Эмиграция в Польшу оказалась не по зубам, или если Вы слишком русский — не стоит
Лет так десять назад спроси у прохожего на улице, что он думает о Польше — он пожмет плечами и ответит: «Да ничего…». Вот тогда-то и случилась моя эмиграция в этот край. Выбор пал именно на Польшу практически случайно. «Нескладушки» в личной жизни и бурлящие эмоции твердили: «Скорее! Куда угодно!».
По стечению обстоятельств оказался рядом русскоговорящий поляк, который и послужил «зеленым светом» к началу этой истории. Ключевое — «русскоговорящий»! Сколько бы нам было отрыто других возможностей, потрудись мы, россияне, выучить английский!…
Язык — удивительная вещь польский язык: живя в России, думаешь, что он подобный и уж кое-что, общий контекст, ты поймешь. Приезжаешь… и не понимаешь ничего. Слышишь только сплошные «пше-пши(ы)-оунн-эунн-джии», не можешь понять где кончается одно слово и начинается другое; слыша какие-то знакомые звуки, цепляешься за них, «рисуя» в голове некий смысл, но разбиваешь его потом о стену «не того значения». Например, слово «ютро»…. Что бы оно могло обозначать? Наверное «утро»? Нет, оно обозначает «завтра». И таких «коварных» звуков, путающих в голове все, масса.
Тогда я поняла, на сколько заблуждалась и переоценивала свои силы в плане языка. Любому, отправляющемуся в Польшу больше чем на неделю, настоятельно рекомендую купить любой, самый недорогой разговорник и пробежаться по нему глазами. Оказалось, что польский язык абсолютно иной, спустя время я бы охарактеризовала его так: «Язык такой же, слова другие». То есть постичь польское произношение не такая уж проблема, порядок слов в предложениях тот же, что и у нас, но слова почти все другие.
ОК, с языком как-то, со временем, заладилось, но вот с некоторыми особенностями быта этой страны было совсем невозможно смириться.
Самое болезненное для меня, русского человека, выросшего на юге нашей страны, привыкшего к теплому лету и горячим батареям зимой, — было ужиться с постоянным холодом. Холодно в этой стране везде и всегда! Холодно летом, потому что там такой климат. Ну нет там лета и все! В Питере были? Вот что-то похожее: дожди, сырость, дожди, пасмурно, дожди, солнышко… 5 минут солнышко и снова дожди.
Согласно официальным данным, средняя летняя температура — +19 С. В силу того, что везде сыро, хмуро и строения преимущественно из камня, то дома постоянно холодно, стены не прогреваются и не просыхают. А холодно в домах еще и потому, что дорого там «домашнее тепло»: дорого все, электричество, газ, уголь (а некоторые топят до сих пор печи углем), вода, вывоз мусора. Ужасом для меня казалось зимовать в доме, где температура никогда не превышает 16-17 С, приходилось одевать массу кофт, жуткие тапки в виде унт, ребенок спал в шерстяных носках. Для меня, приехавшей с русского юга, это было невыносимо. Дома было сыро и прохладно так, как у меня на Родине зимой на улице.
Пожив какое-то время, я поняла, что в нашей стране не все так плохо. Как бы не жаловался русский народ на дороговизну и тяжелую жизнь, но среднестатистический россиянин ходит дома зимой в обычных тапках, футболке; купается, не выключая каждый раз воду, если в данный момент не льешь ее на себя; могут смотреть телевизор при включенном свете и не думать, что надо бы из экономии свет погасить.
Однажды я поинтересовалась у мужа сколько он платит за «коммунальный рай» в доме, в котором живут трое взрослых и ребенок и все вымуштрованы экономить до паранойи? Переведя тогда сумму на русские деньги получилось у меня 12 000 руб. Напомню, было это 10 лет назад. До кризиса и санкций! Я не могу себе представить, какие цифры в нынешние времена, с учетом инфляции, написаны в счетах. Если описать в двух словах: мерзнут и моют.
Если плохо вести домашнее хозяйство, то за пару недель зарастешь плесенью. К месту сказать, поляки с этим недугом борются! Молодцы! Везде и всюду у них все обрабатывается различными средствами. Антисанитарии в магазинах, детских садах, общественном транспорте не встречала.
Хороший пример всплыл в памяти: все мы, живущие в наше любимой России, имеем представление о магазине «Магнит». Большие «гиперы» еще кое-как моют, но в маленькие магазинчики, иногда заходить противно. Будто попадаешь в какой-то овощной магазин времен заката Союза, когда все у нас было совсем плохо.
Так вот, в Польше есть подобная сеть магазинов под названием «Бедронка» («божья коровка»). Продают там продукты низкого качества, за относительно не большие деньги. Там нет порядка никогда, соки рядами стоят на проходе, в колбасной полке лежит творог и конфеты, а ценники на них вообще в стиральных порошках (все то же самое, классический бардак), но никогда, ни в одном отделе не найдешь мусора, грязного угла, полки от которой воняет за два метра нестиранными тряпками. Все они моют, метут, скребут, чистота почти везде. Даже мне показалось, что Париж уступает по чистоте улиц.
