Краснодар большое село или современный мегаполис? Не все выдерживают наши условия, многие возвращаются назад
Еще лет десять назад, я как коренная жительница Краснодара и представить себе не могла, во что превратится мой город и как поменяется мое мнение о маленькой Родине.
Кубань в принципе всегда была аграрным краем, со своей специфической для остальной России атмосферой. Мы, правда, совсем другие. Но на сегодняшний день примерно 70% населения Краснодара — приезжие. Бывает, просят сфотографироваться с коренными жителями, что очень странно, но факт.
Ничего не имею против других людей, но что случилось с городом от такого потока переселенцев?
Краснодар стал неузнаваемым. Если раньше он больше напоминал станицу с садами и полями на окраине, развитым частным сектором с личным хозяйством и петухами в центре города, на выходных во дворах накрывали длинные столы, играли на баяне. То сейчас это все смешалось и превратилось в абсурд. Мы еще ходим по утрам в халате, с бигудей, в магазин за углом, купить молока на завтрак, ведь мы у себя дома. Петухи тоже на прежнем месте в центре, как и огороды; можно купить домашние яйца, козье молоко. Правда куры те и утки живут на 2 кв. м. под забором у дороги проезжей части, питаются чем попало, а официально да — домашние, не фабричные. Каждый уже сам решит экологичнее такая продукция, чем с завода или нет.
Ко всем нашим сельским традициям, устоям и быту, естественно нам не хватало сразу, резко, без подготовки — небоскребов, без расширения подъездных дорог.
Город развивается, почему-то только в сфере привлечения новых жителей, постройки для них дешевых, некачественных квартир на неподходящей для проживания земле, как например знаменитый Музыкальный микрорайон, выстроенный в зоне болотистых почв.
Подземные воды, кстати, и являются причиной отсутствия у нас метро, его просто затопит.
Канализационная система города, ливнеки и пр., каждый год во время дождей радуют нас новыми городскими достопримечательностями — прудами, озерами, дорогами рек, в которых утопают машины, люди на выступающих местах тротуаров, как на острове ждут в резиновых сапогах, когда спадет волна от проехавшего автомобиля.
А автомобилей у нас много. Очень много. Пробки наше все! Особенно незабываемые впечатления оставляют поездки на разваливающихся маршрутках, в +40 и тут водитель не выдерживает, закуривает посреди дороги. Просто мечта! Многие пересаживаются на мотоциклы, велосипеды, электросамокаты, мопеды, потом частенько сбивают пешеходов. Да, для них это ускоряет передвижение, наверно удобно, не пробовала. Пробовала только ребенка оттаскивать от мчащихся на него курьеров на самокате.
Кстати, курьеры у нас нужны, дешево и много. Когда в городе предновогодний аврал, все стоит, еще и дождь, всегда можно в известном сервисе заказать пешего доставщика он-лайн, который пройдет за вас несколько км пешком под дождем, доставит посылку.
Да, мы гордая южная столица, да у нас есть театры, парки, концертные площадки, экспо центры, крупные организации, очень развита швейная промышленность, и даже из Москвы люди покупают себе одежду в Краснодаре, так как дешевле и лучше. Но по большей части наш город — город торговли. Не только обилие рынков, базаров, ярмарок указывает на это, но и тот факт, что кроме как менеджером по продаже, агентом по продаже недвижимости, кассиром в Пятерочке в принципе вакансий-то и нет, все сводится к «купи-продай».
Многие жители сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как, несмотря на все изменения в Краснодаре, про кумовство и связи мы еще не забыли. Не скажу, что местным легче получить нормальную должность, но как минимум все мои знакомые, родственники, друзья либо сидят на своих старых, насиженных местах, либо работают у друзей, знакомых, таких же старожилов города.
Зарплаты оставляют желать лучшего, про официальный оклад речи не веду, больше 18 000 руб. официально вряд ли кто платит, это исключения — банки, госструктуры. Официалка у частника будет 15 000 — это здорово. Все сидят или на процентах, или получают неофициально 40-50 тыс. руб. и то с задержками, но это считается хорошей зарплатой.
Для сравнения проезд в трамвае — 35 руб.(маршрутки дороже), т. е. это минимум 70 руб./день на проезд на работу, 1400 руб./месяц — минимум, поход в магазин по мелочи: хлеб, яйца, молоко = 500 руб., коммуналка в однушке +3000 руб., съемное жилье, если не комната — от 15 000 руб.
Коротко скажу, большая часть Вашей зарплаты уйдет на различные платежи, сборы в саду, школе, налоги, транспорт. Остальное уйдет так же на базовые — еду, одежду, лекарства.
