Едем на запад: из Сибири в Калининград

Всем доброго времени суток! Хочу поделиться с вами своей историей переезда из сибирской глубинки на самый западный край страны — в Калининград. В своё время этот сайт очень помог мне с решением некоторых вопросов, связанных с переездом. Куда переезжать? Какой город выбрать? Что там с климатом, работой, экономикой, инфраструктурой? Как обстоят дела с экологией? Как готовиться к переезду, как отправить на новое место жительства всё нажитое непосильным трудом? =) И так далее, вопросов было много, ведь раньше переезжать так далеко не приходилось.

Подготовка к переезду

Проще всего было определиться с решением вопроса «Зачем переезжать?». Мы с семьёй — я, моя жена и полуторагодовалый ребенок — жили в городе Берёзовском Кемеровской области. Там я родился и вырос. Городок небольшой, на 40 тысяч жителей, в котором нет практически ничего, даже нормального кинотеатра. На работу, в кино, в театр и даже в нормальные магазины приходилось ездить в Кемерово. Путь до работы и обратно у меня выходил ровно в сто километров. О плачевном состоянии дорог, плохой уборке снега, которого в Сибири каждую зиму немало — и говорить нечего. Хотелось перемены климата, хорошей экологии и развитой инфраструктуры. Мысль о переезде зрела давно, но в реальность его осуществления как-то не верилось.

Дорога к нашему дому в Сибири

Дорога к нашему дому в Сибири

Конечно, была возможность переезда в сам г. Кемерово. Но, честно говоря, я не люблю этот город. Для меня он какой-то депрессивный и серый, без своей изюминки, без богатой истории и без души. Жил там почти 5 лет во время учебы в вузе, да и на работу мотался туда постоянно. Желания осесть там не возникло никакого.

Изначально я присматривался к двум городам — Ставрополю и Калининграду. Изучал информацию в Интернете, читал форумы. В первом городе мне больше нравился климат, во втором — близость к Европе. Переезд моего брата с семьей в Калининград решил вопрос в его пользу. Всё-таки проще, когда на новом месте есть родня.

И всё же переехать в никуда, где нет ни жилья, ни работы, к тому же с маленьким ребенком, я бы не решился. Однако мне повезло с переводом, так как в Калининграде открывался магазин торговой сети, в которой я тружусь. Правда, ждать перевода пришлось довольно долго — почти год. Но оно того стоило; к тому же, за это время необходимо было решить множество других вопросов.

За полгода до намеченной даты переезда я подал объявление на соответствующие сайты о продаже квартиры. Помимо этого, обратился в риелторские конторы. Но сразу скажу, что толку от них не было. Всё, что они сделали — это разместили объявления на тех же сайтах, причем с довольно-таки кривыми фотографиями, да один раз привели потенциальных покупателей на осмотр. В итоге квартиру продали сами, всего за несколько дней до даты переезда. Моя «двушка» улучшенной планировки 52 кв. м. ушла всего за 1 150 000 рублей, и то только потому, что у покупательницы в этом доме жила мама. Остальные предлагали и того меньше, до миллиона рублей. Вот такие низкие цены на жильё в сибирской глубинке)).

Также мучили вопросы о перевозе вещей и автомобиля. Шенгенской визы у меня не было, как и опыта поездок на столь дальние расстояния за рулем. Поэтому было решено отправить машину автовозом. Нашел местную фирму, которая занималась подобными перевозками, и сдал им авто за неделю до отъезда. Обошелся перевоз моего праворульного универсала в 45 тыс. рублей.

Решение везти автомобиль с правым рулем в самый западный регион страны может показаться странным. Но, изучив калининградский авторынок на соответствующих сайтах, я пришел к неутешительному выводу: продав свою машину в Сибири, я не смогу за эти деньги приобрести аналогичный по качеству и году выпуска вариант в Калининградской области. А дешевая лавочка с покупкой авто за границей и растаможкой его только на область, как мне объяснили, уже прикрылась. Да и визы не было, а машина была нужна по приезду.

