Переехал в Калининград 5 лет назад. Расскажу, чем «дышит» город и как лучше закрепиться приезжему
Всем привет! Вот прошло более 5,5 лет после моего переезда из города Уссурийска в Калининград. Попробую дополнить свой первый отзыв новыми впечатлениями и постараюсь ответить на те вопросы, которые мне задавали. Хотя, лучше буду писать так, как будто первого отзыва и не было. Так будет даже интересней.
Начну, как обычно, с климата, с природы-погоды. Итак, спросите вы, на кой чёрт писать то, о чём уже писал? Всё познаётся в сравнении и за пять лет пребывания в Калининграде уже начинаешь кочевряжиться и ловить себя на мысли, типа, не такой уж и хороший климат тут.
Но! Совсем недавно, в августе, я был в гостях в Уссурийске. Навещал родных и друзей, отдыхал на море, ну и конечно же сравнивал, что изменилось за эти годы. Так вот, касаемо климата. Приехав в Уссурийск в середине августа, обрадовался, что нет жары, градусник показывал 20-22 градуса, как и в Калининграде. Увы, я жестоко ошибся. Я был весь мокрый, влажность просто сумасшедшая. Даже страшно подумать, что там творилось, когда температура была за 30. Единственное, чего я не могу понять, как так получается, что влажность одинаковая, а ощущения разные. Абсурд какой-то. Я это к тому, что как ни крути, климат в Калининграде намного более щадящий.
К слову сказать, лето 2018, 2019 и 2020 годов в Калининграде было особенным. Дождей мало, а вот погода была отличная уже с мая месяца. Температура примерно 25-28 градусов, но благодаря деревьям, скверам, аллеям и прочим зелёным островкам, даже мне, не любителю жары, было комфортно. Были и жаркие дни, когда температура была более 30 градусов. Но хорошо, что таких дней было не много.
Кстати, дождей, реально не хватало. Три года подряд не хватает летом дождей… ну как бы это уже показатель.
Осень, кстати, тоже порадовала, но это не типичная погода для Калининграда, посему, нет уверенности, что такое будет и в последующие годы. Климат сейчас меняется, и озвучивать какие-то прогнозы, как минимум, глупо. Но судя по комментариям специалистов, климат в области потеплел и продолжает меняться. Причём, если судить по всем временам года, в лучшую сторону.
Из существенных минусов, вновь подтверждаю, как и в прошлом своём отзыве, примерно с ноября по середину февраля — ТЕМНО. Солнца почти нет совсем. Буквально мелькнуло на пару дней и всё. Опять пасмурно. Для меня не критично, но даже мне немного не по себе. Но очень многим это не нравится категорично, и я их понимаю.
Так же многие считают что сыро. Вот тут я не могу дать адекватный ответ. Поскольку для меня это свежо. Но ради справедливости, должен сказать, что болезни обостряются у тех, кому сырой климат противопоказан. Во всяком случае, мои знакомые так утверждают.
Кстати, снег зимой есть, он идёт, но в большинстве случаев, тает. Но какое-то время лежит. Красота вокруг. Минусы на градуснике не особо впечатляют (-15 практически предел), но ощущения серьёзного холода есть из-за влажности. Реально холодно. Во всяком случае, если сравнивать с -30 в Сибири, то калининградские минус 15 переносятся гораздо хуже. Сам лично проверял (Омск, Новосибирск).
Ещё из плюсов — небо. Это что-то. Очень часто тут шикарные облака или тучи. Понятно, что это есть везде. Но в Калининграде и области, это чаще. В общем, шикарно просто.
Несмотря на все вырубки зелени в Калининграде и области, город по прежнему очень зелёный. Уссурийск, кстати, тоже, если сравнивать по количеству зелёных насаждений на квадратный метр. Ну разве что в Уссурийске скверы и парки отсутствуют. Но есть один нюанс, который перечёркивает количество. В Уссурийске и на ДВ в целом деревья карликовые по сравнению с Калининградской областью. Имею в виду не тайгу, а городскую территорию. Причина, думаю, одна — более щадящий климат в Калининграде и чернозём.
Сравнивая городскую зелень Калининградской области и Дальнего востока, вывод очевиден, те деревья в Уссурийске, которые я помню с детства, практически не изменились. Они просто не растут, а если и растут, то не заметно. Какая-то карликовость всей этой зелени присутствует. Даже в деревнях это заметно. Встретить дерево диаметром метр или два в Уссурийске просто не реально.
Что касается морей: Японское море, как я уже писал в первом своём отзыве, бьёт все рекорды. Балтику и Чёрное море даже близко не сравнить с красотой Японского моря. А вот реки и озёра в Калининградской области – супер! Один раз ночью заехал в деревню недалеко от города и видел шикарное зрелище. Огромное озеро в тумане, вековые деревья, деревенские дома утопающие в зелени и тишина. Буйство зелёных насаждений зашкаливает. На ДВ я такого даже близко не встречал. Сказка просто. Наверное в старости перееду жить в деревню.
К сожалению, вся эта калининградская зелень носит, наверное, уже временный характер. Постепенно всё уничтожается. Даже если есть зелёный островок, с очень большой вероятностью там вскоре появится жилой дом или коммерческая недвижимость. С каждым годом ситуация усугубляется.
В области ситуация ещё хуже. Если в самом Калининграде, общественники бьют тревогу и сражаются за каждое дерево, то в области творится просто беспредел. Уничтожается жемчужина Калининградской области — аллеи вдоль дорог. Такой красоты нет нигде в России. Постепенно и у нас здесь тоже такого не будет. Губернатор что-то пытался сделать, кое-где такую красоту сохранил, но по факту рубки продолжаются. Формулировка простая: якобы это опасно, люди гибнут и прочие нелепые отговорки. Вопрос ограничения скорости, установка отбойников и прочие меры как-то не рассматриваются. В общем, всё печально.
Немного отвлёкся, про климат можно подвести итог. Климат реально супер, если бы не темнота зимой. Отсутствие солнца, постоянно пасмурно, темнеет очень рано. Короче, реально плохо. Из плюсов зимы, отмечу, что холода длятся максимум недели 3. Как правило, это февраль, но уж точно не начало января. Часто зимой, особенно в декабре и начале января плюсовая температура. Снег, кстати, всегда белый, ибо кочегарки отсутствуют. По словам знакомых, кому не подходит сырой климат, якобы всё плохо. Но повторюсь, лично для меня, всё отлично.
Автомобили и всё что с этим связано
На мой взгляд, с автомобильной темой всё очень плохо.
По поводу выбора авто. На ДВ, без всяких проблем есть возможность купить иномарку без пробега по России. Разумеется, это японское суперкачество, которое десятилетиями проверено. В Калининграде такой возможности уже нет, хоть и Европа рядом. Объявлений таких даже в природе не существует. Т. е. выбор скромен. Либо вы покупаете пробежную машину, либо новую из автосалона. Как вариант, можно купить в Москве или Питере, разница лишь в выборе.
В Калининграде выбор просто мал. Есть и праворульные авто, но их очень мало, и они пользуются популярностью только у таких же дальневосточников, которые ценят качество.
