Владивосток по совокупности качеств однозначно оптимальный город для жизни на востоке от Урала
Сначала немного расскажу о себе. Живу во Владивостоке с рождения. В этом году мне исполнится 40 лет. Работаю на высокооплачиваемой работе вахтовым методом. Женат, есть ребенок. Раз-два в год ездим семьёй или по отдельности за границу или в европейскую часть России, благо финансы позволяют. До брака купил квартиру в хрущевке в ипотеку, и потом в браке с женой вместе, и опять в ипотеку купили большую кваартиру почти в 100 квадратов в доме-«крейсере» постройки 1984 года.
Я сам не вожу, но жене машину купил — старенький универсал Toyota Corolla, который она не хочет менять ни на что другое.
Как видите, уровень дохода позволяет жить довольно неплохо, хотя в конце 80-х и примерно до середины 90-х во Владивостоке жилось очень плохо. Часто отключали воду (и приходилось набирать её в непонятных «родниках» возле дома), еще чаще — электричество.
Несколько лет «веерные отключения света» были обычным явлением в большинстве спальных районов города. «Веерные» — это значит что сегодня отключают какой-то сегмент города, допустим, от 6 вечера до 12 ночи, завтра — другой и так далее. Крутитесь как хотите. Ну люди и крутились — покупали на китайском рынке плиточки с небольшими газовыми баллонами (город не газифицирован, у всех электроплиты), в квартирах стояли 50-100 литровые баки с запасами пресной воды, в коридорах стояли ящики с предусмотрительно закупленными мешками картошки, макарон, муки, сахара…
И это всё было на фоне жуткого криминального дележа территорий города и «дербана» госпредприятий.
Очень часто в криминальных сводках была информация о перестрелках, на радио под грустную музыку объявляли о дате похорон очередного криминального авторитета. Молодежь искала способы заработать, но их было не особо много. В городе было много гопников — как местных, так и приезжающих из окрестных деревень «на заработки». Процветала торговля и употребление наркотиков и паленой водки. В общем, юность моя прошла в довольно мрачное время.
При этом во Владивостоке и в Приморском крае существует и существовала весьма развитая сеть образовательных учреждений, начиная от морских и военных училищ (им. Нахимова, Суворова и т. д.,), специализированных техникумов и заканчивая всем известным ДВФУ (образованный преимущественно из ДВГТУ и ДВГУ), который не единственный университет Владивостока, есть еще вполне независимый ВГУЭС.
Что касается начального образования — место в детских садиках и школах обычно находится, но почему-то запись в садик и школу сопровождается ажиотажем.
Мой ребенок ходит в муниципальный садик, и там всё прекрасно — начиная от питания и заканчивая образованием. У них там даже есть свой живой уголок, детки ухаживают за животными, кормят их, и так далее. Я жил в трех районах города и обычно рядом в пешей доступности (не больше 15 минут пешком с ребенком) были два муниципальных садика и две муниципальные школы, не говоря уже о коммерческих.
В университетах достаточно большое количество бесплатных мест. Качество обучения, как мне кажется, в большей степени зависит от студента, чем от преподавателя или университета, но когда я учился, у преподавателей были «любимчики» и те, которых «тянули» на хорошие оценки, также не могу сказать что коррупции не было — постоянно гуляли слухи о том, что кто-то «купил» зачет и так далее, но лично мне такое ни разу не потребовалось (но и отличником я не был).
Далее, хотелось бы рассказать про уровень дохода. У меня сложилось впечатление, что в наше время во Владивостоке очень сложно не найти работу, которая позволит хотя бы обеспечивать свои базовые потребности, при этом будет не слишком напряженной.
Да, лично я работаю вахтами — это другая история, но в целом для жителей Владивостока характерно получать зарплату в 50-60 тысяч и плакаться, как этого мало. Работы по профессиям начального уровня — это 20-30 тысяч. Уже через пару лет можно достичь зарплаты в 50-60, но вот дальше уже сложно. Любители заколачивать деньгу всегда могут поехать работать вахтами, на путину, на промысел, и так далее.
Частично обеспеченность города подтверждается большим количеством приезжих из стран ближнего зарубежья. Я спросил как-то одного — почему именно Владивосток? Где Узбекистан и где Владивосток — неужели нельзя было найти места для работы поближе, в России? На что я получил ответ, что человек работал в Волгограде, но там денег нет, а во Владивостоке есть.