Зато Варшава в разы дешевле, чем Париж! С ценами в российских магазинах, конечно, глупо сравнивать, но, если изучить что к чему, то потребительскую корзину заполнить можно. Да, закупая продукты во всевозможных Ашанах, Лидлах, Корфурах, Реалах и т. д. надо понимать, что качество будет совсем не то, что у товаров на рынке (кажется, он на всю Варшаву остался один, находится на «Плацу Шембека»), или в магазинах «товаров экологичных». В Европе, в отличии от России, повсеместно насаждают ГМО овощи и фрукты. Мало что имеет запах и вкус, удовольствия от еды получить большая проблема.
Хотя, когда ты сталкиваешься с процедурой своей легализации в этой стране, то невкусная еда уходит на задний план.
Приехав по обычному приглашению, приглашающее лицо обязано тебя зарегистрировать по месту пребывания в местном «ужонде» (типа нашего МФЦ). Процедура подобная регистрации по месту пребывания. Каждый раз, когда я приезжала по приглашению и делала эту регистрацию, я не понимала для чего она нужна, так как ее никто и никогда у меня не проверял.
Находясь в стране на каком-либо основании длительный срок, необходимо получить «побыт часовый» (временное разрешение на пребывание, ПМЖ). Это уже делается не в «ужонде», а в некой миграционной службе, правильное название которой для меня осталось тайной. Подать туда нужно документы подтверждающие право на пребывание, место жительства, доходы, масса анкет, фото. Находясь в браке нам необходимо было постоянно подтверждать, что мы не состоим в фиктивных отношения. Регулярно ходили на интервью, нас опрашивали в кабинете по очереди: я сидела в коридоре, супруг находился внутри, потом наоборот. Вопросы самые банальные: сколько комнат? Что на ужин? Куда ходите? Какие фильмы смотрите?
Однажды, на одном из интервью, видимо чиновник, который взял мое дело в работу, был совсем не в настроении и отправил к нам домой инспектора с проверкой. Придя на интервью, я наткнулась на странные вопросы, где была в какой-то там день, две недели назад? Откуда я могу помнить… Где вход в дом, где ворота, где окна?… Недоумевала я долго, с трудом вспомнила, что была в тот день у подруги, свекровь у своей подруги, а муженек на работе. И тут меня спрашивают: «А действительно ли Пани живет по данному адресу? Сотрудник нашей службы был с инспекцией по данному адресу и никого не застал.». Вот такими походами занимаются госслужащие Польши.
В Польше работает закон, там есть порядок, ничьи интересы, минуя какие-либо Положения ущемлять не станут, но за определенную «мзду» или за «звонок другу» можно ускорить или уладить какие-либо нужды.
Возникла нужда отдать ребенка в детский сад. Удовольствие это дорогое и малодоступное. В государственный сад попасть практически невозможно. Так как в России взялись строить то тут, то там новые корпуса детских садов, в Польше не делали. Нет садиков — ваши проблемы, решайте их как хотите!
Можно было бы попробовать походить в частный садик, но тут не просто песня, а опера! Никаких надзоров за этими мероприятиями нет, лицензий не существует, открыть группу можно где угодно, хоть дома у себя, санитарно-эпидемиологическая служба, мед. учреждения, пожарная безопасность, департамент образования — такие понятия обходили частные сады стороной. По сути их открывали в лишней комнате дома, на первом этаже какого-нибудь бизнес-центра, с торца у хозблока какого-нибудь гипермаркета, где их только не было. Изгалялись каждый как хотел! В каких-то заведениях кормили деток чем-то похожим на питание, в каких-то родители приносили из дома, в некоторых раздавали малышам «Чупа-чупсы» (у меня это в голове не укладывается — дать трехлетке в компании шумных, резвящихся детей, подобную конфету. Мало того, что вредно, так еще и небезопасно!).
Удивительным образом нам повезло: тем самым «звонком другу» муж устроил ребенка в государственный детский сад! Казалось бы — радуйся, но когда вникаешь что там происходит, то становится несколько не по себе. Все те же странные продукты: йогурты, батончики, соки. Спят на каких-то пластиковых циновках, работают с шести утра, до четырех вечера.
Стоит отметить, что Польша — это один сплошной костел. Там они везде, на каждом углу, высокие, красивые, ухоженные. Видно, что люди туда денег несут не мало.
Удивили меня поляки своими вопросами про нынешнюю жизнь в России. Их не интересовал Путин, украинский газовый вопрос (он тогда назревал), как я оказалась в Варшаве. Все, как один, спрашивали: «Как там в России? Все плохо?» Уверенность поляков, что мы до сих пор зашиваем стрелки на капроновых колготах, стоим в очередях за товарами первой необходимости и мечтаем об иностранной жвачке, поражала меня!
