Зеленоград — перспективный район Москвы или город зеро?

Год прожила в славном городе Зеленограде. До этого я жила в четырех районах одного мегаполиса и шести районах другого, но об этом позже.

Зеленоград — это Москва, как гордо сообщают его жители, но при этом тут же добавляют «я — зеленоградец».

Панорама 15-го микрорайона

Панорама 15-го микрорайона. Фото by difap (https://fotki.yandex.ru/users/difap)

Административно город действительно является округом Москвы. Это в прошлом закрытый город, наукоград, предприятия которого имели огромное значение для СССР. Долгое время Зеленоград был закрытым городом. От этого прошлого осталось две характерных особенности: большинство жителей друг друга знают, а вместо привычных улиц в Зеленограде есть номера домов.

Город поделен на районы. В 3-ем районе номера домов начинаются на «3» — 383, 385. В 10-ом на «10», и так далее. Улиц с названиями очень мало. Ориентироваться в городе привыкаешь не сразу. По работе я встречала водителей, которые рассказывали мне, что в советские времена, до появления навигаторов и Яндекс-карт, они кружили по Зеленограду часами.

23 район Зеленограда

23 район Зеленограда. Фото Вячеслава Реброва (https://fotki.yandex.ru/users/zelen1881)

Город с таким названием обязан быть зеленым. В Зеленограде официально запрещена вырубка деревьев. Правда, последние годы откуда-то взялось мифическое существо — жук-короед. Из-за этого жука вырубаются отдельные зеленые насаждения, а на их месте вырастают разные жилые комплексы. Тем не менее он все еще полон зелени, очень много птиц. А вот белок сильно поубавилось, хотя белка изображена на гербе Зеленограда. За год я не увидела ни одной, хотя исходила городок вдоль и поперек.

Город хорошо приспособлен для велосипедистов и разных самокатеров. В 10-ом районе есть озеро Школьное. возле которого построен целый авто-велогородок, а вокруг озера проложена настоящая велотрасса с разметкой. Правда, денег, выделенных на это, не вполне хватило, поэтому пока проложили трассу только по одной половине берега. Для тех, кто предпочитает другие виды отдыха, в городке есть ДК Зеленоград, в котором нередко выступают известные поп- и рок-музыканты, есть театр «Ведогонь».

Подготовка к празднику

Подготовка к празднику. Фото by Есения (https://fotki.yandex.ru/users/galina-esenkina)

Зеленоград образцово-показателен как в плане детских и спортивных площадок, так и в плане населения. Народ в основном хороший, вежливый и интеллигентный, наукоград бывший все-таки. Люди доброжелательно относятся к чужакам и всегда объясняют дорогу. Трудовых мигрантов единицы. Криминогенная обстановка в целом спокойная.

Днем в будни в Зеленограде на улицах мало людей. Многие едут работать в Москву. В самом Зеленограде есть и предприятия, и работа, но зарплаты такие, что проще доехать.

О предприятиях расскажу только то, что знаю, а знаю я про «Микрон» и «Ангстрем». На «Микроне» делают различные микросхемы, в частности, для проездных билетов на метро, там низкие зарплаты, зато оформляют в штат. «Ангстрем» — это главный убийца чистого воздуха в Зеленограде, потому что, помимо всего прочего, они занимаются еще и пластиками. Я общалась с женщиной, которая работала на «Ангстреме», и она рассказывала, что немало людей уходит из-за состояния здоровья, что у сотрудниц появляется аллергический ларингит, трофические язвы на руках и ногах. Когда в Зеленограде ночью вы открываете окна, ведущие в парк, и вместо аромата зелени чувствуете непередаваемую жженую вонь — это «Ангстрем» втихаря что-то выбрасывает в атмосферу.

Довелось мне и полежать в зеленоградской больнице. Могу поставить ей твердый трояк. Медсестры работают нормально, кормят не отбросами, белье чистое, а врачи так же не лечат нормально, пока не сунешь денег, как они не лечат в большинстве больниц нашей страны.

Архитектура в Зеленограде малопримечательна: панели и хрущи, коих меньшинство. Все-таки город новый. выделяется только район МЖК. Еще есть знаменитый дом «Флейта».

Флейта

Дом-флейта — на заднем плане. Фото by bazovois (https://fotki.yandex.ru/users/bazovois)

Общественный транспорт представлен электричками, маршрутками, автобусами. Трамваев и троллейбусов в городке нет. Кстати, именно в Зеленограде впервые ввели печально известную оплату проезда в автобусе через турникеты. Лучше б ее исключительно в Зеленограде и оставили: тут пробок почти нет, и очереди в первую дверь автобуса не особенно усугубляют ситуацию.

Железная дорога делит город на две части: старый и новый город. Возле нее расположены тюрьма и гаражно-строительные кооперативы. Турникетов на станции нет, зато есть платформы, которые почему-то находятся в ведении Санкт-Петербурга, должным образом не ремонтируются и уже несколько раз обваливались с риском для жизни пассажиров.

Основная проблема Зеленограда — транспортная. Пятницкое шоссе знаменито тем, что если уж встало — то встало надолго. Ехать в час пик по Ленинградскому шоссе стало легче с тех пор, как построили новую дорогу, но после ее запуска стали пачками отменять электрички. Когда ко мне приезжают друзья, часто ездящие на электричках в других направлениях от Москвы, они возмущаются: «На tutu одно, объявляют другое, а на табло третье!» Данная ситуация порождает очереди на маршрутку номер 431, так как больше ничего от самой станции до Москвы не идет. Чтобы сесть на знаменитый 400-ый автобус до Москвы, надо ехать через половину города! А 431-ая ходит раз в сутки. Вот эта ситуация мне кажется дикой: взяли бы да пустили дополнительные маршрутки, люди же готовы платить.

Для меня Зеленоград стал перевалочным пунктом, который я вскоре покину со смешанными эмоциями.
Если отбросить эмоции — город хорош для пенсионеров и молодых мам, которым не требуется постоянно мотаться в Москву, а также интровертов-фрилансеров на удаленке. Кстати, интернет тут в полном порядке и стоит всего на 50 рублей дороже, чем аналогичный внутри МКАДа.