Как живёт беларуское захолустье
Всем привет!
Хочу рассказать беларусам и россиянам, как живет беларуская деревня. Дело в том, что несколько лет назад я принял решение о переезде из шумного города в тихую деревню. Сказано и сделано. Собрал вещи и айда по российской глубинке искать райское местечко!)) Намотав по российским просторам не одну тысячу км, я везде наталкивался на один и тот же пейзаж бесхозяйственности и запустения. Вымирающие деревни и села, визитной карточкой которых давно стала синяя будка таксофона и отсутствие всякой инфраструктуры. Повальное пьянство, разбитые дороги и полное отсутствие работы.
Я конечно хотел жить в тихой глубинке, но полный отказ от благ цивилизации не входил в мои планы. И вот, наконец, мои поиски привели меня в Беларусь.
Границы между РФ и РБ практически нет, но разница видна сразу не вооружённым взглядом. Ухоженные и запаханные поля. Стада коров и практически стерильная чистота везде. Проехав по трассе чуть более пятидесяти километров, я свернул в сторону и поехал по деревням и посёлкам. Моему удивлению не было предела, когда я увидел такую же ухоженность и порядок на просёлочных дорогах и в деревнях. Практически везде хорошие дороги, окошенные обочины, а в деревнях центральное водоснабжение и во многих газ!
Решение остаться тут, было принято сразу. Оставалось только найти подходящие место. Не буду описывать всех моих требований, которые повлияли на выбор того места, где я с семьёй поселился. Опишу лишь его месторасположение. Это край озёр и заповедников, Лукомльское и Селява. Самая граница Минской и Витебской областей. Вдали от федеральных трасс и железных дорог. По российским, да и беларуским меркам глубинка ещё та!
А теперь подробнее о беларуской деревне. Я приобрёл домик в деревне «Дудари», где постоянно проживают три человека. Дед с бабой по 87 лет, которым и ещё один молодой одинокий пенсионер годов 60-ти. Ещё в деревне дворов семь, которые приезжают только летом по выходным. Дачники, одним словом. Синей будки таксофона по середине деревни, конечно же, нет.)) Зато телефон есть в каждой хате стационарный, как и цифровое телевидение и интернет!
В деревне круглогодично центральное водоснабжение. Три раза в неделю приезжает почта, которая раз в месяц привозит старикам пенсию, и там сразу же можно и оплатить за свет и прочие услуги ЖКХ (водоснабжение и вывоз мусора).
В почтовой лавке можно также приобрести товары первой необходимости: соль, сахар, спички и т. д. Также с ними можно отправить письмо или получить посылку.
Два раза в неделю приезжает автолавка, которую иначе как супермаркет на колёсах и не назовёшь. Ассортимент колоссальный, а цены на пару копеек ниже, чем в магазинах ближайшего города.
Раз в неделю приезжает машина забирает мусор. Раз в месяц приезжает аптека, врач которой может померить давление или взять кровь на анализ. Та же машина скорой помощи раз в полгода проезжает по деревням и собирает желающих съездить в поликлинику на флюорографию или к стоматологу. Потом развозит обратно.
Постоянно, регулярно в деревню заезжают электрики, которые в зимние время проверяют фонари, а летом занимаются опилкой деревьев под проводами.
Дорожные службы окашивают обочину летом, а зимой чистят снег. Два раза в год, весной и осенью по деревне проходит грейдер, который ровняет дорогу. По весне во избежание пожаров вокруг деревни трактором делают ров. Обязательно раз в год приезжает председатель с замами. Интересуются, всем ли довольны.
В соседней деревне «Яновщина» в 3-х км от нас есть стационарный магазин и ФАП. У них дворов с полсотни жилых будет. Там есть ясли, сад, а вот школу в этом году закрыли. Школьников возит автобус за 12 км в село «Слобода», где дворов 150. Там и почта с банком есть. Недавно там газифицировать стали, так молодёжь туда перебирается. Кому как, а мне эти блага и есть цивилизация. Цивилизация при которой, проживая в деревне, не чувствуешь себя оторванным от остального мира.
Очень жалко, что многое из этого не доступно российской деревне. А тем беларусам, которые воспринимают эти блага как должное и не считают их заслугой руководства страны, хочу напомнить, что у РБ нет ни нефти, ни газа, однако в самых отдалённых уголках страны никто не обижен вниманием социальных служб.
