Эмиграция в Китай
Я уже несколько лет живу в Китае. Здесь и я, и муж работаем по контракту. Меня здесь все устраивает. Я даже думаю пойти на продление контракта. Очень уж я привыкла к этой стране.
Бытовые условия в Китае
Живем мы на съемной квартире. Условия проживания прекрасные. И у нас и у детей есть отдельные комнаты. Мебели традиционно в Китае достаточно мало. Китайцы любят, когда в квартире много пространства для хорошей циркуляции положительной энергии. Я с этим полностью согласна. В Китайских квартирах редко можно встретить натуральные материалы, так как это довольно дорогое удовольствие.
Около квартиры у нас располагается чудесный дворик. Очень красивый, все оформлено в национальном китайском стиле. У нас в квартире душевая кабина, квартиры с ванной стоят дороже. В одной комнате у нас нет окон, это явление очень распространено в этой стране. Цена на аренду квартир в Китае зависит от города и от района. Снять квартиру с одной спальней можно за тысячу юаней, т.е. где-то примерно за пять тысяч рублей. Вполне демократичные цены, как мне кажется.
Только не забывайте оформлять договор, это поможет избежать множества неприятностей. Если мы останемся в Китае на более длительный срок, то будет стараться купить свою собственную квартиру. В Шанхае квартиры довольно дорогие, где-то примерно четыреста-пятьсот тысяч долларов. Так что к этому вопросу нужно будет подходить достаточно серьезно.
Я сама ухаживаю за детьми и сама готовлю. Но все китайские женщины обычно нанимают специальную няньку, которая следит за ребенком и еще отдельно человека, который готовит еду и убирает квартиру. Я так не могу. Мне даже это несколько неприятно. Но мои подруги только посмеиваются и наслаждаются жизнью, пока я занимаюсь с моими детьми. Китайские женщины даже не перепеленовывать своих детей. Все это делает няня.
Беременность в Китае
Так получилось, что моя вторая беременность приключилась именно в Китае. В общем-то, я ее не планировала, но получилось так, как должно было получиться. Я пришла в центр детства и материнства где-то в две недели беременности. Думала, как и при первых родах в России меня сейчас отправят сдавать множество анализов. Но как оказалось в Китае, в отличие от России совершенно не заставляют сдавать анализы. Мне сделали УЗИ и даже не осматривали на кресле.
Сказали приходить месяца через три. И на этом все, никаких там постоянных осмотров и очередей. Я же пришла только через четыре месяца, и меня никто не ругал, что я просрочила прием на месяц. Просто снова сделали УЗИ, взяли пару анализов и сказали приходить уже перед родами, чтобы провести последние обследования. В сорок недель я вновь обратилась в этот центр. Меня посмотрели, опять повторили УЗИ и попросили приезжать после начала схваток.
Кстати, в Китае никогда не говорят родителям пол их будущего ребенка. Даже нам, иностранцам, не сказали. Ну не принято у них это, а вернее даже запрещено. Многие женщины в Китае делают аборт, если узнают, что ждут девочку. В Китае до сих пор действует закон: «Одна семья — один ребенок» и все хотят, чтобы родился именно мальчик. Вот из-за этого и такое запрещение на УЗИ.
В России мне уже в шестнадцать недель сказали пол ребенка, и при этом даже никто и не спрашивал, хочу ли я вообще знать его заранее. И анализы эти бесконечные и осмотры, очереди, грубость. Россия и Китай имеют абсолютно разные подходы к беременным. И отношение к будущим мамам в Китае мне понравилось намного больше, чем в России. Так что беременной в Китае находится очень даже неплохо.
Дети в Китае
Ребенку до года в Китае принято закрывать пупок, так как через него может проникнуть злая сила. Я, правда, этот совет никогда не выполняла, и наш малыш всегда принимал воздушные ванны голышом. Многие китайские мамы одевают деткам такие специальные штанишки с разрезом, т.е. дети ходят в туалет, не снимая штанишек. Многие родители и зимой так своих детей одевают.
Очень часто можно увидеть такую картину: прямо на оживленной улице города сидит малыш на корточках в таких вот штанишках с разрезом и делает все свои дела.
