Отчет о командировке из Питера в Минск: впечатления о столице Белоруссии
Я сам с Питера, программист. Так получилось, что летом 2014 года меня отправили на 2 месяца в командировку в Минск. Я и раньше посещал столицу Белоруссии, но до этого поездки не отличались такой продолжительностью. За время командировки я познакомился с городом и решил рассказать об этом вам, уважаемые читатели.
Если вы добираетесь до Минска по железной дороге, то первое, что предстанет перед глазами, будут, так называемые, «Ворота Минска». Это визитная карточка города, самые узнаваемые дома-башни в Белоруссии.
Сам железнодорожный вокзал довольно современный, находится почти в центре города. Он был открыт 30 декабря 2000 года. В самом здании есть кафе, туалеты, магазин и т.д., рядом находится станция метро «Площадь Ленина», транспортная доступность мне понравилась.
За счёт компании мне сняли двухкомнатную квартиру стоимостью 400$ в месяц. Жил я на улице Денисовской, это остановок 5 на троллейбусе до ЖД вокзала. Потом приходилось пересаживаться на метро и ехать 5 остановок на метро, до станции «Академия наук». Там и располагался офис фирмы, в которой я работал.
О транспорте
Сам общественный транспорт развит в Минске удовлетворительно, у меня не было проблем уехать в 12 ночи домой. В час пик, конечно, народу много, но ещё терпимо. Маршруток не так много, но они есть. Проезд в общественном транспорте стоит 40 центов, в маршрутке — 1$. Я покупал проездной на троллейбус/метро и существенно экономил. В городе довольно много такси. Расценки недорогие, 3$ за вызов, туда включены 3 километра, остальные километры считают по 40-50 центов.
Минский метрополитен состоит всего из двух линий, я очень был этим недоволен, так как город довольно большой, единственный понятный транспорт, конечно, метро. Практически постоянно вам придётся ехать с пересадками на троллейбус, автобус, поэтому неразвитость метро очень сильно огорчает. В метро оплачивают проезд жетончиками, очень похожие на те, которые в Питерском метрополитене. Поезда ходят довольно часто.
В целом, транспортная система функционирует неплохо. На некоторых остановках установлены электронные табло, на которых видно, когда приедет транспорт. Стоимость проезда постоянно дорожает.
О ценах
Сам Минск показался мне очень спокойным и никуда не спешащим городом. Это такой современный коммунизм. Очень чистый, благодаря огромной армии дворников. Зарплаты тут невысокие, в среднем, 450-500$. Несмотря на скромные зарплаты, цены как в Минске, так и в Белоруссии, довольно высокие и постоянно повышаются, что вызывает нескрываемое недовольство у граждан. Приведу цены на некоторые продукты питания:
- Батон — 85 центов, чёрный подовой — около 1$ (но он большой)
- Молоко, 3,2%, 0,9 л. ~80 центов
- Сигареты «Кент» — 1,5$
- Мясо, свинина, бедровая часть — 10$/кг.
- Колбаса отварная — 7-8$ и выше (дешевле покупать не советую).
- Картофель — 55 центов за килограмм.
- Курица, бедро — 4$/кг.
- Водка — от 7$/0,5 л.
- Пиво — от 1$/0,5 л.
- Горбуша с головой, мороженая, от 5$/кг.
Что касается цен в кафе, то покушать в простенькой кафешке вам не удастся дешевле 30$. Бокал пива там обычно стоит 3,5$. Мороженое стоит в кафе или в ларьках возле людных мест 2-3$, отварная кукуруза, 1 шт., стоит 2,5$.
Очень мало магазинов, практически нет их в центре и окрестностях. Местные закупаются в торговых центрах «Евроопт», «Гиппо», «Рублёвский». Там обычно дают скидочные карты до 3%.
О качестве продуктов
Лично мне очень не нравятся многие продукты белорусского производства.
- Колбаса — это жуткая дрянь, в которую напихали неизвестно чего. Там состав тянет на сочинение по объёму! На вкус пересоленное или переперчёное, очень хочется пить после такой колбасы. Причём, я перепробовал много видов, говорю не голословно.
- Консервы — попробовал только одни, чего мне хватило. Купил за 3$ говяжьи консервы и отравился. На вкус так же не очень.
- Хлеб неплохой, можно покупать.
- Белорусские конфеты, шоколадные — дрянь, не тратьте деньги, попробовал очень много, специально покупал всех по чуть-чуть. В итоге есть пара видов съедобных, но остальное — некачественный шоколад. Наш намного лучше.
- Молоко — непонятно, почему фасуют в пакеты по 0,8 и 0,9 литра. Почему не в литровый пакет? Молоко неплохое. Но есть какая-то гадость, которая сворачивается при кипячении. Оказывается, местные производители, что бы удорожить продукцию, пихают в молоко всякую бяку, называют это витаминами, кальцием. Потом такое молоко нельзя кипятить. Впервые такое увидел.
- Белорусское мороженое — надо смотреть состав и покупать такое, в котором молоко стоит на первом месте. Иначе это равносильно тому, что вы бы пожевали снег с ванилином. Там так и пишут: «сделано из воды питьевой». Лично я искал везде наше, русское.
- Сыр — это не сыр, а сырный продукт. Там такое в составе пишут, что ужас просто! На вкус — кака. Брал немецкий, голландский и наш.
- Белорусские сигареты — если их курить, то бросишь курить точно.
- Белорусская водка — только дорогая, остальное — гадость с техническим привкусом.
- Белорусское пиво — только разливное, если не хотите ходить с головной болью после двух выпитых бокалов. Разливное хорошее, бутилированное — гадость.
Короче, с продуктами там плохенько. Ухудшает ситуацию то, что небелорусской продукции на прилавках почти нет (крупы, фрукты и рыбу в расчет не буру). Это мне очень не нравилось.
Об отдыхе
Лично я неплохо проводил время в Минске, ходил в кино (5$), в парки, посетил зоопарк, ботанический сад, национальную библиотеку, Троицкое предместье.
Мне очень нравился Парк Челюскинцев. Мне нравилось там гулять после работы, благо, находился он рядом. В парке много деревьев и так пахнет лесом! Ещё там находятся аттракционы, колесо обозрения. По ценам довольно доступно, аттракцион в среднем стоит 1,5$.
