Переезд из Кемерова в Томск: сравнение двух сибирских городов
Всем здравствуйте!
Ну что же, вот мой комментарий реального жителя Томска. Все написанное в статье о Томске и в комментариях прочел, очень много букв, если где-то повторюсь — не обессудьте:)
Как многие, я приехал в Томск на учебу и соседнего небольшого городка в Кемеровской области. Почти все почему-то ехали в Томск, а не в Новосибирск, хотя по расстоянию примерно одинаково, поехал и я. Отучился 5 лет в техническом ВУЗе, жил в общежитии на Южной, о городе особо не задумывался. Более того, все что не в Кировском районе предпочитал игнорировать, слышал только от местных торчков, что существуют разного рода «черема» и «кузлы»:)
Долго ли, коротко ли, минула студенческая пора — встал вопрос о трудоустройстве и дальнейшей жизни. Устроился на одно из супер-пупер инновационных псевдо нано предприятий, туда же, где проходил практику. Через годик стало зреть во мне недовольство маленькой зарплатой, однако свалить никуда не удалось — либо за те же гроши, либо не по специальности, квартиры например отделывать. Квартиры отделывать не хотелось, посему я уволился и свалил в Кемерово.
Свалил случайно — будучи в отпуске, приехал к родственникам и разнес 5 резюме по близлежащим конторам (предварительно сделав поиск в 2гисе по словам «Уголь» и «Энерго» 🙂 )— в течение недели позвонили из 4. Золотых гор не обещали, но все же было лучше чем в Томске, по специальности, да и пожить было где в Кемерово. Протянул я там чуть больше года.
Кстати, кто-то вопрошал о сравнении Кемерово с Томском, так вот — Кемерово город рабочий. С соответсвующим населением и менталитетом. Очень много суровых шахтеров, которые пьют всю дорогу в автобусе, пока их везут с шахты. В шахтах работают посменно, поэтому встретить пьяного шахтера удается в любое время суток и в любом месте. После того как шахтер заработает проф. заболевание и оформит бумажку, он обычно просто пьет — делать то особо нечего, ибо здоровья уже реально не осталось ни для чего.
Я не ругаю на чем свет стоит Кемерово, но все же общая атмосфера там значительно разниться с Томской, для меня она оказалась гнетущей — тоже стал пивко потягивать 3−4 раза в неделю 🙂
Кстати об атмосфере, человек непривычный начинает чувствовать приближение к Кемерово по характерному першению в горле примерно за 5 км до городской черты. Это не шутка, к сожалению. Затем начинают слезиться глаза. Не то что бы слезами умываешься, но дискомфорт присутствует. В течении нескольких часов к этому фону «принюхиваешься» и все вроде бы хорошо, пока не произойдет так называемый «выброс». Бывают они не то что бы часто, но и не редко.
Парадоксальная ситуация — больше всех от этого страдает так называемы «центр» — между Весенней и Кирова. Единственный район (не считая Ясной или Лесный поляны, не помню точно) где можно более-менее дышать это «Радуга», она на горе на другом берегу реки. Однако даже там порой невозможно дышать после «качественного» выброса, особенно в безветренную погоду.
Попытки заняться спортом лучше отложить — кружиться голова, трудно дышать и т. д… Естественно распространены различные легочные заболевания и аллергии. Одно радует — на работе выдавали именной противогаз, это сразу вселяло оптимизм 🙂 Начали это делать после техногенной катастрофы, по моему на АЗОТе в каком-то там году, когда почти залили хлором половину города.
Уххх. Как-то больше про Кемерово пока получается — итог таков, отработал я там год и уехал… опять в Томск, как ни парадоксально. Суть лирического отступления — в Томске год не мог найти приличной работы — в Кемерово на расхват в течении недели.
Имея годовой опыт работы в Кемерово удалось более ли менее быстро найти «так себе» работу. В течение последующих нескольких лет менял работу примерно 2 раза в год пока не нашел приличную, здесь же и тружусь уже более 5 лет.
Суть такова, что с улицы почти никого никогда не берут. Не скажу, что устраиваются по блату — нет, просто по рекомендации. По-моему, абсолютно нормальная практика, когда обращаешься к человеку знающему на предмет наличия у него толковых знакомых. Сразу скажу, что работаю в IT. Будь я к примеру токарем высшего разряда, даже не знаю куда бы и пошел.
