Немного о жизни в польском Кракове

Думаю, писать общие сведения о Кракове не имеет смысла — информация о многовековой истории находится в два клика. Так что сразу же перейду к более жизненным рубрикам.

Краков

Фото by medvedevaop (https://fotki.yandex.ru/users/medvedevaop)

Климат и экология

Находится на очень плохом уровне. Вообще, Краков один из самых не зеленых польских городов. Парков и скверов буквально по 5-6 на каждый район. Разумеется, отсутствие природы в городе можно восполнить Народными Парками, один из которых начинается прямо в пригороде. Но осадок это негативный оставляет. Сам я жил в одном из самых застроенных районов. Так что, по вечерам, когда имелась охота погулять по зелени, то приходилось тратить около 10 минут, чтобы дойти до районного парка. По иронии, до всех иных зеленых зон пешая прогулка занимала ровно столько же времени. Так что, Краков — это не город-сад.

Также стоит обратить внимание на экологию. По показателям загрязнения воздуха в нем самые плохие показатели. Самые худшие в Польше. Зимой стабильно бывает по 4-5 дней, когда стоит очень сильный смог. Ситуация очень плохая с загрязнениями, лишь немногим лучше, чем в Москве или Питере.

Климат — стандартный. 4 выраженных сезона. Частые дожди и ветра осенью и зимой. Именно поэтому родившиеся именно в городе никогда не носят с собой зонт, потому что затея бессмысленная — после пары порывов ветра все мусорки завалены поломанными зонтами. А так, климат — типично центральноевропейский.

Краков

Население

Краков — академический город, культурная столица. Именно поэтому во время семестров большую часть населения составляют студенты и молодежь. Это вызывает множество трудностей — низкие зарплаты (но об их точном размере позднее), высокие цены на съем\покупку жилья. Кроме этого, из-за того, что Краков для интеллигенции является эдакой столицей, дома в пригородах стоят достаточно крупные суммы. Так что состав населения оказывает очень сильное влияние на комфорт жизни (ухудшает ее).

Согласно официальным данным, население Кракова — около 750 тысяч. Вместе с агломерацией почти 1,5 миллиона. Но, как уже отмечал, сюда стоит прибавлять студентов и иностранцев, которые приехали на ПМЖ.

Разумеется, Краков не является городом в самом себе — тут главную роль играет агломерация. Которая де-факто занимает в поперечник 60 — 70 км. Так что толпы людей и бесконечная толкотня — это ужасные минусы.

Кроме этого в Кракове весьма представительной группой являются не поляки. Очень много остербайтеров.

Подводя итоги данной рубрики, могу сказать — что одни минусы. Агломерация очень переселена, но последние 6 лет ситуацию очень усугубили люди с Украины, которые не имеют ни малейшего представления о правилах поведения, поэтому громкие разговоры по-русски в общественном транспорте, крики, пьяные разборки и курение на лавочках стало чем-то обыденным.

Природа Кракова

Инфраструктура

Все очень плохо. Аэропорт и вокзалы не справляются с ежедневным потоком туристов и жителей. Аэропорт вообще находится во второй тарификационной зоне, так что билет на автобус до него стоит на 1,5 зл дороже, чем по первой зоне. Соединение с Варшавой, которая находится всего лишь в 300 км, у поезда занимает 2 часа 10 минут. Такое чувство, что Краков застрял в 20-м веке. В нормальных городах подобное соединение занимало бы максимум час. Но да, в 2018 году до Варшавы вы по прежнему поедете со средней скоростью в 120 км. Разумеется, подобная болячка повторяется и с другими направлениями. Вроцлав? 3 часа. Жешув? 2,5 часа.

В самом городе явно не хватает парковок. Но это не самая большая беда. Настоящая трагедия — пробки. Помню, как-то вынужден был проехать на своей машине с Новой Гуты к Коллегиум Новум рано в будний день. Расстояние — 14 км. Ехал 30 минут. Трагедия и кошмар. И подобное повторяется во многих моментах. Вокруг города кольцевой нет. На сегодняшний день она окончена наполовину. Окончательно будет готова только через 4 года. Так что выезд за город утром и вечером в рабочие дни превращается в стояние в мертвой пробке.

Качество асфальтного покрытия тоже ужасающее. Ежедневно в город стягивается сотня тысяч жителей пригородов на своих машинах. Так что многие улицы проезжены до колеи. Часто встречаются трещины и выбоины в асфальте.

Городской общественный транспорт, вообще, кажется, не знает слова «расписание». Трамваи единственное, что передвигается согласно расписанию. Для автобуса опоздать на 2 минуты — это обыденное. Если это будний день и час пик — то будьте уверены, с вероятностью в 15 процентов (это в прошлом году магистрат высчитал) вам автобус приедет на конечную с опозданием в 2-3 минуты. Так что, при передвижении общественным транспортом всегда необходимо иметь ввиду, что 1 или 2 минут для пересадки не хватит. Необходимо брать как минимум 5 минутное окно между автобусами, чтобы успеть на следующий.

