Из Киева — на Урал по программе переселения

Предыстория

Ну, не совсем из Киева, поскольку в 2008 нам надоело дышать автомобильными выхлопами на Броварском шоссе, и мы уехали в Бровары. Теперь нужно было ехать на машине 15 минут до пробки, в которую мы вставали, выехав из дома. Но в Броварах мы ночевали, а жили в Киеве. 🙂

Я — уроженец Урала, переехал к будущей жене, коренной киевлянке, в 2006 году. И пять лет уговаривал её съездить на мою родину, чтобы она хотя бы посмотрела, что такое Урал. В 2013 году уговорил, и три недели мы катались на машине по моим родным краям. А когда переехали границу России и Украины, жена расплакалась: «Хочу жить на Урале!».

Эмоции эмоциями, а конкретно об этом она заговорила через полтора месяца, когда стало ясно, что на Украине готовится переворот. Работа у нас такая, что нам ясно было: я — журналист, парламентский корреспондент, аналитик. Жена — достаточно высокопоставленная сотрудница Верховной Рады. Так что нездоровую суету и деятельность по подготовке к перевороту мы прекрасно видели, но просчитали, что новый Майдан устроят на президентские выборы по старой, классической схеме цветных переворотов.

Переезд

В октябре жена сильно заболела, и до декабря никаких шагов по переезду не предпринимали. А с декабря я пошёл в консульство РФ, чтобы подготовить необходимые документы для участия в программе переселения. Решили, что «главным переселенцем» буду я, как гражданин России (гражданство я не менял, и жил по виду на жительство). Поскольку самые бурные события госпереворота проходили у нас «на голове», то до сдачи документов, которую мы планировали на последние числа февраля 2014 года, дело не дошло. И слава Богу! Поскольку иначе бы нам пришлось ещё три месяца ожидать ответа именно в Киеве.

Мирными обывателями мы не были, мы были стороной конфликта. Я даже умудрился ещё до переворота попасть за свою журналистскую деятельность в расстрельные списки организации «Патриот Украины» (ныне — батальон «Азов» и Гражданский корпус «Азов»). Поэтому 20 февраля, когда в Киеве пропала милиция, нам позвонил друг, связанный с украинскими спецслужбами, и потребовал, чтобы мы в течение часа исчезли из города.

Собрались в течение трёх часов, забили машину до потолка вещами, которые нужно и можно было взять с собой, и выехали. Проезд через блок-посты — это отдельная песня, но к теме не имеет отношения. Ехали не сразу на Урал, а через Донбасс, где надеялись на то, что ещё всё изменится. Но… Увольняться жене пришлось по факсу, а до моего родного Миасса добрались зимними дорогами 27 февраля.

Документы

До Программы переселения любому переезжающему ещё далеко. Первый документ — временная прописка. Именно с этим у многих возникают сложности. Но решаемые. Мы — не показатель, но уже помогли другим переселенцам решить их. Сами же прописались у моих родственников.

Самое сложное — вовсе не временная прописка, а Разрешение на временное пребывание. Его выдачей заведует специальная комиссия, работающая в Челябинске. Нам было проще, поскольку я — гражданин России, и супруге РВП выдали без вопросов. Тем, кто не обладает таким «облегчителем», рекомендую купить патент на работу, и уже после этого заниматься оформлением РВП, поскольку даже подача заявки на него не освобождает от ответственности за нарушения правила «90-180». Т. е. необходимости выехать с территории РФ через 90 суток пребывания. Патент можно продлять до тех пор, пока рассматриваются документы на РВП. После получения Разрешения уже можно подавать документы на Программу переселения.

Ещё проще тем, кто подал документы на Программу в консульствах РФ за рубежом. Можно просто приезжать и селиться.

Не забывайте, что при этом придётся потратить деньги на другие документы:

  • медицинские справки (психиатр, нарколог, отсутствие СПИД и венерических заболеваний)
  • экзамен по владению русским языком (кроме тех, у кого в институтском дипломе есть запись об изучении его, выпускников РОССИЙСКИХ школ или советских школ до 1991 года)
  • все-все-все имеющиеся дипломы и аттестаты, плюс записи в трудовой книжке (даже если не по-русски только печать организации), плюс все странички паспорта (кроме имеющих дублирование на русском языке), плюс свидетельство о рождении (внимание! Это ОЧЕНЬ важный документ!!!)…
  • всевозможные госпошлины.
  • медицинская страховка (покупается при пересечении границы, и за отсутствие положен штраф)

Переезжающим с машиной: оформляйте временный ввоз на год, мало не будет. Хотя потом и можно продлить, но вам нужна лишняя беготня?

О регионе и городах

Как в «Бриллиантовой руке» говорилось, что Стамбул — город контрастов, так и Челябинская область — регион контрастов. Челябинск и Магнитогорск — города крупные, развитые, но экология в них ужасная. Как и в Копейске.

Степная зона — на любителя. Лесо-степная (восточнее линии Касли — Миасс, включая Челябинск и всё к востоку от него) — тоже. Даже этот сайт пугает радиацией, но опасаться её следует лишь в районе, где протекает река Теча. Там, где обведено красным овалом.