Я своему малышу тоже такие штанишки прикупила, это оказалось очень удобным. Нет лишних слез и истерики маме спокойно и малышу. Правда зимой я на той вот подвиг малыша не рискнула вынести. Ведь и застудить там все можно. А это в мои планы не входило. Одних наблюдений в холода за голенькими и красненькими малышовыми попками мне хватило. Я использовала в Китае слинг, потому как это показалось мне самым удобным изобретением на тот момент, ну после подгузников конечно. Так вот китайские мамочки смотрели на меня очень странно и даже подходили посмотреть, как это я издеваюсь над своим малышом. Так что взгляды на детей и их воспитание в Китае и в России отличаются во многих вопросах довольно разительно.
Детские праздники в Китае праздную еще до рождения малыша. А двадцать четыре недели, когда ребенок чаще всего может родиться живым, празднуется первый праздник. Там есть традиция дарить подарки. Мы этот праздник не праздновали, но китайские друзья все равно преподнесли нам подарки. Затем празднуется само рождение ребенка и сто дней со дня рождения. Не скажу, что в Китае много фанатичных мамочек. Нет. К детям здесь относятся без излишней сентиментальности. В России родители проявляют намного больше эмоций. Прививки здесь делают всем. Нам сразу в родильном доме вкололи две прививки, и никто моего разрешения не спрашивал.
В детский сад устроиться в Китае не так уж и просто. Детские сады все платные. Нам удалось устроиться в самый дорогой, так как там еще были места. В первый же день ребенку выдали специальную форму. Зелёный спортивный костюм теплый и точно такой же холодный, панамку и дневник наблюдений за здоровьем. Спят детки в детском саду прямо на полу. Отношение воспитателей к малышам очень хорошее, совершенно не такое как в России. У детишек в детских садах довольно обширная обучающая программа.
Школы в Китае мне тоже нравятся больше, чем в России. Обучение там начинается первого сентября. Учатся дети там двенадцать лет. Каждая школа имеет индивидуальную школьную форму. В нашей школе ее выдают совершенно бесплатно. Канцелярские принадлежности мы всегда покупаем сами. Для поступления в школу необходимо пройти тестирование. Первые настоящие экзамены у детей проходят после шести лет обучения. Выпускные экзамены в школе являются вступительными в высшие учебные заведения. Вроде бы и в России сейчас такая же система.
Мне она кажется очень удобной, ведь не нужно два раза мучиться на экзаменах. Это важно для сохранения психологического здоровья детей. У нас в школе в этом году увеличили количество часов на физкультуру. Начало занятий в восемь утра и где-то в четыре дня ребенок уже дома. В классе у нас в школе по тридцать-тридцать пять человек в основном, и всего в нескольких по сорок человек. Два раза за учебный год выдают табель, где рассказано об успеваемости детей. Длительные каникулы у школьников в Китае бывают не только летом, но и зимой, где-то примерно с пятнадцатого января по первое марта. Дети отдыхают здесь очень полноценно и мне это, несомненно, нравится.
Китайская кухня
В Китае почему-то коренные жители не пьют молоко и не едят кисломолочные продукты. И еще здесь нельзя купить свеклу. Муж от этого очень страдает. Знакомые рассказывали, что даже заказывали свеклу через интернет. Правда, не знаю, во сколько это обошлось, но думаю, что достаточно дорого. Я очень люблю сыр, причём абсолютно любой, но в Китае с этим большой напряг. И селедки мне тут не хватает. Когда беременной была, так даже по ночам селедка снилась.
Я уже, сколько времени живу в Китае, но еще ни разу не пробовала личинки и лягушек. Муж ел, рассказывал, что лягушки вполне съедобны, а вот личинки противные на вкус. Вообще китайская кухня для меня является очень острой, я ее честно скажу вам, очень не люблю. Именно поэтому я чаще всего стараюсь приготовить дома что-то европейское, да и кафе и рестораны мы всей семьей предпочитаем с именно такой кухней. Рис я не люблю, а вот младший ребенок рис обожает, я думаю, что тут дело в том. Что их в садике каждый день этим рисом кормят. Могу однозначно сказать, что русская кухня намного лучше и вкуснее, чем китайская. Но это только мое мнение.
Из китайской кухни я больше всего люблю гобаджоу. Я и сама это блюдо довольно часто готовлю. Это мясо в таком вкусном кисло-сладком соусе. Я только соевый соус в это блюдо не добавляю, а китайцы его ведрами льют.
