Ростов-на-Дону: бум строительства и 20 первых классов в новых школах в учебой в три смены

Забросила меня судьба с Урала на Юг России, в Ростов-на-Дону. Полжизни прожила я в чудесном Екатеринбурге, а в моем счастливом детстве — Свердловске. Но люди мы служивые, куда Родина позвала, туда и едем. Вот и Ростов. И сразу — солнце! Много солнца! Жара! Ветер! Пыль! Только сошли с трапа самолета, уже облилась потом, голову напекло, прямо не ожидали такого в июне.

Первое впечатление — самое верное

Самое первое впечатление получила по пути из аэропорта в город. Ни тебе соснового леса вдоль дорог, ни березовых рощ. Когда едешь из аэропорта Кольцово в Екатеринбург, то глаз радуется густому лесу, а осенью это просто сумасшедшая игра красок — желтая, оранжевая, зеленая листва, смешанный, хвойный лес… Здесь ничего этого нет. Степной ландшафт, где-то кустики, редкие рощицы, все это выгорело от солнца. Довольно уныло.

Ну да ладно, въехали в Ростов. Сам Ростов на Дону очень нелогично построен. Очевидно, что никакого городского планирования здесь нет. Огромные высотки перемежаются с частными домами, везде какие-то торговые ларьки, в центре города трамвайные рельсы проложены посреди дороги, и явно мешают движению автомобилей.

Что удивило сразу — частный сектор посреди города. Обычно центр города – в основном высотные здания, офисы. Тут центр застроен трущобами, домишками с начала прошлого века. Никем это не реставрируется, старые купеческие дома с лепниной и чугунными резными перилами в парадных постепенно разрушаются. Недавно в одном из таких домов перила срезали и украли.

Некоторые такие дома коммерческие фирмы выкупили, подшаманили и держат там офисы, или творческие студии. Но в основном смотреть на такое отношение к историческим зданиям печально.

В центре в принципе много индивидуальной застройки- частный сектор, обнесённый заборами. Среди них петляют извилистые улочки и проулки, что вызывает бесконечные пробки.

Ростов-на-Дону

Фото Сергея Санжарова

Знаменитый Левбердон

Поразил Дон, текущий через Ростов. Когда слышишь Дон-батюшка, сразу представляется полноводная и широкая река. Не знаю, раньше так наверное, и было. Сейчас это зелёная жижа с неприятным запахом. Река совсем и небольшая, оказывается.

Набережная Дона в городе не сильно протяженная, и не особо красивая. Чтобы на нее попасть, надо из центра города проехать по крутейшему Богатяновском спуску к реке. Как автомобилисты это делают зимой – ума не приложу. Спуск обрамляют все те же трущобы, вперемешку с кафе и отелями. Колорит старого Ростова тут чувствуется, как нигде.

Из красоты променада — светомузыкальный фонтан и пара больших кораблей, пришвартованных к причалам, в них рестораны. В остальном – какие-то торговые ларьки, рестораны и кафе, в общем хаос и шум.

Впечатлил Ворошиловский мост через Дон — грандиозное и красивое сооружение, построен не так давно, и говорят, очень облегчил автомобилистам въезд в город — старый мост был совсем дряхлый.

Поехали кататься по Дону на небольшом кораблике — все на нем уже довольно уставшее, ржавое и перекрашенное. Прогулка заняла час, катали взад-вперед, мы разглядывали левый берег Дона — знаменитый Левбердон, гремевший в 90-е с его ресторанами, базами отдыха и шансоном. Говорят, в те годы там все сияло огнями, в ресторан было не попасть, и вся местная богема там кутила. Теперь левый берег тих и спокоен, только рыбаки по берегам сидят со своими удочками.

С воды набережная кажется совсем маленькой и неуютной. Невольно сравниваю ее с екатеринбургской, где Исеть закована в гранит. Как я считаю, набережная — лицо города, и здесь можно было бы и получше обустроить.

Жизнь в Ростове-на-Дону

Пришлось помучиться с выбором района для проживания.

Большая проблема центра, на мой взгляд — так называемая «точечная» застройка. Выглядит это так — на клочке свободной земли строится 25 этажный дом. Без двора — для него там просто нет места, максимум пара качелей для детей. Без парковочных мест — может подземную парковку и сделают машин на 30, а будут продавать по миллиону. Без инфраструктуры — ни школ, ни садиков застройщики в центре не строят, только высотки. Ну, оно и понятно — построил и продал, а в школу просто надо вкладываться, и никакой маржи. Поэтому имеющиеся школы и сады переполнены.

При этом цены на жилье – совсем негуманные, особенно выросли за последний год. Центр дорогущий, где искать? Самые дешевые квартиры в районе Суворовский, это окраина. Поехали смотреть… Голое поле, утыканное высотками. Рядом Северное кладбище — самое большое в Европе, прекрасное соседство, не правда ли? Часть домов с видом на погост.