Также, мне понравился Парк Горького. Там так же есть аттракционы, можно погулять.
Понравился мне так же и ботанический сад, там много цветов, растений, деревьев. Приходить туда нужно на несколько часов. Вход стоит, если не ошибаюсь, 3,5$. Мне там очень понравилось, но нужно брать с собой воду и еду, так как там лупят заоблачные цены. По работе приехал к нам коллега из Канады, так ему так же ботанический сад понравился.
Зоопарк в Минске так же можно посетить, там много птиц. Мне повезло, я попал на время кормёжки и наблюдал, как совы едят белых мышей, а беркут отнимает мясо у грифа. Было довольно занятно. На территории зоопарка есть дельфинарий.
Советую посетить Музей ВОВ, там я провёл 3 часа, много экспонатов, танки, пушки. Стоит, наверное, посетить художественный музей. Там есть несколько картин Шишкина, Репина, есть картина Айвазовского. Билет стоит 5$. Я в музее провел часика 4. Много, конечно, всякого бредового творчества, но это уже кому что нравится.
Вот куда не стоит, наверное, ехать, так это смотреть на национальную библиотеку. На постройку этого здания высчитывали деньги почти у всех белорусов. В итоге здание построили, а что бы подняться на смотровую площадку, дерут 3,5$ Сама библиотека некрасивая, не вписывается в окружающий пейзаж. Смотровая площадка замызганная, почти ничего там не видно из-за огораживающих стёкол (как говорят, от самоубийц). Ночью на библиотеке включается подсветка (реклама, бегущая строка). Смотрится уродливо.
О жилье
Дом, в котором я жил, был новый, в нём постоянно ломался лифт и приходилось вечером топать вверх, на четырнадцатый этаж, по загаженной фекалиями лестнице, которая, почему-то, не освещалась. Не знаю, как в других домах минчан, но у меня из-под крана лилась вода с ужасным химическим запахом. Я пить такую воду не стал, покупал питьевую воду в магазине.
В целом, если кто-то будет снимать квартиру, то лучше брать у метро. Пусть даже и на окраине города. И смотрите на соседей, так как много лимиты, которая получила квартиры и не ценит этого, загаживает всё вокруг. Естественно, жить с такими папуасами некомфортно.
По цене жилья, съём колеблется в пределах 300-550$. Смотрите, чтобы были счётчики, а то замучаетесь коммуналку платить.
Если жильё покупать, то зависит, конечно, от района, но в бабушатниках можно купить однокомнатную квартиру примерно от 60 000$, цена двушки в новом доме будет около 120 000$. Тут Питер, конечно, намного привлекательнее по ценам.
В принципе всё, мой краткий обзор закончен, если что-то интересует, то пишите, спрашивайте, я напишу, как будет время.
Комментарии:
7 Сен 2014 в 19:47
Ну вот, развенчали миф о белорусском социализме с дешевизной и экологически чистыми продуктами.
8 Сен 2014 в 14:21
По поводу цен в кафе слишком завышено, в среднем, посещая Минск я не разу больше чем на 15−20 $ на ел в кафе, не уличных, а приличных заведениях в центре города. А аппетит у меня более чем хороший=)
8 Сен 2014 в 15:51
Дмитрий, спасибо за объективную оценку. Три года назад был дефолт, национальная валюта обесценилась с тех пор в три с половиной раза. Больше всего удручает, что цены повышаются очень часто и планово. Соответственно обесцениваются и зарплаты, не такие уж и большие даже в столице.
8 Сен 2014 в 18:43
Батька негодует после прочтения этой статьи.
8 Сен 2014 в 22:20
Как показывает моя личная практика проживания в нескольких городах России, а именно, Москва, Новомосковск (Тульской области) и Минск вывод только один «сколько людей столько и мнений», так было, есть и будет всегда, поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать 😉 как показали мои исследования идеального города не существует, каждый отражает ту энергетику которой наделяют его жители, не важно приезжие, лимита или коренные, все они участвуют в его жизни и влияют своим присутствием на его развитие, поэтому сравнивать города в принципе неуместно, хотя бы элементарно исходя из многих факторов (географическое месторасположение, менталитет жителей (к примеру, Питер и Москва-одна атмосфера и динамика, а отъехать 200 км в соседнюю область, где заводы и шахты у жителей образ жизни и картина мира в голове уже иная и технологии, которые развиваются и приживаются в крупных городах в соседних областях не развиваются, потому что функционирование большинства жителей в них завязано на одной схеме «завод-работа» — дом-«отдых», а не развитие с помощью технологий) это участь всех стран на планете, достаточно в этом убедиться и посмотреть несколько передач путешественников), я к тому все это, что лучше конечно не сопоставлять, а из каждого места где довелось побывать нужно подмечать и брать себе на заметку лучшее, а сейчас с развитой инфраструктурой сетевых магазинов и наличием рынков, можно выбирать на любой вкус и кошелек продукты и одежду, да и требования в еде у всех очень разные, в общем, приспособиться в городе у современного человека сейчас больше шансов, чем в сельской местности, а недостатки многоквартирных домов и качество воды и еды, это элементарная плата за комфорт 🙂 к тому же как и в Москве все зависит от района проживания (фрактал работает на всех уровнях и во всех сферах). Те кто еще не оторвался от земли (дом, дача), те и не покупают в магазинах, то что им массово производят, те кто наполовину оторвался еще закупаются основным на сезонных ярмарках осенью, а те кто уже ушел в виртуальность, те и будут питаться тем что дают-закон выживания, не бывает на все готовенькое в жизни это нужно понимать и адекватно воспринимать. Даже все известные мировые деликатесы, которыми питаются люди с достатком выше среднего на деревьях не растут и их высокая цена тому показатель, что уже говорить о производстве продуктов для большинства. К примеру, есть у человека гормоны в организме, и как бы ты не пытался приблизить в производстве лекарств к естественным все равно это по своей природе уже ненастоящее и останется искусственным, так что никакая колбаса не заменит куска мяса, но о вкусах -не спорят 🙂 В Минске, к счастью, довелось мне прожить 2 года и увидеть практически все его районы и объехать окрестности не имея машины, на общественном транспорте, да на своих двоих 🙂 так что инфраструктура доступная, главное уметь ориентироваться. На архитектуру любого города на Земле влияет время и люди которые диктуют стиль, столицам России повезло больше в этом плане, частичка дошла во время СССР и до Минска- после войны сумели восстановить все с нуля и сохранить, теперь время другое стиль другой диктуют архитекторы ищут свой наверное, но как и в Европе есть масса новых стеклянные сооружений неподходящих к прошлым стилям, странно, если бы в Минске, Москве и Санкт-Петербурге их не было, ведь все смотрят на Запад, но только вот не все же умеют как Петр I подмечать лучшее для своего времени, думаю что если так пойдет и дальше, то и эти все стеклянные коробки будут через 50 лет как в Гонконге или Токио органично смотреться здания изнашиваются даже жилые дома и постепенно заменят все на стекло и бетон 🙂
11 Сен 2014 в 20:48
Несмотря на не совсем лестный рассказ о моей стране, я благодарен автору за честность и прямоту. А то уже поднадоели эти хвалебные оды нашей пресловутой чистоте, дешевизне и мудрому руководству. Может, так оно и видится со стороны, когда здесь проездом на пару дней. А стоит здесь пожить, как автору, и откроешь для себя много нового и не всегда приятного.