Семья в Китае
В Китае довольно развиты семейные ценности. Глава семьи здесь мужчина. В семьях чаще всего только по одному ребенку, хотя в более удаленных районах есть семьи и с тремя детьми. Как я уже и упоминала, все китайцы очень хотят, чтобы у них родился сын. Это как мне кажется даже фанатизм какой-то. Мальчика воспитать намного затратнее, чем девочку, больше требуется денег на хорошее образование.
И считается, что мальчик будет потом кормить своих родителей, а девочка — так просто выйдет замуж и уйдет к мужу. Во многих районах Китая нужно получать разрешение на брак. Справки вроде бы даже какие-то нужно собирать. Все серьезно тут у них в этом деле, не то, что в России. Хотя русские традиции мне намного ближе, а китайские я вообще не понимаю. Если дети родились в один день, то можно провести помолвку между ними. Одна китайка и ко мне с таким вопросом подкатывала, но так и ушла ни с чем.
О китайской медицине
Медицина в Китае совершенно отличается от медицины в России. Здесь она намного лучше. Насколько мне известно, многие русские детки лечатся в Китае. Здесь им хорошо помогают. Конечно, я до сих пор не поняла всех принципов китайской медицины, но могу сказать точно, что она очень хорошо помогает. Мне нравится су-джок.
Буквально за десять сеансов проходят многие недуги. Почти все клиники в Китае работают круглосуточно и без выходных. Отдельного рассказа требует китайская стоматология. Здесь она намного дешевле, чем в России. Многие мои знакомые лечили и вставляли зубы в Китае. Остались, полностью довольны. Всего за три дня вам не только изготовят нужные имплантанты, но и замечательно вставят все нужные зубки. Гарантию там, кстати, насколько мне известно, тоже дают, правда, точно не знаю на какое время.
Как найти работу в Китае
Я расскажу несколько основных моментов, которые помогут найти работу в Китае. Муж и я работаем по контракту, но на примере моих знакомых расскажу о нескольких основных пунктах.
- Знание языка. Этот аспект очень важен. Я думаю, что без знания языка работу в Китае найти практически нереально. Никто не говорит, что нужно знать язык в совершенстве. Но хотя бы на уровне понимания иероглифов знать его очень даже не помешает. Если у вас уж никак не получается выучить хоть чуть-чуть китайский язык, то есть еще вариант поиска работы, где важнее знать русский, например. Это может быть работа преподавателя.
- Умение пользоваться интернетом. Поиск работы лучше всего производить по интернету. Сначала нужно подобрать подходящую работу, а потом уже звонить и идти к работодателю и заполнять множество анкет и писать заявления. Вот на этом этапе знание китайского вам и пригодится.
- Открыть свои бизнес в Китае можно. Это достаточно дорого, но вполне реально. Для регистрации своей фирмы вам будет необходимо около восьмидесяти пяти тысяч долларов.
- Хочу предостеречь. Если у вас учебная виза, то работать по ней нельзя. Так что можете в таком случае даже и не пытаться искать работу. И еще китайцы работают много, а получают достаточно мало. Так что конкурировать с ними в этом вопросе достаточно сложно.
- Но если вы высококвалифицированный специалист, то найти работу в Китае вам будет достаточно проще. Даже если вы не будете знать китайский язык, то это не будет помехой. Вам могут предоставить переводчика.
Китайские рынки
На китайских рынках можно купить все, что угодно. Они работают практически постоянно. Еда здесь продается вместе с вещами. Большинство рыночной одежды в Китае довольно низкого качества. Но при большой необходимости можно найти и качественные вещи, хотя за ними я бы посоветовала пойти не на рынок, а в магазины.
Мне нравится сама атмосфера китайского рынка. Он почему-то мне напоминает гигантский пивной фестиваль. Даже сама не пойму, почему возникла именно такая ассоциация, но мысли при посещении рынка приходит именно такие. Я люблю покупать на рынке экзотические фрукты, это мой особый пунктик, хочется попробовать их все.
Правда, я еще не наткнулась ни на что, чтобы захотела попробовать второй раз. Стоят такие фрукты немало, а по вкусу большинство мне не нравятся, но все равно покупаю. Вот такая вот я. Еще в конце весны в Китае очень часто можно увидеть так называемые блошиные рынки. Обычно продавцами здесь являются студенты. Они просто продают ненужные им книги, посуду, одежду и много-многое другое. Да, в общем-то, и покупателями тоже в основном являются студенты. Одни продают, другие покупают. Вот такая вот разновидность рынка. В России я никогда ничего подобного не встречала.