Сразу скажу, что автомобиль доехал нормально. Прибыл слегка запылённым, но в том же состоянии, в котором я сдал его перевозчику. Чего не скажешь о вещах… По всей вероятности, я сделал неправильный выбор транспортной компании: «ПЭК» моих надежд не оправдала абсолютно. Много вещей было побито и сломано, на бытовой технике появились вмятины, картонные коробки с вещами грубо рвались для изучения содержимого, повреждая это самое содержимое, и так далее. И это при заказе и оплате дополнительной обрешетки… В итоге по страховке мне выплатили 16 тыс. рублей, что меньше реальной суммы ущерба, но хоть что-то. Обошлась эта перевозка в 52 тысячи. В общем, эту ТК никому не рекомендую.

Сами же мы ранним утром 20 апреля 2017 года вылетели из аэропорта г. Кемерово в Калининград через Москву. О перелете особо сказать нечего, всё как обычно. Калининградский аэропорт Храброво чуть лучше, чем кемеровский, но ненамного. Правда, в нём идет реконструкция, и вскоре он должен стать красивее и современнее — один обновленный терминал, как я слышал, совсем недавно сдали.

Впечатления о городе

Ну а теперь — о самом Калининграде. Как бы избито не звучала эта фраза, но Калининград — это и впрямь «город контрастов». Здесь на одной улице можно увидеть современную многоэтажку, шикарный отреставрированный немецкий особняк, старинную кирху в готическом стиле, и буквально через дорогу — серую облупленную «хрущевку». Старых немецких домов, находящихся в плачевном состоянии, тоже хватает. Но они, в отличие от советских панельных многоэтажек, всё же создают особую атмосферу и придают городу ни с чем не сравнимый (в нашей стране) колорит.

Старое здание

К сожалению, за многими памятниками архитектуры никто не ухаживает

Дороги в Калининграде нормальные. В области, как ни странно, тоже. Не идеальные, конечно, но пойдет. Удивило то, что кладутся они буквально километрами — ямочный ремонт здесь мы увидели только во дворах. В нашем же родном городке о таком и мечтать было нельзя — нароют ям на центральной дороге в начале лета, и ездишь как по минному полю, пока ближе к осени их не заасфальтируют. Дорога в итоге как лоскутное одеяло, причем очень неровное. В Калининграде не так, разве что местами (например, ямочным ремонтом грешит дорога на ул. Литовский Вал).

С другой стороны, в центре города и на периферийных улочках немало брусчатки. Ей подвеска автомобиля не рада абсолютно, но что поделать — что есть, то есть. Зато, опять же, выглядит очень аутентично.

Пробки в Калининграде не редкость, так как автотранспорта очень много. ОЧЕНЬ. Мне по моему кузбасскому опыту вождения всё время кажется, что пробка неспроста: вот-вот впереди увидим серьезную аварию. Но ничего подобного, никакой аварии обычно нет. Просто дороги не справляются с таким потоком транспорта. Пробки бывают как на узких двухполосных дорогах типа ул. Горького, так и на широких шестиполосных — например, на Московском проспекте. Местные пробки отмечают даже мои коллеги, переехавшие в Калининград из Питера и Москвы. Но, в отличие от этих мегаполисов, где в пробке можно встать колом, здесь чаще всего медленно, но едешь. Со скоростью 5 км\ч. Я иногда трачу на путь в 4 километра больше часа.

На дорогах можно увидеть как новенький Porsche Cayman, так и тридцатилетний рыдван с ржавыми дырами размером с кулак. Действительно, ржавого европейского автохлама на удивление много. Глядя на него, постоянно задаешься вопросом: «Как оно до сих пор ездит?!» Но — ездит, и занимает места на парковке во дворах. С ними тоже серьезная проблема: машин много, мест — очень мало. Поэтому паркуются кто во что горазд: на тротуарах, на газонах, где угодно. В Сибири с этим тоже напряжёнка, но такой наглой парковки, чтобы авто занимало весь тротуар для пешеходов, я не видел. А здесь — в каждом дворе. А вот представителей отечественного автопрома совсем мало. В основном это «Нивы 4×4», ценимые любителями бездорожья.

Общественный транспорт. С ним всё относительно неплохо. Мы им пользуемся нечасто, но иногда ездим в центр, когда лень садиться за руль или не хочется платить за парковку. Автобусы в основном новые, с электронными табло и объявлением остановок. Даже опускаются со стороны двери на пневме, чтобы с коляской удобнее заходить было. Но есть и более старые. Маршрутки представляют собой микроавтобусы западных марок, обычных газелек и пазиков я здесь не встречал. Не всегда они новые, но более-менее приличные. Троллейбусы тоже новые, а вот трамваи в основном уже видавшие виды.