Что касается ремонта, автомойки, шиномонтажа и автосервисов, тут всё по другому. Автосервис отвратителен. Если на ДВ в гараже у «дяди Васи» авто сделают в лучшем виде + по более низкой цене, то в Калининграде вы запросто можете нарваться на бестолкового и алчного автослесаря. В крупном автосервисе может произойти тоже самое. Хороших специалистов просто нет. За годы пребывания у меня до сих пор нет «своего» автослесаря. Ремонтируюсь где попало.
Как правильно выбрать авто? Хм, вопрос просто нереально простой и в тоже время очень сложный. С одной стороны, всё зависит от кошелька, но есть одна маленькая особенность. В Калининграде есть очень много узких улочек и дворов, где паркуются автомобили. И ОЧЕНЬ многое зависит от размера авто, и как часто вы будете пользоваться этим самым авто.
Попробую привести собственный пример. Приехав в Калининград я купил «Кашкай» (кроссовер). Спустя год, я поменял на компактный автомобиль. Марку указывать не буду, чтобы не делать рекламу.
Так вот, только купив компактный автомобиль, я понял про более-менее комфортное перемещение по городу. Дело в том, что очень много узких улочек (пардон, повторяюсь), по которым автомобили нормальных размеров просто не могут разъехаться. Я был во многих городах России, но такого кошмара не встречал нигде. Т. е. чтобы двум машинам разъехаться, необходимо кому-то из водителей съезжать на обочину. В размере машины имеет значение каждый сантиметр. Самое удивительное, даже обычный седан, увы, это уже большая машина.
Самый большой кошмар ждёт тех, кто привык к универсалам и джипам. Сразу скажу, что на некоторые стоянки или парковки во дворе вы просто не сможете даже заехать. Я такое наблюдал не раз. Выручают платные парковки, но они есть не везде, так что думайте сами. Впрочем, если вам не нужно часто ездить по городу и постоянно парковаться, авто можно покупать любое.
По поводу самого движения в Калининграде. Запасайтесь терпением. Тут просто огромное количество бестолковых водителей, которые едут по крайней левой полосе 40 км/час. Скажу больше, даже ночью при почти пустых улицах и при наличии 4-5 машин, может быть затруднено движение. Все эти несчастные будут тошнить со скоростью 50 км/ч. Или другой вариант, на пустой трассе впереди идущий авто может ехать со скоростью 50-60км/ч. Причём, за рулём не дамочка, а мужчина в боевом возрасте 30 лет и на спортивном авто.
Почему так происходит? Наверное потому что калининградцы никуда не спешат. Даже если они спешат, то они не спешат. Смешно да? Как пример, перекрёсток. При разрешающем сигнале светофора все тронулись. Так вот, калининградцы могут потерять секунду, а то и полторы на троганье с места. Водители меня поймут, что это очень большой промежуток времени. Как следствие, успевает проезжать максимум 70% транспорта, который мог бы реально проехать на разрешающий сигнал светофора.
Есть правда и свой плюс. Сами водители более дисциплинированные. Если образовался затор, мало кто попрётся по встречке или по обочине, как это происходит на ДВ. Большинство будет просто стоять и ждать развязки затора. Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в Калининграде, надо просто смириться с этой «тормознутостью» и воспринимать это как должное. Мне это удаётся частично. Один чёрт, иногда бесит эта медлительность.
Кстати, топливо в Калининграде, дороже, чем на ДВ.
Короче, всё что касается автомобильной темы, всё хуже. Так что запасайтесь терпением, ищите «своего» ремонтника и готовьтесь к встрече с огромным количеством бестолковых, тормознутых и просто неопытных водителей и нелепым авариям.
Недвижимость
Как я уже писал в своём первом отзыве, квартиры и дома немного дешевле, и выбор больше по сравнению с ДВ. За почти пять с лишним лет мало что изменилось. Хотя, летом 2020 года был наплыв туристов и ценник попёр вверх, но и на Дальнем Востоке случилось то же самое (имею в виду рост цен), так что в целом не изменилось ничего. В данном случае, просто констатирую факт.
Советов именно по покупке давать не буду, ибо вы сделаете всё по своему и… ошибётесь. Почему? Элементарно. К примеру, вам приглянулась квартира и всё что её окружает, вы начинаете сравнивать с тем, что у вас было. С вероятностью 100%, что вас это устроит, поскольку практически в любом районе города окружение будет лучше чем то, что у вас было на ДВ.
Лишь прожив некоторое время в городе, вы поймёте, что могли бы купить квартиру в лучшем месте. Увы, все мои знакомые совершили эту ошибку. Удивительно, что лично мне в этом плане повезло. Сразу попал в лучший район и купил тут квартиру.
Касаемо районов города. Мнений очень много. Со своей стороны скажу следующее. Плохих районов, наверное, даже и нет. Они все по своему хороши. Выбирайте именно «свой» район, а это можно сделать, лишь прожив какое-то время.
Приведу лишь один пример. Бытует мнение, что Московский район (Балтийский) якобы самый плохой. Мол, добираться не удобно и прочие минусы. Я исколесил весь город и скажу, что даже в отдалении есть прекрасные райончики, где присутствует и инфраструктура, и экология, и прочие прелести жизни. А бывает наоборот, в престижном по местным меркам районе всё отвратительно. Опять же, сколько людей, столько и мнений. Надо смотреть на месте и обязательно сравнивать.
Лично для меня идеальны два места в городе. Это район Верхнего озера, где присутствует малоэтажность, тихие улицы, которые утопают в зелени, и Центральный район. Но он большой, посему, если смотреть на карту, ориентир — оз. Поплавок и всё что рядом. Кругом зелень, довольно много тихих улиц и малоэтажных домов. Всё рядом. До центральной площади 3 км, рядом много скверов и парков, которые реально в пешей доступности. По сути — это остатки старого Кёнигсберга, который уцелел после бомбёжек. Это район Амалиенау (название от немцев осталось). Есть правда нюанс. Цены на недвижимость в этих районах самые дорогие.
При покупке квартиры особенно обращайте внимание на придомовую территорию. Калининград, если не ошибаюсь, бьёт все рейтинги в плане строительства нового жилья. И как следствие, очень много домов с минимальной придомовой территорией. Мест для парковок не хватает. Т. е. они есть, но если здраво рассудить, парковаться будет очень затруднительно. Есть даже целые районы, где припарковаться рядом со своим домом задача не из лёгких. Очень рискуете в этом плане.
Что касается поиска недвижимости, не соглашайтесь подписывать какие-либо бумаги с риэлторами. Вы и так с ними будете вынуждены контактировать. Достаточно смотреть на Авито и Циане. Есть ещё сайты, но это скорее для успокоения совести.
Немного неприятен тот факт, что бОльшая часть объявлений от риэлторов. Но тут ничего не поделаешь, это местная особенность. Как вариант, более тщательный поиск, ибо есть вариант найти этот же объект, но от хозяина.