21 Сен 2014 в 18:13
Этот человек сумасшедший или действительно сильно напился пивом, обкурился сигаретами и отравился российской тушенкой или еще каким-нибудь российским продуктом который он в основном покупал. Все нормальные люди пишут о белорусских продуктах в исключительно восхищенном тоне. То, что он назвал неплохим, то есть транспорт, инфраструктуру, чистоту так-же достойно исключительно хвалебных эпитетов.
21 Сен 2014 в 18:17
Да и еще, объясню россиянину, что-то непонятное и неизвестно- что, которое он нашел в белорусской колбасе-это мясо…
27 Сен 2014 в 17:33
Я согласна, что в Беларуси не всё так идеально, но я не согласна с автором сего произведения:
1.Продукты в Беларуси и в сравнение не идут с Россией, особенно что касается колбас и мясных изделий, сыров, а особенно мороженного и молочных продуктов. Автор, живя в России, наверное ел всё импортное и никогда не покупает ничего российского.
2. По поводу транспорта -а в России, что очень быстро можно уехать в 12−00?
27 Сен 2014 в 21:18
Отсутствие продуктов иностранного производителя и отсутствие выбора, это не одно и то-же.
Надо защищать собственный рынок, чего Россия например не делает. Покупайте продукты без посторонних наполнителей, они всегда есть, а если у вас «нет лишних денег», то и продукты с наполнителями и спреды на самом деле делаются с соблюдением техрегламента и имеют хороший вкус и питательность. Хотя появились они в основном после вхождения Беларуси в таможенный союз и предназначены скорее на экспорт в Россию, чем избалованному великолепными продуктами собственного производства беларусам.
27 Сен 2014 в 21:22
Надо было посмотреть скраю, там лежало одинокое обычное масло одного или двух сортов… Масло и есть просто масло и оно разным не бывает в отличие от спредов.
27 Сен 2014 в 21:29
Ну в России я бывал, а в Европе нет и и прекрасные дешевые европейские продукты не ел, потому, что те продукты которые преодолевают тысячи километров, пока доедут до российского или белорусского потребителя приобретают в цене транспортную наценку и подвергаются консервации или являются только продуктами долгого хранения… предпочитаю местное беларусское.
21 Окт 2014 в 19:51
Конечно приятна демократичность сего сайта, но не до такой же степени… Я всё понимаю, можно хвалить, можно ругать, но когда человек двух слов, извините, связать не может, а всё туда же, в критику, это уж извините… ни в какие ворота, даже в ворота Минска. Конкретно чувак решил заработать бабла на теме своей командировки. Здесь очень часто комментируют знающие и разумные люди, и их интересно почитать, даже критику — она обоснованная, я бы, действительно хотела узнать объективный взгляд на белорусскую действительность… Ну, а это чушь, простите, какая-то…
21 Окт 2014 в 20:06
«В самом здании есть кафе, туалеты, магазин и т. д., рядом находится станция метро „Площадь Ленина“, транспортная доступность мне понравилась.»поэтому неразвитость метро очень сильно огорчает.» «Мне очень нравился Парк Челюскинцев. Мне нравилось там гулять после работы, благо, находился он рядом. Также, мне понравился Парк Горького. Там так же есть аттракционы, можно погулять. Мне повезло, я попал на время кормёжки и наблюдал, как совы едят белых мышей, а беркут отнимает мясо у грифа. Было довольно занятно. Понравился мне так же и ботанический сад, там много цветов, растений, деревьев. Понравился мне так же и ботанический сад, там много цветов, растений, деревьев. Сама библиотека некрасивая, не вписывается в окружающий пейзаж.»-))) — программисты все такие или это особый экземляр? на самом деле и в Минске, и в Беларуси много и минусов, и плюсов. Давайте, уж если взялись судить, будем немного разумнее и масштабнее!
28 Окт 2014 в 5:11
Статья разгромная и явно заказная… Да, не все гладко в Минске, в Беларуси… есть минусы… а где их нет? В статье много чуши, которую не приятно читать… Автор статьи — из Питера… Питер мы с дочкой любим, но… по многим позициям он проигрывает Минску… хотя бы, например, в чистоте, ухоженности, высоким уровнем наркомании и криминала… да и цены в Питере на все — просто космические!!! А зарплаты — совсем не Московские! После общения с Питерцами остался в душе неприятный осадок, словно люди до сих пор живут в блокадном Ленинграде — выживают…
5 Дек 2014 в 22:03
эдакий бред даже комментировать неловко…
26 Июн 2015 в 19:43
Хочу продублировать свой коммент, да простит меня Владимир, он его уже читал, с ветки: «Кратко о стране Беларусь», на этом сайте, а то как-то все здесь однобоко, обсуждается, в основном, качество продуктов, как в кулинарный техникум попал! Итак, здравствуйте! Разрешите присоединиться к дискуссии, так как тема возможного переезда в Белоруссию меня тоже коснулась?
