Омск идеально подходит для того, чтобы мечтать, философствовать и ничего не делать

Омск — тихий, спокойный, сонный город. Темпы жизни здесь весьма неторопливые, цены невысокие, горожане привыкли жить сонно, плывя по течению и особо не суетясь. Этот город идеально подходит для того, чтобы мечтать, философствовать и ничего не делать. Настоящий город Сон над рекой Тишиной (как назвал маленькую речку Омь, давшую название городу, поэт Леонид Мартынов).

Омск

Фото Маши Кремер (@mariequal)

В этой тишине есть своё очарование, но не всем оно придётся по вкусу. Людям с активной жизненной позицией здесь скучно и тесно, поэтому многие горожане массово бегут в столицы.

Омичи постоянно ноют и ругают свой город, и трудно понять, что это — такая вот форма любви, негативный патриотизм. Патриархальный город давно нуждается в модернизации, которая сейчас понемногу начинает осуществляться.

Климат и природа

Климат в городе резко континентальный, летом — жара до 35-50 градусов, зимой — морозы до 35 градусов.

Расположение в узкой полосе лесостепи между тайгой и степью влияет на экологию: из Казахстана ветер приносит песчаные бури, из тайги — проливные дожди. Благодаря этому город весной и осенью утопает по колено в грязи. В 1907 году на одной из городских окраин в грязи утонул верблюд — захлебнулся грязью и утонул (казахские верблюды были до революции в городе популярнее лошадей). Об этом инциденте вспоминают до сих пор. Изменений к лучшему, по-видимому, ждать не приходится.

Зато солнечных дней в Омске больше, чем в Крыму, — более 300 в году. Это одно из самых солнечных мест в России. Закаты над Иртышом невероятно красивы, небо очень объёмное и глубокое, краски яркие и сочные, гулять по набережной по вечерам очень приятно.

В советское время Омск называли городом-садом, он занимал первые места на всесоюзных конкурсах по озеленению. Сейчас значительную часть деревьев повырубили, но всё равно зелени и цветов в городе больше, чем, например, в Новосибирске. Если в советское время сажали в основном тополя, то сейчас активно сажают шаровидные клёны, ивы и берёзы, весьма привлекательные на вид. Прогулки по тенистым аллеям доставляют большое удовольствие.

Дороги и фасады: ремонт за ремонтом

Омские дороги широко известны своим плохим качеством. Хуже всего было в 2015 году, когда после снежной зимы и весеннего паводка асфальт в городе практически прекратил своё существование. Но за последующие годы удалось заново заасфальтировать практически все дороги, в 2016-2019 годах ежегодно клали асфальт на 30-40 крупнейших магистралях, восстановили почти все основные улицы. Сейчас асфальт снова трескается, но мэрия удовлетворяется ямочным ремонтом, создающим на месте ямок кочки.

В первой половине 10-х годов фасады почти не ремонтировались, облупленная штукатурка радовала взгляды живописными пятнами практически в любом районе города. Но в 2019 году из-за визита президентов России и Казахстана спешно были покрашены фасады почти всех зданий, стоящих вдоль основных гостевых маршрутов. Всё делалось по-российски: за год, отведённый на подготовку, было отреставрировано 30 домов, ещё 100 было спешно покрашено за последнюю неделю перед приездом президента, остальные 40 докрашивали уже после саммита. Но зато теперь вид облупленных стен уже не нервирует горожан на каждом шагу, как это было раньше. Может, краска сколько-то ещё на стенах продержится.

Через три года в Омске запланирован молодёжный чемпионат мира по хоккею. К этой дате активно строятся гостиницы (которых раньше почти не было), центр приводится в образцовый порядок, сооружаются спортивные объекты. Весь центр, изобилующий красивыми дореволюционными особняками и храмами, выкладывается гранитом, планируется замостить гранитом набережную Иртыша (это будет крупнейшая набережная в Евразии). Администрация обожает гранитные мостовые, наверное, скоро Омск станет самым гранитным городом в Сибири. Может быть, и в книгу рекордов Гиннеса занесут.

Можно надеяться, что к чемпионату город приобретёт наконец приличный облик, чтобы было не стыдно показать иностранцам. Но пока что эстетически привлекателен только относительно небольшой исторический центр, а обширные окраины фактически остаются деревнями, утопающими в грязи.

