Снова в путь: из Таиланда в Черногорию

В своем первом рассказе, я описала наш переезд из Красноярского края в Таиланд. Первые три месяца мы купались в море, наслаждались красивыми пейзажами и прекрасным климатом. А потом наступила обычная будничная жизнь.

Нужно было учиться в языковой школе, чтобы продлять учебную визу. Мужу нужно было работать, чтобы нам было на что жить. Как я уже писала, работал он удаленно. Ездить в магазины за продуктами, находить занятия для сыновей, а им на тот момент было всего 5 лет.

С марта по август были самые жаркие месяцы, весь день приходилось отсиживаться дома около кондиционера, и только вечером можно было выйти на улицу. Темнеет в Таиланде очень рано, в 6 часов зимой и в 7 часов летом. А по джунглям особо в темноте не погуляешь. Да и вообще, на Самуи почти негде гулять, там все ездят на машинах или байках. Так как нет пешеходных зон.

Но главным в нашем решении переехать из Таиланда, было то, что наша учебная виза подходила к концу. Конечно, можно было продлить ее еще на один год, но мы приняли решение пожить еще где-нибудь. Только вот где?

Наверное, совсем не случайно моему мужу по работе предложили приехать в Сербию.

Я стала изучать в интернете эту страну и пришла к выводу, что она не особо отличается от Красноярского края. Конечно, климат чуть-чуть мягче, но тоже есть зима, снег и нет моря. И вот, читая про Сербию, я наткнулась на Черногорию. Это небольшая страна, о которой я раньше и не слышала. Чем больше я о ней читала, тем больше она мне нравилась. На семейном совете я рассказала своим все, что узнала о Черногории, и решено было туда переезжать.

Перед тем, как уехать нам предстояло решить несколько организационных вопросов. Продать машину и мотоцикл, а так же накопившиеся за год вещи, которые мы не собирались везти с собой. Мотоцикл и вещи нам удалось продать довольно быстро, а вот продажа машины затянулась. В итоге, пришлось сильно скинуть цену, так как уже была намечена дата отъезда.

Еще перед отъездом, мы определились с видом легализации в Черногории. Бизнес-эмиграция, открытие фирмы с уставным капиталом 1 евро. О том, как мы это сделали чуть позже. Только скажу, что я вычитала в интернете, что с 1 апреля 2015 года в Черногории вступал в силу измененный закон о иностранцах, в котором прописаны новые правила получения ВНЖ. Поэтому мы решили приехать до вступления в силу этого закона, чтобы получить ВНЖ по старым правилам. И наш отъезд был намечен на 5 декабря 2014 года.

Билеты куплены, вещи упакованы, с Самуи в Бангкок мы добрались на автобусе, и вот мы уже в аэропорту Суварнабхуми. Маршрут у нас был такой, Бангкок — Цюрих — Белград (Сербия).

На этапе Бангкок — Цюрих, нас ждало большое приключение. Здесь я его описывать не буду, слишком много получится букв, но если кому-то интересно, я веду свой блог и могу в личном сообщении кинуть на него ссылку, там все описано. Скажу только, что улететь в тот же день нам не удалось, пришлось поменять билеты на следующий день.

Летели швейцарской авиакомпанией двенадцать часов. Когда улетали, в Бангкоке было +30, прилетели в Цюрихе, а там −2.

В Цюрихе были транзитом, поэтому нам не нужна была виза. Аэропорт не покидали. Следующий рейс был только через 12 часов, поэтому мы ночевали в гостинице для транзитных пассажиров. Это удовольствие обошлось нам в 150 евро.

С Цюриха до Белграда летели меньше часа. Сербия встретила нас дождем при температуре +6 и серыми пейзажами.

Дождливые улицы Белграда

В Белграде мы остановились на три дня, посмотрели крепость Калемегдан, не попали в музей Теслы, побродили под дождем по старому городу. Купили билеты на поезд Белград — Бар и вечером 9 января поехали в Черногорию.

Крепость Калемегдан

Так обозначаются пешеходные зоны в Белграде

Поезда у них тот еще шедевр. В спальном купе три полки и все они по одной стороне. Нижняя широкая и удобная, а дальше идет на уменьшение. А самая верхняя — маленькая и неудобная. Чай в поезде не разносят, там совсем нет титана. Зато в купе есть раковина и отделение под мусор, все это замаскировано под небольшим столом.

Поезд Белград-Бар

От Белграда до Бара ехать ночь, два раза заходили таможенники, сначала сербские, потом черногорские. Рано утром мы уже были на побережье Черногории. Еще из поезда мы заметили смену климатического пояса, за окнами проносились пальмы, апельсиновые деревья, кипарисы. Небо было ярко-голубым, без единого облачка, а в дали, сверкало море.