Начну по порядку. Возраст мой- полтинник с хвостиком. В России прожил всю жизнь. За все это время мне порядком надоели все «прелести» российской действительности: самодовольные, уверенные в своей безнаказанности мафиозные чиновники, свинство и грязь на улицах, неоправданная ничем дороговизна всего и вся, политические спектакли под названием «выборы», безпринципная игра в демократию, потрясающая воображение пропасть между богатыми и малоимущими, мизерные зарплаты для подавляющего количества граждан, морально-нравственное разложение общества по всем направлениям, быдлячество и повальное пьянство россиян, крысиные гонки за деньгами и т. д и т.п., список можно продолжать очень долго, не буду никого утомлять, все прекрасно поняли о чем я пишу. Еще в советское время, учась в военном училище, я ездил на войсковую практику в Белоруссию (г.Бобруйск), в 1983-м году. Город, республика, люди- все впечатлило. Понравилась ухоженность города, чистота и порядок на улицах, обслуживание в магазинов, наполненность их качественными и недорогими товарами, интеллигентность, общительность, культурность населения.
Все эти впечатления о республике я пронес через всю свою жизнь и сохранял их до недавнего времени, того самого, пока не сьездил в 2014-м году в г. Брест.
Ранее меня постоянно посещала мысль о переезде в Белоруссию на ПМЖ, для меня она была страной, где правит закон, где низкие цены на товары и услуги, где порядочность и честность- не пустые слова. Она представлялась мне единственным местом на постсоветском пространстве, где присутствуют стабильность, достаток, уверенность в завтрашнем дне, я считал, что там остался во всем социализм, но в модернизированном виде.
Много воды утекло за прошедшие годы, я, видимо мыслями своими застрял в советском времени. Сьездив в г. Брест, я понял, что я- неисправимый, наивный романтик, что я все это время пребывал в банальной иллюзии.
Если кратко, то все, что осталось от прежней Белоруссии — это чистота и порядок на улицах, хорошие дороги, ухоженность городов. Все остальное- как в России, или почти как в России. Батька рулит, как может, политик он яркий, с харизмой, твердый, но глобальные, концептуальные проблемы он решить не в состоянии. Разговаривал со многими неглупыми людьми, изучал ситуацию, вот мое резюме: экономика республики дубовая и негибкая, управляется директивно и административно- командно, пьют не меньше, чем в России, зарплаты для простых смертных такие же как в России для простых смертных, недвижимость, цены на все- сопоставимы с российскими, хотя еще несколько лет назад, говорят, они были на порядок ниже российских. У многих белоруссов как и у россиян- выпотрошенность, безысходность в глазах, мышиная возня по поводу денег коснулась и их, оппозицию прессуют по-взрослому, не дают никому высунуться. Еще напрягает, то, что несмотря на то, что все разговаривают по-русски, надписи во многих местах- на белорусском и английском языках, обьявления в автобусах- на белорусском, честно говоря, чувствовал себя не в своей тарелке.
Да, еще один, очень важный вопрос, связанный с экологией. После Чернобыля вся территория республики (почва) заражена, карты заражения опубликованы в интернете. Многие данные об этом засекречены властями.
Вопрос: переезжать из России в Белоруссию только ради хороших дорог и чистых улиц? Несерьезно. Отбой. Вопрос закрыт. Я продолжаю в душе любить белоруссов и Белоруссию, но я переехал жить недавно в исконно русский город Рыбинск, Ярославской области и ни о чем не жалею, живу на берегу р. Волга, из окна смотрю на проплывающие мимо пароходы, живу, работаю, занимаюсь самообразованием и духовной практикой. Советую людям, кто хочет нормальной экологии и размеренной жизни переехать в этот город.
Кому интересны мои мысли, то зайдите на «Рыбинск», там есть мои комментарии, или пишите: sergei. kotch@gmail, отвечу честно, «без дураков» на все интересующие вопросы. Всем удачи, достатка, мира и простого человеческого счастья!
2 Июл 2015 в 15:08
В дополнение могу сказать, что уехал из Беларуси в Россию и теперь не жалею. Разница колоссальная.
2 Июл 2015 в 15:17
Вставлю пять копеек по инфе от родственников, кое в чём заминисую республику, коё в чём заплюсую:
Про продукты это давний миф и эффект «плацебо» — ну в целом они нормальные, но и у нас в России есть не хуже, больше это самовнушение идёт. И сейчас меня начнут пинать наверняка квасные патриоты, но, например, многие жители Гомеля ездят в гастрономические («за жратвой» т.е.) туры в Черниговскую область Украины, т.к. там дешевле и лучше продукты, и сейчас тоже ездят за милую душу. Вот такой вот факт, легко найти в интернете предложения по этому туру, заказ автобусов и т.д.
Про «радиацию»: осталось некотрое заражение части полесья (части Гомельской и Брестской областей), а в остальном всё нормально. Конечно, власти не будут распространяться, если всё гораздо хуже. Но так и у нас будет, и везде. Может, в Рыбинске или моём Воронеже немалые захоронения отработанного топлива АЭС, но мы об этом не узнаем. Картинки в интернете — та же жёлтая пресса.
В целом, ехать в Беларусь жить можно, если хочется спокойной размеренной жизни и есть постоянный хороший доход из России. Или если тянет к корням своим. При этом желательно уважать несколько другой вариант культуры, например мову. Русский используется в 95% случаев и в отличие от соседей, в Беларуси русский поймут и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке, но и беларуская мова такой же государственный язык и его стараются развивать, если это пугает- лучше не ехать конечно.
2 Июл 2015 в 15:21
А ехать туда жить, рассчитывая там же зарабатывать на обычной работе беларуские рубли специалистом или рабочим -садомазохизм чистой воды.
2 Июл 2015 в 15:30
Ещё хочу добавить, что после постоянных девальваций в стране пропадает напрочь какая-нибудь валюта. Обменять зайца на рос. рубль или еврос/доллар — невозможно. В обменниках длиннющие очереди выстраиваются, люди стараются сконвертировать свою зарплату в твёрдую зарплату, так как белорусский рубль нигде не нужен. Кстати, в январе был введён 30% наог на покупку валюты (уже отменён). Но люди платили его, пытаясь хоть как-то спасти свои сбережения. И это реально жесть, так как пропадают товары из магазинов бытовой техники и на рынках, ничего не купить просто. Тут всё привязано к доллару, с вытекающими последствиями. Так что, если хотите постоянно жить в такой непонятке, следить постоянно за курсом валют и бояться за свои сбережения в банке — welcome!