А вот саму сделку проводить нужно через риэлторские агентства. Цена вопроса смешная, но зато за вас всё сделает и проверит юрист. Лично я помогал своим знакомым через Альфа-Вилла. Директор — наш земляк из Владивостока. Порядочный мужик, была возможность в этом убедиться. Кстати, если рассматриваете работу риэлтора, можете смело к нему обращаться. Можно и через другие известные на слуху агентства, лишь бы не «шарашкина» контора.
О, упустил очень важный момент! При покупке квартиры просто настоятельно рекомендую покупать квартиру с АВТОНОМНЫМ отоплением. Экономия по коммунальным платежам существенная и очень сильно выручает в межсезонье. Люди мучаются, когда в квартире сыро, а центральное отопление весной уже выключено, а осенью ещё не включено. Да, летом тоже приходится иногда включать отопление. Понятно, что такие квартиры дороже стоят, но уж больно удобная эта штука, автономное отопление. Для сравнения, двухкомнатная хрущёвка с центральным отоплением в 40 квадратов обойдётся вам по коммунальным платежам примерно в такую же сумму, как квартира в 90 квадратов, но с автономным отоплением. Опять же, даже в СМИ писали, что приезжие в плане центрального или автономного отопления не особо заморачиваются. И лишь спустя время, понимают, какую серьёзную ошибку допустили. Местные в этом плане более продвинутые.
Что касается самих квартир, выбор огромен. Многоквартирные дома разные, разного качества, практически все условия для любого кошелька.
Отдельно хочу заострить внимание на немецких домах. Бытует мнение, что это развалюхи, которые не пригодны для жилья. Согласен, есть дома в плачевном состоянии, но есть и наоборот, причём «приличных немцев» достаточно много. Сам я рассматривал исключительно «немца». И не прогадал. Тем более, что капремонт домов в Калининграде достаточно бодро делают. Многие немецкие дома по всем параметрам дадут фору практически любому новострою. Коммуникации, как правило, все современные. И что-то мне подсказывает, что квартиры в качественном, немецком доме будут только дорожать. Во всяком случае, если сравнивать бюджетный новострой и «немцев», то жители новостроек жалуются постоянно. А вот с «немцами» таких проблем нет. Возможно, дело в качественном фундаменте или технологии, но по словам строителей, в таких домах ещё лет 200 можно жить.
По поводу «хрущёвок». Пожалуй, это самый бюджетный вариант. Цена на них низкая, ходят слухи про реновацию, но думаю, что это именно слухи. Снос таких домов возможно и будет, но сомневаюсь, что это какой-то масштабный проект. Так что, если бюджет совсем скудный — хрущёвки пока никто не отменял.
Таунхаус — популярное строение в Калининграде. Вроде как свой дом, но в квартире. Ещё и своя территория. Правда, совсем маленькая, но шашлык пожарить — места хватит. Опять же, таунхаусов полно в городской черте. Цена не сильно отличается от хорошей квартиры. Изучив этот вопрос, вполне можно найти приемлемый вариант. Может я не прав, но если бы отсутствовали немецкие дома, наверное бы выбрал для себя таунхаус.
Есть ещё эллинги. Многие задавали вопрос цены. Мол, почему такая низкая цена? Сказать по правде, есть свои подводные камни. Прежде всего, это не дом, как таковой, а типа дачи, где есть возможность прописки. Т. е. есть у вас свой катер, вы живёте на берегу реки, и всё у вас прекрасно. Но! Бывает иногда затапливает, что совсем не приятно. Другой момент, где гарантия, что изменятся планы у правительства, и весь этот колхоз не снесут?
Кстати, визуально это напоминает рыбацкие хижины возле воды. Впрочем, этот вариант жилья тоже можно рассматривать. Живут же люди.
Что касается новостроек, тут даже не знаю, что я могу сказать такого, чего нет в интернете. Информации полно, посему выбирайте сами на свой вкус. Тут всё зависит от вашего кошелька. Новых домов много.
Из подводных камней, качество этого новостроя неизвестно. Во всяком случае, жалоб хватает. Доходит до маразма. Два совершенно одинаковых дома, но качество будет разным. На одном из них просто сэкономили. Мне об этом частенько знакомые строители сами рассказывали. А визуально всё прекрасно. Понятно, что дома премиум класса будут качественные, но и ценник там ого-го.
Для тех, кто интересуется покупкой дома в Калининграде
Что касается покупки домов, тут есть свои нюансы. Есть ИЖД (индивидуальный жилой дом), есть садовые товарищества. Про ИЖД писать не буду, тут проблем нет, купил — ты хозяин и всё прекрасно.
Что касается садовых товариществ, не всё так однозначно. Законы в стране постоянно меняются, ещё вчера было всё хорошо, но может произойти, что завтра ваш дом могут под каким-то предлогом отобрать. А предлогов таких предостаточно, причём всё законно. Недавно в одном из садовых товариществ начались какие-то проблемы с алчными застройщиками, которые хотели «оттяпать» землю, чтобы построить многоэтажки. На сегодняшний день всё улеглось, но раз такое возникло, неизвестно, что будет в дальнейшем. Посему, перед тем, как купить дом в садовом товариществе, на всякий случай уточняйте подробности. Но скорее всего, я перестраховываюсь. Люди покупают дома в садовых товариществах и живут нормально.
Серьёзный момент, где покупать дом? Если вы финансово обеспечены, проблема вообще отсутствует. Можно купить дом в любом, даже самом престижном месте. Тут лишь вопрос толщины вашего кошелька.
Если финансы ограничены, а это наверное у многих присутствует, тут есть засада. Если это садовое товарищество, соответственно там узенькие улочки и отсутствие нормальных дорог. При дожде или снеге все эти дороги превращаются в грязь. Я уж не говорю про то, что пешком добираться проблематично. Расстояния могут быть очень большие до ближайшей автобусной остановки. В семье как минимум должно быть две машины. Детей в школу придётся кому-то возить.
Если рассматривать пригород или ближайшие деревни, тут свои минусы. С одной стороны, звучит романтично. Мол, свежий воздух, экология. С другой, если ваш «пригород» даже рядом с городом, готовьтесь к пробкам. Причём, пробки будут ОЧЕНЬ серьёзные. Все по утрам рвутся в Калининград, вечером, соответственно обратно.
Ещё один минус, который нигде не описан. За пять с лишним лет моего пребывания я много раз проезжал все эти деревни-посёлки и заметил одну нехорошую закономерность. Они совершенно не меняются. Т. е. проезжаешь мимо современного посёлка и наблюдаешь одну и ту же удручающую картину. Половина домов — «трупы», т. е. недострой, который стоит годами. Дороги отвратительные, зелень отсутствует. Ощущения того, что сами посёлки нежилые. Вроде и жизнь кипит, магазины работают, какие-то даже здания административные присутствуют, но общее впечатление неуютности есть. В общем, даже имея хороший дом, лично я бы не хотел жить в таком «развивающемся» посёлке. Сдвигов в плане уюта вообще не наблюдается. В старых деревнях, такого нет, но как правило, такие деревни находятся очень далеко от города. Да и цивилизации там нет.