В то же время такое «богатство» относительно. Цены на недвижимость близки к ценам в Сочи и Санкт-Петербурге, 100-120 тысяч за квадратный метр жилья в неплохом состоянии, в плохом — от 80 тысяч. Стоимость двухкомнатной квартиры начинается от 4 млн и до бесконечности.
Цены на продукты питания довольно высоки. Сезонные фрукты и овощи стоят недорого — бывают, например, в сезон огурцы по 40-60 рублей за килограмм в популярной местной сети супермаркетов «Фреш 25» (просто один из них у меня возле дома, и я там часто отовариваюсь), но вот не в сезон стоимость килограмма огурцов или помидоров достигает 150-200 рублей за килограмм. Зато бананы по 60-80 рублей. Ну и фрукты — довольно часто можно найти что-то экзотическое, наподобие манго, за вполне разумную цену, всего лишь в полтора раза дороже огурцов. Килограмм курогруди охлажденной — около 250 рублей за килограмм, ну и так далее.
В целом, если сравнивать цены на продукты в «Фреше» с ценами на продукты в «Пятерочках» и «Магнитах» города Орел, то разница будет в 1.5-2 раза, и в целом, мой друг, переехавший в Орел, с зарплатой в 35 тысяч, может позволить себе больше в плане еды и путешествий, чем мой друг, оставшийся во Владивостоке, с зарплатой в 50 тысяч.
Но, конечно, во Владивостоке всё не так плохо в этом плане как в некоторых северных городах России. Есть, например, «китайский» (на самом деле вьетнамский) рынок на Спортивной, известный своими (относительно) низкими ценами на продукты и ширпотреб. Ух, как вспомню эти жуткие закупки на рынке, когда 50-килограммовые мешки приходилось таскать домой, наверх, на сопку… И тут можно плавно перейти на климат и географию.
Владивосток, как сейчас модно говорить, построен на семи сопках. Сопка — это такая возвышенность, небольшая горочка, высотой от 80 до 500 метров, прямо в черте города. Нередки случаи, когда расстояние между двумя домами по прямой — около километра, по дорогам — два километра, при этом нужно спуститься с сопки высотой 100 метров и подняться на сопку высотой 80 метров, поэтому такси популярно даже на таких маленьких расстояниях.
Перемещение пешком летом осложняется практически 100% влажностью, от которой не спасает даже ветер.
Зимой — гололедом на тротуарах и лестницах. Можно ругать управляющие компании (и часто их ругают), но это, как мне кажется, следствие климатических условий. Зимой нередки оттепели (особенно в декабре и феврале), приводящие к таянию снега в дневное время и замерзанию этого же снега в ночное время. К счастью, снег выпадает редко и его немного.
На температурный фон сам по себе жаловаться грех — зимой обычно бывает одна-две недели с температурой −15-20С, большую часть зимы термометр не опускается ниже 10С, а летом, кроме одной-двух недель жары под 30, температура держится в районе 20-25С. Кстати, этой одной-двух недель может и не быть.
Считается, что купальный сезон в море начинается тогда, когда оно прогревается до 18С, и обычно больше чем до 23С оно не прогревается. После Таиланда кажется холодно, но главное — залезть, и вылезать не захочется. Мне почему-то нравится купаться в Японском море больше, чем в южных морях.
Знающие люди говорят, что наше море — самое «живое» из российских, и для многих «дайверов» промысел морепродуктов является неплохим приработком. Да, и для рыбаков тоже, само собой, и летом и зимой есть рыбалка. Этим летом, например, мой тесть ударился в ловлю кальмара, и добывал его прямо таки промышленными масштабами — арендовал катер с такими же рыболовами-любителями на ночь и вшестером-ввосьмером добывали неплохое количество, при этом используя обычные снасти, без всяких «изощренных», если вы меня понимаете.
В общем, климатических «бичей» Владивостока всего три. Это — высокая влажность летом, сильные ветра круглый год и гололедные явления зимой. Именно из-за сильного ветра и практически полного отсутствия снега большую часть зимы чувствуешь себя особенно несчастным.
Из позитивных моментов, связанных с климатом, нужно отметить то, что влажность здесь не круглый год, как в СПб, а преимущественно летом, зимой довольно сухо и солнечно. Опять же любители зимних видов спорта найдут чем заняться зимой, возле города есть «Центр зимнего отдыха», можно покататься на лыжах, санках, коньках. Также на зиму заливают катки на центральной площади или стадионе «Авангард».
