Южанин в гостях у Южной Сибири: контрастный Абакан
Дорогие читатели, несмотря на то, что моя предыдущая статья об Ульяновске вызвала небывалый ажиотаж, я рискну все-таки поделиться с вами еще одной историей моего посещения России. Весной 2015 года я пробыл 3 недели на родине моей супруги в Хакасии. Прежде чем начать, прошу вас еще раз осмыслить, что все, что я пишу в своих работах, всего лишь субъективное мнение, и более точную картинку происходящего на месте вы всегда можете проследить сами, приехав и погостив.
Итак, март 2015 года, авиабилет Тбилиси — Москва (Домодедово) — Абакан куплен, вещи собраны, едем на разведку жемчужины Сибири! Много читал о Хакасии, и в целом настрой был очень положительный. Говорят, именно этот регион обладает уникальным микроклиматом.
Москва встретила меня огромнейшим аэропортом Домодедово, реально я был поражен его масштабами, возможно, потому что никогда не видел такого. Аэропорт Тбилиси на порядок меньше. А тут целый город, минут 5 стоял как столб и не знал куда пойти. Наверное, в этот момент со стороны очень был похож на эмигранта из сельского поселения, внезапно попавшего в город и не знающего что делать, куда пойти и т. д.
Благое дело, для того, чтобы найти свой рейс на Абакан (а летел я трансфером), по пути нашлось много помощников в виде сотрудников аэропорта и таблиц с передвижением. Правда, хотелось бы отметить, что сотрудники чаще всего помогали не очень охотно, а некоторые даже с раздражением. Наверное, их тоже можно понять: стрессовая работа, плотный график, а тут я с своими расспросами, подскажите как пройти в Терминал Б и т. д.
Итак, место найдено, жду свой рейс, и первый мой культурный шок: дело в том, что в одном направлении со мной летел Якутск, Улан-Удэ, Абакан. Я прошу меня простить весь северный народ, но ощущение было, что летишь в Китай ))). Было реально прикольно находиться там, Мне, человеку не привыкшему, очень импонировало, что все на меня смотрят в связи со смуглым цветом моей кожи и другим резрезом глаз. Загорелых как я почти не было, и этот контраст здорово веселил окружающих детишек из Якутска. Лично мне понравилось очень.
Рейс свой я ждал часа 3 и впервые в аэропорту столкнулся с представителями Северного Кавказа. Парни летели в Тюмень, если не ошибаюсь. Четко запомнилась непонятная речь и смех в мою сторону в купе с надменным взглядом. Судя по фигурам, это были борцы, а тут я с внешностью интеллигента в очках и с фотоаппаратом. Возможно, это их развеселило, у меня же остался неприятный осадок. Если кого обижаю, прошу извинить, я лишь пишу свои воспоминания. В противовес первым впечатлениям хочу сказать, что после этого я встречал многих культурных и приятных людей с Северного Кавказа.
Уже находясь в самолете Москва — Абакан, обратил внимание, что обслуживание, еда и даже стюардессы на внутренних линиях очень отличаются от международных в худшую сторону. Летел компанией S7.
Итак, в 4 утра по местному времени подлетаем к Столице Хакасии, и тут капитан говорит, что на улице −11 градусов!!! Наверное, сейчас многие читатели подумают, и что? Зачем он это пишет? Я был в шоке! Март месяц, на улице минус 11, как? Меня, привыкшего к теплому климату Южного Кавказа, где в марте уже +10, местная температура повергла в ступор. За свою жизнь в Грузии только один раз было −5, и то у нас треснул асфальт и лопнули водопроводные трубы, это был аномальный холод. Четко запомнилось, выхожу из самолета (в Абакане при посадке до зала ожидания еще километр, так что всех везут на автобусе), а в лицо бьет холодный ветер из снега и мороза, аж лицо обожгло, пазухи носа, словно в них находится порошок.
В дальнейшем, между прочим, на холоде легко можно было определить приезжих и местных. Все приезжие, в том числе и я, постоянно с непривычки трут нос на улице. Со стороны создается ощущение, что мы все наркоманим. Смешно и необычно.
Каков был мой шок, когда на следующий день стало −20, и это была жесть, я вам скажу. Я реально ощутил, что этот климат мое тело воспринимать не хочет. Мерз буквально во всем.
Хорошо запомнился случай: пошли с близким в магазин, купили пиво, нам протягивают теплое в бутылках, я с недоуменным взглядом — что это вы нам даете? На что мой друг успокоил: сейчас на улицу выйдем — поймешь. Вышли в двор, через 10 минут пиво было, как из холодильника. Пил его, а сам находился в прострации. У нас покупаешь пиво, через 10 минут надо бежать к морозильнику, потому что напиток уже теплый.
Аэропорт Абакана произвел хорошее впечатление, хотя на момент моего приезда пункт приема багажа был в запущенном состоянии. На мой вопрос, а можно ли тележку, служащий аэропорта любезно подмигнул, улыбнулся и выдал — тележек нет, уважаемый, это тебе не Москва, братан! Я улыбнулся в ответ. Фасад Аэропорта отреставрирован в национальном стиле, стены украшены вязью, на мой взгляд достойное решение. Кстати, перед написанием этой статьи прочитал информацию, что прием багажа отреставрировали и теперь все выглядит очень даже ничего.
В зале ожидания встретила жена и ее брат на машине. Поехали кататься по городу. Первое впечатление по плюсам:
Город достаточно красивый, ухоженный, газоны в хорошем состоянии, много новых и привлекательных зданий. Рекламы на зданиях есть, но не в таком количестве, как в городе на Волге. Там прям и стены было трудно различить, а здесь вполне цивильно. Видно, что городская власть не сидит сложа руки. Для сравнения, тот же Ульяновск произвел гораздо худшее впечатление. Дороги, скажу честно, до грузинских далеко, но опять таки по сравнению с Ульяновском — небо и земля. Много кирпичных зданий, которые красят город. В целом впечатление уютного, небольшого города произвести удалось.
На муниципальном транспорте поездить не получилось по причине того, что у брата жены своя машина, и на ней мы разъезжали везде.
