Эмиграция в Кению: еда, магазины, жилье, авто и понты

Интерес читателей к моему творчеству (начало вот здесь), по-видимому, отражает новизну африканского направления: в основном на этом ресурсе «перетирают» города и веси постсоветского пространства и традиционные пути эмиграции в развитые страны. А Африка в восприятии среднестатистического россиянина ассоциируется с картинками голодных детей «кожа да кости», страшных бородатых пиратов-бармалеев в шлепанцах и обносках и с калашниковыми, вызывающих рвотный рефлекс трущоб.

Этот имидж во многом специально создается мировыми СМИ, работающими в тандеме с мощной индустрией благотворительности. Десятки тысяч людей на благополучном Западе эксплуатируют тему африканских несчастий, разводя индивидуальных сердобольных бюргеров и целые правительства на донации в адрес всякого рода НПО, которые потом успешно пилятся самими же европейцами и африканскими чиновниками в рамках взаимных «откатов-перекатов», и до действительно нуждающихся негритосов доходят крохи.

В общем все как с нищими в московском метро, только во вселенском масштабе, ибо всякая благотворительность — это потакание жуликам.

Да, трущобы и голодающие в Африке есть, но есть они и еще много где по миру, включая бывш. СССР. А по грязи уличной, например, конкуренцию Индии не создаст ни одна из виденной мною африканских стран — в старом Дели реально буйволы испражняются на проезжей части, и кучи мусора, включая трупы этих самых священных коров, лежат и воняют. А в Кении вот на парнокопытных не пашут, давно уже механизация сельского хозяйства, даже международные конкурсы сельских механизаторов-пахарей тут проводят. И даже памятник первому трактору в Найроби есть.

Памятник трактору

Мне показалось интересным раскрыть глаза на другую сторону африканской, а конкретно кенийской действительности, описав условия жизни здесь мощного среднего класса, который в своих пристрастиях и потреблении не уступает обеспеченным жителям постсоветского пространства. Про это мало кто рассказывал у нас: туристы в Кении в основном фотографируют природу в нацпарках.

Природа Кении

Как я писал в предыдущей статье, проблем с питанием в Найроби нет вообще: в магазинах полный набор продуктов европейского качества. На ценниках можно увидеть конкретные цифры (грубо 100 кен. шиллингов = 1 доллар), но по общему ощущению все это раза в 2 дороже Москвы.

Полки в магазинах Кении

Полки в магазинах Кении

Полки в магазинах Кении

Полки в магазинах Кении

Полки в магазинах Кении

Полки в магазинах Кении

Спиртного море любого, причем во всех супермаркетах стоят молдавские вина в том числе.

Полки со спиртным

Как и в России, в Кении средний класс предпочитает закупаться в крупных моллах, где есть «якорные» арендаторы-супермаркеты. Еще недавно тут доминировала национальная кенийская Nakumatt, история которой заключалась в фантастической по скорости экспансии семейной фабрики по производству матрасов в г. Накуру (Nakuru Mattress), ставшей торговой сетью по всей Восточной Африке (Кения, Танзания, Уганда, Руанда). Но отход собственно владельцев от управления бизнесом и приход наемных менеджеров (а это, как все мы знаем, жуткие уроды, которых волнует лишь собственный бонус и псевдо-показатели) привели к столь же быстрому коллапсу сети на рубеже 2017-2018 годов. По многим объектам суды еще идут, но самые лакомые места в Найроби уже заняты французской Carrefour, под брендом которой в кенийский ритейл зашли арабы из Эмиратов, купив франшизу.

Самый крупный в Найроби молл — 2 Rivers Mall — находится вблизи ооновского комплекса, открыт в прошлом году. Там уже ощущается переизбыток люксовых торговых площадей на рынке аренды кенийской столицы, поэтому где-то треть помещений вакантна. На фоне теракта 2013 года, когда исламисты захватили торговый центр Westgate и погибло около 80 посетителей, в 2 Rivers Mall предприняты фантастические меры безопасности: за 30 млн. долларов закуплено оборудование просвечивания машин и людей, при этом все равно на въезде ваш транспорт обыскивают обученные в Израиле секьюрити с собаками. Внутри за высокой стеной государство в государстве, никаких криминальных и террористических рисков, очень обеспеченная публика в семейном составе шопится и отдыхает в многочисленных ресторанах. Фотографировать внутри запрещено, так что снимки украдкой.

2 Rivers Mall

Второй крупнейший молл Hub находится в престижном районе Карен — своеообразной Рублевке, где с колониальных времен живут белые и индусы.

Молл Hub

Как я уже писал, рестораны в Найроби в огромном количестве и на любой вкус. Туристов возят традиционно в Карнивур и Сафари-парк на жареное мясо экзотических животных, но оба эти места совершенно не показательны.

Сами обеспеченные кенийцы такую пищу каждый день не едят, а их гастрономическая диета мало отличается от обычного представителя среднего класса в России. Стоимость обеда-ужина из 1-2 блюд + запить в среднем 20-40 долларов на человека.

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Кенийский ресторан

Есть и фаст-фуд, но там едят в основном молодежь и малообеспеченные, как и в России.

Фастфуд в Кении

Электроника всякая, телевизоры и мобильные есть в большом ассортименте, цены точно не дороже московских (делим на 100 — получаем доллары).

Про жилье я тоже уже немного писал в предыдущей статье и особенно в комментах к ней. Пузырь на рынке квартир бизнес-класса в Найроби сильный, и этот сегмент явно не для инвесторов уже. В доме в приличном районе с чоповской охраной, забором с электрошокером, машиноместами, дизель-генератором на случай перерывов электроснабжения и резервом воды цены стартуют где-то от 100 тыс. долларов за квартиру из 3 спален с индивидуальными санузлами + гостинная-холл, кухня, комната прислуги, гостевой санузел.

