Переезд из Тюмени в Омск

Когда я рассказываю, что мое детство прошло рядом с цирком на Цветном Бульваре, все одобрительно кивают головой. Считают, мол, москвич, счастливчик. На самом деле я вырос в Тюмени, и мой дом действительно стоял рядом с цирком, правда, адрес это здание имело не «Цветной бульвар, такой-то номер», а «Первомайская, 15», но Цветной бульвар проходил рядом, он был не столько улицей, сколько местом, вытянутым вдоль одной аллеи парком. Там я, собственно говоря, и формировался как личность.

Тюмень. Цветной бульвар
Тюмень. Цветной бульвар

Тюмень – очень странный город. Сейчас, конечно, это уже не так заметно, но во времена моего детства, тысячи искателей удачи из Казахстана, других, более южных регионов Западной Сибири и Урала приезжали сюда в надежде найти работу «на севере». Рассказы о вахтовиках-миллионерах чересчур приукрашены. Отец мой большую часть жизни оттрубил на вахте. И что? Да, у него есть японская тойота, квартира в Тюмени, дача в пригороде, он хорошо помогал мне деньгами, когда я учился, но в тоже время своих зубов у отца совсем не осталось, да и вообще здоровье не к черту. Люди просто сгорают на этой вахте, работают на износ не щадя себя. И что? Ни состояния, ни положения не зарабатывают, а только гробят здоровье, ради того, чтобы раз в год шикануть в Турции.

Лет в 15 я понял, что не хочу так жить. Разумеется, в Тюмени можно работать не на «нефтянке», но в таком случае тебе обеспечены косые взгляды и недовольство родни, что ты мало зарабатываешь. Я хотел вырваться из этого рабства «черного золота», в Москву меня не пустили, далеко, да и опасно там, всякие истории бывают. В Екатеринбурге один раз обворовали дядьку, когда тот еще был Свердловском, на генном уровне в семье этот город ненавидели, поэтому он тоже отпадал. Выбор пал на Омск. Всего 700 километров, да и бабушка там живет. В 17 лет я окончил школу, и отправился выбираться из  нефтяного плена, уехал в Омск, где планировал получить нормальную гражданскую специальность.

До Омска меня довез отец. Время было летнее, поезда были полные, а трястись в сидячем вагоне совсем не хотелось. Трасса Тюмень-Омск представляет собой довольно унылое зрелище. Конечно, 100 км после Тюмени и 150 перед Омском – хорошая дорога, остальной 450-километровый участок – просто тихий ужас. Шутка ли автомобили на трассе редко разгоняются выше 80 км. Кругом одни ямы. В этой ситуации сразу выделяются перекупщики и перегонщики. Если человек несется 120-140 по разбитой дороге, знайте наверняка, что он не владелец этой машины.

Трасса Тюмень-Омск
Трасса Тюмень-Омск

Сама дорога мне не понравилась не только потому, что трасса была неудовлетворительного качества. Кроме этого вдоль дорогие не было никакой инфраструктуры. Вообще за Челябинском, в восточной части страны понятие дорожная инфраструктура отсутствует полностью. Максимум – придорожные кафе и кемпинги «приют дальнобойщика». Отсутствие хорошего дорожного покрытия, заведений общепита, отвечающих санитарным требованиям, и небольших хостелов, делает Сибирь и Дальний Восток непривлекательными для автомобильных путешествий. Ну да ладно, не об этом речь. Разговор все-таки о моем переезде идет.

По хорошей дороге до Омска можно было бы доехать за 5 часов, мы потратили 9, зато слава богу ничего не разбили и сами остались целы и невредимы. В пути нам попались три аварии. Одна из них заключалась в том, что огромная фура не вошла в поворот и вывалилась с дороги. Зрелище, я вам скажу, не для слабонервных.

В Омске отец завес меня по-быстрому к бабушке, пообедал у нее и уехал обратно. На следующий день ему надо было на работу. Не скажу, что старушка была рада моему приезду, скорее она была в шоке. Баба Лена видимо рассчитывала, что я не такой взрослый в настоящий момент. По крайней мере, без усов и щетины. Вечером, со всей щедростью присущей старикам, она дала мне «на мороженное». В ближайшем к дому ларьке самое дешевое мороженное стоило в два раза больше, чем мне подарила бабушка. Недолго думая, я добавил 17 рублей и купил пиво.

В Омске оно кстати вкуснее, чем в Тюмени. Это объясняется наличием в Омске своих нескольких пивзаводов. В Тюмень же пиво в основном везут из Томска, Новосибирска или того же Омска. Температурный режим при транспортировке сохранять видимо удается не всегда, вот вкус у напитка и портится. Надо заметить, что переезд мой произошел в 2006 году, когда живое пиво за Урал еще не перебралось, и массового поклонения ему не было. Живой пивной психоз, царивший в Сибири в 2008-2009 годах, к 2012 окончательно пошел на спад. Теперь никто из сибиряков не считает, что живое пиво лучше бутылочного. Мы опять отвлеклись.

