Ростов-на-Дону: бум строительства и 20 первых классов в новых школах в учебой в три смены
Забросила меня судьба с Урала на Юг России, в Ростов-на-Дону. Полжизни прожила я в чудесном Екатеринбурге, а в моем счастливом детстве — Свердловске. Но люди мы служивые, куда Родина позвала, туда и едем. Вот и Ростов. И сразу — солнце! Много солнца! Жара! Ветер! Пыль! Только сошли с трапа самолета, уже облилась потом, голову напекло, прямо не ожидали такого в июне.
Первое впечатление — самое верное
Самое первое впечатление получила по пути из аэропорта в город. Ни тебе соснового леса вдоль дорог, ни березовых рощ. Когда едешь из аэропорта Кольцово в Екатеринбург, то глаз радуется густому лесу, а осенью это просто сумасшедшая игра красок — желтая, оранжевая, зеленая листва, смешанный, хвойный лес… Здесь ничего этого нет. Степной ландшафт, где-то кустики, редкие рощицы, все это выгорело от солнца. Довольно уныло.
Ну да ладно, въехали в Ростов. Сам Ростов на Дону очень нелогично построен. Очевидно, что никакого городского планирования здесь нет. Огромные высотки перемежаются с частными домами, везде какие-то торговые ларьки, в центре города трамвайные рельсы проложены посреди дороги, и явно мешают движению автомобилей.
Что удивило сразу — частный сектор посреди города. Обычно центр города – в основном высотные здания, офисы. Тут центр застроен трущобами, домишками с начала прошлого века. Никем это не реставрируется, старые купеческие дома с лепниной и чугунными резными перилами в парадных постепенно разрушаются. Недавно в одном из таких домов перила срезали и украли.
Некоторые такие дома коммерческие фирмы выкупили, подшаманили и держат там офисы, или творческие студии. Но в основном смотреть на такое отношение к историческим зданиям печально.
В центре в принципе много индивидуальной застройки- частный сектор, обнесённый заборами. Среди них петляют извилистые улочки и проулки, что вызывает бесконечные пробки.
Знаменитый Левбердон
Поразил Дон, текущий через Ростов. Когда слышишь Дон-батюшка, сразу представляется полноводная и широкая река. Не знаю, раньше так наверное, и было. Сейчас это зелёная жижа с неприятным запахом. Река совсем и небольшая, оказывается.
Набережная Дона в городе не сильно протяженная, и не особо красивая. Чтобы на нее попасть, надо из центра города проехать по крутейшему Богатяновском спуску к реке. Как автомобилисты это делают зимой – ума не приложу. Спуск обрамляют все те же трущобы, вперемешку с кафе и отелями. Колорит старого Ростова тут чувствуется, как нигде.
Из красоты променада — светомузыкальный фонтан и пара больших кораблей, пришвартованных к причалам, в них рестораны. В остальном – какие-то торговые ларьки, рестораны и кафе, в общем хаос и шум.
Впечатлил Ворошиловский мост через Дон — грандиозное и красивое сооружение, построен не так давно, и говорят, очень облегчил автомобилистам въезд в город — старый мост был совсем дряхлый.
Поехали кататься по Дону на небольшом кораблике — все на нем уже довольно уставшее, ржавое и перекрашенное. Прогулка заняла час, катали взад-вперед, мы разглядывали левый берег Дона — знаменитый Левбердон, гремевший в 90-е с его ресторанами, базами отдыха и шансоном. Говорят, в те годы там все сияло огнями, в ресторан было не попасть, и вся местная богема там кутила. Теперь левый берег тих и спокоен, только рыбаки по берегам сидят со своими удочками.
С воды набережная кажется совсем маленькой и неуютной. Невольно сравниваю ее с екатеринбургской, где Исеть закована в гранит. Как я считаю, набережная — лицо города, и здесь можно было бы и получше обустроить.
Жизнь в Ростове-на-Дону
Пришлось помучиться с выбором района для проживания.