Комментарии:
23 Ноя 2017 в 11:26
Не знаю по каким захолустьям вы ездили, но может быть не надо обобщать?! У нас на Ставрополье НЕТ повального запустения и разрухи в сельской местности. Люди нормально живут с/х предприятия работают и развиваются, много чего нового строится, так что не надо нам здесь втирать про райскую Беларусь. Были мы там — чистенько, НО бедненько. И даже этот уровень жизни они поддерживают благодаря комфортному уровню экономических связей с Россией (!) — беспошлинная торговля, низкие цены на газ, нефть, российские инвестиции, дешёвые кредиты итд и итп. Если всё это убрать через 2−3 года от всей этой белорусской «красоты» останутся только «рожки да ножки». Так что не думайте что здесь одни дураки сидят, которые ничего не понимают. Не ищите глупее себя!
23 Ноя 2017 в 12:40
Что-то по фоткам не видно разницы с российскими деревнями.
23 Ноя 2017 в 12:43
Спасибо Вам за статью. С удовольствием прочитала. Присматриваемся к Белоруси. Юг России вообще не рассматриваем, менталитет белорусов северянам ближе. Мы на пенсии, грибы-ягоды, рыбалка, огород, десяток курей, короче, спокойная жизнь в свое удовольствие наконец-то наступила. Только место надо выбрать. Дом в глубинке (относительной глубинке) за сколько можно купить в пересчете на наши рубли? Как там с рыбалкой на этих озерах, где Вы живете?
23 Ноя 2017 в 12:50
И как обстановка с клещами?
23 Ноя 2017 в 12:52
Уважаемый автор! Мы рады за скошенные обочины Белоруссии, но сравнение Российского и Белорусского захолустья абсолютно некорректно. Посмотрите для начала на географическую карту. Что вы можете знать о захолустье? Российская деревня очень разная, и при том, что имеет место общемировая тенденция переселения населения в города, деревня наша развивается. И российской деревне доступны интернет и газоснабжение, водопровод и т.п. И поля засажены и новые хозяйства развиваются. По разному живет русская деревня. Места знать надо))
23 Ноя 2017 в 13:17
Автор, а как с заработком? В месяц больше тратите или зарабатываете?
И что дальше- школа/университет/работа для детей
23 Ноя 2017 в 13:18
Полностью согласен с ввсказанными замечаниями, очень уж не правильно одним предложением оценить русскую, российскую деревню образца 2017 года) очевидно, есть как образцовые населённые пункты, так и полностью упавшие, также есть и середнячки) Автор, раскройте секрет, какая ваша отправная точка? Но в любом случае, спасибо за то, что нашли время и постарались поделиться со всеми нами своими ощущениями)
23 Ноя 2017 в 13:21
Уважаемые посетители сайта, поделитесь своими мыслями по вопросу: в каких субъектах РФ всё-таки деревня находится на подъёме и вполне пригодна для проживания?
23 Ноя 2017 в 14:10
Станицы Краснодарского и Ставропольского края вполне подходят для проживания. Причем есть дома в запустении и хутора, где можно купить жилье, в том числе в запустении по вполне доступным ценам.
23 Ноя 2017 в 14:37
Вот мне очень интересно, кто из комментаторов, жил или хотя бы бывал в Беларуси?
Вижу пока одного, кто знает, о чем рассуждает, респект ему.
23 Ноя 2017 в 14:41
Товарищи! Урапатриоты! Защищайте российскую деревню! Даже если вы никогда в ней не были и понятия не имеете чем отличается хутор от пгт.
23 Ноя 2017 в 14:44
Фотки с текстом не бьются, в тексте написано, как все здорово, но на фотках ничего этого не видно, скорее наоборот.
23 Ноя 2017 в 14:57
В России и в частности в Ставропольском крае есть такие сёла и станицы, которые белорусам могут только в прекрасном сне присниться. Так что сначала изучите предмет объективно, а потом пишите здесь всякую чушь про спившихся жителей российских сёл и разруху! Это вообще оскорбительно для нашего сельского населения, которое в последние годы поднимает село с колен — выдаёт рекордные за всю историю урожаи (стали первыми поставщиками зерна в мире), газификацию, доступный интернет, водопроводы даже новые кинотеатры кое-где строят.
23 Ноя 2017 в 15:03
Фото строго по тексту: автолавка с двумя из трех постоянных жителей, мусоровоз, автовышка с аварийкой электриков, грейдер, чистящий дорогу.