Особенно обратил внимание, много частного сектора в шикарном состоянии, хотя вроде город не богатый, такие дома в Грузии я почти не видел, а тут прям реально много. Прямо целые дворцы. Пьют меньше, чем в Ульяновске. Люди в основном сдержанные, даже слегка холодные. В Поволжье родня встречала гостеприимнее.
Никто не клянчил сигареты и деньги. Шикарная природа вокруг города. Именно здесь я узнал, что такое Сибирские леса. Воздух чистейший, любителям природы тут однозначно понравится, по субботам пол города на шашлыках (даже зимой). Меня это приятно удивило, у нас такого очень мало, народ бедный — не до шашлыков.
Саяно-Шушенская ГЭС, которую мы посетили, произвела сильное впечатление. Каскад строений и масштаб всего вокруг, оставили глубокий след. По дороге проехали мимо Саяногорска, все что успел заметить, много ярких зданий и леса вокруг.
Посетили этнографический музей Абакана, культура хакасов довольно необычна и интересна.
Очень много приезжих с севера (Норильск,Иркутск,Якутск). Людям, которые настороженно относятся к титульной нации в республиках РФ — тут будет однозначно комфортно, хакасы в принципе малочисленны и нигде особо не светятся. По сравнению, например, с Татарстаном или Осетией, где был проездом. Я даже тщетно пытался их искать в городе, но увидел всего пару человек на рынке, да и в гостях один раз сидел с девушкой хакаской.
Сам народ не агрессивный, достаточно тихий, правда, говорят, очень быстро спивается. Можете смело не волноваться, что придется конкурировать с титульной нацией. Приезжие с Кавказа тоже вроде особо не лезут в глаза (хотя супруга жаловалась, что на рынке были случаи до замужества, когда приставали). Если так, то очень жаль, искренне стыдно за подобных земляков. Азербайджанцев встретил всего раз, когда покупал шаурму. Скажу честно, сразу видно, что приехали они в Абакан из села. Мои соотечественники не понравились, эта привычка пялиться в глаза незнакомому человеку не принята на родине, а тут видно можно. После того, как оппонент получил дозу такого же пронзительного взгляда в ответ, тихо развернулись, сели в свою девятку и уехали. Как говорится, обнюхали друг друга и разбежались (самому смешно стало).
В городе очень много таджиков и узбеков, но агрессии как таковой от них не видел, все работают тихо-мирно. Жителей Дагестана не встречал, но говорят они держат пару кафешек в городе, например кафе Луна. Я там не был, да и не интересно было. Моя цель поездки другая. Слышал мельком, что в Абакане всем заправляет какой-то Ашот, кто он и т д, не интересовался, но судя по огромному ресторану ГАРНИ (армянское название) при въезде в город, видно, что эта нация уже пустила корни.
Теперь давайте пройдемся по минусам:
В городе практически нет достойной занятости или крупных промышленных предприятий, работа есть, но она либо доступна людям с большими связями (налоговая, РЖД администрация, мэрия), либо надо быть каким то супер-пупер профессионалом своего дела (только такие больше в милионники стремятся).
Основная работа — это торговля (в которой, кстати, моя супруга всю жизнь до меня и проработала, несмотря на диплом Новосибирского СИБАГС-а по кадровому учету). Оклад в среднем до 20 000 с бонусами. Много магазинов, и в них всегда есть вакансии консультантов, операторов, кассиров. Молодым специалистам, думаю, будет трудно развернуться (хотя с другой стороны, если вы можете жить нормально с зарплатой 20-25 000, то проблем не будет).
Брат жены работает помощником машиниста в РЖД (зарабатывает в среднем 35-40 000 + полный соц пакет), но туда попасть очень сложно. Его супруга учительница по географии (получает от 12 до 18 000).
Пенсия тут с надбавками по 30 %.
Очень понравился 4 микрорайон, и МПС.
Что касается криминала, то он есть и очень плотно сросся с местной властью. Хотя все рапортуют, что Абакан красный город, возможно на бумаге это и так. В реальности почти весь криминал крышуют большие люди в погонах. Если в других городах Сибири, скажем Кемерово или Иркутске, криминал даже порой главенствует на местности. То в Абакане он именно крышуется (то есть главные бандиты фактически люди в погонах), но об этом конечно никто не говорит и не обсуждает. Конечно, я не отношу сие ко всем представителям правоохранительных органов, среди них наверняка есть люди замечательные и ответственные, но не помешало бы провести капитальную чистку кадров этого городка со стороны Москвы. Был случай, когда знакомого избили двое наркоманов (до такой степени, что он попал в реанимацию). Все улики были против них, но им дали условный срок (потом, как выяснилось, эти парни промышляют угоном авто, а долю скидывают местному чиновнику).
Мат словесный как всегда бич России — на каждом шагу, при женщинах, старушках, детях. Никак не мог к этому привыкнуть. У нас не принято так выражаться при женщинах, но в Абакане я слышал это сплошь и рядом. По городу я гулял спокойно днем, гопники и пьяные в глаза не бросались. Ночью, скажу по факту, не выходил и потому прокомментировать не могу.
Мэра города и губернатора население не любит. Слышал это очень часто и повсеместно. Больше всего позабавила надпись на одном из стендов в городе (смотка пробега), а внизу номер телефона. Я что-то не понял, уважаемые, смотка пробега на авто не считается преступлением в РФ? В Грузии за это вас как минимум посадят года на три за мошенничество. Это как написать во всеуслышание — ограблю квартиру — и номер свой приписать. Местные не дали мне внятного ответа на это. Оставим данный феномен для абаканцев загадкой. Если просветите, буду благодарен.
Цены на жилье неприятно удивили. Я понял бы, если подобную сумму запрашивали где-нибудь в Казани или городах Подмосковья, но в Сибири, да еще и в городе, который только приблизился к цифре 200 000 человек, на мой взгляд дороговато. И это очень часто отпугивает людей желающих переехать. Сестра моей жены купила однушку в районе МПС за 1,8 миллиона. Как вам? Трешка в этом же районе стоит порядка 3,5 — 4 миллиона (новостройка) и это черный каркас, между прочим, то есть вы еще около миллиона отвалите за ремонт и мебель. Для такого небогатого, маленького города цены на жилье грабительские (субъективное мнение).
