Автопробег Питер-Румыния
Довелось мне недавно посетить страну с интригующим названием Румыния, она же Трансильвания. Совершенно не планировал я изначально эту поездку, честно говоря, и даже вот так сразу не показал бы на карте, где эта самая страна находится.
Некий знакомый, живущий, как и я, в Санкт-Петербурге, предложил прокатиться на его автомобиле через Белоруссию и Украину до Румынии. У него были там какие-то дела касательно бизнеса, у меня же никаких дел, как обычно, не было, и мысль провести немного времени в незнакомой стране была принята мной с энтузиазмом.
Трудная виза досталась легко
Перед тем, как ехать, нужно было оформить румынскую визу. Уже имевшаяся в паспорте виза Финляндии, позволяющая посетить все страны Шенгенского союза, к сожалению, для Трансильвании не годилась. Оформление визы для самостоятельного путешествия, оказалось делом не совсем простым, в отличие от поездки по туристической путёвке.
Для начала требовалось приглашение, заверенное нотариально, от организации или частного лица с румынской стороны. Заполнить анкету на английском или румынском языке, предоставить справку о доходах с места работы, оформить медицинскую страховку на весь срок предполагаемого пребывания в стране и оплатить визовый сбор в размере 35 долларов. Дополнительно к сведеньям в анкете, при передвижении на автомобиле, нужно указать время и место пересечений границы, количество пассажиров и регистрационные данные транспортного средства. Заполнив, предоставив и оплатив, ждёшь семь дней и, возможно, получаешь визу. Или отказ. В моём случае всё прошло без проблем.
Итак, виза в паспорте, машина заправлена, экипаж укомплектован. Помимо этого, мы нагрузили багажник и заднее сиденье авто компьютерными принадлежностями: клавиатуры с русскими буквами, вебкамеры, настольные светильники, мышки в подарок русским товарищам, живущим в Румынии. Запланировали проделать весь путь без остановок на сон, только с небольшими перерывами на еду.
Трудные границы, светильники и сигареты на скотче
Поскольку знакомый был уже в возрасте, и вождение на такие расстояния ему были не под силу, выходило, что вести машину на протяжении всего пути буду только я.
Раненько с утра выехали. Для начала предстояло пересечь Белоруссию с небольшой остановкой в Минске. Первая часть пути Санкт-Петербург – Минск, измеряемая расстоянием в 1000 километров, была преодолена на одном дыхании и в хорошем настроении. Минск поразил чистотой и, как мне показалось, деревенским спокойствием. Обед в одном из кафе в центре города порадовал не только вкусными блюдами, но и очень гуманными ценами за них. Поели, попили, и снова дорога.
Следующая остановка — пограничный переход из Беларуси в Украину и запланированная остановка во Львове.
Дороги в Белоруссии довольно неплохие, поэтому до пограничного пункта долетели с ветерком. Выезд из бывшей союзной республики прошёл с минимальными потерями времени и средств. Пару часов в очереди, небольшой презент в виде двух светильников людям в форме — за большое количество багажа — и мы двигаем опять же к людям в форме, но уже другой, представляющим еще одну бывшую союзную республику.
Мысли о том, что при пересечении границы могут возникнуть какие-либо сложности, в голову не приходили. Поэтому, подъехав к предполагаемому месту, мы были удивлены наличием километровой очереди из автомобилей к пропускному пункту. Не до конца веря, что и нам предстоит, пристроившись в хвост провести в очереди неопределенное время, мы поинтересовались у других водителей, покуривающих сигареты у своих машин, как долго может длиться это мероприятие. Получил ответ: может, пять часов, а может, целый день — мол, на всё воля таможенников.
Задумка о безостановочном пробеге Питер-румынский городок Клуж-Напока при таком раскладе была под угрозой срыва. Лезть без очереди нам не позволяло воспитание, но перспектива провести в очереди целый день, а может, и ночь, тоже совсем не прельщала. Поэтому решено было прорываться в обход, (за что искренне прошу простить меня, нахала, тех бедолаг, которым пришлось выстоять в той очереди неизвестно сколько часов). Скажу в свою защиту, что, если бы я ехал один, то и стоял бы как все. Но по таким вопросам принимал решения мой знакомый, поэтому от меня мало что зависело. Проехав вдоль очереди по направлению к пограничной заставе, поравнявшись с головным автомобилем, упёрлись бампером в молодца, облачённого в камуфляжный костюм и держащим автомат известной во всём мире марки. На его вопрос о том, куда мы такие нарядные собрались, мы объяснили, что в Румынию. На это «камуфляжный» быстренько объяснил, что Румыния — дело хорошее, только сегодня мы едва ли попадём даже в Украину. После непродолжительной беседы оказалось, что за некоторую сумму можно ехать прямо сейчас. На том и порешили.
