Мои поиски места для переезда: Калининград и балтийский берег
Прим.: мнение автора донельзя субъективно, и потому не претендует на истину в последней инстанции. Это просто изложение хода моих размышлений по мере анализа поступающей «в меня» информации, впечатлений, и различного рода мнений, в т.ч. мнений из разряда «одна бабка сказала». Так что – не обессудьте!
Подозреваю, что многие из тех, кто созревает до мысли «пора валить, и побыстрее» так или иначе обращают свои взоры на самую западную часть нашей страны – на Калининградскую область. И я, не будучи большим оригиналом, первым делом подумал – а не свалить ли в Калининград! В старый добрый Кёнигсберг!
Прибалтика! Европа! Балтийское море спокойно и величаво омывает берег старой Пруссии, земли старых прусских королей… И жизнь здесь такая же, как в Европе – чинная, неторопливая, устроенная, разумная… Вдали от метрополии, с ее проблемами и заботами. Тихая, обособленная жизнь. Эдакое благословенное место – вроде Россия, а и не Россия вовсе. Вот, что первым делом представлялось мне, да и, наверняка, всякому, у кого возник зуд перемещения на ПМЖ в Калиниград .
И, я считаю, именно это и играет злую шутку со всеми, кто в итоге в Калининград переезжает. Ибо одной из основных причин в разочаровании в нем, я считаю, является причина, название которой – ЗАВЫШЕННОЕ ОЖИДАНИЕ.
Желающим ознакомится с первой частью моих поисков — прошу пройти по ссылке. Ну а теперь, по порядку.
Первое: об архитектуре и устроенности Калининграда
Как это не печально, но старого доброго Кёнигсберга в нынешнем Калининграде практически не осталось… Знаете, первое, что пришло мне на ум, когда я познакомился с видами города – а где, собственно, Кёнигсберг?
В России много старых городов, городов с многосотлетней историей, и, какой город не возьми, в каждом из них есть худо-бедно сохранившаяся историческая часть, которая в жирные «нулевые» в большинстве своем была приведена в более-менее приличный вид (а там, где исторической части города не было исторически, были, зачастую, построены «новоделы» под старину). И именно эти старые кварталы городов, все эти многочисленные «кремли», посады, храмы и улицы подпитывают своей мудрой энергетикой город. Именно старые кварталы определяют «лицо» города, свое, особое, индивидуальное. Именно в них – заложен ДНК города, его исторический код, его душа. И именно ЗАВЫШЕННОЕ ОЖИДАНИЕ от того, что под обёрткой «Калининград» на самом деле скрыт «Кёнигсберг» играет с новопереселенцем злую шутку – нет, нет там Кёнигсберга! Напрочь нет!!!
Знаете, первое, что пришло мне в голову, узнав об этом — это как же надо было не любить Калининград правительству и партии нашего родного СССР, чтобы относиться к нему подобным образом! Просто как к нелюбимому пасынку!
Ведь есть волшебные Таллин, Рига и Вильнюс, с их бережно сохраненным тевтонским духом! Ведь Львов – не тронули! Так что же должно было произойти в умах советских руководителей? Не знаю. Есть много мнений на этот счет. Возможно степень разрушения города после его штурма в 1945 году была слишком сильной, невосполнимой. Есть так — же мнение, что советское руководство вполне допускало, что территорию придется вернуть, подарить ГДР, и потому особо не вкладывалось в нее, и, якобы, даже дома разрушали и кирпич на баржах в Ленинград вывозили. Некоторые считают, что Калининградская область в эпоху СССР являлась, по сути, плацдармом нашей армии на территории Европы, местом, где базировались значительные силы и средства сухопутных сил, авиации и флота, призванные, в случае чего, выдвинуться на усиление нашей западной группы войск в ГДР и, как место сосредоточения большой войсковой группировки, данная территория была заведомо списана как поле вероятного боестолкновения… Не знаю… Но факт остается фактом – архитектура города не радует!
