Переезд Москва-Махачкала

Когда дагестанцы узнают, что я добровольно перебралась из Москвы в Махачкалу, в их взглядах появляется безумное удивление, смешанное с недоверием. В Москву мечтает попасть, наверное, каждый второй молодой житель Дагестана, а вот русских, желающих осесть в одном из дагестанских городов или сел – единицы.

Причина моего решения банальна: я познакомилась с представителем сей южной республики, который пригласил меня замуж. Будущий муж, в отличие от других земляков, был патриотом, к тому же имел в Дагестане маленький бизнес, поэтому переехать должна была я. Сильно готовиться не пришлось. Покидав в чемодан вещи, подхватив под мышку полуторагодовалого сына от первого брака, я вылетела в Махачкалу, навстречу любимому мужчине и неизвестному региону.

Первый жестокий культурный шок произошел уже в аэропорту Махачкалы (он просто так называется, на самом деле удален от города примерно на 20 км). Я еще закрыла глаза на потрепанную «тушку-134», которую в воздухе колбасило не по-детски, на спартанский обед, на удивительную упертость пассажиров в вопросе курения на борту. Но аэропорт меня «добил». Само здание древних советских годов стояло чуть поодаль. Прилетавшие самолеты никакого отношения к нему не имели. Пассажиры по летному полю должны были дойти до крошечного загончика, отгороженного от аэродрома решеткой. Там, словно бараны в стойле, мы потолкались минут сорок, пока не появился багаж. После тщательной сверки номера на чемодане с номером на билете, строгий милиционер выпустил меня на волю. Избалованная московскими «Домодедово» да «Шереметьево», я и представить себе не могла, что столица одной из российских республик не в состоянии возвести себе приличный аэропорт. Что же тогда представляет собой Махачкала, если «ворота» в нее находятся в таком плачевном состоянии?..

Трасса до Махачкалы завораживает с первого взгляда: по правую руку раскинулся строгий Каспий, по левую встают предгорья Северного Кавказа. Тут и там видны возводящиеся особняки – строительство в Дагестане с каждым годом набирает все большие обороты. Но на подъезде к городу вид стал гораздо хуже. Сложилось ощущение, что некоторые водители мусоровозов не утруждали себя вывозом мусора до свалки, тлевшей вдали, а разгружали свои машины прямо рядом с дорогой. На каждом кусте и деревце висели обрывки пакетов из-под мусора, вдоль трассы валялись «живописные» кучки. В городе ситуация обстояла не лучшим образом. Забегая вперед, спешу утешить желающих переехать в Махачкалу: сейчас обстановка в городе значительно улучшилась. Однако окраины вроде Семендера или поселка Тарки все еще оставляют желать лучшего в плане чистоты. Наш дом на окраине Редукторного поселка обладал собственной мусорной кучей прямо под окнами. Наверное, это было очень удобно – выкидывать пакет сразу за окно, а не тащиться к мусорному баку. Но что должны были чувствовать жители 1-3 этажей… Кстати, в некоторых районах явно ощущается нехватка баков, потому что к вечеру вокруг них вырастают стихийные горы отбросов, которые потом чья-то добрая душа поджигает. В итоге баки становятся похожими на угольки. Сейчас это безобразие не столь распространено, возможно, благодаря душещипательному обращению на баках «Не поджигай меня! Я тебе нужен»!

Смена моей дислокации произошла весной, поэтому я в полной мере ощутила природные преимущества Северного Кавказа перед Москвой. В середине апреля в родной столице еще лежали кучки снега, а температура не поднималась выше +10 градусов. В Махачкале в это же время: температура за +20, яркое солнце в чистейшем голубом небе, город в зелени и цветах вишни. В течение дальнейших пяти лет жизни я была счастлива встречать весну в Дагестане – настоящую весну, а не ее жалкое подобие.

Махачкала в конце весны и летом. Здесь зацветет и палка, воткнутая в землю

Махачкала в конце весны и летом. Здесь зацветет и палка, воткнутая в землю

Расскажу еще немного об удивительной погоде этого региона. Теперь я понимаю, почему, хоть жить здесь в материальном плане довольно трудно, люди в Дагестане улыбчивые и оптимистично настроенные. Это все из-за солнца. Солнца здесь много и зимой, и летом. Весна наступает очень рано, а осень – ласковая и теплая, тянется до декабря.

Сильный снег - большая редкость. Но случается

Сильный снег — большая редкость. Но случается

Здесь редко бывает «крыша» из туч в течение нескольких дней, как в Москве. Если набежали тучи – жди дождя, а потом небо снова прояснится. Этот потрясающий климат для многих стоит того, чтобы терпеть другие недостатки Дагестана.