Цены на продукты выше, чем в европейской части России (в частности сравниваю с Ульяновском), тоже самое с транспортом. Единственное, что дешевле, так это такси (в среднем из одного конца города в другой 120-150 рублей), но это связанно с разными размерами этих населенных пунктов. Если ближе, то можно и за 80 рублей доехать.
Народ не религиозен абсолютно. Это касается как мусульман, так и христиан. Так что конфликтов на религиозной почве нет.
Климат для меня был непривычен, но я думаю для людей севера он будет отличным. У меня была постоянная сонливость, вялость (может дело в часовых поясах, разница с Тбилиси +4 часа). Хотя не ручаюсь, что он подойдет россиянам из ЮФО. Мороз хоть и сухой, но он реально ощущается, особенно ниже -20. А днем температура может подняться на градусов 10 выше. Такие перепады не рекомендованы гипертоникам и сердечникам. У моей тещи в связи с этим постоянные мигрени и давление скачет.
В целом город произвел больше приятных впечатлений, чем отрицательных эмоций. Он очень хорошо для тех, кому за 45, и он хочет тишины и покоя, вкупе с чистым воздухом Сибири. Очень хорошее место для тех, кто хочет заниматься земледелием или животноводством. С другой стороны, амбициозной молодежи здесь делать особо нечего, тем более рядом находятся миллионики Красноярск и Новосибирск. Супруга моя, например, до сих пор фанатеет по Красноярску. Что касается меня, то поездка была исключительно по гостевым факторам, потому город для переезда я не рассматривал. Не знаю кому как, но Сибирь для меня далековато, холодновато и не по душе. Все таки в Грузии родни много, и посещать их из европейской части России гораздо легче и дешевле, чем азиатской.
Надеюсь мой рассказ окажется для вас полезным. Всем добра и мира !!!
Комментарии:
4 Авг 2017 в 10:19
Спасибо за статью, интересная и читается легко.
Что касается погоды — да, морозы в Сибири в марте не редкость. Как и в апреле, да и в мае бывают заморозки и идет снег. Южанам это, наверное, и представить сложно))
Про скрутку пробега — насколько мне известно, в России она не считается преступлением и никак не преследуется по закону. Найти б/у авто с честным пробегом непросто, хотя в объявлениях на том же Дроме каждый второй пишет, что пробег честный и не скручен)
4 Авг 2017 в 10:46
Автор ! Спасибо за статью, опять получилось очень интересно. Насчёт хамства в аэропорту, так здесь Вы правы на все 100%, нечего их оправдывать, вообще в России много хамов и среди своих и среди приезжих, верю, что Вам это воспринимать тяжело. Люди в Сибири, может кому то и кажутся холодноватыми, но это всего лишь что-то вроде типа эмоционального реагирования, сама часто это про себя слышу, раньше даже не понимала о чем речь, сейчас скажу лишь «не обращайте внимания», народ в Сибири более терпимый о и доброжелательный чем в других регионах, ну просто не привыкли мы быстро сближать дистанцию с собеседником и показывать свои эмоции, даже если и человек кажется очень приятным.
Насчёт климата, так большинство сибиряков его считают суровым, кто-то может его терпеть, кто-то сбегает в более тёплые края, думаю Вам, как южанину он не подойдёт категорически, может сказаться на здоровье. Многие сибиряки так, наоборот не могут адаптироваться на югах.
Слияние криминала и прочих структур это беда всей России, во многих городах разгораются коррупционные скандалы которые заканчиваются уголовными делами на первых людей города. Интересно как с этим обстоят дела у Вас на Родине?
Ждём от Вас статьи про Грузию.
4 Авг 2017 в 11:02
В Казани тоже можно увидеть объявление «автосервис: диагностика, ремонт, корректировка пробега» думаю во всех городах тоже:) а в Абакане конечно не был, но по фото очень приятный городок, ухожен, лето там говорят очень тёплое, природа тоже вокруг, думаю он довольно популярен среди пенсионеров, например кто устал от более северного Красноярска, Норильска, но их связывают родственные связи в этих городах, то в принципе хороший вариант.
4 Авг 2017 в 12:19
Хорошо написано. Забавно читать для жителя Сибири. Много здесь статей видел про сухой/влажный мороз, особенно смешно читать от людей что у них -5 как наши -20, забавный миф. Вот человек прилетел на себе ощутил что такое -20. А когда у тебя на улице -35 стоит по 30−40 дней. Про пробег нормальная практика омолодить машину чтобы продать по дороже. На пробег ни кто не смотрит обычно, все равно в 80% машин скручен. Кумавство тоже во всей красе в Сибире, как любят плакать жители Южных регионов.
4 Авг 2017 в 13:31
Но по отзывам там климат все же лучше чем в Красноярске же. Вообще сужу по городу и благоустроенности по Яндекс панораме, очень все приятно. По климату как понимаю там резкий переход от зимы к лету. Да и по статистике посмотрел в городе активно ведётся строительство, да и население с каждым годом растёт, значит люди туда тянутся.
4 Авг 2017 в 14:26
Благодарю за теплые отзывы. Скоро будет титаническая работа о Грузии. Постараюсь охватить все аспекты. Что касается смотки пробега я реально был в шоке (у нас за это настоящая статья) года три впаяют как не фиг делать это же открытое мошенничество понимаете? Как? Я отвалю миллион за авто, а оно оказывается уже пробежало весь континент ?))) Хотя в чужой монастырь с своим уставом как говорится …))) Климат там реально лучше чем в Новосибирске и Красноярске (сам не был, но вокруг все об этом говорили) — вот сейчас например жена в гостях у матери и у них бывает до 30 и больше жара. Вполне такое наше Кавказское лето)))) хоть бы всегда было так я бы переехал))) Я был в марте месяце и могу смело сказать что ощущал себя инопланетянином. Но Леса Сибирские ребята это нечто — я был в лесах Поволжья там тоже красиво конечно, но Сибирь в этом плане переплюнет любой регион. Отдыхать там одно удовольствие, потому говорю что людям после 45 в Хакасии будет просто супер (особенно если есть свой доход) Было бы отлично если в городе была работа высокооплачиваемая, но с этим не особо.
