Знакомство с Томском

Я родилась в городе Кемерово. К окончанию школы пришлось задуматься – куда поступать учиться дальше? В Кемерово оставаться не хотелось – пугали и фразы в вакансиях «выпускников КемГУ просьба не беспокоить», и откровенные расценки за вступительные экзамены на дверях ВУЗов. Хорошим вариантом казался классический Томский Государственный или Политехнический университет, — оба занимающие почетные места как в российских, так и международных рейтингах.

И для начала нужно было познакомиться с городом.

Первую поездку мы совершили осенью 2007 года. Поехали на рейсовом автобусе; и первое же впечатление — это въезд в город. Я до сих пор очень люблю это действо – переезд через мост с видом на Томь. Днем можно любоваться панорамой города и видом на реку те пару минут, пока автобус едет по мосту, а ночью мост хорошо освещен и отражается в реке – еще одно захватывающе зрелище. А потом автобус вкатывается в город, к Лагерному саду, на центральные улицы, мимо дамбы с надписями вроде «ФЭТ – лучшие», и так и думаешь каждый раз: «Здравствуй, Томск»; а город как будто тоже здоровается с тобой (кажется, есть соответствующие надписи на дамбах), демонстрирует выложенное из цветов слово «Томск» и радуется твоему приезду.

Недалеко от въезда в город - остановка "Лагерный сад"

Недалеко от въезда в город — остановка «Лагерный сад»

Долго мы не думали – вышли из автобуса на автовокзале, который находится в нескольких остановках от въезда в город, увидели напротив гостиницу «Томск» – 3 звезды, в нее и заселились. Не пожалели – хорошая гостиница, впечатления приятные, цены соразмерные.

А потом пошли гулять.

Город мы не знали абсолютно. Карты у нас тоже не было – ориентировались на абы как. Просто приехали посмотреть – какое впечатление произведет Томск. Мы гуляли по улице Елизаровых в сторону Степановки – это уже потом я узнала, что это скорее окраина, чем центр. Что в этом плане Томск вообще необычен – он расположен только на одном берегу Томи и сразу при въезде с Коммунального моста начинается центр; все, что налево и немного вперед – тоже центр, а все остальное – уже окраины. А мы удивлялись, как пустынно там и практически нет магазинов.

Гуляли в сторону Комсомольского, к площади Кирова – это уже больше походило на город. Переходили трамвайные пути и тоже удивлялись – сколько же листвы под ногами, неужто дворники тут совсем не работают? Как потом оказалось – да, с дворниками в Томске слабо, даже на центральных улицах.

На 4 троллейбусе ездили к университету – смотрели на старинные корпуса, а потом искали остановку – откуда же уезжать обратно? Были весьма удивлены, что в маршрутке нужно расплачиваться при выходе, а не на входе, на троллейбусах написаны только конечные остановки, а автобусов в кемеровском понимании вообще нет (потом оказалось, что есть немного, буквально пара муниципальных маршрутов; автобусами в Томске называют то, что мы в Кемерово называем «маршрутки» — коммерческие рейсы на ПАЗиках).

Домики на Степановке

Домики на Степановке в зимнюю пору

Обедали мы в траттории около автовокзала (очень впечатлили фаршированные рисом кальмары), а ужинали в кофейне «Гулливер». Мест для покушать и посидеть в Томске много, ведь там много людей, у которых на это есть много времени и немного денег — студенты и недавние выпускники ВУЗов. В Кемерово же в то время с подобными заведениями была явная напряженка: либо ресторан, либо Подорожник.

С немного спутанными впечатлениями (в немалой степени этому способствовало отсутствие карты и слабая ориентация в пространстве) мы и уехали. Но я решила – да, город мне определенно нравится, я не против прожить пять следующих лет именно здесь.

Результаты трудов дворников

Вторая поездка была длиной всего день. Тогда я еще не знала, что поток Томск-Кемерово и Кемерово-Томск весьма насыщен, покупка билета день-в-день могла грозить срывом всех планов, и не озаботилась приобретением билетов заранее. Вернее, все дело в «Жемчужине Сибири» — Юрге, так как существует только один рейс, который не заходит туда по дороге, и тот в 7 утра и только из Томска. А так как эти автобусы не заходят в мелкие деревушки, то до Юрги они идут значительно быстрее, и юргинцы скупают большинство мест в автобусе; зачастую половина, а то и больше, пассажиров выходит в Юрге, иногда до города назначения доезжает только 3-5 человек.

В ту поездку оставался ровно один билет на автобус, а ехали мы вдвоем. Я слезно попросила кассира отложить еще билет, если кто-то его сдаст. Кассир согласилась – и как же испугалась, когда очередным покупателям она сказала, что мест нет вообще! Я кинулась к кассе – а как же тот один билет? Кассир показала два билетика: «так я вам вот и второй отложила». Так мы стали последними пассажирами на рейсе. И с тех пор я билеты всегда покупала заранее.