Конечно, немецкое происхождение города все-таки ощущается. Планировкой некоторых частей города. Шириной улиц и загородных дорог. «Последние солдаты вермахта» вдоль загородных трасс – смотрятся очень мило там, где они все еще густо размещены. Там, где они размещены редко (видимо, за 70 лет часть деревьев убыла по вполне себе естественным причинам, а часть геройски погибла, приняв на себя лихих «русиш фахрериш»), эти одиночные деревья на обочинах выглядят как-то странновато. А вообще, единственными местами, где Калиниградская область действительно напоминает Европу, являются загородные трассы (на Янтарный, Светлогорск, Пионерский), правда лишь там, где эти трассы не пересекают населенные пункты. Вот тут уж есть стойкое ощущение от вида этих загородных трасс, что это не Россия!
Сам город оставил какое-то невнятное впечатление некоторой хаотичностью застройки, что-ли, особенно на окраинах. Каким-то излишним перемеживанием жилых домов, пустырей, производственных площадок и снова домов. Большим количеством заборов и каких-то бетонных столбов, покосившихся и не очень. Есть стойкое ощущение, что город строился вообще без ген. плана, хаотично, наобум.
Очень много домов старых и ветхих на вид. Домов неухоженных.
В центре города – дела получше, но, вот положа руку на сердце… далеко не блестяще.
А вот новостройки Калининграда – лично мне внешне нравятся.. Я, конечно, не архитектор, но с моей, непритязательной бюргерской точки зрения, эти домики и таунхаусы, иногда затейливые, иногда – наоборот – излишне упрощенные («под Европу») выглядят вполне себе сносно. Довольно таки аккуратные, за невысокими заборчиками, «зонами барбекю» и прочими атрибутами западных архитектурных традиций.
Что касается многоквартирных домов — заметил, что в Калининграде не увлекаются высокоэтажным строительством – дома очень часто традиционной для провинциальной России 9-10 этажности, что лично по мне – гуд (новомодные Казанские 22-х этажки меня, лично, совсем не прельщают). Повторюсь, чисто внешне – дома выглядят довольно таки сносно. Есть, правда, вопросы по качеству строений. Я не строитель, но очень часто описание продаваемых новостроек (это касается малоэтажных домов) с их «… стены выполнены из пеноблоков с утеплителем таким-то толщиной 8 см. …» вызывает какое-то смутное сомнение. Возможно, для местного климата этого и достаточно, но, по как мне, то такая технология строительства явно не «на века». Да и как то сомнительно жить в доме, стены которого состоят из блоков, легко перепиливаемых ручной ножовкой по дереву.
Возможно именно поэтому, из-за сравнительно невысокой себестоимости этих домов цены, на мой взгляд, приемлемые (дешевле Казанских – это точно (если, конечно, не брать дальние пригороды Казани, там, возможно, цены примерно сопоставимы)).
Промежуточный вывод: Фактор ЗАВЫШЕННОГО ОЖИДАНИЯ в восприятии внешности этого города имеет очень важное, я бы даже сказал — первостепенное значение. Калининград, если присмотреться, город сам по себе неплохой – обычный себе областной центр со своими где-то хорошими, а где-то не очень чертами, но ожидая увидеть нечто западноевропейское этого западноевропейского не увидите напрочь! Есть, конечно, остатки «былой роскоши», местами сквозь советскую «штукатурку» просвечивают «старые фрески», но … Кёнигсберг безвозвратно умер, его не ожить. Город ныне зовется Калиниград. И точка.
И, знаете, если вырвать с корнем из сердца и сознания эту так милую мишуру про Старый Кёнигсберг — вдруг понимаешь – а ведь город то в не так уж и плох! Он не слишком большой (450 тысяч населения). У него просто огромный потенциал, он очень затейливый, и, если постараться, можно создать «город – набережную», не город был бы, а сказка (одних мостов – семь штук). Были бы деньги да толковый градоначальник.
Второе: о природе и климате Калининграда
Кому как, а мне природа Калининграда нравится. Все таки прибалтика – она и есть прибалтика! Северная Европа. С насыщенного зеленого цвета (а не выцветшего – как на юге России) полями и лугами, красивым небом с кучевыми облаками (знаете, у нас этим летом (в отличии от предыдущих четырех-пяти) лето у нас, в Татарстане, выдалось дождливым и временами откровенно холодным, и я вдруг для себя открыл, что для меня абсолютно безоблачное небо, которое бывает летом в периоды продолжительной сухой погоды (как это часто бывает на «югах» и было у нас в предыдущие лета) не так красиво и притягательно, как небо с облаками. И, если в прошлые годы я на небо не обращал абсолютно никакого внимания, то в этом году, в хорошую погоду я даже солнцезащитный козырек в машине не опускаю, когда перемещаюсь на дальние расстояния – еду и любуюсь роскошным небом!).