4 Авг 2017 в 14:31
Я в Абакане с детства каждое лето обитала, еще с 80-х годов — там жил и сейчас похоронен отец, его мать — моя бабушка, дед … и сейчас живут куча родственников. В принципе всё верно написано — про работу например. А вот в плане стоимости жилья я тоже недоумеваю — за что такие цены неадекватные? Спрашивала у многих местных — говорят, мол с других регионов к ним много пенсионеров едет, покупает жилье… климат вроде как там расчудесный. Ну, а как такое жилье умудряются покупать те, кто работает за 20 тысяч — уму непостижимо. Из моих родственников никто правда не покупал — из поколения в поколение передаются по наследству дома и квартиры. А строят там очень много и на всё есть свой покупатель — загадка!
4 Авг 2017 в 15:51
Согласен с вами цены на жилье просто грабительские (если сравнивать с количеством населения) где-нибудь в городе с 500 000 населением и индустриальной базой я бы понял, но в Абакане с его 200 000 без какой либо промышленной базы, не логично. За такие же деньги (минимум 3,5 миллиона за трешку) я думаю пользователи подтвердят вполне можно взять квартиру в той же Казани или Краснодаре. Скорее всего всему виной северные гости (как я отмечал очень много жилья скупают жители Иркутска и Норильска) а для тувинцев там вообще Рай))) жилье строится быстрыми темпами (даже высотки начали делать), микрорайон целый строится АРБАН, а значит есть спрос. Что порадовало кстати, что многие этажные дома кирпичные, это такой красный город с особым колоритом. Между прочим отойду от темы и скажу что пиво в Поволжье было лучше гораздо))) местный Джой мне не очень нравился, Трехсосенское из Ульяновска было лучше .но это так к слову
4 Авг 2017 в 17:04
Спасибо Вам за статью! Объективный взгляд без оскорблений и приукрашивания. Я в Абакане не была, но, говорят, климат действительно хороший, как и на Алтае. Это более южные регионы по сравнению с Новосибирском.
В этом году немного проехались по стране, обратила внимание, что у нас в Сибири домосторение более развито, чем в Центральной России и даже на Кубани (на мой взгляд). Очень много новых красивых домов, особенно вокруг больших городов. Хотя и в малых не отстают. Может, это связано с доступностью стройматериалов. Сейчас много строят из дерева и газоблоков, которые производят здесь же отделка: сайдинг всех мастей, кирпич облицовочный и прочее. Во многих местах есть газ. Не знаю, как в Хакассии, вокруг Новосибирска почти всё газифицировано. Лето в Сибири хорошее, что бы не говорили. 30−35 вполне себе норма месяца два или даже больше. Да, бывают дожди и прохладные дни, но оно и лучше, можно от жары отдохнуть.
А зарабатывают люди, возможно, вахтой. У нас в малых городах это очень распространено. А цены на недвижимость от спроса зависят. Видимо, покупают. И строят из кирпича много, в отличии от той же Кубани, где в основном или панель, или газоблоки. Если не заморачиваться близостью к Москве и морю, то вполне можно хорошо жить в Сибири. Если климат подходит, конечно. На море люди предпочитают в Тайланд и Турцию летать. Бывают выгодные предложения.
4 Авг 2017 в 18:39
Мне очень нравится читать статьи на этом сайте. потому что вряд ли придется побывать там когда-нибудь.А может и захочется, прочитав такую статью. Написано очень легко и так же легко читается. Спасибо.
4 Авг 2017 в 19:48
Всегда рад, если мои статьи приносят пользу, иногда физически нет денег чтоб ездить куда то на разведку и этот сайт отличная альтернатива. Потому надо быть максимально обьективным. В прошлый раз из-за статью про Ульяновск на меня вылили такой ушат грязи, что аж боязно было писать вторую статью)))) но слава Богу в этот раз люди более адекватные.
4 Авг 2017 в 20:06
Уважаемый автор, спасибо за статью! После нее мне захотелось посетить Грузию. Так как я, хоть и русский, но тоже не понимаю и считаю дикими — мат, хамство, алкашню, коррупцию и прочие прелести моей родины. Вам эти вещи кажутся непривычными, значит у себя вы встречались с ними редко.
Наверное у вас на родине тоже есть свои нюансы, но все же мне захотелось побывать там и сравнить все самому.
5 Авг 2017 в 12:24
Статья, в целом, объективная. Спасибо) Но вот ухоженности в городе, к сожалению, нет. Может быть в сравнении с ульяновском? Например, в сравнении с Томском Абакан производит впечатление немного запущенного города, хотя Томск тоже далеко не идеал. Самым ухоженным местом в Абакане был парк «сады мечты», но туда вход платный, хотя, на мой взгляд, ничего выдающегося там нет, но в Сибири за это деньги берут.((Зарплаты северных надбавок, даже Томск был исключен из списка северных городов, которому полагалась надбавка. Сейчас получают как и везде по России. А цены на продукты, да, там дороже, но зато там еда вкусная! Мясо, тушёнка, выпечка… ммм)) Жаркое солнечное лето, множество красивых озер- преимущество Абакана и окрестностей.
5 Авг 2017 в 20:56
Статья понравилась. В Абакан не захотелось. Зато возникло еще два вопроса по Грузии. Мы же ее очень ждем, вы же помните?
1) В Грузии зимой где-то есть снег? Хотя бы горные маршруты. Вы так красочно описали ощущения от абаканских морозов, что подобный вопрос не мог не возникнуть.
2) Что можно в Грузии есть людям, которые не привыкли к острому, кроме мчади и хачапури? Особенно вопрос про мясное.