Подъехав к месту, где ставят печатьки в паспорт, и где тоже виднелась небольшая очередь, были опять же удивлены, что пограничник, обойдя всю очередь, подошел к нам, широко улыбаясь, спросил не паспорта, а «Скильки даёте?». На наш вопрос, за что и кому нужно давать, получили разъяснения, что превышаем норму провоза. Десятиминутная дискуссия переросла в обычный торг. Мы объясняли, что вроде как уже внесли свою посильную лепту ещё на подъезде к границе, но страж границы в свою очередь разъяснил, что там – это не тут, где тоже есть нуждающиеся в финансовой помощи с нашей стороны, и что светильники им без надобности. Приведя аргумент, что там стоит один человек, а тут работает большой коллектив, предыдущая сумма была умножена в два раза. Получив от нас в итоге пару купюр и паспорта, страж удалился и через две минуты вернул проштампованные документы. Вот так проехали границу с Украиной.
Эти шестьсот километров от Минска до Львова, да ещё прохождение границы меня немного утомили. Но радовало что, всё-таки не целый день провели в очереди. Быстрый перекус в Львове, и снова мчим по направлению к нашей цели.
До Клужа оставалось проехать пятьсот километров. Уставший, но уверенный что все трудности позади, еду дальше.
Выехать за пределы Украины оказалось гораздо легче. Никого не интересовал наш багаж, который стал легче на два светильника. Наши персоны тоже не вызвали никакого интереса. Пребывая в той же уверенности что, теперь уже рукой подать до финиша, подъехали к румынской границе.
Небольшое отступление. Заглянув в кафе, расположенное недалеко от места пересечения границы, прикупил себе в дорогу минералочки. Интерьер заведения совершенно обычный, с одной только непонятной мне тогда особенностью. На каждом столе лежал прозрачный скотч и ножницы. Предназначение этих предметов находящихся на столах кафе, я понял, только проходя паспортный контроль. Граждане Румынии, пересекающие границу пешком, подвергались тщательному обыску. Сумки, одежда всё ощупывалось и осматривалось на предмет проноса того, чего проносить нельзя. Уже позже я наблюдал, как сидя в кафетерии, народ, не спеша и основательно потрошит блоки, а затем и пачки сигарет и приматывает сигареты к чему только возможно примотать. Как оказалось, сигареты на Украине, стоят гораздо дешевле. Экономят. Топливо для авто тоже стоит дешевле, но как экономят на бензине, я расскажу в конце статьи.
На границе нас обыскивать не стали, но заглянув в автомобиль и поделив количество единиц оргтехники на нас двоих, пояснили что, столько человеку для личных нужд не требуется. Посему этот багаж приравнивается к оптовой партии товара, за которую следует уплатить налог, согласно таможенным правилам. По накатанному пути были предложены светильники, а позже и купюры с ликами умерших американских президентов. Но это не дало никаких результатов. Платите пошлину, выбрасывайте куда хотите лишнее, только не на границе или езжайте назад в Украину. Осведомившись, какое количество мы можем провести за один раз, решили оставить дорогостоящий груз в том самом кафе и пересекать границу в челночном цикле, перевозя груз маленькими партиями.
Из приграничного городка были вызваны на помощь двое друзей, для количества пассажиров в автомобиле. Затея, изначально казавшаяся удачной, после пятого пересечения границы, показалась румынским пограничникам не такой забавной, и они сначала решили запретить заниматься этими махинациями на вверенной им охраняемой территории. Но потом сменили гнев на милость, узнав точное количество оставшегося багажа, разрешили забрать остатки и ехать, куда мы ехали. Вот так, спустя пять часов, и несколько пересечений румынской границы, к концу вторых суток мы продолжили наше путешествие.
Карпатская осень
Изрядно уставший и тихо ненавидящий компьютерные принадлежности, я желал только одного — скорее доехать до места назначения, упасть на кровать и проспать пару дней.