О воздухе Калининграда – хотелось бы сказать отдельно. Я, наверное, читал десяток отзывов о том, как «…этим воздухом невозможно надышаться…», «…дышали всей грудью…» и, даже «…этот воздух хочется просто есть ложкой…». И это тоже, на мой взгляд, вполне объективное наблюдение – так оно и должно быть – Балтика дышит, и дыханием Балтики дышат люди, населяющие ее берега. Влажный, насыщенный, без примесей пыли воздух. Многие, имевшие на континенте заболевания органов дыхания пишут, что в Калининграде забыли о своих болячках.
Климат Калининграда – умеренный, ровный. Любителям золотой осени и умеренности в погоде климат подойдет как нельзя лучше! Полагаю, располагайся село Болдино в Калининградской области, полное собрание сочинений «нашего всего» А.С. Пушкина было бы несравненно больше! Вобщем — «…славная осень, здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит…» (хотя, вроде бы это не Пушкин)) ).
И (сейчас вы, наверное, будете смеяться, но…) – заниматься сельским хозяйством, в т.ч. приусадебным, в Калининграде – дело гораздо более благодарное, чем в том же Поволжье и восточнее оного.
Внимание. А теперь — некоторое отклонение от темы
Знаете, любой человек, склонный к размышлениям и анализу наверное не раз задумывался – вот почему мы, в России, жили так плохо… Вот посмотришь на старушку Европу – на ухоженные и опрятные деревушки и городки, а потом на фотографии наших сел и деревень 19 – начала 20 веков (ибо самих деревень в том самом виде, в отличии от европейских – увы, уже не осталось – сгнили), на худющих крестьян, одетых в обноски и думаешь – что не так? Вот почему у нас так жили так плохо? И знаете, я, лично для себя сделал один такой вывод – жили плохо (помимо, конечно, несправедливого государственного устройства) потому, что климат у нас, в большинстве своем – просто ужасный!
Страна наша была сельскохозяйственной. Жили тем, что выращивали, причем выращивали «в зоне рискованного земледелия». Как то мне на глаза попалась статья – исследование, касающееся анализа жизни и быта рядового европейского крестьянина и крестьянина среднерусского. Так вот, авторы статьи элементарно посчитали, какой набор работ должен был выполнить крестьянин у нас, в России, и у них, в Европе, чтобы элементарно свести концы с концами, и какое время для этого у него было отведено на это природными факторами. И все (лично для меня) стало на свои места.
Представьте себе европейца, специализирующегося на зерновых – в начале марта он приступает к вспашке земли, пашет не торопясь и качественно, его тягловая сила в виде скотины, которой не пришлось переживать свирепой зимы на сене с соломой бодра и весела, в связи с чем вспашка качественная. Пашет он не спеша, ибо время его не жмет. После сеет и ждет урожая, занимаясь попутно благоустройством своей территории, строительством, животноводством, выращиванием огородов и прочими ремеслами. Ему не нужно готовить много-много сена, чтобы его скотина могла что-то жевать полгода в темном стойле. Ему не нужно много дров, чтобы не околеть от холода. Ему не нужно так много одежды, чтобы как-то перезимовать. И вероятность того, что он получит хороший урожай – весьма высока – Гольфстрим-батюшка тучку нагонит, зиму прогонит.
Представьте теперь россиянина – каков набор работ и объем работ необходимо выполнить ему, чтобы элементарно выжить! И все это в условиях цейтнота времени, ибо к вспашке он приступает на пару месяцев позже! Фактически, среднерусский крестьянин должен был рвать пупок, без сна и без отдыха, пахать по черному, чтобы хоть как-то подготовиться к зиме, убиваясь на работе сам, и «убивая» еле-еле держащуюся на ногах после суровой зимы скотину! А после сенокос, заготовка дров, огороды и все это вытягивая жилы, бегом, чтобы успеть. Разумеется, жил среднерусский крестьянин плохо, и было ему не до пасторальных пейзажей и затейливой резьбы по камню – лишь бы выжить!