6 Авг 2017 в 8:59
В Грузии снег конечно есть, это же горная страна. Курорты Гудаури, Бакуриани, Боржоми зимой всегда полны Россиянами (особенно чеченцами кстати) там отличные трассы, канатнын дороги и инфраструктура. Просто нужно правильно понять почему я так описываю Сибирский холод. Понимаете я ведь живу на востоке Грузии в городе, потому у нас снег бывает очень редко и мало, а денег чтоб посещать эти наши курорты к сожалению нет. В следствии этого для меня снег не очень доступное удовольствие)))) к тому же даже наш горный холод и снег кардинально отличаются от холодов сибирских, могу поспорить с кем угодно, в Сибири однозначно при тех же температурах холоднее. Что касается еды то кухня у нас хоть и жирная, но не всегда острая, я сам страдаю от чувствительного желудка потому спокойно питаюсь. Те же сациви, хинкали можно всегда попросить сделать без перца без проблем. Чебуреки, пхали, много чего. Самое главное перед заказом блюда просто говорите что хотите без острого и все. Перец не обязательный ингредиент в Кавказских блюдах
6 Авг 2017 в 16:02
В Грузии кочерят каждый своей буржуйкой, на газу и в много квартирных домах.
Скинули совок вместе с отоплением центральным))
Кто вспомнит кто такой Зугдиди и как он умер?
Премьер министр Грузии отапливался буржуйкой и угарел от её дыма.
Может сейчас по другому, но вряд ли.
6 Авг 2017 в 19:07
Юг Сибири, в частности Хакасия, столицей которого является Абакан, место уникальное. Климат действительно приятный. А эти безкрайние степи с курганами. .опьяняющий запах чабреца, полыни, донника, моря ковыля, .Отроги и хребты Саян, с бескрайними открыаающимися панорамами с высот птичьего полета, горные речки кристальной чистоты… А сколько уникальных озер и водопадов!
Не зря ведь наш президент неоднократно проводит свой отдых не на лазурных берегах, а именно здесь. Вот где красота!
7 Авг 2017 в 10:52
Согласен полностью у центрального отопления есть один существенный недостаток — очень часто температура в доме превышает необходимый минимум, в итоге как было отмечено выше платишь деньги, а отапливаешь улицу. У нас отопление индивидуальное, сколько хочешь столько и используй и плати соответственно. Можешь хоть вообще не включать и не платить за тепло. Ходи дома в шубе)))) Демократия)))
14 Авг 2017 в 11:40
«Очень много приезжих с севера (Норильск, Иркутск, Якутск)». Иркутск то когда стал Севером?))
14 Авг 2017 в 12:09
Иркутск по широте на один градус южнее Абакана))) смотрите карту. А иркутяне, если и уезжают, то в массе своей в более развитые города.
14 Авг 2017 в 13:17
Если мы будем с вами обсуждать географические понятия, боюсь вы окажетесь не в выигрышном положении)))) В Абакане Иркутск называют севером потому я так и выразился. Это больше народное понятие чем географическое (возможно оно основано на более суровом климате вашего региона по сравнению с Хакасией). Что касается темы приезжих, то я много раз там встречал как раз таки людей из Иркутска в основном старшего поколения, молодежь, возможно вы и правы уезжает в более крупные города, но стариков из вашего города в Абакане реально много.
14 Авг 2017 в 14:34
Вы сейчас написали откровенный бред.
14 Авг 2017 в 14:40
Даже не буду вступать со столь воспитанным человеком в полемику))) Спасибо)))
14 Авг 2017 в 14:44
Уважаемый, Вы сколько классов закончили? Когда пишите про расположение одного города относительно другого, просто хотя бы заглядывайте в атлас или на карту РФ смотрите. Кто-то, что-то сказал, народное понятие … обыкновенная безграмотность. Не надо её транслировать дальше.
14 Авг 2017 в 15:24
Я, пожалуй, соглашусь с Витимом.
Не представляю себе людей из Иркутска в трезвом уме и памяти переезжающих в Абакан (!!!).
Как ещё не в Кызыл)))
Ерунда, однозначно, хотя может единичные случаи и есть, там замуж и тд.
14 Авг 2017 в 16:00
Вы правы товарищ Тролль ВИТИМ я абсолютно безграмотный человек, окончил всего 2 класса в ауле)))), а географию мне в горах козы преподавали когда я их пас))) Я бы с удовольствием почитал ваш отзыв об Иркутске и насладился бы вашей грамотностью))) так что флаг вам в руки удивите нас своим образованием))) кроме язвительных комментариев вас на большее не хватает))) Олег Я описывал случаи которые видел своими глазами, я же не говорю что пол Абакана это жители Иркутска. Вы утрируете мои выражения и совершенно забываете что кроме прямых значений фраз в русском языке есть еще и косвенные ТО ЕСТЬ когда я пишу что в городе много жителей из Иркутска (имеется ввиду что Я ВСТРЕЧАЛ много таковых) возможно у меня было такое окружение, а может быть и правда большое количество ваших земляков покупает дома в Абакане. Я же не могу отвечать за 180 000 местного населения. В любом случае надо быть корректнее в своих комментариях, ерундой я тут точно не занимаюсь в отличии от того же ВИТИМА например)))
14 Авг 2017 в 16:13
Вы чего такой агрессивный то?
Ведите себя прилично.
К слову, в Хабаровском СКА играли футболисты из Грузии, Гогито Гогуа и ещё парочка была, полкманды грузинов было!
Значит ли это что грузины массово едут в Хабаровск? С Северов)))
14 Авг 2017 в 16:27
Андерсон, Вы, пожалуйста, перечитайте мои комментарии и свои, сравните. И сделайте вывод — кто из нас с Вами более корректен и наоборот. Простите, если обидел, но ‘Тролль’, ‘флаг вам в руки’ — это явно лишнее; учитесь сдерживать себя и слова свои.