Но в начале конца пути нужно было пересечь хребет Карпатских гор и пару сотен километров проехать по дорогам Трансильвании. Дорога в горах — извилистый серпантин с резкими поворотами, крутыми спусками и подъёмами. Поскольку всё происходило поздней осенью, листва на деревьях была ярко-оранжевая вперемешку с жёлтым. Я хоть и не ценитель прекрасного, но и мне запало в душу буйство красок и чудесные виды с гор на пока ещё покрытые зелёной травой долины. Начинающиеся заморозки, частенько попадающаяся на дорогах корочка льда и сама дорога, узкая, с множеством поворотов, прибавила бодрости и немного отвлекла от сна. Перебравшись через хребет, остаток пути проехали на автопилоте.
Стемнело, и ничего интересного разглядеть было нельзя. Вскоре мы добрались до города Клуж-Напока, и быстренько разбрелись по комнатам в доме румынских друзей. Весь путь наш занял двое с половиной суток.
Завтрак в ресторане? Дешево и сердито!
Наутро сели в машину и поехали в город завтракать. По совету друзей, направились в небольшой ресторанчик, недалеко от центра города. Я как человек, не имеющий больших доходов и не располагающий лишними средствами, предпочёл бы что-нибудь попроще — пельменную или столовую. Но знакомый наотрез отказался от приобретения в его преклонном возрасте всякого рода кишечных заболеваний и расстройств и сказал, что будем утолять голод только в заведениях, по его мнению, безопасных для здоровья.
Приятная обстановка ресторанчика, улыбающиеся официанты и меню с ценами, не похожими на номера телефонов, приятно порадовали и немного успокоили. Ведь, заказывая разные вкусности, не нужно было думать, что расплачиваться за сей банкет придётся, например, почкой или роговицей. Что непременно произошло бы, посети я такое заведение в своём родном городе.
Ели мы блюда румынской и венгерской кухни. Завтрак из двух блюд и бутылочки белого сухого вина, умноженный на троих голодных людей, обошёлся примерно в восемьсот рублей, что даже для пельменной в Питере считалось бы очень даже недорого.
Сытый и довольный, я решил прокатиться и осмотреть город. Клуж-Напока с населением в триста с небольшим тысяч человек — очень тихий и спокойный. Основное население — румыны, венгры, три тысячи цыган, пять сотен немцев и по сотне душ евреев и украинцев. Здесь много разных достопримечательностей и памятников архитектуры.
Мне же больше по душе не музеи, а посмотреть, как живет и чем дышит местное население. Очень удивило большое количество молодёжи на улицах города. Позже узнал что, в городе много университетов, как государственных, так и частных. Благодаря им, Клуж является «самым студенческим» городом в Румынии.
Неалчные румыны и дешевое пиво
Немного покатавшись и бегло осмотрев пейзаж из окна автомобиля, я припарковался в центре и побрёл на своих двоих. Погулял по улочкам, поглазел на достопримечательности, наткнулся на один из парков города, расположенный на горе. На самой верхней его точке стоял какой-то монумент, а чуть ниже — небольшое кафе. Столы были расставлены под открытом небом, на небольшой площадке на склоне горы. Попивая кофе, можно было любоваться панорамой городка. Недавний поздний и достаточно плотный завтрак, небольшая прогулка и подъём в гору в парке располагали к отдыху. Я решил поваляться на свежем воздухе неподалёку от кафе, где стояли деревянные качели с широкими скамейками, для чего снял с себя фоторюкзак, подложив его вместо подушки, и улёгся на одну из качелей. Меня совсем не смутил народ, прогуливающийся по парку и даже молодая парочка, сидящая на соседней качельке. Подремав полчаса и проснувшись, я решил потихоньку возвращаться к месту парковки авто. Не спеша, заглядывая в разные магазинчики, я доковылял до парковки. Открыл дверь машины, чтобы привычным жестом кинуть рюкзак на сиденье, но… его не было!
Как-то раз я уже терял в такси кофр, в котором, помимо фотопринадлежностей, лежали кредитные карты. Я четко вспомнил и ощутил эмоциональное состояние того дня, что совсем не порадовало. Учитывая, что путь к машине занял не меньше часа, а народу в парке гуляло много, шансов найти рюкзачок на том же месте, был более, чем призрачный. Торопливо возвраящаясь в парк, думал я уже только о том, что, кому-то в погожий осенний денёк изрядно подфартило: стоимость рюкзака и его содержимого примерно равна была 70 000 наших деревянных. Неплохой бонус для того, кто решил просто прогуляться по парку.