К слову про «Машу и Медведя»: сейчас активно обсуждают, что этот замечательный мультик будоражит сознания иностранных политиков. Когда мультфильм только вышел, я начала оказывать его ребенку и сама с удовольствием смотрела. Нравился он мне! А польский муженек мой, увидев это, сказал: «Показывать такое нельзя!».
В общем, это некомфортное состояние, психологические тиски и неприятие новых правил жизни послужило отправной точкой. В кучу свалилось все: невкусная еда, холод и фанатичная экономия, отвратительная медицина (там ее просто нет!), высказывания о Второй Мировой войне и т. д.. Собралась я однажды и уехала в Россию. Не удержала меня ни перспектива получения европейского гражданства, ни чистота улиц, ни красота трамваев! Разводилась в России, развели заочно, через адвоката (без него с такой ситуацией сложно справится).
По российскому законодательству брак расторгнут, по польскому, очевидно, до сих пор нет. Но это уже тема другой дискуссии. А здесь, подводя черту рассуждениям, хочу сделать несколько выводов:
- если вы собрались эмигрировать, то взвешивайте прежде всего свои моральные силу. Оцените на сколько в вас силен русский менталитет, традиционность мировоззрения некоторых вещей. Русским, отправляющимся в одиночку в европейскую эмиграцию, крайне тяжело. Отношение специфическое, не любой выдержит;
- четко понимайте, что если вы хотите более-менее ассимилироваться в той или иной стране, то вы должны, хотите Вы этого или нет, принимать новые условия существования. Необходимо стремиться разделять взгляды общественности, иначе общественность просто не примет вас. Плевать на общество не получится: общество этого не заметит, а если оно плюнет на вас, то захлебнетесь;
- настраивайтесь на то, что европейцы, все, и богатые и бедные, считают деньги. Философия в отношении трат очень сильно отличается от российской. Это же касается и поездок домой, к родственникам. Как мне однажды заявил муженек: «В Россию — раз в год, на 2 недели!». Уезжая в Польшу я представляла себе свои визиты на Новый год, день Победы, лето, свадьбы и дни рождения близких. По факту, вживаясь в новый ритм, вы ни финансово, ни физически не сможете по 5-6 раз в год летать на родину;
- и самое главное: принимать такие решения нужно только на «холодную» голову, четко понимая целесообразность эмиграции. Только разобравшись так ли необходимо это, так ли все плохо «здесь», стоит отправляться «туда». Эмиграция крайне тяжелая вещь, не всем удается принять ритмы и взгляды новой родины.
Комментарии:
28 Ноя 2018 в 10:39
«Однажды я поинтересовалась у мужа сколько он платит за „коммунальный рай“ в доме»
— всего однажды? Интересно вы жили.
28 Ноя 2018 в 11:31
В целом понимаю автора. НО все как-то безответственно… Если тепло для вас так принципиально то и в Польшу не стоило переезжать, можно было заранее узнать, какие там температуры. Ведь перед свадьбой вы наверно там были, не с корабля замуж вышли? И про экономию тоже знали. Везде так в Европе. И не втягивать в эту историю жизни других людей: вашего бывшего мужа и ребенка, который остался почти без отца. Они то в чем виноваты?
Если для вас Маша и медведи это замечательный мультик, то вы в него не вникаете. В чем его замечательность? Я не даю его смотреть своим детям. Абсолютно в каждой серии Маша заставляет страдать медведя. Медведь расплачивается за её шалости. И на этом строится весь сюжет. Ваш бывший муж поляк, хоть и увидел другой умысел, в чем-то оказался прав,
А в России к сожалению, помимо тепла в квартирах есть множество других проблем. Скоро их сами увидите. и если так любите Россию, знакомились бы в Сочи, да и в Сочи к вам из любого города бы мужчина переехал. Там все-таки жила ваша новая семья, отец вашего ребенка, который заботился о вас, и был хорошим мужем судя по описанию, даже про коммуналку всего 1 раз спросили.
28 Ноя 2018 в 14:12
Интересно, а как же знаменитые польские яблоки в таком сыром и холодном климате урождаются?
28 Ноя 2018 в 17:48
Смотрите: очередная статья от автора, который до этого ни разу не засветился на этом сайте, нигде не оставил ни одного комментария, а сразу — бац! — и статью забабахал. И она опять в русле, проложенном паном Pawlu и другими такими же внезапными посетителями этого ресурса.
Вы уж извините, но всё это крайне подозрительно.
Что касается самого материала — ну, во-первых, в Польше не холоднее, чем в Калининграде. А тут зима очень теплая и мягкая по сравнению с практически всей остальной территорией РФ, кроме самого юга. Во-вторых, про плохие и невкусные продукты с ГМО — очевидная ложь. Поверьте, пятичасовые очереди на русско-польской границе неспроста выстраиваются, люди едут за более вкусными и качественными продуктами. Мы сами ездим только в туристических целях (рождественская ярмарка в Гданьске, новогодние каникулы в Варшаве, аквапарк в Реде и т.д.), но по случаю тоже закупаемся в тех же Бедронке и Лидле. Продукты там отличного качества, везде знаки «Без ГМО», без консервантов и т.д. Поэтому в чушь про «химозные продукты» не верьте, Вам любой житель Калининградской области скажет обратное.
