Москва — Киров, или почему мы уехали из столицы

В наши дни, когда многие стремятся переехать в большие города, а лучше — в Москву или Петербург, я хочу рассказать историю нашего с супругой переезда из столицы в провинцию. В Москве мы прожили в общей сложности восемь лет: когда приехали туда поступать в институт, даже представить не могли, что спустя несколько лет после его окончания захотим сбежать от суеты мегаполиса.

Мысли о переезде появились весной 2014 года. Мы решили, что не хотим всю жизнь жить в однушке за МКАДом или брать ипотеку на 15-20 лет, чтобы купить такую же однушку на конечной станции метро, где-нибудь в Алтуфьево или Новокосино. Не хотим добираться до работы по полтора-два часа в одну сторону, толкаться в душных вагонах метро и электричек, либо стоять в многочасовых пробках, а затем еще кружить по району в поисках парковочного места. Решили, что наши будущие дети не должны дышать выхлопными газами миллионов машин, а мы не должны бояться отпускать их одних в школу или во двор.

Типичный спальный район Москвы наводит тоску

Типичный спальный район Москвы наводит тоску

Многие друзья и знакомые искренне удивлялись, узнав о нашем желании уехать из столицы. Почему вы не хотите сделать в Москве карьеру и зарабатывать солидные деньги? — не понимали многие из них. Но, по нашему глубокому убеждению, жить надо здесь и сейчас, с самого начала строить жизнь так, как бы мы хотели ее провести. И собственным примером развенчать миф о том, что в Москве качество жизни выше.

Выбор, куда именно переезжать, был сделан довольно быстро. Свое детство я провел в Кирове, относительно небольшом городе (490 тысяч жителей) в тысяче километров от столицы. Здесь живут наши родственники, я неплохо знаю город, и в нем даже имеется пустующая квартира, в которой мы можем пожить до обзаведения собственным жильем. Хотя супругу Киров сначала не впечатлил, за несколько визитов к моменту переезда в мае 2015 года он уже успел ей понравиться.

Киров стоит на высоком берегу реки Вятка

Киров стоит на высоком берегу реки Вятка

После Москвы всё в Кирове кажется камерным, даже миниатюрным. Весь город можно обойти за пару часов, а проехать из конца в конец на машине — за 20-30 минут. Когда кировчане жалуются на пробки, у нас это вызывает искреннюю улыбку: под пробками они, как правило, имеют в виду затор перед светофором на 5-6 минут. Хотя после переезда мы ездим на машине практически каждый день, лишь пару раз такая «пробка» отнимала около 15 минут. Впрочем, без машины в городе тоже вполне комфортно, имеется с десяток троллейбусных и несколько десятков автобусных маршрутов, а перебои с движением возникают только после 8-9 часов вечера. Что ж, здесь рано ложатся спать. Что касается парковок, то их тоже не хватает, особенно в старых районах, не предназначенных для такого количества машин, но всё же по сравнению с Москвой проблема стоит не так остро.

Город находится на правом крутом берегу реки Вятка, и вплоть до 1934 года назывался по имени реки. Сейчас идут жаркие дебаты о возвращении исторического наименования, но большинство горожан привыкли называть город Кировом.

Центр застроен симпатичными купеческими особняками и монументальными сталинками, окраины, как и в большинстве других областных центров, — типовыми многоэтажками. Есть районы и частной застройки. Но если житель Москвы знает, как правило, лишь свой район и, в лучшем случае, центр, то в Кирове можно достаточно быстро изучить весь город, так что «чужих» районов практически нет, а заблудиться здесь практически невозможно.

Особняк купца Булычёва — одно из красивейших зданий в городе

Особняк купца Булычёва — одно из красивейших зданий в городе

Отдельно стоит сказать о кировских товарах. Иногда создается впечатление, что если город отрезать от остальной России, кировчане этого даже не заметят, так как практически всё, начиная от знаменитого вятского кваса и заканчивая колбасой, кетчупом и наполнителем для кошачьего туалета здесь местного производства. Нам особенно нравятся местные молочные продукты, таких вкусных йогуртов вы не найдете в Москве даже в дорогих фермерских магазинах. А всем известные «Пятёрочки» и «Магниты» сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны местных ритейлеров.

