В Тольятти

Жигулёвского не желаете?

Каждую местность в России её жители считают жемчужиной. И они, по-своему, правы. Почему бы Тольятти тоже не считать одной из жемчужинок? Сами посудите, здесь течёт величайшая на территории нашей страны река Волга, в этих же местах когда-то водили свои народные войска Степан Разин и Емельян Пугачёв. А самый крупный и известный автомобильный завод АвтоВАЗ? Одного этого факта было бы достаточно, чтобы с уверенностью объявить, что Тольятти – центр России! По крайней мере, автомобильный.

Когда-то, в 17 и 18 веках, когда слово «Тольятти» ещё ничего не означало для неизбалованного русского человека, в этих местах существовала Жигулевская возвышенность, горы, заросшие лесами и изрезанные пещерами, да широкая и полноводная Волга. Чем не излюбленное место для свободолюбивой русской души? Но душа душой, а тело, хоть и вольное, но питания требовало не менее калорийного. Поэтому местный вольный люд промышлял грабежами на дорогах. А оружия никакого не было, вот и приходилось пугать купцов проезжих зажжёнными вениками. Оттуда и пошло название «Жигули», то есть жгли буйные головы, зажигали.

Думаю, неспроста первые машины автовазовские «Жигулями» назвали и пиво, некогда популярное. Вот так, с пивом и в «Жигулях», наш советский человек и шагал по просторам своей страны. Вот она, слава.

Был Ставрополь да сплыл

Российская земля всегда была лакомым куском для всяких-разных кочевников и монгольских татаров, поэтому без крепостей, обороняющих границы, никак было не обойтись. Вот и основал Василий Татищев в 1737 году крепостной городок, назвав его Ставрополем, что означает в переводе с греческого «город Креста».  Ничем примечательным не отличался Ставрополь-младший, разве что популярным климатическим курортом-кумысолечебницей.  Об этих лечебных учреждениях хочется отдельно рассказать. Дело сразу же было поставлено на широкую ногу. Установили десяток юрт, стойбище для кобылиц, бараки для страждущих лечебного кисломолочного напитка, которые впоследствии заменили на настоящие дома.  И кому всё это мешало? Почему сейчас бы этим промыслом на широкую ногу не заняться? Доить кобылиц разучились, что ли? Всё лучше и полезнее, чем «Ладу Калину» штамповать. Но о грустном потом.

А сейчас об ещё более грустном. Тот старинный Ставрополь в 1953 – 1955 годах пришлось отстраивать заново, потому что попал город в зону затопления. В 1950-ые годы в Ставрополе проживало двенадцать тысяч человек. Одновременно строилась Жигулёвская ГЭС, следствием чего стало возникновение Куйбышевского моря, самого крупного на Волге. Его сейчас даже морем называют. В прошлом году это море печально прославилось крушением в его водах теплохода «Булгария». Так что на дне водохранилища сотни посёлков и деревенек осталось, многие из которых навсегда стёрты с лица Земли и в прямом и в фигуральном смысле. Ставрополю в этом смысле повезло, город был сохранён, хоть и приобрёл новый облик. Правда, тогда ещё никто не знал, что ему уготована новая судьба.

Итальянский след на русской земле

В 1964 году Ставрополь был переименован в Тольятти. Этот, без сомнения, достойный человек, антифашист, главный коммунист в Италии, заслуживал уважения, конечно. Но за какие заслуги его фамилия стала названием города на Волге – этого тогда понять никто не мог. Или почти никто. Решили, что таким образом руководство Советского Союза как бы морально компенсирует итальянцам смерть Пальмиро Тольятти в том же году во время отдыха в Крыму. Это ж надо, в то время, оказывается, в Крым из Италии отдыхать приезжали.

Но пара человек, особо дальновидных, знали, что и к чему. А через несколько лет этот факт стал понятен многим. А произошло вот что. СССР решил построить свой автомобильный завод! И за помощью обратился не к кому-нибудь, а к итальянцам. Вот тут картинка и сложилась.

Дорогие итальянские товарищи и даже господа, мы тут городок симпатичный именем вашего собрата назвали, так не могли бы вы в этом самом городке помочь нам заводик автомобильный отгрохать? За финансы не беспокойтесь, затраты компенсируем. И рыбалочку на Волге организуем с банькой и массажистками? А?

Кто ж от такого предложения отказывается? Тем более, за огромные деньги. Хозяева итальянского автомобильного концерна «Фиат» с удовольствием согласились помочь. Инженерам из Италии был поручен технический проект советского автогиганта.  Уже в начале 1967 года развернулась масштабная стройка. Мы в то время любили всё гигантское, чтобы больше всех в мире, крупнее и тяжелее. Не помните шутки той поры? «Наши микрокалькуляторы – самые крупные в мире!»