Позиция про чупа-чупсы в детских садах вообще рассмешила)) Мы ходим в 55-ый детский сад калининграда. На дни рождения детей 2−3 лет раздают те же самые чупа-чупсы, конфеты, печенье и всё такое. Правда, есть в нашей группе пара мамаш с похожей позицией, которые сладости детям запрещают. Ну, Бог им судья, каждый сходит с ума по-своему.
А вот с чем я соглашусь — так это с тем, что иммиграция — штука сложная. Чтобы наслаждаться всеми благами чужой страны, в ней надо родиться, и иметь гражданство с рождения. А у мигранта никогда не будет того культурного слоя, того понимания страны и её реалий, что у коренного жителя. Да ещё и языковой барьер… Но по молодости, если есть голова на плечах, ничего не удерживает и не связывает рук, вполне можно попробовать.
28 Ноя 2018 в 18:28
«Смотрите: очередная статья от автора, который до этого ни разу не засветился на этом сайте, нигде не оставил ни одного комментария, а сразу — бац! — и статью забабахал. И она опять в русле, проложенном паном Pawlu и другими такими же внезапными посетителями этого ресурса.
Вы уж извините, но всё это крайне подозрительно» что вы мне инкриминируете? 🙂
При Калининград: была, видела… Это не Россия в целом и Вы сами это знаете, не корректное сравнение. Лето какое в Калининграде? Оно холоднее, чем в какие-нибудь Красноярске. На вкус и цвет…
При безвкусие и ГМО продуктов в Европе многие знаю. И уж в Бедронке они точно не высокого качества. Да, я согласна, на «таргах», ярмарках каких-нибудь и еще где можно найти такие вкусности, что с пальцами съесть хочется. но это будет стоить в разы дороже, ненакупишься.
Про пятичасовые очереди из Калининграда из одних только калининградцев за продуктами в Бедру — это Вы загнули. Меня как-то перевозила полька за 20 зл. на своей машине через контроль. (кажется это Мамоново было, уже не помню) На мой вопрос, зачем она еде в РФ она ответила машину заправить, сигарет купить и продуктов…
Из Калининграда Вы ездите в Польшу (хотя, думаю и не только в Польшу) только потому, что для Вас это просто и удобно. Думаю Ваш выбор бы не пал на Варшаву или Гданьск (там-то что делать…) живя Вы в каком-нибудь Иваново или Перьми.
Чупа-чупсы для трехлеток — это ненормально!!! Можете меня тысячу раз называть чокнутой мамашей! В РФ мой ребенок, после возвращения, тоже ходил в сад, и никакие чупсы с палочками, конфетки непонятного состава нам не разрешалось! Ругали за это воспитатели! Мой ребенок, в силу жизненных обстоятельств, сменил 2 сада в РФ, везде нас поругали бы за подобное! Даже торты не разрешали на день рождения! ГОСТ и все!
28 Ноя 2018 в 22:23
Хорошая статья. Интересная. Умный поймет, а кто не поймет ну и не надо.
По поводу некоторых комментов здесь:
Не место !! красит человека, а ЧЕЛОВЕК место. Если ты был «никто-ни-кем» в маленьком городе, то перебравшись в большой город ты и останешься «никто-ни-кем».
28 Ноя 2018 в 22:25
Живу в Гродно, город на границе Литвы и Польши, Беларусы также массово ездят за продуктами к полякам, правда тоже мясо которое там дешевле стоит уже нельзя возить, везут в основном бытовую химию, разные порошки, моющие средства, строй материалы, одежду, всё стоит в разы дешевле.
Очереди и правда по 4−5 часов не редкость на нашей границе.
За последние 2 года, очень много как раз уехали на заработки в те края, так как у нас Гродно до 39 года был польским городом, и практически уже у каждого второго есть карта Поляка. Так как её можно получить если есть родственники которые жили на территории Польши, и все подряд её и получали. Да и польский язык у нас знает большинство жителей города, так как большинство детей росли на польских мультиках и смотрели польские каналы =) В нашем городе также намного больше костёлов чем храмов, по воскресеньям как раз там обычно толпы народа.
Беларусы те кто переезжает в большей степени довольны, у меня много знакомых и друзей перебрались за последнее время.
28 Ноя 2018 в 22:35
Климат я бы сказал вполне оптимальный, не жарко не холодно, у нас в Гродно на границе с польшей до сих пор ещё снега не было даже. Лето было вообще очень жарким, вся трава повыгорала, ещё недели 3 назад стояла температура плюс 18−20.