К чему я это все – многие из нас помнят суровые конец 80-х и начало 90-х… Жили на картошке и прочих самодельных закрутках. Так вот – картошку в Калининграде вырастить проще, дров (газа) нужно меньше (некоторые местные пишут, что включают газовое отопление раза три за зиму), да и армяк с зипуном можно потоньше покупать, не говоря уже об отсутствии необходимости в валенках!)))
Промежуточный вывод: природа и климат в Калининграде вполне удовлетворительны. Лично для меня этот климат – золотая середина. Конечно, хотелось бы, чтобы было не так сыро, но в целом, считаю, климат вполне приемлем. В любом случае – нет такой жесткой зимы, как в Поволжье.
Третье: о геополитике и анклавности Калининграда
Полагаю, пиши я эти измышления года два назад, этого подраздела не было бы. Но, к большому моему сожалению, геополитический фактор при выборе ПМЖ в России в настоящее время не просто появился, он имеет важное значение.
Не открою Америку, если скажу, что на сегодняшний день Калининградская область окружена враждебными, русофобскими странами, проводящими в отношении России официально-агрессивную политику. Странами – членами НАТО. Странами, где помимо собственных армий размещены на постоянной военные базы других стран – участников НАТО. Страной (я имею ввиду, прежде всего — Польшу), где планируется размещение элементов американской глобальной противоракетной обороны. В ответ на эти геополитические потуги врагов нашей страны в самой Калининградской области размещена «ответка» в виде военно-морской базы в Балтийске, частей ВВС, сухопутных сил, и, как пугнул европейцев несколько лет назад наш Президент (в ответ на первые известия о намерении США разместить в ряде стран восточной Европы элементы ПРО), оглашена возможность размещения в области ракетных комплексов «Искандер-М». Все это, безусловно, не может радовать и успокаивать. Фактически, в случаев возникновения какого-то военного конфликта (о вероятности которого можно было бы ржать в голос еще в 2013-м, но уже 2014 год показал – смеяться тут не стоит – а кто не согласен – спросите у жителей Донецка) территория Калининградской области будет полем боя. Конечно, цели для американских ракет распределены по все территории нашей страны, но подлетное время ракет для целей в Поволжье, на Урале и в Сибири несравненно больше, чем до Калининграда, что, на мой дилетантский взгляд, значительно повышает вероятность их «сбития» системами ПВО … А вот Калиниграду – повезет меньше.
После того, как я написал предыдущий абзац вы, вероятно, подумаете, что я тот еще параноик, однако данный фактор лично для меня существенен… Конечно, вероятность такого крутого развития событий невелика, но все же… все же… все же…
Кроме того, сама анклавность территории, которая, при условии дружественного окружения не является какой-то особой проблемой, в условиях враждебных режимов – может стать проблемой серьезной. Различного рода препоны, палки в колеса и прочие бумажные трудности со стороны наших «зарубежных партнеров» неизбежны. Кроме того, у меня нет информации о том, как область снабжается энергоносителями, пока не выяснял, но подозреваю, что тут то — же может быть не все так гладко и безопасно.
Даже переезд туда – сопряжен определенными трудностями, которые, конечно, решаемые, но, блин, как их решать то нехочется!!! Плюс ко всему, читал я как-то, что переезд «оттуда» (конечно, это не так актуально для данной статьи, но, считаю, риски нужно учитывать все, в т.ч. и то, что возможно придется уезжать обратно, на «большую землю») со всем домашним скарбом вообще практически невозможен без существенных финансовых потерь в связи с тем, что в Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны, (это когда иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов). И читал я как-то, что одна семья не смогла вывезти свое барахло обратно без уплаты каких-то там сборов, потому что не смогла доказать что это барахло она ввезла несколько лет назад с большой земли. Крохобор, скажете вы? Однако жалко, знаете ли, бросать все нажитое непосильным трудом, да еще в количестве 2 (двух) шт. )))
В то-же время, анклавность территории имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ. Так, например, оторванность территории и ее бОльшая, по отношению других автономность может оказаться существенным плюсом в случае каких-либо катаклизмов внутри самой страны (а смутные времена для нашей страны – скорее норма, чем исключение, признайтесь!). Изолированность территории является отличным препятствием для: — исламских радикальных элементов (в т.ч. с кавказским акцентом); наркотрафика; преступности (в т.ч. этнической); возможных внутренних локальных конфликтов; возможных конфликтов на южных и восточных рубежах нашей страны. Тем не менее, надо понимать, что, вопреки некоторым имеющимся мнениям (читал я как-то мнение одного переезжающего в Калининград в прошлом году, что нужно «валить» туда побыстрее, ибо в стране грядут большие потрясения, «земля налетит на земную ось» и прочие страшные вещи, и там, в Калининграде можно будет переждать смуту) по-тихому отсидеться конечно не получится. Все таки – страна то одна.