Направления. Где же лучше покупать дом в пригороде? Пользуются спросом все «морские» направления. Оно и понятно, хочешь в город, хочешь на море, всё рядом. Единственный минус, пробки из-за таких же желающих. Что касается других направлений, в плане пробок там ситуация получше, но и, сами понимаете, цивилизация тоже не на высшем уровне. Оно и понятно, чем неприглядней направление, тем меньше цивилизации.
Как ни крути, садовое товарищество (СНТ) получается разумным компромиссом. Близко к городу или в самом городе + адекватная цена.
Ещё нюанс. Дом — это прекрасно, но все мои знакомые утверждают, что очень много времени занимает работа по дому, по территории вокруг дома и т. д. Так что сильно подумайте, стоит покупать именно дом или квартиру. Очень многие сильно пожалели.
Касаемо земельных участков
Многие предпочитают купить участок, а затем построить дом. Согласен, весьма заманчивая и популярная тема. Правда, цена на стройматериалы существенно увеличилась, это тоже стоит брать в расчёт. Как ни крути, лучше брать участок там, где морское направление. Это всегда выгоднее, чем другие. Понятно, чтобы желательно был рядом газ, что существенно удешевит отопление дома.
Ещё раз заостряю внимание на том, чтобы вы не торопились с выбором недвижимости. Ни в коем случае, не покупайте сразу понравившийся вариант. Поживите какое-то время, присмотритесь, только потом принимайте взвешенное решение. Саму сделку ТОЛЬКО через крупные агентства. Сумма будет смешная, а вот гарантия, что объект беспроблемный будет. Всё проверят. И любым агентствам, которые будут искать квартиру по вашим параметрам, не давать никаких денег. Эти деньги выброшены на ветер. ЛЮБОЕ агентство по недвижимости, лишь начав с вами контактировать (а это произойдёт сразу при первом звонке по объекту), будет вам подбирать варианты бесплатно.
Что вообще происходит в городе, области. Чем «дышит» Калининград и область
В сравнении с большой Россией, тут есть отличия. Калининградец отличается своим менталитетом от обычных россиян тем, что считает себя скорее европейцем, чем россиянином и любит это подчёркивать. Хаять Россию считается чуть ли не нормой. Связано это с тем, что очень большой процент людей бывает в европейских странах и сравнивает быт людей в других странах и свой собственный. Разумеется, выводы не в пользу России. Как ни странно, даже обеспеченные люди в соцсетях косвенно поливают грязью Россию.
По поводу соцсетей, настоятельно рекомендую зарегистрироваться в Фейсбуке. Как ни странно, но это реально помогает. К примеру, вам нужна достоверная информация, вы задаёте вопрос, и вам накидают достаточно большое количество адекватной информации. Словесные перепалки и откровенное хамство практически отсутствуют.
Что больше всего не нравится коренному калининградцу и переселенцу? Есть несколько основных причин. Самое удивительное, что даже низкие заработки и отвратительная ситуация с работой отходят на второй план. Уничтожение зелени и уничтожение старых немецких зданий, которые представляют из себя историческую ценность — вот, пожалуй, основные причины.
Начну по порядку. Касаемо уничтожения зелени. В городе и области вырубается несметное количество деревьев. Казалось бы, уничтожаются старые больные деревья, вместо них высаживаются новые, вроде как всё прекрасно. Увы, по факту всё гораздо печальней. Большие деревья создают свою неповторимую ауру и делают Калининград уникальным. К примеру, если на улице длиной, скажем, в 500 метров присутствует 8-10 больших деревьев, улица визуально представляет собой просто шедевр красоты. Если взять такую же улицу с молодыми деревьями, да с количеством даже раз в пять больше, то ощущения таковы, что этих деревьев нет вовсе. Поверьте, я такое встречал часто. Вывод очевиден, именно большие деревья представляют из себя ценность. Кстати, туристы в восхищении именно от таких улиц, где сохранилась такая зелень.
В настоящий момент наблюдается положительная динамика в сохранении зелёных насаждений. В 2018 при мэрии создали «зелёный отдел», который наводил бы порядок. Дай Бог, чтобы это работало. Но по факту, мало что изменилось. Есть серьёзная опасность. Застройщики всячески пытаются все зелёные уголки застроить домами. Увы, это им удаётся. Борьба идёт, но о полномасштабной победе над застройщиками говорить рано. Бороться с застройщиками и просто с вредителями очень сложно. Пока обратишься в полицию, пока пожалуешься кому следует, деревьев уже не будет.
Таким образом, было уничтожено оз. Поплавок (в народе оз. «Хлебное»), когда под видом якобы плохих было спилено 15 деревьев, из которых лишь 5 было сухими. Но самое главное, был уничтожен тополь в диаметре 5 метров, который был, пожалуй, символом озера и привлекал туристов. К слову сказать, после спила этого исполина, ни одного туриста, тем более иностранца на оз. Поплавок я не видел. Что особенно обидно, тополь был в прекрасном состоянии и мужественно пережил ураган, потеряв лишь одну ветку.
Для чего я остановился на вопросе деревьев так подробно? Дело в том, что Калининград, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, туристический город. Туризм — наше всё. Если будет уничтожаться зелень и дома, того самого, ещё немецкого периода, НИКТО к нам сюда не приедет. Мы будем не интересны. Скорее всего, через несколько лет так и будет. Уничтожение зелени, точечная застройка, уничтожение брусчатки и старых немецких домов приведут к оттоку туристов, и наша область станет обычной российской глубинкой.
Морское побережье и приморские города — это отдельная тема. Так вот, с каждым годом ситуация ухудшается кардинально. В Светлогорске, например, уже нет пляжа. Вы спросите, как так, город-курорт на побережье и нет пляжа? Увы, есть променад и… куча коммерческой недвижимости. Постепенно в других городах наблюдается такая же картина. Строительство приобрело катастрофический характер. Пляжи в принципе есть, но их количество уменьшается, желающих их посетить, соответственно, увеличивается. Как следствие — сумасшедшие пробки.
Касаемо туризма. Очень многие люди переезжают в Калининград ради того, что рядом Европа. Разумеется, близость границы положительно влияет на туризм. Кстати, калининградский турист отличается от туриста из большой России. Если вы, живя не в Калининграде, можете похвастаться тем, что вы в принципе были в Европе, то калининградский турист бывает в Европе намного чаще, чем вы на своей даче. Правда с этой пандемией границы закрыты и непонятно вообще, когда это всё возобновится.
Отступление про моду и одежду
Очень часто задавали вопросы по поводу, моды, одежды, как, кто и во что одевается, красивые ли девушки в Калининграде, какие мужчины. Сразу скажу, в моде я не разбираюсь, причём, совсем не разбираюсь. На мой взгляд, вообще считаю, что моды не существует, есть стиль и всё, что привозят продавцы одежды. Посему, попробую описать глазами обычного обывателя.
На Дальнем Востоке народ в основном одевается либо с китайского рынка, либо покупают турецкие товары, что считается типа круто. Европейские товары слишком дорогие, их мало (нет спроса), и их покупают единицы. В Калининграде очень большой % тех, кто одевается, как европеец. Т. е. в Европе тут не был только ленивый, вот народ и одевается соответствующим образом, глядя на своих соседей. Это упрощается тем, что помимо покупок за рубежом, можно спокойно купить товар в «стоках». Это когда ушлые продавцы покупают кучу одежды за рубежом, а потом перепродают в Калининграде. Понятно, что ценник там адекватный. По цене это аналог китайского рынка на Дальнем Востоке, только одежда европейская. Что касается турецкого ширпотреба, в Калининграде ценник более гуманный. Разумеется, покупки через интернет никто не отменял. Это направление набирает обороты и скорее всего, не только в Калининграде.