Итак, мысленно уже полностью смирившись с потерей, я добрался до парковых качелей, где и увидел спокойно лежащий рюкзачок. Хотя он и лежал один-одинёшенек и яркий черно-красный в большом парке, похоже, в этом городе такие находки никому не интересны. Вот и славно! Отлегло.
На радостях решил попить пивка. И вот что интересно. Можно купить пиво в магазине с последующим распитием, где-нибудь в неприспособленном для этого месте или зайти в ресторан хорошего отеля, чтобы насладится напитком в охлаждённом бокале, сидя за столиком перелистывая местную газету и переплатив в пересчёте на наши, всего рубликов двадцать. Даже студент-бюджетник здесь может позволить себе иногда заходить в ресторанчик и пропускать там пару кружек пива.
Маленькая справка для желающих жить в Румынии
Пока я находился две недели в Румынии, успел познакомиться с некоторыми особенностями местной жизни. Эта информация наверняка пригодится тем, у кого хоть раз возникала мысль о переезде в Румынию.
Как общаться с румынами? Разумеется, на румынском языке. В плане сервиса, конечно, где-то в центре городка можно найти и англоязычный стаф ресторанов, магазинов и т.д. Плюс, поскольку город, как я уже сказал, студенческий, и здесь живет много молодежи, с поколением некст вполне можно заговаривать на признанном международном.
Однако – интересная особенность. Поскольку сам я английский знаю, мягко говоря, плохо, и несколько раз мне таки приходилось задавать вопросы из разряда «Как пройти да где находится?» обычным прохожим-румынам, то пару раз мне отвечали на чистом русском языке. Разумеется, русский здесь знают преимущественно люди старшего поколения. Резюмируя, если намерены обосноваться здесь, английский все-таки нужно подтянуть, а румынский стоит начать учить. Он не особо сложный, чем-то напоминает итальянский, но об интуитивной понятности для нас, как это происходит при общении с собратьями-белоруссами и малороссами, не может быть и речи.
Цены на продукты и напитки здесь гораздо более гуманные, если сравнивать с привычными мне питерскими. Например, бутылка вина вполне вменяемого качества в магазине обойдется примерно в 100-120 рублей. Литр молока стоит в районе 35 рублей, буханка хлеба – 20 рублей, килограмм сыра – 150-200 руб, куриное филе – в районе 150 рублей.
Помыть автомобиль обойдется в 100 рублей.
Стандартная консультация в частной клинике обойдется примерно в 1500 деревянных. Но учитывайте, что без медицинской страховки в Румынию вас попросту не впустят.
В целом впечатление от румынов как от людей – угрюмые, задумчивые. Недаром именно у них заводились всяческие Дракулы и иже с ними мрачные существа. Однако при этом общительные люди, в кафе с удовольствием пообщаются с вами на разные темы. Иностранцы им интересны, к русским относятся нейтрально при этом.
Как водитель, не могу не рассказать о том, что дороги в тех участках Румынии, где я побывал качество имеют весьма отвратное. Например, по сравнению с нашими дорогами в Питере и окрестностях, трассы Румынии выглядят гораздо более уныло.
Люди живут в Клуж-Напоке как квартирах многоэтажек, так и в частных домах. Если последние обычно выглядят интересно, оснащены своими садами с беседками и прудами с уточками, то панельные дома для меня лично выглядят здесь скучно и малопривлекательно. Во-первых, не особенно они и многоэтажные: зданий выше 10 этажей я, кажется, не видел. Во-вторых, я смотрел такие квартиры и могу сказать, что планировки мне не очень понравились. К тому же здесь любят делать тонкими стены, а «однокомнатные» квартиры здесь – это банальные студии: кухня, прихожая, спальня и санузел – все в одной комнате. Не по мне это.
Впрочем, есть здесь и более современные жилые комплексы, где квартиры строятся по индивидуальным просторным планировкам. Но, разумеется, ценник на них гораздо выше, чем на стандартные квартиры в панельных домах.
Такое нужное такси
Расскажу немного о других простых бытовых вещах, что я успел узнать, недолго поживая в Румынии. Бензин здесь стоит как в Европе – дорого.
Арендовать скромную квартиру-студию стоит примерно 200 евро в месяц, за 350 евро можно найти уже достаточно приличное жилье.