2 Июл 2015 в 17:19
Снимаю рядом с работой. Транспорт стал дорогой, не спорю. Думаю это одна из проблем, которые должен решить кризис.
2 Июл 2015 в 17:55
Хочу, как у Высоцкого, «тихо, делово» внести некоторые пояснения в свой предыдущий коммент. Итак, здесь многие спорят. У меня будет, заметьте, не спор, а аргументированная констатация фактов, ибо, по моему глубокому убеждению, в споре не рождается истина, она в нем… умирает!(так говорили мудрецы древности). Любое выражение своей позиции, безусловно, имеет свою личностную окраску, иначе и быть не может. Психологи отмечают, что об одном и том же явлении каждый человек расскажет по своему, со своей, присущей только ему одному личностной «изюминкой», поэтому любая оценка тех или иных событий является субьективной, иначе иначе просто не бывает. Я- не Всевышний и, безусловно, ни в коем случае, не претендую на абсолютную истину. Я лишь описал свой личный опыт и свое личное мнение по обсуждаемому вопросу, а там уж каждый пусть сам решает, достойны мои суждения пристального внимания или нет. Некоторые утверждают, что уровень образования и культуры в Беларуси выше, чем в России. Согласен с ними в той части, где сравниваются люди на бытовом уровне. Да, белоруссы, в большинстве своем, более рассудительные, уравновешенные, спокойные и бесконфликтные (пока трезвые, разумеется). Русаки в этом плане- народ, по большей части, безбашенный, шумный, задиристый, эмоциональный, где-то хамовитый, бесцеремонный, «без комплексов». Однако, был в Бресте в День Пограничника. Так братухи-белоруссы-бывшие погранцы так напоролись, что я их лицезрел потом спящими на лавках, многие были с голым торсом. До этого они ходили и горлопанили на весь парк. Причем, эта пьяная оргия продолжалась пол-дня и… никакой доблестной белорусской милиции, никто их не трогал и не беспокоил. Может быть, к защитникам отечества в Беларуси особое, трепетное отношение и на их «шалости» власти смотрят сквозь пальцы? Именно такое мнение сложилось у меня. В центре города тоже видел пару человек «выписывающих восьмерки», никто их также не торопился никуда «оформлять», где же тут европейская «культура пития»? Культура в плане чистоплотности в Беларуси выше и это заметно на улицах городов, я уже это отмечал ранее. Выбор товаров в магазинах Бреста невелик, был удивлен, в Минске тоже так?
А культура в плане музыка, театры, кино- здесь у России никакого отставания нет.
Образование. Оно серьезно подсело и в России и в Беларуси, после распада СССР, но утверждать, что в Беларуси оно лучше я бы не стал. Почему? В России создано оружие и некоторые технологии, не имеющие аналогов в мире, и что, разрабатывали их ребята с белорусскими дипломами? Обьекты атомной энергетики, сложное вооружение обслуживают парни, получившие образование в белорусском Иваново? Почитайте комментарий девушки на этом сайте, которая переехала жить в Бобруйск из российского Владимира, там есть и про образование. Если, подмажешь, то в Беларуси можно получить неплохой диплом. Есть филиалы ВУЗов, где можно учиться дистанционно и приехать только получить диплом (обучение платное).
О безработице. Она в России сейчас сведена к минимуму. Многие просто не хотят напрягаться, ходить каждый день на работу, многие калымят по строительству, многие чем-то торгуют, кто-то подрабатывает таксистом, все хотят, не напрягаясь, получать много, работать на себя, а не на «дядю». Половина толстенной нашей местной Рыбинской рекламной газеты- это вакансии, и везде: требуются, требуются, требуются. Идти на завод желающих мало. В Ярославской области вообще самый низкий по России процент безработицы. В Рыбинске некоторые люди встают на биржу труда. Неделя- две, и человек уже трудоустроен, стоять долго не дают, предлагают много, потом выпинывают, если не соглашаешься работать.
По поводу наших «друзей» с солнечного Кавказа и Азии. В других регионах России, конечно, их хватает, в Рыбинске же их не просто мало, а очень мало. По некоторым данным, есть здесь некая организация, которая препятствует их проникновению в город, сам живу в микрорайоне с 26-ми тысячным населением, бывают дни, что вообще не вижу лиц с неславянской внешностью. Увидеть российского татарина, и то- редкость. Вижу иногда их (азиатов и кавказцев) в центре города, но, повторюсь, крайне редко. Ведут они себя тихо и мирно. Нерусских таксистов не видел вообще. А девушка, переехавшая в Бобруйск из Владимира пишет, что в Бобруйске от цыган прохода нет, есть даже рядом с городом цыганский поселок, они ходят, гадают, толкаются на рынке, подворовывают, приторговывают наркотиками. Это так по всей Беларуси? А где Батька? Что, цыгане лучше кавказцев? Хрен редьки не слаще.
О радиации. Посмотрите карты загрязнения Беларуси, нет ни одного благополучного района. И еще, продукты из разных областей Беларуси продаются по всей стране, многие произведены в загрязненных областях. Повторю, данные об истинной экологической обстановке засекречены, дабы не будоражить народ, запрещены даже серьезные исследования по этой тематике. Это о многом говорит думающим людям.
Белорусские дороги я хвалил в предыдущем комментарии, в этой сфере белоруссы переиграли Россию по полной программе. Некоторые пишут о высокой социальной защищенности в Беларуси, что нет большой пропасти между бедными и богатыми. Вопрос: а как лично на себе каждый белорус это ощущает? Это можно, вообще, как-то осязать, пощупать? Лучшая социальная защита населения- это высокие зарплаты и пенсии, в первую очередь, а этого нет ни в России, ни в Беларуси.