Автобусы-крошки, трамваи-старики и метро-призрак

Ситуация с транспортом долгое время была одной из главных проблем города. В 2015 году износ муниципального транспорта составлял 99%, на маршруты выходили вагоны, закупленные ещё в советское время и буквально разваливавшиеся на ходу (как-то у меня на глазах у летящего по дороге автобуса отвалилась дверь), а дороги в основном были наполнены старыми неуправляемыми газелями, практически каждый день провоцировавшими аварии. Если не хочешь ехать на маршрутке, ждать автобуса приходилось иногда по 10-15 минут. Впрочем, риск для жизни везде был примерно одинаковый.

Затем были предприняты попытки как-то улучшить ситуацию. Газели в принудительном порядке были заменены на более крупные и безопасные «луидоры». Для автобусного парка закупили большое количество муниципальных маршруток, маленьких ПАЗиков и несколько больших автобусов, работающих на экологичном метановом топливе. Теперь долго ждать автобуса не приходится, зато в маленьких вагончиках постоянная давка. Может быть, это сделано специально, чтобы улучшить демографию в регионе.

Трамваи и троллейбусы ходят по-прежнему в основном советские, но в ближайшее время планируется обновить трамвайный и троллейбусный парк. Заключены договоры на закупку новых современных вагонов, планируется прокладка новых рельсовых линий.

Стоимость проезда в транспорте по сибирским меркам немаленькая, зато действуют безлимитные проездные, которых нет в Новосибе и Тюмени. Такси весьма дёшевы, проезд от края до края города стоит 200, максимум 300 рублей. На остановках общественного транспорта по всему городу ставят тёплые павильоны с подогревом на случай холодов (на этом имеют хороший навар уральские компаньоны губернатора).

А вот о строительстве метрополитена, запланированного ещё в советское время, мечтать точно не приходится. Прорытые в 90-е и в 2000-е годы туннели пришлось засыпать, чтобы не тратить деньги на их содержание. Про таинственное метро и живущих в нём призраков в городе пишут фантастические книги и ставят комические пьесы в театрах, это один из главных городских мемов.

Но в целом ситуацию с общественным транспортом в Омске в настоящее время я оцениваю как удовлетворительную. До идеала, конечно, далеко, но доехать в любую точку города из любого места можно весьма легко.

Финансы поют романсы

Цены в городе весьма умеренные, но и зарплаты — тоже. Хотя официальная статистика гласит, что средняя заработная плата в Омске составляет 35-40 тысяч рублей в месяц, в реальности большинство омичей получает 15-20 тысяч. Я, например, работая библиотекарем, получал 17 000, а устроившись в школу учителем, начал зарабатывать 30-35 000 рублей.

Тенденций к росту заработной платы пока что не намечается. Это и является одной из главных причин массового бегства омичей из города. Хотя, конечно, если уметь вертеться, и в Омске вполне можно заработать хорошие деньги. Но для этого следует приложить больше усилий, чем в других городах.

Что мы имеем в итоге

Что в настоящее время служит наиболее популярными брендами Омска, гордостью города?

  • исторический центр (дореволюционные храмы, особняки, музеи, классическая архитектура, мрамор и гранит);
  • многочисленные театры, Омск — театральная столица Сибири;
  • хоккейная команда «Авангард», активная спортивная жизнь;
  • зелёные насаждения, обилие солнца;
  • крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод, увы, зарегистрированный в Санкт-Петербурге и платящий налоги в основном в северную столицу.

Недостатки Омска:

  • маленькие зарплаты для бюджетников, сложности с карьерным ростом;
  • проблемы с экологией, связанные с выхлопами от того же нефтезавода;
  • проблемы с инфраструктурой, в последнее время — в основном на окраинах;
  • скука, скука, скука.

Таким образом, Омск — патриархальный сибирский город, который понравится любителям русской старины и неторопливого образа жизни. Бизнесменов и людей с активной жизненной позицией он вряд ли заинтересует. Но, если курс на развитие, взятый в последние годы, будет сохранён, Омск вполне сможет достичь такого же уровня благополучия, как и другие сибирские миллионники. Произойдёт ли это или всё получится как всегда — покажет время.