В общем, вспоминаю ситуацию с общественным транспортом в своем родном городе как страшный сон: там в своё время мне приходилось стоять на тридцатиградусном морозе по 40 минут в ожидании маршрутки. И это практически в центре города! А когда она приходила, начинался натуральный бой за возможность туда залезть, так как люди из неё буквально вываливались наружу и не было возможности закрыть двери. Только по этой причине и купил свою первую машину.

Голова робота

Ну куда же без «Головы Робота!» Своеобразная достопримечательность Калининграда

Рабочие места, зарплаты и цены. В этой сфере всё не так радужно, как хотелось бы. Вакансии есть, но в основном низкооплачиваемые. Работу с достойной зарплатой придется поискать, и довольно-таки долго. Мне этого удалось избежать из-за перевода по работе, а вот моя жена столкнулась с рынком труда Калининграда на личном опыте. Около четырех месяцев она искала работу, ходила в различные банки (она банковский сотрудник с хорошим опытом), но ничего достойного найти не могла. В итоге устроилась, но не в такой банк, в какой хотелось бы, так что поиски продолжаются.

Пообщавшись с теми, кто здесь живёт уже продолжительное время, я сделал следующие выводы: низкой в Калининграде считается зарплата от прожиточного минимума до 15-20 тысяч рублей; нормальной – от 20 до 30 тысяч рублей; от 30 до 40 тысяч – это уже очень хорошая зарплата, которой можно позавидовать; всё, что выше 40 тысяч – это просто супер-зарплата. В Кемеровской области цифры были похожими, но чуть повыше. Да и в целом с поиском работы в столице Кузбасса такой напряженной ситуации нет – видимо, сказывается тот факт, что в Калининград люди со всей страны приезжают, а из Кемеровской области – уезжают. Не зря этот регион — один из лидеров по оттоку населения в стране.

Что касается цен на продукты питания, бытовую химию и одежду – они однозначно выше, чем в Сибири, да и в целом по России. Процентов на 20-30. Небольшим исключением являются продукты местного производства – например, молоко стоит дешевле, чем в Кузбассе. Да и вкуснее местная молочка, чем рекламируемые крупные бренды. А в остальном, такой уровень цен я видел только на Дальнем Востоке, в Хабаровске. В других городах, где я успел за прошлый год побывать по работе (Новосибирск, Тюмень, Ярославль, Санкт-Петербург) цены в магазинах ниже калининградских. Это особенно хорошо чувствуется, когда понимаешь, что тридцатипроцентной региональной прибавки к окладу в этой области тоже нет.

Как нет здесь и большинства привычных крупных торговых сетей. Казалось бы, что в этом такого, есть же другие – «Spar» и «Виктория», к примеру. Но тем не менее, каких-нибудь «Ленты», «Магнита» или «Ашана» с их богатейшим ассортиментом и низкими ценами здесь очень не хватает.

Многие ездят за продуктами в Польшу: они там дешевле и зачастую вкуснее, чем отечественные. Но для этого придется не один час постоять на границе, да и санкционные товары могут завернуть. Хотя это редкость. Но всё равно колбасы и мясо все стараются припрятать на самое дно сумки.

На здешнем форуме я столкнулся с возражениями: мол, не всё так страшно, и цены в Калининграде ниже тех же питерских. Ну, это смотря на что. У каждой семьи своя «продуктовая корзина», и то, что покупаем мы, здесь явно дороже. Аналогичного мнения придерживаются и мои коллеги из Санкт-Петербурга и других городов, приезжающие к нам в командировки.

Стоимость коммунальных услуг тоже высокая. Таких цен не было даже в Сибири, где зима куда суровее, а отопительный сезон гораздо длиннее. Видимо, так получается потому, что в Кузбассе все котельные работают на дешевом угле, а в Калининградской области – на более дорогом газе. Другого объяснения для себя я придумать не смог. Кроме того, весной здесь отопление выключают рано, а осенью включают поздно, и дома в это время становится очень холодно и сыро.

Жильё и районы города

Решил объединить эти две сферы в один раздел, так как городские районы переезжающего интересуют исключительно в плане приобретения жилья.