Продукты в магазине дешевле и качественней, чем в России. Проезд на общественном транспорте стоит где-то рублей 15, хотя я им ни разу не пользовался. Такси обходится около 30 рублей за километр. Немного подробней о такси в Клуже. Весь автопарк состоит из автомобилей марки «Рено Логан», только с немного другим названием «Рено Дача», вроде бы украинской сборки. Все две недели, что я там прожил, очень плотно и часто пользовался их услугами. Имея свой автомобиль в распоряжении, я мог бы спокойно без их помощи перемещаться по городу. Но поскольку выяснилось, что я страдаю неизлечимым топографическим кретинизмом, заучивание карты города не давало никаких результатов, а на мои предложения передвигаться на такси мой спутник заявлял, что он будет перемещаться в пространстве только на своём автомобиле, была выработана хитрая система передвижений по городу. Собираясь куда-либо ехать, вызываем такси (которое, где бы ты в городе ни находился, приедет в указанное место в течение трёх минут), даём листочек с адресом того места, куда хотим добраться, и несколько раз объясняем, что мы едем на своём авто вслед за ним. Таким образом и передвигались.
По мне, конечно, проще прыгнуть на заднее сиденье такси и, откупорив бутылочку пива, просто глазеть в окошко. Но у всех свои тараканы, и у моего знакомого они, вероятно, мадагаскарские.
А вино пьют напополам с минералкой
Поскольку посещение модных заведений общепита не било особо по карману, было грешно не воспользоваться такой возможностью. На окраине Клуж-Напоки есть ресторанчик, с веранды которого открывается шикарный вид на весь город. Особенно красиво, темнеет и зажигается городская иллюминация. Правда, просидев вечером пару часов в этом заведении, я так и не увидел в нем других посетителей, кроме себя любимого.
Ещё одна из здешних едален, запомнившаяся мне, — рыбный ресторанчик в ста километрах от города. Он скорее туристический, потому как местные вряд ли поедут в такую даль лишь для того, что бы просто поесть. Расположен он в очень красивом месте, окруженном живописнейшими горами и водоёмами. В этих прудиках водится форель, и все желающие могут взять удочки и самостоятельно поймать свой обед или ужин самостоятельно, а повара ресторана приготовят улов в лучшем виде. Но поскольку дело было глубокой осенью и хотелось банально покушать рыбки, сидя в тёплом помещении, мы этим и ограничились. Жареная форель и рыбный супчик, поданные к столу и неизменная бутылочка белого, были оценены по достоинству.
Интересным для меня стало открытие в области пития вин. В Румынии пьют вино, на пятьдесят процентов разбавляя его в бокале минеральной водой. Но я закоренелый любитель крепких напитков, поэтому не смог по достоинству оценить такой экзотический способ поглощения, на мой взгляд, и без того слабого напитка.
Совата – весело и приятно, но специально не поеду
Одним из наших развлечений стала поездка в соседний небольшой курортный городок под названием Sovata. Приехали мы туда ближе к вечеру. Место по количеству разных огоньков и причудливых домиков это место напоминало что-то из сказочных фильмов. Как оказалось, это известный во всём мире курорт, куда приезжают лечиться на местные озера с целебной соленой водой.
Одно из них — озеро Урсу. Курорт Sovata считается лучшим в Румынии, здесь лечат бесплодие и избавляют от гинекологических проблем. Мы же приехали не в озере купаться и не лечить половые дисфункции, к тому же было поздновато и холодно для купаний.
Мы просто направились в Danubius Health Spa Resort Sovata 4*. Это роскошный, на мой взгляд, отель, предлагающий услуги спа не только постояльцам, но и всем желающим. За скромную плату 400 рублей вы можете заниматься водными процедурами целый день. Распорядительница в спа встретила нас у входа, проводила в гардероб. При покупке билетов она же сделала нам скидку по сто рублей с каждого билета, мотивируя это тем что, до закрытия остаётся всего около трёх часов. Опять же — приятненько.
Три этажа с бассейнами, парными, и разными непонятными для меня сооружениями. Три часа пролетели, как минута. Советую всем попавшим волею судьбы в Совату отдохнуть, да ещё и пожить немного в этом отеле тоже, наверное, неплохо. Но подчеркну, что, хотя мне всё в этой поездке в соседний курортный городок понравилось, целенаправленно я бы сюда не взял путёвку, а полетел бы куда-нибудь в более тропическое место. Впрочем, о своей безмерной любви к Юго-Восточной Азии и Таиланду я уже писал на Не сидится.ру.
