Переезд из Петропавловска-Камчатского в Иркутск

Причины переезда

В далёком уже 2005 году я приехал в Иркутск поступать в ВУЗ. В родном Петропавловске выбор был скудный: либо педагогический институт, либо филиал какого-нибудь Дальневосточного ВУЗа. Но становиться педагогом или менеджером мне совсем не улыбалось. Поэтому в ближайшем книжном мною был куплен буклет «ВУЗы России». О, эпоха без интернета… Да, только на Камчатке она продолжается до сих пор.

Выбор пал на два солидных варианта: Медицинский и Политех. Поскольку поступить в Политех мне, казалось, будет проще, первым я осадил Мед. Да в Политех так и не дошёл.

Про ИГМУ

О своём alma mater — Иркутском Государственном Медицинском Университете — могу сказать как хорошее, так и плохое. Традиции студенчества, сильный преподавательский состав, многообразие учебных баз, почти полное отсутствие коррупции — это хорошее.

Дефицит препаратов (естественного происхождения), порой очень тесные учебные комнаты на некоторых базах, паршивая столовка — это плохое.

В целом, медвуз лучше чем в Хабаровске или Красноярске, но проигрывает Екатеринбургскому и Новосибирскому.

Про иркутян

Город довольно чётко поделен на два социальных слоя: интеллигенция и пролетарии. Первые считают себя последним оплотом духовности в Сибири, и до начала 10-х годов просто боялись выходить на улицы города, предпочитая кучковаться в культурных заведениях.

Пролетарская же молодежь за последние 10 лет постепенно променяла культ тюрьмы на культ потребления. Вчерашние гопники устроились коллекторами и теперь отрабатывают по закону, а не по понятиям.

Красивых, интересных девушек много, внешность разнообразная, чего я не сказал бы про более западные регионы.

Климат

Скажу, что знаменитое сибирское здоровье — вероятно, результат естественного отбора. Если Вы сибиряк хотя бы в 4-5 колене, в Иркутске вам будет ни хуже ни лучше, чем где-либо в Сибири.

Саяны летом

Саяны летом

Приезжие из районов с умеренным климатом будут страдать от респираторных, воспалительных заболеваний — сухой воздух снижает защиту слизистых, и любая зараза липнет на ура. Иркутская область на 1-м месте по туберкулёзу.

По привычке, когда говорят про Сибирь, вспоминают крепкие морозы. Да, в Иркутске и окрестностях бывает до -45, но это не всю зиму. Таких дней, когда к выходу на улицу готовишься как к выходу в открытый космос, набирается одна-две недели за зиму. В остальные дни можно спокойно находиться на улице, при правильной экипировке. Принято носить унты — обувь на толстой подошве, с высоким голенищем, с мехом наружу. Термобельё, поддетый флис, кондовые пуховки — современные технологии неплохо защищают от холода до -25. В шубах, тулупах можно и -30 перенести, но ходить неудобно. Как гласит пословица «сибиряк — не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается.» Однако при температуре ниже -30 пребывание на улице лично я стараюсь по максимуму сократить.

Гораздо хуже летняя жара — обратная сторона сибирского антициклона. По сути, как только перестают трещать морозы, выглядывает солнце и сразу начинает жарить. Весна короткая. Атмосфера не содержит сколь-нибудь значимое количество пара, и лучи днем падают, а ночью излучаются землей совершенно беспрепятственно (Сибирь — это микроклимат без парникового эффекта). В итоге за городом, например приехав на Малое Море загорать, можно заметить интересную особенность: на солнце — жара, но стоит только крохотной тучке слегка заслонить его — тут же становится прохладно. В городе жара аккумулируется камнем и асфальтом, и все вместе превращается в большую духовку на 3 месяца лета.

Природа

Очень красива. Возможно в чем-то красоты лучше на Алтае, но здесь они более суровые. Множество мест для туризма, интересен и альпинизм. Не остаются без впечатлений и джиперы — проложены 4х4 маршруты в Монголию и Тыву.

Туристов обрадует стабильная и некапризная погода. В помощь туристам сайт Природа Байкала. Наполнение качественное, много технической информации, есть удобные топографические карты.

Саяны весной

Саяны весной

Путь к подножию гор занимает 4.5 часа из Иркутска на автомобиле

Путь к подножию гор занимает 4.5 часа из Иркутска на автомобиле

На Олхинском плато в предгорьях Саян

На Олхинском плато в предгорьях Саян

Соболиные Озёра на хребте Хамар-Дабан

Соболиные Озёра на хребте Хамар-Дабан

Байкал

Байкал

На берегу залива Малое Море на Байкале

На берегу залива Малое Море на Байкале

Если сравнивать с Камчаткой — средние цены на туры, гидов, автобусные и вертолётные заброски ниже, а развита инфраструктура лучше.