Упомяну отдельно про ветер — зимой он почти всегда дует с севера, и довольно сильно. Поэтому при казалось бы всего лишь −10С можно легко отморозить уши или нос. Летом направление ветра — с юго-запада, и он является причиной высокой влажности и туманов с начала июня по середину июля.
Кстати, климатическое лето во Владивостоке начинается примерно на месяц позже, чем в остальной стране, и длится с начала июля по конец сентября. К сентябрю обычно проходят все сезонные тайфуны и циклоны, и наступает «золотая пора». В сентябре и начале октября во Владивостоке живется приятнее всего — уже не жарко и не душно, но еще не холодно.
Ветер же и способствует тому, что с экологией в городе всё более-менее нормально, особенно на сопках. В низинах же ощущается загрязнение воздуха от неимоверного количества автомобилей. Радиоактивный фон в норме, промышленные предприятия с опасными выбросами, если и были, то уже позакрывались. Одно время проблемы жителям некоторых сопок доставлял мусоросжигательный завод — пепел и сажа ветром разносилась над районом и приводила к почернению подоконников, но эту проблему в итоге решили.
Что касается экологии моря — бухта Золотой Рог неоднократно объявлялась самым загрязненным водоемом России, да и чистота Амурского залива (это сторона станции Санаторной) вызывает массу вопросов. Купаться более-менее спокойно можно в бухте Лазурной, она же Шамора, примерно в 25 км езды от центра города. Но как-бы чего вы хотите — город-порт, естественно полно кораблей и судов, плюс отходы жизнедеятельности куда-то надо девать, куда же если не в море?
Однако некоторые энтузиасты с охотой купаются на набережной прямо в центре города, и вроде бы кожа лоскутами с них не слезает. Мы предпочитаем купаться на Шаморе, Щитовой или на островах. После купания обязательно дома нужно принять душ — вода очень соленая, да и уменьшить возможное влияние грязи, а то лечиться во Владивостоке — дело дорогое и зачастую безнадежное.
Да-да, по моему мнению медицина во Владивостоке оставляет желать лучшего. В поликлиники по месту жительства сложно пробиться, врачи нервные, стараются поскорее отделаться от пациента, а в платных центрах далеко не всегда работают достаточно квалифицированные врачи, либо начинают тянуть деньги. Хотя, возможно, я слишком строг к нашей медицине, просто у меня сложился такой образ. Возможно везде так. В любом случае, по одной из проблем мне пришлось ехать в Москву уточнять диагноз, и согласно словам московских врачей, диагноз был понятен с первого взгляда.
Кстати, о путешествиях. Билет на прямой рейс в Москву и обратно по «плоскому» тарифу в эконом-классе стоит около 22-25 тысяч рублей. Летают Россия и Аэрофлот. Разницы в качестве обслуживания я не заметил, разве что в России обед поскуднее, и выбор кинофильмов на просмотр поменьше. Но… 22 тысячи, ребята, и это не так что захотел завтра полететь — купил билет и улетел, в «горячий сезон» такие билеты нужно вылавливать, либо быть готовым лететь с двумя пересадками 30 часов в общей сложности в пути и за 35-40 тысяч. Понятно что «льготные» билеты для студентов и пенсионеров по 14-16 тысяч разлетаются как горячие пирожки в день начала продаж.
И вроде бы можно сказать — чего ты ноешь, у вас там рядом Китай, Корея, Япония… Да, рядом. И да, билет в Японию стоит примерно столько же, сколько в Москву. В Южную Корею — чуть подешевле. В Таиланд и Вьетнам — дороже, чем перелет туда из Москвы.
В Китай можно добраться и автотранспортом. Я однажды съездил автобусом в Суйфэньхэ — и лично для меня это был кошмар. В 5 утра садишься в автобус, пока доедешь-таможня-размещение, уже 3-4 часа дня. Но я вообще сибарит и нытик по местным меркам, слишком много где побывал, слишком много чего повидал.
У нас во Владивостоке и на островах прекрасная природа, есть где погулять и что посмотреть — те же мысы Тобизина и Вятлина — встречать там рассвет — изумительное, ни с чем не сравнимое ощущение. Но, допустим, в Южной Корее, где власти заботятся о своих гражданах, опасные места были бы ограждены, люди бы не карабкались по голым скалам и не делали сэлфи в опасных местах с вероятностью упасть на мокрые камни с высоты 20 метров.
Что касается работы властей в городе — жители Владивостока традиционно ей недовольны. На жалобы по поводу произвола управляющих компаний местные власти не реагируют, заниматся отписками, в то же время занимаются какими-то непонятными популистскими проектами за бешеные деньги. Конечно, это может звучать глупо со стороны человека, который никогда не пытался управлять городом, но мне кажется, что наши власти могут лучше.
