Польша – дорога на Запад

Мой первый переезд

«Я с детства склонен к перемене мест…» — думаю, под этими словами А.Макаревича подписались бы многие читатели страниц этого сайта. Ведь сюда заходят именно те, кому «не сидится». Не сиделось всю жизнь и мне, и следствием такой неусидчивости стал мой первый переезд сразу после школы из жаркого пыльного юга социалистической тогда России в более прохладную, зеленую и не менее социалистическую (до сих пор) Белоруссию.

«Чемоданное» настроение было частью моего характера, желание увидеть новое заставляло совершать пешие прогулки по незнакомым городам во время нечастых моих путешествий. О загранице во времена железного занавеса даже и не мечталось — пропаганда заставляла нас поверить, в какой счастливой стране мы живем. Что ж, время показало цену этого «счастья».

Я же начал освоение новой своей родины — привыкал к новому языку, радовался зелени и мерз 9 месяцев в году, собирал грибы и учился кататься на лыжах, удивлялся бережному отношению к земле и безалаберному — к лесу. Поражался, как многие горожане умудряются растить свиней и содержать огороды. Белорусы — трудолюбивая нация, и я стал одним из них.

Добро пожаловать в Беларусь

Добро пожаловать в Беларусь

Веселое время

Ну а потом наступило «веселое время» 90-х, и мы вдруг получили независимость. Что с ней делать — на тот момент никто не знал, поэтому решили продолжать дружить с Россией. Не все страны, однако, выбрали этот путь — наши западные соседи после свержения «коммуны» встали на рельсы капитализма. Его «звериный оскал» мы вскоре могли наблюдать на наших рынках в лице предприимчивых поляков, продающих жвачку и косметику и скупающих у нас телевизоры и холодильники. Посмеивались мы над ними, увы, недолго. Через год — другой уже мы везли от них все — от иголки до мебели. Тогда то и состоялось мое первое знакомство с Польшей, гостеприимной нашей соседкой. Съездить туда было делом обыденным, не требующим никаких особых затрат, кроме времени, половину которого частенько занимало стояние на границе. Увы, очереди были тогда, есть сейчас, и будут впредь, так как ни экономический рост, ни вступление в ЕС нам уже не грозит.

Церковь в Бресте

Церковь в Бресте

Время разочарований

…Годы летели, в нашей стране что-то менялось к лучшему, жизнь после разрухи налаживалась, внешне все выглядело благопристойно и обнадеживающе. В стране был объявлен курс на построение рыночного социализма. Никто, правда, не знал, что это такое, но народ на всякий случай очередной раз воспрянул духом. Надеялись, что теперь жизнь у нас будет как в Швеции.

Получилось, как обычно — наоборот. Все последующие попытки руководства реанимировать утопическую идею терпели фиаско. Народ смирился и приспособился. Но не все. Мое сердце требовало перемен, а душа — свободы. И я начал искать, где смогу обрести эти недостающие в моей жизни компоненты.

В центре Витебска

В центре Витебска

Время перемен

Случилось так, что каждый год я имел возможность ненадолго выезжать в Германию к знакомым, и каждый раз, глядя из окна автобуса на проплывающие польские пейзажи и города, я чувствовал все возрастающий интерес к этой стране. Она менялась на глазах, особенно после вступления в ЕС и Шенген.

Однажды во время очередной поездки в Германию я не обнаружил польско-немецкую таможню на своем привычном месте. Все, Европа уже без границ.

Вспомнились выматывающие ожидания на белорусско-польской таможне (мой личный рекорд — однажды стоял 60 часов!). И я решил, что пришло время выбирать — продолжать жить в центре Европы (как нас уверяют наши правители) или же оказаться где-нибудь на ее задворках. Я все-таки выбрал задворки и начал искать варианты, по очереди рассматривая все страны, что находятся западнее Бреста.

Вспомнив поговорку, что «курица не птица…», Польшу я поначалу из своего списка вычеркнул. А зря. Проведя пару бесплодных месяцев в читательском зале интернета и исписав письмами десятки электронных страниц, я понял, что мою особу просто так нигде не ждут. Были толпы желающих оказать мне услуги по эмиграции, и они все хотели видеть мои деньги. Причем у себя в кармане. И обязательно еще до моего приезда. И хоть я по жизни довольно легко расстаюсь с деньгами, но в этот раз я изменил своим правилам. Поэтому выбрал единственный не требующий предоплаты и больших затрат времени вариант — рабочая виза в Польшу.

Варшава ночью

Варшава ночью

Переезд

Без труда найдя посредника в трудоустройстве (этим занимаются живущие там наши сограждане), я получил приглашение и оформил рабочую визу на полгода. Надо сказать, что в Польше это вполне легальный вид деятельности — набрать в свою фирму людей, а потом «сдавать их в аренду». Числишься и получаешь зарплату у одного шефа, работаешь у другого.