Верно написано в статье о Томске, что от советских промышленых гигантов мало что осталось. Возможно даже ничего. Однако, пожив в Кемерово, я в промышленный город не особо стремлюсь.
Атмосфера студенчества, креатива и науки царит в Томске. Конечно встречается быдло. Конечно встречаются алкаши, к сожалению, порой, среди самых достойных людей, тех же академиков. Но есть масса позитива — в университетах полно интересных людей, как среди студентов так и среди преподавательского состава. Найти себе занятие можно на любой вкус — языки, танцы, живопись, фундаментальная наука… есть все! Причем зачастую абсолютно бесплатно!
Кто-то ругал местные универстеты — ну, а где в России сильно лучше??? Многие из них «надулись» с советских времен, понаоткрывали массу непрофильных факультетов и специальностей — но кто заставляет туда идти??? Тот же политех — отличнейший университет в плане теплоэнергетики, вычислительных систем. ТУСУР — связь, прочее радиоэлетронное оборудование, программные продукты… ТГУ — дает отличное академическое образование. Да, возможно немного «совково» — ну и что? Вот скажите, где в России лучше, я имею ввиду сильно лучше, на порядок?
Экология — та еще притча. Практически все работающие ныне предприятия — наукоемкое производство. Ну нет тут каких-то бешеных загрязняющих окружающую среду прозводств. Дышится в Томске легко и свободно. Дискомфорт ощущается только на транспортных магистралях, но оно и понятно.
Близость Северска пугает, настораживает и проект БРЕСТ-300. Однако, давайте рассуждать адекватно — это ли не инвестиции. Это ли не рабочие места? Это ли не наукоемкое производство? Как-то все хотят, чтобы и работы было валом и в среду обитания никто не гадил…
Томск кстати к этому и идет. Действительно очень много софтверных контор, жаждущих дешевой рабочей силы в виде кодеров, выпускающихся из университетов. По сути — призрачная тень постиндустриального общества. Это не много — но лучше чем ничего. Кодить в трусах да, можно откуда угодно, хоть из Зимбабве. Но где-то надо детей учить, я сомневаюсь что многие захотять учить детей в Зимбабве, по крайней мере зимбабвийцы не хотят 🙂
Климат… если честно — фекалии еще те. Зима холодная, долгая, снежная… нынче так вообще снега было, что-то с чем-то просто… Весна грязная и холодная. Лето — половина грязная и холодная, половина жаркая и душная (болотце поддает водички в атмосферу). В 30 чувствуешь себя просто му..ком — стоя на улице весь могрый, даже одежда в сеточку не помогает. Одно спасение забараться под кондер.
Комарья и мошки — это нечто, в самом городе еще более-менее, чуть в кусты — можно уже и не выйти, сожрут. Клещи и описторхоз — да, прямо таки бичи Томска.
В моследнее время еще медведи — после недавних лесных пожаров в Красноярском крае их суда пришли многие тысячи, всю живность посожрали — теперь идут к городам. Местное управление почему-то предпочитает проблему игнорировать — вместо объяления отстрелов по регуляции численности ломит цены на охотничьи путевки. Странная политика. Тем временем в прошлом году несколко десятков человек сожрали медведи. Половину из этих медведей так и не отстреляли. Учитывая что они возможно накормили человечиной медвежат остается только гадать сколько медведей-людоедов сейчас бродит по округе. Лично я перестал без ружья в лес ходить.
Что касается строительства — тут я с автором статьи о Томске полностью солидарен: коррупция и клановость. Строят где попало. К примеру озвученный микрорайон «Южные ворота» в простонародье называется «Южная ж. па», ибо выехать оттуда будет невозможно. Город не хочет мараться, давать разрешение на строительсво в направлении, где уже есть куча проблем, в том числе и транспортных — так эти ушлые ребята построили в находящемся по близости сельпо Зональный, там видимо откаты меньше. Как оттуда люди будут добираться — всем глубоко плевать.
Примерно то же я могу сказать и о других проектах ТДСК. Все это имхо конечно…
Ну и дороги… о них лучше ничего чем плохо… можно сказать, что их просто нет.
В силу климата и некоторых других проблем я собственно и залез на этот сайт, но что-то альтернативы Томску не вижу. Ну некуда ехать человеку с подрастающими детьми. Так, чтобы и деньги, и ВУЗы, и не колхоз, и с экологией все путем и не полгода в резиновых сапогах ходить, как в Питере…
Ближайшее, что привлекает пока — это Минск. Как не печально, широка Россия — а машину припарковать негде. Менять шило на мыло неохота. Пока живу здесь — если подвернеться что-то прямо «ВАУ!», тогда задумаюсь.