Большая проблема центра, на мой взгляд — так называемая «точечная» застройка. Выглядит это так — на клочке свободной земли строится 25 этажный дом. Без двора — для него там просто нет места, максимум пара качелей для детей. Без парковочных мест — может подземную парковку и сделают машин на 30, а будут продавать по миллиону. Без инфраструктуры — ни школ, ни садиков застройщики в центре не строят, только высотки. Ну, оно и понятно — построил и продал, а в школу просто надо вкладываться, и никакой маржи. Поэтому имеющиеся школы и сады переполнены.
При этом цены на жилье – совсем негуманные, особенно выросли за последний год. Центр дорогущий, где искать? Самые дешевые квартиры в районе Суворовский, это окраина. Поехали смотреть… Голое поле, утыканное высотками. Рядом Северное кладбище — самое большое в Европе, прекрасное соседство, не правда ли? Часть домов с видом на погост.
Здесь построена одна школа, с 20-ю первыми классами и учебой в три смены. Половину детей возят в садик в соседний район. Правда, есть гипермаркет Магнит и поликлиника. Но самый главный недостаток Суворовского — отсутствие нормальной туда дороги. Узкая и извилистая, построенная ещё при царе Горохе дорога, не в состоянии переварить поток выезжающих с утра на работу в центр трудящихся. Равно как и обратно, вечером. Пробки, и 1,5 часа на дорогу в час пик — так себе удовольствие.
Вроде город затеял строить туда новую дорогу, но под это дело надо выкупить и расселить 100 с лишним домов частного сектора, которые мешают будущему строительству. Дело, как вы понимаете, не быстрое.
Районы Западный и Северный не в полях, а транспортная доступность получше. Очень много новостроек. В Ростове бум строительства, и новые ЖК растут, как грибы. Выбор жилья большой, вопрос в его стоимости. В среднем двушка 50-60 м2 с ремонтом в новостройке, в районе с хорошей инфраструктурой (чтобы сады, школы и магазины были в шаговой доступности) — стоит 4.200 — 5,500 млн. Но районы довольно благоустроенные, с банками, торговыми центрами и остановками поблизости. Выбрали Западный, пока всем довольны.
Общественный транспорт и дороги
Общественный транспорт — отдельная боль Ростова. Джамшутки, ой, простите — маршрутки бодро бегают по городу, набитые битком. Автобусы и кое-где троллейбусы. Метро нет, и сказали не ждать — очень дорого, и Ростову не подходит по причине подземных вод (по официальным версиям). На мой взгляд, общественного транспорта очень мало, он пыльный и старый.
Дороги — еще легендарнее. Центральные вроде и ничего. Много ям, внутриквартальные проезды местами напоминают лунный пейзаж. В последние годы, говорят много сделано — строят и развязки, и мосты. Главная проблема Ростова — это вышеупомянутые узкие, петляющие улицы. Отсюда и пробки. И ехать вроде недалеко — а тащишься час и более. Но строящиеся жилые районы все же заставляют развивать и дороги.
Парковки в центре — проблема. Приткнуться негде, регулярно эвакуаторы увозят машины халатно припарковавшихся граждан. Вышел — а машины нет, весело.
Детские сады, школы и поликлиники
Никакого особенного впечатления эти заведения на нас не произвели. Обычные, чуть лучше или хуже — в государственном формате примерно одинаковые. Дети пошли в банальную районную школу. Есть частные сады и школы, цена вопроса в среднем 20 тыс. в месяц. Там и детей в классах и группах поменьше, и питание получше.
Районные поликлиники тоже не ошеломили роскошью. Замученные приемом терапевты, запись к узким специалистам недели за две. В целом врачей не хватает, и в детской поликлинике вечная их нехватка. Поэтому мы стараемся ходить в частные клиники — благо их тут выбор большой, на любой район и цены. Там все быстрее и комфортнее.
Местные
Пожалуй, самое неоднозначное впечатление здесь производит население. Сюда съезжаются с Севера, «на пенсию поближе к теплу». Из приграничных районов с Украиной, из сел и деревень в поисках работы. Здесь много местных армян, их целые поселения в пригороде. У меня Ростов вызвал образ эдакого шумного и экзотичного Вавилона, где проживали самые разные народы.