Город окружен лесами и летом утопает в зелени. Зимой здесь действительно много чистого белого снега, а тротуары, в отличие от Москвы, не посыпают ужасными химикатами, из-за которых дорога превращается в чёрно-грязную жижу и портится обувь.

В Заречном парке. Когда видишь такие пейзажи, становится ясно, где Васнецов — местный уроженец — писал свою «Алёнушку»

В Заречном парке. Когда видишь такие пейзажи, становится ясно, где Васнецов — местный уроженец — писал свою «Алёнушку»

Что касается уровня жизни, то доходы здесь, конечно, ниже, чем в столице и других крупных городах. Но, с другой стороны, многие расходы здесь тоже не так высоки. Если в Москве за ЖКХ мы платили в однокомнатной квартире больше 4000 рублей, то здесь платим 3500 за трехкомнатную. Чтобы добраться до центра города, в Москве нам нужно было ехать на электричке (билет стоил 52 рубля), либо комбинировать электричку с метро (получалось около 43 рублей). Здесь проезд в общественном транспорте стоит 19 рублей (хотя по провинциальным меркам это тоже недешево). Цены на молоко местного производства начинаются здесь от 30 рублей, тогда как в столице — от 40-45 рублей.

С больницами/школами/детскими садами мы пока еще не сталкивались, поэтому много рассказать не могу. Но в городе есть несколько гимназий и лицеев, выпускники которых поступают в столичные вузы.

С уверенностью можно сказать, что есть неплохие альтернативы московским музеям-театрам. В городе около десятка музеев, которые мы уже начали активно осваивать, три театра, филармония, цирк, так что при желании есть чем заняться в свободное время. По выходным проходят замечательные пешие историко-краеведческие экскурсии. И, конечно, всегда за 10-15 минут можно выехать из города на природу или попутешествовать по области. Как и в любом другом российском городе нет здесь недостатка и в кафе, ресторанах и торговых центрах. Порой даже кажется, что их слишком много.

Дома расписаны в стиле Дымковской игрушки, некогда появившейся под Кировом

Дома расписаны в стиле Дымковской игрушки, некогда появившейся под Кировом

Серьезных недостатков жизни в Кирове мы пока не нашли. Разве что здесь поменьше зарплаты и более обшарпанные дворы, а многие кировчане говорят с ужасным вятским акцентом (что особенно раздражает супругу, большого любителя литературного языка). Зато здесь нет присущей Москве суеты, всё делается неспеша, но при этом благодаря небольшим расстояниям и отсутствию пробок за день мы успеваем намного больше. Здесь красивая природа и снежная зима, вкусные продукты и много местных товаров, хорошая архитектура и интересные достопримечательности.

Сейчас мы активно занимаемся жилищным вопросом. На семейном совете единогласно решено заняться строительством собственного дома. Еще до окончательного переезда был куплен симпатичный участок на берегу Вятки, в 30 км от Кирова, в небольшом старинном городке Слободской (так что когда-нибудь смогу написать и про него). С одной стороны, за полчаса можно добраться до Кирова, с другой стороны, мы будем жить на природе, а дети смогут пешком ходить в местную школу, поликлинику и т. д. 16 соток были куплены за 300 000 рублей, что недешево по местным меркам, но является смехотворно низкой ценой для Москвы и Подмосковья. Теперь приступили к строительству дома: это будет бревенчатый двухэтажный терем в традиционно русском стиле, но с использованием современных технологий. Не стоит и говорить, что в Москве на эти же средства нельзя купить даже плохонькую однушку.

Здесь скоро будет и наш дом

Здесь скоро будет и наш дом

В общем, жизнь за МКАДом есть, и жизнь эта намного более комфортная (по крайней мере, для нас). Если вы устали от суеты, не бойтесь вырваться из лап мегаполиса, провинциальная Россия имеет свой шарм и свои достоинства, по-своему удобна и интересна для жизни!