Нашей семье повезло, и мы приехали не на пустое место — квартиру нам уже сняла жена моего брата, они на тот момент жили в Калининграде около года. За что ей огромное спасибо! В среднем стоимость съема двухкомнатной квартиры не в центре — около пятнадцати тысяч рублей. Так что эти пять месяцев мы снимали жильё, но параллельно пересмотрели кучу вариантов приобретения квартиры, объездили множество новостроек.

На мой взгляд, приобретать квартиру на вторичном рынке жилья Калининграда нет никакого смысла. И основная причина этого — стоимость коммунальных услуг в целом и отопления в частности, о чем я уже говорил выше. Если мои соседи за двухкомнатную квартиру с центральным отоплением зимой платили по 6-7 тысяч в месяц, то коллеги по работе в квартирах с автономным отоплением отдавали лишь 2500-3500 рублей, а то и меньше при одинаковых квадратах. Вторая причина — дворы советских многоэтажек абсолютно не приспособлены к такому количеству машин. В новостройках есть подземные парковки, да и количество «гостевых» парковок должно соответствовать современным нормативам. Это тоже не решает проблему полностью, но всё же лучше, чем ничего. Ну и детские игровые площадки в старых домах также либо отсутствуют, либо оставляют желать лучшего. Да и вообще, дворы в новостройках выглядят более ухоженно и современно, нет этих бабушкиных «колхозных» клумб и палисадников, которые во дворах советских домов здесь сплошь и рядом.

Пройдемся по районам. Я не претендую на стопроцентную достоверность в этом вопросе, ведь я не коренной житель. Поэтому просто привожу ту информацию, которую за это время выяснил для себя. Весь Калининград официально делится на три больших района: Ленинградский (север и северо-восток), Центральный (центр и запад) и Московский (юг). А эти районы уже делятся на официальные микрорайоны и неофициальные «райончики».

Ленинградский район очень большой, и условия проживания будут кардинально меняться от конкретно выбранного Вами места. Из его «райончиков» мне наиболее симпатичны Сельма и Северная Гора. Первый достаточно продвинутый, со всей инфраструктурой (детские сады, школы, магазины, торговые центры, большой спорткомплекс и т. д.), но более шумный и с определенным количеством нелюбимых мной советских многоэтажек (в одной из которых мы сейчас и снимаем квартиру). Здесь относительно высокие цены на жильё (более 45 тыс. руб. за кв. м.), причем оно не всегда того качества, какого хотелось бы. Второй — более зеленый и спокойный, значительную его часть занимает частный сектор. Но с инфраструктурой там немного похуже.

Сельма

И такие картины тоже типичны для Калининграда. Это не задворки, а почти самый центр крупного спального района

Васильково и Малое Исаково я для себя рассматривать не стал: далековато от центра, есть проблемы с водой (желтая, с болотным запахом) и транспортной доступностью; в общем, не наш вариант. Неплох район улиц Артиллерийская и Орудийная, там много современных новостроек, есть вся инфраструктура, но и пробки — не редкость, так как дороги в основном узкие. Стоимость жилья, на мой взгляд, в этом районе несколько завышена.

Нельзя не упомянуть и о районе улицы Аксакова (ЖК «Восток») — в этом месте одни из самых низких цен на квадратные метры в новостройках: в основном они ниже 40 тыс. руб. за кв. м. Смотрели там квартиру, качество неплохое. Проблема в том, что застройка в этом месте очень плотная, и дома с рекордным количеством квартир продолжают строиться. В итоге на относительно небольшой площади образуется перенаселенный муравейник, который калининградцы уже называют «гетто». Зеленых насаждений в данный момент там практически нет, наземных парковок очень мало, а подземные, как и везде, стоят недёшево. Кстати, подземными парковками в Калининграде мало кто пользуется, как нам рассказал менеджер застройщика. Предпочитают бесплатно ставить машины на газон или тротуар — всё равно за это никто не накажет. Также здесь лишь один детский сад на всех, и ни одной школы. Её планируют начать строить в ближайшее время, но мест в ней всё равно на всех не хватит. Проехать к саду проблематично, как и к самим домам: дороги очень узкие, два автомобиля разъезжаются с трудом. А ведь многие ещё и прямо на дороге машины оставляют. Да и само качество дорог оставляет желать лучшего. Но низкая цена (по акциям от застройщика можно и за 35 тыс. руб. кв. м. урвать!) при хорошем качестве жилья подкупают.