Бабушка моя в Омске жила и живет на бульваре Победы. Это такая короткая улица, которая тянется вдоль аллеи, упирающейся в памятник воинам-освободителям. Странно, что Омск был тыловым городом, а монументов, посвященных труженикам тыла здесь нет, только солдатам, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях. Бульвар Победы насчитывает всего 10 домов и по иронии судьбы он опять-таки, как и моя улица в Тюмени, находится рядом с городским цирком. В Омском цирке, кстати, я ни разу не был. По свидетельствам очевидцев большей ошибки в этом нет. Акустика в здании плохая, ремонт делали давно, поэтому удовольствие от программы будет смазанным, какая бы хорошая она не была.

Омск. Бульвар Победы
Омск. Бульвар Победы

Послонявшись в тот день около бабушкиного дома, я вечером вышел на Иртышскую набережную. Благо один конец бульвара Победы упирается непосредственно в нее. Мимо пройти никак нельзя, да и найти в случае чего легче легкого.
Иртышская набережная в Омске имеет длину около трех километров. Она начинается около речного порта и заканчивается под Ленинградским мостом. Разумеется, Иртыш течет и дальше, не только в этих пределах. Но там он обрамлен просто берегом, иногда парапетом, полноценной набережной в тех местах нет. А вот от речного порта до моста – это да, это красиво.

Когда я только переехал, набережная была совсем новенькая, ее только что сдали. В тот год городские власти обещали сделать из нее ривьеру. Поставить там летние кафе, откуда вечерами играла бы музыка. Планы были класс, омичам действительно было бы тогда где отдохнуть, но увы, по прошествии шести лет ничего не изменилось.

Иртышская набережная
Иртышская набережная

На набережной в Омске очень много парочек, особенно вечерами. Можно встретить отдельные стайки молодых девочек и такие же группы молодых мальчиков. Одни здесь рассчитывают познакомиться с состоятельными парнями, другие – по легкому снять девушек. Обычно ни тем, ни другим ничего не удается. Мой университетский друг, однажды смеялся над обитателями Иртышской набережной: «Там ночами гуляют те, кого не пускают в ночные клубы». Отчасти это правда.
Иртыш в Омске, по крайней мере в черте города, выглядит достаточно плачевно. Я видел его в Тобольске, вниз по течению. Совсем другая река: мощная, полноводная, быстрая. В Омске же он похож на доходягу. Еле-еле несет свои воды на север. Виной всему китайцы и казахи. На двоих они построили три плотины и огромную ирригационную систему. Откуда воде теперь взяться? Бабушка рассказывает, что еще 35 лет назад уровень воды в Иртыше был на 3-4 метра выше, а островов в пойме реки, в городской черте, не было вовсе. Теперь там три косы, поросшие крепкими деревьями. На каждом из этих островов мог бы уместиться приличный футбольный стадион. Представляете теперь, каких масштабов экологическая катастрофа в городе?

Экология в Омске вообще хромая. Город занимает четвертой место в страшном рейтинге больных раком на душу населения. В областном онкологическом центре не бывает пустых коек. Люди стоят месяцами в очередях, чтобы пройти сеансы химиотерапии. Кроме рака в Омске свирепствуют болезни дыхательных путей. Огромная ТЭЦ-5, да всякие химические заводы так засоряют атмосферу, что дождь из пепла здесь не редкость. С водой в Иртыше тоже не все нормально. Во-первых, она просто кишит всякими вредными вирусами, а во-вторых, содержание тяжелых металлов и прочей химии просто запредельное. В городской черте все пляжи давно закрыто для купания, но людей это мало останавливает, поэтому по кожным заболеваниям Омск так же лидер в российском масштабе.

Омск. ТЭЦ-5
Омск. ТЭЦ-5

Проведя несколько дней с бабушкой и наслушавшись ужасов о городе, я уже хотел было домой вернуться. Если верить старушке, то выжить после апокалипсиса шансов больше, чем протянуть в Омске месяц-другой. Успокоившись, я стал с большей прохладой относиться к словам пожилой женщины.