Если выразиться корректно — здесь мало интеллигенции. В основном люд торговый, с соответственными запросами, не зря Ростов-папа. Сначала удивлялась бесцеремонности и хамовитости, но потом привыкла — это вам не примороженные уральцы. Зато в Ростове легко налаживать связи, у всех есть знакомые знакомых, и если что-то срочно нужно, и не получается — всегда посоветуют, к кому обратиться.
Подытоживая
Минусы Ростова-на-Дону
Из минусов — очень мало зелени, нет лесов, грибов и ягод – вот это прямо удручает. Многие мучаются аллергиями — растет много сорных трав. Мало парков, благоустроенных мест для прогулок, велосипедных дорожек. Город слабо развит в культурном плане — недостаточно театров, музеев, выставок. Народ развлекается в основном кафе и торговыми центрами.
Климат своеобразный, с сильными перепадами. Мало комфортных периодов — либо жара, либо ветер. Зимы как таковой нет, две недели снега в январе я за зиму не считаю. Лето бывает убийственное, как в пустыне. Город в целом грязноват и мало ухожен.
Плюсы Ростова-на-Дону
Отрадно, что северяне и москвичи уже в пуховиках, а ростовчане еще в шортах. Очевидный плюс Ростова-на-Дону в том, что тут большую часть года тепло. Овощи, фрукты доступны круглый год и недороги, много фермерской и вкусной продукции.
Город бурно растет и развивается, легко найти работу — пусть и с довольно средней зарплатой 25-35 тыс. Много учебных заведений для детей, колледжей и ВУЗов, все студенты где-то подрабатывают. Совсем недалеко Черное море и горы -Адыгея, Архыз, Домбай. Кавминводы тоже близко.
Спустя время стало очевидно — жить в Ростове можно. Да, он пыльный, шумный и жаркий. Но и гостеприимный, колоритный и яркий. Такой уж он, Ростов-папа.
Комментарии:
14 Дек 2021 в 13:19
Хорошая статья! Спасибо!
15 Дек 2021 в 6:57
Хорошая статья, все в точку, только все что в Ростове отрицательное, все тоже самое и в Ебурге: пробки, винегрет в строительстве, слабое благоустройство, куча южан и мусора по улицам, ну только с лесом правда все в порядке.
15 Дек 2021 в 8:49
Жанн, в городе, в который мы переехали лучшие дороги в стране, пробок ну почти нет, строят микрорайонами со всем благоустройством и объектами, даже экология за 3 года стала в разы лучше, а про центр, который весь реконструировали, где сейчас ходят и гуляют люди, как в музее, красота, набережных строят 17 км. А проектов было на 5 млрд. с натяжкой, сейчас в работе более 200 млрд. Конечно так не было всегда, мы тут 4 года, но на наших глазах город стал другой. В Ростове бываю, нравится очень, но наверное, как гостю, а когда будни это другое. Вы говорите море рядом, но не так уж оно рядом, час лету, с Ебурга 3 часа лету. Но столица туризма и озер, гор и горнолыжек, от вас была 200 км южнее Ебурга, и это начитаешь ценить, когда от туда уезжаешь. Что очень заметно, в Челябинск стало много людей возвращаться, кто с помпезном удирал от сюда, сейчас возвращается, сравнив с другими миллиониками, оказывается дома то круто, а сейчас тем более. Удачи.
16 Дек 2021 в 10:09
В Ростове на сегодняшний день проживает более 3 млн, млн был зарегистрирован в 80 годах у нас на сегодняшний день более млн автомобилей зарегистрировано инету верить нельзя
16 Дек 2021 в 11:41
Я Вас наверное удивил
16 Дек 2021 в 12:55
День там провел этим летом. Беглые впечатления похожие. Дикие пробки, степная жара, градостроительный хаос. Локация достаточно хорошая, но ни леса, ни моря, ни гор нет. Весьма спорно, кому море ближе. Несколько часов по жаре и пробкам из Ростова или горящий пакетник самолетом из столиц. А родня из ставрополья вообще море раз в 2 года видит, с огородом не наездишься.
17 Дек 2021 в 10:28
В Ростове более 1 млн и 100000 авто я там работаю и номера выдаю, каждый 3 имеет авто, как-то так