Если вы холостяк, то жизнь у нас покажется, действительно, сказкой. Зимой нет снега, жара, все цветет, пышет зеленью, куча кафе, ресторанов, ТЦ, крафтовых магазинов, красивых мест, архитектуры от саманных хат до индустриальных заводов, стеклянных небоскребов, интересные тусовки, движения. Но если у вас семья… и вы зависите от различных служб, и вы не можете позволить себе пару дней до ЗП ничего не покупать, дети-то каждый день кушают, и вам необходимо перемещаться по городу не только в пределах своего района, то поверьте, климат уже не так важен.
Естественно, все зависит от размера семьи и дохода. Не все и не у всех так плохо, но надо конкретно потрудиться. Легко найти шабашки, где-то что-то урвать у нас реально, но уметь надо это делать.
Я заметила, что приезжим зачастую тяжело попасть в темп города, успеть за всеми. У нас принято, что если ты не успел сделать вчера, то, что у тебя попросят только завтра — ты за бортом, проходите следующий! Работать надо, лентяи не задержаться, слишком большая конкуренция. Молодых мам в декрете, людей предпенсионного и пенсионного возраста тоже не сильно где-то ждут, но так, наверное, в любом городе России.
Это очень здорово конечно, как потребителю, что я могу сделать педикюр в 2 часа ночи, что могу уехать на такси в Сочи, утром любоваться морем, как говорится, были бы деньги. Но это заманчиво только, когда подноготную не знаешь. А как чувствуют себя мастера, девчонки с семьями, которые чтобы пробиться вынуждены работать ночами? Так в любой сфере деятельности, вакансий с ночными сменами — много, оплата скромная. Люди берутся за все, что предлагают.
Семейным парам надо быть готовым к череде незабываемых приключений в детских поликлиниках, где дело и до драк бывает, доходит.
Да, конечно не во всем городе такая печальная ситуация, иногда можно получить услуги без проблем, быстро, но скорее всего это будет не в новых микрорайонах, которые составляют большую часть территории Краснодара. Новые районы строились по схеме «делаем побольше квартир, на меньшей площади, по несколько магазинов и хватит», там нет поликлиник, там нет школ, там нет садов, там нет дорог. Дороги составляют проезды, заезды к домам. В поликлинику в соседний район или на трассу на выезде из города.
Чтобы собрать все справки, иной раз, приходится все части города объехать. К примеру, на Петра — Метальникова (новый район) есть детский сад, но кто туда ходит, не знаю. Оттуда детей возят в центр в садик, видимо на сад у дома можно только смотреть. Новый и красивый, яркий дизайн, достопримечательность, а не государственная поддержка молодым мамам.
В школу попасть реально, в одну из трех смен, в один из классов последних букв алфавита.
Работы в новых районах, как правило, нет, почти все едут на противоположные концы города, в лучшем случае в центр. По карте вроде близко, километров 10, допустим, а по времени — выезжаешь в 6 утра, попадаешь на работу к 08:00, взмокший, нервный, уставший, вытолкнутый из общественного транспорта. Если на своем авто — то же самое, но вместо толкотни маршрутки, квест по поиску парковки, всегда конечно можно поставить машину подальше и еще идти минут 10 пешком, можно и платную стоянку выбрать, в ущерб бюджету.
Кстати о хорошем — трамвай, это единственный нормальный общественный транспорт у нас, если конечно один из вагонов не поломается на линии, или не застрянет на затопленных рельсах. Если вам повезло жить рядом с трамвайными путями, то за час+ реально добраться до самого дальнего направления.
Подводя итог, скажу, что мы богатый город, но не щедрый. Здесь придется хорошенько потрудиться, чтобы жить комфортно, адаптироваться, со многим смириться. Не все выдерживают наши условия, многие возвращаются назад, возможно так даже лучше. С порога развернуться и не усложнять себе жизнь.
Комментарии:
13 Апр 2023 в 21:10
Очевидное — невероятное))) В смысле, что до сих пор полно людей, которые не были в Краснодаре, но иррационально считают его раем на земле… и даже больше — приморским городом)))
17 Апр 2023 в 9:48
То же самое можно сказать и про Ставрополь, но только город беднее, местные уже поняли, что приезжих не надо никуда пускать, иначе самим можно на голом … оказаться, и я их понимаю. Тем не менее прут туда и прут, и скоро будет тот же Карснодар, только на минималках.
Самые умные и жизненные слова статьи — последние. Развернуться и назад. Очень жалею, что в своё время так не сделал, когда почувствовал, что с городом, куда я переехал, что-то не так. Потерянные несколько лет жизни.
17 Апр 2023 в 12:57
Al, не поверите, для меня лично да. И это несмотря на все проблемы Астрахани. В Астрахани много проблем, но их всё равно решат рано или поздно, так как область имеет сейчас важное стратегическое значение. В Ставрополе проблемы глубинные и их не видно за красивым фасадом и их решать никто не собирается. Самое печальное, что их начинаешь замечать спустя пару лет жизни в городе.