Дороги

Работа

По разным данным до 25 процентов населения составляют студенты со всей Польши и иных стран ЕС. Так что вакансии долго не пустуют. Студенты быстро занимают каждую возможную должность, исходя из своих талантов. Не стоит ожидать от Кракова миллиона рабочих мест, которые ждут работника. Студенты, либо «гости» с Востока закрывают вакансию в течение пары суток.

Кстати, об остербайтерах. Не знаю, сколько их в реальности, но по ощущениям, процентов до 10. Когда идешь рано утром или поздней ночью, слышится лишь характерное гэкание грузчиков и уборщиков. Все низовые должности ими заняты уже крепко.

По поводу зарплат. Не буду приводить статистику — ведь известно, что есть разные степени лжи, одной из коих и является статистика. Лучше расскажу, как обстоят дела среди моих коллег. В среднем, на руки получают от 3,5 тысяч до 5. Большинство получает около 4,5 тысяч. Есть у меня два товарища из Кракова, которые получают гораздо выше — но это исключение из правил, так что их я не включил. А что такое 3,5 тысяч в Кракове? 1,5 тысячи сразу же уйдет на съем жилья и оплату базовых счетчиков. Около 800 на еду. 500 на рестораны и пабы. 200 на культурную программу. А смешной остаток от зарплаты можно будет отложить, чтобы два раза в год слетать на Кубу или Филиппины, плюс траты за машину. С 4,5 свободных денег будет не особо больше. Чтобы купить новый телефон или камеру придется отдать половину своей зарплаты. Так что, трудно говорить о достойном уровне.

Сам я во времена обучения получал крохотную стипендию. Что-то около 1,5 тысяч — так что приходилось ужасно ужиматься в тратах — посещение пабов или ресторанов могло происходить не чаще 3-4 раз в неделю. На обед я ходил не в заведения со средней полки — а в молочные бары или дешевые забегаловки. И разумеется, никакой съемной квартиры для меня самого. Так что жизнь студента живущего на стипендию трудна и полна ограничений.

Общественный транспорт

Криминальная обстановка

Часто встречаются нелегальные работники. Что это приносит — думаю объяснять не надо. Хотя с другой стороны, я не встретился пока с человеком, который в реальности хотел бы работать грузчиком. Но все равно, большое число людей готовых работать за гроши очень сильно сказывается на уровне зарплат. Так что даже зарплата моего знакомого, который работает на горячей линии, растет медленнее, чем могла бы.

Часто происходят стычки футбольных фанатов (в Кракове два клуба, которые последний 100 лет взаимно друг друга ненавидят). В год происходит по 2-3 массовые драки фанатов. Тогда на улицах появляется полиция, омон и иные специальные службы. Так что Краков — один из самых опасных городов. Неофициально каждая дзельница закреплена за болельщиками какого-то определенного клуба: Вислы или Краковии. Для не болельщика это не представляет никакой ценной информации — но если кто-то любит футбол и решил состоять в клубе поддержки определенной команды, это может принести определенные проблемы. Т. к. жизнь в районе вражеской команды будет утруднена.

Улицы Кракова

Цены

Так как целью моего текста является краткое и емкое изложение плюсов и минусов жизни в Кракове, я не буду подробно останавливаться на описании цен на все и вся. Опишу лишь цены на продукты питания и услуги, которые могут пригодиться так же и туристам.

Итак, цены в Кракове астрономические. Попадая в любой другой нормальный город я чувствовал, что могу купить на пару процентов больше за ту же сумму.

Например, стандартный обед в молочном баре\бистро стоит в среднем 16 злотых. Стандартные обеды в Польше везде одинаковы — это первое, второе и компот. В других городах усредненная цена на обед дня — 14-15 зл. Так что, видим, что Краков реально очень накручивает цены. Разумеется, можно найти хорошие заведения, где подобный обед можно взять за 13 зл. Но проблема в том, то в других городах можно найти места, где его стоимость будет 12 зл. Но тут ничего не поделать — туристы и студенты создают ситуацию, в которой спрос превышает предложение. И цены дерут небожеские.

Куфель пива в пабе со своей варильней — от 12 зл. и выше. Стакан бочкового пива — от 5 зл (за самые хамские сорта), от 10 зл (за более дорогие сорта). Так что видим, что поход в кнайпу тоже оборачивается тратами на 20 процентов большими, нежели в иных городах. И я сейчас не говорю про Россию, где замечательное крафтовое пиво стоит копейки.

Ужин в ресторане. Тут у каждого свои предпочтения — каждый ест разное и в разных количествах. Но на двух человек у меня никогда не выходило меньше 80 злотых. Наверняка, можно поесть и за 50 — если брать что-то совсем дешевое и не заказывать напитков. Но, чтобы наесться и спокойно посидеть, что-то выпивая, на каждые два человека у меня всегда стоял средний счет в 80-100 и выше. Цены на самом деле грабительские.