Челябинская область

Челябинская область

Не рассчитывайте на переезд в Снежинск, Озёрск и Трёхгорный: это «закрытые атомные» города, хотя и очень развитые, «продвинутые». Из прочих более или менее крупных городов (100 тысяч населения ±) наиболее «продвинуты» Миасс, Златоуст, Сатка, Южноуральск. Именно в таком порядке, хотя по численности населения и, соответственно, возможности трудоустройства, порядок иной. Из них только Южноуральск в степной зоне, остальные в горно-лесной.

На более мелкие города следует ориентироваться, если есть специфические специальности, востребованные в них:

  • Чебаркуль: металлургия, пищевая, швейная промышленность, птицеводство;
  • Кыштым: цветная металлургия, машиностроение;
  • Касли: металлургия, машиностроение;
  • Катав-Ивановск: машиностроение, цементная промышленность;
  • Аша: металлургия;
  • Коркино: добыча угля;
  • Усть-Катав: танковое и трамвайное производство.

Остальные городки небольшие (кроме Троицка) либо депрессивные в сравнении с перечисленными, с работой там будет напряжно.

Миасс

Выбрали мы для постоянного жительства Миасс. И не только из-за того, что это моя родина. Город «живой», промышленность работает. Специализация — машиностроение (ракетостроение, автомобилестроение, металлообработка, производство ТЭНов и изделий с ними, электромоторов, медоборудования, оборудования для пищевой промышленности и т. д., и т. п.), золотодобыча и туризм (в городе и ближайших окрестностях два горнолыжных курорта и десятки баз отдыха, санаториев, профилакториев).

Миасс

Миасс

Население самого города — 150 тысяч, вместе с прилегающими населёнными пунктами — 190 тысяч. Протяжённость от края до края — более 25 километров, ширина редко где превышает 2-3 километра.

Как хорошо видно даже на фотографии с борта самолёта, город чётко делится на три части. Южная (самая дальняя на фото) часть — исторически самая старая. Преимущественно частная застройка, население преимущественно — классический пролетариат и люмпен-пролетариат. Центр построен в годы и после ВОВ. Отделён от Северной части мощной промышленной зоной. Промышленный, административный и деловой центр города. Население — соответствующее.

Миасс

Северная часть — самая молодая, при создании была ориентирована на оборонку (ракетостроение), специалисты привлекались после вузов Москвы, Ленинграда, Харькова, Казани, Челябинска.

Пробок в городе нет. То, что местные нытики называют пробками, на самом деле — тянучки, длиной 200-300 метров в час пик. Транспорт — троллейбусы и маршрутки. Автобусы изжиты, как класс. Стоимость проезда — от 16 до 23 рублей (в зависимости от проезда). Добраться общественным транспортом из крайней северной точки в крайнюю южную — около часа. Транспорт ходит регулярно.

Климат солнечный. Зима (которой до ужаса боятся жители Украины) мягкая. Обычные зимние температуры — от −5 до −15. Обязательно каждую зиму около недели стоят морозы до −20-25 градусов, но за счёт очень сухого воздуха ощущаются, как −15 в Москве и −10 в Киеве. В самые морозные дни опускается ночью до 30-35 градусов, но такое случается не каждый год. Снег выпадает (среднегодовые данные) около 7 ноября, сходит в середине апреля. Деревья распускаются в первых числах мая.

Лето тёплое, но не жаркое: +20-25 градусов, временами доходит до +30. И тоже температура воспринимается иначе, чем на Юге и на Украине: если жена в Киеве в +25 воспринимала это как «не жарко» и норовила на пляже поменять купальник на сухой, то в Миассе спокойно сидит в мокром купальнике и в +18-20. Температура летом +27-30 воспринимается как «сдохнуть можно», хочется бежать в воду.

Воды в Миассе МНОГО! Только в черте города два крупных озера и два больших пруда. Не считая мелких озёр и прудиков. Купаться можно везде, кроме речки Миасс, которая очень мелкая.

Озера близ Миасса

Озера близ Миасса

Специально взял фрагмент с соседним городом Чебаркуль: между Миассом и Чебаркулем (12 км) находится курортная зона, «плотно обжитая» челябинцами.

Впрочем, курортная зона и в самом Миассе неплохая. Озеро Тургояк (примерно 6 на 8 км) называют за чистоту воды «младшим братом Байкала».

Тургояк

Тургояк

Воду из озера можно пить без очистки. Предметы на дне различаются на глубине до 15 метров (максимальна глубина озера — 33 метра).

Вода в озере

За счёт большого объёма и прозрачности воды температура в озере редко прогревается выше 20 градусов. Для любителей воды потеплее есть масса других водоёмов.

Экология отличная. Вредных производств в городе нет, а за счёт того, что роза ветров направлена поперёк города, даже то, что выбрасывают в воздух городские ТЭЦ, работающие на газе, на город не оседает. Граница города с востока вплотную примыкает к границе заповедника, созданного ещё в 1920 году. С запада — шорные леса. Порой — на десятки километров.