Очень большой популярностью пользуются всякие комиссионки. Ими пользуются как обычные калининградцы, так и контингент любителей крепко выпить. Хорошо это или плохо, судить не мне, я просто констатирую факт. Сразу скажу, комиссионок таких очень много, и продаётся там даже ношеная обувь. Удивлён, но раз продаётся, значит есть и спрос. Как можно покупать обувь, которую впору выбросить на помойку, я реально не понимаю. Но это факт, который я лично видел своими глазами.
Ещё один нюанс. Может я не прав, но мне показалось, что калининградцы в большинстве своём предпочитают недорогую одежду. Т. е. если на Дальнем Востоке видишь человека, который прилично одет, это как правило дорого стоит. Скорее всего, это сказывается на отсутствие европейских товаров. В бутиках, которые привозят товар из Европы, ценник космический, да и бутиков таких, например, в Уссурийске очень мало. Опять же, встретить в Уссурийске чела на крутом джипе, но одетого, как гопник, очень даже реально.
В Калининграде это редкость. Если приличная машина, то хозяин будет одет соответствующим образом.
Так вот, возвращаясь к моде и темы одежды, попробую обобщить. На ДВ одежда, которая типа модная, просто не продаётся, т. к. бутиков таких даже нет. Точнее, они есть, но их очень мало. Во Владивостоке, конечно, ситуация лучше. И встретить, так называемых модников и модниц, в основном можно во Владивостоке. Если по факту, то пройдя в Уссурийске 2 самых крупных торговых центра, кроме турецкого ширпотреба, за исключением 2-3 бутиков, я практически ничего не обнаружил. Опять же, заостряю своё внимание на том, что я мало понимаю в моде, посему, прошу не закидывать меня тухлыми яйцами.
Попробую описать калининградца-модника. Одет во всё европейское, купленное либо в стоке, либо в близлежащей европейской стране. Фасон самой одежды, несколько креативный, обычным его точно не назовёшь.
Ещё нюанс, прилично одетых со стороны мужской половины достаточно много. Кстати, даже парни рядовых должностей иной раз одеты могут быть лучше, чем их руководитель. Костюмы тут редкость. На мой взгляд, это не правильно, руководитель должен быть в костюме, во всяком случае, в некоторых профессиях, но по факту это не так. Но надо отдать должное, где костюмы присутствуют, сами костюмы, точнее их владельцы, будут выглядеть идеально, как и весь прикид. Дорогие туфли, стильная причёска, в общем, весь арсенал. На ДВ не так строго к этому относятся.
Что касается женской половины, на мой взгляд, тут всё не плохо. Очень много женщин, кому за 40, за 50 и даже за 60, но одеты при этом очень стильно. Приятно смотреть. Особенно радует тот факт, что подход не по принципу «дорого, значит красиво», а в принципе грамотный подход. На выходе получается — недорого, стильно, красиво, удобно.
Совсем забыл, в Калининграде большой популярностью пользуются продажи одежды через Авито. Сайт достаточно популярный. Ребёнка одеть недорого очень даже актуально. Частных объявлений очень много. Покупают и продают как б/у, так и новую одежду.
Отдельно хочу заострить внимание на мужских причёсках в Калининграде. Не преобладает причёска из 90-ых, типа короткой стрижки. На ДВ большая часть населения застряла в 90-х, когда был рэкет, и короткая стрижка была вершиной крутости. За последние десятилетия мало что изменилось. Злые языки прозвали такую стрижку «безнадёга». Что сие значит? Если мужчина с лысиной, ему действительно ничего не остаётся, как носить короткую стрижку, ибо лысина не так бросается в глаза. В противном случае, это выглядит как у Джузеппэ из детской сказки про Буратино. А вот по какой причине такую стрижку носят те, у кого нет лысины, я не знаю. Возможно, просто не хотят лишний раз мыть голову, хотят выглядеть более брутально, хотят сэкономить на парикмахере, или просто не хотят заморачиваться. Разумеется, мои выводы лишь моё субъективное мнение. Впрочем, выводы делать не мне, я лишь констатирую факт.
В Калининграде модники носят именно причёски, правда, короткостриженых тоже хватает, но это не так бросается в глаза, как на ДВ. Разумеется, бизнес-дяди тоже с короткой причёской, по причине того, что по другому нет вариантов. Так вот, касаемо мужских причёсок. В Калининграде достаточно большой % тех, кто носит именно причёски. Так же встречаются с длинными волосами. В общем, разнообразие присутствует.
Ещё нюанс, в Калининграде много бородатеньких. Не бородатых, а именно бородатеньких. В чём отличие? Бородатые обычным обывателем воспринимаются как суровые мужики, с таким же характером. Бородатенькие — это те, у кого просто есть растительность на лице, но при этом данные субъекты имеют сложение засушенного Геракла, писклявый голосок и… Таких часто можно наблюдать спорящими с продавцами по поводу просроченной колбасы или отсутствием ряженки в молочном отделе. Такие бородатенькие лично у меня вызывают смех, но видя их ежедневно, привыкаешь и относишься, как к обыденности. Скорее всего, такие товарищи часто бывают за рубежом и копируют европейцев. Кстати, количество бородатеньких огромно. И очень много таких, у кого длина бороды не в стиле «мачо» (щетина), а длинная, например 5-15 см. Длинные бороды у меня вызывают смех, ибо напоминают козлиные бороды. Понимаю, что не прав, но не смеяться не могу.
Ещё раз прошу не судить меня строго по теме моды.
По поводу девушек. Калининградские женщины образованные, умеют себя правильно преподнести, стильно одеваются, многие владеют иностранными языками, короче, простушками их точно не назовёшь. Почему-то в Калининграде мало кто из девушек и женщин носит юбки-платья выше колен и каблуки. На ДВ мне в этом плане гораздо больше нравилось. Считается, что это всё в прошлом, морально устарело и т. д. С одной стороны, это классно, когда вокруг большинство женщин стильно одеты в удобную для них одежду. Смотрится это очень современно. Но как-то на подсознании воспринимаешь такую женщину скорее как товарища, а не женщину. Некоторые даже бравируют тем, что не красятся. В целом, женщин, которые вообще не красятся, очень много. Лично мне это не нравится. Причина банальная, % тех, кто может не пользоваться косметикой и при этом хорошо выглядеть, очень мал. Опять же, правильный макияж, а не «боевая раскраска», процесс не из лёгких, возможно поэтому калининградки решили эту проблему радикально. Имел глупость в соцсетях об этом упомянуть. Как следствие, подвергся жёсткой критики и гневу.