Я долгое время жил в Екатеринбурге около 2-ух лет, урал это вообще жесть в плане климата, не знаю как там люди вообще живут, зима по 7−8 месяцев, и лето может быть, а может и не быть, как-то всё лето проходил в джинсах и кофте.
В Москве также довелось пожить пару лет, там чуть помягче климат если сравнивать с уралом, но заметно холоднее чем на юго-востоке Беларуси, и как-то мне показалось что совсем мало солнечных дней, мне этого жутко не хватало.
Сочи конечно в не конкуренции, правда кому что нравится, у меня друг с Москвы кайфует от прибалтики, ездит в Вильнюс и Полангу отдыхать чуть ли не каждый месяц, жару говорит тяжело переносит.
Также по работе столкнулся с одним парнем с Екатеринбурга, ему в наследство достался дом в Адлере, и он поехал туда жить года 2−3 пробыл там и вернулся обратно, и говорит блин как же хорошо здесь, как задолбала говорит его эта жара. Я был в недоумениии тогда, как это Сочи променять обратно на Урал. Но вот как говорится каждому своё)
29 Ноя 2018 в 6:09
🙂 Во-во! И после этого унылое польское лето 🙂 Хотя, в моем случае просто все в кучу свалилось.
29 Ноя 2018 в 17:04
Кемерово, Новокузнецк, Березовский, привет вам! Что вы тут сравнивание вообще? Про Польшу напишите. За автора обидно, вообще не поняли ее! Это история из жизни, вполне интересная, я считаю.
29 Ноя 2018 в 18:54
Поддерживаю мнение Александра из Калининграда. Сама живу в Калининграде и бываю в Польше почти каждый месяц, и это сейчас, раньше бывала по 3−4 раза в месяц. Если сказать коротко, то и продукты качественнее и дешевле, и сами поляки вежливые и приятные люди.
На счет отопления тоже не согласна. У наших друзей в Гданьске и в Бранево квартиры с центральным отоплением. А соотношение «зарплата-коммунальные платежи» рассчитаны так, что «…на все хватает поляку и сберегать еще остается». Это так нам сказал наш знакомый поляк.
Я думаю, что у автора статьи просто были завышенные ожидания от этой страны.
30 Ноя 2018 в 10:35
Александр, я читал эти Ваши рассуждения, еще раньше.
36 лет, это даже не середина взрослой жизни. Вы же знаете, что в Кемеровской области достаточно этнических немцев, многие из которых уехали в Германию в разное время. Практически все адаптировались, безусловно процесс болезненный, но им хотелось, чтобы их дети, жили на исторической родине.
Автор статьи вернулась туда, где ей комфортно жить. Ее поймет только тот, кто сам в жизни испытал подобное.
30 Ноя 2018 в 11:02
Я тоже наверное оказался слишком руссским. Но прожив в Португалии 2 года, я бежал оттуда, бросив все и вид на жительство и работу. Причем до переезда в Португалию, я думал что я вообще не русский)), но через год понял что слишком. А Польша… я вообще не знаю как там русскому человеку жить. Сколько раз я был в Польше, столько раз там были проблемы, начиная от косых взглядов, когда говоришь с кем-то из друзей или по телефону на русском, заканчивая тем, что однажды польский пограничник из всего автобуса на границе с Германией только один мой русский паспорт понес на дополнительную проверку. А когда на вокзале в Варшаве в Макдоналдсе я выбирал при оплате картой виза, оплату в рублях, то свой биг мак я ждал 20минут.
30 Ноя 2018 в 11:49
Отличная статья, написана очень живо и интересно, большое спасибо автору!
30 Ноя 2018 в 20:02
Во, блин, обделали автора чем попало. Она свой личный опыт, субъективно о Польше — а критиканы из контекста всё повыдирали и давай… итить-кололить. Ребята, читайте внимательно. Она де не «топит» за что-то. Да, разочаровалась. Да, не срослось. Если и есть, за что критиковать автора (из-за высокой морали и проч.), так это за меркантильность. А разве любой переезжающий не преследует какой-либо материальной цели и ценности? Все, таки по духовным убеждениям прутся на чужбину. Ага…:)))
В Зап. Европе, меж прочим, привыкли, что в доме зимой 18 — мои знакомые из России и Украины, бывавшие и жившие там, это четко отмечают.
30 Ноя 2018 в 20:10
Автор, а нет ли у вас сомнений, что вы сделали правильный выбор тогда?
1 Дек 2018 в 10:06
Знаю многих, вполне успешных в России, чего не скажешь, об уехавших.
Два моих приятеля, этнические немцы с ВО, уехали больше 20 лет назад в Германию, один работает монтажником
медицинского диагностического оборудования SIEMENS, все время в командировках по экзотическим странам, где жара и инфекции, троих своих детей видит редко. Летом приезжал в отпуск к отцу в Сибирь, держался очень достойно, пока за стол не сели…)).