14 Авг 2017 в 16:50
Товарищи во мне сейчас агрессии столько же сколько в одуванчике перед опылением))) Если вы считаете что слова ФЛАГ ВАМ В РУКИ это более обидно чем ЕРУНДА, БЕЗГРАМОТНОСТЬ и ВЫ СКОЛЬКО КЛАССОВ ЗАКОНЧИЛИ? то спорить тут не о чем. Я лишь предложил что если есть сомнения в адрес моего образования то можно предоставить свою работу где все будет красочно и без географических ошибок описано))) Что касается футбола то спешу вас разочаровать я не грузин, потому играл там кто-то или нет меня абсолютно не волнует. Думаю продолжать данную полемику не имеет смысла. Однако, факт что агрессия и обидные слова исходили вовсе не от меня. Удачи вам !!! Северяне))))
14 Авг 2017 в 16:59
И Вам не хворать.
14 Авг 2017 в 17:03
Мужчины, не ругайтесь!))) Иркутск, действительно, южнее Абакана) И намного больше))) Это совсем не север. Он на одной широте примерно с Саратовом и Оренбургом, только на востоке. И даже Забайкалье не север, там летом и 50 не редкость. Сибирь то она большая и разная. И всех сибиряков называть северянами в корне не верно. Тюмень, например, тоже не север) Она вообще по дороге в Москву. Так что учите матчасть и избавляйтесь от мифов о Сибири. У нас холодно только зимой. И то не всегда.
14 Авг 2017 в 17:08
Tanya, спасибо, именно так!))
14 Авг 2017 в 20:41
То есть вы все тут хотите сказать что климат Иркутска мягче чем в Абакане? Наверное я учил не ту географию))) поднимаю руки. А насчет севера не раз слышал как про Иркутскую Область говорили Север. Возможно потому и сам город туда относили.
14 Авг 2017 в 21:24
Холод и Севером это разные понятия, и если в Иркутске холодно, это его не делает Севером.
14 Авг 2017 в 21:24
Север
14 Авг 2017 в 22:45
Климат и там и там резко континентальный, практически одинаковый. Если говорить про Иркутскую обл., то площадь её более чем в 10 раз (!) больше территории Грузии. Естественно, что на севере области (Бодайбо и Пр) температуры зимой ниже, чем в Иркутске. Но мы же говорим про Иркутск?
15 Авг 2017 в 9:22
Меня, как жителя Сибири тоже раздражает такой географический кретинизм автора. Да еще потуги сослаться на прочую безграмотную массу, для которых Иркутск — «север». Все-таки это сразу снижает планку восприятия текста.
15 Авг 2017 в 16:37
Наталья не нужна тратить свою энергию на таких моральных уродов как Соня из Бердска, человек который опускается до уровня макаки и называет другого человека кретином даже не зная его по жизни не имеет ни пола ни национальности. Будем Славить Бога что в России есть такие женщины как вы, и молиться чтоб было меньше женщин таких как она))) хотя назвать ее женщиной было бы слишком большим комплиментом для данной особи хомо сапиенс))) Я всегда за здоровую критику, если вам что-то не нравится или в вашей жизни проблемы не надо переносить этот негатив на незнакомых людей тем более тех кто старается хоть как-то своими рассказами на данном сайте сделать вашу же жизнь интереснее и делясь своим пусть не идеальным (с вашей точки зрения) но все же каким то опытом. Я считаю что мои статьи помогают людям которые физически не могут куда либо поехать на разведку, а быдло он и в Африке быдло
15 Авг 2017 в 20:20
MrAnderson, по-моему вы перегибаете. Географический кретинизм, топографический кретинизм — это просто расхожие выражения. Статья ваша интересная, лично мне понравилась. Вам указали на ошибку вполне корректно, весь спор вы и затеяли. В любом случае, в сторону женщины так выражаться не нужно, чести вам это не сделает.
16 Авг 2017 в 12:23
По моему вы как читатели перегибаете и оскорбляете человека, даже не зная его в лицо. Я остаюсь при своем мнении, данный субъект заслужил чтоб я назвал ее макакой. Таня если я вас назову математической идиоткой вы воспримите это как оскорбление или как оборот речи? Весь спор затеял не я, если хорошо проследите, кто к кому начал цепляться. Но я уже привык что на этом сайте тролли поддерживают троллей к тому же у меня цвет кожи не модный и естественно что многие пытаются меня за это куснуть. Если вам что-то не нравится, еще раз призываю написать свой рассказ и дать нам его обсудить, разобрать так как сказать по грамматическим ошибкам и гуманитарным наукам. А если не можете то и плеваться в чужой адрес не нужно. Прошу вас не оставлять комментариев в моей статье, если вы приходите сюда только для того чтобы с умным лицом доказывать мне что такое оскорбление, а что нет. Вы из тех людей что провоцируют личность, а потом с возмутительным видом вопят о несправедливости. Как трамвайный хам, географический кретин, человек без образования и знаний Я прошу вас от меня отстать и от моей статьи тоже. Найдите себе другой объект хихикания и насмешек
16 Авг 2017 в 12:41
Андерсон, Вы пишите о Сибири, о нашем крае. Мы здесь живём. Вы даёте в корне неверную информацию в публичном пространстве на популярном Российском интернет ресурсе.
Несидится.ру — это не ваша личная страничка в фейсбуке.
Вам указали, что Вы не правы несколько человек.
Причем написали люди из разных городов.
Из вас же полилось такое… Какое то подозрительно болезненное отношение к критике.
Вобщем, раскрылись Вы по полной, молодой человек.
16 Авг 2017 в 12:43
Вообще здесь обсуждаем город Абакан, поэтому дискуссии на тему кто прав не прав лучше разводить в личных сообщениях, а если кто-то приводит опровержение слов автора, лучше обоснуйте в цифрах, потому что по широте разница одна, а по климату разница другая может быть. Единственное не согласен что сам город Иркутск это север.
16 Авг 2017 в 12:53
Господа/Товарищи, ну хорош уже ругаться! В жизни и так на каждом шагу агрессия, ну зачем ее множить-то еще и здесь? Все добра и хорошего настроения! 🙂
17 Авг 2017 в 10:16
Хорошая статья, мне понравилось) Не зашла бы, если бы не Ваше сообщение в «Казани», но не пожалела, что заглянула.