Это даже скорее хутор, там на зиму остается всего три человека, в трех километрах находится более крупная деревня Яновщина.
23 Ноя 2017 в 15:16
Деревни во всем мире вымирают, только темпы разные. На Дальнем Востоке это происходит интенсивно, Юг пока держится
23 Ноя 2017 в 16:06
Ледяной ад сибирских деревень вам для контраста. Спившееся население из пенсионеров, половину из которых отправят на тот свет односельчане по пьяни или под кайфом, дегенеративные молодые люди, родившееся с 80−90-х годах, уже без зубов, хронически безработные маргиналы. Есть люди среднего возраста с дикой тоской и безыходностью мотающееся в город на работу каждый день, в переполненных ПАЗиках, за 10−12 тысяч из которых они 5 проездят. А теперь еще и узбеки, скупюащие завалюхи, рожающие по 5−6 детей на шею рашкогосударству и приотрговывающие веществами, когда ремонт-отделка уже не нужны.
Нет будущего, нет настоящего, в прошлом помнят только голод и войну. Русское-мертвое во всей красе.
Работы никакой нет в помине, газа в деревнях тоже, область его добывает, но он идет сразу в Европу и ту же Беларусь, свое население топит печи дровами, при -40, рубка которых облагается большими штрафами, если поймают, так как иначе китайским дровосекам нелегалам, вырубающим массово тайгу, ничего не останется!
Автолавок нет. Есть один магазин местного барыги, который скупает некондицию в городе и продает одосельчанам 30% к цене города, не нравится-едь туда и покупай.
9 месяцев зима, два из них будет под -40, и в утренний мрак под завывание вьюг, как злобных бесов, унылыми тенями эти люди идут на остановку рейсового автобуса, который был списан в Китае и едва едет, а ноги там примерзают к стальному полу. Этот автобус увезет их в город, на кассы супермаркетов, охрану или отделку, если он сломается и они опоздают на работу то могут уволить и тогда найти работу будет дико сложно, а помочь будет некому.
Из медицины один фельдшер, из лекарств-йод.
По праздникам происходит одно-два убийства своих, или приезжих, когда местные маригналы в этиловом приходе или под кайфом могут зарубить топором соседа или случайного прохожего. Ну и что, что посадать, вот напугали, это даже развлечение.
23 Ноя 2017 в 16:19
Зимой они топят печи дважды в сутки- рано утром и приезжая с работы в 8−9 вечера, иначе дом выстынет до нулевых отметок температуры.
А когда в мае начинается весна, над этими проклятыми землями начинает светить бледно-желтое солнце, люди одеваются в несколько слоев одежды, иначе клещи, в избытке водящиеся тут могут за один день сделать из человека пожизненного инвалида. Но у многих есть что-то вроде иммунитета, ведт они выросли здесь, пили молоко коров, которых кусали клещи и оттого переносят энцефалит легче… Идут в лес, собирать шишки и готовить на зиму дрова, чтобы было на что жить зимой, шишки можно сдавать перекупщикам и на эти деньги собрать детей в школу, чтобы следующее поколении рабов было грамотным.
ЗАчем бояться клещей, когда в 30 км от них ядерный реактор, а отходы его работы просто сливают в местные болота, отчего онкология у местных жителей весьма частая гостья…
Они никогда не заработают на собственное жилье, смогут купить только самую дешевуюю машину, пару раз съездят в Турцию по горящим путевкам, чтобы осознать бездну между вальяжными турками и потрепанными жизнью россиянцами.
Ведь даже сбежавший в Эстонию бывший глава культуры этой области, теперь часто говорит эстонцам «Да что вы знаете о безысходности? В Сибири люди в 30 лет вешаются, бросая детей, так как никаких перспектив у них в жизни нет! А у вас проблема — не в каждом хуторе банкомат!»
23 Ноя 2017 в 16:32
Ну вот они и «ДАГРЫ» забугорные набежали!))) Смешные такие!)))))
23 Ноя 2017 в 16:44
Соседняя с Томском, Кемеровская область. Некогда живописные окрестности Новокузнецка: Таргай, Костенково, Березовка, Глуховка, Ивановка, Матюшино, Рассвет, Апанас…
Открытая добыча каменного угля превратила эти места в «лунные пейзажи», не пригодный для жизни людей и домашних животных.
Лесное озеро на 75 пикете, где я пацаном часто рыбачил, на днях, накрыло завалом угля от взрыва на разрезе.
А ведь там рядом люди до сих пор живут.