Читал один коммент, женщина пишет о своих родственниках в Беларуси: несколько семей ютятся в одной квартире, т.к. молодая семья не может снять квартиру, в России, когда приезжают в гости, покупают бытовую технику (в России шире выбор и ниже цены). По своему городу хочу сказать, что не знаю таких случаев, чтобы молодые жили с родителями, все снимают квартиры. Одни знакомые, им по 25−28 лет, оба, и он и она работают в торговом центре, получают по 400$ каждый, снимают квартиру за 140$ в месяц, копят на квартиру.
Хочу еще дополнить: Чтобы получить в Беларуси гражданство, необходимо прожить в ней семь лет, как в некоторых странах Европы. Это тоже напрягло меня. Известный артист Ален Делон, имея дом в Швейцарии, ждал семь лет получения гражданства этой страны. Между Беларусью и Швейцарией можно поставить знак равенства, хотя бы по уровню жизни? Не переоценила ли свою значимость Беларусь?
Еще один момент. Батька не вечен, могут разгуляться, в будущем, белорусские»наци», на белорусской мове я не шпрехаю, не будут ли они таких как я, «понаехавших» на дыбу вздергивать? И это не смешно, никто раньше не предполагал, что будет нынешний украинский националистический беспредел.
Поэтому, я уж как-нибудь буду жить в нашей грешной матушке России.
Кстати, по законченному военному училищу у меня много товарищей-белоруссов. Подавляющее их количество живет почему-то в России, особенно им нравятся Питер, Москва и Подмосковье. Никто из них почему-то не желает отвечать на вопрос, почему они не едут на Родину. Один товарищ есть, правда, из Смоленска, я тоже задал я ему этот вопрос, он мялся-мялся, потом выдал такой детский перл- дуплеж: «А мне в Белоруси не будет хватать… российского экстрима», дядьке 55 лет, не подозревал я, что он такой «экстремал». Явно, то, что что-то ребята не договаривают, ну да и ладно, не буду их пытать.
И, наконец, так сказать, на десерт:
Людей, которые судорожно ищут рай на Земле хочу огорчить тем, что, увы, рая на Земле нет и не будет. Человек не предназначен для того, чтобы жить в материальном мире и получать наслаждения. Любое живое существо не может избежать, живя в этом мире: старости, болезней и смерти.
Люди одинаково умирают и в сытой и благополучной Норвегии, и в не очень благополучной Бразилии, и в Австралии, и в США, и в Путинской России, и в Лукашенковской Беларуси.
Нужно изменить мир внутри себя, тогда изменится и мир окружающий. Есть информация, которая поможет нам понять многое, я ей поделюсь со всеми желающими, но об этом-позже.
2 Июл 2015 в 18:55
Уважаю белоруссов, но… с государственного уровня у них раскручен миф об уникальном качестве продуктов и промтоваров белорусского производства.
Знаю в России производителей мясной, молочной, кондитерской продукции, которые выпускают натуральные, ничем не уступающие белорусским товары. Нужно только правильно делать свой выбор.
Из своего опыта: покупаю молочную и мясную продукцию местных производителей и нареканий на качество нет вообще, все- абсолютно не хуже белорусского. Купил недавно Белвестовские белорусские кожаные туфли… проблемы начались после первого хорошего дождя, сведущие люди, сказали, что лучше бы я купил туфли фабрики из Ростова-на Дону, они- качественнее.
И еще, экономика Белоруссии, как не крути, жестко завязана на Российскую и сильно от нее зависит, ну никак не автономна она! Увы, Беларусь нельзя назвать эдаким анклавом, островком стабильности, благополучия и процветания, как кажется многим и казалось раньше мне.
Господа, давайте, наконец, руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями! Снимите розовые очки те, кто этого еще не сделал, будьте реалистами.
2 Июл 2015 в 21:26
Какие страсти разгорелись по поводу РБ.
Нашел время ответить Вам, Сергей, хотя сейчас нахожусь в отпуске и в другой РБ, надо же, как пересеклись, Республике Болгарии.
Начнем по порядку, с города Бреста.
Что такое день пограничника в городе на границе, где расположена Крепость-Герой Брест?
Это самый главный праздник. Что делали ребята — погранцы? Встретили друзей и по традиции пили спиртное, при этом выражали свои эмоции и громко кричали.
Они что били витрины, приставали к прохожим?
Уверен, что милиции был дан устный приказ, ребят в этот день не трогать. Криминала ведь там не было?
Вспомните день ВДВ в парке Горького в Москве.
Или известное видео с Дворцовой площади в Питере, где молодой человек нетрадиционной ориентации решил провести одиночный пикет, противопоставляя его этому празднику? Как «ласково» разговаривали с ним десантники? Помните, как они потом отбивали у омоновцев своих?
Образование. РБ страна мирная и безъядерная, нам не нужно разрабатывать сложнейшую военную технику, вот в соседней Литве, вся армия пару тысяч человек, да десяток велосипедистов)).
Но вот наши молодые программисты котируются очень высоко, родственники живут и работают в штатах в компании Google, однокурсник дочери работает там же в универе, зять тоже живет здесь, а работает там.
Мне есть с чем сравнивать, мои племянники получили образование в РФ.
Есть среди них и программист, но какие там «штаты», Новосибирск предел мечтаний…
За все время проживания в РБ, цыган видел в Минске пару раз, возле скупки золота. Но это было давно. Спросил у знакомых, говорят да, есть, но ведут себя тихо и законов не нарушают.
Есть у меня бумажная карта 1988 года, на которой показаны уровни радиационного загрязнения. Витебская и Гродненская области чисты, Минская и Брестская поражены частично, Могилевская и Гомельская больше.
Не буду здесь вспоминать про Семипалатинский полигон, Брянск, Арзамас, Северск и другие города с цифрами.
К вопросу о гражданстве. Вам, что российское мешает? Я кстати, как Вы выражаетесь — русак и гражданство у меня Р. Ф. Ни на работе, ни в повседневной жизни абсолютно ничем не ограничен. Принимаю участие в выборах всех уровней, кроме президентских.
Кстати, в российских тоже, голосую в консульстве РФ в Минске. Они есть во всех областных центрах и в известном Вам Бобруйске. Кстати, жаль не посетили, интереснейший и живописнейший город.
Добавлю, что для иностранцев, Беларусь самая лояльная и благоприятная для проживания страна.
Раз в пять лет продлеваю свой вид на жительство, принеся всего две справки, с места работы и жительства.