Главный горнолыжный курорт Прибайкалья — Гора Соболиная в г. Байкальск. Трассы высотой 500м, длиной около 2 км. Бугельные подъемники. Ближе к городу располагается база «Олха». Там трасса одна, высотой 300 м и длиной 1,5 км, тоже с бугелем.

Недавно (2015 г.) запретили промысел омуля — эндемичной байкальской рыбки с нежным вкусным мясом. Возможно, он станет дороже, но вряд ли совсем исчезнет.

Клещи. Они есть, их много в тайге, встречаются на дачных участках. Риск заразиться энцефалитом — реальный как в походе, так и на турбазе, даче. Любят они сырые низины, и ещё им нужны мелкие животные, чтобы развивались их промежуточные стадии — нимфы. Так что если видите бурундучков/ сусликов/ крыс на участке — скорее всего, требуется его обработка от клещей.

Клещ

Клещ

За сезон клещ проползает расстояние около 1 метра вверх и пару метров горизонтально (экономит энергию). Они просыпаются как только оттает снег, распределяются по кончикам невысоких травинок. Цепляются крепко, просто от ходьбы / бега не отпадают, ползут с небольшой скоростью вверх к наиболее теплому и пахучему месту. Наибольшей опасности подвергается идущий первым по тропе.  Также моно заразиться, если пить некипяченое козье молоко. Первые симптомы клещевого энцефалита — головная боль, температура, твёрдость затылочных мышц, «потерянное» состояние сознания.

Про медицину

Если сравнивать с Камчаткой, где медицины просто нет, в Иркутске ситуация лучше. Здесь всё же есть шанс получить квалифицированную медицинскую помощь, правда надежда на «бесплатность» тут выливается в длинные очереди, бесплатное отношение (в основном к тому кто может платить, но скупится; не к бабулькам), бесплатные материалы и медикаменты. А как иначе, если все население получает зарплату в конвертах? Вот и лечение людям приходится оплачивать в конвертах. Либо идти в частные клиники, где уже официально отдавать — но суммы в два раза большие.

Однако в случае возникновения экстренного состояния помощь оказывается сразу и в полном объеме. Медикаменты, оборудование на эти цели неплохо финансируются областью. А вот зарплату врачам, к сожалению, платят обычную для всей России — близкую к нулю.

Про транспорт

С этим большие проблемы. В Иркутске дороги и водители — хуже некуда. Общественный транспорт в ужасном состоянии, автобусы — это просто хлам на колесах. Проехав на автобусе из одного конца города в другой, велик риск отравиться угарным газом, а зимой ещё и отморозить что-нибудь. Троллейбусов катастрофически не хватает, несмотря на практически бесплатную электроэнергию. Решив пересесть на личное авто, мне пришлось готовиться к особенностям гоповатого водительского менталитета. Главный постулат местной «культуры» вождения — кто наглее, тот и прав.

Ведосипедам в самом городе места нет. А вот за городом я искатал практически все направления в доступности одного дня. Полевые тропинки, садоводства, лесовозные дороги — это совсем не «унылые» радиалки больших городов. Почти к каждому тракту можно найти дублирующую грунтовочку. В общем, стихия покатушечника здесь присутствует. Популярные и красивые многодневные маршруты — кругосветка на Ольхоне, Большая Байкальская тропа, Тункинская долина.

Тропа здоровья за Ершами

Тропа здоровья за Ершами

Жилой фонд

За 10 лет строительные компании надули большой пузырь нового жилья. В Иркутске (сейсмически опасном регионе, кстати) возвели множество 15-ти этажек. Несмотря на очень слабый спрос, цены не сдают свои позиции в районе 40-50 т.р./м2 в чёрном ключе.

Также возводятся и крайне бюджетные микрорайоны Березовый, Луговое, дома в Новоленино. Прекрасная экология в них сочетается с транспортной оторванностью и неясным будущим пеноблоков, из которых они построены. Цена за черновую отделку от 30 т.р./м2.

Но если рассмотреть рынок загородной недвижимости, вы будете приятно удивлены. Можно поселиться с комфортом, пусть и на 3-4 км дальше вышеуказанных районов. Все равно и туда и туда реально добираться только на авто. Правда, ликвидность готового загородного жилья крайне низка — продать по цене покупки уже не удастся.

В данный момент системная загородная  застройка ведется в следующих местах: по Мельничному тракту Коттеджный поселок «Хрустальный», Таунхаусы «Пушкино». По Байкальскому тракту застройку в нескольких поселках ведет фирма ЭкоЭнергоГрад. В посёлке Баклаши у реки Иркут в очень живописном месте строится Коттеджный поселок «Сосновый». Это те поселки, в которых я видел лично, что там что-то реально строится. По остальным локациям в помощь база агентства Инвест38.