Спокойная жизнь закончилась через три дня, когда я подал документы в университет. Как варианты рассматривались: Омский Государственный Технический Университет (ОмГТУ), Сибирская Автодорожная Академия (СИБАДИ) и Омский Государственный Университет Путей Сообщения (ОмГУПС). ОмГТУ отпал сразу, больно страшные у него корпуса. Замызганные, давно не крашенные стены, стойкий запах сигарет в коридорах. Вряд ли в таких условиях можно получить качественное образование. СИБАДИ мне не понравился тем, что там учат или механиков или строителей. Обе профессии меня не очень прельщали, да и к тому же корпуса университета находились далеко друг от друга, что неизбежно создало бы в будущем неудобства. ОмГУПС выглядел предпочтительнее. Всего две остановки общественного транспорта от дома моей бабушки, исторический центр города, главный корпус – памятник архитектуры. Остальные корпуса, более новые, выполнены под стать главному. Всё очень и очень стильно, хорошая инфраструктура, уютный студенческий городок. Практически без раздумий оригиналы своих документов я сразу подал сюда. Как выяснилось потом – не прогадал. Университет действительно хороший, тем более я попал в самую пору рассвета. Сейчас он вообще лучший в городе. В 2006 году происходило лишь становление, лишь отвоевание сегодняшних позиций.

ОмГУПС
ОмГУПС

Экзамены на механический факультет (я подал документы на технолога) были сданы без проблем. Вообще поступать в ВУЗ для меня было не сложно. Наверное, сказалась хорошая подготовка в Тюмени, все-таки в физико-математической школе там учился, у нас даже кандидаты наук вели некоторые дисциплины.

Экзамены и подготовка к ним занимали очень мало времени, это давало мне шанс долго гулять по Омску. Изучать свой будущий город. Бабушке я врал, что иду в библиотеку, а сам садился на автобус и ехал в какой-нибудь район Омска, чтобы погулять там, осмотреться, а может быть и завести новых знакомых. Таким манером, благодаря своей общительности, я стал своим во многих местах. Интернета тогда не было такого, как сейчас. Всю информацию приходилось доставать, что называется « в поле».

Именно так я узнал, что Амур и Порт-Артур – это самые криминальные районы города, и там в темное время суток одному лучше не ходить. Вообще в Омске неблагополучные районы расположены по очень понятной схеме. Если на карте города в самый его центр (Соборная площадь) воткнуть циркуль и провести окружность диаметром 5 километров, то все, что не попало внутрь круга можно считать неблагополучными местами. Дом моей бабушки например, располагался у самого края круга и это было справедливо. Дальше, за бульваром Победы начинался Ленинский район, улица Иванова,  где жили очень неприветливые ребята. Иногда они сбивались в группы и ходили с рейдом в центр. Находили там соперников поскромнее, да послабее и обирали их, как липку. Я пару раз был немым свидетелем подобных сцен. Почему не вмешался? Почему не помог отстоять правду? А вы бы сами полезли? Будучи приезжим мальчиком. Да и тем более, когда я видел этот беспредел, то находился на бабушкином балконе. Что надо было мне сделать? Крикнуть: «А ну-ка стойте! Сейчас спущусь и накостыляю вам?».

Осенью, это ивановскую банду прикрыли, посадили многих ее участников за хранение и распространение наркотиков. С тех пор организованной преступности я в Омске не видел. Конечно, крупными офисными центрами, ресторанами, магазинами здесь владеют выходцы из криминальных кругов, но беспредела себе они не позволяют, да и вообще, как могут , стараются отмыться от грязного прошлого. Зайдите в Омске в любой из недавно построенных храмов. Там обязательно должна висеть доска с именами меценатов, помогавших строительству. Так вот большинство этих людей, которые висят в церквях – бандиты и преступники. Правда, сейчас они называют себе по другому – бизнесмены.

Вообще, на мой взгляд, в Омске с бизнесом туго. Разумеется, есть крупные частные компании, но речь сейчас не о них. Сегмент среднего и малого бизнеса на рынке представлен слабо, да и как-то не креативно что-ли. В городе почему никто не хочет развивать отрасли, все стремятся к быстрой прибыли. Если в соседнем Новосибирске, да и у нас в Тюмени тоже, розничные компании и фирмы сферы досуга и услуг, борются друг с другом с помощью каких-то рекламных ходов и интересных решений, то омским бизнесменам такая борьба чужда. Здесь привыкли просто пускать дела на самотек.  Дела обычно дальше «купил подешевле – продал подороже» не уходят, а жаль.

Несмотря на всё это Омска, как был, так и остается очень симпатичным и привлекательным городом. Люди старшего поколения говорят, что еще 30 лет назад он носил звание «Город Сад» и с весны по осень утопал в зелени растительности.

Это не удивительно, ведь Омск – самый солнечный город России. По статистике здесь наибольшее количество солнечных дней в году. А как же Сочи? Возразите вы. В Сочи часты дожди, грозы и туманы. В Омске осадков мало.
Сейчас от былого изобилия парков и фонтанов остались лишь остатки. Правда, самые лучшие.  Испытание временем не прошли только маленькие скверы, некоторые крупные парки, например «Имени тридцателетия ВЛКСМ» с годами только окрепли. Конечно, в Омских парках не всегда подстрижены кусты и вымыта с шампунем тротуарная плитка, но все равно здесь очень приятно гулять. По какому-то не писаному кодексу омские алкоголики обходят скверы и парки стороной, уступая место матерям с детьми.