Сумбурненько получилось, если есть вопросы — задавайте, буду рад помочь.
Комментарии:
17 Май 2015 в 16:25
Насчет экологии в Кемерово — да, конечно, не сахар, и онкобольных много, но чтобы спортом было невозможно заниматься, т.к. голова кружится и прочее… простите, бред или автору нужно провериться по этому поводу у врачей. У детей в школах-унивирситтах физкультура, есть свои спортсмены, и тд. и тп. Вот вдоль дорог и вокруг шахт лучше не бегать только разве что.
За 17 лет постоянной жизни в Кемерово и последующих 7 лет наездами — ни одного пьяного шахтера не встретила.
И не сказать, что город уж прям рабочий. С вакансиями получше, чем в Томске, но во всех сферах — нужны как инжиннеры, так и менеджеры-продажники, и банковские работники.
Гнетущая атмосфера — ну какой круг знакомств и интересов, такая и атмосфера. В городе на 500 тысяч человек все же не может быть слишком тухло.
Погода — и там, и там нормальная сибирская погода. Это не Оймякон и не Краснодар, которые по мне так просто олицетворение двух крайностей, одна другой не лучше.
Странная статья, на тему «везде плохо, хотя о городе особо не задумывался».
17 Май 2015 в 16:58
«Человек непривычный начинает чувствовать приближение к Кемерово по характерному першению в горле примерно за 5 км до городской черты. Затем начинают слезиться глаза» — что за бред я только что прочитал?)) У меня если от чего и щиплет глаза, то только от этой унылой статьи какого-то нытика, не способного найти плюсы нигде. Такие люди, где бы ни жили, всегда будут всем недовольны, ибо это всё, на что они способны.
18 Май 2015 в 3:29
Статья хорошая, хотя про Кемерово как-то депрессивно получилось и поверхностно, на мой взгляд.
А вот Томск- здорово. Ощущение что не Томск описали, а другой сибирский миллионник.
Альтернатива Томску есть, и Вы, наверняка, прекрасно знаете этот небольшой список российских городов. Только не нужно строить свое видение на чужих субъективных отзывах. Каждый видит город по своему.
Вам нужно определиться с приоритетами (дети или личный комфорт, карьера или экология) и пробовать закрепиться на новом месте.
18 Май 2015 в 11:14
Даниил, расскажите о зарплатах, пожалуйста.
19 Май 2015 в 17:16
Кемерово, да, промгород! НО пьяные шахтеры по улицам-БРЕДЯТИНА!!! по чистоте улиц, Кемерово на много превосходит Томск, грязненько у вас))))
а я вот не люблю Томск, с его узенькими улочками и развалившимися домишками в центре, памятники архитектуры ! так вы их в должном виде содержите, а то сараи стоят грязнущие.
Каждая лягушка хвалит свое болота! Томск-реально болото!
20 Май 2015 в 9:08
Что за бред опубликован? для какой аудитории, интересно, автор старался? отлично знаю и Томск, и Кемерово — прожила в Кузбассе 25 лет, об экологии спорить не буду — но о «першении в горле» — может, у автора аллергия? пьяных шахтеров не встречала — подъезжая рано утром к городу, видишь, как по улицам — не только в центре, заметьте — собирают мусор те же студенты или желающие подработать, в городе чистота и порядок, по сравнению с Томском, не в пользу последнего, о дорогах вообще промолчу — бывала в разных местах по стране и все водители — кто бывал в Кузбассе — о его дорогах в восторге)) да и трассы в Томской области, что прокладывали кемеровские дорожники не сравнить с остальными, у нас же — лишь бы денежки бюджетные попилить — сегодня засыплем, завтра полуасфальт положим — на след. год то же самое за счет налогоплательщиков))). Вузы — да когда-то томские вузы гремели по стране, сейчас они стали такими же, как множество других… можно говорить долго и подробно, завершу народной мудростью: хорошо там, где нас нет! А все это Россия, любишь ее — люби и то место, где живешь, не нравится — улучшай, благоустраивай, или уезжай туда, где лучше, а не ной и не жалуйся
20 Май 2015 в 17:46
Вроде, пишет человек, что с высшим образованием. Опытом хочет делиться… Нести, так сказать, знания в народ. А как пишутся слова «нарасхват», «в течение недели», правило (самое, кстати, простое в русском языке) когда писать «тся», а когда «ться», не знает.