Здесь построена одна школа, с 20-ю первыми классами и учебой в три смены. Половину детей возят в садик в соседний район. Правда, есть гипермаркет Магнит и поликлиника. Но самый главный недостаток Суворовского — отсутствие нормальной туда дороги. Узкая и извилистая, построенная ещё при царе Горохе дорога, не в состоянии переварить поток выезжающих с утра на работу в центр трудящихся. Равно как и обратно, вечером. Пробки, и 1,5 часа на дорогу в час пик — так себе удовольствие.

Вроде город затеял строить туда новую дорогу, но под это дело надо выкупить и расселить 100 с лишним домов частного сектора, которые мешают будущему строительству. Дело, как вы понимаете, не быстрое.

Районы Западный и Северный не в полях, а транспортная доступность получше. Очень много новостроек. В Ростове бум строительства, и новые ЖК растут, как грибы. Выбор жилья большой, вопрос в его стоимости. В среднем двушка 50-60 м2 с ремонтом в новостройке, в районе с хорошей инфраструктурой (чтобы сады, школы и магазины были в шаговой доступности) — стоит 4.200 — 5,500 млн. Но районы довольно благоустроенные, с банками, торговыми центрами и остановками поблизости. Выбрали Западный, пока всем довольны.

Общественный транспорт и дороги

Общественный транспорт — отдельная боль Ростова. Джамшутки, ой, простите — маршрутки бодро бегают по городу, набитые битком. Автобусы и кое-где троллейбусы. Метро нет, и сказали не ждать — очень дорого, и Ростову не подходит по причине подземных вод (по официальным версиям). На мой взгляд, общественного транспорта очень мало, он пыльный и старый.

Дороги — еще легендарнее. Центральные вроде и ничего. Много ям, внутриквартальные проезды местами напоминают лунный пейзаж. В последние годы, говорят много сделано — строят и развязки, и мосты. Главная проблема Ростова — это вышеупомянутые узкие, петляющие улицы. Отсюда и пробки. И ехать вроде недалеко — а тащишься час и более. Но строящиеся жилые районы все же заставляют развивать и дороги.

Парковки в центре — проблема. Приткнуться негде, регулярно эвакуаторы увозят машины халатно припарковавшихся граждан. Вышел — а машины нет, весело.

Детские сады, школы и поликлиники

Никакого особенного впечатления эти заведения на нас не произвели. Обычные, чуть лучше или хуже — в государственном формате примерно одинаковые. Дети пошли в банальную районную школу. Есть частные сады и школы, цена вопроса в среднем 20 тыс. в месяц. Там и детей в классах и группах поменьше, и питание получше.

Районные поликлиники тоже не ошеломили роскошью. Замученные приемом терапевты, запись к узким специалистам недели за две. В целом врачей не хватает, и в детской поликлинике вечная их нехватка. Поэтому мы стараемся ходить в частные клиники — благо их тут выбор большой, на любой район и цены. Там все быстрее и комфортнее.

Местные

Пожалуй, самое неоднозначное впечатление здесь производит население. Сюда съезжаются с Севера, «на пенсию поближе к теплу». Из приграничных районов с Украиной, из сел и деревень в поисках работы. Здесь много местных армян, их целые поселения в пригороде. У меня Ростов вызвал образ эдакого шумного и экзотичного Вавилона, где проживали самые разные народы.

Если выразиться корректно — здесь мало интеллигенции. В основном люд торговый, с соответственными запросами, не зря Ростов-папа. Сначала удивлялась бесцеремонности и хамовитости, но потом привыкла — это вам не примороженные уральцы. Зато в Ростове легко налаживать связи, у всех есть знакомые знакомых, и если что-то срочно нужно, и не получается — всегда посоветуют, к кому обратиться.

Подытоживая

Минусы Ростова-на-Дону

Из минусов — очень мало зелени, нет лесов, грибов и ягод – вот это прямо удручает. Многие мучаются аллергиями — растет много сорных трав. Мало парков, благоустроенных мест для прогулок, велосипедных дорожек. Город слабо развит в культурном плане — недостаточно театров, музеев, выставок. Народ развлекается в основном кафе и торговыми центрами.

Климат своеобразный, с сильными перепадами. Мало комфортных периодов — либо жара, либо ветер. Зимы как таковой нет, две недели снега в январе я за зиму не считаю. Лето бывает убийственное, как в пустыне. Город в целом грязноват и мало ухожен.

Плюсы Ростова-на-Дону

Отрадно, что северяне и москвичи уже в пуховиках, а ростовчане еще в шортах. Очевидный плюс Ростова-на-Дону в том, что тут большую часть года тепло. Овощи, фрукты доступны круглый год и недороги, много фермерской и вкусной продукции.

Город бурно растет и развивается, легко найти работу — пусть и с довольно средней зарплатой 25-35 тыс. Много учебных заведений для детей, колледжей и ВУЗов, все студенты где-то подрабатывают. Совсем недалеко Черное море и горы -Адыгея, Архыз, Домбай. Кавминводы тоже близко.

Спустя время стало очевидно — жить в Ростове можно. Да, он пыльный, шумный и жаркий. Но и гостеприимный, колоритный и яркий. Такой уж он, Ростов-папа.