Ну и, конечно, анклавность однозначно способствует формированию определенного «микроклимата» области. Своеобразного местного менталитета. Образа мышления, местечковых особенностей поведения. Мнений на этот счет много – некоторые считают Калининградцев холодноватыми, «не русскими» (имея ввиду – не такими широкодушными), медленными… Некоторые (я в т.ч.) – не видят в этом ничего плохого… Одно вам скажу – близость Европы и оторванность от России неизбежно влияет и будет влиять на жителей Калининграда, и, я в этом уверен, будет формировать из них субкультуру, близкую культуре европейцев, что лично для меня скорее «плюс» чем «минус».
Промежуточный вывод: геополитические риски при переезде/проживании в Калининграде существенные. Анклавность территории создает немалые трудности, в то — же время, оторванность от «большой земли» имеет ряд преимуществ.
Четвертое: об экономике
Экономика Калининграда для меня – тема незнакомая. Думаю, нужно пожить годик -другой, чтобы понять ее структуру и слабые места/достоинства. В тоже время считаю, что необходимое для нормальной жизни области в рамках одной области произвести довольно таки трудно, а посему, даже не смотря на режим свободной таможенной зоны (ибо рубль упал и, судя по всему, встанет не скоро) проблемы определенными категориями товаров наверное присутствуют.
Промышленность – развита очень слабо. Для меня, с моей профессией и специализацией работы нет от слова совсем! Чем живет область, откуда берется добавленная стоимость – мне лично не совсем понятно. Вероятно, сказывается то, что я всю свою сознательную жизнь прожил в регионе, где производят реальную товарную продукцию, которую затем выгодно продают, а как существуют экономики регионов, где продукцию производят мало, я не представляю… Ведь должен же быть какой-то локомотив экономики, где деньги генерируются? А уж затем, сгенерированные деньги тянут за собой сектор обслуживания и торговли… И, хотя, в одной старой, по-моему американской поговорке и говорится «посели двух китайцев в пустыне, они разбогатеют продавая друг другу камни», без мощного реального производства все-таки никак. А имеющихся производственных мощностей – явно мало. И отсюда – низкие заработные платы.
А посему,
Промежуточный вывод: Калининград – экономически отсталый регион. Подходит отставным нефтяникам и «продающим камни». Ну и, бюджетникам.
Пятое: о медицине
Отдельно хотелось бы сказать о местной медицине. По отзывам местных и переехавших – с медициной в области – проблемы. Пишут, что хороших специалистов в области мало (что для меня – странно – з/п медиков одинакова по стране, и почему бы жить на эту зарплату в регионе, где накладные расходы в связи со сравнительно мягким климатом невелики? Слышал я, что в свое время местный медицинский ВУЗ был «оптимизирован», оттого и недостаток в кадрах. Оттого и лечится ездят на «большую землю», что, разумеется, совершенно не гуд! Ибо это: — а) накладно; — б) в связи с тем, что как пишут в отзывах, что в регионе есть серьезные проблемы с онкологией – бывает уже поздно…
Общий вывод: после более чем годичного размышления на тему «стоит ли переезжать в Калининград или нет, я, лично для себя решил, что наверное, все-таки нет… Слабая экономика региона и его оторванность от остальной России – два главных фактора, которые стали для меня определяющими. Хотя, в начале, я был готов переезжать в режиме «прямо сейчас – завтра»!
Хотя, если честно, регион мне нравится. Очень нравится. Но переезжая сюда нужно абсолютно четко осознавать (чтобы затем не пожалеть), что при прочих-равных условиях больших денег тут не заработаешь, капиталов не наживешь. Но, если быть готовым к спокойной, размеренной жизни «прусского бюргера», не гонясь за большим рублем, радуясь тем радостям жизни, которые дарит это место – Калининград – место не плохое. Я бы даже сказал – отличное! Знаете, черт побери, ведь не все в жизни измеряется рублем!) И, как никакое другое место в России, подходит для кардинального изменения своей жизни.