А тема неблагодарная. Кто-то любит арбуз, кто-то свиной хрящик. Хорошо там, где нас нет.
21 Май 2015 в 13:05
Ухх как тема то зацвела! Все друг у друга правописание проверяют… хорошо 🙂 Если серьезно — так сказать «знания в народ» я нести не собирался, это вообще должен был быть рядовый отзыв в теме про Томск, просто модератор посчитал возможным оформить его в виде рассказа о переезде, посему тщательной работы я над ним не проделывал, извиняйте. Опять же в необъективности меня обвинять. ну не знаю, ребята, это мой СУБЪЕКТИВНЫЙ отзыв, ну першит у меня в горле когда к Кемерово подъезжаю, чтож с того. У кого-то нет. Я когда в Кемерово жил и кратковременно из него выезжал тоже по возвращении все нормуль было. Это дело привычки, потому и написано «человек непривычный». Про то что спортом нельзя заниматься — я ж не говорю что всегда такая беда случается, а только иногда, когда в безветренную погоду «травят» каку с заводов. Проблемы со спортом у меня лично возникали всего 1 раз зимой на лыжах, сбавил темп и ушел домой. Больше в такой обстановке не ходил. Это опять же мой ЛИЧНЫЙ опыт. Если у вас здоровья море, вы, возможно ничего не почувствуете, я вот помоложе был тоже мог с сигаретой в зубах бегать, что с того?
Уважаемый Андрей Судженский — судить конечно вам, но только никакого «нытья» я в написаном не обнаружил. Вроде наоборот, везде, говорю, плюсы есть — в Кемерово с работой проще, в Томске с учебой лучше и экологией. И, кстати, где бы я ни жил — всегда доволен был, вот нигде обо мне так «ибо это всё, на что они способны» не говорили. Хотя Вам, как человеку со мной даже не знакомому, виднее.
Петр спасибо за отзыв. Я больше про Томск старался отписать, вот и вышло несколько поверхностно про Кемерово:) С приоритетами определился уже, потому пока никуда и не уезжаю. Неплохо в Томске живу, посему и пишу что пока чего-то выдающегося не найду где-нибудь, и города не уеду. Лично для меня плюсы Томска пока его минусы перевешивают.
Катрин Зеель: «Томск-реально болото!» — чистейшая истина! Болото и комары. Так и есть. И про чистоту улиц — совершено согласен. Особенно весенний Томск раздражает мусором по обочинам, дворам и т.д. Узкие улочки — опять же ДА! Каждому свое, мне вот узкие улочки нравятся, если бы часть из них еще в пешеходные переделать вообще красота бы была. Такое во всех центрах старых городов — Иркутск, Казань… Про Европу вообще молчу — во многих городах в 1 машину дороги в центре. Частенько приходиться общаться с приезжими из Европы, США и Канады… Почти всем город нравится. А вообще каждому свое — кому по улочкам гулять, кому по мкаду мчаться. Содержаться памятники архитектуры плохо — опять же согласен, поделать с этим ничего не могу. Я не утверждаю что Томск «рай на земле» и его минусы постарался описать, однако уж совсем пропащим его не назову:)
Natalja Antipjeva: вот заметьте, все кто «прожил в Кузбассе N лет» непременно назовут меня нытиком и обличат в неустроеностью своим географическим местоположением. Написано же — НРАВИТЬСЯ МНЕ В ТОМСКЕ!!! Посему тут и живу. Посему и не уезжаю никуда. Но это просто какой-то гипертрофированный патриотизм… беда Российская в последнее время. Вместо того что бы сказать «Есть проблема, надо решать!» такие патриоты обычно и выдают что-то вроде «проблемы не вижу!» или «это наше, родное, поэтому не пахнет» Дороги Томские — о них вроде и сказал что их практически нет, в Кемерово да — на ПОРЯДОК лучше, хотя как мэр поменялся дороги там приходят в упадок. А по поводу внутриобластных — вы не путайте трассы регионального и федераного значения — с севера Кузбасса на юг например, и районного значения. В Томской области всего 2 города — Томск да Стрежевой, и дороги между ними вообще нет. Плюс грунты намного сложнее. Тут единсвенный выход это железобетон под покрытие класть, иначе любую дорогу раворотит в термоциклах, и то не факт. Покатайтесь по Юрге — посмотрим как вы потом Кузбасские дороги хвалить будете.