Прожила в Саяногорске (что у Саяно-Шушенской ГЭС) 6 лет, чудесные места. После грязного Новокузнецка, это было здорово. В Абакан часто ездили, так как это ближайший город, где есть кино и магазины. Но могу сказать, что не люблю этот город. Я все время говорю так: для меня — это «недогород недодеревня». Те, у кого побольше финансов, ездят не в Абакан, а в Красноярск по делам и даже за покупками.
Про мэра и губернатора. О да, его не за что любить. Воровство и коррупция в регионе процветает. Откровенно и нескрыто. Бардак. Только дороги в Хакасии исключительно хороши, но это не заслуга администрации. Мне рассказывали, что в Хакасии особая прочная почва, дороги очень хорошо «держатся».
Про климат: Хакасия не Сибирь все же, хоть и расположена на карте там. Не впрямом смысле кончно. Наверно из-за ветров, что постоянно выметают весь снег, нет сугробов, холодно как-то иначе, а летом очень жарко, жарче, чем где-либо в Сибири. есть такая фраза: Солнечная Хакасия. Это так. Читала, что в Хакасии больше солнечных дней, чем в Сочи. В Абакане немного не так, как в Саяногорске конечно. У нас в Саяногорске в марте уже наступает зима, слякоти вообще нет, люди не знаю, что такое резиновые сапоги. Не буквально конечно, но они там не нужны. Таять нечему. Снега мало. Раз и все кончилось. Началась голая весна, в мае уже все зелено и жарко. Осенью же наоборот напрягало отсутствие снега до самого декабря, температуры минусовые, а все еще голый асфальт. В марте бывало едешь в Абакан и удивляешься: О, а там еще снег есть.
Про природу. В самом Абакане то природы нет, парки красивые зеленые, да. А вот окрестности хороши! Чего только нет. Поля, степи, горы, леса, реки, Красноярское водохранилище с жипописными берегами, про окрестности ГЭС вообще молчу. Потрясающие места. Скучаю по природе Хакасии и Красноярского края (они почти неделимы для меня, всё собираются их объединять на административном уровне, не знаю, будет ли это когда-нибудь)
Вообще, считаю, что у Абакана есть будущее, город активно расстраивается, есть предприятия, если не в нем, так рядом в Черногорске. А вообще Хакасия в унылом состоянии. Сколько там умирающих деревень! печально. Если бы не ГЭС, Аллюминивый, то вообще неизвестно, что бы с ней стало.
17 Авг 2017 в 10:26
Оговорилась, в марте настуавет весна))) конечно.
Хотела добавить, что климат Абакана во многом создается благодаря двум водохранилищам рядом. Это играет большую роль. И поэтому он отличается зимой. Но я бы не сказала, что он мягче. Так как влажность на самом деле выше. Напомню про незамерзающий зимой Енисей, чуть выше Абакана. В Саяногорск влага просто стоит в воздухе, это очень неприятно зимой, в Абакане не так конечно, но это во многом определяет его климат. А в том же Иркутске мне показалось, примерно так же как в Абакане по ощущениям. Мое мнение. Была в Ирскутске весной.
Да и вообще, действительно, как кто-то выше уже написал, Сибирь — огромная, разная, очень разная.
17 Авг 2017 в 11:30
Талка | 17 августа 2017 в 11:03
Да Вы хоть спорьте, хоть не спорьте о долготе, широте, какой город севернее, а какой южнее. а Иркутск -это север,
————————————————————————————————————————————————————
Вот, еще одна географическая просвещенная обнаружила себя.
17 Авг 2017 в 11:45
Ну вот это такой сорт людей. Имея поверхностные знания обо всем и глубокие ни о чем они пытаются доказать свою правоту основываясь на бытовых предрассудках и обывательских рассуждениях. Науки — география, химия, физика — для них зло, а носители этих наук — «моральные уроды» (по мысли сказочника Андерсона).
17 Авг 2017 в 11:56
Ну Андерсон то из другой страны, вообще я живя например в Грузии, считал бы все что севернее Волгограда севером) поэтому тут ничего такого, уж не стоит так на человека набрасываться, просто некоторые живя в России, например Талка, считают Иркутск севером и утверждают это, вот это уже в корне не правильное суждение! Конечно некоторые люди говорят что например они с Бодайбо или Усть-Илимска, спрашиваешь, а где это, а они говорят это на севере в Иркутской области, может поэтому некоторые и думают что Иркутск это тоже север.
17 Авг 2017 в 13:05
Наконец то человек донес то что я хотел выразить)))))))))))))))) именно так))))
17 Авг 2017 в 13:41
олег, сызрань никакой столицей не является.
17 Авг 2017 в 13:43
Если честно после всей дискуссии в обеих моих статья, я слегка опасаюсь публиковать материал о Грузии, который меня просили сделать)))) глядишь и распять потребуют)))
19 Авг 2017 в 11:00
Россия в целом северная страна, можно, конечно, поспорить, какой город севернее, но взять, к примеру СПб, он значительно севернее Иркутска, но климат в нем мягче.
19 Авг 2017 в 11:24
Про климат Абакана хотела бы процитировать местную газету:
Как меняются климатические характеристики Абакана — Газета Хакасия
Климат Абакана обусловлен его географическим расположением. Столица Хакасии расположена в Минусинской котловине, удаленной от каких-либо океанов и морей и со всех сторон окруженной горами: с севера — хребтом Арга, с востока и юга — Саянами, с запада — Алатау. Все это способствует тому, что в котловину попадает мало влаги, в результате в центре тайги образовались степная и лесостепная зоны. В период антициклонов, обычных для зимних сезонов, холодный воздух стекает в котловину, где выхолаживается и застаивается, остывая иногда до -40° С.