Хорошо, что завод строился под руководством итальянцев. И деньги все освоили, и оборудование самое современное для того времени закупили. Из США, Франции, Англии, ФРГ и Италии завезли. И уже в апреле 1970 года первые шесть автомобилей сошли с конвейера Волжского Автомобильного Завода, как он поначалу назывался. Это была практически копия итальянского легкового автомобиля «Фиат – 124», в своём советском варианте ставшая ВАЗ 2101 «Жигули». А чуть больше, чем через год, ВАЗ выпустил уже сто тысяч автомобилей!  К сожалению, хоть модели и становились всё современнее и современнее, но всё равно многие автолюбители с ностальгией вспоминают ту самую чисто итальянскую «копейку». Кстати, и сейчас ещё в деревнях и райцентрах можно встретить исправно бегающую ветераншу.

Город-сад-завод

Грустная фраза, не правда ли: «полезные ископаемые на территории, которую занимает Тольятти, никогда не находили». А с другой стороны, может оно и к лучшему. А то набежали бы, наехали бы, раскопали бы, взорвали бы в разных местах, экологию нарушив. А экология в этих местах неплохая, и даже автогигант и химические предприятия не могут до конца её погубить. Потому что есть горы Жигулёвские, водохранилище Куйбышевское, леса, поля и другие дикие угодья, до которых руки человеческие ещё не добрались.

А вообще, если говорить откровенно, то когда мы говорим Тольятти – подразумеваем АвтоВАЗ, а когда говорим АвтоВАЗ – подразумеваем Тольятти. Одновременно со строительством автомобильного завода в семидесятые годы прошлого столетия в Тольятти устремились наши граждане со всего Советского Союза. Город стремительно рос, рос, вместе с ростом автомобильного завода, и сейчас его население перевалило за семьсот тысяч жителей. Не зря считается, что Тольятти – крупнейший моногород, не являющийся областным центром!

Не наши люди

Была, была такая страница в биографии Тольятти. До сих пор её толком не прочесть. Так, какие-то скудные сведения, но не сказать о них никак нельзя. В 1989 году в Тольятти приехал Борис Березовский. Да, да, тот самый, олигарх, проживающий сегодня в Лондоне. Я даже думаю, что какой-нибудь российский копьеметатель или толкатель ядра мог бы хорошенько размахнуться и в квартирку Березовского…   Но это между нами. А в том году он показался руководству АвтоВАЗА вполне приличным и умным предпринимателем. Березовский возглавил советско-швейцарское предприятие «ЛогоВАЗ» и активно сотрудничал с автомобильным заводом. И запчасти поставлял, и машинами торговал, и помощь всяческую оказывал. Долго ли, коротко ли, но в итоге оказалось, что украл Борис Абрамович у АвтоВАЗА 147 миллионов долларов. Правда, у Аэрофлота он 200 миллионов долларов присвоил, но это уже их дело. Нас больше тольяттинские денежки волнуют.

Наши люди

Есть в современной истории Тольятти два человека, которые сыграли в его развитии великую роль. И о них следует сказать особо. Один из них – Сергей Жилкин, служивший мэром города с 1994 по 2000 годы, а затем добровольно ушедший со своего поста и последующие восемь лет работавший ректором Тольяттинского Государственного университета. Жилкин был зверски убит во время лечения в пансионате несколькими ударами ножа. Современники говорят, что лучше руководителя города, чем Жилкин, в Тольятти никогда не было. Самый молодой мэр в России, креативный, честный, понимающий людей человек.

Второй человек, о котором многие тольяттинцы говорят с уважением, это Владимир Каданников. Личность неоднозначная, но, безусловно, приметная. Каданников двадцать сложнейших лет работал председателем совета директоров АвтоВАЗа, включая весь период перестройки, когда криминал буквально окружил завод со всех сторон. Владимиру удалось продержаться вплоть до прихода москвичей, сохранив весь коллектив, выплачивая социалку, несмотря на огромные долги. Скажете, что сегодня так бизнес вести нельзя, и будете правы. Но Каданников был из той, советской плеяды руководителей, которая в первую очередь заботилась о рабочем человеке.

Природа – мать наша

Как вы думаете, для чего затевали строительство Куйбышевского водохранилища? Правильно, чтобы воды было больше, чтобы экологию улучшить, чтобы рыбе было, где проживать, а нам – чтобы было, где рыбу ловить. А что в итоге? Как говорит наука, в водохранилище накапливаются и заиливаются загрязнения, потому что в него, думая, что это бочка бездонная, сбрасывают потоки сточных вод такие города, как Ульяновск, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. В этих водах полно азота и фосфора, из-за чего в водохранилище с огромной скоростью распространяются одноклеточные сине-зеленые водоросли, которые губят птичек и рыбок.