И да. Уезжать туда стоит «раз и навсегда», и если у Вас на большой земле остались близкие люди – нужно семь раз отмерить, чтобы «рвать» с большой замлей. Ибо Вы на новом месте скорее всего не будете располагать свободными финансовыми средствами для частых поездок на родину. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Продолжение, возможно, следует…
Комментарии:
31 Июл 2015 в 10:00
Зарплата медиков одинаковая по всей стране… боюсь вас сильно огорчить, но это не так.
31 Июл 2015 в 10:31
Думая о переезде, также останавливают оторванность от остальной страны.
31 Июл 2015 в 12:29
прочитала с интересом, сама переезжать не собираюсь, была в Калининграде давно, еще в СССР, но город понравился и люди тоже… познавательная и интересная статья. Спасибо автору.
31 Июл 2015 в 14:16
Мне понравилось. Где-то обидно, но больше верно, чем нет. Я живу здесь 4 года. Уже полюбила и город и область.
31 Июл 2015 в 14:35
Голландец, хорошая статья!
Но Вы забыли про ещё одну опасность! Не давно Евросоюз приказал странам Балтии принимать беженцев из Африки и Ближнего Востока. Неизвестно, как отразится на Калиниградской области присутсвие по соседству арабов и африканцев
31 Июл 2015 в 15:16
Объективная оценка, хорошее литературное изложение, легко читается.
С 1 января 2016 года Калининградская область теряет статус свободной таможенной зоны.
31 Июл 2015 в 15:34
Неверно выразился, теряет статус «Особой экономической зоны».
Интервью с директором гос. компании «Особые экономические зоны России» smotri.com/video/view/?id=v27310500b10
Там же он говорит, что этим статусом в ближайшее время наделяется Крым.
31 Июл 2015 в 16:41
Спасибо за интеллигентную статью.
31 Июл 2015 в 16:54
Интересная и очень познавательная статья.
31 Июл 2015 в 18:08
Статья интересная, написана в спокойном тоне, чувствуется за ней умный человек стоит, спасибо! Моя знакомая летала в Калининград на предмет переселения из Алматы и тоже не решилась, знаю тех, кто решился на перезд из Алматы в Калининград: приживалсиь тяжело…
31 Июл 2015 в 19:11
Интересно, спасибо за статью) Калининградская область как территория опережающего развития
http://www.regcomment.ru/investigations/kaliningradskaya-oblast-kak-territoriya-operezhayushchego-razvitiya/
31 Июл 2015 в 19:29
Хорошая статья, спасибо. А ваше «завышенное ожидание» — просто супер!
31 Июл 2015 в 21:31
Спасибо за Ваш труд, вы грамотно и разумно подходите, и очень интересно Вас читать — успехов, у Вас все получится
1 Авг 2015 в 0:34
Да, зарплаты у медиков отличаются… Северные давно уже одно лишь название…
Природа, конечно радует, но таких лесов, как у нас на севере я там не видел, это огорчает.
В плане лета, по сравнению с югом России оно довольно холодное. Зима тоже мягкая. Я наблюдал по вэб камерам снег держится примерно 1 месяц. При этом снежный покров 5−10 см. В Архангельске примерно 6 месяцев… Снега примерно, 1,5 метра.
Архитектура наверно кому-то и не нравится Калининградская. А мне так в самый раз. Кёнигсберг или немецкие строения меня особо не привлекают, а вот Площадь Победы, набережные в Светлогорске и Зеленограде, Зоопарк и даже Южный вокзал мне понравились. Мне нравится всё вновь построенное. Думаю, не обязательно делать всё на немецкий манер. Как раз скорее для туриста из Европы, было бы интересно соприкоснуться с архитектурой России или Руси, как вам больше нравится…
Автор пишет, что не нашёл работы — я полагаю это всё же основная причина не переезда. Т. к. какая мне разница, что регион слаб экономически, если меня устраивает инфраструктура. Какая мне разница, что он оторван от России, если до Москвы ехать на поезде 20 часов. А с Архангельска также 20 часов… А на машине не вижу смысла ездить. Но если вы из тех, кому именно на машине, то вам будет сложнее…
От сюда вытекает и следующее следствие, если у вас много родственников, друзей в России, то конечно лучше оставаться в том же городе или неподалёку.