23 Ноя 2017 в 17:22
Ну Косово или не Косово- это решит референдум. Мы же за самоопределение народов, правда? Без двойных стандартов. Просто если так много нерусских в Ставрополье, нужно дать им автономию.
А по делу- не так всё и плохо в Ставропольском крае, по крайне мере пока что.
23 Ноя 2017 в 17:24
Тут Родос, тут и прыгай (с) — сделай свой обзор типичной русской деревни. Я тебе могу:
1.Накидать ссылок про воронежские деревни.
2.Рассказать о реальной архангельской деревне.
3.Рассказать о реальном хуторе в псковской.
4.Рассказать о 2х реальных селах в воронежской.
Но на 146% уверен что тебе, селигёрышу, хоть в глаза ссы — у тебя всё неправда будет и «нада больше работать!».
23 Ноя 2017 в 17:37
2 года назад думали о том, чтоб переехать в Витебск из России, но так и не поняли, что для этого надо. документы там, виза или как это делается. В итоге мысль эту навсегда отбросили. Да и Витебск это не те масштабы.
24 Ноя 2017 в 6:21
Ну граждане будьте терпимее к авторам, откуда эта грубая привычка накидываться на людей по любому отрицательному слову? Терпимее надо быть и добрее!!! Человек выражает свои мысли субьективно, кто-то может соглашаться кто-то нет, но и рвать человека на части не нужно. Конечно в России есть и нормальные места и захолустья. Может в местах которые он проехал было все заброшено вы не думали об этом? Ну не попал человек в Краснодарский край. Описал что видел вот и все. Где ваша русская душа широкая? 🙂 а насчет сел говорю что наблюдал сам. В Краснодарском крае все отлично везде! Но вот в Ульяновской области деревня умирает. Регион от региона сильно отличается. Факт
24 Ноя 2017 в 16:36
Вы меня извините, конечно. Но лучше бы вас «случайность» привела в первый класс начальной школы. Быть таким безграмотным в наше время просто нельзя. В заголовке в одном слове сделать две ошибки?! Уж попросили бы кого-нибудь проверить. Вам должно быть стыдно…
24 Ноя 2017 в 17:09
Не похож автор на переселенца из России в Белоруссию. Русский никогда не напишет белАрус через а, также как никогда не напишет белАруское захолустье (через, а и с одним с). Все это обычный вброс, так как вместе со свидомыми молодыми украинцами появились и свидомые молодые белорусы. У которых вся «рашка» -это ужас-ужас, кругом разруха и спившийся народ. Что касается Белоруссии, то я там бывал. Разруху и грязь спокойно можно при желании найти. А пьют там в среднем не меньше, а даже больше, чем в России. Нельзя также забывать и про радиацию. Так как во время Чернобыльской аварии радиоактивное облако ветром отнесло на Белоруссию -огромные территории там оказались заражены радиацией. Потому, отдыхать «на даче» в Чернобыльской зоне, как якобы это делает автор -занятие сомнительное, на любителя. Многие белорусские продукты действительно вкусные, но тоже могут быть заражены. Так как белорусский Батька превращает зараженные сельскохозяйственные территории в чистые одним росчерком пера. Ему нужно максимум сельхозпродуктов, чтобы везти их в Россию и расплачиваться вырученными деньгами по кредитам. А мы гадаем -от чего в России растет онкология? Весь поток радиации (а это и «фонящая» мебель) к нам идет через открытую границу вместе с контрабандными санкционными продуктами. Мой коллега-белорус сказал, что со времен Чернобыля почти у всего населения там есть дозиметры. Сами белорусы -люди неплохие и к россиянам в целом настроены нормально. За исключением части молодежи, которая нацелена на Европу, а не на Россию. Если раньше белорусы считали себя «русскими со знаком качества», то сейчас, благодаря школьным учебникам и определенной пропаганде начинают считать себя потомками «литвинов», связанных не с Россией, а с Великим Княжеством Литовским. Пророссийские силы Лукашенко там все уничтожил, чтобы Москва имела дело только с ним. Поэтому, те, кто туда переедет может в итоге через какое-то время оказаться в такой же ситуации, как русские и россияне на Украине.
24 Ноя 2017 в 19:42
А вам больше придраться не к чему? Человек написал слово на белорусский манер…
Если бы вы там были, то заметили бы, как сами беларусы пишут наименование своей страны.