17 Апр 2023 в 16:42
По мне, что Краснодар, что Ставрополь — не туристические города. Только первый ещё копошится, движение есть, а второй застыл. Тупо административный центр и всё.
19 Апр 2023 в 7:36
Ничего нового от жителя Краснодара. Город описывают, чуть ли не как Москву.
И 70% понаехавшие, и круглосуточная жизнь, и темп жизни просто «вчера всё нужно успевать» и метро бы построили если бы не почвы (да, да именно почвы виноваты, нигде ещё не строили метро в таких почвах))).) и с местными уже фотографируются, чтобы помнить как они выглядят.)))
Частично конечно во всех крупных городах сейчас так, жизнь такая. Но почему-то жители того же Ростова, который конечно же покруче Краснодара во всём, таким «устало-возвышенным» стилем не пишут.
20 Апр 2023 в 12:03
«Подводя итог, скажу, что мы богатый город,»…хотелось бы знать кто такие «мы». Звучит как «мы — богатая страна».))) Богатые в нашей стране не «мы», а совсем другие люди и живут они большей частью в лондонах…
«гордая южная столица…» — из той же трагикомедии.)))
Мы не стали бросаться на амбразуры местного чиновничьего невежества и молча покинули Ставрополь после довольно тщательного изучения города и многолетней войны «гордой южной столицы» с троллейбусом как средством городского транспорта (дичь какая-то…) Город в целом понравился, но воевать ни с кем неохота. Нафига усложнять себе жизнь? Не мазохисты же… Жить надо успевать.
22 Апр 2023 в 9:56
И снова астраханская обиженка-неудачница рассказывает небылицы про Ставрополь))) Вот не повезло ему в городе и всё) Город за 30 лет почти в два раза вырос и люди едут и едут, работают, учатся, устраиваются, а вот лично ему не повезло, значит всё плохо)) Видимо дело действительно не в городе.
22 Апр 2023 в 12:47
А Вам не кажется, что если бы в городе негде было работать, то население не увеличивалось? Кто поедет туде, где ну прям вообще нет работы? А если увеличивается население, то естественно расширяется и сфера услуг и производства (пищевого, бытового итд) Спрос рождает предложение. Не надо спорить с очевидными вещами. А на счёт дорог и транспорта сразу видно, что вы в Ставрополе давно не были… Для местных изменения в этой сфере очевидны. Что было лет 5 назад и сейчас не сравнить. Одних только новых троллейбусов полсотни штук в этом году закупили. Новые дороги и даже проспекты тоже открываются в густонаселённых районах, в юго-западном например.
23 Апр 2023 в 1:45
Всё у вас задом наперёд.)))Насчёт «негде было бы работать» есть хорошая притча как ослик всю жизнь бегал вокруг водокачки, но умер от обезвоживания. Всем давно известно, что ВВП страны куётся в недрах СБЕРа и вот теперь ещё сфера услуг добавилась… А ещё некий нюанс про увеличение населения (цитата):
Стадное чувство — это особое психическое состояние, при котором человек склонен принимать точку зрения большинства, а не формировать свою собственную. Сегодня это весьма актуальная проблема. В большинстве случаев данного поведения индивид не может аргументировать свой выбор.
23 Апр 2023 в 1:50
Одних только новых троллейбусов полсотни штук в этом году закупили. Новые дороги и даже проспекты тоже открываются в густонаселённых районах, в юго-западном например. — надо полагать, что семилетняя война с троллейбусом как видом общественного транспорта закончилась? Троллейбус одержал победу над мэрией? Это прорыв !
24 Апр 2023 в 13:16
«Médico doido» зачем так безбожно врать? Парк маршруток в Ставрополе за последние 3−4 года серьёзно обновился и этого не увидит только слепой. Сейчас 80% это комфортабельные автобусы средней вместимости с электронными табло и безналичной оплатой. А если и остались где-то ПАЗики, то они практически новые т.к. технические требования к переводчикам серьёзно ужесточили, времена газелей и раздолбанных ПАЗиков прошли. Про троллейбусы — это тоже чистая правда! Правительство края подало заявку на субсидию на обновление парка городского автотранспорта и получило его ещё в прошлом году. За эти деньги приобрели около 50 новых троллейбусов, которые уже в этом году поступят в город и ориентировочно осенью выйдут на маршрут. Так что нахваливайте свою деревню, а к Ставрополю вы никакого отношения уже слава богу не имеете, и ваше «экспертное» мнение никому не интересно, тем более оно лживое. Кстати сказать из Астрахани народ не слабо так сваливает — население Астрахани в 2015 г — 532 000 чел, а в 2022 г — уже 475 000 чел. за 7 лет минус 57 000 чел! А в Ставрополе за тот же период ПЛЮС 122 000 чел! И это очень о многом говорит.