Очень хорош для проживания район возле Верхнего озера. Но нам, как и большинству приезжих, он оказался не по карману.

Верхнее озеро и элитная недвижимость рядом

Верхнее озеро и элитная недвижимость рядом

Вид на город и Верхнее озеро с колеса обозрения. Ленинградский район

Вид на город и Верхнее озеро с колеса обозрения. Ленинградский район

Центральный район. Именно здесь находится элитная недвижимость, цены на которую тоже элитные. Как и в любом другом городе, стоимость жилья в центре весьма высока. Хотя есть в Центральном районе места, где можно приобрести квартиру по приемлемой стоимости. Например, ЖК «Феникс». Но преимуществ центра у таких местечек уже нет. Либо можно взять квартиру в старом доме, но в этом случае придется больше платить за коммунальные услуги.

Отдельно стоит упомянуть о квартирах в старых немецких домах, которые продаются порой по весьма привлекательным ценам, и в некоторых из них даже есть автономное отопление. Главный минус здесь очевиден: от построенного 80 лет назад дома ничего хорошего ждать не приходится. Старые обшарпанные стены, утеплитель в которых давно сгнил или рассыпался, скрипучие деревянные лестницы в подъездах, протекающие крыши, сырость, ветхая проводка и коммуникации… для себя покупку жилья в «крепком немецком доме», как зачастую пишут в объявлениях, даже не рассматривали.

Московский район. Располагается в южной части города, за рекой Преголя. Часть этого района ранее имела другое название, которое неофициально используется до сих пор — «Балтрайон». У большинства местных он стойко ассоциируется с беспределом, алкашами, наркотой, гопотой и прочим соответствующим контингентом. Примерно, как Кировский район в Кемерово)) Есть даже местная фраза: «Чем южнее, тем быдлее». Впрочем, скорее всего, это пережитки девяностых, и сейчас там всё отнюдь не так страшно. Большой спальный район, в котором хватает и школ, и детских садов, и магазинов. Новые жилые комплексы в нём также имеются. Мы не рассматривали этот район для приобретения жилья в основном потому, что нам было бы далеко добираться до работы и детского сада, да и до родственников тоже. Особенно, учитывая пробки на выезде и въезде. На местном форуме мнения жителей о районе расходятся: кто-то категорически против жизни в Московском районе, а кто-то живёт и ему нравится. В общем, район на любителя. Если будете выбирать место жительства в Калининграде, то нужно хорошенько там осмотреться. Как и везде, впрочем.

Площадь Калинина

Калинин, конечно, не Владимир Ильич. Но тоже, видимо, был дядька не промах. Назначение зеленых ящиков для меня — загадка

Что ещё меня удивило, так это тот факт, что менеджеры застройщиков и подрядчиков, абсолютно не смущаясь, просят часть денег за квартиру в конверте, без отражения в документах и без расписок. Открыто заявляя, что таким способом они уходят от налогов. Такая ситуация возникает в случае, если дом уже сдан и квартиру приходится брать по переуступке права требования. Мы в «серых» схемах участвовать не желаем, поэтому отказались от двух понравившихся нам вариантов на Сельме и Северной Горе. Для нас принципиально, чтобы в договоре была прописана вся сумма полностью. Обязательно оговаривайте этот момент с представителем застройщика или риелтором заранее.

Отдых и развлечения

Конечно, это не Москва, но сходить в Калининграде всегда есть куда. Множество кафешек и ресторанов, кинотеатры (есть даже IMAX, которого в Кемерово очень не хватает), театр, зоопарк, различные музеи и выставки. Очень часто проходят мероприятия местного значения, такие, как «День Шоколада», «Праздник хлеба и молока», фестиваль уличной еды «Street Food Weekend» на острове Канта. Или недавний велопробег до Зеленоградска и обратно «Тур де Кранц», в котором участвовали тысячи велосипедистов. Есть подобные праздники и в области — в том же Зеленоградске в сентябре проходит мировой чемпионат фейерверков, и небо раскрашивается разноцветными салютами каждую субботу. В общем, скучать не придётся.