Ему сейчас 45, до пенсии еще 22 года, говорит, что на этой работе не выдержит, другую достойно оплачиваемую, вряд ли найдет. Откровенно жалеет, что уехал, хотя материально вполне обеспечен.
Второй до 67 лет работал там простым сварщиком, хотя здесь был белым воротничком, начальником отдела в проектном институте.
2 Дек 2018 в 13:21
Тут уже не про Польшу обсуждение, но все же читаю я про Кузбасс от Владимира, прям райский регион оказывается. Установщик окон 120 тысяч, немало вакансий по 50−80 тысяч, молоко по 22 рубля, а сыр если это действительно сыр, а не сырный продукт по 175, куча льгот, дешёвая коммуналка, да и недвижимость не самая высокая по стране и даже думаю может съездить из Казани на разведку на Кузбасс:) у нас по акции сыра дешевле 299 не найдёшь, хотя есть в магните сыр по 270, но его есть невозможно, молоко 800 мл самое дешёвое 29 руб, коммуналка точно не ниже вашей, учитывая что отопительный сезон у нас короче, а недвижимость гораздо дороже, гос дет сады с бассеинами на город с населением 1.3млн всего штук 7−8, да и про такие зарплаты у установщиков окон я особо не слыхал. Хотя у узкоспециализированных спецов попадается зарплата 100−200 тысяч рублей.
2 Дек 2018 в 17:30
Ну в Сибири не так уж все плохо как любят тут описывать люди (по крайней мере в Хакасии и Красноярском крае) это я вам как культурный приезжий говорю… народ работает. зарплаты в основном от 25 до 70 в зависимости от квалификации и вашего уровня интелекта. Это я вам говорю то что для нас смертных угатовано безовсяких там знакомств и подкупа. За 70 это уже чаще всего или блат или родня ну или супер пупер професионал на всю Сибирь))) меньше 25 в основном бюджетники и люди с очень малой ответственностью труда в стиле дворника или охраника детского сада. Жилье дорогое не спорю. Фактически за ту же цену можно брать в Краснодаре и даже дальнем Подмосковье. Летом выйдет большая статья на эту тему от меня. Все подробнее опишу. Про менталитет конечно все индивидуально. что то нравится что-то не очень. но мне лично вполне себе комфортно… хотя особо русским себя не считаю, но уровень мышления все же свое дело делает. Если человек готов принимать новое общество он со многим согласится ну, а если нет… тогда смысла нет. Потому у автора и не получилось. Фактически я сейчас прохожу тот же путь, но я гораздо подготовленее как морально так и психологически. надеюсь что не сбегу из России через год)))
2 Дек 2018 в 17:34
Кстати не знаю что там статистика говорит по Сибири (судя по ней у нас средняя зарплата 37 000 золотоглавых) но я реально наблюдаю ототок населения только из Тувы и Забайкалья в остальных регионах все более или менее стабильно. хотя и бума прироста не наблюдается
2 Дек 2018 в 18:19
MrAnderson, с наступлением тепла, посетите с детьми Парк отдыха Тортуга в п. Черемушки, сказочное место прямо на берегу Енисея.
3 Дек 2018 в 7:42
Женщину с ребёнком уехавшую из европейской благополучной страны в современную Россию, ещё можно понять. Но вот если бы это сделал здоровый молодой мужик было бы очень наивно и недальновидно. В России ещё пару лет с такой властью и наступят вторые 90-е. А автору желаю успехов в России.
4 Дек 2018 в 18:57
Вопрос к знающим: что за климат в Польше? Там нет сухого и тёплого? Похож на СПб климат?
6 Дек 2018 в 23:30
Читаю и и со всем практически согласна, только страна не Польша у меня и не 7 лет назад, а 7 лет живу в Германии, многое тоже не могу принять и с каждым годом все усиливается состояние «ноги в руки».
20 зимой в квартире, при сыром климате, когда топить дорого и поэтому хаха 2 раза в день сквозное проветривание нужно, во избежании плесени, которая прет везде, окна по утру текут, аж подоконник в воде. Я привыкшая к 26 зимой в квартире, уже который год не могу принять осенне-зимний местный период и посушиться негде, и холодно, а спать в носках, пижаме и под 2мя одеялами это ужс. вылезать вообще без комментариев.
Садики и школы забиты приезжими, мест в садах — днем с огнем не найти, т.е. местные жители уже не в тренде, и крутятся как могут, платят за все и всех, но как только вопрос, что нужно тебе — мест нет, ждите, ищите, наймите няню. Садики без дневного сна, но есть матрасик на котором можно поспать на полу, за детьми никто не смотрит, что одел в том гуляет, из лужи не вытаскивают, ребенок мир познает, подумаешь декабрь на дворе и еще гулять и домой в этом идти, школы без питания в общей массе, сменка — фантастика, пропаганда соц. пособий, что если что, ты все равно будешь накормлен и не на улице, это конечно не плохо, социальная защищенность, но, подростки тут не думают, о том, если я буду плохо учиться, я стану «дворником», а это низкий доход и работка так себе, тут демают, да и фиг с учебой, заплатят за квартиру и денег дадут. Сам факт того, что дети с начальной школы знают о пособиях, и что работать не обязательно, это крах товарищи!