Бар, Черногория

Бар, где мы сейчас живем, это небольшой городок на побережье. В отличие от Будвы, он не очень курортный, потому что здесь не много отелей. Бар, находится на равнине, с одной стороны окружен горами, с другой морем. Это один из немногих городов побережья, в котором зимой продолжается жизнь.

Декабрь в Черногории, Бар. Снег только в горах.

Декабрь в Черногории, Бар. Снег только в горах

Через букинг я забронировала на два дня апартаменты, чтобы по приезду спокойно подыскать жилье на длительный период. В декабре сезон в Черногории уже закончился, но было тепло, +20. В море конечно уже купаться было нельзя, холодное.

Адриатическое море в декабре.

Адриатическое море в декабре

Зато можно было гулять по набережной, на которой много детских площадок и кафе.

Одна из детский площадок Бара

Набережная Бара

В Черногории есть три способа найти жилье:

1. Купить газету, в которой напечатаны объявления, причем там нет агентств, только собственники. Но, языка мы еще не знали, поэтому не читать, не говорить на черногорском не могли.
  2. Расклеить объявления рядом с понравившимся районом. По первой же причине, отпадает.
  3. Через агентство, правда, придется заплатить агентам 50% стоимости месячной аренды.

Мы выбрали третий способ и через два дня заселились в квартиру на первом этаже дома. Квартира просторная: две спальни, два санузла, кухня, совмещенная с гостиной. Правда не было балкона и отопления в доме. Центральное отопление вообще редкость в Черногории, зимой отапливаются кондиционерами, обогревателями или дровяными печками. У нас был кондиционер и обогреватель. Стоимость 300 евро в месяц.

Зима в Черногории не холодная, но влажная и ветреная. Если дом построен не правильно, без вытяжки, с тонкими стенами, то в доме холодно и на стенах плесень. Такие дома некоторые умельцы строят, чтобы сдавать летом, но, не стесняясь, сдают их зимой, как капитальные. Я заметила, что если хозяин сам живет в этом доме, то дом хороший и плесени не будет. И вообще хорошо, если есть дровяная печь.

В нашем первом доме хозяин не жил, дом был холодный и с плесенью, хоть мы и проветривали постоянно. В конце лета переехали в другой дом, ближе к школе, так как наши мальчишки пошли в первый класс. Дом уютный, теплый, с балконом и трассой с виноградом и здесь живет хозяин. Стоимость 220 евро в месяц.

Наш новый дом, приятно отдыхать под виноградом.

Наш новый дом, приятно отдыхать под виноградом

Сразу по приезду, подали документы на открытие фирмы, чтобы получить ВНЖ. Документы делали через посредника, все из-за незнания языка. За месяц открыли фирму, потом еще месяц ушел на то, чтобы муж получил ВНЖ, как директор фирмы. И после этого подали на ВНЖ по воссоединению семьи. Вот правда дочь пришлось устраивать на работу, потому что, ей уже есть 18. За ведение фирмы платим черногорскому бухгалтеру 50 евро в месяц и 60 евро налоги.

Мы успели получить ВНЖ по старым законам, теперь немного все усложнилось, требуют больше справок и подтверждение платежеспособности. Когда мы приехали, было достаточно открыть счет на 300 евро, а теперь на 3650 евро.

Цены на жилье здесь ниже, чем в Таиланде и России, но дорогая электроэнергия и бензин. Продукты качественные, цены в среднем ниже, чем в России. Мясо свинины от 2,90 евро, молоко 1 литр от 0,56 евро, сыр от 3,49 евро, фрукты и овощи по сезону.

С мая по август в Черногории наплыв туристов, поэтому повышаются цены на аренду жилья.

Образование бесплатное, и пока в школе нет никаких поборов. В этом году первоклассникам община предоставила учебники бесплатно. Остальные классы сами покупают учебники. Но программа одинаковая, поэтому можно приобрести б/у.

Медицина в Черногории не очень, да мы и не болеть приехали. Когда открывали боравки (ВНЖ), оформляли на месяц страховку, а теперь у нас есть здравстенные книжки, можем лечиться бесплатно.

Святой Стефан

На данный момент, мы уже в Черногории 10 месяцев, и собираемся продлять боравки еще на год. Черногорцы близки нам по менталитету, их язык похож на русский, конечно и здесь есть свои недостатки, но где их нет.

Старый Бар.

Старый Бар

Сейчас нам здесь нравится, мягкий климат, на побережье снега нет и всегда плюсовая температура. Море, горы, интересные достопримечательности, много фруктов и овощей.

Но самое главное, черногорцы очень любят детей, здесь безопасно, детей спокойно отпускают одних в школу и гулять на площадки. Можно без всяких последствий бродить по городу вечером и ночью.