Рыбная деревня в День Шоколада

Рыбная деревня в День Шоколада

Для прогулок отлично подойдут приморские городки: Светлогорск, Пионерский или Янтарный, а также уже упомянутый выше Зеленоградск. Гулять по променаду и любоваться морем, дышать чистым балтийским воздухом — что может быть приятнее! Добраться до большинства из них на машине можно примерно за час, а иногда и быстрее — это зависит от дорожной ситуации. А ведь есть ещё и чудеснейший заповедник Куршская Коса, передвигаться по которому я советую с загруженным в телефон одноименным приложением. Так Вы узнаете много интересного и посетите разные туристические маршруты.

Детская инфраструктура

С этим наблюдаются трудности. В детский сад попасть очень непросто, гораздо сложнее, чем у нас на родине. Мы по приезду встали в очередь — и оказались на двенадцать тысяч восемьсот пятьдесят девятом месте в общей очереди, и более чем на трехтысячном — в конкретный сад. Впрочем, решить эту проблему можно, оказав саду спонсорскую помощь (вполне официально). Но такое решение подходит лишь для обладателей туго набитого кошелька.

Детей в городе вообще очень много, это отлично заметно на улице в хорошую погоду, когда гуляет очень много мамочек с колясками и родителей с детьми постарше. А лучше всего это ощущается во дворе детской поликлиники на Сельме. Два парковочных навеса для колясок с утра прямо-таки забиты, приткнуть свою зачастую уже некуда. Такого в Сибири я не видел.

Со школами проблема стоит не так остро, как с детскими садами, но тоже имеется. Попасть в нужную вам школу бесплатно также может оказаться проблематично, особенно, если она не относится к вашей прописке. Да и в этом случае придется побороться, так как места в лучших гимназиях (например, в 40-ой) уже «раскуплены». Но добиться принятия ребенка в школу всё же можно, если пойти на конфликт и обращаться в вышестоящие инстанции — знаю конкретный пример своей землячки из Кемерово, также переехавшей сюда недавно.

Ну и, наконец, климат

Рассматривая Калининград в качестве места для переезда, нужно понимать, что это не юг, и особого тепла лучше не ждать. По крайней мере летом — оно явно холоднее, чем в Сибири. Но зато более долгое. Одной-двух недель жары за тридцать, к которым мы привыкли, немного не хватает. Весна в этом году также выдалась холодной, тепло стало только во второй половине мая, но по утверждениям местных, это аномалия. Обычно теплеет раньше. Зиму мы своими глазами еще не видели, но представляем по рассказам, что нас ждет. Думаю, мне она понравится больше, чем сибирские вьюги, морозы и сугробы.

До переезда в Калининград я считал мифом повышенную влажность этого региона. Действительно, особой разницы в этом плане мы не замечали до наступления сентября. Когда температура воздуха за окном опустилась до 10-15 градусов, в квартире стало очень сыро. Вещи на сушилке не сохнут по двое суток, полотенца тоже постоянно мокрые. Окна с утра всегда запотевшие. Такого в Сибири однозначно не было. Проветривание помещения никак не помогает. Наверное, ситуация изменится, когда дадут отопление. Можно было бы подумать, что это — проблема вентиляции конкретного дома или квартиры. Но нет, у родственников в других домах на других этажах (мы живем на 9 из 10) та же история. Коллеги, переехавшие из других городов, тоже постоянно на это жалуются. На момент написания статьи в моем родном городе влажность воздуха составляет 54%. В Калининграде 69%. Видимо, эта разница всё же ощущается.

Тем, кто надеется, что здесь болеть простудными заболеваниями придется реже, чем в Сибири или на Дальнем Востоке, придётся разочароваться. Сейчас конец сентября, и болеет очень много народу. И мимо нашей семьи зараза не прошла, к сожалению. Так что разницы нет: как в Сибири болели ОРЗ, так и тут.

Не совсем про климат, но кому-то может показаться немаловажным: в Калининграде абсолютно нет жутко надоедливой и вездесущей сибирской мошки. С содроганием вспоминаю, как всё лето по утрам мне приходилось ждать шахтовый автобус, отмахиваясь от туч этих кусучих мелких тварей. Кусаются они больно, да и шишка на месте укуса остается огромная. А вот комары здесь есть, но менее злые, и их не так много. Зато клещей не меньше, и энцефалитных среди них хватает. Поэтому на природе нужно быть осторожным, и пользоваться репеллентами, как и в Сибири.