На сильные дожди канализационнная система города не рассчитана

На сильные дожди канализационнная система города не рассчитана

Раз уж я упомянула о дагестанцах, остановлюсь на этой теме подробнее. Все же для многих, планирующих переезд, фактор национальности и религии окружения становится доминирующим. Для начала стоит упомянуть, что дагестанцы как таковые подразделяются на 35 народностей (условное количество, так как некоторые ответвления других народов заявляют о себе как об отдельной нации). Большинство составляют 5 титульных наций – аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы. На слуху еще табасаранцы, но их всего 120 тысяч (примерно столько же осталось в Дагестане русских). Остальных народностей – еще меньше. Браки между представителями разных народов не приветствуются, поэтому до сих пор каждый дагестанец четко знает, откуда он родом и кто он по нации. Практически все свободно говорят на родном языке. За пределами крупных городов нередко дети до семи лет вообще не знают русский, потом до 11 класса кое-как изучают его, а потом снова благополучно забывают – говорить на нем просто не с кем. Хотя разные народы приписывают другим какие-то особые качества (аварцы – упрямые и грубые, лакцы – хитрые, кумыки – интеллигенты и т.д.), с точки зрения русского человека эти отличия сильно в глаза не бросаются. Дагестанцы уважают тех, кто решился переехать к ним на ПМЖ, относятся очень гостеприимно. Особое восхищение вызывают русские, принявшие ислам.

Здесь очень интересное отношение к детям. С одной стороны, детей обожают. Моему сыну, а потом и дочке незнакомые люди не раз протягивали конфетку, фрукты, просили подержать или гладили по голове. Такое отношение воспитывается с детства: уже на 6-7 летних девочек могут ненадолго оставить младших сестер или братьев. К тому же постоянные визиты родственников/к родственникам, у которых обязательно найдется «лишний» младенец, взращивают в детях любовь и терпимость к малышам.

С другой стороны, для детворы в Махачкале – минимум условий, словно власти города нарочно этим пытаются сдержать рождаемость. Среди многоэтажек вы не найдете нормальных детских площадок – только железные остовы качелей и турников, полуразвалившиеся горки. Все «нормальные» площадки – за деньги (от 100 р/час), однако нормальны они лишь с точки зрения бесплатных. Старые машинки на педалях из закрывшихся пионерских лагерей, те же ржавые качели-карусели, но с которых еще можно кататься. Где больше места – надувные дворцы. Недалеко от нашего дома пару лет назад начали благоустраивать двор. До этого там, среди бетона и остатков плитки стояла более-менее вменяемая горка, беседка и ржавая «Ока» общей доступности. Теперь этот дворик не узнать! Новенькая плитка, зелененькие газончики и миниатюрные елочки. И две современные деревянные беседки в придачу. Женщине с коляской или бабушке больше ничего для счастья не надо. А дети – в пролете. С газонов и из беседок их гоняют, и они выходят на дороги. Это – секции, а о частном секторе и говорить не приходится. Там мест под детские площадки не предусмотрено в принципе – участки идут впритык.

Игры дагестанских детей - лужи и камушки

Игры дагестанских детей — лужи и камушки

Повезло тем, кто умудрился отдать ребенка в сад. Когда я поинтересовалась у мужа, могу ли я пристроить в местный садик сына (очень симпатичный с виду домик и шикарная территория), он сказал, что взятки давать не собирается, а иначе туда не пробиться. И действительно, все знакомые, кто в тот момент пристраивали своих чад в госучреждения, не могли это сделать дешевле, чем за 15 000 рублей (2008 года). Сейчас это удовольствие стоит под 50 000 «деревянных» за ребенка. Многодетным скидки не предоставляются. Сады переполнены, а активного строительства новых не наблюдается. Зато новые высотки – пожалуйста и в любом районе города.

Школы Махачкалы – отдельная песня. Так как я планировала отдать сына по месту моего жительства, то, соответственно, заранее обеспокоилась уровнем образования в местных школах. Помнится, в один год первое место по баллам ЕГЭ за русский язык занял Дагестан… Это лишь показывает, что учителя русского языка здесь пока сохранили квалификацию. Уровень образования оставляет желать не просто лучшего, а радикальных перемен. Битком набитые классы (реальная ситуация в Новом Кяхулае – кто опоздал на урок, тому не досталось места), молодые учителя, купившие экзамены в вузе, отсутствие культуры учиться как таковой – все это печально сказывается на уровне образованности выпускников школ.

Уровень образованности населения особенно заметен на рынках

Уровень образованности населения особенно заметен на рынках

Мне довелось некоторое время поработать репетитором английского языка и подтягивать детей первого и пятого классов. Собственно, уровень их знаний по английскому несильно отличался. Но ученики особенно по этому поводу не беспокоились. Кто не мечтает вырваться из Дагестана, знает, что образование можно купить, а должность родственники подберут. Ситуацию немного сглаживают частные школы и пара лицеев, где требования к учащимся выше, но это – капля в море.