Китайский язык
Я до сих пор знаю китайский язык очень плохо. Ну не дается он мне так легко, как другие языки. И, наверное, это и является основной причиной моей нелюбви к этому языку. Ведь все, что дается нам легко обычно нравится, а все то, что вызывает трудности, нравится уже значительно меньше. Я изучаю китайский язык самостоятельно, по интернету, но так как успехи очень незначительные, то думаю, что придется походить на курсы в языковую школу. Конечно, я все еще надеюсь, что смогу выучить этот язык на более приличном уровне по сравнению с тем, что знаю сейчас. Понимать я понимаю китайцев довольно неплохо, а вот правильно говорить получается не всегда.
Комментарии:
3 Июл 2014 в 21:01
Спасибо за рассказ, интересно было почитать. Правда, мне кажется, Вы несколько обобщили, когда написали, что ВСЕ китайские женщины нанимают прислугу.
22 Май 2015 в 23:58
Дичайший смог, ну что вы. Когда вернулся в Москву то первая мысль — ну наконец то Москва.
Хотя по прилету из Европы первая мысль — снова эта Москва.
23 Май 2015 в 4:01
Уважаемая Юлия, у Вас в, рассказе, очень много обобщений. Особенно это касается сравнения двух стран.
Например, про отношение воспитателей в Китае и в России. Ну не могут быть все воспитатели хорошими в Китае, и плохими в России.
Или беременность. У Вас, видимо, все прошло хорошо. Или же Вы не совсем серьезно подошли к вопросу. Помимо УЗИ, есть множество анализов, которые помогают определить состояние ребенка, склонность к серьезным заболеваниям, изменение материнского самочувствия. Вряд ли это такая бесполезная вещь.
Но самое главное, чего на мой взгляд не хватает, это понимания что с чем Вы сравниваете. О каком городе в Китае идет речь, и где Вы до этого жили на Родине.
23 Май 2015 в 12:25
Это так. Там сразу несколько «китаев», которые воспринимаются первоначально как один :).
Современный техно-Китай и Китай из которого это всё вышло видел, но не встретил Китая который предшествовал этому, а было бы интересно, поскольку китайцы совершенно другие, было бы интересно узнать почему. Ну, а так им есть еще к чему стремиться и займет у них это еще очень много времени :).
Как сказал другой мой знакомый, казах, съездив в Шанхай — да, круто, но все равно что-то не то. Опять же что не то объяснить не может. Сам я хотел бы в Гонконг съездить, немного пожить, попробовать почувствовать симбиоз Китая и английских законов, гремучая смесь должна быть.
24 Май 2015 в 11:49
Щекотливая очень тема с уклоном в политику, поэтому нет нужды, наверное, ее тут поднимать, могу только заметить что общее это мощнейшая индустриализация и там и там. Быстро эту цель можно достичь с помощью чужих технологий и нового типа человека на этой территории. Оба эти фактора присутствуют. При всех очевидных плюсах для меня это минусы :).
26 Май 2015 в 0:23
>>«А Вы знаете, я наоборот заметил, что в старых китайских деревеньках, через которые пешком гулял по окрестностям, я бы не сказал что загажено, скорей наоборот, наши деревни на этом фоне свалки откровенные»
Олег, я могу судить о Китае, очень поверхностно потомучто, как писал выше, был там как турист и очень недолго.
Говоря, про загаженность, я имел ввиду резкий контраст. Мы жили в центре Пекина. И меня поражало то, что рядом могут находиться чистые прибранные улицы и зловонные не мытые. Или их чудесной красоты парки с вековыми деревьями и небольшой кусочек классических китайских улиц, где 1 туалет на улицу со всеми вытекающими.
Если сравнивать наш и их быт, особенно деревни, то я думаю что мы катимся вниз. Из когда-то чистых и убранных улиц, без высоких заборов, с подметенными дворами мы превращаемся в общество потребителей и «свиней». Они же наоборот, живя порой в скотских условий, вдруг получили свой НЭП.