Миасс

Самые высокооплачиваемы работники промпредприятий на Государственном ракетном центре (ракеты для подводных лодок), где средняя зарплата сотрудников — 55-57 тысяч рублей. Средняя зарплата по городу — около 27 тысяч. Стоимость аренды квартир (в зависимости от района и отделки) — 5-8 тысяч однокомнатная, 7-10 тысяч двухкомнатная. Далее — исходя из фантазии и жадности хозяев, вплоть до 30-50 тысяч за коттеджи на берегу оз. Тургояк.

Цены в общепите — разнообразные, но преимущественно демократичные (для областных центров) и смешные для столичных жителей.

Несколько гипермаркетов, большой торгово-развлекательный комплекс в центре города. Есть «очаги культуры» ещё советских времён.

Прочие развлечения — горные лыжи (два хорошо оборудованных курорта, один в черте города, другой — рядом с городом), яхты (три яхтклуба на озере Тургояк), туризм (включая экстремальный: квадроциклы по горам, пешие походы, скалолазание), грибы-ягоды, рыбалка.

Рыбалка на озере

О чиновниках и ФМС

Но вернёмся к делам переселенческим.

Названия ведомства изменилось, но сохранилось в молве. Отношение к переселенцам благожелательное. В основном из-за того, что нет ураганного спроса со стороны переселенцев, как в окрестностях Москвы и на юге Европейской части России. Сроки подготовки документов исполняются неукоснительно.

При ФМС существует несколько юридических фирм, которые за небольшую оплату проверят и подготовят весь необходимый пакет документов для оформления статуса. Будь то временная регистрация, патент, РВП, Программа переселения или гражданства. Мы пользовались их услугами и остались довольны. Очень облегчили жизнь при оформлении некоторых видов документов недавно открытые Многофункциональные центры, в которых практически никогда не бывает очередей. Впрочем, как и в ФМС.

В 2014 году мы проходили по самой «длинной» схеме оформления документов, поскольку ещё не существовало различных программ ускорения оформления. Самой большой загвоздкой было физически попасть к инспекторам ФМС в Челябинске из-за того, что они находились на территории УВД (межведомственные разборки). Но уже через месяц их переселили в отдельное помещение, и всё исправилось.

Когда дело дошло до Программы переселения, «главным переселенцем» стала жена: она гражданка Украины, а я — гражданин России, куда мне при этом переселяться, если я УЖЕ дома.

Проблем с оформлением машины не возникло. А после получения женой удостоверения участника Программы «растаможка» машины (кстати, бесплатная) заняла в Челябинске 3 часа, из которых два ушло на поездку в контору, которая должна была предоставить справку о коммерческой стоимости машины для таможни.

Жильё

Первые полгода жили у моего брата в Старом Городе, в южной части Миасса. Надеялись, что в Броварах продастся квартира, и мы купим большой, немного недостроенный дом на берегу городского пруда. Но из-за переворота рынок недвижимости на Украине рухнул, а потом и стало немного не до этого из-за проблем у оставшихся в Киеве родственников. Поэтому сняли квартиру.

Тут уж, граждане-товарищи, как вам повезёт! Первую квартиру, двухкомнатную хрущёбу, сняли в посёлке Динамо у работающей пенсионерки за 6.500 + счётчики (около 1000 рублей). Только позже выяснилось, что она самогонщица со стажем, а её сын повторно «отдыхает» на зоне. Дочь уехала выходить замуж в Египет, и когда собралась рожать, решила это делать в России. Так что нам пришлось менять квартиру.

Вторая квартира — в Северной части города. Переходная между хрущёвкой и брежневкой, 8 тысяч + счётчики. Но понравилась, несмотря на несколько вариантов, именно она. Несмотря на старый ремонт (хотя и сохранившийся аккуратно) и простенькую мебель. Через 2 года хозяйка квартиры заговорила о том, что собирается её продавать, поскольку её дочь, снимающая жильё в Томске, решила купить квартиру. И как раз к тому времени началось «шевеление» с продажей нашей квартиры на Украине. Поговорили с хозяйкой, которая согласилась немного подождать, и через месяц, после продажи броварской квартиры, купили эту самую квартиру. А на разницу в цене сделали ремонт в ванной.

«Бомжевание», как я называю этот период нашей жизни, продлилось без двух недель четыре года. А получение гражданства у жены — год.

Итоги

Меня спрашивать, нравится ли мне после Киева в Миассе, не нужно, поскольку буду необъективен: всё-таки я тут родился. А жена-киевлянка как-то мне заявила: «Мне нужно было объехать всю Европу и Северную Африку, чтобы понять, что место, где мне нравится жить, на Урале».

В 2015 году у нас из-за работы (как и когда-то на Украине, мы живём в интернете, работаем в Москве, а ночуем и отдыхаем в Миассе) возникла возможность перебраться в Подмосковье. Возвращаясь на Урал, объехали с десяток городков Московской области (не в Москву же с её безумными ценами и сумасшедшими условиями жизни ехать!). Даже присмотрели пару вариантов. Но когда добрались по трассе М5 до Челябинской области, супруга мне объявила: «Никуда отсюда уезжать не хочу! Останемся в Миассе!»

Вот так!