Я возможно перееду и у меня появятся совершенно новые мысли, переживания и чувства. Но сейчас этот город мне видится чуточку другим, чем в статье.
Автору Спасибо! И за Казань и за Калининград!
1 Авг 2015 в 1:10
Спасибо за статью и за то, что поделились своими размышлениями.
Это лучшее, что я читала на этом сайте.
1 Авг 2015 в 9:37
Т.е. Я так поняла, автор в самом городе не был, а выводы делает по статьям, отзывам и новостям? Слишком малая база для оных)
И как же мне надоело это вечное «обожествление» Европы…
1 Авг 2015 в 13:12
Большое спасибо автору, написано все очень верно, говорю как местный житель)))
1 Авг 2015 в 14:20
не Прибалтика, а Балтика :\
1 Авг 2015 в 15:30
Был показан ТОЛЬКО московский район Калининграда, а знаете ли вы, уважаемый автор, что во время войны был разрушен практически весь центр Кенигсберга! Калининград нужно «нюхать» совершенно с другого боку! А где улица Кутузова с его немецкими виллами? А где район центральный (читай, Октябрьский) с его немецкими особняками и довоенной застройкой? Где? Калининград оооочень красив!!! Аналога такого города не в остальной России! А если приехать в бюджетную поездочку на разведку, да поселиться где-нибудь в Балтрайоне, то конечно… духа города вы не прочувствуете… Где Рассказ про кирху королевы Луизы? (А это, на секундочку, центральный парк культуры и отдыха… неужели вы там не были??? Где королевские пруды?) Тогда назревает вопрос: А ГДЕ ВЫ ВООБЩЕ БЫЛИ-ТО, чтобы вот так судить о городе?
1 Авг 2015 в 16:49
Ко мне приезжали в Калининград друзья детства. Я им город с такого ракурса показала, они в шоке были… На остров Канта (тот что на фото фигурирует у автора) мы пошли уже в самом конце, поэтому эти совковые девятиэтажки их не сколько не шокировали… Эти дома стоят в бывшем районе бедняков, район назывался Löbenicht. Друзья мои с Калининграда привезли множество приятных впечатлений, красивых сувениров и таких фотографий, что многие коллеги и родственники задают теперь вопрос: «Ой, а вы в Германию ездили что ли?»)))!!!
1 Авг 2015 в 17:34
Слов нет, россияне гордятся тем, что построили немцы.
1 Авг 2015 в 23:31
Мит, да правы Вы, правы! Немцы вообще молодцы, особенно в период с 1941 по 1945 г. и в очень многие более ранние времена. Продолжайте преклоняться, только не применяйте местоимение «наши», когда говорите о русских, и почаще говорите, что русские ни на что не способны. Ведь Вы считаете, что наш народ ни на что не способен. Бедные солдаты вермахта.
2 Авг 2015 в 11:30
Дочитала до третьей главы. Позитивненько было. Но когда начались » …кругом враги!» — читать далее почему-то расхотелось. И чего это ник тогда такой непатриотичный — «голландец», раз кругом враги?
2 Авг 2015 в 12:17
Переехала в Калининград 6 лет назад из города Мурманска. Ни дня об этом не жалела. Да, что-то лучше, что-то хуже. Климат людям, желающим уехать с Севера, очень подойдет, потому что он мягкий, не жаркий, много зелени, море, песок, сосны. Люди из регионов с устойчивым климатом привыкают труднее. Но это кому как.
Нельзя ехать в Калининград с настроением, что кругом враги. Кругом абсолютно нормальные люди, которые живут своей нормальной жизнью со своими радостями и проблемами, и им нет никакого дела до нас. Не надо так преувеличивать свою значимость. С каким ты настроением туда ездишь, так тебя там и принимают. Я за 2 года неплохо выучила польский, часто езжу в эту страну, люблю ее, никогда не имела там проблем — только приветливое отношение. Машину не вожу, перемещаюсь там общественным транспортом, имею знакомых и друзей. Как аукнется — так и откликнется. Близость Европы — большой плюс. Отсюда можно недорого ездить отдыхать туда. Лечусь, например, тоже в Польше. Медицина в Калининграде на самом деле слабая.
Да, если остается много родственников в России, то лучше не переезжать. За 6 лет жизни здесь и мысли не было о поездке, как вы пишете, в «большую Россию». Зачем?