Но это в идеале. Часто работу надо искать самому, причем осмотрительно. Дело в том, что поляки не хотят напрягать себя получением разрешений на работу для нас, им проще набрать нелегалов. С одной стороны, для нас это шанс быстро найти работу, с другой — оказаться в челюстях многочисленных «акул капитализма». Тем более если ты не спец на все руки и по-польски знаешь только три слова, из которых выговорить можешь только два (это выдержка из моего резюме).

Но я свято верил в торжество закона и справедливости на Западе.

В Варшаве

Как я ошибался, стало понятно уже через час после моего приезда в Варшаву, когда одна из местных «акул» уже мчала меня на своем минивэне в мое светлое будущее.

В центре столицы

В центре столицы

Видимо, мой новый шеф видел мое будущее в более привычном для себя варианте. Спросив, что я умею делать и буду ли сегодня работать, он потерял ко мне интерес. Продолжая давить на газ, он одновременно курил, разговаривал по мобильнику, что-то записывал и рылся среди раскиданных на полу инструментов. Я же пялился в окна на летящую мне навстречу Варшаву, уже захваченный ее ритмом жизни.

Вскоре я оказался в компании земляков и ребят с Украины, позже в наших рядах оказались и приехавшие из глубинки поляки. Платить нам обещали раз в неделю. Конечно же, обманули.

Первый опыт. Печальный

Не скажу, что к нам плохо относились — возили на работу и назад, кормили ужином в счет будущих зарплат, и у нас было жилье, умывальник и один выходной. Через пару недель, когда у нас своих денег не осталось ни гроша, нам начали давать деньги на еду. Работали мы по 12 часов в день, с двумя перерывами по полчаса. Я был подсобником у трех каменщиков, так что засыпать от скуки не получалось. Но и с ног почему-то не валился. Видимо, новизна ощущений раскрыла резервы моего организма — после дня работы я мог еще и пешочком прогуляться до дома, а это без малого два часа — хотелось отдохнуть морально и поглазеть на город.

На автобусах ездить было не на что — билет тогда стоил доллар, что равнялось полкило дешевых сосисок. В нашей же стране проезд был почти бесплатным.

Дни летели, наша стройка потихоньку росла вверх, бегать приходилось все больше, неумолимо надвигалась осень и холод. Зарплату очередной раз обещали дать завтра — в общем, мы стали недовольными. Настолько, что решили бастовать.

Ничего не вышло, едем дальше

Долго готовились, толкали речи — а кончилось все пшиком. Самые горячие ораторы после разговора с шефом превратились в смиренных овец. Проблеявши что-то типа «нас тут хоть кормят..», 12 таких овечек погрузились в шестиместную машину (нас так всегда возили) и отбыли на ниву труда (как позже мне стало известно, многие из них не дополучили кто 1 000, кто полторы тысячи долларов, а шефа посадили в тюрьму за неуплату налогов).

Ну а я, вырвав у акулы часть заработанного, отбыл дальше на запад Польши, в окрестности города Зелена Гура, где очередной посредник обещал мне работу в каком-то «горячем» цеху.

Вторая попытка

Кроме адреса, других сведений о работе у меня не было. Ладно, разберемся на месте.

Встретили меня хорошо, после короткой беседы в отделе кадров мне выдали направление на медкомиссию. Это было похоже на официальное трудоустройство, только вот зарплату обещали всего лишь около 600 долларов плюс бесплатное жилье. Думаю, ладно, за такие деньги может и работа ничего, пошли цех смотреть.

Внешне все было культурно, завод — современная коробка в поле, вокруг все благоустроено, на территории даже курить нельзя. В бюро висят дипломы и сертификаты об экологической безопасности.

Заходим в цех — жарко, дым, туман. Цех делает части глушителей для грузовиков, где теплоизолятором служит минеральная вата. Ее частички, принятые мною за туман, составляют немалый процент атмосферы цеха. Я был в шоке — и это хваленый Запад? Прошлись по рабочим местам, шок усиливался. Формовочные машины испускают жар и дым, пот с людей ручьем. И везде стекловата…

Не знаю, зачем я остался проходить медкомиссию — скорее по инерции. Я далеко не белоручка, но сознательно гробить свое здоровье тоже не способен. Не понимаю, как люди могут работать в таких местах, причем без какой-либо защиты. И в основном это были поляки из местных, несколько молдаван и белорус, с которым на пару меня и поселили в трехкомнатной квартире. Поговорили. Хороший парень оказался, попал на ту же удочку, что и я. Он единственный, кто тут работает в респираторе, причем с него все смеются. Сказал, что работает тут до первой зарплаты. Его красная расчесанная кожа не оставила мне сомнений в дальнейших действиях. Но к врачам я все же сходил. Вот тут понравилось больше — пришел к назначенному часу, сдал кровь, сделали кардиограмму, послушали легкие, дали заключение. Все быстро и вежливо. Жаль, что у нас все наоборот.