Если вы выходили на тольяттинский пляж, то замечали, что вода там начинает цвести уже с конца июня, то есть к самому началу купального сезона, соответственно, тут же и заканчивающимся. А в воде, текущей из кранов у тольяттинцев, имеются такие примеси, что никакая фильтрация не способна от них избавить. И лучше ситуация уже сама по себе не станет. А хуже – это сколько угодно.

Аборигены

Социальный и национальный состав Тольятти связан с его относительной молодостью. Помните, что в 1950-ые годы старый Ставрополь затопили, отстроив город заново. Тогда население составляло меньше 10 тысяч человек. Сегодня многие тольяттинцы связывают свою жизнь с АвтоВАЗом, потому и такие упаднические настроения царят в городе. По опросу социологических служб, Тольятти признан городом депрессивных людей. Что это значит? А не видят горожане никаких возможностей к переменам в жизни. Работу на автомобильном гиганте они называют рабством на галерах, за низкую зарплату (в среднем 13000 рублей). Грустно людям живется. Да и безработица высокая, 20 тысяч человек не могут найти себе постоянное занятие. А на каждое освобождающееся рабочее место тут же оказывается 12 желающих.  Уже хорошо, что есть желающие работать.

Хмуриться не надо, побеждай соперников, Лада

Не знаю, с фантазией, что ли, слабовато, или хозяин у всех команд спортивных один и тот же? Судите, сами, хоккейный клуб «Лада», двукратный чемпион России, между прочим. Потом, женская команда по гандболу тоже «Лада», пять раз чемпионом страны становилась. И команда по женскому футболу с оригинальным названием «Лада». Мучают меня смутные сомнения, что тут дело в легковом автомобиле, ласково названном этим же женским именем. Да ладно, пусть зовут, как хотят, лишь бы побеждали, радость тольяттинцам хоть в чём-то приносили.

А кто в России не знает тольяттинца Алексея Немова, великого, не побоюсь этого слова, гимнаста, четырехкратного олимпийского чемпиона? Вот смотришь Олимпиаду и понимаешь, что таких, как Немов, атлетов просто нет сейчас в мировой гимнастике.

О памятниках и архитектуре

Город, заново отстроенный в 1950-ые годы, и архитектуру имеет соответствующую. Затопили древний Ставрополь, только несколько зданий, входящих в бывшую земскую больницу, выше уровня затопления остались. А в те годы не до архитектурных изысков было. Надо было людям просто где-то жить. Потому в Тольятти просто много многоэтажных домов, хоть имеется немало и деревянных, да и бараков ещё хватает. Правда, есть и современные спортивные сооружения, и Дворец Культуры, и торговый центр. Вот вам и вся архитектура.

Можно выделить несколько памятников: трогательный – псу Верному, щемящий «Скорбящий ангел» – жертвам репрессий, Татищеву, основавшему город, а также памятник Николаю Чудотворцу.    Город молодой, памятники – тоже, поэтому особо и писать не о чем.

Грушинский фестиваль. Как здорово, что все они здесь снова собрались…

Среди всех культурных и не очень событий, происходящих в Тольятти, нужно особенной строкой выделить Грушинский фестиваль. Этот фестиваль возник, страшно сказать, аж в 1968 году! Можно себе представить, что уже 44 года, несмотря на катаклизмы, смену режимов, властей и названий страны, любители авторской песни собираются под Тольятти и поют, и общаются, и молодеют с каждым годом. Десятки тысяч человек не только из России, а и из других стран СНГ, и даже из дальнего зарубежья съезжаются туда.

Фестиваль назван в честь студента из Куйбышева Валерия Грушина, погибшего на бурной реке, когда он спасал семью начальника метеостанции. Абсолютно некоммерческое мероприятие, влекущее людей своей идеей, общностью духа, чем-то таким, о чём многие давно забыли, как о своей юности.

Тольятти с теневой стороны

Город живет простой рабочей жизнью, мало чем отличаясь от аналогичных городов. Вот несколько событий из криминальной хроники:

Через сеть магазинчиков «Бытовая химия» распространяли наркотики. А ведь название сети вполне соответствует товару.

Глава сельского поселения оформил двадцать пять участков земли на дочерей. Можно понять человека, попробуй такую ораву девиц замуж выдать. А тут на богатых землевладелиц и охотники нашлись. Вскоре для каждой по зятю нашлось. Молодец, мужик! И в тюрьме ему сокамерники то же самое скажут.