Надо отметить, конечно, что с 2012 года в особенности город стал развиваться, появились знаменитые мосты, океанариум, университет ДВФУ на острове, но в то же время «гостиницы» Hyatt в самом центре города, на набережных, по-прежнему непонятно кому принадлежат и не функционируют.
С открытием мостов отменили паромное и катерное сообщение с отдаленными районами города, и теперь жители о. Русский вместо 15-минутной поездки на пароме вынуждены трястись в автобусе больше часа, пусть и через мосты.
Периодически возникают скандалы по поводу выделения земли под точечную застройку новостроями, периодически митинги обманутых дольщиков, отсутствие тротуаров на большом количестве дорог города, о котором упоминал еще Одуван еще много лет назад… Но в целом, думаю, что в любом городе много проблем, требующих решения, нельзя однозначно говорить, что у нас власти ничего не делают.
Кстати, ходят слухи что наши мэры и губернаторы — люди не чуждые организованной преступности, но даже если это и так, в целом порядка в городе стало значительно больше по сравнению с 90-ми, но ночами за пределами центральных улиц по-прежнему лучше не гулять.
Можно ли во Владивостоке жить? Хороший ли это город для жизни? По моему мнению, из Владивостока стоит переезжать только в Москву или Санкт-Петербург, только они могут дать какое-то улучшение качества жизни.
Владивосток по совокупности качеств однозначно оптимальный город для жизни на востоке от Урала. Ну и, соответственно, во Владивосток имеет смысл переезжать, если вам нужна хорошая работа, вы устали от того, что сложно найти работу из-за кумовства и работ «по знакомству», если вас не пугает пересеченная местность (причем мне знакомы люди, которые считают это плюсом — отличное кардио без отрыва от повседневных дел) и сильный ветер (зимой можно встать на лед, расставить руки для увеличения парусности и скользить по льду без усилий).
Люблю ли я Владивосток? Скорее да, чем нет. Я знаю людей, которые иначе чем «жопа Земли» его не называют и с отвращением уехали отсюда навсегда. Я знаю людей, которые, наоборот, приехали сюда с западной части России, чтобы «пожить среди нормальных людей». Я знаю людей, которые считают Владивосток гнездом разврата (у нас много ночных клубов и гхм, массажных салонов, город-то портовый), и знаю людей, которые считают Владивосток городом ученых (ДВО РАН). Знаю людей, которые приезжают во Владивосток потратить деньги в казино и уехать обратно к себе. Знаю людей, которые приезжают каждое лето именно сюда специально, чтобы отдохнуть на море (хотя я их и не понимаю и сам предпочитаю отдыхать в других местах). Однозначно я не могу ответить на этот вопрос. Иногда мне очень хочется отсюда уехать навсегда. Но сложно отличить — желание ли это уехать из Владивостока или желание убежать от своих проблем (но квартирку в Санкт-Петербурге я, пожалуй, прикуплю в любом случае).
Однозначно Владивосток есть за что любить, полюбите ли вы его или нет — вопрос сложный и неоднозначный.
Комментарии:
13 Сен 2020 в 11:08
Отличный отзыв! И с оценкой Владивостока как лучшего за Уралом города, пожалуй, соглашусь. Не зря именно у нас построили первый в Сибири и на ДВ небоскреб. Разве что Новосибирск под вопросом.
13 Сен 2020 в 12:49
хех, этот небоскреб кое-как построили из говна и палок среди руин и старых деревянных лачуг)) нашли чем гордится, а между уралом (если не брать ебург) и ДВ есть еще такой прекрасный город как Тюмень, который многие годы в лидерах по благоустройству, ну и новосиб конечно, город большой и старый, это оставлят определенный отпечаток, но по развитости он в лидерах, например всем известная S7 новосибирская компания, а у владивостока что есть? там даже пятерочки нет, владивосток это отдаленный придаток, там нет развития, ток всякое барахло из китая, его спокойно можно сравнивать с норильском, и прочими удаленными городами где ничего нет.