У нас на предприятии на многих руководящих постах (частное, входит в сотню самых успешных) граждане России. Улыбаемся друг другу, когда встречаемся утром. Отношение местных вполне нормальное, да никто особо и не интересуется, чей ты подданный.
Про мову (белорусский язык). Абсолютно не напрягает, дочь с зятем (полукровки рус/бел.) владеют им свободно.
Мне достаточно того, что понимаю. Все делопроизводство на русском. У нас охранники все отставники, многие из сельской местности. Между собой общаются на белорусском, со мной говорят по-русски, уважают наверное))).
Продукты. В России бываю каждый год. Сравниваю алтайскую «молочку» и белорусскую. Не люблю я «синее» молоко и безвкусное.
Колбасы вообще не употребляю, мясо беру на рынке, готовлю сам. Друзья говорят вкусно и все натуральное.
Что касается обуви, есть такой белорусский бренд «Марко». Обувь всегда кожаная, большое разнообразие, на любой сезон. Последние 10 лет использую только ее, претензий не было ни разу.
Сергей, Вы правильно заметили, все мы разные и это действительно факт. Кому-то комфортно жить в Минске, Вам в Рыбинске.
Очень рекомендую посетить РБ, Республику Болгарию.
Наталья права, благословенная страна. Даже в это непростое время, российские пенсионеры, здесь на заслуженном отдыхе, общался с некоторыми на улице.
Подумайте, через несколько лет станете, как и я, пенсионером.
Идеальный вариант, лето здесь, остальное время в РФ.
2 Июл 2015 в 23:18
Не ответил про социальные гарантии.
В РФ обязательный медицинский полис, гарантирующий только наличие койко места в больнице, все остальное платно. А если полиса нет, то можешь хоть топиться.
В отпуске была проблема с дочерью, увидев ее синий паспорт РБ, в поликлинике послали далеко.
В РБ со статусом иностранца и ВНЖ, доступна любая медицинская помощь — бесплатно.
Дочь училась в школе, потом в БГУ на бюджетном отделении, получала стипендию 2 т. р, работу по распределению.
В РФ даже понятия такого сейчас нет, трудоустройство молодых специалистов.
Квартплата, трешка в Минске, коммунальные платежи 1,7 т.р.
Последние два года перед пенсией с работы не увольняют.
3 Июл 2015 в 0:35
Ну и к чему все это написано?
В РФ полис ОМС гарантирует не только койко-место и есть он у всех озаботившихся его получить, даже у бомжей. Иностранцу со статусом ВНЖ полис тоже дают, бесплатный (http://www.help-patient.ru/rights/nonresidents/oms/).
Мы с мужем оба учились в ВУЗах на бюджете, получали стипендию 4,2 и 4,5 тыс рублей соответственно, на старших курсах и работали по специальности. Распределения не было, но все годные выпускники наших курсов были разобраны работодателями влет, кто-то еще и выбирал. Предел мечтаний при этом был очень разный. Может, все дело где как и чему учиться?
Товары белорусские в основном так себе, за исключением молока, творога, тушенки и сала. Только молочка-тушенка идет часто из загрязненных областей, «от рогачевской коровки»(из 6 областей РБ 4 загрязнены)
.И еще. Обе страны не идеальны, где кому жить лучше решает каждый сам. Только искажать действительность не стоит.
3 Июл 2015 в 1:43
Сам лежал с полисом в российской больнице. Не Москва и не подмосковье. Сибирь, шахтерский город.
Каждый день обход, приходит «доктор». Вы же из реанимации, вот новейшее лекарство, только в нашей аптеке 3 т.
На следующий день все повторяется, за неделю набежало больше тридцатника. Позвонил однокласснице, заведующей кардиологическим отделением другой больницы. Говорю, забери меня отсюда. Медицинская этика не позволяет, но «доктору» обещала позвонить. Чудеса неземные, лекарства уже не нужны, я оказывается почти здоров.
В этой же больнице, тяжело больного старика, которого не навещали родственники, а он сам уже не мог за собой ухаживать. просто перестали кормить, пока он не умер.
А если Вам показать еще фото этой больницы, то дело дойдет до валерьянки.
Не хочу позорить родной город.
И то что сейчас, в условиях санкций, РБ поставляет в РФ свою сельхозпродукцию, это тоже факт.
Самая большая по территории страна мира обеспечивает себя продуктами питания по некоторым позициям на 30%.
На прилавках минских магазинов продукты своих производителей и за последние полгода цены не менялись.
Вот это и есть реальная действительность.
3 Июл 2015 в 2:37
РБ поставляет в РФ свою сельхозпродукцию не только в условиях санкций, а куда же ей еще поставлять, разве только на Украину)) Вот только и в условиях санкций эта продукция в большинстве своем спросом не пользуется, даже в неизбалованной натуральным продуктом Москве. Это реальная действительность.
Про климат огромных территорий в курсе? В РБ так?
В общем, не будьте тем куликом. Удачи Вам.
3 Июл 2015 в 7:55
Москва, это далеко не вся Россия, это государство в государстве. Не буду спорить о пристрастиях жителей столицы, может им китайское больше нравится. Три года назад гостили с дочерью у друзей, она географ, работает в Минске экскурсоводом. Без шуток спрашивает меня, Москва, столица какого государства? Сам помню «золотоглавую» совсем другой, той которую любил и гордился. Сейчас стараюсь просто там не бывать. В мае прошлого года делал пересадку в Домодедово, комментировать не буду.
Да и на суровый климат ссылаться право не стоит. Добрая треть огромной территории вполне пригодна для земледелия, не говоря уже о том, чтобы прокормить 140 млн. чел.
Вам добра и удачи.