Досуг по-калининградски
Чем занимаются калининградцы в свободное время? В отличие от дальневосточников, тут есть чем себя занять. Благоприятный климат позволяет практически круглогодично отдыхать. С наступлением тепла очень много калининградцев на придомовых территориях жарят шашлыки. Кому не лень выезжать за город, как правило, едут на моря, реки, озёра. Кто в городе, те оккупируют местные парки и кафе.
Еда тут имеет культовый характер. Любят калининградцы вкусно поесть и частенько делятся своими впечатлениями в соцсетях. Благо, кафе и ресторанов в Калининграде несметное множество.
Очень много велосипедистов. Велосипед — считаю просто обязательным в Калининграде. Это реальное удовольствие. Много тихих улиц, не загазованных, много парков, озёр, скверов. Очень много людей на самокатах. Даже можно встретить женщин в длинных юбках и на самокатах. Смотрится это совсем не по-российски.
В Калининграде много приезжих. Как следствие, кафешек просто уйма (повторяюсь, простите).
Разумеется, много всяких спортивных секций, различных кружков и прочих тем, которые востребованы.
Что касается спорта, тут в принципе всё неплохо. На Дальнем Востоке, даже если спортсмен талантлив, без больших денег тяжело отстоять свои достижения, ибо в наше время, чтобы иметь спортивный рост, надо выезжать на крупные соревнования и не только в самой России. А это стоит больших денег. В Калининграде в этом плане проще. Европа рядом, Москва, Питер рядом, ценник весьма адекватный. Так что для спортсмена-профессионала есть отличный шанс. С тренерским составом тоже всё в порядке. К примеру, мой тренер по ушу – чемпион России и бронзовый чемпион Мира. Самих секций — тоже великое множество, выбрать есть из чего. Для рядового спортсмена-любителя тоже всё прекрасно. Спортивных залов, бассейнов, секций, всего этого почти хватает, и эта отрасль продолжает развиваться. Это радует, ибо конкуренция очень нужна.
Так же много всяких курсов, тренингов, музыкальных, рисовальных и прочих кружков. В общем, есть куда потратить своё время с пользой и удовольствием. Как пример, если посмотреть городскую афишу, то мероприятий просто немеряно.
В крайнем случае, если нет желания что-то посещать, можно просто гулять. Благо, это реально возможно. Мест для прогулок много. В Уссурийске и даже во Владивостоке в этом плане всё намного хуже. Либо погода не позволит, либо просто некуда пойти, либо это не в пешей доступности.
Некоторые мои друзья считают, что люди везде одинаковы в любом регионе России. Не соглашусь с этим. Если брать конкретно Калининград, то местные жители достаточно доброжелательны. Агрессия отсутствует. К примеру, если вы будете вести диалог с незнакомым человеком из Хабаровска или, скажем, из Челябинска, то разница будет огромная. В сравнении с калининградцами они будут выглядеть слишком агрессивными и нервными. Наверное поэтому калининградцы не любят понаехавших.
К слову сказать, калининградцы считают понаехавших виновниками мусора на пляжах и в городе. Ради справедливости отмечу, что сами калининградцы тоже не отличаются хорошими манерами в этом плане.
Криминогенная обстановка
Кто бы что ни говорил, я считаю, что криминала тут просто нет. Нарваться на хулигана, на мой взгляд, это из области фантастики. Местные жители так не считают, но я придерживаюсь другого мнения. Скорее всего это связано с огромным количеством переселенцев, и % хулиганов, просто растворился в огромной толпе переселенцев. Ясно, что переезжают в основном люди адекватные.
Работа: в каких сферах можно «зацепиться»
Тема самая больная. Может я не прав, но на мой взгляд обстановка в плане работы одна из самых худших в России. Зарплаты смешные, текучка кадров и прочие «прелести» — всё это просто зашкаливает. Кто-то скажет, мол, это везде так. Так вот, прибавьте к этому «везде так» ещё процентов 30. Как-то так сложилось исторически. Причём, если вы работаете хорошо, вероятность того, что вам подкинут ещё больше работы, весьма высока. Если работаете плохо, соответственно, вас уволят. Вы сразу подумали про золотую середину? Увы, её тоже не существует. Существует просто везение.
В Калининграде выгодно иметь связи. Это реально поможет. Понятно, что это везде работает, тем не менее, для сравнения, на ДВ, если вы толковый сотрудник, вы спокойно можете найти работу, и ваш труд будет оценен. Здесь это никому не нужно. Особенно морально тяжело тем, кто у себя на Родине был квалифицированным руководителем или просто высококлассным специалистом с хорошей зарплатой, большим объёмом знаний и отличным опытом. Если вам повезёт, что тоже встречается, вы найдёте работу и будете недоумевать, мол, всё что я говорю — чушь. К сожалению, практика показывает обратное. Сначала я решил, что это проблема у меня лично, но когда пообщался со многими людьми, понял, что это для Калининграда обычное явление.
Кстати, проблема увольнения стоит не только у НЕрядовых сотрудников, эта проблема может коснуться даже обычного продавца в магазине. Ещё не забывайте тот фактор, что калининградцы — европейцы и несмотря на свою доброжелательность, подлость тут присутствует. «Подсидеть» коллегу на работе, это обычное явление. Даже если это не конкурент. Это сделают просто так. У дальневосточника это явление не так распространено.
Но не будем о грустном. Как ни крути, люди устраиваются и один чёрт, как-то ведь ухитряются жить, работать и развиваться. Следовательно и в плане работы нужно, стиснув зубы, искать свою работу. Где и в каких сферах быстрее и проще найти работу? В своём первом отзыве я написал, что конкуренция есть везде, и я не могу выделить какую-то особенную отрасль, где всё кучеряво. Тем не менее, попытаюсь вслух озвучить свои мысли.
Медицина. В Калининграде в этом плане всё плохо. Но помимо государственных учреждений, есть много частных клиник, где соответственно требуется высококвалифицированный персонал. Не скажу, что катастрофа, но вакансии бывают. Имею в виду вакансии с неплохой ЗП. Суммы озвучивать не буду, но для Калининграда в этой сфере есть возможность развития.
Автомобильная тема. Для дальневосточника это отличная тема. Если вы хороший автослесарь, вы сможете найти работу хоть в автосервисе, хоть частником. Если частником, то гарантия 100%, что сарафанное радио принесёт свои плоды. Толковых автослесарей, кот наплакал. Как я уже писал выше, у меня до сих пор нет персонального авторемонтника. Даже спустя 5 с лишним лет, при наличие знакомых, я такового не нашёл. Кругом либо хапуги, либо рукожопы, но в основном, два в одном.
Строительство/рабочие профессии. Тут одновременно всё хорошо и всё плохо. Хорошо в том плане, что очень востребованная профессия. Но конкуренция просто зашкаливает. Строителей любят обманывать работодатели. Именно в этой сфере чаще всего происходит мошенничество. Тем не менее, при смекалке и трезвом подходе в этой сфере хороший потенциал. Слесари, токари, специалисты, связанные со сборкой мебели, и прочие рабочие специальности — всё это востребовано. Побиться придётся, но шансы в конечном итоге найти работу весьма велики.