Образование и медицина – вот на сегодняшний день две колоссальные проблемы в Махачкале. Как шутят местные жители, «люди выздоравливают не благодаря, а вопреки медикам». Чтобы понять смысл этой фразы мне пришлось побывать в двух госучреждениях столицы – в женской консультации и инфекционной больнице. Везде – потрепанные временем фасады и внутренности, устаревшее оборудование. Врачам «инфекции» потребовалось несколько дней, чтобы понять, что мой ребенок болен не кишечной инфекцией, а ОРВИ. Еще один показательный пример: когда младшая дочь начала задыхаться от кашля по ночам, я выслушала следующие диагнозы и рекомендации:

  • слишком душно, проветрите помещение (скорая помощь, врач которой в ходе разговора заявила «Я вообще не обязана к вам приезжать» !!!);
  • глисты, дайте противопаразитарное и антигистамин (ЛОР в ведомственной поликлинике);
  • красное горло, принимайте отхаркивающее (педиатр в частной клинике).

И ни одна живая медицинская душа не предположила, что у нее коклюш. Когда я прочитала описание типичного коклюшного кашля и течение самой болезни в интернете, мне почему-то сразу стало ясно, что с ней происходит.

По городу ходит много страшилок о безалаберности врачей в больницах, о нежелании лечить пациентов, которые не дают деньги. В каждой семье хоть кто-то да сталкивался с этим отношением. Однако в этой ситуации виноваты сами дагестанцы: наплевательским отношением к учебе и повышению квалификации и желанием «отблагодарить» всех подряд они вырастили поколение эскулапов, к которым страшно обратиться за помощью. Разумеется, есть здесь и профессионалы своего дела. Например, мне совершенно бесплатно, быстро и безболезненно провели сложное удаление зуба в стоматологической поликлинике, а потом там же прекрасно поставили коронку на другой. Если вам доведется жить в Махачкале, ищите «своего» врача по любому заболеванию и держитесь за него, от этого может зависеть ваша жизнь.

Любой каприз - за ваши деньги. Сеть популярных частных поликлиник, филиал для детей

Любой каприз — за ваши деньги. Сеть популярных частных поликлиник, филиал для детей

Тому, кто подумывает о переезде в Махачкалу, следует знать некоторые нюансы городской инфраструктуры. Город делится на три огромных района, а эти районы – на райончики поменьше и поселки городского типа. Несмотря на бурный рост многоэтажек, многие дагестанцы до сих пор предпочитают частные дома. Есть они в центре города, а уж окраины и вовсе представляют собой сплошной частный сектор. Если вы собираетесь приобретать/снимать жилье, в первую очередь надо обратить внимание на его месторасположение. Центр – он и в Африке центр: престижно, хорошая инфраструктура, близко к морю. Достаточно далеко от центра находится Редукторный поселок, который также считается хорошим вариантом.

Парк в Редукторном поселке. Коров в Махачкале можно встретить в самых неожиданных местах

Парк в Редукторном поселке. Коров в Махачкале можно встретить в самых неожиданных местах

Чем дальше от центра города, тем больше вероятность, что у вас возникнут проблемы с водой или светом. Отключение электричества на часок-другой – явление заурядное, но жителям окраин порой приходится проводить без света до 24 часов подряд. Еще хуже обстоит дело с водой. Она отключается произвольно, в любой момент. Я, привыкшая, что об отключениях сообщают минимум за пару дней объявлением на подъезде, была поначалу сбита с толку. Теперь просто держу про запас несколько 5-литровых баклажек. Кроме того, доступность воды бывает обусловлена этажом. 8-9 этажи считаются непрестижными – вода доходит туда в последнюю очередь, если доходит вообще. Довелось нам пожить некоторое время на девятом этаже: летом воду мы видели рано утром и поздно вечером. Холодную. И на том спасибо. Зато цена на такие квартиры немного ниже.

Перемещение по Махачкале осуществляется на маршрутках и такси. И тех, и других – очень много. Есть еще троллейбусы, но они не считаются, так как ходят редко и маршрутов раз-два и обчелся. Маршрутки представляют собой настоящую проблему для гостей столицы: на многих кроме номера маршрута не указано ничего, либо названия начального и конечного пункта. Где она там проезжает между этими пунктами – лучше уточнять у водителя. Стоимость проезда одинакова, платить принято при выходе. Такси, как и по всей России, ловится взмахом руки человеку на машине с «шашечками». Частников, как в Москве, которые возят людей в обход такси, тут нет. Точнее, они тоже – с «шашечками». Дешевле вызвать машину по одному из многочисленных номеров, которыми испещрены стены подъездов и домов. Стоимость проезда – от 80 до 150 рублей.

