еще и перегородили ее забором. Водители, утром едущие по своим неотложным делам, были крайне удивлены, увидев посреди дороги забор с воротами, за которым прогуливались ухмыляющиеся олигархи и несколько без сомнений злых собачек. Пришлось разворачиваться и пилить в объезд. Представитель местной власти одобрил действия богатеев, выразив мнение, что уж этот кусок дороги будет сохранен для потомков в целости и красоте.
Восьмого августа в Калининграде под покровом ночи прошел забег, названный «Голая миля». Название полностью соответствует тому, что происходило на улицах Маркса и Кирова. Группа абсолютно обнаженных людей обоих полов бегала по дорогам родного города, показывая тем самым, что в стране российской им некого бояться. Глава администрации района очень сожалел о том, что не смог принять участие, ой, пардон, не видел своими глазами такую красоту. Ему звонили возмущенные импотенты и фетишисты, жаловались, что у них отбирают хлеб. А человеку из дома выйти не дали, супруга встала мертво посреди дверного прохода, крича, что тоже оголиться может, если он ей шубу из песца купит.
В день Военно-морского флота наши морские начальники насмешили весь собравшийся народ. Корабли, выстроившиеся на парад в честь праздника вдоль набережной, были очищены от ржавчины и выкрашены только с лицевой стороны. Как в анекдоте, нельзя нам перегонять Америку, а то увидят наш голый зад. Командующего Балтийским флотом провезли на катере с парадной стороны, чтобы не опозориться.
Калининградскую область называют Янтарным краем. Оно и понятно, здесь находятся самые большие запасы янтаря в мире. Только государству от этого никакой выгоды нет. Работают потихоньку бригады черных копателей, а куда товар идет, никто не знает. Или знать не хочет. Потому что бригады по имени их владельцев называются. Одна бригада «Ментовская». Вторая «Прокурорская». Тут и объяснять ничего не нужно.
И последняя новость, грибная. Глава администрации Калининграда Светлана Мухомор была вынуждена подать в отставку. Это произошло буквально на днях. А всему виной нерадивый сынок. Учиться мальчик не хотел, и единый государственный экзамен посредственно сдал, на 153 балла. А для поступления на бюджетное место ему нужно было набрать минимум 220 баллов. Тем не менее, как же было сына такого человека не принять в самый престижный в Калининграде Балтийский федеральный университет имени Канта? И приняли. А эти репортеры везде ведь нос сунут. И ославили мальчика с мамашей на весь белый свет. В итоге пришлось госпоже Мухомор в отставку подавать. Не знала она, видимо, что сын самого премьер-министра сдал ЕГЭ идеально. Пример надо брать с руководства страны, а не пользоваться служебным положением. А теперь ни положения у мамы, ни университета у сына. Да еще фамилия подкачала. Все к одному. Тяжело живется чиновникам на Руси, ой, тяжело.
Комментарии:
16 Авг 2012 в 11:26
Голые в Калининграде? Забавно ))))
3 Мар 2013 в 15:00
«В славном городе Калининграде вы нигде не обнаружите дорожную разметку.»
что за бред?
10 Мар 2013 в 14:55
Текст ядовитый. Автору срочно писать анекдоты:)
10 Мар 2013 в 20:59
Калининград нравится аффтару, он в адеквате!
Калиниградцы молодцы!!!!
22 Апр 2013 в 21:55
крутая статья, настроение подняла 🙂 и про разметку автор верно написал, по крайне мере в других источниках тоже пишут, что разметки между полосами движения нет.
4 Дек 2013 в 12:48
Что за бред про разметку, отсутствие за пределами областного центра еды и воды?!!! Про какие-то группировки? Автор вообще сам откуда и где сплетен набрался?