Такси. Тема практически умерла. Слишком огромная конкуренция. Но при критической ситуации работать можно. Но при условии, что у вас есть возможность недорого, а лучше самостоятельно ремонтировать авто. В противном случае, из-за затрат на эксплуатацию сильно будет бить по карману. Опять же, бензин в Калининграде дороже, чем на ДВ. Из плюсов, оформиться в «Яндекс-такси» дело нескольких минут. Почему тема умерла? Повторюсь. Из-за тотального дефицита работы все ломанулись в такси, как следствие, пассажиры довольны, таксисты нет, ибо самих таксистов ОЧЕНЬ много. Года 3 назад такого не было. Подрабатывал, знаю.
Курьеры. По сути, это аналог такси. Но если вы молоды, вариант неплохой. Это востребовано. Методом проб и ошибок можно найти нормальную компанию с неплохой мотивацией. Во всяком случае, многие из таксистов ушли именно в курьеры. Есть и пешие, и велокурьеры. Работа очень тяжёлая, но зарплата неплохая.
Повара и ресторанный бизнес. Тема очень развита, город туристический, соответственно повара очень востребованы. Не скажу, что зарплаты высокие, но стабильность будет. Ибо спрос есть всегда. Касаемо официантов, управляющих, заведующих и т. д. На мой взгляд, если официантом не сложно найти работу, то в руководстве потенциала нет. Требования высоки, конкуренция серьёзная, текучка кадров зашкаливает.
Менеджеры по продажам, торговые представители. Спрос есть, но как правило, там где нормальная компания, вакансий нет. Тут скорее как повезёт. Если на руководящей позиции, то всё плохо. Начиная от супервайзера и до директора филиала – текучка, нестабильность обеспечены. Всё, что подразумевает руководящую должность — засада полнейшая. Особенно морально плохо тем, у кого большой опыт и знания. Будете сильно удивлены уровнем профессионализма вашего руководителя или собственника. Максимум вы сможете проработать год. Затем, даже при отсутствие нареканий, вас заменят на родственника или хорошего знакомого.
IT-сфера. Есть спрос, но сами понимаете, айтишников — море. А фраза: «попробуй найти хорошего айтишника», не актуальная. Эту сферу атаковали местные. Разумеется, это относится и к бухгалтерам, юристам, экономистам. Вроде и вакансии есть, но тут как карта ляжет. Повезёт, но скорее не повезёт.
Предпринимательство. На мой взгляд, есть хороший потенциал. Калинградцы ленивы. Как и южане, они не будут вкалывать и биться за место под солнцем. У дальневосточника, с его опытом и шрамами от побед с разными органами, на мой взгляд, есть преимущество. Тем более, что полиция, ГАИ, налоговые органы — все достаточно «пушистые». Тотального кошмара нет.
Перечислять можно долго, вывод очевиден. Всё зависит от того, насколько вы готовы пройти все круги ада, если у вас не совсем подходящая работа и сколько у вас есть финансов в принципе, чтобы решиться на переезд.
Пенсионеры/военные пенсионеры. Это не работа, но в какой-то мере работа. Есть ведь стабильный доход. Всё прекрасно, но не забывайте, что ваша пенсия в Калининграде будет меньше, чему вас была на ДВ. Кстати, информация проверена на 100%. Перед переездом, не знаю как, проверьте и уточните, насколько ваша пенсия уменьшится.
Самая распространённая работа — продавцы. Вакансий очень много, всё это востребовано, но 99% что вы работать будете много, а зарплата порядка 20 тысяч.
Подведя итог темы работы, ещё раз хочу прям подчеркнуть, всё плохо.
Кстати, одна из причин – большое количество мигрантов из азиатских стран, которые существенно снизили заработную плату. Особенно в общепите (повара) и строительстве. Маршрутные такси — 100% мигранты, т. к. наши собратья просто не выдерживают 15-и часовой рабочий день. В обычном такси ситуация такая же.
Да, совсем забыл, забудьте про 8-ми часовой рабочий день практически на ЛЮБОЙ РАБОТЕ и зарплату, которая указана на сайтах. По факту, всё не так.
Цены
Увы, ситуация не утешительная. Веду таблицу расходов уже лет 15. Так вот, только на еду с 2016 по 2020 год у меня затраты увеличились на 64,2%. И это при том, что я даже немного экономить стал. Даже если и есть погрешность в цифрах, то она не значительна. Если буду сравнивать с 2021 годом, то ситуация будет намного хуже, ибо ценник вырос не по-детски. Вы скажете, что такое по всей стране. Увы, общаюсь с родственниками с ДВ, сравниваем цены, даже у них всё лучше. Не знаю, с чем это связано, но реально это просто дурдом. Если в своём первом отзыве я больше нахваливал Калининград и область, то сейчас у меня более пессимистические прогнозы.
Что ждёт Калининград и область в недалёком будущем?
Тотальная застройка, вырубка зелени, сумасшедшие пробки и уничтожение исторических объектов. Из-за отсутствия заводов/фабрик, да и производства в принципе, ситуация с работой ещё более ухудшится. Отток туристов, а со временем это произойдёт обязательно, рост безработицы увеличится. Так же пострадают те, кто вложил деньги в недвижимость. Любая недвижимость будет зависеть от сезонности. В туристический сезон спрос очень высок, вне сезона с вероятностю 100% будет всё не так радужно, ибо большинство не бедных приезжих скупают недвижимость с целью сдачи. Это самый распространённый способ заработка среди обеспеченных переселенцев. Кстати, в последнее время очень много коммерческой невостребованной недвижимости, а это уже настораживает.
Подведу итоги
Итак, что имеем в сухом остатке?
Из плюсов:
- Отличный, мягкий климат бОльшую часть времени года. Исключение ноябрь — февраль. Всё отлично, но темно, солнца почти нет;
- Работа. Если вы не претендуете на высокую зарплату, то в Калининграде на 20-25 тысяч (женщины), 30-35 тысяч (мужчины), работу вы найдёте;
- Дружелюбное население. Агрессия, как таковая, отсутствует. Криминала, можно сказать, что нет;
- Присутствует море, реки, озёра, в общем природа – класс;
- Близость европейских стран;
- Со спортом всё кучеряво;
- Театры, тусовки, короче, любая развлекаловка, прогулки, куча кафе и ресторанов… в общем, всё хорошо.
Из минусов:
- С работой, пожалуй, худшая ситуация в стране;
- Для некоторых климат — сырой;
- Пробки на дорогах существенно увеличились;
- Авто и всё что с этим связано — совсем всё плохо;
- Недвижимость сильно выросла в цене;
- Медицина на низком уровне;
- Ценник на продукты увеличился сильно, даже в сравнении с другими регионами;
- Квартира с центральным отоплением — лучше забыть, ибо не раз будете проклинать;
- Зелень вырубается нещадно.
Итак, настал момент истины, стоит переезжать или нет?
На мой взгляд, если вас финансовая сторона не тревожит, то, думаю, вы будете рады. Как ни крути, жить в Калининграде или приморских городках при наличии денег весьма комфортно. Впрочем, с деньгами вы скажете везде комфортно. Позвольте возразить. В том же Владивостоке или Новосибирске даже с деньгами вы круглогодично не сможете просто погулять на улице или кататься на велосипеде. Как минимум, это не комфортно, а точнее невозможно (зимой). Понятно, что у обеспеченных куча других развлекаловок, но один чёрт, в Калининграде их точно будет больше.