Маршрутки - основной вид транспорта

Маршрутки — основной вид транспорта

Чем можно заняться в Махачкале работоспособному человеку? Выбор рода занятий, требующего высшего образования, здесь невелик. Газеты пестрят объявлениями о поиске официанток, охранников, водителей, портных и т.п. Большинство трудоспособного населения столицы торгует чем получится.

Торгуют все!

Торгуют все! 

В Махачкале работает крупное представительство Газпрома и несколько представительств фирм помельче. Пробиться на работу туда непросто – везде посажены двоюродные племянники и троюродные тетушки. Однако если у вас есть диплом вуза одного из крупных городов России, поиск работы упростится. Так как дипломы дагестанских институтов котируются только в самом Дагестане, иногородние специалисты в некоторых отраслях могут найти свою уютную нишу. Я, например, устроилась в частную школу преподавателем английского, а в летнее время репетиторствовала и «имела уважение».

Наверняка вас волнует вопрос террористической ситуации в Махачкале, ведь об этом столько говорят в новостях. Да, здесь то и дело звучат стрельба и взрывы, но направлены они исключительно на представителей правопорядка либо иных деятелей, критикующих «лесную братву». Гражданское население становится жертвами в большинстве — из любопытства: что-то взорвалось – все сразу прибежали посмотреть (а тут – второй взрыв), валяется непонятный пакет – обязательно надо его потрогать. Есть здесь и похищения людей правоохранительными органами, о чем постоянно пишет местная пресса («его потеряли» означает «ему помогли пропасть без вести»), и проводимые спустя рукава спецоперации, когда забывают эвакуировать людей из оцепленного дома и начинают штурм. Но когда живешь в самой Махачкале и не имеешь отношения ни к боевикам, ни к полиции, выглядит это намного проще. По крайней мере, для меня.

Исламское граффити встречается в любой точке города

Исламское граффити встречается в любой точке города

Написано уже много и большей частью это – нелестные комментарии. Возможно, у вас уже сложилось впечатление, что в Махачкале кроме солнца нет ничего достойного внимания. Это не так! Во-первых, как я уже замечала, дагестанцы любят детей. Они в принципе доброжелательно относятся ко всем людям. В Москве я лично кожей ощущаю, как люди негативно настроены по отношению друг к другу, как они заняты, и каждому есть дело только до себя самого и узенького кружка семьи. В Дагестане всем до всего есть дело. Иногда это не слишком приятно, когда на тебя пристально смотрят на улице или слушают разговор по мобильнику. Но большей частью это выражается в отзывчивости, готовности помочь соседу и дальнему родственнику. Жизнь здесь течет более размеренно. Если ваш дагестанский друг говорит, что подъедет после обеда, ждите его к вечеру, а «через пять минут» могут растянуться часа на два. Также обязательно стоит побывать на дагестанской свадьбе, для которой снимают огромные банкетные залы. Столы здесь ломятся от яств, а гостей развлекают эстрадные исполнители и сами гости банкета. К слову, в республике России с самой низкой зарплатой свадьба в городе обходится в среднем в 600-700 000 рублей.

Нельзя не упомянуть о том, что в Махачкале все на порядок дешевле, чем в Москве. С московской зарплатой здесь можно жить как «бобёр» (богатый человек). Снять однокомнатную квартиру с мебелью стоит от 10 000 рублей, средний чек в кафе на одного взрослого обычно не превышает 500 рублей. Очень дешевые фрукты и овощи в сезон, особенно если проехать от города по трассе. Есть в Махачкале и именитые бутики с настоящими дизайнерскими вещами, так как «бобры» придирчиво относятся к тому, что покупают. Есть и дешевые китайские и турецкие вещи на рынках и в маленьких магазинчиках, лично привезенные хозяйкой этого магазина из того же Китая или Турции.

Как бы Махачкала не пыталась стать похожей на Москву, в ней не истребить этот дух типично восточного городка, который и придает ей особое очарование. По-моему, властям города надо обратить внимание не на то, как угнаться за столицей РФ, а как «поймать» свою волну и развивать уникальность Махачкалы, решать ее насущные социальные, а не архитектурные проблемы.

Я все еще не могу решить, хочу ли я, чтобы здесь жили мои дети. Уровень медицины и образования – вот что пугает больше всего. В принципе, если есть деньги на частную клинику и школу, можно решить и этот вопрос. Но пока у нас таких денег нет.

Иногда я возвращаюсь в Москву. Здесь остались мои родители, и я по-прежнему считаю город родным. Но очень быстро суета мегаполиса, непреодолимые расстояния, запредельные цены надоедают. И снова манят назад простота и умиротворенность Махачкалы, ее песчаные пляжи и гостеприимные друзья, которым некуда спешить.