Не сочтите за рекламу, просто даю собранную информацию (в основном для желающих переехать из других регионов). Также идет и массовая внесистемная застройка, когда частное лицо скупает/ оформляет рядом несколько участков, возводит коттеджи, обычно брусовые. Здесь надо быть осторожным и учитывать систему отопления. Если она основана исключительно на электрообогревателях, то для прогрева в мороз может просто не хватить мощности, выделяемой на участок или в садоводство.

Хочу заметить, что в Иркутске (в противовес западу России) абсолютно не прижилась схема полулегального строительства многоквартирных домов на участках ИЖС или даже садоводческих участках. Скорее всего, это связано с избыточным предложением нормального загородного жилья.

Про экологию

Тут все хорошо. Единственное «но» — частый смог. Всецелый его источник — списанные из Кореи, коптящие автобусы. Вдоль маршрутов этих автобусов ходить просто вредно для здоровья, а уж ездить внутри — самоубийство.

Смог над Иркутском

Смог над Иркутском

Летом к смогу иногда добавляется дым от лесных пожаров. В 2015 году пожары по всей области были особенно сильными, на тушение тайги собирали отряды добровольцев. Жителям города приходилось крепко задраивать окна.

По остальным пунктам все хорошо. Вода из Ангары — пожалуй, лучшая в России. Производств в самом городе нет никаких.

Радиация в норме.

Согласно показаниям моего дозиметра… Теперь, почему он у меня есть.

Вышесказанное касается только самого областного центра. Экологическая обстановка соседних Ангарска, Братска и Усолья неприемлема для жилья человека. Высок риск техногенной катастрофы в г. Ангарск: большая концентрация опасных производств, суровые условия эксплуатации, снижающееся качество монтажных работ (тендеры на серьёзные объекты последнее время «выигрывали» компании, пользующиеся дешевым трудом нелегалов). Этот город в 50 км от Иркутска является экологической пороховой бочкой.

Но прям уж паранойя, конечно, тоже неуместна. Здесь надо понимать, что риск не исходит от текущей работы НПЗ и завода по обогащению урана, а исходит от угрозы аварии. В Еловке (Ангарское водохранилище, наполняемое «ядерными» водами) я купался без опаски — все параметры в норме.

Для сравнения, в Петропавловске при желании, можно отыскать вполне явственно «фонящие» булыжники вулканического происхождения, особенно за городом.

Про криминал

Скажу, что работаю я по травме. А травмируется население много, и весьма часто по двум причинам: алкоголь и криминал. Пьют многие за рулем, гробят жизни своих пассажиров, пешеходов, себя. Пьют и на производстве, и зачастую тоже с опасными последствиями. Криминал: связан с добычей леса и сопутствующей делёжкой территории, бытовые разборки с тяжёлым исходом не редки. Конечно, на Камчатке тоже не все поголовно непьющие законопослушные граждане, но здесь — народ пьёт, гуляет и дерётся с энтузиазмом.

Наркомания весьма распространена. Вставшие на шаткий путь употребляют сейчас в основном «смеси», «соли», остается и значительное количество любителей героина. Распространяют губительное зелье уроженцы южных республик и сеть интернет. Местные собирают дикорастущую коноплю — а её действительно много. В отличие от западных регионов поля не уничтожают, и «умельцы» подсаживают свою, сортовую траву к деревенской промышленной. Местная «Бурятская травка» в соответствующей среде воспринимается как некий «экологически чистый», свой родной «продукт». Тут, конечно, тоже имеется свой локальный криминальчик.

Про коренной народ

Вообще, отношение местных к русским в целом без негативизма. Не привечают как раз приезжих из южных республик, и нельзя сказать что беспочвенно. Вообще, буряты изо всех сил стараются быть цивилизованным народом, но почему-то они стесняются своего названия «бурят». По легенде, это из-за того, что сам Чингисхан произнес слово «буряты» презрительно, когда те пожелали осесть у Байкала и отказались идти воевать с ним на Запад. Монголы обрели боевую славу и увековечили свое название и имя Чингисхана в веках, а буряты так и остались никому не известным оседлым небольшим народом.

В заключение

В Иркутскую область стоит приезжать на отдых за фантастически красивой, дикой природой. Если выбирать между Байкалом и Камчаткой, при ограниченных средствах лучше посетить Прибайкалье.

Для постоянного проживания Иркутск понравится читинцам, жителям Якутии и других районов реально Крайнего Севера. Тут все же мягче, цивилизованнее. Иногда сюда переезжают даже из Красноярска, убегая от плохой экологии. Но мне, после Дальнего Востока оказался тяжеловат климат — слишком сухо и холодно зимой/ жарко летом.

Хотя в Иркутской ветке его обсуждают как город, из которого нужно переехать, для меня он останется первым городом, в который я переехал.