Был конец марта. В Томске всюду лежал снег, хотя и пытался местами таять. Поездка заключалась в посещении в ТГУ «дня открытых дверей» и пешей прогулке от Университета до автовокзала вдоль одной из центральных улиц — Кирова. И вот как раз вся улица Кирова была в снегу. В Кемерово, особенно в центре, уборкой снега занимаются вплотную, здесь же по обочинам лежали огромные сугробы, тротуары были местами в наледи, местами в комках снега.

Зима в Томске

По дороге мы зашли в «Смайк» — достаточно распространенная сеть местного фастфуда. Ничего ужаснее я в жизни не ела. Какое-то скомканное нечто, а не пицца. Поклялась себе, что никогда это больше не куплю, но потом все же изредка ела – с большого голоду.

Почти все первые этажи жилых домов по улице Кирова занимают магазинчики. В одном из них меня заинтересовали палантины, но ни один толком не понравился. Продавщица уговаривала прийти на днях – дескать, привезут еще, а мы отвечали – не получится, мы вот уже уезжаем.

Но обязательно вернемся.

Весенний ТГУ

Третья поездка была летом 2008 года, с целью подачи документов в ВУЗ. Мы уже точно знали, что скоро переедем в этот город надолго, а потому были нацелены на обстоятельное знакомство.

Три дня мы жили на улице Суворова. Эту даль часто собирательно называют «там, на Иркутском». Так как, не в пример Кемерово, остановки в Томске практически нигде не подписаны и в маршрутках не объявляются, свою мы проехали и пешком возвращались на место. Тогда это место казалось самым настоящим лабиринтом – где-то далеко, и два кольца: Суворова и Беринга. Постоянно путаюсь, какое из них где.

Расстроило  отсутствие в Томске связи Теле2 и грабительскими расценками на роуминг — эта сеть появилась в Томске спустя два года и завоевала немалую популярность. А еще мы умудрились сесть на 29 маршрутку и уехать в противоположную Иркутскому сторону – на Карандашную фабрику. Тоже далеко уехали, но не туда. Эту же ошибку часто совершают и с 12 маршрутом – движение транспорта в Томске не всегда логично, с этим нужно быть аккуратнее.

"Там - в конце Иркутского"

«Там — в конце Иркутского» (конечная 29 маршрута)

Так как в этот раз карта у нас была, а в маршруты общественного транспорта строили всяческие козни, мы решили все же больше ходить пешком. Мы думали, уехав с Иркутского, выйти на улице Пушкина и пройти к кинотеатру Горького. По карте казалось, что это совсем рядом.

Мы даже вышли почти там, где планировали – ну может, чуточку раньше – и шли от 4й поликлиники по широкой улице Пушкина. В летний день там не было традиционной пробки — а ведь она почти что является достопримечательностью Томска. А следующее событие, наверное, лучше всего характеризует контрасты города: мы не заметили улицу Ленина, центральную улицу, главную «артерию» города – такой узкой и непримечательной она была в районе центрального рынка, откуда мы на нее вырулили. Только на параллельной улице, Карла Маркса, добрые люди нас сориентировали и развернули обратно.

И мы шли до Горького. Оказалось, это было немного дальше, чем думалось. Но где стоит гулять в Томске – так это по улице Ленина: тротуар местами выложен плиткой, а по обеим сторонам улицы тянутся, иногда не отделенные один от другого, красивые старинные дома. Именно из-за них Томск сравнивают с Петербургом. А еще четная и нечетная стороны сильно не соответствуют друг другу и ориентироваться стоит по домам нужной стороны.

Улица Ленина

Потом мы пошли на набережную у Лагерного сада. Мы решили пройти вдоль набережной к мосту. Кто ж знал, что она далеко не вся обустроена и отчасти пробираться придется через какие-то кусты, вдоль непонятного забора. Но мы прорвались, и больше такого делали – и никому не советую. Пример с набережной показателен – в Томске много красивых и ухоженных мест, но они расположены какими-то островками, остальное же только ждет своего часа (как, например, Аллея Гоголя, позже созданная силами самих Томичей). Довольные увиденным, мы вернулись в Кемерово до начала учебного года.

Симбиоз официальных и не очень достопримечательностей

Симбиоз официальных и неформальных достопримечательностей

Эти поездки создали образ Томска – уютного студенческого городка, с красивыми домами, старинными университетами, необычными кафе, запутанными улицами и проблемами в ЖКХ (тогда, правда, я и не подозревала, насколько большими). И позже оказалось, что так оно все и есть, и каждый может выбирать: ругаться на плохую благоустроенность и низкие зарплаты или наслаждаться тем красивым и необычным, что есть в городе, ведь в маленьких городках и поселках Томской и Кемеровской области и Казахстана, откуда едет большинство студентов, социальных проблем еще больше, а такой душевности нет.