Медицина тут на уровне, только в хирургии, остальное терапевтическое из серии не найти по узи ничего, но по признакам, вроде оно есть, предлагают направить сделать операцию и посмотреть, было или нет. Поликлиник нет, скорой как таковой нет, вызов бригады, НЕ оправданный, стоит 400 евро, больного ребенка с температурой на ручки и в праксис или приемное госпиталя, а там упс живая очередь. Зубы за цену одного тут, можно сделать половину рта на родине, причем качество будет лучше, к слову амальгаму ставят до сих пор, приговаривая, это ж прочно и вечно. а то что вредно это ерунда.
Да и сама прогрессивная ставка налога, начинает раздражать, потому как если вы на пособии за сад не платите, если доход от Х-ХХ то платите 45−125 евро, если доход ХХХ то еще больше, т.е. из 3х семей, одна не платит ничего, за нее оплатите Вы в разном %-соотношении.
Оплата за телевизор, вообще непонятная для меня вещь, интернет отвратительный, ни скорости, ни стабильности, зато ценник приличный.
В общем жить конечно можно везде, и приноровиться и приспособиться, если есть нужда или если там, откуда приехал было хуже. Переезд из Москвы, считаю ошибкой, но полезным опытом.
15 Дек 2018 в 21:36
очень понравился рассказ.
27 Дек 2018 в 20:15
Спасибо автору за статью. И комментаторам.
23 Фев 2019 в 21:40
Чушь от начала до конца)) Живу в Польше 1,5 года, все с точностью до наоборот. Дома зимой тепло и очень сухо, приходится увлажнять помещение, а летом жара. В новых домах регулируемые батареи, люди сами выбирают комфортную температуру и коммуналка с электричеством и водой выходит в итоге как в Москве. Это с учетом охраняемой территории, уборкой, ландшафтным дизайном и пр. обслуживанием. Поляки доброжелательные и спокойные, им нет дела до России (скорее интересуются Украиной и Белоруссией), а если поляк старшего возраста говорит по-русски, то это будет разговор о его мечте съездить на Байкал или просто болтовня ни о чем, чтоб попрактиковать русский. Попался один дедушка, который нам пел песни Окуджавы) У старшего поколения присутствует ностальгия по прошлому, а так как жили в соцлагере, то и по этому тоже. Ненависти нет никакой, это пропаганда. Достаточно один раз приехать как турист, чтоб в этом убедиться. Уровень жизни в современной Польше лучше чем в России, к сожалению.
24 Фев 2019 в 13:41
А вообще понравился рассказ, как будто снова в брежневском детстве читаю Пионерскую правду о тяжелой жизни буржуев)))
1 Мар 2019 в 5:43
Спасибо автору за текст. У каждого своя история жизни, но советы в конце текста — по делу.
Отдельное спасибо комментаторам. Прям славянский мир в миниатюре)) Вроде и соплеменники, а прийти к консенсусу сложно, даже если с соседних городов)) Ну и тут чуть выше шел спор за жизнь Кузбассе. Пользуясь моментом, передаю землякам привет, я из Кемерова, но регион объездил, у нас тут Мордор. Так что меня нисколько не удивляет, что в комментах под одним лишь постом про жизнь в Польше на сайте «Не сидится» я уже пятый кузбассовец. Всем мир.
6 Май 2019 в 12:41
О Польше ничего не могу плохого сказать. Мне нравится климат и этот дождь, а через 5 минут солнце, как -будто не было дождя. И еда, на мой взгляд, вкусная. Но дело вообще не в Польше, а с кем ты в Польше. Автору явно не повезло.
3 Сен 2019 в 13:36
Живу в Польше не первый год. Благодаря автору статьи наконец узнал, в каком дер… ме я, оказывается, нахожусь:)
Шокирован как рассказом, так и фото:)
Нельзя переезжать жить за границу и перевозить за собой родину, добром не кончится. Кто ищет тут плюсы — тот найдет. Кто ищет минусы — тоже найдет, при этом не заметив плюсы. Как для меня и родных — тут плюсов больше, сравнивая с соседней Беларусью. Климат — теплее. Продукты — лучше и дешевле, вещи и техника тоже доступнее.
Топливо — дороже, но, глядя, как поляки давят на газ, понимаешь, что это их мало напрягает.
Вся коммуналка тоже дороже, но в соотношении с зарплатой эти траты не заставляют жить в холоде и ходить немытым. Естественно, просто так воду тоннами в канализацию не спускаем и улицу своей батареей не обогреваем… да, поначалу это было непривычно, но со временем понимаешь, что это тоже твой посильный вклад в экономию природных ресурсов, чтобы не превратить планету в пустыню…
И кстати да, я нашел и плюс в этих ценах — вода очень хорошего качества, есть всегда и нужной температуры. Отопление включают тогда, когда становится холодно, а не ждем «открытия отопительного сезона». Бывает, в Варшаве уже начинают прогревать, если в сентябре пришли холода, а Минске люди мерзнут и ждут еще месяц (но зато потом форточки настежь).