Неизвестные любители спорта вырезали на школьном стадионе рулончик искусственной травы площадью тридцать шесть квадратных метров.

Подполковник прокуратуры просто выпил коньяку. Согласен, не место этой новости среди криминальных, но куда же ещё включать её? Ну, выпил и выпил. Так нет, доброхоты сняли мужика на видео и разместили ролик в ютубе. И всё, конец карьеры. Мир криминала радуется! А как же, прокурорского на весь мир ославили. Нехорошо это как-то.

Уфология в городской Думе

По секрету и шепотом обязан сообщить вам, что Тольятти и та местность, в которой город расположен, а именно, Самарская Лука, считаются самыми аномальными местами в России. Здесь (только никому) всяческие необъяснимые явления происходят чаще, чем в других местах, в несколько раз. В Тольятти к этой проблеме относятся с должным уважением, потому выбрали в городскую Думу некую мадам Макарову, которая стоит во главе городской уфологической комиссии. Кстати, в Думе она же заседает в Комитете по здравоохранению, социальной политике и образованию. Все, наверное, помнят кадры облетевшие весь мир. Как под Тольятти в гречишном поле абсолютно идеальные круги обнаружили. Были подозрения, что их люди сотворили, но все попытки изобразить аналогичные круги успехом не увенчались. Точно, инопланетный корабль посреди гречихи приземлялся. Почему именно в Тольятти? Есть у меня версия, что инопланетяне приняли машины, выпускаемые на АвтоВАЗе, за свои, инопланетные.  Решили, что здесь у них лежбище или шабаш.

А самое интересное, что предприимчивые фермеры потом гречиху, выросшую на этом поле, продавали по таким ценам, будто это были образцы лунного грунта. Интересно, от чего этой гречихой лечили? От лунатизма, что ли? Или от импотенции?

АвтоВАЗ вчера и сегодня

Невозможно писать о Тольятти и не рассказать, чем дышит сегодня его градообразующее предприятие.

Это и кормилец, и поилец, и мать родная, и отец для сотен тысяч тольяттинцев. В годы кризиса 2007 – 2009 годов гигант автомобильной индустрии совсем захирел. Многомиллионные долги поставщикам, бюджету, рабочим поставили предприятие на грань банкротства. Да к тому же качество автомобилей так и не вышло хотя бы на уровень, который устраивал бы российских автолюбителей. Многие наши соотечественники предпочитали приобретать подержанные иномарки, а не новые модели АвтоВАЗа.

И криминальные войны, сопровождающие деятельность автозавода, не прекращаются ни на один день. Кладбища вокруг Тольятти заполнены участниками этих разборок, молодыми ребятами, попавшими на чужое гулянье. Эти мальчики лежат на неофициальной аллее героев, рядом с официальной аллеей героев, на которой похоронены такие же молодые ребята, погибшие в горячих точках планеты.

А ведь речь шла о крахе градообразующего предприятия, то есть об огромной армии людей, которые могли в один момент оказаться без средств к существованию.

Но оказалось, что есть человек, которому судьба завода и города была небезразлична. Это Владимир Путин. Что он только не делал, чтобы оставить на плаву Тольятти, чтобы не повторилась судьба города, уже один раз затопленного в пятидесятые годы прошлого века.

Правительство за годы кризиса вбухало миллиарды в подъём АвтоВАЗа. Путин даже пошёл на такое сомнительное предприятие, как автопробег по дорогам Сибири на «Ладе-калине» жёлтого цвета. Причём ВВ сам сидел за рулём. Правда, говорят, что позади него ехал автоперевозчик и вёз ещё десяток таких же жёлтеньких «Калин». Мало ли, сломается автомобильчик в руках нашего мастера спорта по дзюдо.

Да к тому же на все автомобили АвтоВАЗа льготные кредиты разрешили оформлять. И названия моделей латиницей писать! Ну, всё для них. Нет бы, машину хорошую в благодарность выпустить. А они даже за «Единую Россию» толком не проголосовали, бессовестные.

А в этом году вообще всю Россию насмешили. Выпустили новую модель, пикап, а в продажу отправить не могут. Оказалось, что цех по покраске новых машин не готов.

И последняя новость с АвтоВАЗа, которая должна порадовать всех, особенно юных любителей коллекционировать машинки. Автомобильный гигант с целью увеличения продаж и популяризации своей продукции получил патент на выпуск всех своих моделей в игрушечном варианте! Вот это маркетинговый ход! Теперь руководство автогиганта сможет честно заявлять, что не получило ни одного нарекания на свою продукцию.  Если дети коллективную жалобу Путину не напишут.