Дарья: зарплаты сильно разные. Косвенно о количестве денег в городе можно судить по ценам на жилье, на что-то же люди его покупают 🙂 Опять же — сфера IT сильно развита. Очень много, так сказать, представителств буржуйских софтверных контор. Зарплата в них обычно в долларах (на руки), либо напрямую к нему привязана. Услуги разного рода — суши, ремонты, развлекуха… берут немало. Наверно сами работники что-то получают. В общем, если вы классный специалист в любой сфере — сможете получить достойную ЗП.
21 Май 2015 в 17:35
Полная чушь про шахтеров!!! Мой муж шахтер, и знаете ли не пьет пиво вообще, в отличии от вас. Это не шахтеры на вас повлияли, что вы пиво попиваете 3−4 раза в неделю. К врачу не желаете обратиться? Поливать грязью людей с такой тяжелой профессией, ума думаю много не надо, как еще вы институт закончили. А если бы смену-другую отработали сами в шахте, не факт, что до дома бы дошли, доползли наверное. Про медведей вообще смех, вас еще медведь не завалил??? Живу уже с рождения слава богу 32 года в Кузбассе. Единственный и большой минус-это экология. Которую человек от своей жадности к добычи угля убил окончательно. И мой вам совет!!! На рыбалку начните ездить. У моего мужа, причем шахтера, весь участок, так и делает, ездят на рыбалку, а еще на дельтапланах летают. И если подминаете всех людей под себя это не для шахтеров плохо, а для вас. И в другой город переедите, таким же и останетесь.
22 Май 2015 в 10:47
Против Томска ничего не имею, дочь окончила там ВУЗ и осталась жить, в статье многое верно написано, но прочитав: «общая атмосфера там значительно разниться с Томской», или «кружиться голова», чуть не поперхнулся — сразу видно, автор с высшим образованием :).
Периодически выпивающий бывший Кемеровский шахтер.
22 Май 2015 в 12:45
Да ну вас… все прям такие буквоеды, деваться некуда.
23 Май 2015 в 3:35
Ну и чего вы на автора темы накинулись? По-моему все довольно объективно он описал. Я живу в Кемерове или как говорят новокузнечане в Щегловке, довольно часто бываю в Томске. По мне Томск-это довольно уютный, КРАСИВЫЙ город в сравнении с Кемеровом. Да, в Томске есть районы с покосившимися домишками, неухоженными дворами, но это в какой-то степени придает определенный шарм и самобытность городу. Но в то же время взгляните на архитектуру Томска — куда ни глянь, что ни дом, так архитектурный шедевр. А Кемерово… 89% унылые безликие хрущевки, процентов 10 унылые серые панельки и на остаток новые постройки, которые ну никак не сравнятся с новостройками того же Томска. А общественный транспорт-Кемерово: грязные вонючие холодные Пазики (почему то упорно именуемые «маршрутками», которые кроме как по стоимости проезда к такивым в принципе не относятся), и Нефазы полностью исписанные надписями с добрыми пожеланиями Тулеева (до сих по не пойму зачем это), а в Томске напротив — те же Пазики, но почему-то идельно чистые, адекватные водители, оплата за проезд при выходе. В Кемерове только зашел в как обычно переполненный автобус, так сразу ДОЛЖЕН бежать к водителю расплачиваться, а только немного замнись, то урконаркоманоподобные личности, так называемые водители сразу начинают орать, чтобы оплОтили проезд. В Томске я такоего почему-то не наблюдал. А люди… тут уже без комментариев — люмпенпролетарская составляющая Кузбасса и огромное количество исправительно-трудовых учреждений на территории Кемеровской области, к сожалению наложило большущий отпечаток на менталитет и уровень образования кемеровчан. (Да простят меня кемеровчане, к коим я и сам отношусь, но таких если не все, то большинство). А люди в Томске — в городе университетов, библиотек, ученых и т.д. совершенно другие по своей ментальности. Но, ни в томске ни в Кемерове я бы жить не хотел. На мой взгляд в Сибири есть только три более менее нормальных города предназначенных для жизни: Новосибирск, Тюмень и Красноярск.