Мне также было приятно получить от Вас новые знания Олег, как от человека который прожил некоторое время в Китае. Я считаю что эта страна противоречивая для русского человека. Есть в ней как хорошие черты, так и непонятные, отрицательные. И мне кажется, что Вы разделяете эту точку зрения.
26 Май 2015 в 10:40
Точно :). И в этом вижу проблему того, что интенсивная индустриализация строится своим трудом, но чужими идеями и разработками. Как только происходит сбой в «поставках» новых технологий нация быстро скатывается на те позиции которые реально занимает. Нужны свои мозги, которые все это регенерируют.
И, боюсь, что у Китая могут возникнуть такие же как у нас сложности в отдаленной перспективе. Китай интересен мне как высокотехнологичный продукт евро-американских технологий и как обособленная культурная среда, наблюдая которую можно много интересного понять в самом себе :).
По поводу туалета на улицу, Вы знаете, там где жил это новый район, так вот совсем недалеко от меня находился поселок-деревенька по нашим представлениям. Я там несколько раз бывал. Там свой мирок, свои магазинчики и продавцы на минирынках. Всё исключительно для себя, не туристов. Но самое примечательное это то, что за несколько буквально лет эта деревенька вокруг себя обросла километрами новых жилых районов и поселков, которые у нас принято называть элитными :). Вот он такой современный Китай :). Другие технологии плюс их труд дают колоссальные индустриальные бонусы, но за всем этим не поспевают они, ну так показалось мне. Если бы проехали на рейсовых автобусах, не всегда, но частенько дрова мы возим гораздо аккуратней. Потому как научились этому немного уже, хотя тоже не без нюансов на дорогах нас как россиян :). В общем много похожего в современном Китае и период индустриализации в СССР.
И Вам спасибо, как-то освежил, благодаря Вам, свои впечатления, хотя прошло то всего несколько месяцев приехал как :).
26 Май 2015 в 11:25
Смог в первую очередь. Отношение к иностранцам во вторую. Еда мягко говоря не очень, это в третью, из тех же продуктов мы бы сделали нечто по качественней и интересней, но при этом в супермаркетах выбор очень большой и продукты очень хорошего качества, с удовольствием отоваривался там. Путешествовать не стал, того района где был оказалось достаточно что бы предположить как в других местах работает, здорово столько всего наделали, но ощущение что что-то не то везде присутствует. Чаще ходил по китайским деревенькам, почувствовать дух того что было до индустриализации.
Руководствовался самым простым — поехал смотреть другую культуру, для того что бы лучше разобраться в своей и попал в наше далекое прошлое, почувствовал как трудились в индустриализацию мои предки :).
Что бы понять культуру нужно изучать их язык, чем так же был занят там. Тоже немало почерпнул в современном китайском языке. В общем теперь мой вектор интересов вернулся обратно в Европу, поскольку там как раз генерируют часть тех идей, которыми пользуется потом остальной мир. Эта тема переселенцами не затрагивается, но в той же Германии есть потрясающие музеи где поэтапно экспонируются периоды когда новые решения или новая доступна энергия преобразовывалась в их руках в нечто на тот момент невероятное, сейчас обыденное. Немцы в этом плане стали мне гораздо интереснее, это то самое где отнимать технологии бесполезно, это все и появилось у них в головах, то есть «скатываться» особо некуда. Или Испания, там есть интересный музей Гауди, в Реусе, который не простых примерах показывает сколько технических решений в его творениях, которые нам кажутся в первую очередь экзотикой.
26 Май 2015 в 17:37
У меня несколько иная точка зрения по Петру, Питеру и взора на восток и одного этого уже достаточно, что бы собраться в новое интереснейшее путешествие для изучения этого вопроса, но, к сожалению, мы слишком политизированы, поэтому не буду затрагивать эту тему, а вот, скажем аккуратно, Ваше предположение того, что современная индустриальная Япония (Ю.Корея), это влияние США я разделяю.
Хотел бы заметить, что на довоенную Японию приличное влияние оказала Германия, еще один индустриальный монстр того периода. И возможно это тоже стоит учитывать.
Если бы у меня в распоряжении было лет 200 активной жизни, то скорей всего обязательно посетил бы Японию, что бы изучить этот феномен, но поскольку это нереально приходится фокусироваться на других частях головоломки — почему мир такой и мы в нем такие и никак не другие.