Планировок с малой площадью, как в России, тут в принципе в бизнес-классе нет (а эконом для экспатов отпадает сам собой — там без забора и охраны). Более того, в нормальных районах законодательно запрещено строительство малогабаритных квартир — площади здесь начинаются от 100 метров и выше в варианте «однушки», т. е. с одной спальней.

См. фото ниже — смотрели, когда выбирали квартиру себе, но заезжать не стали — вместо хозяина был только агент, который хотел депозит в размере месячной аренды (USD 1900), причем наличными — пошел он «на», тут такое количество всего в аренду предлагается, что арендатор правит бал.

Все риэлторы, кстати, и в России жулики — не надо с ними связываться никогда.

Взяли мы в итоге гораздо лучше квартиру в абсолютно новом доме, в более престижном районе, с паркетом на полу, но ее я тут показывать не буду.

А вот в этих винтажных двухэтажных апартаментах я жил, пока не переехал в квартиру. Получалось раза в 2 дороже из-за посуточной аренды.

Да, приличные квартиры в аренду идут тут без мебели, только встроенные шкафы и кухня. Очень неудобно, т. к. если срочно уезжать — мебель не продать. Но за счет того, что арендаторов мало, можно уломать хозяина на всякие компромиссные варианты, что мы и сделали. Теперь треть стоимости аренды мы удерживаем у него в счет купленной мягкой мебели и кроватей с тумбочками.

А мебели тут много импортной, в основном Китай и Малайзия. В отличие от России, где относительно недорогая азиатская мебель из дерева (не ДСП или МДФ) в первую же зиму растрескивается из-за сухости воздуха при работе отопительных приборов, в Кении влажность более-менее постоянная и можно этого не опасаться.

Много недвижимости скупается в Найроби гражданами других африканских стран, поскольку Кения — это второй после Маврикия «Кипр» в Африке — кто где на родине чего украл, тащит сюда деньги (банковская система очень сильная, более 40 банков) и перевозит семьи, детей и любовниц. Особенно это популярно у состоятельных сомалийцев и суданцев, в собственных странах которых полный бардак и война, на которых, как известно, и сколачиваются состояния. Поэтому самим кенийцам приходится выкладывать крупные суммы за достойное жилье, причем очень часто денег на покупку у них нет и приходится брать в аренду у тех же сомалийских инвесторов.

Что же касается местных и экспатов выше среднего класса, то они живут в отдельных домах и таунхаусах в утопающих в зелени районах типа Карен, Левингтон, Рунда и Мутайга. Домов часто увидеть с улицы нельзя, т. к. участки большие и с дороги виден только забор. В этих престижных местах тихо, безлюдно, и вообще на Африку совсем не похоже.

Кое-кому, кто задавал мне вопросы про недвижимость, возможно будет интересна статья в кенийской газете от 1 июня 2018 г. про популярность особняков на побережье у европейских пенсионеров. См. фото + можно погуглить и прочитать в онлайн-версии этой газеты.

Самое популярное хобби у местных и экспатов из среднего класса — гольф. Еще много велосипедистов и бегунов от инфаркта на улицах по выходным. Гольф-поля много где есть, там всегда ухожено и приятно просто походить, даже если не игрок (как и я).

«Понты дороже денег» — это не про кенийский средний класс. В отличие от, например, Таиланда, где люди набирают кредиты, лишь бы «не потерять лицо» и ездить на Мерседесе, здесь дорогой автомобиль — удел чаще всего индусов. Сами негры со средним достатком без проблем катаются на 10-летнем японском секонд-хенде, аргументируя в разговорах такое позорище криминальными рисками (типа новое авто отберут и самого грохнут — вообще то да, могут…).

Менять автомобиль из-за смены модели производителем, как это делают в России, в Кении не принято. Местные обращают внимание в первую очередь на марку (а не на возраст — снятая с производства модель никого не смущает, лишь бы авто было в хорошем состоянии), при этом у них странные представления о линейке премиальности. На первом месте идет Тойота с ее 200-м и Прадо (седаны тут не котируются).

Налоги на импорт выше российских, поэтому престижный по местным меркам новый Тойота-Прадо стоит от 140 тыс. долларов. Только потом модели Рендж и Ленд-Ровер, причем большинство местных вообще не врубаются в разницу в части премиальности между этими двумя брендами одного производителя.

Мерсы, бэхи есть, но но суперпопулярны. У Ауди и легковых Вольво вообще нет официального дилера, зато Фольксваген считается люксовым, хоть и не особо распространенным брендом. Пежо и Фольскваген частично собирают на месте.

На удивление много Субару, хотя полный привод при низком клиренсе тут совсем ни к чему. Надо отдать должное кенийцам, не ведущимся на откровенную дешевку: корейский автопром тут совсем непопулярен, а китайских машин просто нет.

Ну а отдельные успешные личности иногда удивляют тех, кто в теме, даже вот таким — см. Мазерати Элеванте за 300 с лишним тыс. долларов на улице Найроби.

Ну чтобы уж чересчур гламурной не получилась моя статья, добавлю я фото жизни простого трудового кенийского народа. На первом стихийный рынок одежды секонд-хенд, на втором просто негры-бездельники на парапете.

Кстати, сидеть на улице в центре города без дела свыше 1 часа тут административно наказуемое деяние. Но похоже, что редко когда кого привлекают за это…

А это «мебельный магазин» у дороги для малообеспеченных.

На сем я пока завершу этот труд.

Всем удачи!