Парк КиО 30-летия ВЛКСМ
Парк КиО 30-летия ВЛКСМ

В каждом районе городе есть кинотеатры. Вот урн и лавочек остро не хватает, а кинотеатров ровно столько, сколько нужно. На всю Россию гремят театры из Омска. Здесь настоящий театральный бум, который со временем не ослабевает. Больше чем ходить в театр, омичи любят только ходить на хоккей. Озабоченность местной хоккейной командой среди населения просто запредельная. Подойдите к омичу и скажите, что вам не нравится омский «Авангард». Знаете, что он сделает в ответ? Он вас ударит, причем несколько раз. Вероятно, избиения продлится до той поры, пока кто-нибудь не вмешивается. Хоккей – это настоящая отдушина региона. Омичи в этой игре души не чают.

Индустрия клубного отдыха, когда я приехал в Омск была совсем не развитой. На первом курсе мы ходили в местный ночной клуб ХL. Музыка так себе, пиво в баре булыженное, контингент серый какой-то. Мне не понравилось. В Тюмени, конечно, с клубами дела обстоят еще хуже, но я то за свои 200 рублей хотел в Дягилев попасть, никак не меньше. Сейчас ситуация с досугом в Омске выравнивается, в Тюмени она осталась на уровне шестилетней давности.

Вообще для меня Омск по сравнению с Тюменью лидер. Я окончил в Омске университет и остался здесь жить, не вернулся обратно, и это показатель. Город действительно приспособлен для жизни. У него чувствуется дыхание. Стоит посмотреть в окно и понятно, какой день. Омск изменяется в зависимости от дня недели. В понедельник он пустой. Во вторник он куда-то спешит. В среду он усталый. В четверг он активный и деятельный. В пятницу этот город олицетворяет собой праздник, а в субботу – похмелье. Городские циклы распространяются на большинство его жителей. Например, в четверг, когда омичи пытаются сделать все дела, которые у них назначены на неделю, абсолютно бесполезно ехать за продуктами в супермаркет. Туда едут все. Огромные торговые площадки, типа Ашана или Ленты битком набиты людьми. Потому что еда кончилась у всех, а впереди выходные.

Я люблю Омск за какую-то скрытую интеллигенцию. Если выслать отсюда всех гопников, то получится Санкт-Петербург, а если выслать всех интеллигентов, то Тюмень. И это еще один плюс Омску и еще один минус Тюмени.
Омск хорош своей систематичностью. Живя здесь, ты точно знаешь, где и когда будет пробка. В Тюмени это всегда лотерея. Там с пугающей периодичностью они возникают в самых разных и интересных местах.

Во время учебы в Университете я жил в общежитии, а после окончания, опять на некоторое время перебрался к бабушке. Три месяца я у нее прожил. В это время мне надо было ездить на работу в Нефтяники, это на другой конец города. Утром на моем пути было две пробки. Я покупал проездной билет, проезжал две остановки, выходил из автобуса, шел две остановки пешком, затем опять садился в общественный транспорт, ехал до кинотеатра «Маяковский», за которым была пробка на съезде с метромоста, опять-таки обходил ее пешком, вновь садился в автобус и ехал уже до работы без пересадок. Сложно? Если привыкнешь, то нет. Зато, при такой схеме проезда до работы удавалось сэкономить до получаса, а это не мало.

Я представляю, как сейчас читают мой рассказ омскофобы. Эти люди просто в северных городах не были и не знают, что это такое. Я вот приехал в Омск и не жалею ни капли. Если перед вами стоит такой же выбор, какой был когда-то передо мной, то смело езжайте. Омск дружелюбный. Он куда приятнее Новосибирска и Екатеринбурга вместе взятых. Да, в этих городах выше зарплаты, но и потребительская корзина там дороже и стоимость коммунальных платежей выше, и т.д. и т.п.

Сейчас в Омске полностью поменялась власть и мэр и губернатор ушли на покой. Их места заняли руководители новой волны, которые обещают вывести Омск в лидеры. Им хочется верить. Период их управления равняется уже шести месяцам и за это время есть положительные сдвижки. Разморозили стройки, закрыли неинтересные муниципальные проекты. Город живет, власть развивает его и развивается сама. Кто градоначальник – совсем не маловажно для горожан потому, что от этого человека зависит вся инфраструктура. Те же дороги, например.

Приезжайте к нам в Омск и никуда отсюда уезжать вы уже не захотите.