Что касается середнячков. Даже не знаю. Если вы такой же фанат зелени, брусчатки, старых зданий, и климат вам подходит, наверное – да. Подчёркиваю, если вы именно фанат всего этого. Если нет, то рутина и битва за место под солнцем вас доканает. Если я своим знакомым ещё несколько лет назад рекомендовал Калининград, то сейчас, наверное, Подмосковье, Краснодарский край, любые города миллионники + разумеется Москва/Питер, однозначно более перспективные.
Если у вас совсем всё плохо финансово, в принципе, что изменится? Если вы у себя на Родине жили не богато, то какая разница, где жить плохо? В Калининграде хоть климат щадящий, и красота пока ещё осталась. В любом случае, лучше всё взвесить.
На этом всё. Прошу не судить строго, я не писатель. Будут вопросы, задавайте. Постараюсь ответить.
Комментарии:
2 Июн 2021 в 15:55
Спасибо Вам огромное, Андрей, за такой подробный отзыв о городе ! С удовольствием читаю подобные отзывы, написанные искренне и с душой !
2 Июн 2021 в 16:00
Был туристом в Калининграде. Многое из того что написал автор правда, я это подметил. Цены на продукты очень не дешёвые. Молодец. Расписал хорошо. Знаю одно. Куда народ ломится туда точно ехать не надо. Ну кроме Москвы и Питера конечно. А сейчас народ ломится в Калининград и Краснодар.
2 Июн 2021 в 16:23
Спасибо. Старался. Вроде много написал, но один чёрт, получилось мало информации.
2 Июн 2021 в 18:40
А почему калининградцы считают себя европейцами?
2 Июн 2021 в 21:00
Очень много про моду и совсем мало про медицину. Неужели за 5,5 лет ничего не поменялось в лучшую или в худшую сторону (желательно конечно в лучшую)? Есть ли толковые специалисты хотя бы в платных клиниках?
2 Июн 2021 в 22:07
Качественный и подробный отзыв, СПС. Особенно понравилась фраза автора «Если вы у себя на Родине жили не богато, то какая разница, где жить плохо?». Что-то в этом есть.)
3 Июн 2021 в 9:00
В обозримом будущем для всех регионов и городов России перспектива схожая с Калининградом и даже по страшнее будет, а где-то и раньше это наступит. Поэтому, лучше жить одинаково бедно, в том же Калининграде, чем в солнечном Забайкалье или еще дальнем Востоке) Критика медлительности автовладельцев слегка преувеличена. Всяко лучше, соблюдение правил ПДД, чем пренебрежение ими, подвергая риску себя и других людей. Думаю статистика дтп более точно скажет, какие водители в КО — медлительные, торопливые или неосторожные. ЗП 30−35к для города не миллионника вполне пригодна для жизни, особенно, если есть свое жилье.
4 Июн 2021 в 17:45
«Причина, думаю, одна — более щадящий климат в Калининграде и чернозём.»
Да нет у нас чернозёма, торфянники. Это далеко не чернозём!
5 Июн 2021 в 13:05
Спасибо) В основном все так)
5 Июн 2021 в 19:42
можно адрес кирпичного особняка?
5 Июн 2021 в 19:50
Отзыв типичного приезжего. Очень много не соответствий действительности.
5 Июн 2021 в 21:26
Напишите, пожалуйста, что не соответствует.
5 Июн 2021 в 23:22
Мне отзыв понравился за подробность. Фотографии-восторг! Немецкие дома — мечта.
6 Июн 2021 в 1:48
Согласен со многим в этой статье, но не со всем.
В первую очередь, крайне не согласен с тем фактом, что «если сравнивать с -30 в Сибири, то калининградские минус 15 переносятся гораздо хуже.» Как коренной сибиряк, скажу, что разницы нет. Совсем. Что тут -15, что в Сибири, одинаково. Вот только в Сибири люди привыкли тепло одеваться, а тут — нет. Потому и холодно им в -15. По влажности — большой разницы с Кузбассом мы не заметили, немного более влажно, но не критично.
Про ситуацию с ремонтом автомобиля — да, хороших мастерских мало. Но дело не только в местных — я так к одному дальневосточнику, хозяину небольшой мастерской, поехал машину ремонтировать, так вот лучше бы не связывался. Только на словах он был «честнее местных», а на самом деле — пройдоха тот ещё. В итоге ремонтирую авто в автомастерской побольше. Ценник средний, претензий пока нет. Уже года 3 к ним езжу, никаких левых услуг или запчастей не впаривают, делают нормально.
Цены на продукты да, всё растут. Вот только сегодня с женой говорили о том, что по приезду сюда печенюшки Selga стоили 35 рублей, за 40 в Спаре и Виктории казалось дорого. Сейчас они там уже по 65.
А ещё очень сильно взлетели цены на жильё. Если пару лет назад двушка в нашем районе стоила 2,4 млн. руб., то сейчас уже 5,5. Нектороые говорят, что это на рынке недвижимости «пузырь» надулся и он скоро лопнет, но я что-то в этом сомневаюсь.
Что касается районов — да, центральный район хорош, но там дорого, узкие улочки, нет мест для парковки. В районах с новостройками с этим полегче, подземные паркинги есть. Хотя большинство предпочитает ставить машины бесплатно у дома и вдоль дорог, но хоть что-то. С ситуацией, когда двум машинам тяжело разъехаться, я практически не сталкиваюсь в своем районе — только изредка, из-за таких вот парковщиков, когда одна полоса полностью занята машинами. А у меня как раз большой универсал с правым рулём. Сам так машину никогда не ставлю, только на парковке.
6 Июн 2021 в 7:52
Спасибо! Очень интересно. Теперь мои мечты в отношении переезда в Калининград развеялись. Поеду туда просто отдохнуть. Скажите пожалуйста, а вы переезжали полностью собирали с собой все. Как это вообще? Такой ужас навеивает, при мысли о сборе вещей… Но, не бросать же все. Может кто подскажет, как это все пережить и сделать грамотно. Я по поводу сбора и отправки вещей.
6 Июн 2021 в 9:12
Спасибо, за подробный честный рассказ. Планирую осенью 22 г. тоже переехать в Калининград из Владивостока. Конечно понимаю, что с работой все плохо, со всей России ломятся как сайгаки, но что делать. прорвемся мы с Д. В. Вот продумываю, что с работой придумать. надо не ординарный подход ?
15 Июн 2021 в 1:52
Отличный подробный отзыв, разве что небольшие проблемы с системой измерений, что такое «тополь диаметром 5 метров» и «деревья диаметром 1−2 метра», я так и не понял
21 Июн 2021 в 11:49
Спасибо за отзыв. В последнее время на сайте мало действительно хороших, аргументированных отзывов.
3 Окт 2021 в 1:09
Автору большой плюс, как наяву всё увидела. Переезжать в Калининград не планирую, но съезжу обязательно, пока всё не вырубили))