3 Июл 2015 в 11:37
Владимир, во многих Ваших рассуждениях я нахожу много здравого смысла, но… российских специалистов, программистов, в частности, Вы незаслуженно «опустили»! Предел мечтаний для них- Новосибирск и не более? Абсолютно необьективно. Жил в Самарской области, там племянник одной знакомой из сельской местности, из районного центра уехал недавно в те же хваленые Штаты, и что? И он не один такой. И еще, почему Вы считаете, что в том же Новосибирске не разрабатывают какие- то прорывные технологии? Кстати, многие выдающиеся ученые, конструкторы, полководцы были родом из провинции, вот я, например и сам раньше не знал, что адмирал Ушаков был родом из-под Рыбинска, генсек Андропов- тоже отсюда. Вы, вроде, трезвомыслящий человек, а перед этими ПША (Пидарастическими Штатами Америки) тоже благоговеете. Не к лицу Вам это. И вообще, вся эта дискуссия, по большому счету, сводится к такой реальности: что в России, что в Беларуси есть свои плюсы и минусы, нет идеальной для жизни обстановки ни там, ни там. Аргументы и факты, все «за» и «против» можно приводить бесконечно. Каждый человек выбирает для себя ту среду обитания, которая ему больше подходит. Вот и все. Спору нет, что в России много бардака во многих сферах жизни, но если глубже копнуть и сорвать с Беларуси красивую этикетку, то обнаружится, что его не меньше и там. А разве мало его в просвященной Европе? В Норвегии ублюдок, который навалял кучу трупов, со всеми удобствами (компьютером, сауной, тренажерным залом) пребывает в так называемой «тюрьме», в Финляндии шлепнешь своего ребенка по заднице- могут забрать его у родителей, в Англии пидары женятся друг на друге и требуют, чтобы им разрешили брать детей на воспитание. Что это? Деградация сознания человечества, гримаса нынешней эпохи! И это все пройдет, но нас уже не будет. Времена не выбирают, в них живут и умирают.
3 Июл 2015 в 11:50
Россия- самодостаточная страна, когда ей будет управлять истинный патриот, она сможет абсолютно всем сама себя обеспечить, все условия для этого есть, продовольствием тоже. При алкоголике- Ельцине страна подсела на все импортное, сейчас этот вопрос будет решаться, реалии жизни заставляют.
Жил по соседству один молдаванин (еще в советское время), который на полном серьезе заявлял, что если бы не Молдавия, то Россия загнулась бы с голоду. Ну это не прикол? Сейчас из некоторых республик можно слышать нечто подобное.
Еще одна непонятка из области политики: почему в Минске Лукашенко аж обнимался с Порошенко (Парашиным)? Что за горячие чувства такие с палачом? Прокомментируйте, Владимир, или еще кто-нибудь.
3 Июл 2015 в 12:46
Владимир, а можете прокомментировать товарища несколько выше, который писал, что работает на заводе чернорабочим в Минске и у него всё прекрасно, хватает и на жильё и т.д., а в России хуже. Это ведь не очень правдоподобно? Вы сами пенсионер военный? Повторюсь, в РБ отлично жить, имея постоянный доход из России, например.
Про политику позволю себе прокомментировать, хотя предчувствую начало адской бойни в комментариях))): Лука не хочет у себя гомельских и могилёвских народных республик, поэтому поддерживает отношения со всеми, в том числе с теми, кто против сепаратизма в своей стране, и Крым поэтому считают частью Украины, заметьте. Русский мир и дружба- пожалуйста, но моя страна- это моя страна, вот так он мыслит, и это правильно.
3 Июл 2015 в 20:02
Сколько читаю сайт, никогда не писала. Но тут просто не смогла пройти мимо.
Хочу рассказать в Беларуси (в частности о Витебске) со стороны человека, бывающего там 2−3 раза в год на протяжении 3 лет. Я замужем за беларусом, сама украинка. Когда женились, встал вопрос о том, где мы будем жить (я из Мариуполя), у меня тут квартира, а у мужа ничего не было в его городе. Но это было далеко не определяющим фактором в пользу его желания переехать ко мне.
Он сказал сам, что в Украине ему нравится больше. Какие приводил аргументы:
1) Есть возможность заниматься бизнесом.
2) Отличный выбор продуктов, дешевые овощи и фрукты.
3) Нет такого жесткого контроля как в Беларуси
4) Тепло и море (ну это уже приятный бонус).
Так вот, побывав в ВИтебске, пожив там по 2−3 недели несколько раз в год, пообщавшись с родней я тоже кое что выяснила для себя. Да, мясо очень дорогие там, в магазинах вообще отвратительное, нужно ходить на рынки и оно дороже чем у нас примерно на 50%. Фрукты очень дорогие (кроме бананов), мы тут объедаемся черешней, клубникой, абрикосами. буквально под ногами валяется, там это деликатесы. Свекровь пытается выращивать помидоры и редис на даче — все мелкое, не очень вкусное от нехватки солнца и сырости. Только картоха и растет, увы ((((
Мороженое покупала «Витебское молоко» — невкусное, водянистое, не сладкое. И да, очень много мороженое на растительных жирах, нужно читать этикетки. Молоко часто тоже не очень, ну более-менее
, бывает купишь, а оно горькое или невкусное.
По поводу бизнеса — там нереально им заниматься. Встретили друга мужа, он открыл маленькую будку — ремонтирует часы. Разговорились с ним, жалуется что работать невозможно, постоянно проверки налоговой, шмонают, штрафы выписывают за все. Законы непонятные, говорит не может толком разобраться, все сложно, запутанно. У нас в Украине такие частники «малыши» работают очень просто — платят единый налог и все, я сама бухгалтер, веду несколько таких ЧП, там действительно можно работать.
Все жалуются в этом году, что кризис, работы нет. Свекр водитель с 30 летним стажем, получает 3,5−4 млн. Это копейки вообще. Друг мужа 3 месяца без работы сидел (строительная фирма), сейчас в России работают.
Вот такое жытие-бытие…Но мне многое нравится в Беларуси по сравнению со своим городом. Во-первых, порядок и чистота. Так надоели эти киоски, будочки, бесконечные магазинчики уродующие улицы. Дороги там идеальные… Просто мечта, а не дороги. У нас в основном латки и ямы (особенно в последние 2 года). Еще что очень нравится- аккуратные, отштукатуренные дома. Просто прелесть! У нас такое страшко в городе (ну это конечно огромное спасибо нашему меру, который умудрился полностью развалить некогда процветающий город).
4 Июл 2015 в 15:29
«Ну чо говорить,. Рыбинск офигенный город». Лямер, сынок, не ерничай и не быкуй. Это тебе не к лицу. Ты, вроде, разумный паренек.