Лапти, лошади и Карпаты – жизнь за городом в Румынии
Отдельно хочу рассказать о пригородах. У меня укоренилось мнение, что цыганский народ (румыны внешне совершенно ничем для меня не отличаются от цыган) вне города, должен выглядеть примерно как показывают в кино. Гитары, медведи и женщины в цветастых юбках — обязательные составляющие моего представления о них. Здесь же ничего такого я не нашёл. Напротив, пригородная жизнь степенна и несуетлива. В одежде местного населения преобладаю чёрно-белые цвета. Нередко можно встретить людей, неплохо одетых во что-то национальное и обутых в лапти. Такую обувь я только в старых фильмах и видел, да еще в творениях Кустурицы, а здесь — вживую. Забавно…
Множество повозок, запряжённые клячами (по-другому этих деревенских лошадок не назовешь), перевозят разнообразные грузы между населёнными пунктами. Наиболее часто встречающийся груз — это дрова. Местные деревеньки, на мой абсолютно субъективный взгляд, скучны и совсем не интересны. Да и окружающий пейзаж, за исключением Карпатских гор, тоже не представляет ничего особенно интересного.
Всё время, что мы жили в Румынии, занимали хороший трёхэтажный дом с множеством комнат и большим садом позади него. Домишко стоял на тихой улочке, которая по виду сильно напоминала, улочки Италии. Но нам двоим было достаточно всего двух комнат, поэтому использовать дом на все сто процентов не довелось.
Экономим бензин – толкаем вручную
В заключение расскажу обещанную историю об экономии топлива по-румынски.
На обратном уже пути, подъехав к румынско-украинской границе, заняли очередь, встав в хвост последнему автомобилю, включили печку, стали ждать продвижения очереди. Из 50 примерно автомобилей, стоящих перед нами, двигатель не был заглушен всего у нескольких автомобилей. И когда следовало передвинуть своё авто по мере продвижения очереди, все начинали толкать свой транспорт, используя только свои силы.
Поначалу в голове зародилась мысль, что, может быть, таким способом румыны борются за экологию. Но когда любопытство взяло верх, я просто подошел и задал вопрос, почто они себя так мучают, на что мне объяснили простой экономический лейтмотив всех этих манипуляций.
Дорога домой оказалась не менее длинной, чем в Румынию. Вернувшись в Питер, уставший, как енот-полоскун, случайно забредший в прачечную, я, не скрою, с удовольствием долго еще вспоминал это необычное автопутешествие. Однако впредь ездить несколько суток без сна уже вряд ли решусь. А о Румынии скажу так: съездить на пару недель в эту восточноевропейскую страну было, несомненно, интересно. Однако едва ли я бы порекомендовал кому-то из своих знакомых выбирать Румынию как место постоянного жительства.
Комментарии:
25 Июл 2013 в 16:43
Приветствую Алексей! Наконец мы дождались от вас новой истории. Как и предыдущие, читать одно удовольствие.Судя по осеннему лесу в Карпатах события происходили до вашего вояжа в Таиланд?
26 Июл 2013 в 1:13
Grig, совершенно верно, как раз после Румынии я и улетел в Таиланд.
10 Авг 2013 в 0:03
Зря вы не воспользовались Шенгеном, конечно, если он у вас не полугодовой, как минимум, не смогли бы въехать. А так бы въехали под Псковом, например и Латвия-Литва-Польша-Словакия-Венгрия-Румыния. Но это так.. , замечание из личного опыта.
12 Авг 2013 в 0:07
Слава, у меня были жесткие рамки по времени поездки. В кратчайший срок попасть из точки А в точку Б. Хотя и у меня всегда открыт годовой шенген.
21 Окт 2013 в 16:18
Рено Логан, Рено Дача — на самом деле не Dacia Logan и не украинской сборки, а непосредственно румынской, можно сказать гордость румынского автопрома. Заводы Dacia были выкуплены Reno …
10 Июл 2014 в 23:46
Автор немного ошибся — Трансильвания лишь один из трех регионов из которых состоит Румыния
13 Дек 2021 в 18:28
«Довелось мне недавно посетить страну с интригующим названием Румыния, она же Трансильвания.»
Что?) Румыния — это вся страна. А Трансильвания — это лишь один из регионов. Вы зачем такое пишете? Это то же самое, что написать: «Довелось мне недавно посетить страну с интригующим названием Российская Федерация, она же Дагестан.»