13 Сен 2020 в 13:14
Пятерочка как показатель развития? Спасибо, давно так не смеялся. Новосибирск старый город? Насмешил дубль два. 127 лет против 159 Владивостока. Прямо скажем оба города не могут похвастаться солидным возрастом и все же Владивосток постарше. S7 и что есть у Владивостока? Был Владавиа. И был вполне успешен. Китайское барахло? Так оно по всему миру и твоя Пермь не исключение. Удаленные города? Норильск действительно удален от всех центров развития, чего нельзя сказать о Владивостоке. Под боком стремительно развивающиеся страны АТР. А небоскреб построен в прекрасном месте с видом на море, деревянных лачуг там и близко нет, как практически нет их в городе в целом. Владивосток — это не город, где ничего нет. Это город, о котором ты ничего не знаешь.
13 Сен 2020 в 13:20
Пермяк, прикинь в Нью-Йорке, Лондоне и Токио тоже Пятерочки нет)))
13 Сен 2020 в 13:28
Ну 155 метров это так себе небоскреб, еле еле:) Тем более о чем это говорит? Да ни о чем.
13 Сен 2020 в 16:42
Дались вам эти небоскребы. Это же азиатчина. В Европе например очень уютные малоэтажные города. И именно такие города комфортны.
13 Сен 2020 в 17:02
Как зимой погода во Владивостоке?
14 Сен 2020 в 0:57
Интересная и насыщенная статья. Автор, спасибо за труд!
14 Сен 2020 в 2:26
Кстати, про Новосибирск вспомнили, но незаслуженно забыли еще один достойный город за Уралом — Красноярск. Правда, с экологией там неважно.
14 Сен 2020 в 14:34
Статья интересная. Владивосток мне заочно симпатичен, хотя я там не была и думаю вряд ли побываю. Слишком он удалён.
Отсутствие федеральных сетей это минус. Я помню такую ситуацию в Новом Уренгое до прихода федеральных сетей были конские цены в местных супермаркетах.
Саркастичных и неуместных высказываний от уральцев не понимаю. И да, Новосибирск молодой город.
14 Сен 2020 в 16:00
Погода конечно во владике мягко говоря на любителя. Большого любителя. Ну и цены на продукты конские.
14 Сен 2020 в 16:25
Да, был зимой во Владивостоке, ветра там конечно мощнейшие
14 Сен 2020 в 17:58
Приехал во Владик 35 лет назад с Питера. После Питера он показался раем. После него сменил
4 города, и везде тоска. Что там происходит, что некоторые добровольно из него уезжает?
17 Сен 2020 в 6:07
Вот читаю ленту и что-то местами смешно аж))) Про дорогие продукты, ну не знаю, была в Красноярске, так там в тех же супермаркетах подороже продукты будут, а зарплаты значительно меньше. Я лично не голодаю, а других почитаешь, особенно не местных, так они тут чуть ли не с голоду умерали, так всё дорого)
11 Окт 2020 в 9:46
Статья интересная, без зацикливания на нытье или восхвалении. Нормальный такой отзыв, реальный. Но исходя из всего этого я бы не сказал, что захотелось для проживания вдруг выбрать из всех городов Сибири именно Владивосток. На мой взгляд лучше отправится в Тюмень или Новосибирск. Про Красноярск отдельно бы сказал, город неплохой очень развит и можно достойно заработать, но воздух там конечно ужасный. Очень редко там можно полной грудью дышать. А жаль, во многих смыслах город неплохой.
11 Окт 2020 в 18:08
Родилась на Камчатке, училась во Владивостоке в конце 80-х (я чуть старше автора статьи), потом снова жила на Камчатке, а вот уже 10 лет живу в Санкт-Петербурге. Поэтому немного поделюсь воспоминаниями и впечатлениями от своего переезда заодно. Статья, кстати, очень хорошая и объективная, абсолютно со всем в ней соглашусь. Я, конечно, давно не была во Владивостоке, но благодаря интернету не составляет труда следить за теми изменениями. которые там происходят. В молодости после Петропавловска-Камчатского Владик казался верхом цивилизации (хотя каждый год мы с семьей уезжали через Москву в Сочи или Крым, в Москве были всегда останавливались надолго, деньги у камчатцев тогда на все это были, ездили у знакомым и родным и в другие города). Жила во Владивостоке на Океанском проспекте, то есть в центре, все нравилось, сопки не напрягали, зато по сравнению с Камчаткой снега зимой почти нет, а землетрясений нет в принципе. В те времена были пассажирские теплоходы из Петропавловска во Владивосток, многие довольно комфортные, европейской постройки, поэтому несколько дней пути (3 или 4) как будто были отдельным полузаграничным путешествием. С едой в конце 80-х во Владе да, было тяжко, студенты — народ небогатый, снять жилье было