24 Ноя 2017 в 19:47
Светлана, автор уже четыре года живет в Беларуси, дочка у него учится в местной школе в третьем классе.
Нет ничего удивительного, что он написал это слово на мове и совершенно без ошибок.
Русский язык — белорусское, па беларуску — беларуское.
26 Ноя 2017 в 9:39
Трут ответы на белорусском. Вообщем, Владимир, «па беларуску» трэба пiсаць — беларускАе. Через букву «а». Ибо не под ударением она.
26 Ноя 2017 в 11:22
Правильно делают, что трут, не стоит «перегибать палку»
27 Ноя 2017 в 0:58
«Официальное название — Респу́блика Белару́сь (белор. Рэспубліка Беларусь (инф.)), официальное сокращённое название Белару́сь. 19 сентября 1991 года страна стала именоваться „Республика Беларусь“, в это же время были приняты новые герб и флаг, а также новая конституция и гражданский паспорт.» Думаю всем ясно почему я так написал! Имейте уважение и называйте страну как она называется!!! Беларусь и Белоруссия просто созвучно похожее названия, но второе это прошлое, советское название республики! Белару́сь — официальное краткое наименование Республики Беларусь, применяемое в нормативных правовых актах, издаваемых на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
27 Ноя 2017 в 1:01
Прочитав ветку я не хочу вступать в перепалку с «урапатриотами», и напишу вторую статью в которой отвечу на многие вопросы тут возникшие. Пару дней на фото материал! Моя цель не очернить что-то, а дать максимально открытую информацию тем кто в ней нуждается. Очень буду рад если кому то помогу этим сделать правильный выбор.
28 Ноя 2017 в 7:17
Кузбасс — один из одиннадцати субъектов РФ, которые выполнили свои обязательства по подготовке потребителей к приему газа на все сто процентов. И тем досаднее, что при наличии магистральных сетей уровень газификации промышленного региона до сих пор
не превышает двух процентов (это едва ли не худший показатель в СФО, где сети загружаются активно).
(Российская Газета 01.06.2017)
Кемеровская область газифицирована на 2%!
Соседняя с Белоруссией Псковская область, благодаря стараниям последнего губернатора, по уровню жизни съехала с одного из последних мест на самое дно. Днище, дальше некуда. В местных новостях бодрые репортажи о том, как в унылом посёлке запустили котельную, установили новые котлы, которые будут топиться … дровами.
И это в 21 веке, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, а кацманавты из Пиндостана уже протоптали тропинки на Луне.
28 Ноя 2017 в 9:40
Шутка про самое дно и Псковскую область не такая и шутка.
Дно — город (с 1925) в России, административный центр Дновского района Псковской области и муниципального образования «Дно» со статусом «городское поселение»
28 Ноя 2017 в 14:07
Когда едешь из СПБ в Беларусь не надо границы, как только выехал с Псковской области сразу видно где граница .виды другие да и дорога ровнее, а не как на коне проскакал по псковщине. у меня родственники В Брянской, Мурманской, Новгородской области деревни там нищета и разруха. Недавно показали фото на фоне школы (внук в школу пошел) — я пошутила это какой год 45? Не надо Краснодарский край приводить в пример, езжай северней. А в Беларуси, я была 4 раза. Первые мысли были — О, я хочу здесь жить. Ухоженно там все, порядок. Но жить тоже не просто, зарплаты очень низкие. Знакомые 10 лет назад переехали (в город) были очень довольны, теперь муж уже полгода как приехал в СПБ работать. Говорит работать здесь нравиться, а жить в Беларуси. Вот решают где все-таки приземлиться.
31 Мар 2018 в 14:14
Автору большое спасибо за статью. Надеюсь, что будет продолжение.
26 Июл 2018 в 9:35
Извиняюсь заранее, не читала всех комментариев. Могу сказать про себя. Недавно, после долгих раздумий, переехали мы в поселок Минской области РБ в 50 км от Минска, работаем в Минске. Поселок очень развитый и красивый, есть школа большая, спортивный комплекс, бассейн. Если кому интересно, напишу подробнее. До этого тоже жили и в России и в другой части Беларуси.
19 Май 2020 в 22:34
а у меня вот такой вопрос: допустим, я приехал в Беларусь (естественно, с российскими рублями). Чтобы купить тот же пирожок в кафешке, где их можно поменять на белорусские? Или там все цены указаны в двух валютах сразу — российской и белорусской? И вообще покупки, скажем так, бытового, туристического назначения приехавшему из России там как производить?