Начало череды зимних дней приходится на последние дни октября, в следующем месяце устанавливается ясная погода со стабильно отрицательными температурами. Воздух зимой остывает обычно до −15…−18° С, нередки случаи, когда стоит мороз до -30° С. Зимой обыкновенно формируются погодные условия без ветра, с незначительными осадками в виде снега. Метели начинаются лишь в феврале, их среднее количество — 5 раз в год. Из-за расположения в котловине и безветренной погоды зимой над городом стоит смог, поскольку дома частного сектора, которых в городе много, отапливаются углем и мазутом. Снег начинает сходить в конце марта, его мало, поэтому тает он быстро. Однако настоящая весна приходит на городские улицы в середине апреля, начинаются интенсивные ветры. Возвраты холодов бывают и в мае, кратковременные заморозки случаются в начале июня, считающегося уже летним месяцем. Весной город необыкновенно хорошеет — все кустарники, деревья, травянистые растения, которыми так богат Абакан, зеленеют и расцветают. Летом обычен нагрев воздуха до 17… 20° С, но наблюдаются периоды, обычно в июле, когда стоит жара до 30° С и больше. За июнь-июль выпадает почти половина осадков от общегодовой нормы в 323 мм, часто они проливаются ливневыми дождями с грозами. Иногда в окрестностях города наблюдаются пыльные бури. В августе, относящемся к летнему периоду, отмечаются первые признаки осени: тепло летних дней может смениться ночью отрицательными температурами. После летнего затишья осенью возобновляются ветры, зачастую его порывы достигают 15 м/сек. В сентябре короткая осень Абакана заканчивается. На климат города abakan.pogoda24.org/ локальное влияние оказывает Красноярское водохранилище: в городских районах, расположенных рядом с ним, часто наблюдаются туманы. Абакан стоит в зоне сейсмической активности, регулярно вблизи города происходят мелкие колебания в земной коре. Последнее сильное землетрясение произошло в 2013 году в 50 км южнее города, интенсивность сотрясения составила 6 баллов по 12-бальной системе.
17 Июл 2018 в 18:34
Очень приятно и всегда интересно почитать мнение со стороны о своём городе!
Вот то что я вижу на данный момент
Цены на жилье такие из-за спроса. А спрос создают жители тувы которые скупают в Абакане квартиры пачками. На авторынке когда еще раньше ходил машину покупать, когда это было популярно — сразу видно приехали тувинцы и покупают по 2−3 машины, деньги особо не считая. Так и с квартирами.
есть спрос — цены растут. Хотя в Соседнем Минусинске цены на миллион ниже и больше на аналогичные квартиры.
Также спрос создают Норильчане которые покупают тут жильё.
___________________
Самый минус города на мой взгляд транспортная недоступность. Один самолет до Москвы — 5 часов, один поезд до Москвы — 3 дня, поезд до Красноярска и Барнаула — ночь в пути.
То есть быстро куда-то смотаться даже с пересадками не выйдет. Пересадок нет. Нету. На вокзале в 7 утра пик — три поезда приходят эти подряд. И в 6−7 вечера — три этих поезда отправляются. Во все остальное время там тишина.
С другой стороны глупо на это уповать зная сколько тут живет человек, собственно и ездить то некому. Поэтому хорошо что есть хоть такой транспорт.
___________________
По работе часто сталкиваюсь с тем что нужны те или иные комплектующие которых нет в городе. Приходится ждать пока привезут с Новосибирска. А пути прямого нет, Если вагон то сутки идет после комплектации, если фура то тоже в пути не менее 12−16 часов чистого хода. Вагон тоже не каждый день идет. В среднем если что-то ждешь то это минимум неделя.
__________________
Про всякие гос учереждения что туда не попасть без кумовства — это ложь. Сам без связей поступал на гос. службу абсолютно никого не зная, по конкурсу. Конкурсов много. Много молодежи приходят. Другое дело что без связей телепаться вам там на специалисте с окладом в 15 тысяч и средней зп около 20−25. Вот все быстро и уходят у кого нет родственничка или друга руководителя.
__________________
По поводу чистого воздуха. Были проведены замеры которые показали что воздух в городе грязноват. Проблема в саже. Буквально сразу за городом добывают уголь открытым способом — Изыхские копи, Б. Яр, Аршаново, в Черногорске. Вокруг отовсюду летит угольная пыль. Плюсом к этому угольные терминалы на жд.
Жил в районе мелькомбината — там терминал недалеко. Так хоть каждый день окна от сажи мой и летом и зимой.
Про печное зимнее отопление я уж не буду писать.
_________________
Пробок нет это плюс. Хоть куда можно добраться за 15 минут даже в час пик. Тупо по объездной можно за 15 минут город объехать т.к. он небольшой.
Я на велике весь город от улицы итыгина до дачи на согре минут за 30 проезжаю неспеша.
________________
Летом Абакан похож на милый курортный город — в городе вечером жара, транспорта нет, все на шашлыках и на отдыхе — благо не надо далеко ехать куча водоемом прямо сразу на окраине — можно на дрене купатся, на абакане, на карьерах которых масса, на енисее даже если холода не боятся. Все это достижимо на машине за 5−10 минут в принципе.
_______________
Но лето длится в лучшем случае с середины мая по середину августа. А иногда тупо в мае дожди в июне жара, а потом в июле дожди и в августе уже тоже дожди. Плюс куча комаров бонусом.
В остальное время никакого досуга нет. Построили хоть спортцентр так в нем народу валом, так как нету больше такого уровня площадок. Идешь туда и всех знакомых встретишь, кто качатся кто на роликах, кто на великах, кто с детьми у фонтана, кто в бассейн, кто на игровые тренировки, вообщем центр притяжения!
Но, а в больше то и все, в этом году в прокате местных кино даже не было фильма «Движение вверх»
______________
Это не мнение это просто что я вижу в последнее время. Особенно после посещений Москвы, Казани, Тюмени, Новосибирска начинаешь по другому смотреть на город.
_____________
Также могу сказать то что после того как посетишь Ачинск, Канск или Черногорск с Минусинском то Абакан кажется прямо центром цивилизации и очень динамично развивающимся городом!
____________
По итогу могу сказать что благодаря статусу столицы региона Абакан развивается, и притягивает с окрестностей людей которые не могут по разным причинам уехать в более крупные Красноярск или Новосибирск или ещё дальше.
18 Июл 2018 в 14:13
А зачем им квартиры у вас?