Русская речь на каждом шагу, агрессию ни у кого это не вызывает. Центральные районы, парки, набережная и старый город — толпы местных и иностранных туристов. Очень много прокатных электросамокатов и великов. За последние годы сильно увеличилось количество спорткаров и байков. Особенно по выходным, кажется, что живешь возле гоночной трассы.
Полиции на улицах довольно много (по сравнению с той же Германией), но они, походу, живут своей жизнью, никого не трогают. Если что-то спросить, отвечают приветливо и корректно. За 11 лет моего эпизодического и регулярного проживания документы не проверяли ни разу. Правда, я ни разу не буянил на улице… А вот будучи в России года 3 назад, меня удивило, что на вокзал без проверки не зайдешь… в Минске в метро с чемоданом или сумкой без просвечивания багажа охрана тоже не пустит… Здесь на входе никого, в метро можно пройти без билета.
…В общем, писать и спорить, где жизнь лучше, можно долго… Я свой вывод давно сделал — надо жить там, где больше нравится, и где можешь себе позволить. В этом плане Польша сейчас для меня оказалась золотой серединой. Желаю каждому иметь такое право выбора, и возможность им воспользоваться. Мир большой, а жизнь — не такая длинная…
22 Окт 2019 в 21:43
к 50 захотелось уехать на родину предков, в Польшу. Знакомлюсь с материалом, учу язык. Но в Польше не был не разу, отзывы не то что разнообразный, я бы сказал противоположные)
23 Окт 2019 в 9:38
Лучше всего сначала съездить как турист… вдруг страна «не зайдет».
22 Ноя 2019 в 23:35
Maamar, полностью с вами согласен. Живу в польше 2,5 года. Увы еще годик придется пожить. До приезда в польшу я нейтрально относился к полякам. Теперь я их ненавижу.
18 Янв 2020 в 22:08
Не поняла нападок на автора. Может, кому-то больше повезло, может, другие требования к жизни и условиям, может, условия другие. Много причин. Лично у автора негативный опыт. И она им поделилась. Он тоже ценен, чтобы люди адекватно оценивали ситуацию, когда принимают серьезное решение. Если человек стопроцентно решил переехать, у него свои позиции, для него не страшны эти аргументы. А если есть сомнения, статья окажется полезной. В любом случае спасибо автору, что поделилась с читателями. Есть возможность увидеть ситуацию с разных ракурсов.
18 Янв 2020 в 22:09
Польша — моя историческая родина, кстати.
19 Янв 2020 в 17:03
По-женски эмоциональный рассказ. Но не про Польшу. Мне видиться так — не люблю мужа — не люблю Польшу. Еслли бы любила — все казалось бы по другому. Что тут скажешь — женщины!
19 Янв 2020 в 17:23
)))
30 Окт 2020 в 14:51
Очень интерсено было вас читать) Я влюбилась в Польшу с первого взгляда и сразу же решила, что буду жить в Кракове. Спустя 2 года переехала. Причем это был переезд по работе (работа на складе книжек), так как не знала и не до конца понимала как это следать иначе. Но ничего, полгодика поработала и пошла учиться в полицеальную школу Cosinus. Отучилась, сейчас раьотаю по специальности и радуюсь жизни в Кракове.
Мне кажется, что все зависит даже не от того, кто и на сколько «русский». Все зависит от желания. Если есть желание — будешь работать и как чернорабочий только ради того, чтобы остаться в стране
19 Мар 2021 в 12:47
Что я сейчас прочитал!)) Приехали из Сочи и климата захотели такого же)) Я сам из Беларуси, города Гродно! Перебрался в Польшу из-за отсутствия нормальных заработков, как и многие беларусы. Что там автор писал про ГМО?!?))) Продукты в бедронке нормального качества как и в лидл, кауфланд, жабке, архелане и пр. магазинах. А нитратные помидорчики и огурчики, производства Польши или Испании можно и в Беларуси и России найти, за ними не обязательно ехать в Польшу!)) Да и у нас этих нитратов, собственного производства полно. Зима здесь такая же как в Беларуси, мне не привыкать, а что касается отопления, то все тоже самое. Дома (в Польше) я хожу в шортах и футболке, а на ногах резиновые сланцы))) Жировка, да…, здесь тяжёлая по сравнению с белорусской, но оплачивая её с зарплаты я даже не ощущаю тех денег и не думаю как бы мне сэкономить на продуктах или ещё чем нибудь)) Не знаю. Может в России действительно такой высокий уровень жизни, но в Беларуси с одной зарплаты купить 20 летний автомобиль европейской сборки не могу себе позволить.
Короче говоря в рассказе автора больше истерики и фобий!))