тоже проблемой, то натыкались по объявлениям на сумасшедших бабок с миллионом кошек в старом деревянном доме, то на каких-то престарелых маньяков. Да, была преступность, наркота и все такое, что есть в любом портовом городе по умолчанию. Но девушки и женщины были очень нарядные, накрашенные, да, наверное, это было слишком ярко и порой вызывающе или даже нелепо, как будто все они идут в ресторан. но внимание привлекало. Жидкие естественные волосики и ненакрашенное естественное личико тогда были не в моде 🙂 По сравнению с Камчаткой цивилизация была в том, что сохранился исторический центр, были трамваи, железная дорога давала возможность поехать отдыхать за город, была приличная набережная, скверы, какие-то аллеи и да, дома были высокие (на Камчатке выше 5 этажей не строили из-за сейсмики). Люди-дальневосточники — это отдельный разговор, особенно те, кто там родился, а не приехал когда-то с родителями с «материка». Я до сих пор безошибочно узнаю жителей Сахалина. Магадана, Приморья. Да, по сравнению с Петербургом они, возможно, чуть провинциально одеты, чуть громче разговаривают, более эмоциональны и порывисты, но более открыты и просты (в хорошем смысле этого слова). И да, на Дальнем Востоке есть мужики, мужики, которые привыкли к трудностям — рыбаки, моряки, военные и т.д. Они ездят по бездорожью на рыбалку, катаются на снегоходах, откапывают свои машины после пурги, их там (мужчин) много и женщина всегда в цене. Я — замужем, давно и счастливо, но для тонуса вокруг должны быть интересные особи обоего пола. Думаю, что сопки, море, климат тоже как-то влияют на их характер. Первое, что я сказала, переехав в Спб — а почему женщины такие страшные, а мужчин нет вообще что ли? Сейчас уже привыкла, что везде тучи бабок с каталками (видимо, они там возят расчлененку уже с раннего утра :), яркая одежда — как бы моветон, на каблуках редко кого увидишь, более-менее радующий глаз народ — студенты. И то приезжие, у них нормальный цвет лица, а не серо-зеленый как у местных. Да, наверное, практично носить серое и удобное, но серое все вокруг и без этого, ландшафт — уныло плоский (ноги не напрягаются вообще), Балтийское море не пахнет морем. Поэтому и люди как-то бесцветные что ли. Очень много из окрестных областей, деревень, коренные жители Петербурга встречаются все реже, сейчас такой большой котел здесь тоже, едут отовсюду, поэтому все давно перемешались. Из плюсов — близость Финляндии (через которую удобно попасть в любую точку мира). Я — путешественник, поэтому невозможность путешествовать сейчас для меня хуже, чем заболеть. Еще плюс — медицина, попасть к врачу не проблема вообще, если что надо — масса платных клиник. Хоть живу в СПб 10 лет, цены для меня до сих пор приятно доступны. Купить можно абсолютно на любой кошелек. Я десять лет не ела мороженого мяса и кур (на Камчатке только мороженые, потому что парное мясо и домашние куры были по цене недоступны). Есть, где погулять, куда поехать по окрестностям, в принципе, город довольно ухожен, благоустройством занимаются. Конечно, особого шика нет, много исторических зданий пора бы давно подлатать, но что есть — то есть. Транспортных проблем нет. Работу найти можно. Жилье лучше иметь сразу свое. Новостройки — только если хорошие районы, но это дорого. Всякие Кудрово, Мурино и прочее — нет и еще раз нет, лучше тогда обычную вторичку. Климат для меня абсолютно прекрасен. После Камчатки и Владивостока претензий нет. Возможно, зимой хотелось бы побольше солнечных дней. Но в солнце обычно мороз, поэтому лучше пусть пасмурно, но тепло. До сих пор иногда выхожу на улицу и говорю :»Материком пахнет». До сих пор удивляют цветущие весной деревья и яблоки потом на них, дождь с пузырями на лужах. Не сказать, что я безумно полюбила СПб, но тут можно затеряться в толпе, начать жизнь заново во всех смыслах. Вернуться на Дальний Восток не хотела бы, всему свое время, мое хорошее время там пусть останется в моих воспоминаниях. Хочу уехать доживать жизнь за пределы России (скорее, Европа, но как карта ляжет, если ляжет вообще) Поэтому рассматриваю СПб пока как перевалочный пункт. Но если уехать не получится, то буду жить здесь, не сожалея. Как ни крути, но объективно СПб — лучшее место, если у вас средне денег, Вы — интеллигент, жили на Дальнем Востоке и умеете радоваться жизни 🙂