7 Авг 2015 в 21:25
Спасибо вам за отличное повествование, и оно еще раз подкрепило мою симпатию к этому городу.
Собираюсь на следующий год приехать сам лично понюхать и посмотреть своими глазами на него.
Калининград для место № 1 для переезда в ближайшие пару лет.
8 Авг 2015 в 14:59
Вот прочитала комменты патриотов которые все делят на «наше» и «чужое» и вспомнилось, что на днях уничтожили сотни тонн попавших под санкции «чужих» продуктов: фруктов, овощей, сыров. Якобы неизвестно какого они качества, скорее всего плохого. Голословно, без проведения экспертиз. А бесплатно раздать детям и старикам не так круто, как показаться перед западом. Грустно все это
8 Авг 2015 в 16:39
Очень жалко труд простых людей, которые все это выращивали
8 Авг 2015 в 17:30
«о газон, то плиточка, то пахотные земли… так приятно смотреть, радуется глаз и сердце (за простых людей, они обеспечены работой и едой)»
Так вот где, оказывается, рай! В Литве! Так Вы посейте гречку, будет как в Литве- всё засеяно и будет счастье,
8 Авг 2015 в 17:36
Мы бы у себя бы посеяли все что можно, но у нас например, в ХМАО, затопило 9000 дачных строений, лета нет, в отпуск в этом году не можем поехать, затеяли ремонт, дома холод страшный, как впрочем и на улице. В некоторых организациях убрали льготный отпуск — кризис. (((Солнце видели два-три раза за лето.
8 Авг 2015 в 17:40
А мы б у себя посеяли (ну в смысле в области), да давно все земли проданы!
8 Авг 2015 в 17:48
Все любят кого-то винить! Обсуждать! Но сам что-то улучшить никто не хочет. Хотя бы выйти на субботник! Всем кто-то что-то должен!
16 Янв 2016 в 14:37
Если кто-то знает, скажите пожалуйста в каких торговых центрах Калининграда не очень большая аренда и хорошая проходимость. И как обстоят дела в сфере торговли женской одеждой- платья, пальто, куртки, плащи, пуховики?
23 Фев 2016 в 17:31
Я захотел поехать и жить в Калининграде… сейчас Владимирская область…
14 Апр 2016 в 20:47
Подскажите пожалуйста, в каком районе лутше всего покупать квартиру? Чтобы рядом были школа, садики ну и не далеко от центра?
31 Май 2016 в 10:28
Автор спасибо за интересную статью! Куда переехали в итоге? или все еще живете в нижнекамске?
19 Авг 2016 в 14:11
Забавно, читал статью, внимал всему что написано, но после слов о том что 8 см утеплителя — это мало и пеноблок можно перепилить ножовкой читать дальше перехотелось.
14 Окт 2016 в 17:08
Почему-то стали слегка раздражать люди своим параноидальным желанием ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ просчитать-рассчитать-перепроверить…А жизнь идёт… Прекрасная, единственная и неповторимая… Так и проживёте её в Нижнекамске… прости, Господи… А я уже семь лет кайфую от Кёнига)))
7 Ноя 2016 в 13:47
Я так РАД ЗА ВАС!!!)))
1 Июн 2017 в 16:19
очень хорошо написано. во многом вы правы
24 Авг 2019 в 12:48
Плюсы статьи: всё в спокойном тоне, без истерик. Чувствовалось, что человек делится своими размышлениями, обосновывает свои выводы и те вопросы, которые перед собой ставил. В этом плане, действительно читать было интересно.
Минусы: редактируйте, пожалуйста, свои тексты! Куча многоточий, очень много слов/фраз в переносном смысле, в кавычках. И да, скобки, скобки, скобки кругом! Некоторые ещё и вложенные друг в друга, от всего этого рябит в глаза, честно, читать порой тяжело.
пс Ещё: чего вы так привязались к тому, что вокруг НАТО? С такой логикой, и жителям Бреста должно быть неуютно каждую минуту. А в Калининграде, на минуточку, стоит штаб Балтфлота, думаете, он стоит там просто так, без охраны, и никто не понимает рисков? А про ракеты, извините, совсем смешно — какая разница, если ттт полетит — время подлёта будет 12 минут или 26? В общем, моё мнение, это уже у многих что-то типа истерии на счёт милитаризма прибалтики. Не спорю, это мало кому нравится, но делать из мухи слона?..