Также нужно понимать, что море здесь действительно холодное. Мы ездили отдыхать на побережье несколько раз за лето, и купался я как минимум трижды. Но заплыть решился только один раз из трех, в остальное время вода была некомфортна для плавания. Впрочем, купающихся я видел постоянно, народ плещется в ледяной воде, как заправские моржи)) Может, пожив здесь подольше, и мы привыкнем купаться в воде с температурой 14-16 градусов.

Доехать до моря в сезон можно примерно за один час, если выехать пораньше и успеть проскочить до пробок. Главное не забывать, что и назад тоже лучше выехать раньше — в обратную сторону пробка будет не меньше, в ней можно и три часа проторчать. Но это всё мелочи, иметь под боком море всё же чертовски приятно!

Балтийское море в Янтарном

Холодное, но красивое Балтийское море

Люди и отношение к приезжим

Кто бы что ни говорил, а люди в Калининграде всё те же, что и в остальной России. Пожалуй, чуть менее мрачные, чем в Сибири. Ещё я заметил здесь одну черту, свойственную обычно жителям южных областей: это некоторая непунктуальность и «пониженный градус ответственности», как выразился один местный житель. В основном это проявляется в несоблюдении договоренностей в плане работы и бизнеса. Подрядчик обещает приехать в 12.00, а приезжает в 16.00 — «Ну, так получилось, задержался». Риелтор также может опоздать с ключами от офиса на полчаса. Поставщики вообще не желают заморачиваться с оформлением документов и подписанием договоров — видимо, бизнес идет и так хорошо, и дополнительные продажи им не нужны. Если Вам обещают перезвонить через какое-то время — будьте уверены, перезванивать придется самостоятельно. Всё это здесь в порядке вещей, чему очень удивились мы и мои коллеги, переехавшие сюда из других регионов.

Отношение к приезжим здесь в целом нормальное. Как и вообще к людям. Из автобуса всегда помогут вынести коляску, чего в Сибири мы никогда не видели, в Кузбассе это просто не принято. Выходя из кафе, здесь говорят: «Спасибо!» и «До свидания». С Вами запросто может заговорить незнакомый человек на детской площадке, также пришедший туда со своим ребенком. К этому мы тоже как-то не привыкли.

Да, иногда можно встретить и надменное отношение. Но в основном сами приезжие в этом и виноваты. Видел я на одном местном форуме хамоватое поведение двух дамочек, которые почему-то считают, что раз они приехали сюда с деньгами и покупают здесь жильё, то все вокруг им должны. А сами при этом пишут так безграмотно, что противно читать… Вот по таким экземплярам во многом и складывается мнение о приезжих.

«Коренных» жителей здесь и правда нет, ведь русские стали селиться на этой земле лишь после 1945 года. Что в общем-то никак не мешает родившимся здесь считать себя таковыми. Ну и ладно, пусть считают, если им так комфортнее.

Итог

Возможно, у кого-то сложится впечатление, что мой отзыв о Калининграде излишне негативный. Это не так, мне очень нравится этот город, его особая атмосфера и жители. Просто нужно понимать, что в каждом месте Вы столкнетесь со своими сложностями, и «рая на земле» не бывает. Как не бывает и переездов без трудностей, особенно, если у Вас уже есть дети и большое количество личных вещей. Но все эти трудности преодолимы, было бы желание!

У Калининграда очень много преимуществ: мягкий климат, хорошая экология, близость Европы и моря. Да, он отделен от остальной части страны двумя государствами, что вызывает определенные логистические трудности. Но зато из того же польского Гданьска можно улететь в любую часть света гораздо дешевле, чем из любого аэропорта нашей страны.

В целом, все минусы Калининграда, о которых я говорил выше, для меня перекрываются его плюсами. А вот моей жене больше нравится Кемерово: в нем больше привычных ей крупных торговых сетей, меньше проблем с работой и детскими садами. Предсказать, как дальше сложится судьба, невозможно. И я не могу знать, останемся ли мы здесь навсегда или придется вернуться назад. Но в данное время такого желания у меня не возникает абсолютно, я планирую покупку квартиры и хочу обосноваться в Калининграде. Получится или нет — увидим. К тому же, нам еще только предстоит пережить свою первую зиму в самом западном регионе страны, и проверить её на пресловутую «мягкость». В общем, впереди еще много нового!))