Хотя неплохо было бы наверное уже этим заниматься группой, поскольку в одиночку такое освоить нереально. Поиск ответов на эти вопросы увлекательное занятие, ответы правда плохо согласуются с официальной историей, поскольку это продукт экспансии различных концепций и культур на новые территории (и прослеживается спокойно на тысячу лет в прошлое), после чего там происходит коренная трансформация, но эти темы обычно под табу :).
26 Май 2015 в 19:08
Ну в таком случае есть смысл оценить с этой позиции и Тайвань. Так ли сильно отстает он в этих направлениях от Ю. Кореи с Японией и благодаря чему.
13 Авг 2015 в 13:00
Живу в Китае довольно давно, лет 14 наберется, хотел бы высказать некоторые мысли касательно статьи))),
1)»В Шанхае квартиры довольно дорогие, где-то примерно четыреста-пятьсот тысяч долларов.» ——Цены на жилье в Шанхае, конечно если будете покупать в городе то это много, в пригороде намного все дешевле, есть предложения в новостройках и за 1200−1500 долларов / м2, правда Вам нужна будет машина, мотаться туда обратно 1.5−2 часа на автобусе конечно не фонтан))), но инфраструктура все же нормальная, есть поблизости практически все.
2) Полностью согласен с автором насчет китайской кухни, не в обиду им (китайская кухня это грандиозная по глубине и масштабам тема, все можно найти на вкус, но своя кухня все же ближе), повторюсь, у нас все же другие традиции, помню живя холостяком в пром зоне на юге от Шанхая (4 года там провел), было конечно в лом, но все же сам себе готовил простые вещи, из-за отсутствия хлеба сам делал лепешки))))), продукты правда другие, вкус все равно другой получался. В Шанхае проще, сейчас все можно найти и купить, селедку (через вэйсини таобао) сыр (в «метро» допустим), в России простой продуктовый магазин кажется продовольственным раем по сравнению с обилием выбора в китайском супермаркете где многие готовые продукты так или иначе другие свойства имеют.
3) Китайский язык, автору, Ваши трудности изучения китайского языка —- это нормальное явление, как это тяжело знаю сам, меня всегда поражали люди которые утверждают что он легкий, это скорее уникумы))))
4) Конечно для полноценного проживания в Китае знать его необходимо, список почему можно делать бесконечно длинным, для меня главное знаешь хорошо язык —- ты уже не «статист». Китайский язык для живущего в Китае открывает очень большие горизонты, когда общаешься часто и много, смотришь передачи и прочее, ты погружаешься и уже пользуешься всеми бонусами живя среди них, удовольствие от общения и прочее. Найдешь себе друзей, среди них очень много довольно хороших интересных людей.
Комментарии:
5) Насчет того что их много по всему земному шару, а что в этом удивительного ?? Их почти полтора миллиарда человек, если русских раз в 10 меньше и то в любой «дыре» Китая найдешь и встретишь кого угодно с России и со стран СНГ, стоит ли так об этом много говорить, потом не зная языка китайцы представляются просто человеческой массой, но у них есть полностью вся палитра человеческих типажей, пример, кто то по дурости может не оценить угрозы от обычного с виду китайца, кто-то свысока относясь к китаянкам встретит ту кто будет крутить им как хочет
6) Может я не прав, но все эти разговоры и споры о поиске истинного Китая (традиции и культуры) и какой Китай на самом деле технологичный или традиционный, что на самом деле типа есть Китай, у меня выступают индикатором знания человека о Китае, кто много об этом говорит выдает в себе новичка)))), традиционный Китай можно наблюдать в любой точке страны (для этого не обязательно ссылаться на прогулки по деревне), он проявляется во всех явлениях жизни страны и народа, для тех кто интересуется вопросом лучше побольше читать, потом наблюдать и строить умозаключения, иной раз слушая очередного «эксперта» думаешь ты сюда приезжал 3−4 раза, не знаешь где сам находишься, а уже начинаешь разговоры о том какая раньше здесь была помойка и, а сейчас как чисто, в поезде когда по левую сторону окна встает солнце рассказываешь что сейчас мы едем на север Китая… Ладно, если кого задел не судите строго. Как говорил Конфуций: кто думает, но не учиться попадет в заблуждение, кто учится, но не думает попадет в затруднение))))))