Снова Варшава

Решив, что с польскими регионами я познакомлюсь как-нибудь попозже, вернулся назад в столицу.

Поезд SКМ

Поезд SКМ

Жить удалось пристроиться в своеобразном «общежитии» с такими же горемыками моего генотипа, трехнедельного общения с которыми хватило, чтобы приобрести новых знакомых, нажить парочку врагов, а главное — найти работу. Предложили поработать электриком, и я сразу согласился. Что я, в трех проводах не разберусь? Так началась моя первая серьезная работа в польской фирме.

Насчет «трех проводов» я, конечно, погорячился, их оказалось куда больше. Учился на ходу, поляки приняли хорошо, работали 40 часов в неделю, зарплата была в пересчете 1200 долларов, платили стабильно, периодически можно было и «подхалтурить». Решив, что жизнь удалась, я занялся обустройством быта — пошел на квартиру, начал оформлять вид на жительство, учить язык, открыл счет в банке, купил проездной и начал знакомиться с Варшавой.

Архитектура довольно многообразна

Архитектура довольно многообразна

Транспорт

Несмотря на свои приличные размеры, ездить по городу несложно. Есть «узкие» места, где стабильно бывают пробки, но власти не сидят сложа руки. Строятся новые развязки, мосты, транзитные трассы. Для автобусов много выделенных полос: все машины стоят в пробке, а ты летишь мимо под 80. Кстати, в варшавских автобусах очень рекомендую держаться за поручни, даже если вы сидите. Кажется, что ради соблюдения графика водители готовы на все — отсюда и резкие старты, и экстренные торможения, и скорость приличная. Поначалу я злился и недоумевал, как поляки все это терпят и молчат, а потом и сам привык — очень уж удобно оказалось быть пунктуальным, особенно когда на работу да через весь город …

Еще есть поезда SKM — быстрые пригородные электрички. Чистые, светлые, бесшумные, с кондиционерами и табло — они уже практически заменили на трассах поезда старого типа. Неплохо развита и сеть трамваев — скорость у них меньше, остановок больше, но в пробках здорово выручают.

Реклама — неотъемлемая часть Польши

Реклама — неотъемлемая часть Польши

Метро тоже оставило хорошие впечатления: поезда хорошие, станции современные, все оборудованы лифтами — если по ним спускаться, то и турникет проходить не надо. Но вполне могут проверить билетик на перроне.

Билеты и штрафы

Тут с этим строго: если поймали без билета — штраф неминуем (где-то 60 дол.), не жалеют никого. Билеты продаются в киосках, в автоматах на остановках и в транспорте, можно купить у водителя. Вариантов их много — от 20-минутных до 3-суточных. Проездной — Карта мейска (для всех видов городского и пригородного транспорта) — бывает нескольких видов, фамилия — имя и фото на нем обязательны, стоит порядка 32 дол./месяц. Есть и обезличенные, их можно передавать другому, но они подороже.

Пополнить проездной можно также в киосках и автоматах, на срок от 1 до 90 дней, по принципу — оптом дешевле. Что интересно — когда грядет подорожание проезда (сообщают за пару месяцев) — разрешается пополнить проездной 2 раза по 90 дней — то есть на полгода вперед по старым ценам. За 4 года моего непостоянного пребывания в Варшаве проездной подорожал на четверть. У меня на родине — в 4 раза.

В Варшаве много парков и зеленых зон

В Варшаве много парков и зеленых зон

Чтобы избежать курьезов

В транспорте (кроме метро) принято самообслуживание — двери снаружи и изнутри открываешь сам кнопками (экономят работу кондиционеров). Есть также небольшой процент остановок «по желанию»: хочешь выйти, нажми заранее кнопку «Stop», стоишь на такой остановке — махни рукой нужному автобусу. На остановках автобусы часто наклоняются вправо, если есть человек на коляске — водитель выходит, открывает трап и помогает заехать. Внутри есть специальные площадки, оборудованные ремнями безопасности. Велосипеды и багаж перевозятся бесплатно, это хороший бонус к дорогому проезду. Мое мнение — транспорт в Варшаве стоит своих денег.

А Польша в целом начала оправдывать мои ожидания. Спасибо ей, что приняла и не отвернулась. Приехав в неизвестность со 150-ю долларами в кармане , через полтора месяца я уже вез домой первые подарки и наивно верил, что все в шоколаде. А на Европу надвигался кризис…

Костелы в Польше повсюду

Костелы в Польше повсюду

О том, как живут простые поляки, как быстро найти работу, снять жилье и чем еще можно заняться в Польше, читайте в следующей статье.